Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ № 93-94/24471-24472/ 16 МАЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 25 МАРИЯ ГУРОВА Порой говорят, что у ра- ботодателя и работника дело одно, а правды две. Наверное, в этой весьма спорной сентенции есть доля истины. Число тру- довых споров не становит- сяменьше. Акакой долж- на быть идеальнаямодель взаимоотношений работ- ника и работодателя? Воз- можна ли она вообще? Подруга устроилась на рабо- ту в небольшуючастнуюфирму. Ей назначили три месяца испы- тательного срока. А за два дня до часа «Х» объявили, что не намерены заключать трудовой договор, и, значит, оплата ей не положена. Позже она узнала, что хозяин фирмы довольно часто поступает таким образом, и это позволяет ему неплохо экономить на фонде заработной платы. Дочка моей соседки устро- илась в крупный сетевой мага- зин. Обещанная зарплата была неплохой, но перваяже получка оказалась вполовину меньше. Как объяснила начальница, «высчитали штрафы за потери на работе». Приятельница трудится в очень известной фирме. Ей бесполезно предлагать «встре- титьсяипоболтать»—большую часть своих выходных она про- водит на загадочных тренингах за пределами города. Из вечных ее стонов я понимаю, что это похоже на армию: вывозят в не- известномнаправлениииставят разные задачи, например, раз- жигать огонь трением. Таких историй не счесть. Как тут не вспомнить советские годы, когда подобных случаев не могло быть в принципе. Вза- имоотношения«работодатель— работник» регламентировались строго Трудовым кодексом. Сейчас этот закон тоже никто не отменял. Но на практике частенько выходит совсем по- другому. Экономия на персонале Многие руководители не прочь минимизировать затра- ты на персонал. К воплоще- нию своих идей собственники бизнеса движутся разными путями: одни старательно оп- тимизируют трудовой процесс, другие,не забивая головупопро- сту обманывают подчиненных. Главная цель — суметь «на- греть» сотрудников, не всту- пая в сложные отношения с Уголовным кодексом. Правила хитрого и незаметного отъема денег у подчиненных сводятся к манипулированию их долж- ностными обязанностями и формулировками трудового договора, в результате чего не- чистым на руку работодателям удается придумать множество вариантов «экономии». Во многих сферах деятель- ности сотрудники не могут самостоятельно контролиро- вать результаты собственной деятельности — в этом случае у работодателя практически безграничные возможности для обмана. Например, очень про- сто не выплатить положенные проценты менеджеру («Ваш договор с клиентом пришлось перезаключить»), лишить за- конной доли в проекте разработ- чика («Мы всю работу сделали за вас»). Работника якобы ду- блируют в его основных обязан- ностях—за чтоже емуплатить? В малом бизнесе произвол в отношении работников порой приобретает экзотические фор- мы. Уже не модно просто «ки- дать» работников на зарплату — внаше времяихпринуждают брать на свое имя кредиты и от- давать работодателю. Ну а если у того что-то не получилось, то работодатель делает удивлен- ные глаза и заявляет о своей не- причастности к этому кредиту. Не все благополучно и в бюджетном секторе — здесь новая система оплаты труда дает возможность начальникам поощрять не тех, кто тянет глав- ную нагрузку, а тех, кто близок к руководящему кругу. Аналитикиутверждают: чем большее распространение полу- чаютподобныеявления, темони становятся вредоноснее и раз- рушительнее и для экономики, и для общества. Особую тревогу вызывает то, что запущен меха- низм отрицательного примера, и даже нормальные вроде бы работодатели вынуждены при- бегать к различным «уловкам» в отношениях с персоналом. Иначе не выжить: ведь этим до- стигается снижение издержек, а значит, конкурентное пре- имущество. Но горе-работодатели не учитывают главного. Если та- кие методы и дают какие-то сиюминутные выгоды, то в очень недалекой перспективе просматриваются совсемдругие результаты — наплевательское отношение к работе, скрытые формысопротивления, которые в конце концов могут привести к упадку предприятия. Психология конфликтов Между работодателеми под- чиненными явная или скрытая вражда существует часто. Позицию многих сотрудников можно обобщить так: «Работо- датель просто не хочет мне пла- тить и сделает все возможное, чтобы заплатить меньше». По- зиция работодателей: «Сотруд- ники просто не хотят работать, ожидая, что я должен платить за каждый их «чих». —Поводов для конфликтов много, но в основе каждого лежит пресловутый «челове- ческий фактор», — убеждена психолог Елена Высоцкая. — Главные же столкновения интересов выглядят так: z Почему другим платят больше? Учитывая тот факт, что заработная плата не является тайной, у человека возникает чувство несправедливости. Причем сотрудники склонны постоянно сравнивать свой до- ход не только с коллегами по работе, но и с аналогичными специалистами в других компа- ниях. В результате работники считают, что с ними обошлись несправедливо, а руководитель раздражен, потому что его по- стоянно шантажируют. z Наказание «задним чис- лом» Практически в каждой орга- низации есть несколько основа- ний для различных взысканий. Кроме денежных штрафов ши- роко применяются «публичная порка», выговор, понижение в должности, увольнение «под горячуюруку»—чтобыдругим неповадно было. z Почему не замечают мои достижения? Самое страшное разочаро- вание, которое испытывает сотрудник, это когда он очень старался и, по его мнению, совершил подвиг, но руково- дитель этого не замечает. Ни премии, ни слов благодарности. Несколько таких ситуаций—и воодушевление сменяет апа- тия. Когда нет системы преми- рования с четкими правилами: кого, за что и сколько; когда усилия работников остаются незамеченными; если одно- го премировали, а другого за такие же результаты — нет, возникает почти необратимая реакция — разочарование и равнодушие. Конечно, проблема отноше- ний «работодатель — наемный работник» неоднозначна. Ра- ботники тоже порой«повинны» в неоправданных, завышенных требованиях, гипертрофиро- ванной самооценке. Например, когда вчерашний выпускник вуза претендует на должность заместителя директора. С дру- гой стороны, работодатели нередко предъявляют незакон- ные требования еще на этапе устройства на работу. Как рас- сказали корреспонденту «Ли- пецкой газеты» в областном управлении труда и занятости, среди таких — ограничения по возрасту (до 30-40 лет), по гендерному признаку и нацио- нальности. Корень проблемы зачастую кроется в том, что, по сути, ра- ботодатели считают наемных сотрудников «своими рабами», которые должны быть при- знательны уже за то, что их приняли на работу. Глобально бороться с этим нереально — слишком большая и глубинная психологическая проблема. Но вполне возможно отстаивать собственные интересы. Для это- го нужно четко разграничить сферу влияния работодателя и сферу личной жизни, куда работодатель не имеет права вмешиваться. Например, ши- роко распространенные сегодня принудительные тренинги в свободное от работы время аб- солютно незаконны. Работа в законе В последнее время активи- зировалась дискуссия об отно- шениях участников трудовых отношений. У кого из них боль- ше прав и кто этими правами злоупотребляет, как влияет за- конодательство на рынок труда —вотлишьнекоторые вопросы, которые заинтересованно об- суждаются в обществе. Все понимают, что модер- низация невозможна без гра- мотных кадров. Тем не менее промышленники и предприни- матели не всегда горят желани- ем нести расходы по обучению персонала, не хотят оплачивать работникам учебные отпуска и так далее. Экономическая ситуация вынуждает пересматривать не- которые традиционные гаран- тии, которые с советскихвремен предоставляются работникам и против которых годами высту- пают работодатели. Скажем, работодатели предлагают, и, наверное, можно с ними в этом согласиться, оставить гарантии для сотрудников, совмещаю- щих работу с обучением только в том случае, если они обучают- ся по нужной для работодателя профессии или специальности, если он направляет на обучение работника. Если же работник учится для себя, получает обра- зование, чтобы удовлетворить свою потребность в знаниях, то работодатель не должен нести затраты, тем более что затраты- то немаленькие. Лозунг «от каждого по спо- собностям — каждому по тру- ду» ушел в прошлое вместе с социализмом. Вернее, канула в небытие его вторая часть: если способности работников работо- датели используют на полную катушку, то воздавать каждо- му по труду стремятся далеко не все. Нарушение трудовых прав граждан стало обыденным явлением. Интернет кишит по- добными жалобами. «Черные списки» создают на форумах в разных городах. В основном сетуют на то, что реальная зар- платаменьше, чемобещают при трудоустройстве, много сверх- урочной работы, о которой при оформлении не предупреждали и которая, разумеется, не опла- чивается. Что делать граждани- ну, если его права «отменяет» работодатель? Как правило, защиты ищут в Госинспекции по труду. Вместо послесловия В прошлом году в Государ- ственную инспекцию труда Липецкой области обратилось более 3500 человек. Большин- ство вопросов — 1781 — ка- салось заработной платы, 676 — оформления и расторжения трудового договора. Согласно статистике, за 2012 год работо- датели2694разанарушилипра- ва работников. Врезультате 140 должностных лиц привлечены к ответственности, подготовле- но 104 иска в суд. В Госинспекции по труду напоминают: правовая грамот- ность, внимательность при за- ключении трудового договора и обсуждении всех условий помогут избежать массынепри- ятных сюрпризов. Чтобы твои права соблюдали, их нужно знать и защищать. Труд как поле боя В прошлом году в Государственную инспекцию труда области обратились за помощью более 3,5 тысячи человек «Работодатели нередко предъявляют незаконные требования еще на этапе устройства на работу» «Работники тоже порой «повинны» в неоправданных, завышенных требо- ваниях, гипертро- фированной само- оценке» ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz