Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Страница выходит по благословению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона Ведущие рубрики Сергей Кибальниченко и Александр Хаустов Юлия Стебенева за работой; икона Божией Матери «Державная», написанная Еленой Сельцовой. Д орога к Храму СУББОТА , 18 МАЯ 2013 № 96 (24474) ПРИЗВАНИЕ | Липецкие иконописцы получают заказы со всех уголков страны Кистью водит талант и вера Сергей Кибальниченко И по сей день Ирина Костина, Юлия Стебенева и Елена Сельцо- ва имеют репутацию признан- ных мастеров лаковой миниатю- ры. Расписанные их руками шкатулки неизменно ценили иностранные туристы. В 1990 году Елену даже пригласили в Кельн, где демонстрировались ее работы. Кто бы тогда мог поду- мать, что известный на всю страну комбинат художествен- ной росписи, располагавшийся в Липецке на улице Ушинского, не впишется в новые экономические реалии. Потеряв любимую работу, ху- дожники решили пробовать себя в иконописи, чьей близкой род- ственницей приходится лаковая миниатюра. Родство это — факт общеизвестный. Своим расцветом в советской России лаковая мини- атюра обязана иконописцам, ли- шившимся возможности зани- маться церковным творчеством. В светское искусство они привнесли техники и традиции искусства религиозного. Условность изобра- жения, тонкость и плавность ли- ний, своеобразие орнамента – это и многое другое лаковая миниатю- ра унаследовала от иконописи. Ивсе-таки первыешаги дались липецким художникам нелегко. Каждый шел своим путем, в част- ности Юлия Стебенева поначалу пробовала изображать лики свя- тых на шкатулках, затем записа- лась на курсы иконописи в Хри- сто-Рождественском кафедраль- ном соборе. Постепенно пришло понимание, что религиозное ис- кусство предъявляет совсем дру- гие требования. Прежде всего, работа иконописца немыслима без воцерковления. Чтобыдело спори- лось, крайне важна молитва близ- ких людей, а также благословение духовника. Похожий опыт пере- жила Елена Сельцова, когда бук- вально на одном дыхании написа- ла икону. Оказалось, что батюш- ка, заказавший работу, горячо за нее молился. —Изучение премудростей ико- нописи и воцерковление проис- ходило одновременно, — расска- зывает Ирина Костина.—Сегодня мы уже не представляем работу над иконой без строгого соблюде- ния поста, усердной молитвы и посещения церковных служб. Решающуюже роль в дальней- шей судьбе трех иконописцев сы- грала встреча с отцом Николаем Староватых, настоятелемИоанно- Богословского храма в селе Кара- мышево. В то время священник стал активно участвовать в право- славных выставках, которые регу- лярно проводятся во многих угол- ках России и Украины. Чтобы всякий раз не брать с собой храмо- вую икону Иоанна Богослова, ба- тюшка искал, кто бы написал ко- пию. Так случай свел его с Ириной Костиной, которая взялась выпол- нить заказ. И вот уже пять лет липецкие иконописцы работают под руко- водством отца Николая. Сотруд- ничество со священником позво- лило имв полноймере реализовать свои способности. В силе его мо- литвы не раз убеждались иконо- писцы, когда неожиданно полу- чали помощь в работе. Участвуя в православных выставках, батюш- ка привозит интересные заказы, география которых крайне обшир- на—от Поволжья до Калинингра- да, от Питера до Краснодара. Для одесситов, например, были напи- саны несколько икон прославлен- ного русского флотоводца Федора Ушакова — этого святого Право- славная Церковь почитает как покровителя моряков. За пять лет Ириной Костиной, Юлией Стебеневой и Еленой Сель- цовой создано в общей сложности 200 работ. Написанные имииконы сегодня можно встретить в столич- ных монастырях, домах верую- щих и священников. Но самую большую работу они выполнили для Иоанно-Богословского храма, под сводами которого отец Нико- лай регулярно совершает требы о бесчадных семьях и беременных женщинах. В настоящее время батюшка молится более чем за полторы тысячи человек, и этот список продолжает расти. На сме- ну родителям, которым Господь даровал детей, приходят новые бесчадные пары. Для регулярного совершения треб отцу Николаю потребовались иконы пророка Захарии и правед- ной Елизаветы, преподобного Ро- мана Антиохийского, богоотцов Иоакима и Анны. Со всей этой работой Ирина Костина, Юлия Стебенева и Елена Сельцова спра- вились блестяще. Написанные ими святые образы вдохновляют прихожан на молитву о бесчадных и беременных женщинах, и Го- сподь в ответ уже не раз являл настоящие чудеса. Буквально несколько недель назад Елена Сельцова завершила работу над иконойБожиейМатери «Державная», которая также не- обходима при совершении треб о бесчадных. Этот шедевр можно увидеть в Липецке на проходящей в эти дни православной выставке, которая разместилась неподалеку от областного Центра культуры и народного творчества. С работами липецких иконописцев, кстати, также можно познакомиться на официальном сайте храма села Карамышево (ibkaram.ru). Сегодня у Ирины Костиной, Юлии Стебеневой и ЕленыСельцо- вой много планов на будущее. Предстоит, в частности, написать несколько икон, которые украсят алтарьИоанно-Богословского хра- ма. Они уверены, что молитвами отцаНиколая все у них получится. 6 ЛИПЕЦКАЯ газета ПУТЬ К ПОКАЯНИЮ | Часовня , где молятся за убиенных младенцев Ребенок мог бы жить… Галина Дубравина В поселке Дачный почти тридцать лет — до 1986 года — была не просто больница, а абортарий. Несколько лет назад на этом месте построили храм Пресвятой Троицы и часовню в честь мучеников 14 000 младенцев от Ирода в Вифлееме убиенных. Часовня небольшая, иконы на стенах. Подсвечники. На столике лежат свечи, которые каждый может зажечь. Рядом маленькие книжечки нежно-зеленого цвета с надписью «Акафист покаянный жен, загубивших младенцев во утробе своей». — Это место покаянное, —говоритнастоятельТроиц- кого храма игумен Стефан (Киселев).—Заходитвчасов- нюженщина, и один на один остается перед всевидящим оком, с Богом, со своим гре- хом. Господь все знает. Он говорит: «Сыне, дай мне сердце твое…», то есть Госпо- ду нужно сердце покаянное. Ведь уже ничего не вернешь. Женщины объясняют аборт материальными затруднени- ями, говорят, что не знали, какой грех совершают, пла- чут. — А мужчины приезжа- ют? Они чувствуют свою вину? — Реже. Хотя аборт — этогрехи мужа.Однозначно. В священномписании сказа- но: «И оставит человек отца своегоимать…».Взадонском монастыре у меня было одно из послушаний — отвечать на почту. Пришло, помню, письмо из Волгодонска. «У нас уже было двое детей, — писала женщина. —Когда в третий раз забеременела, даже имя придумала —Ксе- ния. Но муж и его родители настояли на том, чтобы я сделала аборт. Почему они отняли мою дочь? Я потом заболела…» А если бы муж сказал: «Рожай!» Настоял. Прокор- мил бы. Мужчина является главойдомашнейцеркви. Он должен с Божьей помощью вести всех домочадцев ко спасению. В любом случае аборт, который сделала жена, и на его совести. —Аесли брак не венчан- ный… — Дело в том, что эти люди к церкви не относятся. Но отвечать все равно при- дется. В священномписании как сказано: «Раб, который знал, будет наказан больше, нежели который не знал». Если бы люди знали, какая наградаждет за гробоммона- хов, все бы стали монахами. Если бы все знали, какое на- казание за грех ждет, то ни- кто быне стал совершать его. В мирской суете многим трудно услышать друг друга. Одни деньги зарабатывают, должности, славу, а другие пороги обивают в поисках справедливости, впадают в отчаяние. Хотя, по моим собственным наблюдениям, многие люди — и молодые, и старые — всерьез задумы- ваютсяо своейролина земле, о делах своих, словах и по- ступках. За ответами идут в храм, ищут их в Библии, в творениях своих отцов. За грех детоубийства человеку нужно самому молиться. Во время таинства покаяния он прощается. Даже, если не по вашей вине, к примеру, про- изошел аборт, надо продол- жать жить так, чтобы быть достойным прощения мило- серднымОтцом.Иот чистого сердца творить милосердие, обращаявниманиенанужды других людей. —Батюшка, а в «Акафи- сте покаянном жен…» есть молитва, в конце которой написано: «Молиться всю жизнь!» — Все верно, так необхо- димо. Похлопочи, чтобы ее напечатали в вашей газете. Тоже будет милосердие от чистого сердца. —ОтецСтефан, можетли аборт обернуться испытани- ем, болезнями для других детей? Будут ли отвечать за такой грех внуки, правну- ки?» —В любом случае это от- разитсяна семье. Бог опреде- лил роду человеческому, на- шими праотцамАдаму и Еве доброе: «Плодитесьиразмно- жайтесь». Это Божье благо- словление. Те люди, которые им пренебрегают, нарушают законБожий, Его промысел. Допустим, жена сделала аборт.Физическое состояние ее изменилось? Изменилось. Психическое? Изменилось. Душевное?Изменилось.Сей- час во многих семьях по од- ному ребенку. И все-все для него, полное материальное благополучие.Асыновьяили дочеривырастают эгоистами и определяют мам и пап в дома престарелых. Вот у нас хосписнаДачномнепустует. Как это родителям больно. Тяжелее болезни. А некото- рые уже состарившиесяжен- щины плачут на исповеди, что плохо к ним относятся дети. Жалко тех, кто соверша- ет пагубный грех. Он рушит все в жизни. И хочется пре- дупредить: не спешите, по- думайте, не убивайте! Абор- ты — это прежде всего без- божие. И потеря любви. К Богу, друг к другу. —Однаизженщинсказа- ла, что родила бытретьего, и даже пятого. Но живут в ма- ленькой молодоженке вчет- вером. Взять ссуду на кредит вбанке—чемрасплачивать- ся?Мужполучает восемнад- цать тысяч, она —шесть… —Яне хочу комментиро- вать то, что происходит в го- сударстве. Считаю, что мно- годетным семьям надо боль- ше помогать. Бороться за то, чтобы не было у нас среди женщин такого числа алко- голиков, курящих, наркома- нов, да и мужчин тоже. Ле- чить их надо. Если есть желание иметь большуюсемью, много детей — это хорошо. Бог дает — Бог и подает. Не пропадут. Вспомним, как после войны женщины, много работав- шие, страдавшие, истощен- ные, рожали. Мужчин было мало, многих покалечила война. Но вопреки матери- альным трудностям, люди создавали крепкие семьи, поднимали детей, особо не надеясьнасубсидииипрочие выплаты. У нас семья есть. Восемь детей в ней. Последнему и года нет. Одеты, обуты, сыты. К прихожанам обра- тился: принесите по банке огурцов, помидоров, варе- нья, одежду. Имже только в прошломгодуземлюдали,не успели обработать. С какой радостью люди шли с паке- тами, сумками. Немного деньгами помогли. Все дети с отцом и матерью благодар- ны были. На службу ходят, исповедуются, причащают- ся. Основы духовно-нрав- ственной жизни закладыва- ются в семье. Хорошо, если приводят ребенка в воскрес- ную школу. Воцерквленные дети вырастают другими. Они умеют сопротивляться соблазнам. Знают заповеди, что есть грех. — Батюшка, что нужно сделать женщине, мужчине, прежде чем приехать на по- каяние в часовню, что при храме Пресвятой Троицы? — Сначала человек дол- жен внутрь себя заглянуть, ибо «Сердце смиренно и со- крушенноБогнеуничижит». Молиться можно и нужно прежде всегонашемужизно- давцу—Христу-Спасителю, Пресвятой Богородице, ее святым иконам: «Всех скор- бящих радосте», «Скоропос- лушница», «Утолимояпеча- ли»,«Взысканиепогибших», «Призри на смирение», «Утешительница абортируе- мых младенцев», «Ахтыр- ская», «Отрадаиутешение». Если раскаяние будет ис- кренним, идущимот сердца, Господь может простить даже самый тяжелый грех... Молитва Помяни,Человеколюбце, Господи, душиотшедшихрабовТвоихмладен- цев, вутробеправославныхматерейумерлинечаянноотслучайныхдействий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, или сознательно загубленных и потому не принявших святого крещения. Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию, а меня, грешную ( имя ), совершившуюубийство младенца в утро- бе моей, прости и не лиши Твоего милосердия. Аминь. Боже, Милостив буди мне, грешней ( земной поклон ). Господи, помилуйчадмоих, умершихвутробемоей, заверуислезымои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их Света Твоего Божественного. (Молиться всюжизнь). ПРИХОД Церковь строится Алексей Шишкин Покровский храм уже седьмой год всем миром возводится в Левобережном районе Липецка. Помогают кто как может. Одни организации выделяют транспорт, другие присылают на стройку рабочих. Металлурги периодиче- ски выделяют щебень и доменный шлак для производства товарного бетона. Помогает и песчаный карьер. Благода- ря неравнодушным липчанам удалось перекрыть цоколь- ный этаж храма и подготовить его к отделке. Частично возведены и стены первого этажа — они возвышаются над ограждением стройплощадки. Для продолжения работ уже завезено 120 кубометров силикатного кирпича. Все это время богослужения проходят в железнодорож- ном вагоне. Только затихают песнопения хора и звукимело- дичного колокольного звона, возвещающего об окончании утреннейслужбы, настоятельПокровскогохрамапротоиерей Всеволод Бойко спешит к своему строительному вагончику. В этой «келье» находится его кабинет, где хранятся бого- служебные книги и церковная утварь. Как прораб на строй- ке, он в деталях представляет будущий храм, рассказывает о нынешнем этапе строительства, вплетая в своюречь сугубо технические термины. По словамВсеволодаБойко, цокольный этажцеркви уже перекрыт и готов к отделке. В весенне-осенний период пла- нируется при наилучшем раскладе перекрыть монолитом первый этаж. Для этого на стройплощадку необходимо за- везти 280 кубометров кирпича, 30 тонн стальной балки, 7,5 тонн арматуры и 900 квадратных метров щитов для опалуб- ки. Ачтобы завершить намеченный комплекс летних работ, потребуются и большие объемы товарного бетона. И на все это, по расчетам прихожан, необходимо порядка пяти мил- лионов рублей. Да, медленно возводится храм имени Покрова Матери НашейиЗаступницыОтечестваПресвятойВладычицыБого- родицы. И все-таки из беседы с настоятелем отцом Всеволо- дом выношу в душе уверенность, что оставаться на полпути никто не собирается. Священник не сомневается, что добрые людиоткликнутсянапросьбуопомощи.Ведьпожертвования вернутся дающему, вопреки всяким экономическим зако- нам. Правило это не раз подтверждалось самой жизнью. От редакции. Желающим помочь строительству храма, редакция сообщает адрес и банковские реквизиты прихода 398005, г. Липецк, ул. Адм.Макарова тел (4742) 43-33-00 Р/с 40703810635000100491 Липецкое ОСБ 8593090 г. ЛипецкаБИК04426602ИНН4823027076КПП482301001 к/с 30101810800000000604 ОКПО 7930 ОГРН 1054800015071 БЛАГОВЕСТ | Удивительный звонарь из добровского села Панино «Оброк» бабушки Прасковьи Галина Кожухарь Благовестом на Руси издавна назы- вали колокольный звон, призывав- ший людей на богослужение. Он возвещал людям о горестях и радо- стях православной общины, о свадь- бах, крестинах и похоронах, о постах и праздниках, о войне и мире — каж- дое событие имело свою неповтори- мую мелодию. Как и в старые времена, благовест регулярно разливается над небольшим селом Панино, что в Добровском райо- не. Насыщенный и в то же время мяг- кий звук колоколов местного Ильин- ского храма сначала будто повисает в воздухе, словно жужжа и вибрируя. Потомодиночнымимощными ударами прокатывается, какшар, межсельских домов и, наконец, переливающимся каскадомзаполняет собойвсепростран- ство от земли до неба, заставляя сердце сжиматься в странном и приятном вол- нении. И трудно даже представить, что весь этот могучийнапор звуков излива- ет с вершины тридцатиметровой звон- ницыпростаяимилаяженщина—Пра- сковья Павловна Андросова, которой уже 84-й годок пошел. Иные говорят, что колокольный звон помогает исцелиться от многих страшных недугов. Прасковья Павлов- на, пожалуй, могла бы рассказать в подтверждение этому собственную историю, вот только с одной важной ремаркой: излечивают от болезни, ду- шевной или физической, не просто ме- лодичные ударыколокола, а истинная, глубокая вера. Вера в Бога, в человече- скую доброту и участие. Ипреодолевая с удивительнойдляпожилойженщины легкостью уже 40-ю ступеньку коло- кольни, бабушкаПрасковья улыбается и повторяет: —Молитесь, бабы,молитесь! Бог, он есть… Эта вера помогла ей пережить мно- жество тяжелыхистрашныхмоментов. Тут и военное детство, когда совсемеще девочкой отправилась Прасковья на тяжелую работу в колхоз, тут и смерть любимого мужа, тут и уход из семьи сына, а вместе с ним и, казалось, крах надежд на мирную и спокойную ста- рость. У кого-то, возможно, и крах, а дляПрасковьиПавловны—лишьповод горячее и пуще молиться, да самоот- верженнее работать на благо людей. Одних просфор для церкви за 10 лет перепекла бабушка Прасковья бесчис- ленное множество. Несколько лет назад она сломала ногу, много времени лежала «на вы- тяжке». У пожилых людей подобные травмы заживают крайне тяжело и долго. Вот только не такой наша герои- ня человек, чтобы терять надежду и сдаваться. — Когда лежала, взяла на себя об- рок, — вспоминает женщина. — Мол, если поправлюсь, буду колоколить. Проведывал ее в больнице тогдаш- ний панинский батюшка—отецДими- трий. На мысль прихожанки относи- тельно оброка он только коротко и звучно ответил: —Молись. Молись, и все будет. ИПрасковьяПавловнане скупилась намолитвы.Постоянно обращалась она к Господу, к Пресвятой Богородице, Николаю Угоднику, Матроне Москов- ской и другим святым. Всем сердцем просила она дать ей силы для победы над болезнью, чтобы продолжить свое служение Богу и людям. И самоотвер- женные молитвы не остались безответ- ными.Черезнекотороевремявсталаона наногиимедленнымишагамивпервый раз преодолела 88 узких ступенек, ве- дущих на колокольню, надела свои су- ровые перчатки, потянула за веревки и облекла тот божественный благовест, наполнявший ее душу многие годы, в реальность. Хотямастерству своему этаженщи- на нигде не обучалась, звон у нее на удивление вышел складныйиправиль- ный. — Взяла как-то на колокольню од- ного мужика—он с епархии приезжал —и попросила показать, как поверней в колокола бить, — рассказывает Пра- сковья Павловна, — ну, а сама я зако- локолила. Звон произвел на гостя сильное впе- чатление, так что ничему Прасковью Павловну он обучать не стал. Сказал только, что«уже всеправильно бьешь». …Спускаясь с колокольни, Праско- вьяПавловна идет по храму без бадика. «Ничагоне больно, бабы, сколь раз яуж всемговорила,—произносит83-летняя женщина, поворачиваясь к нам.—Вы- топервыйраз поднимались...Молитеся всю жизнь. За все слава Богу!» После службыПрасковьяАндросова возвращается домой, уже опираясь на бадик. Тамждет ее любимыйпушистый кот и зажженная лампада. Одиноко ли ей? Тоскливо в пустом доме? Конечно, нет. В ее душе живет вера и надежда на лучшее. И Бог всегда пребывает с ней. КОРОТКО Настоятель принял поздравления Роман Ромашин Исполняющий обязанности главы Лев-Толстовского района Владимир Осетров лично поздравил с Днем ангела настоятеля храма имени Святителя Николая села Острый Камень протоиерея Романа Курлыкина. Уважае- мый верующими пастырь удостоился букета цветов и ценного подарка. Возглавляемый протоиереем приход, что любопытно, существовал даже в непростые для православных советские годы. Тогда он был единственным во всем Лев-Толстовском районе. А ныне в дни православных торжеств под намолен- ными сводами старинной церкви собираются более сотни здешних и приезжающих верующих. Среди них, что особен- но радует добрую душу настоятеля, немало молодежи. Ро- сточки веры в юных взращивает организованная деятель- нымпротоиереемприНикольскомхраме воскреснаяшкола. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz