Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНО | Требования самые демократичные Одетые по форме Евгений ПАВЛОВ, пред- седатель департамента об- разования администрации Липецка: — Еще в январе по ини- циативе Ассамблеи роди- тельской общественности в липецких школах был про- веден опрос о необходимости введения обязательной фор- мы. В нем приняли участие более 14 тысяч человек, и оказалось, что «вольный стиль» одежды порядком надоел не только учителям, но и родителям учеников. Собираяребенканалинейку, они устали ломать голову, как нарядить дочь или сы- на не хуже соседа по парте. Около 60 процентов респон- дентов высказались за введе- ние школьной формы. Этого мнения придерживаюсь и я. Пиджаки, галстуки, строгие костюмы дисциплинируют учащихся, настраивают их на рабочую атмосферу. В Липецке школьная форма вводится поэтапно. С 1 сентября2013 года она обя- зательна только для перво- классников. Остальные дети будут приходить на уроки в одежде де- лового сти- ля. К при- меру, мой сын — вто- р о к л а с с - ник — еще не вырос из купленно- го год на- зад черного костюма, а потому в День зна- ний придет в нем на линейку. Так же могут по- ступитьидругие.Поэтапный переход нужен для того, чтобыученикииихродители смогли привыкнуть к мысли об обязательной школьной форме, спланировать траты на ее покупку. Вместе с представителя- ми Ассамблеи родительской общественности Совета ди- ректоров были выработа- ны основные требования к внешнемувидушкольников. С общими рекомендациями можно ознакомиться на сай- те департамента (www.doal. ru/laws/804.pdf). В разме- щенномтамписьмекруково- дителямшколговорится, что одежда детей должна быть деловогостиля, синегоцвета, не светлого оттенка. Отдель- ные требования к внешнему виду девочек. Подол юбки — не выше 10 сантиметров от верхней границы колена. Блузка должна быть ниже талии и непрозрачной. Вписьмепрописанобщий дресс-код дляшкольников, а всеостальноеотданонаоткуп родителям. В зависимости от вкуса и достатка каждая семья сама решает, где и что купить своему ребенку, какой будет покрой платья, фасонрубашки, сколькокар- манов, выточек и пуговиц. Можно приобрести пиджак или жилет, юбку или сара- фан. Никакого давления на родителей департамент об- разованияне оказывает. Тем более мыне навязываемпро- дукциютехилииныхпостав- щиков. С представителями магазина «Наследникъ Вы- жанова» и «Детишкино» у насужесостоялсядостаточно жесткий разговор по поводу рекламных проспектов фир- мы, на которых размещены герб Липецка и надпись «ре- комендовано департаментом образования». Все это не что иное, как маркетинговый ход. Никакого отношения к коммерческой деятель- ности предпринимателей наше ведомство не имеет. Владельцы магазинов по- обещали, что впредь станут более взвешенно подходить к содержаниюсвоихреклам- ных проспектов. Что касается директоров образовательных учрежде- ний, то они, насколько мне известно, работали со всеми поставщиками без исключе- ния. Еще зимой представи- тели фирм, чтобы изучить рынок,приходилившколыи рекламировалисвоюпродук- цию. В некоторых классах онинашливзаимопонимание с родителями, и те сдела- ли коллективный заказ. В каких-то образова- тельных у ч р е ж - д е н и я х мамы и папы не пришли к едино- му знаме- нателю и р ешили самосто- ятельно покупать синиеюб- ки, сарафаны и пиджаки в магазинах, заказывать в ателье. К настоящему вре- мениурегулированывсекон- фликты, возникшие между администрацией учебных заведенийиродителями.Как правило, они происходили там, где директора решали разом «переодеть» не только первоклашек, но и все на- чальное или среднее звено. Формально, внеся в устав со- ответствующие изменения, они вправе это сделать, но нужна большая разъясни- тельная работа. Установленные на дан- ный момент требования к школьной форме предельно демократичны, а потому не думаю, что ее введение станет серьезной проблемой даже для малообеспеченных семей. Во-первых, ребенка, донашивающего костюм за старшим братом, из школы никто выгонит. Во-вторых, на рынке детской одежды представлена форма разной стоимости. А в-третьих, в Государственной Думе уже обсуждаются поправки к Закону «Об образовании в РФ», касающиесяповсемест- ного введения обязательной школьной формы. Если со- ответствующеерешениепри- мут на федеральном уровне, тонавернякаследующийшаг законодателя будет — за- щитить малообеспеченные семьи, компенсировав им часть затрат на пиджаки и сарафаны. ЖИЗНЬ И КОШЕЛЕК | Репортер « Липецкой газеты » приценился на рынках и в магазинах А почем нынче школьный прикид? Анастасия Карташова В новом учебном году за парты в Липецке сядут почти пять тысяч перво- классников. Они должны быть одеты в синие пиджа- ки, брюки, сарафаны или юбки. В некоторых школах решили ввести единую форму не только для начального, но и для среднего звена. Способен ли местный рынок удов- летворить запросы учени- ков? Сколько стоит школь- ная форма и имеется ли она в наличии? Желая получить ответы на эти вопросы, корреспондент «Липецкой газеты» посетил ряд торговых точек. Свой шопинг-марафон я начала с Петровского рын- ка. Дамы выбирают себе ку- пальникииполупрозрачные кофточки. Представители сильного пола примеряют шорты на резинке, солнеч- ные очки и сланцы. Жара, однако. Медленно двигаюсь в общемпотоке покупателей и через двадцать минут уже сама начинаю прицени- ваться, выбирать, щупать летние наряды. Школьных сарафанов, платьев и юбок для девочек здесь нет — ни синих, ни черных, никаких. — Дети растут быстро, и, зная это, раньше июля— августа родители за школь- ной одеждой не приходят, — объясняет девушка-про- давец, представившаясяНа- ташей.—Завоз будет ближе к началу учебного года. С одеждой для мальчи- ков гораздо проще. Сорочки, галстуки, брюки и пиджаки наПетровскомрынкеможно купить в любое время года. Особенно мне понравился один белорусский костюм синего цвета со стальным отливом. Чудесная ткань, ровная строчка, карманы, воротник — сшито как по линейке. Стоит это велико- лепие пять тысяч рублей, но если поторговаться…Синих брюк дляюношей тоже мно- го—от 1000 до 2200 рублей. Естьиклассическогокроя, и дудочкой, зауженные к ни- зу. Похоже, что китайские и турецкиешвейные фабрики уже осведомлены о требова- ниях департамента образо- вания Липецка касательно цвета школьной формы. — А есть ли что-нибудь новенькое? На мой вопрос продавец, покопавшись в огромных тюках, извлекает «послед- ний писк» — стрэйч-брюки синего цвета, отлично об- легающие фигуру с кожа- ными вставками на поясе. Джинсы не джинсы, брюки не брюки, но вряд ли ад- министрация школы при- дерется к такому фасону. Все в общем-то в границах приличия. Свой шопинг я продол- жила в магазинах. В «Дет- ский мир», «Тутти» и «Вы- растайку»школьнуюформу пока не завезли — тоже не сезон. В «Наследнике Вы- жанова» в свободной прода- же ее тоже нет, но имеются выставочные образцы. Сим- патичные плиссированные юбочки с бантиками по 950 рублей, вязанные жилетки — от 530 до 950 рублей, ко- стюмы для мальчиков — от 2300 рублей. Но больше все- го мое воображение поразил полосатый галстук с гербом Липецка. Патриотично, но дороговато — 300 рублей. — А есть ли заказы на такие галстуки? — интере- суюсь у продавца. —Смотря к какойшколе вы относитесь, в некоторых классах галстуки с гербом заказывают все,—ответила девушка. — Ну а 50-я школа, как решила? — называю нао- бум (в ней я сама когда-то училась). Оказалось, что в числе клиентов «Наследника Вы- жанова» значатся 1,2,15, 20, 28 и ряд других школ Липецка, и даже гимназия № 1 г. Лебедяни. Купить в магазине на улице Совет- ской форму, конечно же, может каждый. Но цена будет на 20—30 процентов выше оптовой, указанной в рекламном проспекте. Договор с моей бывшей 50-й школой не заключил, как выяснилось, и магазин «Детишкино». Его вотчи- на, по всей видимости, — юго-западные микрорайоны Липецка: школы № 69, 70, 77 и другие. Ассортимент и цены здесь такие же, как в «Наследнике...», что не удивительно, — оба мага- зина принадлежат одному учредителю. Еще часть образователь- ных учреждений «подружи- лись» с магазином «Детки в моде», который находится на улице Ворошилова. Фор- ма здесь не только синяя, но и серая, есть даже в клетку. Цены ниже, чем в «Наслед- нике...», что объясняется иным качеством ткани. К примеру, за 800 рублеймож- но купить сарафан, а юбка стоит 550 рублей, костюм для мальчика обойдется в 1850 рублей, жакет для девочки — 1200 рублей. Но это, опять же, оптовая цена для тех, кто сделал заказ до 1 июня. — А если ребенок за три месяца вырастет? — спра- шиваю у продавца. — Не волнуйтесь. Мы снимаем мерки с запасом. Все продумано, — отвечает девушка. — В некоторых школах мы обмеряли детей еще ранней весной. Заказы привезут уже в июне. С 1 июля форма посту- пает в магазин «Skylake», который работает со шко- лами № 40, 12, 52, 47 и 43. С ценами и ассортиментом пока можно ознакомиться на одноименном сайте. Са- рафан для девочки—от 700 до 1800 рублей, водолазка — 900 рублей, юбка — 1000 рублей. Вот и получается, что несколько магазинов поде- лили между собой образова- тельные учреждениягорода. Слово «конкуренция» в этом дележе не присутствует... ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Форум Дискуссионный клуб «Липецкой газеты» Страницу подготовили Максим Ионов, Анастасия Карташова и Галина Чернышова. До последнего времени в Липецке школьная форма была введена в 14 школах. В семи из них — только в 1— 4 классах, в одном образовательном учреждении — в 5-9 классах, а в четырех школах — в отдельных классных коллективах. ” С предстоящего учебного года в Липецке начинается поэтапное введение единой школьной формы. Первого сентября явиться на «линейку знаний» в одежде установ- ленного образца должны будут первоклассники всех городских школ. В последующие годы подобная практика легко может распространиться и на старшее звено. Стоит ли говорить, что эта новость быстро вошла в «топ» самых обсуждаемых в областном центре. При этом мнения разделились по целому ряду позиций — от моральной до финансовой. Некоторые усмотрели во введении школьной формы наступление на одну из базовых потребностей современного школьника — посто- янно подчеркивать собственную индивидуальность. Другие увидели в этом шаге спасение от полной вседозво- ленности, при которой дети могут приходить на уроки, будучи как две капли воды похожими, например, на американского рок-музыканта Мэрилина Мэнсона. Третьих возмутило, что эксклюзивное право на пошив формы получило только одно юридическое лицо, а приобрести готовую продукцию можно будет лишь в двух городских магазинах. В сегодняшнем выпуске дискуссионной страницы «Фо- рум» «Липецкая газета» постаралась отразить самые разнообразные мнения липчан по обсуждаемому вопросу. СЛОВО ПРОФЕССИОНАЛУ | Деловой стиль индивидуальности ребенка не помеха Главное, чтобы костюмчик сидел Римма Пиндюрина, директор гимназии № 19 г. Липецка, почетный работник общего образования РФ — Для нашей гимназии введение единой школьной формыне сталониновостью, ни, тем более, сюрпризом. Общий стиль одежды у нас практикуется уже восемь лет, и за это время мы не слышали возражений ни от самих учеников, ни со сто- роны их родителей. Почему мыввелидресс-код?Необхо- димость такого шага дикто- валась девизом нашей гим- назии: «Традиции, порядок, инновации». К инновациям школьная форма, конечно же, никакого отношения не имеет, а вот с традициями и порядком связана напря- мую. Во всем мире учебные заведения, уважающие свою историю и исповедующие здоровую преемственность поколений, так или иначе регламентируют внешний вид своих учеников. Это сразу дает детям понять, куда именно они пришли получать знания, и настра- ивает на серьезный лад с первого дня занятий. Кроме того, деловой стиль одежды априори повышает самодис- циплину человека. Еще одно важное преи- мущество школьной формы я вижу в том, что ее наличие делает учеников ближе друг к другу, да и вообще норма- лизует взаимоотношения в коллективе. При отсутствии ярко выраженных внеш- них различий среди одно- классников у них теряется необходимость постоянно соревноваться в оригиналь- ности стиля или наличии в гардеробе вещей, которых нет у других учеников. Это обстоятельство имеет, поми- мо прочего, и сильное пси- хологическое значение. Не секрет, что в подростковом возрасте человек особенно восприимчив к любым отли- чиям от сверстников. Если в силу объективных причин (например, недостаточной обеспеченности семьи) он не может позволить себе иметь одежду, которую но- сят одноклассники, это мо- жет его расстроить, вызвать комплексы. Противники школьной формы часто говорят о том, что она убивает индивиду- альность, делает молодых людей почти как две капли воды похожими друг на друга. Мне есть что им воз- разить. Во-первых, в школу дети приходят все-таки не для демонстрации послед- них достижений в мире вы- сокоймоды, а, мягко говоря, за другим. Если же ученик зациклен на подчеркивании собственной уникальности, так для этого у него суще- ствует масса возможностей, предоставляемых современ- ной системой образования. Он всегда может удивить одноклассников и педагогов высоким уровнем знаний, широтой кругозора, нестан- дартным мышлением, на- конец, своими творческими способностями. Обладаю- щий всем этим человек, по- верьте моему опыту, всегда запоминается намного луч- ше, чем тот, кто выделяется только броским нарядом. Во-вторых, кто ска- зал, что, отталкиваясь от сугубо делового стиля одежды, нельзя создать по- настоящему неповторимый образ? Например, в нашей гимназии регулируется только цвет костюма для мальчиков, а также гамма блузок и юбок для девочек. Пиджаки, брюки и юбки должны быть черными, блузки — выдержанными в светлых тонах. Но ведь теже блузки могут быть различ- ных фасонов, на них могут присутствовать кружева и прочие интересные украше- ния. Можно найти нестан- дартные решения и в случае с мужскими жилетками. Словом, введение школьной формы ни в коем случае не лишает ребят возможности проявить свою фантазию. В последнее время много говоритсяио том, что в неко- торыхшколахЛипецка чуть ли не в приказном порядке насаждаются костюмы от конкретногопроизводителя. За других говорить не буду, ноунасничегоподобногони- когдане возникало. Главное, чтобы форма соответствова- ла предъявляемым требо- ваниям и была удобной для детей. А вот где и за какую цену она была приобретена — личное дело родителей. СУББОТА , 1 ИЮНЯ 2013 № 107 (24485) ЛИПЕЦКАЯ газета 4 ПАЛИТРА МНЕНИЙ | Влияет ли наряд на результаты учебы ? Не попасть бы под пресс коммерсантов Роман Руденко, отец будущего первоклассника: — Против школьной формы я протестовал еще в годы «поздней перестрой- ки», когда сам был уче- ником. Она мне тогда ка- залась одним из символов всеобщей унификации и подавления человеческой индивидуальности. В деся- том классе вместе с товари- щами просто выбросили ее в мусорный бак. Интересна была реакция учителей. Од- ни без разговоров выгоняли с занятий. Другие, видимо, лучше понимавшие, какие времена скоро наступят, относились спокойнее, и казалось, даже внутренне поддерживали наш почин. Прошло больше двадцати лет, но я по-прежнему счи- таю форму признаком тота- литаризма и безвкусицы. Вот какойреальный толк от нее может быть? Кто-то думает, что она изгонит из школьных стен чересчур вызывающие наряды? Так этопросто страшилки.Часто бываю по работе в разных школах Липецка и, про- хаживаясь по коридорам, почти не видел на учениках наряды, которые резали бы мне глаз. У нас в конце 80-х иногда было намного экс- центричнее. Часто говорят, чтоформа, дескать, поможет сгладить разницу в доходах между семьями однокласс- ников. Замечу авторам по- добных высказываний, что принадлежность к опреде- ленному социальному слою в молодежной среде уже несколько лет определяется не «по одежке», а, например, по наличию или отсутствию «айфона», или даже по его модели. Так что единствен- ный плюс от возвращения «брючекипиджачков»вижу лишь в поддержке отече- ственной текстильной про- мышленности. Но лучше бы ее потенциал использовался в других целях. ЕленаКоробова, учитель начальной школы-лицея № 1 поселка Добринка: — Я двумя руками «за» школьную форму. Она дис- циплинирует ребят и сти- рает границы между ними. Сейчас в нашем обществе довольно-таки ощутимое имущественное расслое- ние, и если первые два го- да ученики этого еще не осознают, то в третьем- четвертом классах начи- нают уже обсуждать друг с другом одежду, хвалиться нарядами. Нередки в таких случаях и конфликты. Так что единый внешний вид позволит избежать многих неприятных моментов. Мы проводили опрос среди ро- дителей, и они все без ис- ключения высказались за единую школьную форму. А для семьи, где несколь- ко детей, — это даже эко- номично. Можно костюм передать «по наследству» и не тратиться на много- численные брюки, блузы, сарафаны, платья. Наш лицей выбрал серо-голубую расцветку. Думаю, что форма только украсит до- бринских лицеистов. Валентина Мещеряко- ва, бабушка второкласс- ника: — Я положительно от- ношусь к школьной форме, но в наше время извратить могут любое здравое на- чинание. Вот посмотрите, что сделали со школьным питанием. Все отдано на от- куп коммерческой фирме. Дельцынаживаются на дет- ских завтраках и обедах, подсовывают некачествен- ные продукты. Мой внук однажды даже отравился в столовой. Помяните мое слово, аналогичная ситу- ация будет и со школьной формой. В классы приходят коммерсанты, навязывают свою продукцию, а дирек- тор и учителя молчат. Роди- тели же боятся возразить: все-таки ребенку еще долго до получения аттестата. Алена Нацкина, учени- ца восьмого класса средней школы № 46 г. Липецка: — В нашей школе еди- ная форма существует не первый год, поэтому мне приходится ее носить. Но именно что приходится. Она доставляет много не- удобств, хотя бы на уров- не ощущений, к тому же делает нас практически одинаковыми. Если стоять к учителю спиной или в профиль, онможет запросто перепутать тебя с другим учеником. В этом нет ниче- го хорошего. Думаю, чтомо- лодым людям обязательно нужно давать возможность подчеркивать свою инди- видуальность. Поверьте, у нас хватит такта и чувства меры, чтобы одеваться кра- сиво и при этом не перехо- дить грань дозволенного. И, кстати, не уверена, что фор- ма как-то помогает учебе. Сама я круглая отличница и уверена, что одежда здесь совершенно ни при чем. Александр Трубицин, учитель гимназии села Бо- ринское: — Уверен, что введение школьной формы принесет намного больше пользы, чем вреда. Наверное, не буду слишком оригинален, если скажу, что ее глав- ные плюсы заключаются в дисциплинировании уче- ников и устранении внеш- них признаков социального неравенства между ними. Кому-то эти доводы могут показаться не столь суще- ственными, но так считают, в основном, люди, никогда не работавшие в школе. Любой же практикующий педагог наверняка вздох- нет с облегчением после того, как увидит перед собой юношей и девушек, одетых в деловом стиле. «Соревно- вания» в модности джинс или короткости юбок уже, честно говоря, надоели.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz