Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 104 /24482/ 29 МАЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 11 единяющего в себе единую диспетчерскую службу скорой помощи, службу медицины катастроф, специализированную скорую медицинскую помощь, оснащении оборудова- нием и парком реанимобилей. Ориентировочная стоимость строительства – 320,0 млн. рублей. Данные мероприятия позволят к 2020 году оптимизировать нагрузку на службу ско- рой медицинской помощи, что, в свою очередь, повысит эффективность работы, увели- чив долю выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 мин. до 90% от общего числа обслуженных вызовов. Мероприятие 2.8. Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях К медицинским факторам, влияющим на снижение смертности от дорожно-транс- портных происшествий (далее – ДТП), относятся: организация своевременной скорой медицинской помощи (достаточное количество реанимационных автомобилей, квалифицированный персонал, способный оказывать реанимационную помощь); оказание медицинской помощи в специализированных больницах экстренной меди- цинской помощи (травматологических центрах). В Липецком территориальном центре медицины катастроф созданы и функциониру- ют 9 реанимационно-спасательных бригад, базирующихся в медицинских организациях, наиболее часто участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ДТП и рас- положенных вблизи оживленных федеральных трасс. За каждой бригадой закреплена зона ответственности. Выезд бригад на место ДТП осуществляется на реанимобиле высокой проходимости, укомплектованном современной реанимационной аппаратурой. Реанимационно-спасательные бригады службы медицины катастроф взаимодей- ствуют с бригадами спасателей ГУ МЧС России по Липецкой области. Для оказания специализированной помощи пострадавшим в ДТП на функциональной основе созданы: травматологический центр первого уровня на базе двух областных лечебных учреж- дений (ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» и ГУЗ «Областная детская боль- ница»); травматологический центр второго уровня на базе ГУЗ «Елецкая городская больница № 1 им. Н.А.Семашко»; травматологические центры третьего уровня – в ГУЗ «Становлянская ЦРБ» и ГУЗ «За- донская ЦРБ». С целью совершенствования оказания медицинской помощи пациентам при трав- мах, исходя из административного устройства области, территориального принципа, имеющегося уровня оказания травматологической помощи, запланировано создание травматологических центров III уровня в 7 лечебных учреждениях. Для улучшения маршрутизации пациентов с травмами, в том числе при ДТП, в дека- бре 2012 года закуплено 56 автомобилей скорой медицинской помощи, обновлен авто- парк станций и отделений скорой медицинской помощи. В 2012 году открыто отделение экстренной медицинской помощи на базе городского многопрофильного стационара. Обучено правилам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП 110 спасателей Главного управления МЧС России по Липецкой области, 210 сотрудников ГИБДД, 300 сотрудников, профессия которых связана с риском для жизни. Создан учебный центр по обучению водителей транспортных средств, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой меди- цинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, на базе территориального центра медицины катастроф. Обучено 168 сотрудников отдельных пожарно-спасательных постов Управления го- сударственной противопожарной спасательной службы по Липецкой области приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий. Проведено обучение приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, инструкторов АТП Липецкой области. Внедрена система «ГЛОНАСС» на санитарном транспорте выездных бригад ОКУ «Ли- пецкий территориальный центр медицины катастроф» для маршрутизации санитарного автотранспорта и сокращения времени прибытия бригады на место ДТП. Указанные мероприятия позволят достичь снижения больничной летальности по- страдавших в результате дорожно-транспортных происшествий до 3,8% к 2020 году. Мероприятие 2.9. Совершенствование высокотехнологичной медицинской помощи, развитие новых эффективных методов лечения В 2012 году на территории Липецкой области высокотехнологичная медицинская помощь (далее – ВМП) в рамках государственного задания оказывалась тремя учреж- дениями здравоохранения, имеющими действующие лицензии на оказание ВМП: ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» (по профилям «нейрохирургия» и «травма- тология-ортопедия», ГУЗ «Областная детская больница» (по профилю «травматология»), ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер» (по профилю «онкология»). Направление граждан в федеральные медицинские учреждения на оказание им высокотехнологичной медицинской помощи является государственной услугой и осу- ществляется строго в соответствии с административными регламентами «Направление граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской по- мощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Ми- нистерству здравоохранения Российской Федерации, с применением специализирован- ной информационной системы» и «Компенсация стоимости проезда малообеспеченных граждан к месту лечения, детям – к месту санаторно-курортного лечения и обратно, а также сопровождающему их лицу, меры социальной поддержки которым установлены законодательством Липецкой области». Отбор пациентов на лечение и выбор медицинского учреждения, оказывающего спе- циализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь за предела- ми Липецкой области, осуществляется Комиссией управления здравоохранения области при участии главных внештатных специалистов по профилям заболеваний. В настоящее время высокотехнологичная медицинская помощь охватывает 17 профилей. Это абдо- минальная хирургия (лечение органов брюшной полости), акушерство и гинекология, гематология, дерматовенерология, комбустиология (лечение тяжелых ожоговых пора- жений), нейрохирургия, онкология, оториноларингология, офтальмология, педиатрия, сердечно-сосудистая хирургия, торакальная хирургия (хирургия органов грудной клет- ки), травматология и ортопедия, трансплантация органов и тканей, урология, челюстно- лицевая хирургия, эндокринология. Для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи пациенты комиссионно направляются в медицинские организации федерально- го уровня, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству, РАМН (сотрудничество с более 80 учреждениями). Наиболее тесное сотрудничество осуществляется со следующими федеральными медицинскими учреждениями: ФГБУ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургии глаза» имени академика С.Н. Федорова» (профиль «офтальмология»); ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопе- дии имени Н.Н.Приорова» (профиль «травматология-ортопедия/эндопротезы»); ФГБУ «Российский НИИ травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена» (профиль «травматология-ортопедия/эндопротезы»); ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт имени Г.И. Тур- нера» (профиль «травматология-ортопедия»); ФГБУ «МНИОИ им. П.А. Герцена» (профиль – «онкология»); ФГБУ «Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина» (профиль – «онкология»); ФГБУ «НИИ глазных болезней имени Гельмгольца» (профиль – «офтальмология»); ФГБУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии» (профиль – «педиатрия»); ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН (профиль – «педиатрия»); ФГБУ «Научный центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева» (про- филь – «сердечно-сосудистая хирургия»); ФГБУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» (профили – «сердечно-сосудистая хирургия»; «онкология»); ФГБУ «Федеральный центр травматологии-ортопедии» (г. Чебоксары); ФГБУ «Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи» (профиль – «кохлеарная имплантация у детей»); ФГБУ «Российская детская клиническая больница» (профили – «педиатрия», «онко- гематология»); ФГБУ «Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова» (профили – «сердечно-сосудистая хирургия», «травматология-ортопедия») и т.д. Количество пациентов, пролеченных в счет квот, софинансируемых из бюджета Российской Федерации, ежегодно растет. Так, если в 2010 году высокотехнологичную медицинскую помощь за пределами области получили 1655 пациентов (в том числе 373 ребенка), то в 2012 году – 2009 пациентов (в том числе 511 детей). При анализе периода 2010-2012 годы четко прослеживается тенденция к увеличению количества пациентов, получивших высокотехнологичную помощь по профилям: «транс- плантология» – с 8 пациентов в 2010 году до 29 в 2012 году; «сердечно-сосудистая хи- рургия» – с 271 пациента в 2010 году до 365 в 2012 году; «педиатрия» – с 69 пациентов в 2010 году до 148 в 2012 году; «челюстно-лицевая хирургия» – с 16 пациентов в 2010 году до 38 в 2012 году. С 2010 года в рамках выполнения государственного задания на оказание высоко- технологичной медицинской помощи на условиях софинансирования расходных обя- зательств Липецкой области, возникающих при оказании высокотехнологичной меди- цинской помощи гражданам Российской Федерации, ВМП оказывается в медицинских учреждениях, подведомственных управлению здравоохранения Липецкой области, по профилям: травматология и ортопедия, нейрохирургия, онкология. Количество пациен- тов, обеспеченных высокотехнологичной медицинской помощью, ежегодно увеличива- ется: в 2010 году – 128 пациентов, в 2012 году – 220, в 2013 году – 244. В 2013 году заявлены новые профили и виды высокотехнологичной медицинской помощи. Помимо ВМП по профилям «травматология-ортопедия», «нейрохирургия», «он- кология» будет оказываться высокотехнологичная медицинская помощь по профилям «сердечно-сосудистая хирургия» и «офтальмология». В 2013 году запланировано оказать ВМП 244 пациентам. В настоящее время в Липецкой области сложились предпосылки для расширения ко- личества медицинских учреждений – участников системы оказания ВМП, профилей и ви- дов высокотехнологичной медицинской помощи в рамках реализации государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи на условиях софинан- сирования: медицинские организации области располагают современным медицинским оборудованием, позволяющим осуществлять высокотехнологичные оперативные вме- шательства; расширяется работа по получению лицензий на оказание высокотехноло- гичной помощи в целом ряде учреждений здравоохранения, в том числе в ГУЗ «Липецкая городская больница № 3 «Свободный сокол» (по профилям «комбустиология» и «трав- матология и ортопедия»), в ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» (по профилям «сердечно-сосудистая хирургия», «нейрохирургия», «трав- матология и ортопедия», «челюстно-лицевая хирургия», «абдоминальная хирургия»); получена лицензия на оказание ВМП ОКУ «Липецкий областной противотуберкулезный диспансер» по профилю «торакальная хирургия» (табл. 6). Максимальные объемы ВМП в разрезе профилей Таблица 6 № п/п Наименование профиля ВМП Наименование медицинской организации, оказывающей ВМП по данному профилю Количество случаев 1 2 3 4 1. Нейрохирургия ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицин- ской помощи № 1» до 100 случаев в год до 50 случаев в год 2. Травматология и ортопедия ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицин- ской помощи № 1» ГУЗ «Липецкая городская больница № 3 «Свободный сокол» до 100 случаев в год до 50 случаев в год до 50 случаев в год 3. Травматология (реконструктив- но-пластические операции) ГУЗ «Областная детская больница» до 40 случаев в год 1 2 3 4 4. Сердечно-сосу- дистая хирургия ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» до 80 случаев в год 5. Онкология ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер» до 180 случаев в год 6. Комбустиология ГУЗ «Липецкая городская больница № 3 «Свободный сокол» до 120 случаев в год 7. Офтальмология ГУЗ «Областная больница №2» до 300 случаев в год 8. Торакальная хирургия ОКУ «Липецкий областной противотуберкулезный дис- пансер» до 120 случаев в год Мероприятие 2.10. Развитие службы крови Организация заготовки, переработки, хранения, транспортировки и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов является одной из важнейших состав- ных частей здравоохранения, которая обеспечивает оказание трансфузиологической помощи как в мирное время, так и при чрезвычайных ситуациях, что имеет общегосудар- ственный стратегический характер, затрагивающий вопросы безопасности страны. Служба крови Липецкой области включает в себя ГУЗ «Липецкая областная станция переливания крови» (внекатегорийную) и ГУЗ «Елецкая станция переливания крови» IV категории. Ежегодно привлекается до 21000 доноров. В 2012 году число безвозмездных доноров составило 20302 человека. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» за счет средств федерального бюджета служба крови республики оснащена новым технологи- ческим оборудованием для осуществления заготовки, переработки, хранения и обеспе- чения безопасности донорской крови и ее компонентов, компьютерным оборудованием для создания единой во всех регионах страны базы учета доноров крови и ее компонен- тов. Материально-техническое переоснащение станции переливания крови дало свои положительные результаты: возросла доля плазмы и клеток крови, полученная опти- мальным методом – методом автоматического плазмацитафереза, – на 5%, на 6 % увеличилось производство ряда компонентов крови: эритроцитной массы, обедненной лейкоцитами и тромбоцитами, эритроцитной взвеси, концентрата тромбоцитов; фор- мируется банк замороженных карантинизированных эритроцитов с редким фенотипом; регистр фенотипированных доноров для обеспечения индивидуального подбора гемо- компонентов фенотипированным реципиентам. Проводимые мероприятия позволили последовательно повысить уровень инфекци- онной и иммунобиологической безопасности использования компонентов крови в кли- нической практике, внедрить новые технологии при производстве компонентов крови, такие как автоматические цитаферез и плазмаферез, лейкофильтрация, вирусинактива- ция плазмы, глицеролизация и деглицеролизация эритроцитов, аутодонорство крови и ее компонентов. Государственное задание для службы крови составляет 30780 л донорской крови. Служба крови Липецкой области выпускает 19 видов компонентов крови, 2500 л аль- бумина. Фильтрованные эритроциты составляют 80% от произведенных эритросодер- жащих сред. Для дальнейшего совершенствования деятельности службы крови области планиру- ется продолжить повышение качества заготавливаемых компонентов крови и оптимизи- ровать их применение в медицинских организациях. Планируется дальнейшее совершенствование службы крови, включающее следую- щие направления: улучшение материально-технической базы учреждения службы крови, в том числе оснащение лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих транспортировку, хранение компонентов донорской крови, организацию трансфузионной терапии, необ- ходимым оборудованием; обучение медицинских кадров; развитие единой информационной системы по донорству крови и ее компонентов, включая ведение единой базы доноров крови. Применение трансфузионной терапии в учреждениях здравоохранения является одним из весомых факторов, обеспечивающих высокие результаты лечебной деятель- ности. Это является результатом организации трансфузионной терапии в учреждениях здравоохранения с учетом современных достижений трансфузиологии. Автоматизированная информационная система по трансфузиологии позволила ав- томатизировать все рабочие места на участках регистрации, получения, исследования, хранения и выдачи, отслеживание компонентов крови. Донору и донации присваивается индивидуальный штрих-код, и вся информация о донорах, эксфузиях, апробации ведет- ся в электронном виде. В Едином диспетчерском центре зарегистрированы сведения о 20302 донорах. Для создания единой информационной базы учреждения здравоохране- ния области обеспечены необходимым оборудованием. За счет областного бюджета донорам оказывается социальная поддержка – выпла- чивается компенсация на питание в размере 298,0 рублей. В результате проведенной работы область стала абсолютно независимой трансфу- зиологически. В рамках подпрограммы для обеспечения безопасности и эффективности всех эта- пов гемотрансфузионной «цепочки» предусматривается дальнейшее развитие матери- ально-технической базы станции переливания крови, для чего планируется приобрете- ние функциональных (донорских) кресел, оборудования для определения гематокрита, ламинарной установки, оборудования для лаборатории молекулярно-биологических исследований и расходного материала к ним; медицинских и фармацевтических холо- дильников. Оснащение специальным медицинским оборудованием всех медицинских организаций: аппаратами для реинфузии эритроцитов и для подогревания и разморажи- вания, медицинскими и фармацевтическими холодильниками, медицинскими морозиль- никами. Для продолжения формирования единой информационной базы для развития орга- низации донорства будут продолжены ежедневное формирование и оперативный обмен информацией в рамках единой информационной системы с профильными диспансера- ми, что приведет к снижению абсолютного брака крови и значительной экономии денеж- ных средств на расходные материалы для взятия крови, лабораторные тесты и реагенты. Развитие единой информационной системы предполагает внедрение биометрических технологий по идентификации доноров. В результате данных мероприятий доля станций переливания крови, обеспечиваю- щих современный уровень качества и безопасности компонентов крови, составит 100%. г) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 2 Прогнозируемый объем финансирования подпрограммы составит 81 679 726,8 тыс. рублей, в том числе: прогнозируемый объем финансирования из средств федерального бюджета – 1 921 397,3 тыс. рублей, в том числе: 2013 год – 12 035,2 тыс. рублей; 2014 год – 253 275,9 тыс. рублей; 2015 год – 699 071,4 тыс. рублей; 2016 год – 547 321,8 тыс. рублей; 2017 год – 102 027,2 тыс. рублей; 2018 год – 102 287,7 тыс. рублей; 2019 год – 102 553,5 тыс. рублей; 2020 год – 102 824,6 тыс. рублей; прогнозируемый объем финансирования из средств областного бюджета – 17 828 787,3 тыс. рублей, в том числе: 2013 год – 1 860 371,8 тыс. рублей; 2014 год – 1 944 478,0 тыс. рублей; 2015 год – 2 085 728,5 тыс. рублей; 2016 год – 2 180 194,0 тыс. рублей; 2017 год – 2 264 333,0 тыс. рублей; 2018 год – 2 377 301,0 тыс. рублей; 2019 год – 2 495 916,0 тыс. рублей; 2020 год – 2 620 465,0 тыс. рублей; прогнозируемый объем финансирования из средств территориального фонда обяза- тельного медицинского страхования – 61 929 542,2 тыс. рублей, в том числе: 2013 год – 5 289 088,4 тыс. рублей; 2014 год – 6 152 904,0 тыс. рублей; 2015 год – 7 422 550,8 тыс. рублей; 2016 год – 7 793 677,0 тыс. рублей; 2017 год – 8 183 361,0 тыс. рублей; 2018 год – 8 592 530,0 тыс. рублей; 2019 год – 9 022 160,0 тыс. рублей; 2020 год – 9 473 271,0 тыс. рублей. Объемы финансирования ежегодно уточняются. III.III. Подпрограмма 3 «Охрана здоровья матери и ребенка» Наименование подпро- граммы «Охрана здоровья матери и ребенка» Программно-целевые инструменты подпрограммы Ведомственная целевая программа «Совершенствование системы оказа- ния медицинской помощи матерям и детям в 2013-2015 годах»; мероприятие 3.1 «Совершенствование системы оказания медицинской по- мощи матерям и детям» Цели подпрограммы Улучшение состояния здоровья детей и матерей путем совершенствования качества оказания медицинской помощи; снижение материнской, младенческой, детской смертности; снижение уровня вертикальной передачи ВИЧ от матери ребенку Задачи подпрограммы 1. Совершенствование и развитие пренатальной и неонатальной диагностики. 2. Дальнейшее развитие специализированной медицинской, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи матерям и детям. 3. Снижение уровня первичной инвалидности у детей. 4. Профилактика и снижение количества абортов. 5. Увеличение охвата трехэтапной химиопрофилактикой пар «мать и дитя» в целях предотвращения вертикальной передачи ВИЧ-инфекции. Целевые индикаторы подпрограммы Доля обследованных беременных женщин по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа поставлен- ных на учет в первый триместр беременности – 85%; охват неонатальным скринингом – 99,8%; охват аудиологическим скринингом – 97,8%; доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перина- тальных центрах, – 85%; показатель ранней неонатальной смертности – 1,8 случая на 1000 родив- шихся живыми; выживаемость детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела в акушерском стационаре, – 765 промилле; смертность детей 0 – 17 лет – 7,7 случая на 10 тыс. населения соответству- ющего возраста; первичная инвалидность у детей – 20,1 случая на 10 тыс. детей соответству- ющего возраста; доля женщин, принявших решение о сохранении беременности после про- веденных профилактических мероприятий, от числа женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности, – 19%; охват пар «мать и дитя» химиопрофилактикой в соответствии с действую- щими стандартами – 100% Показатели задач под- программы Показатель задачи 1: обследование беременных женщин по алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа поставленных на учет в первый триместр беременности – 85%; доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, – 85%; охват неонатальным скринингом – 99,8%. Показатель задачи 2: показатель ранней неонатальной смертности – 1,8 случая на 1000 родив- шихся живыми; выживаемость детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела в акушерском стационаре, – 765 промилле; охват аудиологическим скринингом – не менее 97,8%; больничная летальность детей – 0,2 %. Показатель задачи 3: первичная инвалидность у детей – 20,1 случая на 10 тыс. детей соответству- ющего возраста. Показатель задачи 4: результативность мероприятий по профилактике абортов – до 19%. Показатель задачи 5: сохранение доли охвата пар «мать и дитя» химиопрофилактикой в соответ- ствии с действующими стандартами на уровне 100%. Этапы и сроки реализации подпрограммы Подпрограмма реализуется в один этап (2013– 2020 годы) Объемы финансирова- ния подпрограммы Прогнозируемый объем финансирования подпрограммы составит 14 722 833,3 тыс. рублей, в том числе: прогнозируемый объем финансирования из средств федерального бюдже- та – 1 864 423,0 тыс. рублей, в том числе: 2013 год – 22 279,4 тыс. рублей; 2014 год – 859 324,9 тыс. рублей; 2015 год – 859 779,4 тыс. рублей; 2016 год – 23 643,0 тыс. рублей; 2017 год – 24 115,9 тыс. рублей; 2018 год – 24 598,2 тыс. рублей; 2019 год – 25 090,2 тыс. рублей; 2020 год – 25 592,0 тыс. рублей; прогнозируемый объем финансирования из средств областного бюджета – 1 289 324,0 тыс. рублей, в том числе: 2013 год – 130 272,0 тыс. рублей; 2014 год – 168 466,0 тыс. рублей; 2015 год – 181 374,0 тыс. рублей; 2016 год – 146 448,0 тыс. рублей; 2017 год – 153 770,0 тыс. рублей; 2018 год – 161 457,0 тыс. рублей; 2019 год – 169 530,0 тыс. рублей; 2020 год – 178 007,0 тыс. рублей; прогнозируемый объем финансирования из средств территориального фонда обязательного медицинского страхования – 11 569 086,3 тыс. рублей, в том числе: 2013 год – 971 589,6 тыс. рублей; 2014 год – 1 151 219,3 тыс. рублей; 2015 год – 1 388 768,4 тыс. рублей; 2016 год – 1 458 206,0 тыс. рублей; 2017 год – 1 531 116,0 тыс. рублей; 2018 год – 1 607 673,0 тыс. рублей; 2019 год – 1 688 056,0 тыс. рублей; 2020 год – 1 772 458,0 тыс. рублей. Объемы финансирования ежегодно уточняются. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы Достижение к 2020 году: увеличение доли обследованных беременных женщин по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики наруше- ний развития ребенка от числа поставленных на учет в первый триместр беременности – до 85 %; увеличение доли новорожденных, обследованных на наследственные заболевания, от общего числа новорожденных – до 99,8%; увеличение доли новорожденных, обследованных на аудиологический скрининг, от общего числа новорожденных – до 97,8%; снижение ранней неонатальной смертности – до 1,8 случая на 1000 родившихся живыми; снижение смертности детей 0 – 17 лет – до 7,7 случая на 10 тыс. населения соответствующего возраста; увеличение доли женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, – до 85%; увеличение выживаемости детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре – до 765 про- милле; снижение больничной летальности детей – до 0,2 %; снижение первичной инвалидности у детей – до 20,1 случая на 10 тыс. детей соответствующего возраста; увеличение доли женщин, принявших решение вынашивать беременность, от числа женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности, – до 19%; сохранение доли охвата пар «мать и дитя» химиопрофилактикой в соответ- ствии с действующими стандартами на уровне 100%. Текстовая часть подпрограммы 3 а) характеристика сферы реализации подпрограммы 3, описание основных проблем в сфере материнства и детства и прогноз ее развития В условиях современной демографической ситуации вопросы сохранения здоровья детей и подростков, репродуктивного здоровья населения, обеспечения безопасного материнства и рождения здорового ребенка определены в Липецкой области приори- тетными, имеющими стратегическое значение в решении демографических проблем. Обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи детям является приоритетным в деятельности органов государственной власти и местного самоуправ- ления. В 2012 году продолжена работа службы материнства и детства по реализации ос- новных современных направлений реформирования здравоохранения: повышению качества медицинского обслуживания женщин и детей, ее доступности, дальнейшему развитию профилактической направленности, снижению детской и материнской смерт- ности, инвалидности и заболеваемости, совершенствованию работы специализирован- ных служб. Управлением здравоохранения Липецкой области изданы приказы от 19 марта 2010 года № 234 «О маршрутизации беременных на территории области» и от 05 июля 2011 года № 571 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи женщинам в пе- риод беременности, родов и в послеродовом периоде на территории области», которые позволили организовать трехуровневую систему оказания акушерско-гинекологической помощи. Благодаря четкому соблюдению листа маршрутизации на уровне I группы учрежде- ний родовспоможения происходит не более 11% родов, функционируют 34 койки (13,2% от общего количества акушерских коек) для беременных и рожениц. В учреждениях II группы родовспоможения функционируют 114 коек (44,2% от общего количества аку- шерских коек), количество родов на койках II группы за 2012 год составили 57 %, что соответствует современным требованиям к организации региональной перинатальной помощи. В области сохраняется стойкая тенденция к снижению абортов: по итогам 2012 года показатель абортов снизился на 13,4% и составил 27,4 против 34,4 на 1000 женщин фер- тильного возраста в 2008 году. Изменилось соотношение родов к абортам: в 2008 году на 100 родов приходилось 83,9 аборта, в 2012 году – 52,2 аборта. С 2005 по 2012 год на 8,9% снизился показатель младенческой смертности (с 9,3 до 8,7 на 1000 родившихся живыми соответственно), ранней неонатальной смертности – на 56,8% (с 3,7 до 2,7 на 1000 родившихся живыми соответственно). Лидирующее место в структуре младенческой смертности занимают отдельные со- стояния перинатального периода – 65,5%, второе ранговое место – врожденные анома- лии – 17,1%, третье ранговое место – болезни органов дыхания – 8%. Совершенствование медико-генетической службы области, расширение объема новейших лабораторных и функциональных методов исследования беременных женщин, антенатальная диагностика врожденных пороков и прерывание беременности по меди- цинским показаниям, предотвращение рождения детей с аномалиями развития плода, несовместимыми с жизнью, позволило снизить смертность детей в возрасте до одного года от врожденных аномалий на 11,8%, или с 17,0 в 2011 году до 15,0 в 2012 году. За период с 2005 по 2012 год уровень общей заболеваемости среди подростков вы- рос на 3,9%, или с 1847,7 до 1919,4 на 1000 нас. соотв. возраста. Среди детей от 0 до 14 лет отмечается снижение заболеваемости на 0,8%, или с 2039,5 до 2022,7 на 1000 нас. соотв. возраста. Заболеваемость детей первого года жизни в 2012 году составила 1827,0 на 1000 на- селения соответствующего уровня возраста, что ниже уровня 2008 года на 14%. В структуре заболеваемости детей первого года жизни I место занимают болезни органов дыхания – 54,1% (988,3 на 1000 населения соответствующего возраста); II – отдельные состояния, возникающие в перинатальный период, – 21,2% (387,9 на 1000 населения соответствующего возраста); III – болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, – 4,9% (89,4 на 1000 нас. со- ответствующего возраста). В структуре заболеваемости детского населения I место занимают болезни органов дыхания (56,4 %), II – травмы и отравления (6,9 %), III – болезни органов пищеварения (5,8 %), IV – инфекционные болезни (4,4 %), V – болезни кожи и подкожной клетчатки (4,0%). В структуре заболеваемости подростков I место принадлежит болезням органов ды- хания (35,6 %), II – болезням органов пищеварения (12,1 %); III – травмам и отравлениям (7,0 %), IV – болезням костно-мышечной системы (6,6 %), V – болезням нервной системы (6,4 %), VI – болезням глаза (6,0 %). Заболеваемость болезнями органов пищеварения среди детей от 0 до 14 лет за по- следние три года снизилась на 30,1 %, или со 165,5 на 1000 нас. соотв. возраста в 2008 году до 115,7 в 2012 году. Снижение заболеваемости органов пищеварения связано с активно проводимой профилактической работой среди населения. Для обеспечения дальнейшего снижения показателей перинатальной, младенче- ской и материнской смертности с учетом перехода с 2012 года на новые критерии ре- гистрации рождений, рекомендованные Всемирной Организацией Здравоохранения, осуществляется дооснащение учреждений родовспоможения и детства современным диагностическим и лечебным оборудованием, обеспечение лекарственными препа- ратами, создание отделений анестезиологии и реанимации для женщин, организация дополнительных реанимационных коек для новорожденных, отделений патологии ново- рожденных и недоношенных детей, а также обеспечение выхаживания младенцев с от- клонениями в состоянии здоровья в условиях первичного звена здравоохранения. Благодаря реализации региональной программы модернизации стало возможным внедрение современных технологий выхаживания и реабилитации недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, совершенствование системы реабилитационной помощи и подготовка достаточного количества высококвалифициро- ванных специалистов в области акушерства и гинекологии, неонатологии и педиатрии. На базе открытых в ГУЗ «Областная детская больница» 18 коек отделения реанима- ции и интенсивной терапии для новорожденных осуществляется лечение недоношенных детей, рожденных с низкой и экстремально низкой массой тела. Внедрен лечебно-ох- ранительный режим при выхаживании недоношенных и новорожденных с экстремально низкой массой тела. В целях оказания эффективной и доступной медицинской помощи в службе охраны материнства и детства развернуты 282 койки дневного пребывания для детей и 135 коек дневного пребывания акушерско-гинекологического профиля. В целях организации выездной реанимационной помощи новорожденным детям и детям старшего возраста в области создана выездная консультативно-реанимационная бригада, которая проводит консультацию на месте, организует мероприятия, стабилизи- рующие состояние новорожденного ребенка, и переводит его в отделение реанимации и интенсивной терапии или отделение второго этапа выхаживания новорожденных. Еже- годно бригадой осуществляется около 500 выездов, из них до 320-360 детей переводят- ся в первые сутки в стационар 1 уровня. Для повышения уровня оказания неотложной помощи новорожденным детям с экс- тремально низкой массой тела в 2012 году на базе ГУЗ «Областная детская больница» и ГУЗ «Липецкий областной перинатальный центр» проведен обучающий курс для врачей- неонатологов и средних медицинских работников из муниципальных районов. Всего в области функционируют 44 койки реанимации новорожденных, в том числе 12 коек в структуре ГУЗ «Областная детская больница», 6 коек неонатальной реанимации в ГУЗ «Липецкая городская детская больница № 1», 26 коек в учреждениях родовспомо- жения. Проведенная структурная реорганизация неонатальной реанимационной служ- бы, внедрение современных технологий интенсивной терапии в клиническую практику, новых методик хирургического лечения позволили в более ранние сроки жизни оказы- вать специализированную помощь детям с врожденными пороками развития. Одним из приоритетных направлений, способствующих улучшению состояния здо- ровья, снижению смертности и инвалидности детей, является доступность и качество высокотехнологичной медицинской помощи детскому населению. В 2010 году ГУЗ «Областная детская больница» получены лицензии на оказание вы- сокотехнологичной медицинской помощи по анестезиологии реаниматологии, детской хирургии, нейрохирургии, детской кардиологии, детской онкологии, детской урологии- андрологии, неонатологии, травматологии и ортопедии, челюстно-лицевой хирургии, что позволило совершенствовать оказание хирургической медицинской помощи детям, в том числе внедрить эндохирургические методики в неонатальной хирургии, внедрить современные методы оказания нейрохирургической помощи детям раннего возраста. Продолжение. Начало на 5–10-й стр. Продолжение на 12-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz