Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
СОФЬЯ ВОБЛИКОВА Книги здесь в каждой комнате — и в коридоре, сразу слева от входной двери, и в просторном, в два окна, зале, и в спаль- не, и в мастерской, где пахнет масляными кра- сками, и, разумеется, в кабинете. Только на кух- не, кажется, нет. Зато картины — точно везде. Натюрморты, пейзажи, портреты — всего их в квартире более сотни. А сколько подарено дру- зьям-знакомым! «Мне кажется, мой волк гораздо лучше, чем у Васнецо- ва. У него он какой-то злой, а у меня — такой симпатичный, милый человек», — улыбаясь, комментирует свою работу, копию хрестоматийного «Ива- на-царевича на сером волке», доктор филологических наук, профессор Василий Васильевич Щеулин. Имя автора свыше двухсот работ по проблемам современного русского языка, основателя Липецкой линг- вистической школы известно далеко за пределами нашей об- ласти. В начале весны коллеги нашего собеседника из разных регионов России и из-за рубежа поздравляли его с 85-летним юбилеем. Ну а мы встретились с профессором накануне, мож- но сказать, профессионально- го праздника отечественных языковедов — Дня славянской письменности и культуры. —ВасилийВасильевич, ког- да же вы все успевали—и кар- тины писать, и преподавать, и наукой заниматься? — На этот вопрос я затруд- няюсь ответить. Сам удивля- юсь, откуда время бралось. — Вы ведь живописи нигде не учились? —Нет, я самоучка, или, как сейчас говорят, самобытный художник. — Не жалеете о том, что не стали профессиональным? —Если быя в области науки ничего бы не смог достичь, тогда, может быть, стоило бы пожалеть. А так — чему огор- чаться? Я пишу картины… — И сейчас? — Да. Пишу, дарю их лю- дям, им нравится — это самое главное. — Но что же раньше в вас проснулось: тяга к филологии или к живописи? —Все складывалось стихий- но. В детстве о таких вещах, как филология, не думалось. Тогда мы все хотели стать летчика- ми, капитанами дальнего пла- вания, строителями дальних городов. Когда началась война, мне было тринадцать лет. — Извините, перебью. Вы, наверное, помните, как объ- явили о войне? — Мы жили тогда в Харь- кове. 22 июня, в воскресенье, пошли с отцом на рынок. Там продавали и продукты, и ме- бель, и разную утварь. А мне нужны были масляные краски для моих живописных «творе- ний». И в полдень я услышал по радио голос Молотова, объ- явившего о начале войны. Отец отвез меня домой, сам уехал в училище — он был военный и в то время работал заместителем начальника Харьковского ка- валерийского погранучилища войск НКВД. Через несколько дней мы с мамой провожали его на вокзале на фронт. Для него это была четвертая война. 2 октября 1941 года отецпропал без вести. В этот время мы уже ехали в эвакуацию, в узбекский Андижан. Как раз 2 октября ночью поезд остановился на станции Арал. И я навсегда за- помнил: лунный свет на глади Аральскогоморя, проезжавшие мимо вагонов на верблюдах ка- захи, тоже освещенные луной. Эшелон двинулся дальше, я лег на верхнююполкуи…заплакал. Почему? Не знаю. В Андижане учился в раз- ных школах: начнешь ходить в одну — через какое-то вре- мя это здание занимают под госпиталь. Чернильницы-не- проливайки, ручки с перьями, тетради, сшитые из газет, — в них писали между строчек. Зимой занимались одетыми. Классы полутемные, тихие — не до шалостей было. Год учебы я пропустил из-за тифа. Очень сильно болел, выжил благо- даря маме. После войны тоже было трудно, бедно. Жили в Ярославле, я работал на сили- катном заводе, художником в гарнизонном Доме офицеров… —Как же вы туда попали, у вас ведь не было специального образования? — Да я уже и не помню. Рисовал я всегда с удоволь- ствием, с 5-6 лет. Особенно любил срисовывать откуда-ни- будь знаменитых людей. Если у них были усы, то портреты получалисьудачными.Кстати, в Ярославлеменяоднаждыпопро- сили нарисовать картину для ресторана. Ну, думаю, срисую с открытки. И не нашел ничего лучше выбрать, чем репродук- цию картины Репина «Иван Грозный убивает своего сына»! Мне самому это сейчас кажется неправдоподобным. Но в ресто- ране я со своей картиной был встречен благосклонно, меняна- кормили обедом, дали буханку хлеба. Потом были Саратовское танковое училище—проучился там недолго: зрение подвело, Ярославскийавтомеханический техникум и заочная школа для взрослых — я ведь только 9 классов успел окончить. После уехал с мамой в Воронеж, по- ступил в университет. Хотел стать писателем. Но благодаря удивительному человеку, про- фессору Валентине Ивановне Собинниковой, открыл для себя лингвистику. Такчто, как види- те, какого-тоцелеустремленного желания стать языковедом… — Не было. — Не то, что не было, — его не могло быть в обстановке, ког- да человек просто выживает. —Темнеменееименнолинг- вистика стала вашей судьбой. Коллеги отзываются с большим уважением о ваших заслугах, о вашем вкладе в исследование русского языка. Но очевидно, что для обычного человека, далекого от данной сферы, совершенно непонятно — что можно годами изучать в томже, например, сложноподчиненном предложении? В чем смысл? — Язык любого народа — это его достояние. В прямом смысле. Без него ничего не делается. Язык не только по- могает в общении, он воспиты- вает, влияет на мыслительные способности человека. Великие русские писатели часто под- черкивали, что словом можно спасти человека, но можно и убить. Это действительно так. Изучение языка—это изучение истории народа, его самобытно- го начала в развитии. Потому что язык претерпевает все те изменения, которые выпадают на долю того или иного народа — носителя языка. Пока жив народ, жив и язык. И наоборот. Поэтому с языком, как и с чело- веком, нельзя как угодно обра- щаться — это не сойдет просто так. Недароммы говорим о том, что в настоящий момент в куль- турном отношении мы спусти- лись на более низкую ступень по сравнению с недавним про- шлым, когда мы были страной сплошной грамотности, стра- ной читающей. А сейчас доля постоянно читающих людей, как показывают исследования, снижается. Небрежное отно- шение к языку сказывается по всем направлениям, прежде всего культурному, научному, образовательному. — И когда, по-вашему, за- кончится этот период? — Сложно сказать. Мне кажется, нет ясности в том, какой путь нам выбрать, куда он нас приведет. Вот возьмем образование, реформирование высшей школы. Говорят, здесь мы следуем примеру так на- зываемых цивилизованных стран. Но там — и забастовки студентов, и повышение платы за обучение, и много еще чего, что вряд ли может служить об- разцом для подражания. — Василий Васильевич, ваша жена, Галина Леонидов- на, — тоже лингвист, доцент. Всю жизнь вы были вместе и на работе, и дома. Не уставали друг от друга? — Нет, все у нас хорошо было. В этом году, 24 августа, исполняется 59 лет нашей со- вместной жизни. Прожили в любви и согласии и мечтаем умереть в один и тот же час. —Да, такие примеры неча- сты. И все-таки, когда супруги работают в одной сфере, не- вольно между ними может воз- никнуть некая соревнователь- ность, которая затем может перенестись и в семейные от- ношения. Увас не было такого? — Только какие-то ущерб- ные люди могут считаться, кто выше — муж или жена, разво- диться из-за этого. Это ерунда. Галина Леонидовна — женщи- на удивительная с точки зрения понимания жизни, стойкий, любящий, заботливый чело- век. Как-то меня спросили о секретах долголетия. Главная причина его — моя жена. Она мой ангел-хранитель. Вместе с ней мы воспитали двух сы- новей, сейчас у нас уже две внучки есть. — А правнуки? — Ну какие правнуки — я еще молодой! (смеется). — Кстати, о возрасте. Что еще, кроме любви, помогло вам до сей поры сохранить бо- дрость, творческие силы? Вы ведь совсем недавно оставили работу в университете? — Да, в 2010 году. Я все время много работал, старался делать все хорошо и в срок. Рас- кисать было некогда. А еще мы все жили, зная, что у нас есть будущее. Это очень важно — иметь надежду на завтрашний день. Наша эпоха была созида- тельная. Удивительная эпоха. — Вы уже долго живете в Липецке. — Да, 43 года. — А совсем скоро наша об- ласть отметит свой 60-летний юбилей. Многое переменилось с тех пор, как вы с Галиной Леонидовной сюда переехали? — Конечно! Липецк сорок лет назад не был таким, как сейчас. Тогда были еще булыж- ные мостовые. Автомобили «бе- гали» по улицам в небольшом количестве. На улице Ленина располагались частные дома, а на соседней улице, Плеханова, жители набирали воду из водо- проводных колонок. Многого не было из того, что есть сей- час. Но город преобразился. С огромным умением, размахом, напряжением сил строились предприятия, вузы, библиоте- ки, театр,жилые дома…Это был труд созидателей, благодаря которомуЛипецкпревратилсяв современный полумиллионный город, хорошо известный как в России, так и за рубежом. И на- кануне юбилея областной центр выглядит весьма достойно. — Василий Васильевич, каждый человек рано или позд- но задумывается о ходе време- ни, о прожитых годах, подводит какие-то итоги. По каким, на ваш взгляд, критериям нужно оценивать своюжизнь — удач- на, счастлива она или нет? —Надо помнить, что жизнь ценится не за длину, а за ее со- держание. Чем больше хороше- го, полезного для общества, для окружающих вы совершили, тем и лучше. Есть непреходя- щие нравственные ценности, есть родная земля, без которой человеку не обойтись,—все это важные ориентиры для каждо- го. А счастье не универсально. Оно индивидуально. Не нужно гоняться за ним—оно находит- ся внутри нас. Беды и радости притираются друг к другу, и рождается настоящее, неруши- мое счастье. Визитная карточка Василий Васильевич Щеулин родился в 1928 году в Воронеже. В 1952 году окончил Воронежский государственный университет. В 1956 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1979 — докторскую. С 1969 года живет в Липецке. Работал в государственном педагогическом институте (с 2000 года — университете) в должности проректора по научной работе, затем — заведующего кафедрой русского языка и общего языкознания. Автор 200 работ, в том числе свыше 30 книг о языке. Профессор, член-корреспондент Международной славянской академии, заслуженный деятель науки России, член Союза писателей России. № 99-100/24477-24478/ 23 МАЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 ЗЕМЛЯКИ Профессор Василий Щеулин: «Пока жив народ, жив и язык» “ ПРИСТРАСТИЯ Город — Ленинград Место в Липецке — Верхний парк Историческая лич- ность — Ленин Писатель — Констан- тин Симонов Певец — Анна Герман Увлечение — живопись Растение — сирень Животное — заяц Время года — золотая осень ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz