Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 10/24388/ 18 ЯНВАРЯ 2013 9 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Продолжение на 10-й стр. I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013—2017 ГОДЫ Наименование Программы: Программа социально-экономического развития Липецкой области на 2013—2017 годы (далее — Программа) Основание для разработки Программы: Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Устав Липецкой области Российской Федерации от 09 апреля 2003 года № 46-ОЗ, Закон Липецкой области от 25 декабря 2006 года № 10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года» Государственный заказчик Программы: Администрация Липецкой области (далее — администрация области) Разработчик Программы: Управление экономики администрации области Основные цели Программы: — повышение благосостояния и качества жизни населения, формирование здорового образа жизни; — создание инновационной и конкурентоспособной экономики в регионе; — улучшение экологической обстановки и качества окружающей среды; — создание и внедрение системы эффективного государственного управления Основные задачи Программы: — повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке; — улучшение демографической ситуации; — повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения населения; — формирование здорового образа жизни населения области, развитие физической культуры и спорта; — создание условий для развития туризма и рекреации; — повышение доступности и качества образования; — обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни; — совершенствование механизмов регулирования рынка труда, обеспечение занятости населения, в том числе через развитие коллективных форм хозяйствования (закрытых акционерных обществ работников (народных предприятий), кооперативов ); — обеспечение населения качественным и доступным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ; — обеспечение безопасности условий жизни населения; — обеспечение общественно-политической стабильности, содействие развитию институтов гражданского общества; — развитие социализации молодежи, формирование ее гражданско-патриотической позиции; — создание условий для модернизации существующих производств, стимулирование инновационной и экономической активности бизнеса; — обеспечение продовольственной безопасности на основе устойчивого развития агропромышленного комплекса и повышения территориальной доступности социально значимых продовольственных товаров; — повышение пропускной способности транспортной инфраструктуры и доступности транспортных услуг; — обеспечение высокой инвестиционной привлекательности области; — обеспечение внедрения энерго- и ресурсо- сберегающих технологий, повышение энергетической эффективности; — улучшение состояния окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных и водных ресурсов, предотвращение негативного воздействия вод, создание системы обращения с отходами производства и потребления; — сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов; — повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти области; — повышение эффективности управления государственным имуществом и земельными ресурсами; — повышение бюджетного потенциала области за счет роста собственной доходной базы консолидированного бюджета и эффективного осуществления бюджетных расходов. Исполнители Программы: Структуры администрации области, исполнительные органы государственной власти области Срок реализации Программы: 2013—2017 годы Система организации контроля за исполнением Программы: Рассмотрение на Совете администрации области и на сессии областного Совета депутатов по итогам каждого года реализации Основные результаты реализации Программы по итогам 2017 года — снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума до 9,5%; — увеличение продолжительности жизни до 73,4 лет; — увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг промышленными организациями до 18%; — увеличение объема инвестиций в основной капитал на душу населения (за исключением бюджетных средств) до 144,4 тыс. руб.; — уменьшение объема сбросов загрязненных сточных вод до 80 млн. куб. м; — снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников до 339 тыс. тонн; — увеличение количества государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, до 105; — увеличения доли налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области в общем объеме доходов до 87%. II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ 1. Введение Программа социально-экономического развития Липецкой области на 2013—2017 годы является элементом многоуровневой системы стратегического планирования в области, определяет цели и задачи развития на среднесрочную перспективу, основные мероприятия и результаты, которые необходимо достичь для реализации целей Стра- тегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25 декабря 2006 года № 10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года». Программа учитывает цели, задачи и основные направления социально-экономи- ческой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прогнозы развития Российской Федерации и Липецкой области и разработана на основе анализа сложившейся в области социально-экономической ситуации, основных проблем и пред- посылок для их решения. Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организацион- ных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в экономике и социальной сфере Липецкой области (далее — области). Механизмы реализации Программы основаны на принципах согласования интересов всех участников социально-экономических процессов: органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, а также широких слоев населения области. 2. Краткие итоги реализации Программы социально-экономического развития Липецкой области на 2009—2012 годы Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой социально- экономического развития Липецкой области на 2009—2012 годы (далее — Программа 2009—2012), позволила выполнить поставленные задачи. Основные результаты реализации Программы социально-экономического развития Липецкой области на 2009—2012 годы Таблица 1 № п/п Показатель Темп роста 2012 г. к 2008 г., предусмотренный Программой, % Темп роста 2011 г. к 2008 г. фактический, % Темп роста 2012 г. к 2008 г. (по оценке), % 1. Индекс промышленного производства 100 100,1 112,8 2. Индекс производства продукции сельского хозяйства 116 117,9 120,7 3. Объем инвестиций в основной капитал 116 116,7 93,8 4. Оборот розничной торговли 109,8 116,6 124,9 5. Объем бытовых услуг 123,0 117,8 138,8 6. Реальные располагаемые доходы населения 103,3 110,2 120,3 Выполнение всех параметров Программы 2009—2012 по годам приведены в прило- жении 1 к настоящей Программе. Реализация комплекса антикризисных мер и мероприятий по модернизации эко- номики и социальной сферы позволили преодолеть кризисные явления, по основным показателям выйти на докризисный уровень и обеспечить выполнение социальных обя- зательств перед населением. Решены основные задачи, поставленные в Программе 2009—2012. Созданы условия, способствующие повышению благосостояния населения. Область стабильно занимает 4-е место по уровню среднедушевых денежных доходов среди субъектов ЦФО. Среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения выросли к 2008 году на 40% и в 2011 году составили в 17100 руб. По этому показателю область занима- ла 5-е место среди субъектов ЦФО. За 9 месяцев 2012 года среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения составили 18622 руб. и по сравнению с соответ- ствующим периодом 2011 года выросли на 17,4%. Решалась одна из важнейших задач — снижение уровня бедности. Доля бедного населения в 2011 году составила 10,3%, или 120 тыс. чел. Этот показатель — один из самых лучших в РФ (11-е место) и ЦФО (4-е место). По итогам первого полугодия 2012 года уровень бедности по сравнению с 2011 годом снизился до 9,2%. Постановление десятой сессии Липецкого областного Совета депутатов пятого созыва № 337-пс от 25.12.2012, г. Липецк О проекте закона Липецкой области «О Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2013—2017 годы» Рассмотрев принятый в первом чтении проект закона Липецкой области «О Про- грамме социально-экономического развития Липецкой области на 2013—2017 годы», руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации и при- нимая во внимание решения комитетов областного Совета депутатов, областной Со- вет депутатов постановляет: 1. Принять Закон Липецкой области «О Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2013—2017 годы». 2. Направить указанный Закон главе администрации области для подписания и официального опубликования. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2013—2017 годы Статья 1 Утвердить Программу социально-экономического развития Липецкой области на 2013—2017 годы согласно приложению к настоящему Закону. Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года. Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ г. Липецк, 29.12.2012 г., № 108-ОЗ Численность безработных в 2011 году уменьшилась на 29% к 2008 году и составила 4,3 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы — 0,7% (1 место в ЦФО, 3 — в РФ). В 2011 году введено более 13 тысяч рабочих мест, почти половина которых — в сельской местности. Уровень регистрируемой безработицы на 1 октября 2012 года составил 0,6% (3,6 тыс.чел.). В области наблюдаются положительные демографические тенденции. За годы ре- ализации Программы 2009—2012 ежегодная рождаемость в среднем составляла 12,7 тысячи человек. Увеличению рождаемости способствовали меры, направленные на под- держку семей с детьми, улучшение их жилищных условий, предоставление «материнско- го капитала». Снизилась смертность. В 2008 году коэффициент смертности составлял 17,1 на 1 тысячу населения, в 2011 году — 15,2. По итогам 9 месяцев 2012 года он составил 15,3 на 1 тысячу населения. Снижение смертности при одновременном росте рождаемости привело к снижению коэффициента естественной убыли населения (с -6,3 в 2008 г. до -4,5 — в 2011 г. и до -3,7 на 1000 чел. населения — по итогам 9 месяцев 2012 года). В области создана многофункциональная система социального обслуживания насе- ления, главной целью которой является обеспечение всеобщей доступности и качества основных социальных услуг. В рамках реализации федеральных и областных полномочий около 420 тысяч жите- лей (инвалиды, участники ВОВ, ветераны труда, труженики тыла, многодетные семьи) получают более 60 видов социальной поддержки (ежемесячные денежные выплаты, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, единовременные и еже- месячные выплаты семьям с детьми, льготы по оплате проезда). Ежегодно увеличиваются объемы строительства и ввода в эксплуатацию жилья. За годы реализации Программы 2009—2011 введено 2,2 млн. кв. м жилья. За 9 месяцев 2012 года введено 434,6 тыс.кв. м жилья с ростом к соответствующему периоду 2011 года — 103%. Ввод жилья на душу населения увеличился на 4,8%: с 0,62 кв. м в 2008 году до 0,65 кв. м — в 2011 году (по РФ — 0,45 кв. м и 0,47 кв. м соответственно). Достижению значи- тельных результатов в жилищном строительстве способствовала государственная под- держка населения из федерального, областного и местных бюджетов. Активная работа с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства позволила существенно улучшить жилищные условия граждан. За период 2009—2012 годы отремонтировано 1112 многоквартирных домов (32% нуждающихся в капремонте) площадью около 2 млн. кв. м, в которых проживает 83,7 тыс. человек, рас- селено 249 ветхих и аварийных многоквартирных домов, ликвидировано 58,6 тыс. кв. м аварийного жилья (41% всего жилищного фонда, признанного аварийным), приобретено 1575 квартир и переселено в благоустроенное жилье 4,1 тыс. человек. В целях обеспечения населения качественной питьевой водой за период с 2009 по 2012 год построено 171,6 км водопроводных сетей, 74 артезианских скважины, 4 стан- ции очистки воды от железа. В результате удалось улучшить качество водоснабжения для 149 тыс. человек в 200 населенных пунктах. В 2012 году охват населения централизованным водоснабжением составил 97,8% (1140,3 тыс. человек), доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей тре- бованиям безопасности, — 90,3% (1052,8 тыс. человек). Темпы роста оборота розничной торговли были выше программных параметров: в 2010 году на 4,3 процентных пункта (106,9%), в 2011 году — на 5,4 процентного пункта (109,2%). За 9 месяцев 2012 года оборот розничной торговли составил 113,1 млрд. руб. с ростом к соответствующему периоду прошлого года — 107,5%. Розничная сеть расширяется и модернизируется, в том числе и за счет прихода сетевых компаний на муниципальный уровень. За период действия Программы 2009— 2012 в области открыто 1241 предприятие розничной торговли, из них 306 — в сельской местности. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей выросла на 30% и к началу 2012 года составила 489 кв. м, превысив целевой показатель Программы 2009— 2012 (480 кв. м). В развитии рынка услуг общественного питания приоритетным направлением стало создание общедоступных для населения предприятий средней ценовой категории. За 2009—2012 годы в области открыто 200 предприятий общественного питания, количе- ство посадочных мест на 1000 жителей увеличилось на 14% и составило 24 места. Решались задачи по диверсификации экономики, внедрению инноваций и новых технологий, развитию «точек роста» — особых экономических зон и региональных кла- стеров. За последние 7 лет сформирована логически завершенная, диверсифицированная, нормативно оформленная трехуровневая система создания и развития точек экономи- ческого роста, составляющими которой являются: — особая экономическая зона промышленно-производственного типа федераль- ного уровня «Липецк», где зарегистрировано 22 резидента с объемом заявленных ин- вестиций 70 млрд. руб. Реализуются проекты в сфере машиностроения, производства готовых металлических изделий, неметаллических минеральных продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, современной электроэнергетики, нанотехнологий; — 8 особых экономических зон регионального уровня (4 — промышленно-производ- ственного, 2 — туристско-рекреационного, 1— агропромышленного и 1 — технико-вне- дренческого типа), где зарегистрировано 40 участников с общим объемом инвестиций около 77 млрд. руб.; — частные индустриальные парки. Действует 2 частных индустриальных парка: «Гря- зинский» и «Кузнецкая Слобода». Сформировался кластер по производству белой техники на базе ЗАО «ИНДЕЗИТ ИН- ТЕРНЭШНЛ» по выпуску холодильников и стиральных машин. Формируются кластеры по производству сельскохозяйственной техники и оборудования, автокомпонентов, фарма- цевтический кластер, ядром которого станет ЗАО «Рафарма», инновационный кластер, в состав которого войдут строящиеся в особой экономической зоне «Липецк» предпри- ятия. Начата реализация инвестиционных проектов по развитию двух туристско-рекреа- ционных кластеров «Елец» и «Задонщина». В результате принимаемых мер по диверсификации экономики доля черной метал- лургии в валовом региональном продукте (далее — ВРП) снизилась с 32% — в 2008 г. до 28,5% — 2011 г., а налоговые поступления в бюджет области — в 1,5 раза (с 47,5% до 31%, соответственно). После снижения индекса физического объема ВРП в кризисном 2009 году, в 2010— 2011 гг. темпы роста ВРП превысили значения, предусмотренные Программой 2009 —2012, что позволило на 1,3% превысить докризисный уровень уже в 2011 году. В 2011 году был достигнут уровень докризисного 2008 года и по индексу промыш- ленного производства. По итогам 9 месяцев 2012 года рост в промышленности составил 113,6%. В целях повышения инновационной активности бизнеса в 2010—2011 годах сформи- рована необходимая законодательная база: действует Закон Липецкой области от 27 ок- тября 2010 года № 425-ОЗ «Об инновационной деятельности в Липецкой области», при- нята областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Липецкой области на 2011—2015 годы». Участникам инновационной деятельности предоставляют- ся субсидии, государственные гарантии, налоговые льготы и преференции. Выпуск инновационной промышленной продукции в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличился в 2,4 раза и составил более 35 млрд. руб., доля инновационной про- дукции в объеме отгруженных товаров, работ и услуг возросла, соответственно, на 6,3 процентного пункта и составила около 11%. По итогам 9 месяцев 2012 рост производства инновационной продукции составил 106,7% , ее произведено на сумму 29 млрд. руб. В 2012 году область стала одним из 12-ти членов Ассоциации инновационных регио- нов России. Индикатором экономического и социального здоровья области служат инвестиции в основной капитал. В результате государственной поддержки инвестиционной актив- ности хозяйствующих субъектов доля инвестиций в ВРП вдвое превышает среднерос- сийский показатель и составляет около 40%, что свидетельствует о высоком уровне ин- вестиционной ориентированности экономики области. По объему привлеченных инве- стиций на душу населения в 2011 году (100 тыс. руб.) область является лидером в ЦФО. В результате технической и технологической модернизации, повышения конкурен- тоспособности сельскохозяйственного производства, государственной поддержки от- расли (за 2009—2012 годы на развитие аграрной экономики было направлено 13 млрд. руб. государственных субсидий и 29 млрд. руб. частных инвестиций) валовая продукция сельского хозяйства в 2011 году составила 47 млрд. руб. и возросла по сравнению с 2008 годом на 17,9%, что на 1,9 процентного пункта выше целевого показателя Про- граммы. По итогам 9 месяцев 2012 года объем валовой продукции сельского хозяйства составил 35,7 млрд. руб. с ростом 101,8% к соответствующему периоду 2011 года. Рост растениеводческой продукции в 2011 году к 2008 году (одному из лучших за годы рыночной экономики) составил 112%. В годы реализации Программы отмечены рекордные урожаи сахарной свеклы (3,5 млн. тонн), кукурузы на зерно (223 тыс. тонн), подсолнечника (221 тыс. тонн), овощей (156 тыс. тонн). Устойчивыми темпами развивалось животноводство, демонстрируя ежегодный при- рост от 3% до 5%. Значительными темпами росли птицеводство и свиноводство, что обеспечило рост производства к 2008 году яиц на 18%, мяса — на 34%, в том числе сви- нины — на 83%, мяса птицы — на 41%. По производству мяса на душу населения область занимает 2 место в ЦФО. За счет обновления генетического потенциала сельскохозяйственных животных, увеличения продуктивности молочного стада на 30% впервые за последние ряд лет от- мечена положительная динамика производства молока. В последние два года рост со- ставляет 104%. Приоритетным направлением стало развитие в области малых форм хозяйствования на селе. По количеству созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов об- ласть стала лидером в ЦФО и вошла в первую десятку регионов России. Изменилась отраслевая структура малого бизнеса — в общем объеме оборота малых предприятий доля обрабатывающих производств увеличилась с 7% в 2008 году почти до 13%— в 2012 году. За годы реализации Программы 2009—2012 введены новые меры государственной поддержки субъектов малого бизнеса, направленные на модернизацию производства и развитие инноваций: субсидии на возмещение авансового лизингового платежа и вне- дрение инноваций. В целях формирования в области благоприятной среды для организации и ведения бизнеса развивается инфраструктура поддержки (финансовая, имущественная, органи- зационная, информационная), установлены льготные ставки налогообложения и арен- ды, реализуются меры по снижению административных барьеров. Активно работают областной Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, а также действу- ющий в его рамках Гарантийный фонд. За период с 2009 по 2012 годы число малых предприятий (включая микро) увели- чилось на 19% — с 10065 до 12000 единиц; количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. жителей выросло на 11% — с 9 до 10 единиц; доля продукции, про- изведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП увеличилась на 0,3 п.п. — с 8,1% до 8,6%; доля среднесписочной численности работников малых и средних пред- приятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций осталась на уровне 23%. В результате реализации в период действия Программы 2009—2012 масштабного проекта модернизации системы образования более трети школьников области обуча- ются в общеобразовательных учреждениях, отвечающих требованиям государственных образовательных стандартов. Как следствие, результаты ЕГЭ выпускников школ области стабильно превышают среднероссийские показатели. Все школьники обеспечены горя- чим питанием. В области отсутствуют ветхие и аварийные здания образовательных учреждений. В целях повышения доступности образовательных услуг полностью решена пробле- ма подвоза детей из отдаленных сел к образовательным учреждениям. В 11 специаль- ных (коррекционных) школах созданы необходимые условия по обучению детей-инвали- дов и детей с ограниченными возможностями здоровья. За 2009—2012 годы построено 4 новых школы, 8 детских садов. Количество детей, получающих дошкольные образовательные услуги, увеличилось на 5,3 тыс. человек. С 1 сентября 2011 года родители, чьи дети в возрасте от 3 до 6 лет не обеспечены местами в детских садах, получают ежемесячную выплату в размере 5 тыс. руб. Отмечается улучшение основных показателей, характеризующих состояние здоро- вья населения области: общая заболеваемость населения снизилась на 7,5%, средняя продолжительность жизни возросла на 1,7 года и достигла 68,4 года. Обновлена инфраструктура здравоохранения. Введен в эксплуатацию мощный те- рапевтический корпус Липецкой областной клинической больницы, новые амбулатор- но-поликлинические учреждения в Задонском, Лебедянском, Елецком муниципальных районах, I блок поликлиники № 7 в г. Липецке. В рамках внедрения современных форм медицинских услуг в муниципальных рай- онах области на сегодняшний день открыты 28 полнооснащенных и укомплектованных персоналом центров общей врачебной практики и 21 кабинет семейного врача, в поли- клиниках развернуты около семисот коек дневных стационаров. Полностью закрыта проблема оснащения лечебных учреждений диагностической аппаратурой. В область поступило 84 автомобиля скорой медицинской помощи. Охват населения всеми видами профилактических осмотров превысил 90%. Реализуются ме- роприятия по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, больным сердечно-сосудистыми, онколо- гическими заболеваниями, по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. Реализуются меры по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по профилактике и раннему выявлению нарушений со- стояния здоровья детей и подростков. Улучшается инфраструктура спорта. Количество бассейнов в области возросло до 35, спортивных залов увеличилось на 21 (до 581), плоскостных спортивных сооружений — на 49 (до 1777). По обеспеченности бассейнами Липецкая область в 2008 году занимала девятое место в ЦФО, в 2011 году — пятое. По наличию плоскостных спортивных сооружений об- ласть на четвертом месте в ЦФО. Охват населения занятиями физической культуры и спортом увеличился на 7,3 про- центного пункта и в 2011 году составил 21,5%. Реконструированы и отремонтированы учреждения культуры: областной выставоч- ный зал, Театр кукол, Театр драмы им. Л.Н.Толстого, областной краеведческий музей, картинная галерея, областной центр культуры и народного творчества. Открыты музей декоративно-прикладного искусства в городском округе Липецк и музей народных ре- мёсел в городском округе Елец, Центр Романовской игрушки. Внедряются информационно-коммуникационные технологии, улучшились показате- ли развития отрасли. Так, за 2009—2011 годы численность зрителей, посещающих теа- тры, увеличилась на 22% и составила 164 тыс. чел., число посещений музеев возросло на 14% и в 2011 году составило 200 посещений на 1000 человек населения. В результате выполнения мероприятий по экологизации экономики, совершенство- ванию механизмов природопользования в 2012 году по сравнению с уровнем 2008 года выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников снизились на 9,2 тыс. тонн (с 353,2 тыс. тонн до 344 тыс. тонн). Объем сброса загрязнен- ных сточных вод без очистки и недостаточно очищенных сократился на 58 млн. куб. м (со 140 млн. куб. м до 82 млн. куб. м). Ведется работа по обследованию и сбору данных для ведения кадастра особо охра- няемых территорий области. На постоянной основе проводятся предпаводковое и послепаводковое обследо- вания, капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в областной собственности. Отмечается положительная динамика обеспечения безопасности гидро- технических сооружений. В результате проведения водоохранных мероприятий прирост водных ресурсов за 2009—2012 годы составил 110,9 тыс. куб. м. В рамках организации и ведения мониторинга экзогенных геологических процессов созданы 2 участка инструментальных наблюдений за оползнями. В результате проведения геологоразведочных работ по разведке и оценке место- рождений общераспространенных полезных ископаемых прирост запасов и ресурсов составил: по строительным и бетонным пескам 32 млн. куб. м, по иным общераспро- страненным полезным ископаемым — 36,5 млн. куб. м. Начата активная работа по созданию системы обращения с отходами производства и потребления: разработана генеральная схема очистки территорий, ведется сбор дан- ных для ведения кадастра отходов производства и потребления, открыты пункты приема макулатуры, стеклобоя, пластика и иных отходов (Липецкий, Усманский, Хлевенский му- ниципальные районы и городское поселение Задонск, городской округ Елец), внедря- ется пилотный проект по раздельному сбору отходов в городском поселении Задонск, организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп от бюджетных организаций, индивидуальных предпринимателей, юридических и физических лиц. В целях повышения эффективности деятельности исполнительных органов госу- дарственной власти области за годы реализации Программы 2009—2012 проведена реорганизация и оптимизация системы и структуры исполнительных органов государ- ственной власти области. В настоящее время в области регламентированы все услуги — утверждено более 100 административных регламентов по государственным и более 1000 по муниципальным услугам. Создана единая система повышения качества предоставления государственных ус- луг населению, в том числе на базе 20 многофункциональных центров (далее — МФЦ) и сети 68 информационных терминалов, расположенных в муниципальных образованиях, которые позволяют не только информировать население об услугах, но и дистанционно заказывать услуги, получать видеоконсультации специалистов. В МФЦ области предо- ставляется от 200 до 400 видов государственных и муниципальных услуг, доступ к кото- рым имеют все жители региона. Удовлетворенность населения качеством предоставле- ния услуг составила более 80%. В рамках формирования в области электронного Правительства создана региональ- ная система межведомственного электронного взаимодействия (далее — РСМЭВ). Одна из основных составляющих успешного развития региона — сбалансированное территориальное развитие. В результате существенного роста основных социально-экономических показателей муниципальных образований области отмечается снижение территориальной диф- ференциации в экономике, уровне и качестве жизни населения. Так, если в 2008 году разрыв между муниципальным образованием лидером и аутсайдером по уровню зара- ботной платы составлял 2,1 раза, то в 2012 году он уменьшился до 1,9 раза, по объему проданных товаров на 1 жителя — сократился с 7 раз до 4 раз, по уровню смертности — с 2 до 1,8 раза. В результате работы по развитию экономического потенциала территорий и укре- плению доходной базы местных бюджетов ежегодно увеличивается число муниципаль- ных образований, налоговый потенциал которых обеспечит выполнение собственных расходных полномочий. Если в 2006 году таких территорий было 7, то в 2011 году — уже 13, а в 2012 году — 15. В целях обеспечения гармоничного территориального развития в области сформи- рована вертикально-интегрированная система стратегического планирования. Долго- срочные цели и параметры развития муниципальных образований закреплены в Страте- гических планах, пространственное развитие территорий определяют схемы территори- ального планирования и генеральные планы застройки. 3. Рейтинги области Важным индикатором социально-экономического развития области являются высо- кие рейтинги ведущих рейтинговых агентств и компаний. По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА» область с 2004 года входит в группу лидеров с минимальными рисками инвестирования, в 2011 году — 3 место среди субъ- ектов РФ. Область имеет повышенный инфраструктурный потенциал и наименьший со- циальный риск. Международная рейтинговая компания «Standard & Poor’s» в 2011 году подтвердила кредитный рейтинг области — «ВВ» (Стабильный), рейтинг по национальной шкале — «ruАА». Рейтинговое агентство Fitch Ratings 26 октября 2012 года присвоило области долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВ», кратко- срочный рейтинг в иностранной валюте «В» и национальный долгосрочный рейтинг «АА- (rus)». Прогноз по долгосрочным рейтингам — «Стабильный». Проведенное рейтинговое действие распространяется на находящиеся в обращении на внутреннем рынке облига- ции региона на 2,9 млрд. руб. Министерством финансов Российской Федерации область признана лидером рей- тинга российских регионов с высоким качеством организации бюджетного процесса. По оценке Министерства регионального развития РФ область заняла 20 место по динамике достигнутого уровня эффективности деятельности органов исполнительной власти среди субъектов РФ и 6 место — среди субъектов ЦФО (по итогам 2011 года). Агентство региональных социально-экономических проектов (АРСЭП) по социально- экономическому развитию областей Центрального федерального округа присвоило об- ласти в 2010 году рейтинг А+ (высокий уровень надежности с незначительным риском), область вошла в тройку регионов лидеров, демонстрирующих наиболее успешные прак- тики социально-экономического и политического развития. Программа социально-экономического развития Липецкой области на 2013—2017 годы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz