Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 10/24388/ 18 ЯНВАРЯ 2013 14 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Окончание. Начало на 9–13-й стр. Окончание на 15-й стр. VIII. Механизмы реализации Программы Ключевым принципом, определяющим построение механизмов реализации Про- граммы, является принцип «баланса интересов», который подразумевает обеспечение соблюдения интересов организаций различных форм собственности, субъектов управ- ления различного уровня, участвующих в реализации и мониторинге результатов Про- граммы. Реализация Программы предусматривает использование всех средств и методов государственного воздействия: нормативно-правового регулирования, административ- ных мер, прямых и косвенных методов бюджетной поддержки, механизмов организаци- онной и информационной поддержки. Для достижения программных целей предполагается использовать прогнозирова- ние и программно-целевой принцип, финансово-кредитные механизмы, механизмы ин- вестиционного и налогового регулирования, систему государственных закупок, право- вые и информационные механизмы. Функциональный механизм реализации Программы включает следующие эле- менты. 1. Стратегическое планирование, прогнозирование и программно-целевой принцип В рамках Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года определены стратегические приоритеты и цели социально-экономического разви- тия области на долгосрочный период, которые явились основой среднесрочных целей и задач Программы. В Программе конкретизируются стратегические цели и задачи среднесрочного пе- риода, обеспечивается распределение ресурсов по срокам и источникам финансирова- ния. Возможна корректировка ожидаемых результатов, реализации программных меро- приятий в связи с прогнозированием меняющихся макроэкономических показателей. В целях дальнейшего экономического роста, повышения эффективности деятель- ности органов государственной власти области будет применяться новый программный инструмент — государственные программы Липецкой области. Процесс прогнозирования и применение программно-целевого принципа обеспечит увязку достижения стратегических целей с бюджетным процессом, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность использования бюджетных средств и обеспечить переход на систему бюджетирования, ориентированного на результат. 2. Государственные программы Российской Федерации Одним из направлений Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Фе- дерации от 30 июня 2010 года № 1101-р предусмотрено развитие программно-целевых принципов деятельности исполнительных органов государственной власти, в том числе переход к формированию бюджета в разрезе государственных программ. Основная идея государственных программ покрыть инструментами программно- целевого планирования все сферы социально-экономического развития, включить в государственные программы практически все бюджетные расходы по достижению стра- тегических целей, которые обоснованы запланированными результатами и целевыми показателями. Закрепление за государственной программой ответственного исполни- теля исключает размывание ответственности за реализацию программ. Государственная программа Российской Федерации включает федеральные целе- вые программы, реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, и под- программы, содержащие ведомственные целевые программы и основные мероприятия. На федеральном уровне принят ряд нормативных актов, регламентирующих право- вые, экономические и процедурные вопросы разработки и реализации государственных программ Российской Федерации: — постановление Правительства Российской Федерации от 02 августа 2010 года № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности го- сударственных программ Российской Федерации»; — распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года № 1950-р «Перечень государственных Программ РФ»; — приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 де- кабря 2010 года № 670 «Об утверждении методических указаний по разработке и реали- зации государственных Программ Российской Федерации». На территории области за счет средств федерального бюджета планируется реа- лизация мероприятий государственных программ Российской Федерации, в том числе федеральных целевых программ. 3. Государственные программы области Реализация Программы будет осуществляться посредством реализации государ- ственных программ Липецкой области. В 2011 году принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы разработки и реализации государственных программ области. Утвержден Перечень из 17 государственных программ Липецкой области (далее — Перечень) (Приложение 4). Государственная программа области — система мероприятий (взаимоувязанных по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики области, обеспечивающих достижение стратегических приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития области. Государственная программа области (далее государственная программа) может включать в себя областные целевые программы и (или) областные программы, реа- лизуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития области, и подпрограммы, содержащие ведомственные целевые программы и (или) мероприятия (далее — подпрограммы). Подпрограмма государственной программы — комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам ведомственных целевых программ и (или) мероприятий, выделенных исходя из масштабности и сложности, решаемых в рамках государственной программы задач. Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в рамках государственной программы. Если в сфере реализации государственной программы областные целевые програм- мы и (или) областные программы не реализуются, то государственная программа может содержать только подпрограммы. Основные понятия, используемые при разработке государственной программы: цель — планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономиче- ского развития области посредством реализации государственной программы (подпро- граммы), достижимый за период ее реализации; задача — результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления государственных функций, направленных на достижение цели (целей) реализации государственной программы (подпрограммы); мероприятие — совокупность взаимосвязанных действий, направленных на реше- ние соответствующей задачи; индикатор — количественно выраженная характеристика достижения цели; показатель — количественно выраженная характеристика решения задачи; конечный результат — характеризуемое количественными и (или) качественными индикаторами состояние (изменение состояния) социально-экономического развития области, которое отражает выгоды от реализации государственной программы (подпро- граммы); непосредственный результат — характеристика объема и качества реализации ме- роприятия, направленного на достижение конечного результата реализации государ- ственной программы (подпрограммы); ответственный исполнитель государственной программы — структура администра- ции области или исполнительный орган государственной власти области, определенный ответственным в соответствии с перечнем государственных программ, утвержденным администрацией области; соисполнители государственной программы — структуры администрации области и (или) исполнительные органы государственной власти области, участвующие в разра- ботке, реализации и оценке эффективности государственной программы и определен- ные в качестве соисполнителей государственной программы в Перечне; мониторинг — процесс наблюдения за реализацией основных параметров государ- ственной программы. Перечень государственных программ утверждается нормативным правовым актом администрации области и содержит название государственной программы, основные направления ее реализации, ответственных исполнителей и соисполнителей. Государственная программа должна иметь следующую структуру: 1. Титульный лист. 2. Паспорт государственной программы. 3. Текстовая часть государственной программы по следующим разделам: а) характеристика текущего состояния, в том числе формулировки основных про- блем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков развития соответ- ствующей сферы социально-экономического развития области; б) приоритеты государственной политики в соответствующей сфере социально-эко- номического развития области, цели, задачи, индикаторы достижения целей и показате- ли решения задач, прогноз развития соответствующей сферы социально-экономическо- го развития области; в) прогноз конечных и непосредственных результатов государственной программы, характеризующих состояние (изменение состояния) в соответствующей сфере социаль- но-экономического развития области; г) этапы и сроки реализации государственной программы с указанием промежуточ- ных показателей; д) перечень и краткое описание областных целевых программ и (или) областных про- грамм и подпрограмм с указанием сроков и ожидаемых результатов; е) перечень целевых индикаторов и показателей задач государственной программы с формированием плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о вза- имосвязи мероприятий и результатов их выполнения с обобщенными целевыми индика- торами госпрограммы; ж) обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и пока- зателей задач государственной программы по этапам ее реализации и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение; з) описание мер государственного регулирования и обоснование необходимости их применения для достижения цели и (или) конечных результатов государственной про- граммы и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы; и) информация по ресурсному обеспечению государственной программы; к) в случае оказания областными государственными учреждениями государственных услуг юридическим и (или) физическим лицам — прогноз сводных показателей государ- ственных заданий по этапам реализации государственной программы; л) управление и мониторинг реализации государственной программы; м) методика оценки эффективности государственной программы. 4. Приложения к текстовой части государственной программы, расположенные по- сле текста государственной программы. 5. Подпрограммы государственной программы и паспорта областных целевых про- грамм. Для областных целевых программ и областных программ, включенных в государ- ственную программу, необходимо приложить их паспорт и оценку вклада в достижение целей государственной программы. Цели государственной программы должны соответствовать приоритетам государ- ственной политики в сфере социально-экономического развития. Для достижения соответствующей цели должны быть сформулированы необходи- мые и достаточные задачи. В целях обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения целей и решения задач необходимо сформировать индикаторы и показатели, характеризующие достижение целей и решение задач. В целях оценки планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое развитие области ответственным исполнителем на этапе ее разработки проводится оценка планируемой эффективности государственной програм- мы, обязательным условием которой является полное выполнение запланированных на период ее реализации целевых индикаторов и показателей, а также мероприятий в установленные сроки. В качестве основных критериев планируемой эффективности реализации государ- ственной программы применяются: а) критерии экономической эффективности, учитывающие оценку вклада государ- ственной программы в экономическое развитие области в целом, оценку влияния конеч- ных результатов государственной программы на различные сферы экономики области. Критерии могут включать как прямые (непосредственные) эффекты от реализации государственной программы, так и косвенные (внешние) эффекты, возникающие в со- пряженных секторах экономики области; б) критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализа- ции государственной программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке. Подпрограмма является частью государственной программы и формируется с уче- том согласованности основных параметров подпрограммы и государственной програм- мы и имеет следующую структуру: 1. Паспорт подпрограммы. 2. Текстовая часть подпрограммы, формируемая по следующим разделам: а) характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития; б) приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и индикаторы достижения целей, показатели решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и этапов реализации подпро- граммы; в) характеристика ведомственных целевых программ и (или) мероприятий подпро- граммы; г) характеристика мер государственного регулирования; д) прогноз сводных показателей государственных заданий по годам реализации подпрограммы; е) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации под- программы; ж) анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы; з) оценка вклада подпрограммы в достижение целей государственной программы. Финансовое обеспечение реализации государственных программ осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета (далее — бюджетные ассигно- вания) в пределах лимитов финансирования, доведенных до исполнительных органов государственной власти области, главных распорядителей средств областного бюджета — ответственных исполнителей и соисполнителей государственных программ. Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ утверж- дается областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и пла- новый период. Расходы на реализацию государственной программы указываются в целом, с рас- пределением по областным целевым программам, областным программам и подпро- граммам. Ответственным исполнителем совместно с соисполнителями подготавливается го- довой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы и доклад о ходе реализации государственной программы, который представляется в ад- министрацию области в срок до 1 марта года, следующего за отчетным. Процедурные вопросы, связанные с принятием государственной программы, управ- лением, детализацией контроля, функциями ответственных исполнителей, соисполни- телей, и приложения с формами таблиц утверждаются нормативным правовым актом администрации области. 4. Инструменты экономического воздействия 4.1. Финансово-кредитные механизмы Финансово-кредитный механизм Программы предусматривает комплексное исполь- зование различных источников финансирования. Финансирование Программы осуществляется за счет средств консолидированного бюджета области, а также привлекаемых для выполнения Программы средств феде- рального бюджета, внебюджетных источников. Финансирование программных мероприятий за счет средств консолидированного бюджета области предусматривается через исполнительные органы государственной власти области или органы местного самоуправления в рамках межбюджетных отноше- ний. Финансирование из областного бюджета объектов муниципальной собственности осуществляется после подтверждения органами местного самоуправления объемов их финансирования из местных бюджетов в соответствии с Программой. Для получения средств из федерального бюджета исполнительные органы государ- ственной власти области — государственные заказчики подпрограмм, ежегодно пред- ставляют в соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации бюд- жетные заявки с обоснованием потребности в ассигнованиях из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы по всем направлениям расходования средств, включая федеральную адресную инвестиционную программу в составе бюджета Рос- сийской Федерации на очередной календарный год. Средства бюджетов всех уровней, направляемые на финансирование мероприя- тий Программы, подлежат ежегодному уточнению при принятии закона об областном бюджете. Важнейшее значение для успешной реализации Программы имеет использова- ние механизмов привлечения внебюджетных средств. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования Программы, от- носятся: — кредиты банков; — средства фондов и общественных организаций; — средства инвесторов, заинтересованных в реализации Программы или ее отдель- ных мероприятий; — другие поступления. В качестве механизмов привлечения средств из внебюджетных источников предпо- лагается использовать заимствования, кредитование, инвестирование, предоставление гарантий, залоговые инструменты, концессионные соглашения, договоры финансовой аренды (договоры лизинга), ипотечное кредитование. Предусматривается целевое привлечение средств зарубежных инвесторов, поиск стратегических инвесторов, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве. Бюджетные инвестиции в рамках мероприятий Программы в объекты капитального строительства государственной собственности могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями. Предоставление бюджетных инвестиций исполнителям Программы, не являющим- ся государственными учреждениями или государственными унитарными предприяти- ями, влечет за собой возникновение права государственной собственности на эквива- лентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества этих юридических лиц и оформляется как участие области в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц. Бюджетные инвестиции предоставляются только при наличии технико-экономиче- ского обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между уполно- моченным исполнительным органом государственной власти области и юридическим лицом об участии в собственности субъекта инвестиций. Вопросы финансирования мероприятий Программы в очередном финансовом году будут решаться при обязательном рассмотрении результатов мониторинга и оценки эф- фективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде с учетом полно- ты и эффективности выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования средств, выделяемых на реализацию Программы. Уточнение объемов и направленности бюджетного финансирования в разрезе ме- роприятий Программы будет осуществляться в соответствии со степенью их приоритет- ности. 4.2. Механизмы инвестиционного и налогового регулирования Механизм инвестиционного регулирования включает: — конкурсную систему отбора инвестиционных проектов, претендующих на получе- ние государственной поддержки; — предоставление государственных гарантий и активов залогового фонда области в качестве обеспечения исполнения обязательств субъекта инвестиционной деятельно- сти, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов; — предоставление субсидий для финансирования реализации инвестиционных про- ектов, в том числе на компенсацию части затрат юридических лиц по уплате процентов по банковским кредитам и договорам лизинга; — предоставление нефинансовых форм поддержки, а также оказание информаци- онной и консультационной помощи инвесторам. Механизм налогового регулирования направлен на создание стимулов для под- держки инвестиций и инновационной деятельности. Органы государственной власти области осуществляют налоговое регулирование в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федера- ции. Механизм налогового регулирования включает: — предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков в целях развития экономического потенциала области; — оптимизацию и/или сокращение неэффективных налоговых льгот. 4.3. Система государственных закупок Закупки товаров, работ, услуг в целях реализации мероприятий Программы осу- ществляются в рамках системы государственных закупок, функционирующей на принци- пах открытости, конкуренции, эффективности расходования бюджетных средств, ответ- ственности за результативность обеспечения государственных нужд. Система государственных закупок включает взаимосвязанные этапы прогнозиро- вания и планирования, осуществления закупок для государственных нужд, проведения мониторинга хода исполнения контрактов, контроля соблюдения норм действующего законодательства. Государственные заказчики в целях реализации мероприятий Программы осущест- вляют: — разработку планов закупок для обеспечения нужд области на очередной год и плановый период, планов-графиков осуществления закупок для государственных нужд области и обеспечение их реализации; — мониторинг исполнения государственных контрактов; — анализ результативности обеспечения государственных нужд области, в том чис- ле в целях реализации мероприятий Программы, и эффективности расходования бюд- жетных средств. При планировании и осуществлении закупок, в том числе заключении контрактов и их исполнении государственные заказчики исходят из необходимости достижения за- данных результатов обеспечения государственных нужд с использованием наименьшего объема ресурсов или наилучших результатов обеспечения государственных нужд с ис- пользованием определенного объема ресурсов. Государственные заказчики несут ответственности за свои действия, в том числе за достижение запланированных результатов процедур закупок. 5. Правовые механизмы Основным правовым механизмом реализации Программы является разработка и применение нормативных правовых актов областного уровня, регулирующих ход соци- ально-экономических процессов в области, а также в развитие федерального законода- тельства. 6. Информационные механизмы В целях обеспечения своевременной подготовки и принятия обоснованных решений, в области продолжится внедрение в практику государственного управления перспектив- ных информационно-коммуникационных технологий. Для создания в области «электронного правительства» продолжится развитие регио- нальной системы межведомственного взаимодействия, информационно-аналитической системы администрации области, единой системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота, системы видеоконференцсвязи. В целях обеспечения открытого доступа к информации о деятельности государ- ственных органов и органов местного самоуправления области продолжит свое разви- тие официальный сайт администрации Липецкой области (www.admlr.lipetsk.ru). Продолжится реализация принципа открытости власти области на официальных сай- тах структур администрации области, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов об- ласти. Продолжится работа по реализации третьего этапа перевода в электронный вид го- сударственных услуг — внедрение дистанционного предоставления услуг. По заверше- нии работ будет обеспечена технологическая готовность к приему заявлений и иных до- кументов, поданных заявителями с единого (или регионального) портала государствен- ных (муниципальных) услуг и размещению в личном кабинете заявителя информации о ходе и результатах оказания услуги. Продолжится работа по подключению к системе межведомственного электронного взаимодействия информационных систем, используемых при предоставлении услуг. Будут созданы базовые государственные информационные ресурсы Липецкой области. Создано ОБУ «Информационно-технический центр» для выпуска, выдачи и облужи- вания универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации. С 11 мар- та текущего года на базе ОБУ «Информационно-технический центр» начал работать ре- гиональный центр телефонного обслуживания, консультирующий по вопросам реализа- ции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предостав- ления государственных и муниципальных услуг». По телефонам 8-800-200-47-42 (звонок бесплатный) и 25-11-10 можно узнать, где можно получить ту или иную государственную и муниципальную услугу, какие нужны для этого документы, срок предоставления услуги, по каким причинам в получении услуги может быть отказано. Кроме того, операторы регионального центра телефонного обслуживания консультируют по вопросам, свя- занным с получением универсальной электронной карты, выдача которой гражданам планируется с 1 января 2013 года. Универсальная электронная карта позволит повысить доступность предоставляемых услуг и удобство их получения, снизить издержки, свя- занные с личным обращением граждан в органы государственной власти. На базе ОБУ «Информационно-технический центр» начал работать региональный удостоверяющий центр. Выданные электронные подписи получат статус усиленной квалифицированной электронной подписи. IX. Мониторинг хода реализации Программы В целях оперативного контроля за ходом реализации Программы, а также своевре- менного внесения в нее корректировок и уточнений будет проводиться сопоставимый анализ фактических и прогнозно-целевых показателей Программы, оценка влияния ре- зультатов реализации Программы на социально-экономическое развитие области. Итоги реализации Программы в отчетном периоде оформляются в форме поясни- тельной записки и ежегодно рассматриваются на сессии областного Совета депутатов. Ежегодный мониторинг и оценка результатов реализации Программы будет осу- ществляться на основе планируемых и фактических индикаторов достижения целей и показателей выполнения задач Программы в соответствии с приложением 5 к настоя- щей Программе. Пояснительная записка по выполнению Программы готовится управлением эконо- мики администрации области на основе информации о ходе ее выполнения, представ- ленной исполнительными органами государственной власти области и структурами ад- министрации области в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, в электронном виде и на бумажных носителях. В пояснительной записке должна быть отражена информация о состоянии проблем, на решение которых направлена Программа, достижении поставленных целей и задач и указаны причины отклонения. Внесение изменений в Программу, приостановление или прекращение ее действия осуществляется в установленном порядке. Контроль за ходом реализации Программы также может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей управлений экономики администра- ции области, контроля и проверки исполнения администрации области, финансов об- ласти. X. Ресурсное обеспечение Программы Объемы и источники финансирования Программы в 2013—2017 годах Таблица 3. № п/п Источник финансирования Объем финансирования, млрд. руб. 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 1. Консолидированный бюджет области 47,0 50,1 54,1 58,9 60,8 2. В том числе Федеральный бюджет 5,9 6,3 6,7 7,4 8,0 3. Средства предприятий 60,5 67,6 75,1 83,8 93,4 4. Средства государственных внебюджетных фондов 62,1 67,1 74,3 79,4 85,0 5. ИТОГО: 169,6 184,8 203,5 222,1 239,2 Предполагаемый объем средств на весь период реализации программных меро- приятий является заявочной величиной и составляет 1019,2 млрд. руб. Возможности бюджетов всех уровней будут ежегодно учитываться в ходе выполнения Программы с координацией действий по привлечению средств из федерального бюджета и внебюд- жетных источников. XI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы Реализация Программы направлена на динамичное повышение качества и уровня жизни населения области, устойчивый экономический рост на основе развития и мак- симального использования экономического потенциала региона. Достигнутые целевые индикаторы и показатели должны обеспечивать эффективную конкурентоспособность области, в том числе за счет создания эффективной системы государственного управ- ления. Макроэкономические показатели эффективности Программы в целом (при условии финансирования мероприятий из всех предусмотренных источников) к 2017 году опре- делены следующим образом: — снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума до 9,5%; — увеличение среднемесячной номинальной заработной платы до 32030 руб.; — снижение уровня регистрируемой безработицы до 0,6%; — увеличение объема валового регионального продукта до 547,2 млрд. руб.; — увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных това- ров, выполненных работ и услуг промышленными организациями до 18%; — снижение объема загрязнений атмосферы на единицу ВРП до 0,7 тыс. т/млрд. руб.; — увеличение удовлетворенности населения деятельностью исполнительных орга- нов государственной власти области до 62,7% от числа опрошенных. Для достижения данных показателей, установленных Программой целей и задач, предусмотрено улучшение показателей уровня и качества жизни населения области на основе достижения конкурентоспособности области, создания благоприятного инвести- ционного, предпринимательского климата, реализации крупных инвестиционных проек- тов, направленных на развитие реального сектора экономики. Реализация Программы позволит решить основные проблемы и достичь качествен- ных результатов, формирующих основу для эффективной интеграции в базовые процес- сы экономического и социального развития, таких как: — формирование благоприятного инвестиционного, предпринимательского клима- та, увеличение притока инвестиций на территорию области и ускорение темпов техноло- гической модернизации; — формирование зон опережающего экономического роста; — увеличение экспортной составляющей в валовом региональном продукте области; — рост инновационного сектора региональной экономики, а также численности, за- нятых в наукоемком секторе экономики; — повышение конкурентоспособности предприятий на российском и международ- ном рынках, в том числе за счет смены стандартов управления и технологической мо- дернизации производства; — развитие рыночной инфраструктуры, в том числе обеспечение доступа хозяйству- ющих субъектов области на внутренние и внешние рынки реализации продукции и услуг; — обеспечение устойчивого и экономически рационального функционирования жилищно-коммунального хозяйства, использующего рыночные и инвестиционные меха- низмы; — обеспечение энергосбережения и повышение энергетической эффективности об- ласти; — выстраивание эффективных земельных отношений, способствующих росту ин- вестиций, привлечению капиталов в область и решению проблем в сфере жилищного строительства; — создание благоприятного экономического пространства, позволяющего трудо- способному населению за счет собственных доходов обеспечить достойный уровень жизни; — создание современной инфраструктуры образования, здравоохранения и культу- ры, максимально адаптированной к особенностям экономики и социальной сферы; — формирование рынка труда и рынка образования; — улучшение демографической ситуации в результате осуществления мер по сни- жению заболеваемости и смертности, пропаганде здорового образа жизни; создание предпосылок для стабилизации рождаемости и последующего демографического роста; — качественное снижение уровня бедности в области; — повышение эффективности социального обслуживания за счет перехода к совре- менным технологиям управления. В результате реализации всех намеченных мероприятий Программы, решения задач и достижения целей, поставленных на период до 2017 года, планируется, что область по показателям в экономике и социальной сфере выйдет на более высокий уровень, обеспечивающий устойчивое экономическое развитие и повышение качества жизни на- селения. Приложение 1 к Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2013—2017 годы Результаты реализации Программы социально-экономического развития Липецкой области на 2009—2012 годы по годам Таблица № п/п Наименование показателей 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год Темп роста 2012 г. к 2008 году, % Предусмотрено Программой Факт Предусмотрено Программой Факт Предусмотрено Программой Факт Предусмотрено Программой Оценка Предусмотрено Программой Оценка 2012 г. к факту 2008 г. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1. Валовой региональный продукт, млрд. руб. 235,3 226,7 256,9 254,7 285,6 273,9 318,6 302,6 х х 2. Индекс физического объема ВРП, % 95,5 93,5 101,3 104 102,7 104,2 104,1 107,9 103,4 109,3 3. Индекс промышленного производства, % 93,7 86,9 100,9 110,6 101,7 104,2 104,1 112,6 100,0 112,8 4. Доля инновационно активных предприятий от общего числа обследуемых предприятий, % 11,0 9,9 12 8,9 13 9 14 12 +3,2 п.п. +1,2 п.п. 5. Доля отгруженной продукции, товаров и услуг инновационного характера в общем объеме отгруженной продукции, % 4,2 12,5 4,7 9,8 5,2 9,7 5,7 11 +1 п.п. +6,3 п.п. 6. Индекс производства продукции сельского хозяйства, % 101,0 102,2 102,9 78,3 106,8 147,4 104,3 102,4 116,0 120,8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz