Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 98/24476/22 МАЯ 2013 3 Вас заинтересо - вала тема , под - нятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее про - должение ? Пред - лагаем высказать свою точку зре - ния и в письме в редакцию , и на сайте нашей газе - ты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? НАКАНУНЕ ПРЕМЬЕРЫ | Филармония покажет липчанам ораторию « Возрождение России » История на языке музыки Иван Сергеев Все ближе премьера оратории Александра Чайковского «Возрождение России» («Судьба Госуда- ря»). Важнейшее это событие в культурной жизни состоится 12 июня 2013 года в театральном зале областного Центра культуры и народного творчества в рамках торжеств, посвященных столетию нашего земляка, выдающегося композитора Тихона Хренникова. Масштабное произведе- ние создано по заказуЛипец- кой филармонии учеником ТихонаХренникова, автором оперы«Легендыо Граде Ель- це», ведущим композитором современности, профессором Московской консерватории, народным артистом России Александром Чайковским. Премьера сочинения станет центральным событием за- ключительного дня «Третье- го музыкального фестиваля им. Т.Н.Хренникова», ор- ганизованного совместны- ми усилиями Министерства культуры Российской Фе- дерации, администрации Липецкой области и област- ного управления культуры и искусства. Фестивальная программа включает двад- цать концертов, в которых примут участие более пяти- сот музыкантов из Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Ельца. Накануне премьеры ора- ториюпредставилажурнали- стам директорЛипецкойфи- лармонии Наталья Мекаева. По её словам, «Возрожде- ние России» не имеет анало- гов на музыкальной сцене. Это сложное музыкальное произведение, в котором впервые делается попытка развенчать лживый миф добровольного отречения от престола Николая II и подать эту тему в религиоз- но-философском аспекте. В сочинении, написанном для симфонического оркестра, хора, солистов и чтецов, 18 номеров с прологом, кото- рые образуют три основных части. Первая часть представ- ляет собой музыкальные картины, иллюстрирующие житие страстотерпца Нико- лая II. В ней он предстанет подвижником веры, велико- мучеником, следовавшим христианской идее жертвен- ности и стремившимся та- ким образом спасти Россию, своих близких и собствен- ную душу. Вторая часть — восстание — описывающая весь ужас революционного бунта, унесшего миллионы человеческих жизней, о бес- пощадной жестокости, пре- дательстве и уничтожении Православной веры. Третья часть—симфони- ческая картина, рисующая возрождение России, пред- сказанное святыми отцами: преподобнымСерафимомСа- ровским, святителемФеофа- ном Затворником, Иоанном Кронштадтским… — Создание оратории «ВозрождениеРоссии»—это не только великий очисти- тельный духовный процесс, но и попытка средствами музыкальной выразитель- ности осмыслить трагиче- ские события отечественной истории. Этотакжерождение масштабного музыкального сочинения, корни которого нужно искать в вековых тра- дициях русской духовной музыки, в эпических опер- ныхпроизведенияхМихаила Глинки, Александра Боро- дина, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корса- кова и симфонических тво- рениях русских классиков XX века, — подчёркнула Наталья Мекаева. С учётом соборного ха- рактера этого сочинения особым образом подбирали и состав исполнителей. В пре- мьере оратории примут уча- стие Государственная сим- фоническая капелла России под управлением народного артиста России, лауреата государственнойпремииРос- сии Валерия Полянского, солисты оперных театров Москвы. Сейчас репетиции произведения полным ходом идут в столице. Роль чтецов доверена по- пулярным актёрам театра и кино народному артисту России Александру Галиби- ну и заслуженной артистке России Юлии Рутберг. — Этиактерывыбраны не случайно, — отметила Мека- ева. — И Галибин, и Рутберг — люди православные и во- церковленные.Немаловажно и то, что они замечательно подходят к стилистике этого музыкальногопроизведения, имеют богатый опыт высту- пления с симфоническими оркестрами. Премьера оратории «Воз- рождение России» приуро- чена также к отмечаемому в этом году четырёхсотлетию императорского дома Рома- новых. — Мы прекрасно знаем, что вокруг личности Нико- лая Второго и исторических событий, с ним связанных, дискуссиине утихаютипо се- годняшний день, — говорит Наталья Мекаева. — И мы не собираемся спорить, кто прав, а кто нет. К счастью, сегодня в стране есть твор- ческая свобода, которая дает нам возможность высказать свой взгляд на историю. Ис- кусство и политика в данном случае никак не связаны, мы далеки от политических движений и уважаеммнение каждого. Билеты на премьеру бу- дут стоить тысячу рублей. Впрочем, увидеть и услы- шать ораторию смогут все желающие липчане. На пло- щадиОЦКиНТ12июнябудет установлен большой экран, накоторый будетидтитранс- ляция из зала. Планируется, что так же, как и «Легенду о граде Ельце», «Возрождение России» осенью покажут московским зрителям. Слово обозревателю В поисках утраченной радости Елена Бредис «Даешь стране угля!» — помните этот энергичный при- зыв? Впрочем, их было много: «Дадим стране зерна», «хлопка», «стали», «автомобилей». Последнее существи- тельное менялось, глагол оставался всегда. А ключевым словом тут было «СТРАНЕ!». Потом нам исподволь стали внушать, что нет ничего важнее и ценнее частной жизни и что-либо «давать» имеет смысл только себе. Да и вообще примелькавшийся глагол советской эпохи давно пора заменить более современным и практичным— «брать». Н ачалось это отнюдь не в начале девяностых. Вспомните: уже в се- редине семидесятыхмысами эти лозунги воспринимали с саркастической усмешкой: «Дадим стране угля мелко- го, но много», имея в виду качество отечественной про- дукции. Все, что касалось страны, государства, мы начали воспринимать как чистую идеологию и баналь- ное «запудривание» своих измученных историей КПСС мозгов. Мы с упоением чита- ли «самиздат» и доставали у фарцовщиков фирменные джинсы. Тогда казалось: как только в свободной про- даже появятся эти джинсы и «самиздатовские» книжки, так и наступит подлинная свобода. Ну а свобода — это же и есть счастье. Пожалуй, таких «ис- кренне заблуждающихся» было не очень много. По- давляющее большинство без всяких претензий на столь эфемерную субстан- цию, как духовная свобода, с тихим упорством всеми возможными и невозмож- ными способами добывало сервизы «Мадонна», стен- ки «Хельга», сверкающий бриллиантовыми отливами хрусталь и главный атрибут домашнего уюта — ковры. Те, кто ценой невероятных усилий, блата и переплат становилсявладельцемэтого «джентльменского набора», считали себя людьми если и не счастливыми, то вполне состоявшимися и жили с чувствомзаконной гордости. Е сли и называть те годы «застойными», то иметь в виду надо, прежде всего, не экономику, а состояние души советского человека. Вот это: «Разуй- тесь, а то у нас ковры!» сразу очерчивало границы кро- шечного собственнического мирка, демонстрировало уровень благосостояния хо- зяина и его принадлежность к определенной «касте». Вас сразу ставили на место, давая понять, что с вашими ботинками вторгаться в этот «эдем» недопустимо. Наличие «кримпленового» платья у хозяйки дополняло картину. В этом мирке было уютно и спокойно, сюда не доносились ни порывы све- жего ветра, ни отдаленные раскаты грома, ни партий- ные призывы и лозунги. Чтобы сразу отмести упреки в свой адрес, заме- чу: и в те годы продолжало существовать и потихонь- ку расцветать не только «мещанство», но и люди, искренне мещанством воз- мущавшиеся, считавшие ниже своего достоинства завидовать любой матери- альной «упакованности» и в целом— «жизни для себя, любимого». Но год от года их становилось все меньше. Если вспоминаешь опять же старое кино, то первым делом представляешь ра- достные, светлые лица. Я, конечно, понимаю: «лаки- ровка действительности», идеология, «установка пар- тии и правительства» — со- ветский человек обязан быть счастливым. Но ведь и на самом деле мы улыбались, а не притворялись, мы уме- ли быть радостными. Как понять, чем объяснить? В нищей, голодной, разрушен- ной войной стране, и тем не менее — всеобщий энтузи- азм, душевный и трудовой подъем. Да, разумеется, на- род-победитель, этиммногое объясняется. Но не все. Я уже упомянула ключе- вое слово в призыве: «Дадим стране угля!» Вот когда не себе, а стране, тогда жизнь наполняется и смыслом, и радостью. В конце концов, ты знаешь: от тебя многое зависит, ты не только ради зарплаты отправляешься на завод, в забой, в кон- структорское бюро. Нынче зарплата — главный, если не единственный стимул для усердной работы. Ябуду вка- лывать, потому что хочу сме- нить старый автомобиль на более престижный. Но вот, предположим, автомобиль приобретен. Какдолго я буду ему радоваться? Ну неделю, максимум — две. Потом он станет вполне привычным, тем более что по улицам та- ких масса ездит. Еще слож- нее, по-моему, представить человека, длительное время испытывающего счастье от того, что он сменил старое авто на новое. А вот творческая, со- зидательная энергия, направленнаянаблаго всех, может сделать челове- ка счастливымна всюжизнь. Перечитала и поежилась: я же прямо советскими штам- пами заговорила. Но что де- лать, если—да, творческая, да, созидательная, и не ради одного лишь собственного благополучия. Естьутебяэто ощущение— тыснимлюбые горы свернешь и любые тя- готы переживешь. Ше с тиде сятые г оды ушедшего века были в этом отношении удивительными. «Оттепель» к трудовому эн- тузиазму добавила так долго ожидаемое чувство свободы и близких перемен. Радость и смех буквально витали в свежем по-весеннему воз- духе. Это было время, когда родился Клуб веселых и на- ходчивых, когда «физики шутили» и до умопомраче- ния спорили с «лириками», кто из них для человечества важнее. Это было время по- вального увлечения поэзией и знаменитых поэтических вечеров в Политехническом музее. И, в отличие от се- мидесятых, это было время высокомерного презрения к «зациклинности» на об- устройстве быта, к построе- нию «коммунизма» в одной, отдельно взятой, квартире. «Веселое презрение к тря- пью» — это, если не ошиба- юсь, из стихов шестидесят- ницыЮлии Друниной. Можно как угодно оце- нивать экономическую по- литику Никиты Хрущева. Хотя, как мы сейчас уже по- нимаем, и в ней было немало плюсов: от массового пере- селения людей из бараков в «хрущевки» до освоения Арктики и космоса. Лично дляменя главная его заслуга в том, что именно при нем в СССР началась (и, увы, закончилась) уникальная эпоха шестидесятых. Такое не могло возникнуть ни в одной стране, где главен- ствует культ индивидуализ- ма и частной жизни. Речь о каких-нибудь полутора десятках лет, но они по пра- ву могут считаться именно эпохой, поскольку ни до, ни после ничего подобного не было. Трудяги-романтики, творцы, для которых «по- недельник начинается в суб- боту», поскольку нет ничего страшнее, чем бесцельное и бесполезное времяпре- провождение в выходные. «Бесцельное и бесполезное» — это значит только для себя, а не для других. С колько из нас задумы- ваются сегодня, что мы даем стране? Похо- же, даже сам вопрос звучит уже странно. Как ни крути, а мы жестко отделены от страны частным капиталом, частной собственностью, частной жизнью. Рабочий- металлург дает металл не стране, а хозяину метал- лургического комбината и делает это исключительно ради зарплаты. Бизнесмен перепродает или пусть даже производит товары ради по- лучения прибыли опять-та- ки для себя. А те, кто на него трудится, тревожатся об одном: не потерять бы рабо- ту. А все вместе озабочены: или сохранить, или поднять уровень своей жизни. Утра- чивается самое главное — ощущение причастности к жизни огромной страны. Да полно, мы ее и огромной-то сейчас не ощущаем. Безус- ловно: мы лучше питаемся, более стильно одеваемся, но… Почему-то внутреннее наше состояние лишено оптимизма, свойственного отцам и дедам, отдававшим силы великой державе. Так что обидно не только за нее, но и за нас. КРАЙ РОДНОЙ | Музей в селе Стрелец пополнился необычным экспонатом Сапоги со значением Игорь Волгин Об историко-краеведческом музее в долгоруковском селе Стрелец уже не раз рассказывала наша газета. Экспонаты здесь благодаря стараниям и подвижниче- ству директора «кунсткаме- ры», заслуженного работ- ника культуры Владимира Белолипецкого собраны уникальные: с древнейших лет и по нынешнее время. Музейные раритеты на- глядно повествуют о жизни села и района, о его людях и исторических событиях, археологических изыскани- ях. О легендах и преданиях края.Идаже—о загадочных явлениях, как, например, о прилете сюда в конце про- шлого века «инопланетян», с которыми удалось пооб- щатьсянекоторымселянам… Словом, есть что посмотреть и есть что послушать — экс- курсовод-директор рассказ- чик удивительный. Не слу- чайно Стрелец стал местом паломничества туристов из Липецкой области, других регионов. Приезжают сюда и гости из-за рубежа —музей- ная книга отзывов пестрит записями на латинице и иероглифами. Несколько раз в ходе сво- их рабочих поездок в Долго- руково и родной Тербунский район музей в Стрельце по- сещал глава нашего региона Олег Королев. Благодаря его помощи музей пополнился оригинальным экспонатом — бутафорскими сапогами, в каких ходили во времена Петра Великого. — Про этот подарок в районной администрации вспоминают с улыбкой, — рассказывает Владимир Бе- лолипецкий. — В тот день, когда руководитель муни- ципалитета был в Липецке, ему позвонили из приемной главы области и попросили забрать оставленныйОлегом Петровичемподарок—сапо- ги. После таких слов поне- воле вместе с главой района задашься вопросом: зачем, для какой цели?.. Уж не на- мек ли это на грязь и небла- гоустроенность в округе? Но хлюпать в этих сапогах-бот- фортахпятидесятогоразмера по весенней распутице нико- му не пришлось. Да и Долго- руковский район сегодня по уровню благоустройства не в числе отстающих. Бутафорские сапогинаш- ли свое достойное место в стрелецком музее — среди экспонатов зала дореволюци- онной истории края. Сапоги смотрятся как всамделиш- ные—точно прошелся в них Петр Великий по сосновой корабельной роще. На бот- фортах и лягушонок при- мостился, и божья коровка. А экспонат, между тем, как утверждает Владимир Белолипецкий,имеетпрямое отношение к истории села Стрелец. Была в его окрест- ностяхкорабельная строевая роща, откуда шел материал для строительства флота на Воронежских верфях. И на- ходилась та для государевых воинских нужд роща под охраной присланных сюда стрельцов. Вот так и закрепилось за селом благодаря Петру I название — Стрелец. И свой след в истории округи он оставил навечно. Так что новый экспонат в музее — хоть и бутафорский, суве- нирный, но со значением. И долгоруковцы этот факт уже оценили. ВРЕМЯ МОЛОДЫХ | Необычный бар - проект для творческих людей Кого огорчают «безоблачные» дни Елена Панкрушина Бар-проект «Облака» был открыт руководителями областной некоммерческой организации «Социальная адаптация молодежи» (САМ) чуть более полугода назад. Под таким названи- ем Станислав Сажаев и Сергей Калинкин объеди- нили все, чем занимались, будучи общественниками, — от организации кинолек- ций и сплачивающих игр до предоставления сцены молодым артистам. — Молодежных акций и фестивалей мы провели уже не один десяток. Но раньше длянихнамкаждыйраз при- ходилосьподыскиватьновые площадки. Нередко из-за больших перерывов между мероприятиями мы теряли часть публики, — рассказы- вает Сергей Калинкин. Сегодня списокпроведен- ных в «Облаках» концертов уже перевалил за семьде- сят. На них приглашаются как местные артисты, так и гастролирующие группы. Разумеется, это не те испол- нители, которые собирают стадионы, но иих творчество достойно быть услышанным. — Каждый концерт как лотерея, — рассуждает Ка- линкин.—Нельзянаверняка угадать, прибыльным будет мероприятие или нет. Нуж- но просчитывать множество факторов: от погодных ус- ловий и выбора дня недели выступлениядо датывыдачи стипендииизарплатынаших постоянных посетителей. От этого зависит, смогут ли они купить билеты. Но «Облака» — не место исключительно для мело- манов. Здесь собираются мастера декоративно-при- кладного искусства и те, кто хочет этому научиться, любители различных игр — от классических шахмат до компьютерных, ценители авторского кино, местные молодые писатели и поэты. — Диапазон увлечений большой, и, пожалуй, каж- дый сможет найти здесь что-то для души, — считает Сергей Калинкин. — У нас есть как завзятые клубники, которые посещают «Обла- ка» изо дня в день, так и те, кто ходит к нам от случая к случаю. К своему детищу Сергей Калинкин, Стас Сажаев и Арина Коробейникова, при- соединившаяся к ребятам на стадииобразованияпроектаи вравнойпропорцииразделив- шая с ними все трудности его становления, относятсяболее чем трепетно. Это и неудиви- тельно, ведь они не только владельцы, арт-продюсеры и ответственные за темати- ческие площадки. Здесь в прямом смысле все сделано их руками: и стены покра- шены, и потолки побелены, и электричество проведено, и мебель собрана, и полки при- биты, и книги, отобранные тоже ими, расставлены. Кстати, книги здесь игра- ют особенную роль — они являются объектами бук- кроссинга или своеобразного «книговорота». От библиоте- ки такая форма обращения с печатными изданиями от- личается тем, что у посетите- лей не требуют ни читатель- ских билетов, ни заполнения каких-либо формуляров и строгого соблюдения сроков возврата. Каждый заинтере- совавшийся может запросто взятьлюбуюпонравившуюся ему книгу почитать, унести ее домой, а потом вернуть обратно или оставить себе, а взамен принести другую. Кстати, несмотря на такую дозволенность, полки здесь никогда не опустошаются под «ноль», напротив, по- полняютсявремяотвремени. Есть здесь и другие до- стопримечательности, при- дающие заведению непо- вторимые черты. Например, декоративные украшения, выполненныерукамипосети- телей, экспозиция креатив- ных живописных работ на тему «Облака» и даже одно- глазый лягушонок Нельсон, живущийв аквариуме прямо на барной стойке, — это все создает неповторимую ат- мосферу, комфортную для общения молодежи. ФОТО АЛЕКСАНДРА ГОСТЕЕВА КОРОТКО Езда под присмотром Владимир Николаев Контроль за соблюдением Правил дорожного движения (ПДД) усилен в регионе. Количество приборов фотовидео- фиксации нарушений увеличено в три раза. Но если раньше их выставляли сотрудники липецкой Госавтоин- спекции, то в связи с увеличением числа подобных устройств на дорогах часть работы будет выполнять компания, выигравшая конкурс. Подобныйопыт работыужешироко распространенв ряде регионов России. Место установки фотовидеофиксаторов определяетсяежедневновУГИБДДУМВДпоЛипецкойобла- сти.Устанавливатьсяонибудутнааварийныхучасткахдорог. Сотрудники фирмы, обеспечивающие работу фотовидео- фиксаторов, не имеют доступа к информации. Все сведения с приборов снимаются в Госавтоинспекции. Именно оттуда нарушителям придут уведомления о наложенных штрафах. Кстати, только за один день в Липецке с помощью установ- ленныхприборовфотовидеофиксациибылозарегистрировано более 10 тысяч нарушений ПДД. Когда проигравших нет Роман Ромашин Волейбольная дружина Данковской ТЭЦ под началом капитана — технического директора предприятия Валерия Сазонова —побывала в гостях у курских коллег. Товари- щеская игра с хозяевами— сборной местной ТЭЦ и «Те- пловых сетей»— завершилась поражением гостей со счетом 2:3. На протяжении последних лет кадровая мощь Курской ТЭЦ прирастает за счет выходцев из райцентра Липецкой области.Именно с подачиданковских «варягов»напредпри- ятииКурска было проведено первенство по волейболу. После чего в гости к давним товарищам и наведалась команда по этому виду спорта. —Поездка вышлаинтереснойиполезной,—рассказывал нашему корреспонденту инженер по технике безопасности Алексей Фетисов. — Мы посмотрели мощную современную станцию, где завершалсяпускналадочныхмощностей.Побы- вали также с экскурсиейна знаменитомПрохоровскомполе. Замечательный опыт проведения товарищеских встреч данковские энергетики намерены продолжать и впредь. ФОТО ИЗ АРХИВА КЛУБА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz