Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 102/24480/25 МАЯ 2013 7 ДИАЛОГИ ОБ ИСТОРИИ | Связь времен : российская государственность IX-XXI веков Лики, лица и маски минувшего И. Неверов В конце апреля исполни- лось двести лет со дня смерти Михаила Илларио- новича Кутузова. Россия этой даты не заметила. А ведь только что отшумели юбилеи Бородинского сражения и победы русско- го оружия над непобеди- мой армией Наполеона. Никто не забыт, ничто не забыто? Спастиположение, пусть на одном региональном «пя- тачке», взялись студенты истфака Липецкого госуни- верситета и их наставники. Они устроили в областной библиотеке вечер памяти полководца. Информация об этом прошла в эфире. Значит, несколько сотен или даже тысяч наших земляков все-таки узнали о забытой дате. Доктор исторических наук, профессор, заведую- щий кафедрой отечествен- ной истории Вячеслав Фо- мин считает принципиаль- ным, чтобыпрошлое не было обезличенным и безликим. История— это прежде всего история людей. В советские годы, заметил он в нашем разговоре, хватало «персон нон-грата». О них либо по- малкивали, либо судили од- носторонне и предвзято. До- пустим, чуть ли не обо всех членах Дома Романовых. И вообще: мы были родом только из Октября. Но что тогда делать с тысячелетним Государством Российским? Зато после августа 1991-го той же операции подвер- глась уже советская эпоха. Все, связанное с нею, пере- черкивалось, предавалось поруганию, осмеивалось. Не потому ли состоявша- яся на днях научно-практи- ческая конференция, орг- комитет которой возглавил профессор Фомин, назы- валась не совсем обычно: «Российская государствен- ность в лицах и судьбах ее созидателей: IX-XXI вв.». «В лицах и судьбах»—уточ- нение не случайное. Надо научиться, в конце концов, видеть в предках не святых и не монстров, а реальных, очень разных, ярких, та- лантливых людей, которым мы обязаны жизнью. Конференция — часть программы истфака к ше- стидесятилетию Липецкой области. Впереди — фору- мы, где предстоит диалог о российской провинции в прошлом и настоящем, о липчанах, сыгравших вы- дающуюся роль в истории России. О Доме Романовых и призывах к покаянию На конференцию в Ли- пецк приехали специалисты из разных регионов, в том числе и москвичи. В центре докладов и сообщений были весьма острые вопросыисто- рии, но в первую очередь — люди: князья и цари, дореволюционные реформа- торы и советские генсеки, военачальники и литерато- ры, ученые и просветители. Рядом с хрестоматийны- ми фигурами от Рюрика до Александра III, от Столы- пина до Сталина и Хрущева возникали менее известные и масштабные, но крайне любопытные персонажи. До- пустим, елецкий помещик Дорохин. Его жизнь — на- стоящая одиссея, увенчан- ная составленным им на основе личных наблюдений первым русским описанием Османской империи. Среди участников кон- ференции были живущая в Швеции наша соотече- ственница Лидия Грот и профессор Российской ака- демии живописи, веяния и зодчества Ильи Глазунова Владимир Волков . Несмо- тря на цейтнот, они вме- сте с Вячеславом Фоминым ответили на мои вопросы. Первый касался четырех- сотлетия Дома Романовых. Юбилей, безусловно, зна- чимый. Причем он вновь стимулировал призывы к всенародному покаянию за расстрел царской семьи. Не- давно кто-то поставил рос- сиянам в пример Германию: там, дескать, всю политику построили на раскаянии и благодаря этому достигли процветания. Надо бы и нам поступить так же. ВячеславФомин, однако, категорически против: нель- зя подменять покаянием трезвое, честное осмысление минувшего. Коллектив- ное покаяние невозможно. Каяться или нет — личное решение человека. Оно зави- сит от того, чувствует ли он собственную вину за проис- ходившее задолго до его по- явления на свет. Требование каяться всем миром, счи- тает Вячеслав Васильевич, — тупиковое. И не только из-за раскола общества, из- за диаметрально противопо- ложных оценок революции. Сама идея национальной, разложенной на всех ныне живущих вины не очищает, а закрепляет у народа ком- плекс неполноценности. Нас постоянно хотят заставить быть виноватыми за все. За революцию и «красный террор». Перед украинцами — за голодомор, как будто голод свирепствовал только на Украине. Перед прибал- тами — за «оккупацию». Перед поляками — за Ка- тынь. И так далее. Неровен час Россию начнут призы- вать каяться перед Герма- ний— наши же самолеты ее бомбили, наша артиллерия рейхстаг разрушила… Нельзя агрессивно спе- кулировать на том, что раз- деляет страну. Как спеку- лируют, например, настаи- вая немедленно похоронить Ленина. Похоронен он или нет, от этого судьба его идей никак не зависит. Пусть, говорит профессор, дети или внуки в более спокойной, благополучной ситуации, без нынешней взаимной ожесточенности, нетерпи- мости определятся, как по- ступить с Мавзолеем. Лидия Грот согласна с Фоминым: пляска на гро- бах деструктивна и опасна. А юбилей династии, триста лет правившей державой, дает повод для другого. Из- брание на царство Михаила Романова — символическое окончание Смуты. До того момента саммеханизм пере- дачи власти был сломан. И вот, несмотря на массу разногласий, общество при- шло к компромиссу. Оно осознало свой долг, свою ответственность за спасение страны. На российский трон претендентов было в избыт- ке, включая иноземных. Но русские мудро остановили выбор на Михаиле Рома- нове. Он устраивал боль- шинство. Романовы были связаны с Рюриковичами, что как бы восстанавливало преемственность традиций, власти, порядка. Я напомнил Лидии Пав- ловне, что среди ее коллег высказываются иные мне- ния. Чего ради короновать шестнадцатилетнего недо- росля, не хватавшего звезд с неба, если можно было отдать корону тому же Дми- трию Пожарскому? Зре- лый человек, полководец, столько сделавший для из- гнания поляков из Москвы. Но Лидия Грот убеждена: тогда превыше всего было утихомирить страсти, до- стичь согласия. Понимание этого людьми, чьи интересы страшно не совпадали, — впечатляющий пример для потомства. Поддержал эту точку зрения и Владимир Вол- ков. Он сравнил ловкого, искушенного, тертого Ва- силия Шуйского и совсем еще мальчишку Михаила. Шуйский, став царем, при всем его опыте не совладал со Смутой, потерпел крах. А слабый Михаил Романов сел на трон, и сам этот факт стал огромным шагом к ста- бильности. Вообще Владимир Алек- сеевич предложил неожи- данный поворот в раздумьях о судьбе страны. Он так обозначил проблему: всегда ли оправданы претензии к политику за то, что ему не удалось, когда он стоял у руля? Здесь, по словаммоего собеседника, одинаково при- мечательно и начало дина- стии Романовых, и ее траги- ческий конец. Царствование Николая II по большому счету было благополучным. В экономике, в социальной сфере дела шли неплохо. А ужв искусстве, в литературе какой взлет — Серебряный век! Однако во внешней по- литике, в военном отноше- нии случилось страшное. В наследство от Александра III, которого называли ми- ротворцем, сыну достались армия и уже немолодые ге- нералы, не имевшие опыта современной войны. Резуль- тат—поражение от Японии, тяжелые неудачи на полях Первой мировой. Вина ли это Николая II или беда? Выходит , верховные правители могут добиться успеха, лишь оказавшись, как говорится, в нужное время в нужном месте, то есть у власти? А если это не их время, то даже сильные и одаренные могут все про- играть? Насколько я понял, Владимир Волков считает, что да — всякое время тре- бует своих лидеров. Когда сейчас клянут жестокого Сталина, сказал он, почему- то не желают замечать, что это была эпоха сталиных. Свои «сталины», если иметь в виду безжалостность, кру- тизну средств, стояли во главе многих государств, не исключая самые демократи- ческие. И тут же Владимир Алексеевич озвучил еще одно то ли наблюдение, то ли соображение. России жилось легче и лучше при сравнительно слабых пра- вителях. А сильные —Иван Грозный, Петр, Сталин — роковым образом станови- лись предтечами революций и смут. Это, конечно, дает пищу для обсуждения. Хотя бы того, что Россия испокон веков нуждалась в силе, которая не скатывалась бы к насилию, в твердости, которая бы не делала ставку на тотальную жестокость, в высоких целях, которые бы не навязывались, а вдохнов- ляли и сплачивали народ. Как учить истории Пожалуй, немногие ини- циативы «сверху» вызвали столько споров, столько энтузиазма и скептициз- ма, как предложение о еди- ном учебнике истории для школьников. И я не мог не поинтересоваться мнением на сей счет у хозяев и гостей конференции. Вячеслав Фомин—горя- чий сторонник такого учеб- ника. Вариативность, если говорить о преподавании истории в школе, приводит к тому, что в головах детей начинается жуткая пута- ница. Нужен выверенный, стабильный учебник вроде классического для дорево- люционной школы посо- бия, написанного маститым ученымИловайским. Чтобы качество и характер знаний, полученных детьми, не зави- сели от того, в какую школу они ходят. Как говорили в старину, одна вера — одна мера. При этом не исклю- чается и дополнительный учебник, построенный на местном, региональном материале. В любом слу- чае, подрастающий человек должен гордиться своей страной, своими предками. История не сводится к сумме фактов, дат, имен. Она вос- питывает. Лидия Грот, хорошо зна- ющая ситуацию в образо- вании за рубежом, сразу заявила: на Западе ни о каком многообразии кон- цепций в школьных учеб- никах речи нет и быть не может. Формально выбор имеется: хочешь бери ту книжку, хочешь — эту. Но от той самой концепции на- циональной истории ни в какой литературе для шко- лы отклонений нет. Облива- ние грязью прошлого твоей страныисключено.Прошлое дается в позитиве. Здесь сложилась многовековая традиция. Она прорастает из эпохи Возрождения. В XVI веке Запад переживал страшный нравственный кризис. В Италии общество буквально разлагалось, мар- гинализировалось. Причем на фоне явного материаль- ного благополучия: денег навалом, свободы хватает, плебс, коли пожелает, идет громить дворцы и грабить. Как спасти страну? Какой идеей ее объединить, облаго- родить? Итальянские гума- нисты ответили так: нужна идея светлого прошлого, героического, созидатель- ного. Людям необходимо продемонстрировать: вот какими были ваши предки. А значит, вы, их потомки, тоже можете и должны быть великими. То же наблюдалось и в Скандинавии, и в других странах. На этом взрастали все западные общества. Слу- чалось, что, восхваляя себя, они не стеснялись оплевы- вать соседей. Так делать, разумеется, некрасиво. Но то, что делалось, да и дела- ется в России, еще хуже: мы неумеренно восхищаемся соседями и топчем самих себя. Однако в позапрошлом веке подобным образом вела себя сравнительно неболь- шая группа маргиналов. А сегодня преклонение перед другими, счастливыми и цивилизованными, и уни- жение своей Родины по- читаются хорошим тоном у высоколобой элиты. Я спросил у Лидии Пав- ловны, нет ли опасности, что единый учебник превра- тится в собрание мифов. Она ответила на вопрос вопро- сом: а из чего, собственно, родилась история?Миллион лет назад или гораздо рань- ше человек стал человеком, выделился из мира приро- ды. И возникшему социуму необходимо было сохра- нить себя. Одно из главных средств самосохранения — культ поклонения пред- кам. Это люди придумали, чтобы оставаться людьми. Апоклонение—не что иное, как благодарность предкам за то, что ты есть. Кто не ис- пытывает этой благодарно- сти, тот не человек. Еще не человек или уже не человек. Вот единыйшкольный учеб- ник и должен одушевляться этой мыслью. А она отнюдь не противоречит правде и до- стоверности. В отличие от Вячеслава Фомина иЛидииГротВлади- мир Волков был лаконичен. Единый учебник? А почему бы и нет? Хуже, чем сейчас, не будет. Но как его подго- товить? На взгляд Волкова, хороший, цельный учебник может быть лишь авторским. Удастся ли найти таких ав- торов? * * * Еслиисторик заподозрен, а вернее—обвинен в патрио- тическихчувствах,либераль- ные оппоненты уже не ищут других аргументов в споре с ним. Они просто брезгливо говорят: господа, коговыслу- шаете, он же всерьез думает, что некрасовское «не будет гражданин достойный к От- чизнехолодендушой»звучит актуально, а не архаично. Слушайте лучше нас. Мы независимо и безжалостно расковыриваемраны, смаку- ем темные стороны прошлой жизни, показываем, до чего ж она жалка, эта Россия, чей удел — каяться да идти на выучку к западным на- ставникам. Тема противостояния па- триотизма инеолиберализма нанаучно-практическойкон- ференции звучала на перифе- рии, однако очень отчетливо. Кто-кто, а ВячеславФомини Лидия Грот не раз попадали под обстрел«прогрессистов». Но серьезные ученые умеют отстаивать свои подкреплен- ные сильными доказатель- ствами, первоисточниками, археологическими и прочи- ми данными взгляды. И если речь идет о зарождении рос- сийской государственности. Иеслинадозащититьотнаве- тов великого Ломоносова. И если кто-нибудь в очередной раз хочет обесценитьрусские победы на Куликовом поле, на Бородинском или Прохо- ровском. Они всматриваются в лики и лица прошлого, они умеют увидеть и то, что скрывается за лживыми ма- сками. И стараются научить этому нас. КОНКУРС «ЛГ +»: ПОДВОДИМ ИТОГИ Победителей ждем за призами! Вот и настала пора подве- сти итоги еще одного нашего традиционного конкурса — «ЛГ плюс». Проходил он в рамках Всероссийской декады подписки с 11 по 21 апреля, а принять в этом конкурсе участие могли все читате- ли, оформившие в период проведения декады подпи- ску на «Липецкую газету» и любое другое издание, выпускаемое Издательским домом «ЛГ»: «Молодежный вестник» или «Золотой ключик», «Липецкую спортивную газету» или журнал «ЛГ: итоги неде- ли». Как и всегда, время для проведения конкурса «ЛГ+» было выбрано не случайно: в течение Декадыподписки на все наши издания была зна- чительно снижена подпис- ная цена. Своевременно вос- пользовались этой «льготой» многие наши читатели, с чем мыихипоздравляем, потому что рядом с ними в течение полугодия будут интересные собеседники — любимые га- зеты или журнал, выпуска- емые Издательским домом «Липецкая газета». Ну а до- полнительные поздравления мы сегодня адресуем тем, кому повезло на этот раз — победителям конкурса «ЛГ плюс». Итак, настенными ча- сами награждаются О.Б. Денисова (Лебедянь) и А.Г. Трубицин (Липецк), набором постельного белья — З.М. Карташова (Долгоруковский р-н, с. Стегаловка), ман- галом — С.И. Малыш (Ус- мань), чайными наборами— Н. П. Манакова, С.Ю. Про- кудина,Ю.Ю. Теслина, Т.В. Бортникова (Липецк), термо- сом—В.А. Ужакин (Чаплы- гин), подушкой—А.И. Пар- шинцев (Лебедянский р-н, с. Слободка), чайником — В. П. Бирюков (Добринский р-н, с. Дубовое) и сковородой — М.А. Скабелкина (Лебе- дянский р-н, с. Троекурово). Всех победителей кон- курса «ЛГ+» ждем за приза- ми 31 мая в 10.00 по адресу: Липецк, ул. Московская, 83, Издательский дом «Липец- кая газета», 3 этаж, кабинет 314 или по этому же адресу в любой рабочий день до 28 июня включительно, с 10.00 до 17.00. Всю дополнитель- ную информацию можно получить по телефонам: 30- 81-70 и 30-81-77. Победители конкурса названы, а подписка на «Липецкую газету» на второе полугодие 2013 года продолжается. Оставайтесь с нами, друзья! ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото Сережа К. Воспитаннику дет- ского дома VII вида девять лет. Благодаря работе воспитателей, педагогов, логопедов и психолога Сережа стал более усидчивым, хорошо учится. Занимается в кружках рисования, пения. С удовольствием ходит на уроки православия и в храм. Не так давно его крестили. Сережа часто вспо- минает это красивое и трепетное для его сердца событие. Радуется тому, что может каждый день ходить с крестиком, а в трудные минуты — обращаться к Богу с просьбой о помощи. Емунравятсяподвижные игры. Он хочет научиться подтягиваться на турнике, отжиматься от пола, а потом записаться в спортивную секцию. Сережа какое-то времяжил в приемной семье. Но что-то не сложилось... Мальчик, прощаясь с нами, сказал: «Маме с папой при- вет передайте. Они хорошие»… Аня К. Анюта любит природу, землю и старается спасти даже муравья, который может нечаянно попасть под ноги. Любимое дерево — яблоня. Добрый ребенок. Кста- ти, по предмету «Окружающий мир» у девочки только отличные оценки. Есть успехи и по другим дисциплинам, хотя учится по облегченной программе. Разгова- ривает Анюта внятно и понятно. Честно отвечает на вопросы. Она с удовольствием занима- ется в музыкальной студии, осва- ивает металлофон. Мечтает стать медсестрой. Володя Г. Переехал в этот дет- ский дом из школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. Пока грустит и часто вспоминает друзей, педагогов. Учится на «хо- рошо» и «отлично», много читает, легко запоминает стихи. Любимые авторы—Фет иПушкин. Гордится дипломами, которые он завоевал на конкурсе чтецов. Возможно, и здесь способности Вовы будут раз- вивать дальше, просто на данный момент такого кружка нет. Но есть другие: танцевальный, хоровой. В них Володя занимается с удоволь- ствием. Он добрый мальчик, трудолю- бивый, аккуратный. Его вещи всегда в порядке, маленькие дети его просто обожают, потому как он читает им сказки вечером, успокаивает и опекает. Володя мечтает стать пожарным. Или учителем. «Даже если будут платить маленькую зарплату», — пояснил бес- корыстность своего выбора воспитанник детского дома. У мальчика есть две старших сестры и младший брат. Все живут в разных детских учреждениях. Навещать ребят некому. РАМПА Мелихово— София—транзит Сергей Малюков Труппа Липецкого государ- ственного академического театра драмы им. Л.Н. Толстого вернулась в родные стены после успеш- ного фестивального тура. Директор театра Людмила Должикова и главный режиссёр Сергей Бобров- ский поделились с журна- листами впечатлениями от поездки. По традиции наш театр выступил в усадьбе Чехова вМелихово наМеждународ- ном фестивале. В этом году фестивальной публике была представлена новая режис- сёрская работа Бобровского — спектакль «Дядя Ваня». — Выступление в Мели- хово было очень полезным для всех нас, —считает Сер- гей Бобровский. — Очень важно получить на фести- вале профессиональный разбор твоей работы. После обсуждения спек- такля с критиками и те- атроведами, экспертами по чеховской драматургии «ДядяВаня» получил самые лестные отзывы. Извест- ный московский театраль- ный критик, председатель фестивальной комиссии Лана Гарон посоветовала театру заявить постановку на крупнейшие театраль- ные фестивали России, а её коллеги обещали дать спектаклю свои наилучшие рекомендации. Сразу после Мелихово артисты отправились в Бол- гарию, где 16 мая предста- вили спектакль «Полков- ник-птица» на междуна- родном фестивале «Новая болгарская драма» в городе Шумене. На собравшем аншлаг показе присутство- вал автор пьесы, драматург Христо Бойчев, специально приехавший из столицы. — Болгары — очень ра- душные, приветливые люди и замечательные зрители, — говорит Людмила Дол- жикова, — мы опасались, что возникнет языковой барьер, приготовили специ- альный экран с переводом текста на болгарский язык, но оказалось, что многие болгары прекрасно знают русский, на спектакль при- шло немало русскоговоря- щей публики. После показа зал долго аплодировал стоя. 18 мая состоялся еще один показ «Полковника- птицы» — в сатирическом театреАлекоКонстантинова в столице Болгарии Софии. На спектакле присутство- вали официальные лица, в числе которых были пред- ставители Посольства Рос- сии в Болгарии, Министер- ства культуры Болгарии, журналисты болгарских СМИ. Липецкая постановка стала ярким событием в театральной жизни Софии, имела огромное значение для культурных отношений двух стран. Христо Бойчев утвер- дился в своем мнении, что липецкая постановка «Пол- ковника-птицы», идущего в сорока странах мира, луч- шая на сегодня. По итогам фестиваля в Шумене «Пол- ковник-птица» Липецкого академического театра по- лучил престижную премию «Лучший зарубежный те- атр» и денежную премию в 500 левов (порядка 10 тысяч рублей), её разделит творче- ский коллектив, занятый в постановке. На 22 июня в академи- ческом театре драмы имени Льва Толстого намечена премьера «Сказки о царе Салтане». — По форме это будет драматический балет, — интригует зрителей режис- сер-постановщик Сергей Бобровский. 10 июля театр уходит на каникулы, а худрук за время отдыха намерен укре- пить кадровый состав труп- пы. — Нужны острохарак- терные актеры, молодые и средних лет героини, всегда требуются на сцене муж- чины. И не обязательно богатыри-красавцы. Пусть он маленького роста, но талантливый и крепкий духом. Такие нам нужны,— говорит Бобровский. КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ПРОИСШЕСТВИЕ У таксиста угнали машину В отдел полиции обратил- ся 56-летний липчанин, водитель такси с заявлени- ем о том, что в садоводче- ском товариществе «Сту- деновское» двое неизвест- ных молодых людей, применив силу, открыто похитили у него автомо- биль «ВАЗ-2110». По подозрению в совер- шениипреступлениясотруд- ники уголовного розыска по горячим следам задержали двух неработающих моло- дых людей, жителей област- ного центра. Автомобиль с механическими поврежде- ниями злоумышленники оставили в этом же садовод- ческомтовариществе, где его и обнаружилиполицейские. В настоящее время воз- буждено уголовное дело по статье «Грабёж», расследо- вание проводит отдел по- лиции№ 4 УМВД России по городу Липецку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz