Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Ф инансовый вестник Выпуск подготовили Галина Чернышова и Анастасия Карташова СУББОТА , 25 МАЯ 2013 № 102 (24480) 5 ЛИПЕЦКАЯ газета ПЕРСПЕКТИВА | Любой желающий сможет контролировать государственные расходы с собственного компьютера На пути к электронному бюджету В начале этого года на сайте Минфина России была запущена тестовая версия единого портала «Электронный бюджет» (budget. gov.ru). По замыслу его создателей, уже к 2015 году ресурс даст возможность налогоплательщикам следить за тем, куда тратятся казенные деньги на всех уровнях — от федерации до муниципали- тетов. Бизнес сможет наблюдать в онлайновом режиме все закупки и инвестиции, а экспертное сообщество — анализировать государ- ственные расходы. Пока портал функционирует в тестовом режиме, его региональные сегменты представлены весьма скупо, но через несколько лет ситуация изменится. О том, как работа над электрон- ным бюджетом идет в Липецкой области, рассказала заместитель начальника управления финансов Лариса ХОЖАЙНОВА: — Благодаря внедрению ин- формационных технологий мы уже научились оперативно и качественно исполнять бюд- жет, а также готовить отчеты о полученных результатах. Еже- дневно только через областное управление финансов проходит более 1,5 тысячи платежных поручений. Но говорить о пол- ной прозрачности деятельности администрации области, муни- ципальных образованийпо учету активов и обязательств пока преждевременно. К тому же все отчеты пишут для узкого круга специалистов, а потому обычно- му человеку смысл большинства показателей, которыми опери- руют профессионалы, неясен. Отследить судьбукаждого рубля, связать финансовую информа- цию с конечными результатами деятельности органов власти и сделать ее доступной для каж- дого человека можно будет с по- мощью электронного бюджета. Наше ведомство уже сформи- ровало дорожную карту разви- тия регионального электронного бюджета. Она предусматривает поэтапную модернизацию дей- ствующей автоматизирован- ной системы до 2015 года. Взяв за основу положения концеп- ции «Электронного бюджета», одобренной Правительством России, специалисты спроеци- ровали ее на уровень региона. Они создали единые реестры и классификаторы, позаботились об интеграции процессов плани- рования и исполнения бюджета, учлинеобходимостьюридически значимого документооборота, а также принцип однократности ввода данных. Суть последнего в том, что информация загру- жается в систему один раз в момент совершения события. Тем самым сокращается коли- чество «передаточных звеньев», минимизируются ошибки, от- падает необходимость в много- численных сверках финансовых показателей, существующих сегодня между ведомствами. Информация будет доставляться напрямую от первоисточника, что в конечном итоге приведет к сокращению документооборота и даст экономический эффект. Что же касается состава и порядка размещения информа- ции на портале, то основу бу- дущей системы «Электронный бюджет» составят 12 разделов. Среди них, к примеру, плани- рование, администрирование доходов, исполнение консоли- дированного бюджета, финан- совый контроль, бухгалтерский, управленческий учеты и многое другое. Ресурс будет взаимодей- ствовать также с различными электронными системами. К примеру, через него откроется доступ к данным Росимущества и сайту госзаказа. На первом этапе, в нынешнем году, будет внедрен программ- ный комплекс «Проектирование бюджета», который позволит автоматизировать все этапы бюджетного планирования в соответствии с требованиями федерального законодательства. Модернизация пройдет на об- ластном уровне. Вместе с тем в качестве пилотных проектов планируется привлечь Липецк иЛипецкийрайон.Программное обеспечение в этих муниципали- тетах будет установлено за счет регионального бюджета. Следующий наш шаг — соз- дание единого центра обработки данных, который создадут в управлении финансов области. К нему подключат все муни- ципальные образования и бюд- жетные учреждения, которых в регионе насчитывается порядка 1600. Благодаря созданиюедино- го центра появится возможность проводить анализ проектиро- вания и исполнения консоли- дированного бюджета с любой степенью детализации в режиме реального времени, не дожида- ясь сбора месячной отчетности. А значит, мы сможем получать оперативную информацию об исполнении муниципальных бюджетов. Постараемся, чтобы наиболее актуальная информа- цияпопадала на портал в режиме онлайн. Новыйресурс сделает бюджет понятнымдля граждан. Видеале можно будет даже увидеть не только, сколько денег выделя- ется на конкретную школу или больницу, но и как они расходу- ются. В перспективе через этот портал липчане смогут напря- мую влиять на формирование бюджета, подсказывая власти, где в первую очередь необходи- мо отремонтировать дорогу или провести капитальный ремонт дома. Можно надеяться, что в итоге «Электронный бюджет» позволит налогоплательщику не только проследить, сколько казенных денег потрачено на решение той или иной задачи, но и спросить, почему, к примеру, в соседнемрайонеместные больни- цы финансируются куда лучше. Для простоты восприятия ин- формация будет представлена также в виде новостей, нагляд- ных схеми рисунков. Обязатель- ное условие — обратная связь с жителями области, в электрон- ной«приемной» экспертыстанут отвечать на их вопросы. Но публичными будут далеко не все финансовые сведения. Закрытыми для рядовых на- логоплательщиков и бизнес-со- общества останутся те данные, которые считаются гостайной. Доступ к ним будет у казначеев, бюджетников и госзаказчиков, причем не у всех. Они смогут входить в систему через личный кабинет. Идентификация поль- зователя будет происходить при помощи электронной цифровой подписи. Объединение всех финансо- вых органов Липецкой области напортале существенноупростит последующуюинтеграцию реги- ональной системы с федераль- ной. Единый электронный цикл бюджетного процесса должен гарантировать взаимосвязь стра- тегического бюджетного плани- рования, процесса исполнения бюджета и мониторинг достиг- нутых результатов. Электрон- ный бюджет — это уникальный проект, так как полезен всем. Учреждениям — ускорением документооборота, госорганам и населению — возможностью контроля за деньгами, а казне в целом — экономией. Доступ- ность и открытость бюджета — требование времени и между- народных стандартов. НАЛОГИ | Подведены предварительные итоги декларационной кампании Опаздывать не рекомендуется Недавно в регионе завер- шилась декларационная кампания, в ходе которой предприниматели и обыч- ные граждане отчитались о своих доходах за прошлый год. О предварительных ее итогах мы попросили рассказать руководителя Управления ФНС России по Липецкой области Бориса ХИЖНЯКОВА. — Борис Петрович, из- менилось ли количество по- данных деклараций? — Всего по области по состоянию на 30 апреля в налоговые инспекции пред- ставлено более 45 тысяч де- клараций о доходах, что на 8 процентов больше уровня прошлого года. Наибольшее количество отчетных доку- ментов подали физические лица — почти 43 тысячи, причём 22,7 тысячи из них представленыдляполучения имущественных и социаль- ных вычетов по налогу на доходы физических лиц. Около 2 тысяч деклараций поступило от индивидуаль- ныхпредпринимателей, при- меняющих общую систему налогообложения, 42 — от нотариусов, 104—от адвока- тови221—от главкрестьян- ско-фермерских хозяйств. — Что способствовало увеличению числа декла- раций? — Постепенно в нашем обществе зреет понимание того, что необходимо вовре- мя отчитываться о доходах. Проведению нынешней де- кларационной кампании предшествовала масштаб- ная информационно-разъ- яснительная работа, кото- рая началась в конце про- шлого года. На телеканале «Липецкое время» прошел цикл передач «Налоговый курьер». Кроме того, о сро- ках подачи деклараций на- поминала «бегущая строка». Информационные ролики также размещались на улич- ных плазменных панелях и мониторах в коммерческих маршрутных автобусах. На конструкциях наружной ре- кламы было вывешено более 50 билбордов и плакатов. Напоминания о необходи- мости представлять декла- рации о доходах граждан содержалисьинаплатежных квитанциях за коммуналь- ные услуги. Аудиоролики транслировались в блоках новостейрегиональныхради- оканалов, а также через вну- треннее радио на рынках, в гипермаркетах, в магазинах и торгово-развлекательных центрах. Впериоддекларационной кампании интернет-поль- зователи смогли в полной мере оценить возможности интерактивного сервиса «Онлайн-запись на приём в инспекцию». С начала те- кущего года этим сервисом воспользовались почти три тысячи налогоплательщи- ков области. Для удобства граждан за две недели до за- вершения декларационной кампанииналоговые органы области работали по особому графику: ежедневно до вось- ми часов вечера и даже по субботам. —Каковасумманалогов, начисленаподекларациямв текущем году? — Сумма налога на до- ходы физических лиц, ко- торая начислена к уплате в бюджет на основании пред- ставленных деклараций, по предварительным данным, составила более 347 мил- лионов рублей. На особом контроле у нас остаются граждане, которые обяза- ны отчитаться о доходах, полученных, например, от продажи имущества, при- надлежавшего им на праве собственности менее трех лет, от сдачи имущества в аренду. Помимо проведения информационно-разъясни- тельной работы, в рамках дополнительного деклари- рования липчанам были направлены персональные письма с напоминанием о предоставлении деклара- ции о доходах за 2012 год. В результате проведенной работы в установленный законодательством срок всего по области получено 20,3 тысячи деклараций от указанной группы налого- плательщиков, что почти на тысячу больше уровня про- шлого года. Сумма налога к доплате в бюджет составила 133 миллиона рублей. От- метим, что сумма налога от продажи автомашин соста- вила 1,4 миллиона рублей, а от продажи недвижимости — 19 миллионов рублей. Доходы от сдачи в аренду задекларировали 344 на- логоплательщика, сумма налога превысила 2,2 мил- лиона рублей. Среди декла- рантов также оказалось 17 «счастливчиков», получив- ших доходы от выигрыша в лотереях, сумма налога к уплате составила 579 тысяч рублей. Исчисленная по де- кларации за 2012 год сумма НДФЛдолжна быть уплаче- на налогоплательщиками самостоятельно не позднее 15 июля 2013 года. —Асколько составят на- логовые вычеты? —Сумманалога, которая подлежит возврату из бюд- жета, составила 554,3 мил- лиона рублей, что, по пред- варительным данным, на 86 миллионов больше прошло- годнего показателя. Возврат НДФЛ связан в основном с получениемимущественных исоциальныхналоговыхвы- четов в связи с приобретени- ем (строительством) жилья или с затратами на лечение и обучение. Следует учесть, что в на- стоящее время обрабаты- ваются декларации, посту- пившие по почте, поэтому приведенные здесь цифры не окончательные. Отмечу, если документ был отправ- лен по почте в срок, то есть не позднее 30 апреля, то он будет принят без при- менения штрафных санк- ций. На граждан, которые представляют декларации исключительно для полу- чения налоговых вычетов по НДФЛ, указанный срок не распространяется — их можно подать в течение всего года. Новый ресурс сделает бюджет понятным для граждан. В идеале можно будет даже увидеть не только, сколько денег выделяется на конкретную школу или больницу, но и как они расходуются. ” АКТУАЛЬНО | Новый закон о бухучете Считаем по правилам С января 2013 года всту- пил в силу Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (№ 402-ФЗ). Он при- шел на смену документу, действовавшему с 1996 года(№ 129-ФЗ). О том, что изменилось и по каким «правилам» бухгалтеры теперь работают, рассказала начальник отдела учета исполнения бюджета областного управления финансов Светлана ПЬЯННИКОВА. —В новом законе устра- няются устаревшие нормы, неэффективные положения и пробелы, выявленные в результате практической деятельности. Кроме того, нормы, регулирующие бухучет, приводятся в со- ответствие с современными экономическими условия- ми. А значит, становится больше возможностей для формирования надежной информации о финансовом состоянии учреждений. Закон распространяется на некоммерческие органи- зации (в томчислеказенные, бюджетные и автономные учреждения), а также на государственные органы, местное самоуправление, государственные внебюд- жетные фонды. При этом отдельным пунктом вы- делено, что данный закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных обра- зований, операций, изменя- ющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной от- четности. Также указано, в каких случаях №402-ФЗ не при- меняется. В частности, при создании информации, не- обходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, пред- ставляемой кредитной орга- низации в соответствии с ее требованиями. Расширен перечень объ- ектов бухгалтерского уче- та. Неизменным остались только обязательства. Иму- щество теперь называется активами, хозяйственные операции—фактами хозяй- ственной жизни. Возложение обязанно- сти ведения бухгалтерского учета. Изменились требо- вания по организации бух- галтерского учета. Теперь руководитель экономиче- ского субъекта (в том чис- ле учреждения бюджетной сферы) обязан возложить ведение бухгалтерского уче- та на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Ра- нее руководители органи- зации лично могли вести бухгалтерский учет. Теперь это неприемлемо. К тем, кто будет вести бухучет, предъявляются конкрет- ные требования, к примеру, речь идет о наличии выс- шего образования, опре- деленного стажа работы, должна отсутствовать суди- мостьзапреступлениявсфере экономики и другое. Порядок урегулирова- ния разногласий между ру- ководителем и главным бухгалтером. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского уче- та между руководителем экономического субъекта и лицом, ведущим в его ор- ганизации бухгалтерский учет, последний выполняет действия только по письмен- ному распоряжениюруково- дителя. Иименно в этом слу- чае руководитель единолич- но несет ответственность. Таким образом, закон обязывает бухгалтера сле- довать букве и духу закона иненестиответственность за противозаконные или оши- бочные действия, к кото- рым умышленно или в силу незнания его понуждает руководитель организации. В то же время отсутствие письменного распоряжения на спорное, с точки зрения закона, действие не осво- бождает бухгалтера от от- ветственности. Учетная политика и пер- вичные учетные документы. В новом законе учет- ной политике посвящена отдельная статья (ст. 8). В ней, в частности, говорится, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, ру- ководствуясь законодатель- ством России о бухгалтер- ском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Как и прежде, учетная политика применяется по- следовательно из года в год. Изменение учетной поли- тики, как правило, произ- водится с начала отчетного года. Каждый факт хозяй- ственной жизни должен быть оформлен первичным учетным документом. Важ- ным нововведением явля- ется отсутствие в законе № 402-ФЗ требования об обязательном применении унифицированных форм первичнойучетнойдокумен- тации, однако это не распро- страняется на учреждения государственного сектора. Для них формы первичных учетных документов уста- навливаются в соответствии с бюджетным законодатель- ством. Практически урав- ниваются в правах первич- ные учетные документы на бумажном носителе и в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Теперь бумаж- ная копия электронного документа изготавливается толькопо требованиюконтр- агента и только в случае, если это предусмотрено до- говором с ним. Новый закон «О бухгал- терском учете» не содер- жит запрета на внесение исправлений в кассовые и банковские документы. Но это не означает, что с января 2013годатакиеисправления разрешены. Есть оговорка — «если иное не установле- но федеральными законами или нормативными право- выми актами органов госу- дарственногорегулирования бухгалтерского учета». По сути, в порядке исправления документов для учреждений государственного сектора ничего не поменялось. Инвентаризация акти- вов и обязательств. Поло- жения об инвентаризации в законе № 402-ФЗ сокраще- ны. Сказано, что активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок ее проведения инвентари- зации, а также перечень объектов, определяются экономическим субъектом. Обязательное проведение инвентаризации предусмо- трено законодательством РФ, федеральными и отрас- левыми стандартами. Хранение документов бухгалтерского учета и от- четность. Несмотря на вне- сение изменений в нормы, предусматривающие поря- док хранения документов, основные требования оста- лись прежними. То есть пер- вичныедокументы,регистры бухгалтерского учета, а так- же бухгалтерская (финансо- вая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответ- ствии с правилами организа- ции государственного архив- ного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Ранее было установлено, что ответственность за хра- нение первичных учетных документов, регистров бух- галтерского учета и отчет- ности несет руководитель организации. Новый Закон такой нормы уже не содер- жит, однако говорится, что экономический субъект дол- жен обеспечить безопасные условия хранения докумен- тов бухгалтерского учета и их защиту от изменений. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности в учреждениях государствен- ного сектора устанавливает- ся в соответствии с бюджет- ным законодательством. Появились нормы, предус- матривающие особенности бухгалтерской (финансо- вой) отчетности при реор- ганизации и ликвидации юридического лица. СИТУАЦИЯ | Пресечена попытка необоснованного возмещения НДС Нарушать себе дороже Компетентное мнение Как рассказал за- меститель руководи- теля УФНС России по Липецкой обла- сти Валерий Власов, практика показы- вает, что фирмы- «однодневки», как правило, создаются для участия в «тене- вых» экономических процессах. В Уголов- ном кодексе РФпред- усматривается ответ- ственность за регистрацию организации- «однодневки» через «подставное» лицо — штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до пяти лет. Организации, созданной для не- законных финансовых операций, грозят штрафы от 100 до 300 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года. Не остаётся без внимания налоговиков и проблема «фиктивной» миграции юри- дических лиц, когда адреса изменяются в целях уклонения от налогов. Только в межрайонной налоговой инспекции № 7 по Липецкой области с начала года вынесено шесть решений об отказе в гос- регистрации фактов изменения адреса местонахождения юридических лиц. Отказано трем организациям в связи с недостоверностьюпредставленных сведе- ний о новом адресе. На их руководителей составленыпротоколыоб административ- ном правонарушении. Подобные примеры говорят о том, что нарушать налоговое законодательство себе дороже. В межрайонную налоговую инспекцию №6 по Липецкой области индивидуальный предприниматель представил на- логовуюдекларациюпоНДС, заявив к возмещениюболее 2,5 миллиона рублей. Однако в ходе проверки было установлено, что такая сумма сложилась в результате сделок купли-про- дажи, которые налогоплательщик совершал с участием фирмы-«однодневки», котораяне имела движений денежных средств по расчетному счету, а также представляла «нулевые декларации»поНДСс отсутствиемобъектаналогообложения. Кроме того, выяснилось, что учредитель, являющийся одновременно и руководителем фирмы, всего-навсего ра- ботает сварщиком. Организация была открыта по просьбе третьего лица, на руках у которого всё это время находилась еепечать. Витоге былапредставленавинспекциюуточненная налоговая декларация по НДС, аннулирующая заявленную к возмещению сумму налога. По выявленнымфактам управ- лением экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Липецкой области возбуждено уголовное дело в отношении индивидуального предприни- мателя по признакам состава преступления — покушение на мошенничество. Будни налоговой службы. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz