Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ПОДРОБНОСТИ № 110/24488/ 6 ИЮНЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 24 Манна «небесная» Кто и зачем сорил в Липецке мечеными купюрами МАРИНА КУДАЕВА «Аттракцион невидан- ной щедрости» состоял- ся на прошлой неделе в центре Липецка. Банк- ноты сыпались букваль- но с неба. И купюры, не сказать что крупные, — по сто рублей. Но в ожи- дании этих дармовых денег собралась вполне внушительная толпа — порядка тысячи липчан. «ЛГ» попыталась выяс- нить, кому и зачем пона- добилось подобное шоу цинизма и алчности. Оказалось, финансовый дождь устроила некая всерос- сийская общественная орга- низация «Правда о еде». Цель якобы преследовалась благая: на купюрах был отштампован призыв покупать только здо- ровые, не содержащие холесте- рин продукты. Таким образом организаторы акции решили привлечь внимание населения к проблеме болезней сердца — главной причине смертности в нашей стране. Вот только толпа страждущих и алчущих денег липчан состояла в основном из молодежи, явно не слишком заинтересованной вопросами вреда холестерина. Да и где гарантия, что сотня была потра- чена именно на продукты, а не на пиво или, скажем, сигареты, которые, кстати, холестерина не содержат, но полезными от этого не становятся. Как удалось выяснить, общественная организация «Правда о еде» начала свою де- ятельность в декабре прошлого года. Акции проводит вМоскве и Санкт-Петербурге, а теперь вот добралась и до глубинки. Именно на Липецк выбор пал будто бы из-за того, что город нашневелик—Воронежу-мил- лионнику сумманужнапокруп- нее. Возможно, событие и не вызвало бы такого ажиотажа, если бы не ряд местных СМИ, не раз проанонсировавших это мероприятие. И вот, когда и стар и млад в назначенный час в едином по- рыве был готов кинуться за ха- лявными деньгами, оказалось, что манна небесная начала сы- паться совсем не оттуда, откуда ееждали. Активно работая лок- тями, люди бросились во двор многоэтажки, а там взбирались на парапеты, рискуя жизнью, карабкались на кондиционе- ры, куда падали купюры. Одна предприимчивая пенсионерка даже влезла на козырек подъ- езда и собрала «урожай» там. Не виноватые мы… В общей сложности активи- сты объединения, по их словам, пустили по ветру 100 тысяч рублей. Правда, народ все же усомнился в этой цифре: уж больно быстро иссяк денеж- ный «ливень». А вместе с ним испарились и организаторы акции, оставив после себямассу брошюр о вреде фаст-фуда. Как пояснила позже представитель организации Мария Булавин- цева, акция прошла скомканно из-за того, что им помешала полиция. Управление МВД по Липецкой области расценило акцию борцов за здоровое пи- тание как незаконную. Уже на следующий день Мария Булавинцева была задержана в Воронежской области. Как рассказали «Липецкой газете» в пресс-службе УМВД РФ по Липецкой области, девушке вменяется в вину администра- тивное правонарушение, ква- лифицируемое по статье 20.2 прим 2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка ор- ганизации либо проведения собрания, митинга, демонстра- ции, шествия или пикетиро- вания). После расследования дело будет направлено в суд. Нарушительнице грозитштраф от 10 до 20 тысяч рублей, кото- рый, по словам организаторов акции, будет заплачен все теми же мечеными купюрами. Потом, правда, любители рассказывать «правду о еде» публично извинились перед липчанами и пошли на по- пятную: да мы, де, вовсе и не хотели, чтобы на нашу акцию люди пришли. Мы, мол, только прессу приглашали, а это уж она повсюду растрезвонила. Вполне резонен вопрос: а кому тогда деньги предназначались? Жадным до дешевых сенсаций журналистам? Деньги все-таки пахнут Не знаю кому как, а лично для меня эта акция не просто унизительна, она отвратна — сколько бы ее организаторы ни говорили, что подобное «благо» они сотворили из добрых по- буждений и не знали, что так получится. Необычный «соци- альный эксперимент» подобно- го рода провел в прошлом году и основатель соцсети «ВКонтак- те» Павел Дуров, разбрасывая из окна офиса в центре Санкт- Петербурга пятитысячные ку- пюры. Деньги он прикреплял к бумажным самолетикам и пускал в толпу, собравшуюся по случаю празднования Дня города. Всего таким способом «в полет» было отправлено 50 тысяч рублей. Дуров от души смеялся, наблюдая за тем, как люди первыми пытаются до- браться до красных бумажек, пуская в ход кулаки. Сам мил- лионер так прокомментировал свои действия: «Коллеги ре- шили поддержать атмосферу праздника в виде небольшой акции, но ее пришлось быстро прекратить — народ стал зве- реть». Что и говорить, нувориши всегда имели страсть посорить деньгами. Купцы то чаевые огромные раздавали, то певич- кам и музыкантам в трактире сотенные ассигнации бросали, то просто могли из экипажа на мостовую золотые монеты швырнуть и смотреть, как толпа из-за них дерется. Но в России того времени это счи- талось совсем дурным тоном, и таких купчишек столичные газеты зло высмеивали. После революции подобные загулы, конечно, прекратились. Если у кого и было в стране состоя- ние, им не кичились. А в девя- ностые прежние нравы стали возвращаться. Правда, широко кутили главным образом бан- диты. Уровень культуры у них минимальный, легких денег много, а жизнь короткая, и они об этом прекрасно знали. Вот и прожигали те дни, что им были отмерены. Что происходит сейчас? То ли времена возвращаются, то ли это эксперимент такой по воздействию на население? Вполне логичен и вопрос «От- куда деньги, Зин?» За чей счет, как говорится, предполагался банкет из экологически чистых продуктов? Организаторы акции в Липецке утвержда- ют, будто бы деньги собирали по России всем миром — кто сколько может. Но кто финан- сирует самих «благодетелей»— вопрос открытый. И, думается, ответ на него должен заинтере- совать компетентные органы. Халява, сэр? Вопрос, почему люди ради легкой наживы готовы на лю- бое унижение, однозначного ответа не имеет. Но на этой любви к халяве коммерсанты, например, играют регулярно. Так, недавно один из круп- ных супермаркетов подмосков- ной Коломны устроил акцию «Разденься до трусов и унеси сколько сможешь бесплатно». Реклама предстоящего «шоу неслыханной щедрости и от- кровенности одновременно» несколько дней висела по всему городу и имела немалый успех: в назначенное время голых по- купателей в супермаркете было как минимум не меньше, чем одетых. По условиям акции каждый «нудист» имел право забрать с собой, не заплатив, все, что он смог унести в руках без каких- либо сумок, корзинок и прочих приспособлений. В результате в очередях к кассам стояли обна- женные граждане, судорожно сжимающие охапки самых разных продуктов. Упавшее на пол подбирать не разрешалось, но по нему мало кто горевал. А о том, что в магазине не совсем хорошо ходить голым, вообще никто не вспомнил. Так что липчанам еще повезло, что нас не заставили ради полезной, лишенной холестерина еды снимать исподнее… Прославившись на всю стра- ну, коломенский супермаркет, однако, не стал новатором в деле, называющемся «марке- тинг ниже пояса». Одной из первых подобную практику в России ввела несколько лет на- зад «Евросеть». Руководивший ею Евгений Чичваркин был уверен, что чем громче скандал, тем полезнее это для компании, и в выборе средств не стеснял- ся. Например, в свое время по всей стране прошла акция «Разденься и получи телефон». За самый дешевый мобильник людям предлагалось обнажить- ся и в таком виде на глазах со- тен зевак получать свой приз. При этом призы выдавались не всем, решившим по примеру молодежи 20-х годов прошлого века «отвергнуть стыд», а лишь самым настырным. Люди ради халявных мобил шли и на это. По мнению психолога Еле- ны Высоцкой, у таких людей не хватает чувства собственного достоинства. — Те, кто участвует в по- добных акциях, вне всякого сомнения, не настолько бедны, чтобы делать это от крайней нужды,—считает она.—Люди с подобными комплексами, даже имея определенный фи- нансовый доход, позволяющий им нормально существовать, все равно внутри ощущают себя хуже окружающих. Они посто- янно себя с кем-то сравнивают и делают выводы не в свою поль- зу, что и толкает их пускаться во все тяжкие, вплоть до уни- жения ради любой халявы. Надо признать: у отече- ственной халявы большая исто- рия. Смысл самого слова коре- нится в украинском «халява», то есть голенище сапога. «Схо- дить на халяву» в среде бур- саков — учащихся духовных семинарий — значило украсть что-то на базаре и спрятать за голенище. Но постепенно ха- лявой стали называть любую возможность поживиться чем- либо задарма. Любовь к этому занятию сидит где-то очень глубоко в человеческих генах. Один из самыхизвестныхисторических примеров такого безумия — трагедия на Ходынском поле 1896 года, когда полумиллион- ная толпа устроила буквально драку за сладости. В возникшей давке погибло больше сотни человек, ещё несколько тысяч получили различные увечья. Однако если кто-то считает смертельную тягу к халяве чертойименно русского народа, глубоко ошибается. Побоища в очередяхрегулярнопроисходят и за пределами нашей родины. Вот лишь один пример. Когда в Великобритании открывали крупнейший в стране мага- зин IKEA, в честь праздника устроили грандиозное сниже- ние цен на несколько десятков позиций, а гвоздем программы стали супердешевые диваны. Очередь начала выстраиваться еще с ночи, а закрыть магазин пришлось уже через 40 минут после открытия дверей. Обе- зумевшая толпа в шесть тысяч человек буквально ворвалась в магазин и устроила настоящее побоище за товарыпо бросовым ценам. Охрана магазина ниче- го не могла с ними поделать, поэтому успокаивать разгоря- ченных покупателей пришлось прибывшим нарядам полиции. Пара десятков человек вместо желанного дивана получила больничную койку. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz