Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 104 /24482/29 МАЯ 2013 8 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА низкая мотивация населения к соблюдению здорового образа жизни; значительная распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная дви- гательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение); значительная распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избы- точная масса тела и ожирение); недостаточность условий для ведения здорового образа жизни; несвоевременное обращение за медицинской помощью; недостаточная профилактическая активность в работе первичного звена здравоох- ранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических со- стояний и факторов риска, их обуславливающих. Изменение образа жизни населения Липецкой области и снижение уровней факто- ров риска может предупредить или замедлить развитие и прогрессирование многих не- инфекционных заболеваний как до, так и после появления клинических симптомов. Для этого имеются научно-обоснованные эффективные немедикаментозные и медикамен- тозные методы профилактики и снижения уровней факторов риска, а также снижения развития и прогрессирования неинфекционных заболеваний. Подпрограмма предусматривает реализацию мероприятий по первичной профилак- тике хронических неинфекционных заболеваний, а именно: развитие системы инфор- мирования населения о доступных мерах профилактики, воспитание приверженности населения к здоровому образу жизни, повышение профессиональной квалификации медицинских работников по современным технологиям по профилактике заболеваний, обусловленных воздействием факторов образа жизни, учет факторов риска, способ- ствующих снижению качества жизни (ожирение, гиподинамия, неправильное питание, курение, алкоголизм), создание системы контроля за ходом выполнения мероприятий по первичной профилактике и ранней диагностике. Основное содержание подпрограммы: действия, направленные на сохранение здоровья, выявление и коррекцию факторов образа жизни, которые увеличивают риск развития неинфекционных заболеваний у всего населения (профилактика в рамках попу- ляционной стратегии), выявление и снижение уровней факторов риска у лиц с высоким риском развития неинфекционных заболеваний, выявление лиц со скрытым течением неинфекционных заболеваний и их своевременное лечение (профилактика в рамках стратегии высокого риска), ранняя диагностика неинфекционных заболеваний и лечение людей с установленными заболеваниями для предупреждения прогрессирования и пре- ждевременной смерти (вторичная профилактика неинфекционных заболеваний). Подпрограммой предусматривается информирование различных групп населения о факторах риска неинфекционных заболеваний и создание мотивации к ведению здоро- вого образа жизни (пропаганда здорового образа жизни) через средства массовой ин- формации (популяционный уровень), с помощью специалистов центров здоровья (попу- ляционный, групповой и индивидуальный уровень), специалистов кабинетов/отделений лечебно-профилактических учреждений (групповой и индивидуальный уровень), иных врачей общей лечебной сети (групповой и индивидуальный уровень). Формирование здорового образа жизни должно осуществляться с детского возрас- та. Культура рационального питания, позитивного отношения к физической активности и отрицательного отношения к потреблению табака и курения должны прививаться ре- бенку в семье, образовательных учреждениях. Необходимо способствовать укреплению в детских коллективах авторитета сверстников с позитивным поведением. В условиях избытка в средствах массовой информации примеров нездорового образа жизни важно сформировать у ребенка критическое отношение к поступающей информации. В обра- зовательных учреждениях информация о здоровом образе жизни должна доводиться во всех возможных формах как педагогами, так и медицинскими работниками. Необходима дальнейшая активизация работы образовательных, социальных учреж- дений, учреждений физической культуры и спорта, культуры, направленной на снижение спроса населения на алкогольную продукцию, эффективное использование сети куль- турно-досуговых и физкультурно-оздоровительных учреждений в пропаганде здорового образа жизни, развитие общественных и волонтерских движений, а также обеспечение действенного контроля за соблюдением норм и правил регулирования рынка алкоголь- ной продукции. б) приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 1, цели, задачи и индикаторы достижения целей, показатели решения задач. Описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы 1, сроков и этапов реализации подпрограммы 1 Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы обеспе- чиваются путем: разработки и реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни; осуществления санитарно-противоэпидемических мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболева- ний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федера- ции; осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности. Целью подпрограммы является увеличение продолжительности активной жизни на- селения за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний. Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач: 1. Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения, в том числе снижение распростра- ненности наиболее значимых факторов риска. 2. Снижение уровня распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Нацио- нальным календарем профилактических прививок. 3. Раннее выявление инфицированных ВИЧ, острыми вирусными гепатитами B и C. 4. Реализация дифференцированного подхода к организации в рамках первичной медико-санитарной помощи профилактических осмотров и диспансеризации населе- ния, в том числе детей, в целях обеспечения своевременного выявления заболеваний, дающих наибольший вклад в показатели инвалидизации и смертности населения. Индикаторы, характеризующие достижение цели подпрограммы: охват профилактическими медицинскими осмотрами детей – 100%; охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, – до 100%; охват диспансеризацией подростков – до 100%; распространённость потребления табака среди взрослого населения – до 35,0%; распространённость потребления табака среди детей и подростков – до 16,0%; распространенность ожирения среди взрослого населения (индекс массы тела бо- лее 30 кг/кв.м) – не более 25%; распространенность повышенного артериального давления среди взрослого насе- ления – не более 35,3 %; распространенность повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого на- селения – не более 46,5%; доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I-II стадии – не менее 57,2%; охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез (всеми методами) – не менее 90%; заболеваемость дифтерией – не более 0,08 случая на 100 тыс.населения; заболеваемость корью – не более 0,9 случая на 1 млн. населения; заболеваемость краснухой – не более 0,08 случая на 100 тыс.населения; заболеваемость эпидемическим паротитом – не более 0,08 случая на 100 тыс.насе- ления; заболеваемость острым вирусным гепатитом В – не более 0,57 случая на 100 тыс.на- селения; охват иммунизацией населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретиро- ванные сроки – не менее 98%; охват иммунизацией населения против кори в декретированные сроки – не менее 98,7%; охват иммунизацией населения против краснухи в декретированные сроки – не ме- нее 98,8%; охват иммунизацией населения против эпидемического паротита в декретированные сроки – не менее 98,8%; доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года, – не более 22,2%; доля больных наркоманией, повторно госпитализированных в течение года, – не бо- лее 14,4%. Наиболее полноценное выполнение мер в сфере охраны здоровья граждан в области будет возможным в рамках реализации настоящей подпрограммы. Непосредственным результатом выполнения мероприятий данной подпрограммы должно стать: увеличение потенциала общественного здоровья посредством снижения влияния управляемых факторов риска здоровью человека, в том числе снижения рас- пространенности потребления табака, рационализации (оздоровления) питания на- селения, повышения его физической и трудовой активности, формирования у граждан здорового образа жизни; проведение комплексных профилактических мероприятий по снижению уровня заболеваемости неинфекционными болезнями на основе динамиче- ского наблюдения за состоянием здоровья и факторами среды обитания, улучшение психического здоровья населения области. По результатам реализации подпрограммы к 2020 году ожидается достижение сле- дующих показателей: распространенность низкой физической активности среди взрослого населения сни- зится до 36%; охват иммунизации населения против вирусного гепатита B в декретированные сро- ки составит 97%; доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выяв- ленных вырастет до 78,5%; охват диспансеризацией определенных групп взрослого населения достигнет 36%. Подпрограмма реализуется в один этап (2013-2020 годы). в) характеристика подпрограммы 1 и основных мероприятий подпрограммы 1 Мероприятие 1.1. Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни, в том числе у детей Система медицинской профилактики в Липецкой области является многоуровневой. Структуры в системе здравоохранения, занимающиеся вопросами профилактики за- болеваний, включают в себя учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, специализированные учреждения здравоохранения, кабинеты медицинской профилактики при лечебно-профилактических учреждениях, центры здоровья. ГУЗОТ «Центр медицинской профилактики» координирует работу профилактической направленности в организациях, предприятиях, учебных заведениях, налаживает связи между этими структурами для повышения эффективности проводимых мероприятий. Служба медицинской профилактики Липецкой области по состоянию на 01.01.2013 года представлена: 1) пятью центрами здоровья на базе ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №7» г.Липецка, ГУЗ «Городская поликлиника №2» г. Липецка, ГУЗ «Липецкая городская поли- клиника №2» г. Ельца, ГУЗ «Данковская центральная районная больница», ГУЗ «Елецкая городская детская больница», созданными в рамках реализации приоритетного нацио- нального проекта «Здоровье». Посещаемость центров здоровья в 2012 году составила 14,1 на 1000 населения (в 2011 году 12,0). Выявляемость факторов риска развития забо- леваний выше среднероссийских показателей и составляет 892,8 на 1000 обратившихся (по Российской Федерации – 667,0 на 1000 обратившихся– по данным 2011 года); 2) центром медицинской профилактики (ГУЗОТ «Центр медицинской профилактики»); 3) шестью отделениями медицинской профилактики на базе ГУЗ «Липецкий област- ной кожно-венерологический диспансер», ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер», ГУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер города Ельца», ГУЗ «Задонская центральная районная больница», ГУЗ «Липецкий областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», ГУЗ «Липецкий городской кожно- венерологический диспансер» г. Липецка; 4) 46 кабинетами медицинской профилактики; 5) 15 кабинетами здорового ребенка. В подразделениях службы медицинской профилактики населению предоставляются следующие профилактические медицинские услуги: индивидуальное профилактическое консультирование; групповое профилактическое консультирование; профилактические медицинские осмотры с целью выявления ранних форм заболеваний и факторов риска, проводятся оздоровительные профилактические мероприятия для лиц из группы высо- кого риска (занятия ЛФК, санаторно-курортное оздоровление, физиотерапевтические медицинские услуги, массаж и др.), диспансерное наблюдение и оздоровление лиц с острыми и хроническими заболеваниями. В деятельности медицинских организаций по гигиеническому воспитанию одним из важнейших направлений является организация и проведение занятий в школах здоро- вья. Основная цель школ – формирование определенной культуры отношения к укре- плению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем. Тематика школ здоровья представлена широко и направлена на профилактику социально значимых и других актуальных заболеваний. На территории Липецкой обла- сти работают 213 «Школ здоровья», в которых только в 2012 году были обучены около 69 тыс. человек. Специалисты службы медицинской профилактики с привлечением медицинских работников ЛПУ систематически проводят массовые профилактические акции и инте- рактивные мероприятия, организуемые в рамках межсекторального сотрудничества с учреждениями образования, культуры, общественными организациями, коммерческими структурами и волонтерами. В 2012 году были организованы и проведены 434 массовые акции, 433 «Островка здоровья», 587 тематических вечеров и т.п. В рамках реализации подпрограммы предусматривается информирование раз- личных групп населения о факторах риска неинфекционных заболеваний и создание мотивации к ведению здорового образа жизни (пропаганда здорового образа жизни). На групповом уровне планируется проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни. На индивидуальном уровне основными способами формирования здорового об- раза жизни предполагается консультирование, специалистами центров здоровья, в кабинетах (отделениях) медицинской профилактики, а также врачами–специалистами поликлиник, врачебных амбулаторий, центров общей врачебной практики и стациона- ров. Пропаганда отказа от курения, злоупотребления табака и потребления наркотиков, а также борьбы с нерациональным питанием и низкой физической активностью будет проводится с учетом половозрастных и социальных групп населения. Изменение образа жизни и снижение уровней факторов риска может предупредить или замедлить развитие и прогрессирование многих неинфекционных заболеваний как до, так и после появления клинических симптомов. Основой пропаганды здорового образа жизни наряду с информированием населе- ния о вреде потребления табака, нерационального и несбалансированного питания, низ- кой физической активности, злоупотребления алкоголем, наркотиками и токсическими веществами, должно стать обучение правилам гигиены, режима труда и учебы. При этом повышение мотивации населения к ведению здорового образа жизни должно сопрово- ждаться созданием соответствующих для этого условий. Приоритет должен быть отдан мерам не только своевременного выявления факторов риска неинфекционных заболева- ний, но и своевременной их коррекции. Особое внимание должно уделяться созданию у населения, в том числе у детей и подростков, культуры рационального питания, способствующей сохранению нормальной массы тела, нормального уровня артериального давления, а также нормальной кон- центрации в крови холестерина и глюкозы. Рациональное и сбалансированное питание предполагает в первую очередь соответствие количества и состава потребляемой пищи реальным энерготратам человека. Дальнейшая реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни населения области, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оз- доровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака, будет осуществляться по следующим направлениям: 1) внедрение комплексных информационных и образовательных программ по вопро- сам здорового образа жизни для различных категорий граждан; 2) разработка и обеспечение реализации механизмов мотивирования граждан к ве- дению здорового образа жизни; 3) развитие физической культуры и массового спорта; 4) обеспечение безопасности продуктов питания и здорового питания; 5) обеспечение здоровой экологии и санитарно-эпидемиологического благополучия; 6) утверждение и обеспечение реализации концепции по пропаганде здорового об- раза жизни среди учащихся и организации медицинской помощи в школах. Мероприятие 1.2. Профилактика инфекционных заболеваний, включая иммунопрофилактику Проведение санитарно-эпидемиологического надзора и реализация по его резуль- татам профилактических и противоэпидемических мероприятий позволяют предотвра- тить массовые инфекционные заболевания, значительно уменьшить их последствия, довести заболеваемость по ряду инфекций до спорадического уровня, а некоторые из них ликвидировать. Иммунопрофилактика является одним из важнейших инструментов снижения дет- ской смертности, увеличения продолжительности и улучшения качества жизни всех воз- растных групп населения. В Липецкой области во всех календарных возрастах поддерживается эпидемиоло- гически эффективный (95% и выше) уровень привитости против дифтерии, коклюша, столбняка, кори, эпидпаротита, полиомиелита и краснухи. Применение инактивирован- ной полиомиелитной вакцины привело к отсутствию регистрации вакциноассоциирован- ных случаев заболевания. Борьба с инфекциями, управляемыми средствами вакцинопрофилактики, является одним из важных разделов в охране здоровья населения Липецкой области. В течение ряда лет успешно реализуется программа иммунизации, направленная на снижение за- болеваемости дифтерией, коклюшем, корью, туберкулезом, эпидемическим паротитом, врожденной краснухой, вирусным гепатитом В, ликвидацию полиомиелита и кори. В результате целенаправленных организационно-методических мероприятий с 1998 года в области во всех календарных возрастах поддерживается эпидемиологически эффективный (95% и выше) уровень привитости против дифтерии, коклюша, столбня- ка, кори, эпидпаротита, полиомиелита и краснухи. Применение инактивированной по- лиомиелитной вакцины привело к отсутствию регистрации вакциноассоциированных случаев заболевания. Тем не менее, в последние годы в Липецкой области, как и в целом в России, набирает силу антипрививочное движение, провоцирующее «вакцинный кри- зис», растет число отказов от вакцинации среди населения, несмотря на активную разъ- яснительную работу медицинских работников со всеми группами населения. В 2012 году 96,4% детей в возрасте от 6 месяцев до 1 года получили законченный курс вакцинации против дифтерии, столбняка, коклюша, 96,5 % – против полиомиелита и вирусного гепатита В. Своевременность охвата прививками против туберкулеза детей в возрасте до 1 месяца увеличилась с 94,1 % в 2011 году до 98,4 % в 2012 году. В ходе сезонной вакцинации против гриппа охвачено прививками 31,1% населения, по группам риска: среди медработников охват вакцинацией против гриппа 96 %, среди педагогов 88 %. 4% прививок выполнены за счет средств предприятий, организаций и других ис- точников финансирования. В целях своевременного принятия адекватных управленческих решений по пред- упреждению распространения и локализации очагов инфекционных заболеваний; обе- спечения готовности госпитальной базы для оказания лечебно-диагностических меро- приятий заболевшим требуется проведение оперативного мониторинга инфекционной заболеваемости. Используя автоматизированный программный комплекс учета инфек- ционной заболеваемости возможно своевременно проводить комплекс профилактиче- ских мероприятий, в том числе иммунизацию населения по эпидемическим показаниям. В 2012 году сохранилась тенденция к снижению групповой заболеваемости инфек- циями, в том числе, управляемыми средствами иммунопрофилактики. Не регистрирова- лись случаи дифтерии, полиомиелита, туляремии, сибирской язвы, бешенства, красну- хи, эпидемического паротита, итого по 41 нозологии. Необходимость профилактики инфекционных заболеваний вызвана рядом факторов социально-экономического характера, влияющих на эпидемиологическую ситуацию. Экономический ущерб от инфекционных заболеваний составил в 2012 году в мас- штабах области 989,2 млн. руб., что на 21,6 % ниже, чем в 2011 году. Это связано с отсут- ствием в 2012 году эпидемиологического подъема заболеваемости гриппом. Суммар- ное число заболевших гриппом и ОРВИ составило 190343 случая –16232,8 на 100 тыс. чел. (в 2011 году 246801случаев, 21315,4 на 100 тыс. чел.)– снижение заболеваемости в 1,3 раза. В общей структуре инфекционной заболеваемости доля острых респираторных инфекций составила 86,1%. Снижение (стабилизация) заболеваемости отмечалось по 44 нозологическим фор- мам, в том числе, по ветряной оспе в 1,2 раза, педикулез в 1,2 раза, ОРВИ в 1,3 раза, грипп в 19,5 раза. Наибольшее эпидемиологическое значение имеют следующие забо- левания: ОРВИ, ветряная оспа, острые кишечные инфекции неустановленной этиологии, внебольничные пневмонии, хронические вирусные гепатиты, энтеробиоз, укусы живот- ными. Данная группа инфекционных заболеваний в структуре общей инфекционной за- болеваемости составляет 96,4%. В 2012 году впервые зарегистрированы 35 случаев (3,0 на 100 тыс. чел.) лихорадки Западного Нила, отмечен рост в 1,7 раза заболеваемости клещевым боррелиозом (10,0 на 100 тыс. чел., всего зарегистрировано 117 случаев). Основными направлениями по снижению инфекционной заболеваемости являются: поддержание не менее 95% уровня охвата профилактическими прививками детского и взрослого населения в рамках Национального календаря профилактических прививок; проведение мероприятий по сохранению статуса Липецкой области, свободной от полиомиелита; продолжение проведения мероприятий по достижению критериев элиминации кори на территории области; адекватное планирование и динамическая корректировка планов прививок против гриппа контингентам групп риска; активное предложение медицинских услуг по вакцинации против гриппа для граж- дан, предприятий, организаций; проведение систематической работы по формированию у населения позитивного отношения к вакцинопрофилактике, борьба с антипрививочными настроениями в обще- стве. Учитывая актуальность проблемы заболеваемости бактериальными пневмониями (529,9 на 100 тыс. населения), распространенность в популяции вирусов папилломы человека, дополнительно к Национальному календарю профилактических прививок на территории Липецкой области планируется внедрить иммунизацию населения против вышеуказанных заболеваний, а также дополнительно: вакцинацию против пневмококковой инфекции для детей из групп риска: часто боле- ющих, недоношенных, с онкопатологией, с различными видами иммуннодефицитных со- стояний сахарным диабетом, а также для юношей в возрасте 17 лет, не привитых ранее против пневмококковой инфекции; вакцинацию против вируса папилломы человека для девочек в возрасте 11,12 лет, проживающих в районах области с наиболее высокой распространенностью инфициро- ванности населения данными подтипами вируса папилломы человека; вакцинацию против гемофильной инфекции для всех детей с 7 месяцев; вакцинацию против ветряной оспы для детей с 1 года, планирующихся к посещению дошкольных образовательных учреждений. Реализация указанных мероприятий позволит предотвратить развитие летальных ис- ходов и снизить заболеваемость пневмониями, менингитами, отитами. Вакцинация детей группы риска, в том числе родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, детей с онкогематопатологией, детей Домов ребенка позволит внедрить инди- видуальные прививочные календари для защиты их от распространенных бактериальных и вирусных инфекций. Мероприятие 1.3. Профилактика ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов B и C С целью сокращения заболеваемости вирусными гепатитами В и С, ВИЧ-инфекцией в Липецкой области проводится активная профилактическая работа. Раннее выявление этих заболеваний с последующей диспансеризацией и наблюдением пациентов обе- спечивает своевременное начало необходимого лечения, что значительно снижает смертность и инвалидизацию среди больных, повышает качество и продолжительность их жизни. Так, за 2012 год обследовано на вирусный гепатит В 253 254 человека (в 2011 году 256 289 чел.), на вирусный гепатит С 258 334 чел. (в 2011 году 259 169 чел.) Увеличение количества привитого населения, внедрение современных технологий по обеспечению режима инфекционной безопасности в медицинских организациях об- ласти способствовало стабилизации заболеваемости гепатитом В на низком уровне, отсутствию острых форм заболевания среди детей и подростков. Укрепление коллектив- ного иммунитета также способствовало снижению уровня носительства вируса гепатита В среди населения, который за последние 10 лет уменьшился в 14 раз: с 44,8 на 100 тыс. населения до 3,2 в 2012 году. Анализ путей передачи инфекции свидетельствует о том, что в области сокращается частота инфицирования за счет искусственных путей передачи: с 2003 года не реги- стрируются случаи заражения, связанные с проведением медицинских манипуляций, наблюдается тенденция к сокращению инфицирования, связанная с употреблением инъ- екционных наркотиков. По числу выявленных хронических гепатитов наблюдается снижение заболевае- мости, по сравнению с 2011 годом, на 23 %, в том числе: по гепатиту В – на 16% (с 291 случая до 245 случаев), по хроническому гепатиту С – на 25 % (с 1274 до 965 случаев). На 01.01.2013 нуждаются в противовирусной терапии 147 пациентов с хроническим гепати- том В и 475 пациентов с хроническим гепатитом С. В Липецкой области ведется регистр пациентов с хроническими вирусными гепати- тами и носителей НВs Ag, в который внесены сведения о 2104 пациентах с хроническим гепатитом В, 9721 – с гепатитом С, 1950 носителях НВsAg. В 2012 году принято постановление главного государственного санитарного врача по Липецкой области «О мероприятиях, направленных на ликвидацию острого гепатита В в Липецкой области», направленное на дальнейшую реализацию программ профилак- тики вирусного гепатита В, в первую очередь, широкомасштабную вакцинопрофилактику декретированного населения, что в перспективе позволит ликвидировать в Липецкой области вирусный гепатит В, обеспечить прекращение вертикальной передачи вируса гепатита В от матери к ребенку. Липецкая область относится к территориям Российской Федерации с низким уров- нем распространения ВИЧ-инфекции. Заболеваемость ВИЧ-инфекцией в 2012 году, с учётом выявленных в УФСИН, существенно не изменилась и составила 5,5 на 100 тысяч населения (рост на 1,8%). Основной причиной заражения ВИЧ среди впервые выявленных продолжает оста- ваться незащищённый половой контакт – 71,8% (в 2011 году – 68,2%). При этом инфици- рование женщин данным путём произошло в 83,9%, мужчин – в 60,6%. В области разработан и осуществляется оптимальный мониторинг за распростра- нением ВИЧ-инфекции. Низкий уровень распространенности обуславливает ежегодный показатель обследования населения на антитела к ВИЧ в интервале 18-19% от общего числа населения области. В 2012 году обследовано 240098 человек, что на 6,3% боль- ше, чем в 2011 году. С целью повышения эффективности эпиднадзора, основной акцент делается на уязвимые группы и группы повышенного риска инфицирования. В 2013 году запланировано обследование населения с расширением доступности к обследованию лиц из групп повышенного риска в количестве 17400 человек. ВИЧ-инфекция, гемоконтактные вирусные гепатиты – социально-обусловленные заболевания, поэтому их профилактика, особенно среди молодежи, женщин фертиль- ного возраста, является основной задачей. В 2012 году получена бюджетная субсидия в рамках реализации областной целевой программы «Развитие гражданского общества (2009-2012 годы)» на социально значимый проект «Добровольческая кампания 2012 года по профилактике ВИЧ/СПИДа в учреждениях среднего профессионального образова- ния». В массовых акциях приняли участие 1290 человек (молодых людей в возрасте от 15 до 23 лет), распространено 9 300 брошюр и буклетов профилактической направленно- сти. Согласно исследованиям, проведенным в рамках реализации проекта, уровень зна- ний подростов и молодежи по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании по- высился на 58%. По итогам III Всероссийского конкурса проектов по здоровому образу жизни «Здоровая Россия», проведенного Министерством здравоохранения Российской Федерации в 2012 году, указанный проект вошел в библиотеку лучшего российского опыта по формированию здорового образа жизни. В дальнейшем планируется продолжить реализацию специальных проектов для молодежной аудитории средних и высших учебных заведений по профилактике и предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов B и C, а также мероприятия по повышению приверженности ВИЧ-инфицированных к лечению ВИЧ- инфекции и диспансерному наблюдению в целях сокращения смертности и предотвра- щения перехода ВИЧ в стадию СПИДа. Мероприятие 1.4. Развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельским жителям. Развитие системы раннего выявления заболеваний и патологических состояний и факторов риска их развития, включая проведение медицинских осмотров и диспансеризации населения, в том числе у детей Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания меди- цинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лече- нию заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико-санитарной помо- щи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему фор- мирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом возможности выбора гражданином врача и медицинской организации. Основные задачи первого уровня: 1) организация и проведение мероприятий по профилактике, раннему выявлению и лечению заболеваний и состояний, наблюдение за течением беременности, формирование здорового образа жизни, в том числе снижение уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническое просвещение; 2) ока- зание неотложной медицинской помощи при острых и внезапных заболеваниях и состоя- ниях, травмах, отравлениях и других несчастных случаях. Основные задачи второго уровня: профилактика, диагностика и лечение заболева- ний и состояний, требующих применения специальных методов исследований, обеспе- чение консультативной и диагностической помощью по профилю заболевания, опреде- ление рекомендаций по дальнейшему лечению больных. Первый уровень представлен 23 самостоятельными поликлиниками и 42 поликлини- ками, входящими в состав больничных учреждений, оказывающих первичную медико-са- нитарную помощь, включая участковую терапевтическую службу, врачей-специалистов, кабинеты (отделение) профилактики, имеющим в составе смотровой кабинет, флюоро- графию, рентгенографию, ЭКГ, школы здоровья, лабораторную диагностику, центры здо- ровья, дневные стационары, отделения неотложной помощи. Населению области ока- зывается амбулаторная помощь по 73 врачебным специальностям. Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений – 31901 посещение в смену. Обеспеченность на 10 тыс. населения амбулаторной помощью – 274,2 посещения в смену. Второй уровень представлен 35 межмуниципальными центрами. К 2018 году на базе территориальных поликлиник планируется организовать работу дополнительно 5 консультативно-диагностических центров, рассчитанных на 2-3 муниципальных района, а также 3 консультативно-диагностических центра в г. Липецке. В межмуниципальных консультативно-диагностических центрах будет концентрироваться оказание узкоспеци- ализированных видов медицинской помощи в соответствии со штатными нормативами на прикрепленное население. С целью повышения структурной и общественно значимой эффективности меди- цинских организаций первого и второго уровней важное внимание в их деятельности уделяется развитию стационарозамещающих технологий. В 2012 году функционировали 78 дневных стационаров при поликлиниках на 1745 мест, из них: в муниципальных райо- нах – 814 мест, в г. Ельце – 215 мест, в г. Липецке – 634 места, в областных медицинских организациях – 82 места. В дополнение к дневным стационарам при поликлиниках на территории области функционирует сеть стационаров на дому: 56 стационаров на 190 мест, в том числе в районах области – 145 мест, в г. Ельце – 45 мест. Поликлинические подразделения и в дальнейшем будут наращивать объемы стаци- онарозамещающей помощи. К 2018 году доля расходов на оказание медицинской по- мощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий составит 9,1%. В результате этого будут снижаться объемы помощи в круглосу- точных стационарах, что приведёт к дальнейшей оптимизации и интенсификации лечеб- но-диагностического процесса. Наряду с развитием сети учреждений первичного звена, планируется обеспечить увеличение объемов выездных форм предоставления медицинских услуг в виде пере- движных врачебных амбулаторий, центров здоровья, флюорографов, маммографов и др. В ходе реализации мероприятий будет отработана и внедрена унифицированная мо- дель организации выездных бригад центральных районных больниц, а также поликлиник областного уровня. С целью расширенного внедрения в практику выездных методов работы во всех муниципальных районах области организован выезд врачей или врачебных бригад в со- ответствии с графиком на сельские участки для диспансеризации пациентов, а также контроля проводимого лечения. В дополнение к выездным формам работы, реализуемым на I и II уровнях, выездная медицинская помощь оказывается специализированными бригадами ГУЗ «Липецкая об- ластная клиническая больница» и педиатрическими консультативно-реанимационными бригадами ГУЗ «Областная детская больница» (выездная поликлиника «Здоровье»). Выездные бригады оснащены мобильными диагностическими комплексами, заку- пленными в 2010-2011 годах за счет средств областного бюджета, портативной диагно- стической и лечебной аппаратурой (УЗИ, электрокардиографами и т.д.). В целях повы- шения доступности первичной медико-санитарной помощи населению за счет исполь- зования выездных форм работы, в дополнение к имеющимся двум в рамках реализации региональной программы модернизации здравоохранения закуплены два передвижных мобильных диагностических комплекса. В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопрово- ждающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций создаются подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме. По состоянию на 01.01.2013 года отделения неотложной медицинской помощи соз- даны при 26 поликлинических учреждениях г.Липецка, г.Ельца и сельских муниципальных районов. К 2020 году такие отделения будут открыты и начнут функционировать в каждой поликлинике. Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных услови- ях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий к 2020 году возрастет при снижении расходов на скорую помощь. Ключевым фактором, определяющим эффективность деятельности медицинских организаций I уровня, является соответствие их оснащения порядкам оказания меди- цинской помощи. На основании данных анализа материально-технического обеспечения было уста- новлено, что соответствие медицинских организаций Липецкой области I уровня по- рядкам оказания медицинской помощи составляет в среднем 65 %. По результатам укрупненного анализа потребность в дополнительных средствах на приведение в соот- ветствие оснащения медицинским оборудованием учреждений первого уровня к дей- ствующим порядкам оказания медицинской помощи составляет ориентировочно 842,0 млн. рублей. Состояние зданий и сооружений лечебной сети является важным показателем, отра- жающим состояние системы оказания первичной медико-санитарной помощи. Реализация региональной программы модернизации здравоохранения позволила значительно улучшить техническое состояние медицинских организаций области. Так, до 2011 года потребность в капитальном ремонте составляла 75% от числа всех зданий лечебной сети, тогда как в 2013 году этот показатель снизился до 54 %. Однако полу- ченный импульс в укреплении материально-технической базы ЛПУ требует дальнейшего развития. Несоответствующей до сих пор является категорийность электроснабжения большинства медицинских организаций, расположенных в городах Липецке и Ельце, что обусловливает необходимость выполнения мероприятия по повышению энергоэф- фективности зданий учреждений здравоохранения. Актуальным является создание до- ступной среды в стенах лечебных учреждений для лиц с ограниченными возможностями. Оценочная потребность в финансовых средствах для реализации перечисленных задач составляет 2794,0 млн. рублей. В целях обеспечения доступности первичной медико-санитарной помощи с учетом имеющейся материально-технической базы существует потребность в строительстве ряда амбулаторных учреждений. Так, учитывая быстрое развитие городской инфра- структуры и жилых комплексов г. Липецка преимущественно в западном и юго-запад- ном направлениях, в ближайшее время станет необходимым строительство городской поликлиники на 600 посещений в черте новых, быстрорастущих микрорайонов города ориентировочной стоимостью 400,0 млн.руб. Необходимым является также завершение строительства поликлиники ГУЗ «Добровская ЦРБ», начатого в 2002 году и неоконченно- го в связи с недофинансированием. Продолжение на 9-й стр. Продолжение. Начало на 5–7-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz