Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
Мечта, близкая к молитве Известный актер Андрей Мерзликин впервые снял фильм как режиссер ЕКАТЕРИНА ГОНЧАРОВА АндрейМерзликин известен российскому зрителю по главным ролям в фильмах «Бумер», «Брестская крепость», «Чкалов», «Синдром дракона». Актер очень редко дает интервью, хотя к журналистам относится вполне лояльно, понимая, что иногда из- лишняя навязчивость — это всего лишь выполнение профессионального долга. Нам удалось уговорить Андреяпобеседовать в обменна обещание не «мучить» его вопросами слишком долго. Ведь дома, после дли- тельного трудового дня, его ждали жена и трое детей —сынФедор и дочери Серафима и Евдокия, которым он старается уделять каждую свободную минуту. — Андрей, вас называют самым снимающимся актером российского кинематографа. Сил хватает, чтобы объять не- объятное? — Для актера это звучит как комплимент. Но в реально- сти дела обстоят не совсем так. Картин у меня, действительно, выходит много. Но не во всех я играю главную роль. Напри- мер, за прошлый год картин, в которых у меня большая роль, было всего две. В этом году так же. Одну картину уже могу на- звать. Она называется «Особые полномочия», ее снялрежиссер ОлегПогодин.Моимпартнером по фильму стал замечательный актер СергейПускепалис. С не- терпением жду премьеры. Все остальные роли не главные, но тоже очень интересные. В большинстве случаев, меня на проекты приглашают друзья, которым не откажешь. Хотя от таких работ тоже большая польза. Порой ты занят всего лишь один съемочный день, а портфолио-то у тебя растет! Неплохо. — На семью время оста- ется? —Конечно. Не только оста- ется.Явамбольшескажу—мой жизненный график поделен ровно на две части. Одну часть жизни я провожу на съемочной площадке.Вторую—посвящаю семье. Стопятьдесят днейв году япровожу сженойидетьми, ко- торые подрастают инуждаются в отцовском плече. Поэтому я боюсь идти в режиссуру, так как это сакральный вид искус- ства, который требует от тебя стопроцентной отдачи. Но один фильм как режиссер снял. — Расскажите о нем. — Фильмназывается«GQ». Этокороткометражныйфильм- аллегория, который рассказы- вает зрителюо главной болезни современности — интернет- зависимости. И о том, к чему такая опасная зависимость мо- жет привести: кнравственному падению, деградации и даже духовной смерти. Но в моем фильме главного героя насти- гает физическая смерть. Он умирает от того, что не может войти в интернет. Он пытается ввестипароль, которыйсостоит всего из двух английских букв —GиQ. Внаписании они очень похожи. Только у одной есть маленький «хвостик», а у дру- гой нет. Вроде бы мелочь. Но именно это и создает путаницу с буквами. Из-за этого герой не может войти в интернет, что доводит его до отчаяния, а потом — смерти. —Планируете продолжать снимать фильмы? — Время покажет. Я край- не серьезно отношусь к работе режиссера. Это ремесло, кото- рому нужно серьезно учиться. Несколько десятилетийподряд мыбыли свидетелями того, как люди, не имеющие к кинема- тографу никакого отношения, снималифильмы, приглашали на главные роли своих жен… Я не вправе никого осуждать. Но это факт. Да, я хотел бы в дальнейшем заниматься ре- жиссурой. А в данный момент живу мечтой, которая близка к молитве. — О чем же мечтаете? — Хочу четко сформули- ровать и донести до зрителя все то, что у меня накопилось в душе. Об этом расскажу в своем следующем фильме, ко- торый, если будет угодно Богу, сниму. Но я не спешу. Если и буду дебютировать в большом кино в качестве режиссера, то мне хотелось бы, чтобы это был действительно дебют, а не иллюстрация чужого сцена- рия, как это было с фильмом «GQ». Но я остался доволен результатомэтойкартины.Для меня этот проект стал хорошей тренировкой. — Андрей, вы из тех акте- ров, которые редко дают ин- тервью. Чем вызвано ваше не- желание общаться с прессой? — На мой взгляд, актер должен оставаться человеком- загадкой. Ведь раньше так и было. Вспомните, еще недавно интервьюсизвестнымартистом кино было целой историей, огромным событием! Про лю- бимых артистов зритель почти ничего не знал. А сейчас актер вынужден постоянно общаться со зрителем. В этом есть и плю- сы—обратная связь.На гастро- лях в отдаленных от Москвы городахмного нового узнаешь о своей родной стране, о том, чем живет тотилиинойкрай, какие трудности у простых людей… — Как опытный актер, ос- мысляющий свой путь в про- фессии, дайте добрый совет тем, кто хочет посвятить свою жизнь кино. Молодые люди мечтают об этой профессии, но их пугает, что многое сегодня в этой сфере решают деньги и связи. —Приведу известный при- мер, который давно стал клас- сикой: знаменитый немецкий режиссер ВернерХерцог украл свою первую видеокамеру из школы кинематографии в Мюнхене, потому что он очень хотел снять свое собственное кино. Если ты мечтаешь о чем- то очень сильно, то обязательно найдешь путь, который приве- дет тебя к заветной мечте. № 105/24483/ 30 МАЯ 2013 ПЕРЕКЛЮЧАЯ КАНАЛЫ с Исааком Розенфельдом Чат и чад ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ Публика-дура — расхожее присловье бездарных провинциальных трагиков и хватких антрепренеров позапрошлого века. Этот презрительный взгляд на ауди- торию, за счет которой живут, унасле- довали многие наши телевизионщики. Они даже перевели ту старую сентенцию на современный новояз: «пипл хавает». Пожалуй, самая очевидная примета их презрения к человеку перед телеэкраном — реклама. Им плевать, куда вставлять рекламные блоки. Ролик может пре- рвать гламурную мелодраму, но с не меньшей нагло- стьюразрезать имонолог Гамлета «Быть илине быть?», и арию в исполнении Паваротти. Однако нет на ТВ более садистского изобретения, чем бегущая строка. Она возникает автономно от всего, что происходит в кадре. ИШекспир, иПаваротти, и ры- дающая женщина, потерявшая детей и кров над голо- вой, вовсе не помеха для ненавязчивыхинеотвратимых сообщений насчет продажи по сходной цене цемента, потерянного в подпитии водительского удостоверения и универсальной зубной пасты, способной отбеливать даже давно выпавшие зубы. Вам это знакомо?Азначит, знакома и тихо закипающая ярость с примесью глу- бокой печали по Константину Сергеевичу Станислав- скому. Ведь это он запрещал во МХАТе аплодировать во время спектакля, чтобы не разрушать, Бог ты мой, «цельность художественного впечатления». Тут мне почему-то приходит на память другая история: как в Липецке обидели Марка Бернеса. Он приехал давать концерт в одном из городских клубов. Уже немолодой, погрузневший актер пел в микрофон тихим, абсолютно непевческим голосом «Журавлей» и «Я спешу, извините меня». А зал слушал его так, как наверняка не слушал бы ни Козловского, ни того же Паваротти. Люди были заворожены и растроганы. От- куда бралась у Бернеса эта власть над ними?Что делало его пение таким душевным и человечным? У меня нет ответа. Но было именно так. Вдруг он оборвал песнюна середине: из фойе второго этажа глухо доносились звуки оркестра. Там начались танцы. Бернес сказал, что это мешает не столько ему, сколько тем, кто заполнил клуб ради его концерта. Уж не знаю, что предпринял директор с администратором, но оркестр замолк на весь вечер. И вот сегодня я пытаюсь представить: а доживи артист до эпохи всевластия рекламы, согласился бы он, чтобы строчки о солдатах, что не вернулись с кро- вавых полей, а превратились вжуравлей, летящих над спасенной ими землей, звучали параллельно с бегущей строкой про колготки и колгейты? По-моему, он бы не смирился. Вероятно, нынче это выглядит наивностьюи чисто- плюйством. Рост бесстыдства — такой диагноз ставит своим современникам известный литератор. Бесстыд- ство теперь не стыдно. Его не прячут, не маскируют. Особенно если зарабатывают им на жизнь.Можно оболгать героев войны, выпустить роман, где персона- жи разговаривают обо всем на свете преимущественно матом, похвалиться в популярном шоу, что снима- ешься в порнофильмах. Тут уже не цинизм, не вызов пуританам и ханжам, не эпатаж, а просто бизнес. Как говорится, ничего личного. Бегущая строка, господа, из того же ряда. Причем, про- павшее водительское удосто- верение или приглашение в частнуюфирму менеджером не худший из возможных ее «сюжетов». На майские каникулы ткнул я случайно на кно- почку, где у меня канал ТВ-3. Вообще я его включаю редко. А тут повезло: зна- комые лица, знакомые голоса — Высоцкий, Конкин, Юрский… Ради праздника нас решили порадовать се- риалом «Место встречи изменить нельзя». Ну, да, это не «Гамлет», братьяВайнерынеШекспиры, Станислав Говорухин не Станиславский. Но фильм-то все равно замечательный. После «Семнадцатимгновений весны» никакой телефильм не был так любим ни в Советском Союзе, ни в постсоветской России. И я не захотел пере- ключаться. Но уже спустя триминутыпочувствовал: мне трудно следить заЖегловым иШараповым, потому что внизу у кромки кадра сменяются строчки с номерами сото- вых телефонов в конце. В разгаре был форум каких-то сильно сексуально озабоченных ребят. «Один дома приглошу (именно так: приглОшу, с буквой «о», а не «а») женщину/девушку». «Встречусь с женщиной для приятного отдыха». Это из самых скромных и незатейливых предло- жений. Попадались и позанятнее, я бы сказал более капризные, привередливые. «Парень ищет друга. Сейчас». Или с указанием особенно конкретных тре- бований: «Мужчина 46 познакомится с мужчиной до 50 с активной жизненной позицией». Некоторые подкупали лаконичной деловитостью. «Симпатичный парень сделает приятно девушке». «Мужчина 36 для женщин». Стоимость услуг «мужчины для женщин» не фигурировала. Коммерческие вопросы обсуждать публично не принято. Но прочие интимные ориентиры присутствовали. Впрочем, непосвященным они могли показаться непонятными. Что, к примеру, означает: «Ищу девушку в латексе»? Кто не смотрит импортных фильмов про барышень в черных кожаных шортах и с хлыстиком в руках, тот будет в недоумении. Изредка в этом сексуальном диалоге раздавались другие голоса. Какая-то бабушка робко просила всего лишь пообщаться с нею. Видно, ей уж очень одиноко было в тот праздничный вечер. Не она ли натолкнула модератора на идеюпоприветствовать стариков—как- никак, празднуем Победу? «Если нас читают ветераны—спасибо им». Такая вот вариация почти уже классического слогана «Спасибо деду за Победу». Спа- сибо за то, что воевали с фашистами и защитили право внуков и правнуков на «активную жизненную позицию» и девушек в латексе. Потом я, старомодный и нецивили- зованный, выяснил: эротический чад в чате сгущается благодаря местной телекомпании «Славия». Это она разделила экран между теми, кто желает смотреть по ТВ-3 хорошее кино «Место встречи», и теми, кто ищет совсем другое «место встречи» и с другими целями. Я пишу и робею. А не расценят ли ненароком мое мнение как отсталую, а то и незаконную попытку ограничить возможность сексуального удовлетворения здесь и сейчас?Или вдруг скажут, что я препятствую бизнесу, разрешенному, зарегистрированному честь по чести, общепринятому? Бог весть… Тем не менее решусь на одно опять же несмелое замечание. Вот «Место встречи изменить нельзя» по- мечено значком 12+. То есть фильм можно (а по мне, так и нужно) смотреть детями подросткам. А строчки у нижнего края экрана даются«под грифом»не то 16+, не то даже 18+. Икакприкажете поступатьмамам-папам? Гнать пацанов от телеящика или каким-то способом заслонять «девушку в латексе»? Чтобы, ежели вновь воспользоваться интеллигентским выражением Ста- ниславского, не нарушать «цельность художественного впечатления»... ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 ФОТО ИА «СТОЛИЦА» Бесстыдство теперь не стыдно. Его не прячут, не маскируют. Особенно если зарабатывают им на жизнь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz