Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

№ 103/24481/ 28 МАЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 Слово обозревателю Звездные «грузчики» Максим Ионов, Виктор Тарабрин Есть удивительная катего- рия людей — с виду неприметные, а внима- тельнее присмотришься и поймешь: перед тобой особенная личность. В советской литературе их часто называли людьми, на которых все держится. Нередко скромные в общении и в быту, небро- ско одетые и не отличав- шиеся «косыми саженями» в плечах, они всегда подкупали надежностью, а еще умением доводить начатое дело до совершен- ства. К их числу принадле- жит и Александр Михайло- вич Гончаров. За тридцать пять лет работы на Липецком трак- торном заводе он не зани- мал крупных руководящих должностей и не прослыл, как принято сейчас гово- рить, эффективным менед- жером. Зато производствен- ные успехи этого человека навсегда вошли в историю некогда крупнейшего пред- приятия нашего города, а исключительные личные качества были и остаются примером для подражания. Родился Александр Гон- чаров вФащевке Грязинско- го района в 1929 году, когда в Советском Союзе началась первая ударная пятилетка. А уже в пятнадцатилетнем возрасте начал трудовой путь, устроившись тракто- ристом на Семиколенскую машинно-тракторную стан- цию. — Было очень тяжелое время, — вспоминает Алек- сандр Гончаров. — Война еще не закончилась, по- этому почти все взрослые мужчины в нашем районе либо были на фронте, либо вернулись домой инвали- дами. Поэтому нам, маль- чишкам, пришлось быстро повзрослеть и возложить на себя значительную часть хозяйственных дел. Как сейчас помню, трудиться ТОЧКА НА КАРТЕ РОССИИ | 60 лет Липецкой области : годы , события , люди С «Интернационалом» на «ты» ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ мне пришлось на списанном тракторе. Он был совсем старенький, часто ломался, но я не унывал. Чинил его по мере сили старался работать с полной отдачей. Через четыре года по- сле окончания Великой Отечественной Александра призвали в армию, в Бело- русский город Борисов, где в ту пору располагалась до- вольно крупная часть тан- ковых войск. Командиры быстро заметили паренька, хорошо соображающего в технике, определили его водителем-механиком зна- менитого «танка Победы» Т-34. После демобилизации Александр Гончаров устро- ился слесарем по ремонту литейного оборудования на Липецкий тракторный завод и, конечно, не подо- зревал, что с этим предпри- ятием будет связана вся его трудовая биография. — Попасть на ЛТЗ в те годы было не так просто, — рассказывает он. — Свобод- ных рабочих рук хватало, люди приезжали даже из самых удаленных уголков страны. К тому же предпри- ятие тогда было ведущим в Липецке, ценилось даже больше, чем металлурги- ческий завод. Мне тогда здорово помогли навыки, приобретенные на Семико- ленской МТС и в армии. Уже в 1963 году его на- значили мастером термооб- рубного участка, а в 1970-м — старшим мастером. Но еще в бытность слесарем Гончаров стал одним из лучших рационализаторов ЛТЗ и выиграл не одно со- циалистическое соревнова- ние. Только за три года — с 1956 по 1958 — он подал 46 рационализаторских пред- ложений, принесших заводу 50 тысяч рублей экономии в год. А сколько их было всего, сейчас уже никто не подсчитает. Среди заслугАлександра Гончарова особняком стоит модернизацияформовочной машины «Интернационал» в 1958 году.На этоммощном устройстве проходили фор- мовку крупногабаритные стержни, становившиеся впоследствии составными элементами тракторных гу- сениц. Работа на той маши- не, оборудованной ручным прижимным устройством, поначалу была очень трудо- емкой, отнимавшей много времени и сил. «Благодаря своевременной рационали- заторской инициативе сле- саря Александра Гончарова все машины стержневого отделения были переведены на пневматическое управле- ние,—повествует заводская газета того времени. — Это намного повысило культуру производства, облегчило труд формовщиц и снизило трудоемкость изготовления комплекта стержней на 12 минут». Впрочем, последнее об- стоятельство рационализа- тора не смутило. Награды в его копилку поступали практически ежегодно, а заодно крепнул авторитет в коллективе. Некоторые отзывы коллег сохранились все в томже заводском изда- нии: «Александр Гончаров быстро освоил профессию слесаря и зарекомендовал себя вдумчивым и инициа- тивным рабочим». Неудивительно, что на пенсию в 1987 году такого человека провожали едва ли не всем коллективом завода, и еще долгое время бывшие коллеги приходили к нему за советом. На за- служенный отдых Гончаров уходил уже будучи ветера- ном труда и обладателем очень почетной в те времена медали «За трудовую до- блесть СССР». А главное, с самыми добрыми воспоми- наниями о работе в цехах промышленного гиганта и особенно о людях, окружав- ших его в течение 35 лет. Особенно ему запомнились встречи с легендарным ди- ректором ЛТЗ Василием Клименковым. — Мы с ним не так ча- сто общались, — говорит Гончаров. — В основном на производственных сове- щаниях, мельком, но даже этих редких минут было достаточно, чтобы почув- ствовать уникальность Ва- силия Яковлевича. Завод он знал досконально, само- стоятельно вникал во все производственныемоменты, ни секунды не сидел без дела. Нередко появлялся на главном конвейере в 4 часа утра, лично проверял сходившие с него машины. Ну и, конечно, строгий был очень. Однако никогда ни- кого не обижал, действовал справедливо. Между темценилиАлек- сандра Гончарова не за одни лишь трудовые заслуги, а еще и за активную обще- ственную деятельность. Энергии в рационализаторе было столько, что в 1970 году его хотели назначить директором заводского ста- диона «Торпедо» (сегодня «Пламя») и ответственным за весь спортивно-культмас- совый сектор ЛТЗ. — Уже был готов при- нять это предложение, да су- пруга выступила категори- ческипротив,—вспоминает нашсобеседник.—Сказала, мол, мы с детьми тебя и так дома почти не видим, а если еще и дополнительную на- грузку возьмешь, такивовсе в лицо узнавать перестанем. Пришлосьотказаться.Хотя, сказать по правде, ходить на наш заводской стадион мне всегда нравилось. Часто играл там в футбол с колле- гами и старшим сыном. Столь же активнуюжиз- ненную позицию сохранил АлександрГончаров ипоны- не. Словно и не успело ему «набежать» восьмидесяти с лишним лет. До сих пор помогает многим соседям по технической части. Да и в решении других проблем всегда принимает самое живое участие. Вот поди назови такого пенсионером. Инициативность Гончаро- ва заметило и руководство Липецка. Так, в 2007 году глава города Михаил Гу- левский наградил его благо- дарственным письмом «За вклад в развитие поселка тракторостроителей». Несмотря на интен- сивный жизненный ритм, Александр Гончаров с су- пругой достойно воспита- ли двоих детей и помогли встать на ноги четверым внукам, старший из кото- рых трудится мастером на НЛМК, а младшая оканчи- вает Воронежский институт МВД. Словом, трудно найти чего-то, что он не успел бы сделать. —Я действительно дово- лен своей жизнью, — гово- рит Александр Гончаров. — Многого удалось добиться. Всегда старался работать ответственно и честно, а еще как можно больше помо- гать окружающим людям. Единственно, о чем жалею, что родной завод оказался в таком положении. Но, несмотря ни на что, я про- должаю верить, что пред- приятие рано или поздно вернет былуюславу. Сумели же люди когда-то построить завод с нуля, сумеют и воз- родить. Очень хочу дожить до этого дня. Александр Косякин Говорят, когда с неба падает звезда, нужно загадать желание. Хотя бы одно — чтобы она не свалилась вам на голову… В ездесущий Иван Ур- гант в телепрограмме «Смак» дошутился до международного скандала. Витийствуя за разделочным столом, он, словно лист лав- рушки в кастрюлю, бросил фразу: «Я порубил зелень, как красный комиссар жи- телей украинского села». Но и после разразившейся бури шоумен, как игрушечный заяц, заряженный батарей- кой, не смог остановиться. Даже извиняясь, он остался верен себе: «Вкачестве само- наказания обязуюсь гото- вить в этой передаче только борщ, вареники, галушки по 2018 год включительно. Всех родившихся у меня с этого момента детей, неза- висимо от пола, называть Богдан. Ваш Иван «Под- черевок» Ургант», — на- писал телеведущий в своем Твиттере. Тут же вмешался МИД Украины, сделав за- явление: «Высказывание Урганта резко диссонирует с высоким уровнем стратеги- ческого партнерства между Украиной и Российской Федерацией и атмосферой дружбыи взаимопонимания между нашими народами. К сожалению, в истории наших народов было не- мало трагических страниц, спекулировать на которых не- допустимо». Что же слу- чилось?Несча- стье. Прежде всего, для са- мого Урганта, он поскольз- нулся на своей арбузной кор- ке и рухнул в грязь во весь рост. А то, что он не растерял при падении ни однойиз многих своих за- мечательных улыбок, лишь усугубляет его положение как личности, как человека. Не понял, не оценил, не про- никся, и ему теперь с этим жить… Б ольшая беда, как мне кажется, состоитвтом, что мы им, звездам, все прощаем. Сдуваем с них пылинки, как с фарфоро- вых болванчиков, и говорим «ути-ути», когда они садят- ся в лужу. На днях Анд- рей Малахов собрал в своей передаче бомонд, чтобы под- держать оскандалившего- ся певца Витаса. Никакой иной цели, судя по всему, не ставилось. Задача у бомонда была трудная, ведьфакты— вещь упрямая: артист сбил велосипедистку, угрожал ей пистолетом, помял пару чу- жих авто, скандалил с поли- цейскими, отказалсяпройти освидетельствование… Но бомонд старался изо всех сил, ведь завтра ЭТО может случиться с каждым. Замечу, что приличней всех на передаче выглядел сам Витас. Он извинился за случившееся, вел себя сми- ренно и был явно удручен. Но вот группа поддержки… В какой-то момент студия превратилась в курень за- порожских казаков, лихо свернувших дулю турец- кому султану (прокурату- ре) с единым выдохом: «С Дону выдачи нету!» Один развязный участник с на- дувшейся на лбу жилой все кричал: «Мы вам его не от- дадим!» Продюсер Витаса вообще договорился до того, что случившееся — хорошо спланированный заказ про- тив певца. Ну и, понятно, вступилась приглашенная в студию теща (?) — как посмели зятя обидеть. А вот врача — специалиста по нервным срывам — заши- кали: тот сказал, что, судя по видеозаписи, певец был либо в алкогольном, либо в наркотическом опьянении. В общем, сошлись на том, что налицо травля артиста, тщательно спланированная, и что устроившим ее должно быть стыдно… Опустив некоторые под- робности (певец уже лишал- ся прав за езду в нетрезвом виде), Малахов сделал все, чтобы вышибить слезу у домохозяек, женщин баль- заковского возрастаипросто поклонниц артиста. Но теле- видение живет по своим за- конам, которые не подвласт- ны даже Малахову. Ну, не дано ему повелевать ветром и морскими приливами! Вот и на этот раз телевизионная волна накатила на берег, оставив на нем обломки кру- шенияиллюзий, черепушки тщеславияиклочья грязной пены — всего, из чего и со- стоит шоу-бизнес. Но в этом мире бывают сюжеты и по- круче. Вспомним, как теле- визионщики издевались над одной старушкой, которая грелась в лучах былой сла- вы. Бабушка смело говорила в телекамеру скабрезности типа: «Когда вижу муж- чин, я завожусь...» В устах семидесятилетней особы это звучало жалко. А когда она еще демонстрировала свои тощие коленки, представ- лявшие, безусловно, в свое время некоторый интерес, нормальному зрителю ста- новилось совсем плохо. Но мастера экрана знали свое дело: с помощью спецпри- ема миловидное когда-то личико актрисы то и дело превращалось... в череп, обтянутый желтой кожей, на котором тускло блестели безумные глаза. Старушка, запомнившаяся стране фра- зой «Невиноватая я, он сам пришел...», все время жа- лась к молодыммальчикам- артистам, прихлебывала из бокала, хлопала накладны- ми ресницами и всем видом показывала: жизнь удалась. К ак-то в Липецке га- стролировал актер Панин (не тот, что недавно трагически ушел из жизни, а другой, из фильма «Жмурки»), и ему на мест- ном ТВ дали эфир, да еще с повтором. Актер, в общем, говорил правильные вещи, он даже, пожалуй, вещал. А спустя какое-то время стра- на познакомилась со сканда- листомПаниным, который в баре оскорбил женщину, не успевшую его обслужить. А еще были истории с его раз- водом: похищения дочери, угрозы… Анедавно другой извест- ный актер в автомобильной разборке открыл стрельбуиз травматики по оппоненту… А его товарищ по сцене раз- бил камеру журналисту… А еще один из знаменитых на концерте ползал по сцене зюзя-зюзей и, вместо того чтобы петь, нес в микрофон околесицу. Оскорбленный зритель бежал к кассе, тре- буя вернуть деньги. Таких историй — множество в каждом номере «желтой прессы». Но мы сами их зажигаем, эти звезды. И по- том долго щуримся в их ос- лепительном свете. Это они приучили нас к сенсациям, нам важно знать о звездной болезни кумира больше, чем о собственной грыже. И мы уже готовы путать его выход на сцену просто с выходкой. Хуже того, когда знаменитость колбасит, мы умиляемся: ой, да она такая же, как и мы, грешные. И пьет, и ест, и даже потеет! И вон — ругается… И тогда мы прощаем ей все. И даже когда дело доходит до кри- минальных сюжетов, нахо- димоправдание: а вызнаете, сколько он (она) работает и какая это ответственность— быть все время на публике. Вот и случился нервный срыв. Да-да, мы — знаем… Ипотому нежалеемладоней на концертах. И — денег тоже, ведь цены на билеты «кусаются». Но мы знаем и другое: кому многое дано, с того многое и спросится. Да и не в нагрузках дело. Разве можно было представить в какой-нибудь разборке Муслима Магомаева или Вячеслава Тихонова? Или — сегодня — популярней- шего и одновременно глу- боко порядочного Иосифа Кобзона? А ведь именно он один извинился тогда, во время прямого эфира, перед девочкой-журналисткой, униженной Киркоровым. Товарищи же по цеху го- ворили о трудностях про- фессии, о нечеловеческом напряжении, о том, что во- просы журналисты задают не всегда те, которые им, звездам, слышать хотелось бы. А я представил себе в ту минуту грузчика после смены, сидящего на бочке с сельдью и рассуждающего о горькой своей доле: кули с солью неподъемные, тара дырявая, покупатель по- шел разборчивый, а завмаг Зинка на бой больше двух бутылок не списывает. Да еще слова ей простого, му- жицкого не скажи... И если кто-то докажет, что грузчик в своем деле — не звезда погрузочно-разгрузочных работ, пусть первым бросит в меня камень. Только мера ответственности у звезд раз- ная: кто-то ворочает ящики с коньяком (тоже, кстати, со звездочками), а кто-то — массовым сознанием. Вас заинтересовала тема , поднятая обозревателем , и есть что сказать в ее про - должение ? Предлагаем вы - сказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? Игорь Волгин Множество редких матери- алов и книг о жизни и творчестве Ивана Бунина преподнес музею его имени в Ельце наш коллега, публицист и писатель Владимир Петров. Весь подарок уместился в двух объемных, тяжеловесных коробах. И символично, что пе- редан этот литературный архив липецкого прозаи- ка, посвятившего жизни и творчеству Бунина свои книги, в Дни славянской письменности и культуры. Примечательно и другое. Все эти материалы попол- нили фонды бунинского ли- тературно-мемориального музея накануне его двадца- типятилетия, которое будет отмечаться 4 июня. За чет- верть века стараниями эн- тузиастов — буниноведов и краеведов, подвижничества его бессменной заведующей заслуженного учителя РФ, лауреата областной премии имени И.А. Бунина Тамары Кирющенко здесь созданы уникальные экспозиции, а КРАЙ РОДНОЙ | Липецкий литератор подарил музею И . А . Бунина необычные экспонаты Чтоб не погасла творчества свеча... ФОТО ИГОРЯ ВОЛГИНА сам музей стал наиболее по- сещаемым в Ельце. В трех его книгах посетителей бо- лее 10 тысяч благодарностей от российскихизарубежных гостей — почитателей твор- чества Бунина. Среди них и ВладимирПетров—давний друг музея, в фондах кото- рого все книги липецкого писателя с дарственными надписями. И в этот приезд его в Елец «собрание сочи- нений» пополнилось еще одной работой: вышедшим недавно сборником прозы и публицистики «И будут сроки». Апереданные писателем материалы о Бунине пред- ставлены журнальными и газетными публикациями, собранными за сорок лет, рукописями своих книг и статей, посвященныхИвану Алексеевичу. Тут же — де- сятки книг литературове- дов, публицистов, критиков о жизни и творчестве перво- го русского Нобелевского лауреата по литературе. Подарком Владимира Петрова музею стала и вы- полненная в металле уни- кальная златоустовская гра- вюра Ивана Бунина — его портрет, воспроизводящий обложку бунинского 84-го тома «Литературного на- следства». Гравюра, един- ственная в своем роде, была выполнена в 1975 году по просьбе самого Владимира Михайловича на металлур- гическом заводе имениАно- сова в городе Златоусте, где после окончания технологи- ческого вуза работал буду- щий журналист и прозаик. Уже тогда, по собственному признанию, он увлекся бу- нинской темой, автор «Жиз- ни Арсеньева» и «Легкого дыхания» разбередил его душу, и свою писательскую свечу он зажег от свечи «по- следнего из могикан» рус- ской литературы. Тамара Кирющенко с благодарностьюприняла по- дарки липецкого прозаика. По ее мнению, эти архивные материалы в фондах музея сослужат добрую службу в буниноведении и литератур- ном краеведении, при под- готовке научно-исследова- тельских работ студентами и аспирантами. А закончилась встреча приглашением журнали- стов «Липецкой газеты» на музейный юбилей, где они будут не просто гостями — ведь многие годы наше издание является пропа- гандистом литературного наследия Ивана Бунина. КОРОТКО О ВАЖНОМ Хранители национальных ремесел соберутся в нашем регионе Всероссийский семинар- конференция по вопросу развития индустрии национальной сувенирной продукции на основе художественных промыс- лов состоится в Липецкой области 29—30 мая. Его инициатором высту- пило Министерство культу- ры РФ. Цель проведения се- минара—создание в России бренда «Национальный рос- сийский сувенир» и разра- ботка системы реализации аутентичных сувенирных изделий, представляющих туристские и культурные особенности регионов, со- общает LipetskMedia . Липецкая область вы- брана площадкой для фо- рума как территория, со- хранившая многовековые традиции художественных промыслов и народного ис- кусства.Всовещаниипримут участие представители орга- нов власти, специалисты ре- гиональных туристических компаний, организаций, за- нимающихся производством и продвижением ремеслен- но-сувенирной продукции, преподаватели факультетов декоративно-прикладногоис- кусства—около150человек. Обширная программа предусматривает пленар- ные заседания, выступле- ния экспертов, тематиче- ские лекции и выставку ремесленно-сувенирной продукции регионов РФ. Участники конференции ознакомятся с работой веду- щих учреждений культуры Липецкой области, посетят памятные и исторические местаЛипецка и Задонского района, побывают в Ельце, где примут участие в ярма- рочных гуляниях и мастер- классах по изготовлению сувенирной продукции. Липчане вне конкуренции Станислав Михайлов Победой сборной Липецка завершился в минувшее воскресенье финал спарта- киады трудящихся Липец- кой области. В течение трёх дней команды из 18 районов области, а также Липец- ка и Ельца соревновались на территории оздорови- тельно-реабилитационного комплекса «Клён» в Задон- ском районе. В этом году программа финала вклю- чала в себя двигательные тесты, единоборства, эста- феты и игру в лапту. Кроме того, в рамках спартакиады проводился областной фе- стиваль женского спорта «Здоровье. Красота. Гра- ция. Идеал». В общем зачёте уверен- ную победу одержала сбор- ная Липецка, без видимых провалов выступившая во всех видах программы. Женская часть команды по- бедила в двигательных зада- ниях-тестах и стала второй в единоборствах. Мужчины также завоевали «серебро» в единоборствах. Второе место поделили между собой Данковский район и команда Ельца. Один балл уступила им сбор- ная Добровского района. Спартакиада трудящих- ся Липецкой области — са- мое массовое соревнование в регионе и проводится еже- годно с 1999 года. ФОТО АЛЕКСАНДРА МАРЧУКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz