Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ № 110/24488/ 6 ИЮНЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 25 ЕЛЕНА БРЕДИС « Д в а д ц а т и л е т н и х мы считали старыми/ Далекими как звезды в небе, взрослыми,/Когда влюбленные они гуляли парами/И угощали нас, мальчишек, папироска- ми». Так начинается одна из моих любимых песен на стихи нашего выдающего- ся земляка-педагогаСталя АнатольевичаШмакова.А заканчивается она такой строчкой: «Трагедия не в том, что мы стареем, а в том, что остаемся мо- лодыми». Так все-таки трагедия или спасение? Принимать неизбежную старость или изо всех сил сопротивляться ей? И во- обще, что такое старость? Каждый человек в какой-то момент вынужден ответить для себя на эти и другие вопросы. И очень многое в его жизни зависит от того, какой именно он даст ответ. Тут выясняется, что пожилому человеку советы психолога нужны не меньше, чем ребенку в «переходном воз- расте» или молодой семейной паре, запутавшейся в своих от- ношениях. Сегодня дает советы и отвечает на вопросы уже зна- комый нашимчитателямпсихо- аналитик Екатерина Антонова. — Екатерина Андреевна, а вам не кажется, что самое страшное в старости — это чувство одиночества и что за по- следние годыоно росло у наших стариков как снежный ком? — Это два разных и очень важных вопроса, но я начну с последнего. Любой слом идео- логии—это тяжелейшая психо- логическая травма для старшего поколения. Помните китайскую пословицу «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»? Наши родители, наши бабушки и де- душки как раз в такую эпоху и попали. Но перемены могут происходить по-разному. В том же Китае резко сменили вектор пути экономического развития, но не стали «через колено» ломать идеологию, замазывать черной краской историческую память народа. А что произо- шло у нас? На официальном уровне в начале девяностых началось резкое обесценивание собственнойистории, культуры, традиций. Начались призывы к массовому покаянию за «крова- выепреступления»предков.Что это такое с точки зрения психо- аналитика? Фактически, отказ от собственного рода, от своей родовой памяти. А как иначе, если тебе сообщают, что твои предки были преступниками и подлецами? На самом деле это штука страшная особенно для молодых, принявших такую трактовку истории, потому что тогда позади у них оказы- вается зияющая пустота. Что же касается стариков, то их практически поставили перед фактом: вся вашажизнь прошла даром, вы не так работали, не в то верили, не к тому стреми- лись, не за то отдавали здоровье и жизнь. Возникает глобальное чувство одиночества: в своей родной стране, в своемобществе, в своем государстве. Сейчас эти «перекосы» начали исправлять, Старость — не радость? Как победить чувство одиночества и делать это надо как можно быстрее ради психологического здоровья нации. — Но вряд ли только смена политического строя и идеоло- гии повинна в том, что пожилые люди стали чувствовать себя такими одинокими… — Ну, конечно, причин очень много. Когда-то старей- шина семьи считался источни- комжизненного опыта, знаний, мудрости. И именно за этим тя- нулись к нему молодые. Именно поэтому он не чувствовал себя просто«доживающимсвойвек». А бурное развитие научно-тех- нического прогресса привело к тому, что у стариков уже, вроде как, нечему учиться: они ни компьютером пользоваться не умеют, ни каким-нибудь ново- модным гаджетом. — Да, но их мудрость и их жизненный опыт остались при них, и это никакой научно-тех- нический прогресс не заменит. — Время кардинально из- менилось. Маленький внук уже предпочтет поиграть в компью- терную игру, а не посидеть у де- душкина коленях, слушая сказ- ку. Дети озабочены зарабаты- ванием денег, и материальный доход для них куда важнее всей мудростижизни. Практический опыт старшего поколения уже не годится для молодых. Хотя, я знаю одну семью, где идеаль- но выстроены отношения. Там бабушка с дедушкой— в почете и уважении, к ним обязательно обращаются за советом дети, их обожают внуки. Я очень люблю бывать в этой семье. Правда, они не русские, а с Кавказа. — Вот-вот, я как раз хоте- ла сказать, что на Кавказе, в СреднейАзии, у других народов при всем научно-техническом прогрессе остается глубокое и искреннее почтение к старикам. — Да, это другие культуры, сумевшие даже в стремительно меняющемся мире сохранить свои традиции. И в этом смысле нам бы у них поучиться. По- тому что это не анахронизм, а элементарная логика. Ябыдаже обратилась к молодым: ребята, помните, мы все постареем! Это неизбежно. Мы тоже будем дряхлыми и немощными, мы тоже будемнуждаться в заботе и внимании. Нам тоже захочется чувствовать себя и нужными, и значимыми. И когда традиция уважения к пожилому челове- ку передается в народе из по- коления в поколение, тогда и проблема одиночества не стоит так остро. — Вы наверняка в своей практике сталкивались со слу- чаями, когда дети жалуются на пожилых родителей, которые как-то странно себя ведут, за ко- торыми нужен «глаз да глаз»… —Да, такие случаи нередки, но они вполне объяснимы. Вы же знаете, что в жизни челове- ка бывают разные периоды. Из малыша, который нуждается в вашей опеке и в вашем вни- мании, он постепенно превра- щается в трудно управляемого подростка, который жаждет максимальной самостоятель- ности. А через десятилетия наступает кризис среднего воз- раста, когда человек начинает анализировать пройденный путь и подводить какие-то «про- межуточные» итоги. Так вот в старости все идет в обратном порядке. Сначала как бы по- вторяется кризис среднего воз- раста, только итоги подводятся уже почти окончательные. Это очень тяжелое время для по- жилого человека. Потом он в определенном смысле погру- жается в пубертатный период и тоже жаждет самостоятель- ности, отказываясь от всякой помощи со стороны детей. И если внучку-подростка оставить с такой бабушкой, то они запро- сто могут вместе отправиться на какую-нибудь гулянку, по- скольку психологически очень похожи. И, наконец, старый человек начинает остро нуж- даться во внимании и тепле со стороны близких, совсем, как маленький ребенок. — Да уж, не очень-то ра- достную перспективу вы на- рисовали… — Это ведь только схема, о которой должны помнить те, у кого старенькие родители. Она просто многое помогает понять. На самом деле каждый проживает свою жизнь и, соот- ветственно, свою старость по- своему. Кто-то приходит к му- дрости и просветлению, и тогда все этипериодыпреодолеваются практически безболезненно и для самого человека, и для его близких. А для кого-то старость превращается в ад. Я вам сейчас расскажу один миф. У древних греков был мрачный бог Гадес, властитель подземного царства мертвых. Но другое его имя — Плутон, что переводится как богатство и изобилие. Даже в этом заложено очень двоякое понимание и старости, и даже смерти. Гадес — это бог, управ- ляющий временем упадка. Он привносит в жизнь сумрак, служит источником депрессий, тревог, эмоциональных спадов и печалей—однако онже облада- ет способностью нести просвет- ление и обновление. В холод- ный подземный мир человека приводит дух смерти. Туда же нас может привести «смерть» взаимоотношений, привычного образа жизни, надежд, целей, смысла. И вот тут старый чело- век может оказаться во власти трех богинь-Эриний. Одна из них — мщение, другая — за- висть, третья — непрощенная обида. Это зависть к молодым по принципу «мы так не жили, мы так не ели, мы так не одева- лись». Это обиды, которые оста- лись жить в душе и вышли на первый план, отравляя жизнь. Это месть за то, что жизнь не удалась, а исправить ее уже нет времени. Разве это не ад? И разве не сам человек в этом виноват? Вспомните бабушек на скамеечке, которые вслед любому человеку прошипят что-нибудь злобное, вспомните старичков, способных целый автобус довести до нервного срыва. — Но, может быть, главная причина тут — невнимание де- тей и внуков? — Запомните, это родители всегда наполняют детей, а не наоборот. Наполняют любовью, теплом, душевной близостью и заботой. И никогда такой «на- полненный» ребенок не будет холоден и равнодушен к своим старым родителям. Когда пожи- лые люди начинаютжаловаться мне на то, что взрослые дети от- носятся к ним чисто формально, мне всегда хочется спросить: а когда вы были молодым, вы замечали своего ребенка? Вы интересовались егожизнью? Вы его жалели, утешали, поддер- живали?Или заботились только о том, чтобы он был сыт и одет? Понимаете, все возвращается той же монетой, и обижаться тут можно только на себя. И если взрослые дети заезжают к родителям раз в неделю на пять минут, чтобы забросить продукты, не считая нужным пообщаться даже по телефону, то это повод задуматься над тем, как вы к ним относились, когда они были маленькими. Что по- сеешь, то и пожнешь. —Я так понимаю, что пожи- лые люди к вам тоже обращают- ся. Но ведь вы еще так молоды, как же вы можете им помочь? — В каждом из нас живет образ старого человека. У меня это — образ моей бабушки. Она необыкновенно мудрый и светлый человек, и я бы очень хотела стариться, как она. Так вот я нахожу в себе этот ее образ иначинаюсмотреть на проблему ее глазами. — Вы сейчас сказали очень важную фразу — «я бы хотела стариться, как она». Дело в том, что сегодня все больше людей вообще панически боятся ста- риться. Отсюда бесконечные пластические операции, липо- сакции, увлечение молодежной модой и тому подобное. Выгля- дит все это зачастуюжутковато, а то и смешно. А ведь раньше люди умели стариться спокойно и достойно, полностью прини- мая свою новую роль. — Если говорить о женщи- нах, то их роль в семье и обще- стве заметно изменилась. Когда женщины рожали и растили по шесть-восемь детей, они совер- шенно естественно переходили в роль бабушек. Опятьже, тогда не было страха, что муж уйдет к «молоденькой». Сейчас же один ребенок немного подрос и уже появилась возможность заняться собой и своей внешно- стью. Но главная причина—это отсутствие душевнойидуховной зрелости. Человеку пятьдесят лет, а его отношение к жизни и людям, его реакции, его вос- приятие самого себя остались на уровне двадцати пяти лет. И что делать? Срочно приводить в соответствие физиономию при помощи скальпеля илишприца. Кстати, сегодня это относится уже не только к женщинам, но и к мужчинам. Отсюда и по- вальное желание, чтобы внуки называли не «бабушками» и «дедушками», а только по име- нам. Уметь принять себя как «бабушку»может только зрелая и мудрая женщина. А сегодня, увы, мудрость уступает место инфантилизму. — Раньше было принято, чтобы несколько поколений семьижили вместе, а сейчас все стараютсябыстрееразъехаться. Может, и это делает стариков одинокими? — Неважно, сколько авто- бусных остановок или сотен километров вас разделяют. Для ощущения родственного и душевного тепла это значения не имеет. Да, старость — неиз- бежна. Но она может быть не менее наполненной, чем моло- дость. Главное — с чем ты к ней придешь. От редакции. Уважаемые читатели! Предлагайте темы для обсуждения с психоанали- тикомЕкатеринойАнтоновой. Звоните по телефонам: 30-82- 25 или 30-82-42. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Как иногда нужен бабушкин совет...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz