Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ИЗРЕЧЕНИЯ СВЯТЫХ Где Церковь, там и Дух Божий Хочешь спастись ? — пребывай в Церкви , и она не выдаст тебя . Церковь есть ограда : если ты внутри сей ограды , то тебя не тронет волк , а если выйдешь вон , то будешь похищен зверем . Не уклоняйся же от Церкви : нет ничего в мире сильнее ее . Она — твоя надежда , в ней — твое спасение . Святитель Иоанн Златоуст. ФОТО ИЗ АРХИВА ПРИХОДА ПУТИ ГОСПОДНИ | В церкви Иоанна Богослова помогают бесчадным родителям Обыкновенное чудо Д орога к Храму Страница выходит по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Липецкого и Елецкого Никона Ведущие страницы Александр Хаустов и Сергей Кибальниченко СЛОВО ПАСТЫРЯ | Православный священник затрагивает злободневную тему Пусть брачные узы будут крепки ГЛАЗАМИ ПРИХОЖАНИНА | Зачем человек приходит на службу С радостью в душе В ообще-то храм я посе- щаю регулярно, но в последнее время из-за постоянной спешки не полу- чалось выстаивать службу до конца. А на душе, тем временем, как-то неладно, неуютно. Очевидно, пришла пора исповеди и причастия, много грехов, наверное, на- копилось. Поэтому, решено. Сегодня буду на службе до ее окончания. Взял, как обыч- но, свечи, вошел в храм. Народу много, в основном женщины. Они молились перед иконами, низко скло- няясь перед святыми обра- зами, церковные служащие возжигали лампадки и све- чи. В это время выходит из алтаря протоиерейНиколай Вербицкий. Батюшка тихо начал творить молитву пе- ред закрытыми ещеЦарски- ми Вратами, символизиру- ющими вход в Царствие Небесное. На клиросе пели утренние молитвыв канони- ческой последовательности. С лужба началась во всей своей красе. Возносили молитвысвященнослу- жители и прихожане. После каждения в алтаре ароматы ладана наполнили и весь храм. На душе становилось все чище и благодатнее… А после исповеди и причаще- ния Святых Христовых Тайн, пения последних мо- литв, выхожу я из храма с легкостью во всем теле и с труднообъяснимойрадостью на душе. Так всегда бывает у меня после посещения Хри- сто-Рождественского храма, что на «Арктической». Здесь, во время Боже- ственнойЛитургиииспыты- ваешь какие-то особые чув- ства. Ихотя в каждомхраме присутствует благодать, здесь лично меня все распо- лагает к усиленноймолитве. Не знаю почему. Христо-Рождественский храмотличается, без преуве- личения, непередаваемым великолепием. При входе в него тебя встречает Неру- котворный Образ Иисуса Христа. Как-то, умывшись, Господь обтирался полотен- цем. И на нем отобразился ЕгоОблик, пронесенныйдля нас, простых людей, через тысячелетия. Прекрасно выполненные большие красочные иконыв киотах по стенам храма и на четырехъярусномиконоста- се придают службе характер великого действа. И его до- полняют и сливаются с ним голоса певчих во главе с ре- гентом Ангелиной Перека- линой, имеющих, без сомне- ния, не только профессио- нальную вокальную подго- товку, но и всю душу вкла- дывающих в Литургию, за- полняющую огромное про- странство храма. Если слу- шать только певчих, это как отдельный концерт, выра- жаясь светским языком. Для верующих людей все происходящее в храме имеет еще и сакральный смысл. К ак красиво, сочно и выразительно поет диакон отец Марк Кантарюк у северной сторо- ны алтаря! А вот выходит в парчовой ризе священник, сопровождаемый иподиако- нами в стихарях. Этот мо- мент символизирует самую первую проповедь Иисуса Христа на людях. …В тот день храм был переполнен, прихожан осо- бенно много. Почему? По- тому что особенный празд- ник—РождествоХристово. Оборачиваюсь, хотя и не приличествует во время службы крутить головой, и вижу, что больше всего в храмеженщин преклонного возраста. Это и для них, и для всех приходящих сюда у с т ано вл ены симв олы праздника — небольшие елочки между аналоями и иконостасом, вертеп из со- сновых веток с яслями мла- денца Иисуса, украшенные мигающими крохотными лампочками. А величественнаяатмос- фера Богослужения распространяется тем временем, какмне представ- ляется, и за церковные сте- ны, окутывает маленькие домишки в округе, реку Воронеж, спящий еще го- род. Ина светлеющее утрен- нее пространство нисходят мир и покой. Какая благо- дать! Алексей Шишкин, г. Липецк. Сегодня на нашей темати- ческой странице состоится премьера новой рубрики «Слово пастыря». Она будет посвящена злобо- дневным проблемам, о своем видении которых расскажут православные священнослужители. Вот типичная ситуация: молодые люди пожени- лись, оформили отношения в ЗАГСе, обвенчались в храме и через короткое время... развелись. Такие истории сегодня — не редкость. Любовь, брак, семья — какое место они занимают в жизни право- славных христиан? Каково отношение Церкви к разводам? С этими вопро- сами мы обратились к клирику Христо-Рожде- ственского кафедрального собора г. Липецка протоие- рею Алексию НОСАЧУ. — Брак — одно из семи таинствЦеркви. Какизвест- но, таинствами называются самые важные по значению священнодействия Церкви, такие, как, например, Кре- щение. В самом акте сотворения Богом человека — брак уже был изначально заложен. «ИсотворилБог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; муж- чину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27). В Библии говорится о сотворении че- ловека в единственном чис- ле, а затем сразу — это ком- ментируется как сотворение двух! Мужчина и женщина — полноценный человек! Подробнее об этомрассказы- вается далее: «И сказал Го- сподь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответ- ственного ему… И навел Го- сподь Бог на человека креп- кий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и за- крыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И ска- зал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от пло- тимоей; она будет называть- ся женою, ибо взята от мужа. Потому оставит чело- век отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2. 18, 21-24). «Ребро» — пере- вод с древнееврейского язы- ка на русский. Это слово имеет также значения — «бок», «сторона». Получает- ся, что речь идёт не просто о ребре, а о половине челове- ческой природы! И когда жену в народе называют второй половинкой мужа — это самое точное опреде- ление в библейском смысле! «Будут одна плоть»! Между детьмииродителями существует одна степень родства, а между мужем и женой таковой вовсе нет — они составляют одно целое. Поэтому и говорится, что «оставит человекотца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Единство мужа и жены ставится выше отно- шений между родителями и детьми. Вот почему родите- лимужа иродителиженыне имеют права вмешиваться в семейную жизнь своих уже взрослых детей; они могут только давать советы, но не разрушать семью, что, к со- жалению, в наши дни не редкость. «Ониуже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог соче- тал, того человек да не раз- лучает», — говорил Господь Иисус Христос о таинстве брака (Мф. 19. 6). Не только родителям мужа и жены за- прещено разбивать новую семью, но и самим супругам! Почему же существуют раз- воды? Почему в епархиаль- ном управлении разведен- нымсупругамдаютписьмен- ное разрешение на новый брак, кстати, в народе такой документ называют ошибоч- но «развенчанием»? Подоб- ные вопросы обсуждались еще в новозаветные времена. Однаждыфарисеи вступили по этому поводу в спор со Христом. В ответ на слова Спасителя: «чтоБог сочетал, того человек да не разлуча- ет», они спрашивали: «как жеМоисей заповедал давать разводное письмо и разво- диться с нею?». Иисус от- ветилим: «Моисейпожесто- косердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется сженою своеюне за прелюбодеяние иженится на другой, тот прелюбодей- ствует; и женившийся на разведенной прелюбодей- ствует» (Мф. 19. 6-9). Хотелось бы выделить здесь два ключевых момен- та. Жестокосердие! Вот одна из причин разводов. Люди нарушают установление Божие, разрушая брачный союз. Чтобы взаимная не- приязнь не переросла в не- нависть, не довела супругов до убийства, разрешается меньшее зло — развод. Как в Ветхом Завете по жестоко- сердию людскому выдава- лись разводные письма, так происходит и сегодня. Но при этом необходимо пом- нить, что разрушение семьи — большой грех, которого лучше было бы избежать. Когда приходят люди с просьбой о «развенчании» и с ними начинаешь беседо- вать, то выясняется, что в большинстве случаев раздор можно было бы предотвра- тить. Примирение с Богом в таинствах исповеди и при- частия, супругов друг с дру- гом — вот они средства для этого. Просто людине приш- ли вовремя в храмза советом к священнику и теперь по- жинают горькие плоды. А ведь даже на Западе, причем в большинстве неверующие люди, пришли к выводу о необходимости чего-то по- хожего на исповедь, беседы с семейным психологом и исполнение его советов. При этом, правда, нет Боже- ственной помощи и благо- дати для супругов, которые неизменно сопровождают таинство исповеди в Право- славной Церкви. Второй момент. Христос говорит о недопустимости развода, «кроме вины пре- любодеяния». То есть по факту прелюбодеяния су- пружеский союз уже при- знается уничтоженным. В этом случае Сам Христос разрешил развод. Если, к примеру, муж или жена из- менили, то другая сторона имеет полное право на раз- вод. Но если согрешивший раскаивается в содеянном, просит принять обратно в семью, то этоможно сделать. УЦеркви разное отноше- ние к тем, кто сам стал при- чиной распада семьи, и к тем, кто был в этом невино- вен. Если произошел развод в результате измены одного из супругов, то виновная сторона по правиламЦеркви должна понести епитимию, то естьцерковное наказание. В старые времена человек за прелюбодеяниенаказывался отлучением от причастия на 14 лет. Невиновная сторона могла вступить повторно в брак без препятствий, а вот виновный в прелюбодеянии мог это сделать только после исполнения епитимии. Сей- час такихстрогихнаказаний нет. Но об этой практике следует все же помнить и нести соответствующее по глубине раскаяние перед Богом, даже если уже вино- вниквступилвовторойбрак. Разрушение семьи — очень большой грех, и в немнужно серьезно каяться многие годы, а не предаваться забве- нию. С ПРАЗДНИКОМ! Путь к Богу через Крещение ВысокопреосвященнейшийНикон, архиепископЛипец- кий и Елецкий обратился к пастве. Крещение Господне, Богоявление. Следующий после Рождества Христова двунадесятый праздник — один из двенадцати главных в церковном календаре. Наша очеред- ная встреча с Господом — соприкосновение с Его любовью к нам и милостью. Братьяи сестры! Встреча сБогом—это всегда волнующий момент. И мы должны готовить себя к таким важным собы- тиям, стараясь быть лучше, чище и добрее, не оскорбить Го- спода своей греховной жизнью. Надо стремиться к тому, чтобывсенашипоступкисоответствовалиЗаповедямБожиим. Это непросто, это подвиг. Но как иначе нам обрести Царство Небесное? Иного пути нет, кроме как следовать примеру Го- спода нашего Иисуса Христа, который во всем был подобен человеку, кроме…греха.Посмотрите, как Он, показываянам пример, неукоснительно следовал установленным законам и порядкам —и обрезание принял на восьмой день, и крестил- ся в Иордане, хотя как Бог вовсе не имел в этом нужды. Сегодня торжествует все вокруг —и земное, и небесное. И недосягаемое когда-то Царство Божие через Рождество Христово, Крещение Господне становится все ближе к нам. Почему? Да потому что через Таинство Крещения на людей снисходит Дух Святой и обновляет их, и живит. И дает воз- можность подготовиться к вечности, которая рано или поздно приблизится к каждому из нас. Давайте же исполь- зовать эту возможность, дорогие отцы, братья и сестры! Будем прославлять Бога не только словами своими, но и делами и поступками! Сердечно поздравляю всех с Крещением Господа и Бога нашего Иисуса Христа ижелаюкаждому человеку, каждой семье, всему обществу мира и добра, благополучия и сча- стья, ликования и радости духовной! (Из праздничных поздравлений и проповедей). Пишите : 398055, г . Липецк , ул . Московская , 83, « Липецкая газета ». Электронный адрес : alekhaus_58@mail.ru с пометкой « Дорога к Храму » ВЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬ Куда обратиться... Пояснения к вопросам читателей дает заведующая канцелярией управления Липецкой и Елецкой епархии Тамара Вдовиченко. — Собираюсь посетить святые места. Куда по этому поводу можно обратиться в нашей епархии и откуда отправляются автобусы с паломниками? — Для этого надо позвонить в паломнический отдел Липецкой и Елецкой епархии по телефону (4742) 25-03-65. Расписания поездок по святым местам на каждый месяц есть практически во всех храмах, размещаются они и на официальном сайте епархии (www.le-eparchy.ru). Место отправления автобусов с паломниками—Никольскийхрам: г. Липецк, Торговая площадь, 16а. — Сколько в Липецкой области святых угодников Божиих? Когда отмечается их память? — В резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 8 июня 2010 года говорится: «Уста- новление празднования Собора Липецких святых в день памяти священномученика Уара (Шмарина), первого епи- скопа Липецкого, 10/23 сентября благословляется». Всего в Собор Липецких святых входит 61 имя, в их числе — святители Тихон Задонский, Феофан Затворник, Василий Рязанский, преподобные Амвросий Оптинский, СилуанАфонский, местночтимые святые преподобныеИла- рион Троекуровский и Иоанн Сезеновский, Дария Сезенов- ская, новомученики и исповедники ХХ века. —Как позвонить в нашу епархию? Можно узнать номера телефонов? —Контактные телефоны управления Липецкой и Елец- кой епархии: (4742) 27-77-24 (канцелярия), 27-46-07 (пресс- служба), 27-65-09 (дежурный). —Правда ли, что в здании епархиального управления есть свой храм? Как он называется, совершаются ли в нем службы? —Да, в здании епархиального управления есть домовый храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского. В течение года здесь периодически совершаются богослуже- ния, исповедьипричастие, в основномслужащих епархиаль- ного управления. Словом, все бывает как в обычном храме. —Хотела побывать на приеме у архиерея. Не знаете, есть ли такая возможность? —Высокопреосвященнейший Никон, архиепископ Ли- пецкий и Елецкий, обычно осуществляет прием по поне- дельникам. Но и это, к сожалению, получается далеко не всегда. Надо учитывать, что у Владыки очень плотный график служения в храмах епархии, его часто приглашают участвовать во многих общественных мероприятиях. Впро- чем, если вам действительно очень необходимо взять у ар- хиепископа благословение или попросить духовного совета, то можно это сделать во время архиерейских служб (после окончания), которые он регулярно совершает как в област- ном центре, так и в церковных округах епархии. —Как выяснить, когда и где служит наш архиерей? —Расписание архиерейскихбогослуженийможноузнать на сайте Липецкой и Елецкой епархии. О том, в каком при- ходе планирует провести службу ВладыкаНикон, ваммогут сообщить также в канцелярии епархиального управления. Сергей Кибальниченко Храм Иоанна Богослова в селе Карамышево, где настоятелем служит протоиерей Николай Староватых, сегодня известен далеко за преде- лами Липецкой области. Сюда со всей России обращаются бесчадные семьи, у которых осталась одна надежда — на чудо. И многие из них получают помощь по вере своей. Был даже случай, когда у супругов, которым бес- сильны были помочь врачи, родилась тройня. Только в позапрошлом году на свет появились 214 младенцев, о дарова- нии которых в храме читался специальный молебен. По своему большому опыту отец Николай знает, что случайностейвжизнине бывает. Через бессмыслен- ные, на первый взгляд, со- бытия Господь вразумляет человека и направляет по одному Ему ведомому пути. «Думал уехать к сыну в Че- хию, где собирался принять священнический сан,—рас- сказывает настоятель Иоан- но-Богословского храма. — Но тут словно невидимая рука спутала все планы. Вначале помешала неведомо откуда взявшаяся болезнь. Вторая попытка благопо- лучно провалилась из-за того, что в присланном мне приглашении неверно ука- зали год рождения. Поняв, что Господь вразумляет меня, решил возвратиться в те места, откуда был родом. Так я оказался на Липецкой земле, где меня рукополо- жили в священника. И вот уже почти восемь лет явля- юсь настоятелем храма в селе Карамышево». И хотя батюшкой Нико- лай Староватых стал в воз- расте 66 лет, потребность служить Богу будущий свя- щенник ощутил еще ребен- ком. «Моя мама, у нее было великолепное сопрано, пела в церковном хоре в селе Ка- менное. Я тайком следовал за ней, когда она отправля- лась на службу. Мне все не- сказанно нравилось — и само богослужение, и строй- ное пение хора. Как заворо- женный, наблюдал за дей- ствиями священника и диа- кона. Тогда я впервые по- чувствовал, что меня неодо- лимо тянет в храм. Но моя мама настоятельно просила не ходить за ней на службу. Она опасалась, что у семьи возникнут серьезные про- блемы, если я решу посту- пать в духовную семина- рию», — вспоминает отец Николай. В результате выбрана была профессия военного. Служил на Урале, Дальнем Востоке (Камчатке, Примо- рье), более двадцати лет прожил в Одессе. Закончив воинскую службу в звании полковника, Николай Ста- роватых понял, что больше не может сдерживать свои духовные устремления. Вера привела его в Свято- Пантелеимоновский муж- ской монастырь Одессы, где он подвизался послушни- ком. И вот однажды игумен Диодор пригласил совер- шить с ниммолебен с откры- тием Царских Врат о благо- получном разрешении ро- дов. Так в жизни будущего священника произошла еще одна «случайность», опреде- лившая характер его па- стырского служения. «Ког- да я уже стал настоятелем прихода в селеКарамышево, ко мне стали приходить бе- ременные с просьбой помо- литься о них сугубо. Я полу- чил на это благословение Владыки Никона и стал со- вершать такую службу», — рассказывает батюшка. Чтобы поддержать при- ход материально, он завел пасеку и стал участвовать в православных выставках. Этимероприятия позволяли получить дополнительный доход от продажи продуктов пчеловодства, духовной ли- тературы и икон. На зарабо- танные деньги рядом с хра- мом строится двухэтажный дом для причта. Однажды на православ- ной выставке, проходившей в Москве, к отцу Николаю подошли триженщины, по- просившие помолиться о том, чтобы Господь даровал им детей. Священник обе- щал подумать, но в итоге все же отказался. Однако исто- рия повторилась уже в дру- гом городе. И потом уже в третий раз к батюшке во время православной вы- ставки вновь подошли три бесчадные женщины. При- чем свою просьбу они изла- гали теми же фразами, практически слово в слово: «Никто не может нам по- мочь, куда бы мы ни обра- щались». И тогда священ- ник понял, что это Господь посылает ему их. Получив благословение, отец Николай с 2007 года стал служить молебен о бес- чадных. Ивновь в егожизни произошло чудо, которое не объяснишь никакими раци- ональными причинами. В Карамышево приехали из Липецка иконописцы и по- просили дать им работу. Это случилось как раз в то вре- мя, когда для совершения треб о бесчадных храм не- обходимо было украсить об- разамиПресвятойБогороди- цы «Помощницы в родах», пророка Захарии и правед- ной Елизаветы, преподобно- го Романа Антиохийского, богоотцов Иоакима и Анны. С порученной работой ико- нописцысправились блестя- ще. Велико же было удивле- ние батюшки, когда они на- отрез отказались писать Об- раз Господа. Настоятель храма говорил с ними на эту тему несколько раз, но обще- го языка найти такине смог. И тут неожиданно приходит SMS-сообщение от семейной пары из Москвы, у которых молитвами отца Николая на Успение Пресвятой Богоро- дицы родилась дочь Елиза- вета. Счастливые супруги предлагали пожертвовать храму крупную сумму денег или икону. Отец Николай долго молился, прося Госпо- да о вразумлении. Отказав- шись от денег, он выбрал икону —Образ Господа Все- держителя, написанный в XVII веке. Эту реликвию родители Елизаветы приоб- рели в реставрационной ма- стерской города Клин. Толь- ко теперь священнику стало ясно, что не случайно иконо- писцынаотрез отказывались от работы. Господу было угодно, чтобы бесчадным родителямпомогала старин- ная икона. Совершая требу о дарова- нии детей, о. Николай пере- числяет уже полторы тыся- чи имен. И эта цифра посто- янно растет. Всего же в хра- ме молились более чем за 11 тысяч человек. Если жен- щина забеременеет, то свя- щенник читает уже другие молитвы—о благополучном разрешении родов. В то же время в свой список батюш- ка включает не всех подряд. «У меня есть два обязатель- ных условия, — поясняет священник.—Прежде всего семейная пара обязательно должна состоять в законном браке. Второе условие за- ключается в том, чтобыхотя бы один из супругов регу- лярно участвовал в церков- ных таинствах — исповеди, причащении и соборовании. Я обязан быть предельно аккуратным в вопросах ду- ховного значения. Ведь лю- бая небрежность с моей сто- роны может привести к тому, что бесчадные пары лишатся Божией помощи, которую они получают в на- шем храме». …Самая же большая ра- дость для отца Николая, когда в Карамышево приез- жают родители вместе с детьми, появившимися на свет благодаря помощи Го- спода. Их лучащиеся глаза и счастливые улыбки гово- рят лучше всяких слов о свершившемся чуде. ПЯТНИЦА , 18 ЯНВАРЯ 2013 № 10 (24388) 5 ЛИПЕЦКАЯ газета

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz