Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ВЗГЛЯД № 99-100/24477-24478/ 23 МАЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 27 МИЛАДА ФЕДЮКИНА Вековой юбилей Тихона Хренникова, выдающе- гося композитора, Ге- роя Социалистического Труда, народного артиста РСФСР и СССР, скоро отметит культурная общественность России. С особым чувством к этой дате готовятся на малой родине маэстро — в провинциальном Ельце. Бесконечно любивший родной город, компози- тор всегда интересовался его жизнью и всегда по- могал своим землякам. И те, кто хотя бы раз встре- тился с музыкантом во время его коротких приездов, навсегда запомнили его человеком про- стым, открытым и безмерно счастливым. Доцент музыкаль- но-педагогического факультета Елецкого государственного уни- верситета имени И.А. Бунина Ольга Тулинова — одна из тех, кому довелось бывать в доме у Хренникова, общаться с ним. Результатом долгих бесед стали книги и монографии о музы- канте. Своими воспоминаниями Ольга Вадимовна делится с чи- тателями нашей газеты. — Впервые пообщаться с великим землякоммне довелось в 1998 году. Композитор был в Ельце на творческой встре- че с коллективом Елецкого училища (ныне — колледжа) искусств. Не верилось, что перед нами человек-легенда, основоположник отечественной музыкальной классики, автор многочисленных песен, так горячо любимых миллионами. Он рассказывал о своем детстве, о музыкальной среде Ельца, которую он впитал, о людях, оказавших огромное влияние на его личностное становление. Искренне, просто отвечал он на вопросы, которые ему задавали земляки. Памятной была встреча и в 1999 году. Маэстро приезжал на 30-летие своего детища— Елец- кого училища искусств. Высту- пая перед горожанами, Тихон Николаевич особо подчеркивал роль музыкального искусства в жизни людей, говорил, что Елец всегда был городом музы- кальным и остается духовным центромЛипецкой области. По- сле этой фразы зал тогда просто взорвался бурными овациями. 2000 год. Хренников при- ехал в Елец вместе с внуком Андреем и правнуком Тихоном. Музыкант побывал в своем До- ме-музее, на могиле близких. Конечно же, визит маэстро стал событием для Ельца. Вспоми- наю, какпочти в полдень 7июня у гостиницы «Елец» остановил- ся синий «Сааб», из него вышел Тихон Николаевич. Его тут же обступили «ответственные лица». Он принимает букеты, улыбаетсяирадостно выдыхает: «Наконец я дома. Спасибо вам всем. Я очень давно хотел при- ехать на родину, да все никак не выходило. И вот я здесь. Я счастлив». Спустя пару часов композитор с родными пере- ступают порог обновленного Дома-музея. Все волнуются: как оценит мемориальное жилище его бывший обитатель? «Узнаю, да-да, — кивает Хренников. — Мелодии сердца Накануне векового юбилея маэстро современники вспоминают о Тихоне Хренникове Все так и было! Вот окно комна- ты, где я родился. В прошлом году у дома росли сорняки, было грязно. Асейчас очень хорошо». Потом долго ходил по комнатам и все интересовался деталями, как дом отапливаться будет, например. Потом рассматривал мебель и восклицал: «Комод — был тут комод! И рояль тут стоял… А тут — круглый стол. У кафельной печки — стулья стояли. Я на них спал. Нас ведь десять детей в семье было, на кроватях по двое спали, а я са- мый младший, потому и спал на стульях—больше негде было». Во дворе Тихон Николаевич уз- нал старую грушу, на которую лазил в детстве. «Изумительно вкусные плоды были на этой груше, — говорил он. — Я по- томникогда таких не ел». И еще признался, что хотел бы уехать из Москвы и жить в тишине. Спустя два года Тихон Ни- колаевич побывал в Ельце по- следний раз. К его приезду студенты Елецкого училища искусств подготовили концерт из фортепианных произведений композитора, который я вела. Трудно передать словами то волнение, которое мы все испы- тывали: легко ли играть перед живым автором? Но, кажется, саммузыкант растрогался боль- ше исполнителей. Надо сказать, что на всех вы- ступлениях маэстро перед зем- ляками в зале царила какая-то особая, праздничная атмосфера. Казалось, мы становились не просто свидетелями, а участ- никами чего-то очень важного, что происходит именно здесь и сейчас, совсем скоро оно станет Историей. Так однажды у меня роди- лась идея собрать материалы, воссоздающие хронологиюпри- ездов великого композитора на липецкую землю за последние 60 лет. Итогом этой работы ста- ла книга «Елец — любовь моя. Т.Н. Хренников — встречи на елецкой земле». Она увидела свет 10 лет назад. И стала, по признанию маэстро, дорогим подарком к его 90-летию. Говорить о встречах с Ти- хоном Николаевичем, о своих наблюдениях, впечатлениях о нем на протяжении многих лет и просто, и трудно одновре- менно. Это был замечательный музыкант, чьи песни, музыка к кино давно стали верными спутниками в жизни миллио- нов; человек честных и прямых правил, никогда не отделяв- ший этику от эстетики. В его судьбе во многом отразилась целая эпоха жизни страны. Юноша из провинциального Ельца, захотевший стать про- фессиональным музыкантом и композитором, стал им, взойдя сначала на сцену Гнесинского музыкального техникума, а затем на прославленную сцену Московской консерватории. Его звезда загорелась ярко и ослепи- тельно не только в концертных залах мира, но и в театре, ки- нематографе. Год от года росла зрительская любовь к елецкому таланту. Не растрачены были в юности бешеныймузыкантский темперамент, живая страсть, всегда окрашенная наиболее интенсивными цветами своего времени. Не было у этого чело- века и музыканта внутреннего разлада между художественны- ми замыслами и возможностью их исполнения. Когда в своих выступлени- ях Хренников говорил об ис- кусстве, о важных проблемах нашей отечественной музы- кальной культуры, ему верили. Верили потому, что каждое слово его было пропущено через собственное сердце, сказано как-то по-особенному увесисто, доверительно. В его речи не было наигранных интонаций, заготовленных пауз, выверен- ных полутонов. Казалось, так может говорить каждый. Но для этого надо было обладать опре- деленным мнением, своим ви- дением мира, естественностью и органичностью. Хренников же всегда был личностью, само- бытной натурой. Он часто и сам, определяя достоинства кого- либо из художников, говорил: «Это личность, и как многое этим сказано…». Личность самого музыканта —это масштаб воли ижеланий, более высокая мера возможно- го, неудовлетворенность собой и постоянная тяга к самоусо- вершенствованию. Но это еще и юмор. Умение иронией, каким- то неуловимым сдвигом при- вычного оттенить само явление, снять напряжение; приблизить к себе собеседника или отдалить и, не выделяя собственную ис- ключительность, дать острее раскрыться другим. Последний раз мы встреча- лись с ТихономНиколаевичем в 2005 году у него дома, вМоскве. Я привозила показать ему ма- кет будущей книги «Щедрость души и таланта». Он сделал несколько критических за- мечаний, но очень корректно, по-доброму, в целом одобрив собранныйматериал и благосло- вив труд на издание. Прощаясь, я обняла его, поблагодарив за внимание ко мне и моей работе. Было такое чувство, что передо мной не великий композитор, мэтр, а родной отец, добрый, теплый и заботливый. Сколь- ко бы раз мы ни встречались в прежние годы, он всегда по- ражал меня своей простотой в общении, открытостью, отзыв- чивостью, доступностью. Таким он был и в нашу последнюю встречу. Два года спустя Тихона Николаевича не стало. Его смерть стала невоспол- нимой утратой не только для всей отечественной музыкаль- ной культуры, его многочислен- ных учеников ипоследователей, но и особенно для его земляков, ельчан, потому что все, что он сделал для развития музыкаль- ной культуры и образования на своей малой родине, трудно переоценить. Какой бы насы- щенной ни была творческая жизнь композитора, он всегда помнил о Ельце, часто приезжал сюда в разные годы, живо инте- ресовался проблемами родного города, по словам Хренникова, «самого святого места на Зем- ле». Он содействовал открытию здесь четырех музыкальных школ, музыкального училища, музыкально-педагогического факультета на базе Елецкого университета (тогда еще пе- дагогического института). По инициативе Союза компози- торов СССР в 1970—80-е годы на липецкой земле стали про- ходить фестивали «Советские композиторы — трудящимся Липецкой области», с 1994 года —Всероссийский хоровой кон- курс имени Т. Н. Хренникова. В 2000-м в Ельце был открыт первый в России Дом-музей композитора, с 2008 года в Ли- пецке и Ельце стали проходить музыкальный фестиваль имени Т.Н. Хренникова и междуна- родный конкурс студенческого творчества на базе универси- тета. Так или иначе, все это — наследие нашего великого земляка. Но самое главное, что он оставил людям, — уникаль- ные мелодии, которые несут в себе частицу его собственного сердечного тепла. Сколько бы раз мы ни встречались в прежние годы, он всегда поражал меня своей простотой в общении, открытостью, отзывчивостью, доступностью. Не растрачены были в юности бешеный музыкантский темперамент, живая страсть, всегда окрашенная наиболее интенсивными цветами своего времени. ФОТО ИЗ АРХИВА ОЛЬГИ ТУЛИНОВОЙ Ольга Тулинова и Тихон Хренников говорят о родном городе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz