Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 86/24464/26 АПРЕЛЯ 2013 7 Слово обозревателю ТРАДИЦИЯ | 9 Мая состоится 68- я легкоатлетическая эстафета на призы « Липецкой газеты » Старт в честь героев Михаил Абрамов «Педагоги» или «техна- ри»? Ответ на этот вопрос мы традиционно узнаем 9 Мая, когда состоится легкоатлетическая эстафе- та на призы «Липецкой газеты». Ведь в числе главных фаворитов, как всегда, команды двух университетов — педагоги- ческого и технического. Старейшее спортивное соревнование, организато- рами которого являются Издательский дом «Липец- кая газета» и департамент по физической культуре и спорту администрации города Липецка, пройдёт уже в 68-й раз. По традиции на старт выйдут команды школ, гимназий, технику- мов, училищ и вузов. Юные спортсмены, как когда-то их деды и прадеды на полях сражений, готовы отдать все силы ради победы. В нынешнем году формат эстафеты претерпел некото- рые изменения. Коснулись они маршрута и количества этапов. Дистанция сокра- тилась до семи с половиной километров, а этапов на этот раз будет 18 — 10 мужских и 8 женских. Сделано это с одной целью — повысить зрелищность состязания. — Безусловно, конку- ренция теперь станет ещё выше, — считает настав- ник команды ЛГТУ, заняв- шей в прошлом году второе место, Сергей Поздняков. — Не скрою, в нашем вузе сокращение дистанции вос- приняли положительно. В предыдущие годы педаго- гический университет по- беждал в основном за счёт «женских» этапов. Теперь их стало меньше, и мы наде- емся в этом году побороться за первое место. В минувшее воскресенье в ЛГТУ прошла «генераль- ная репетиция»—внутриву- зовская эстафета, в которой участвовали 60 команд. По- беду в ней одержала команда инженерно-строительного факультета. Именно на пред- ставителя этого факультета —АлександраНепомнящего —«технари»иделают основ- ную ставку. В прошлом году его феерический бег едва не развернул ход эстафеты на 180 градусов. Как то будет на этот раз? Ведь и сборная педагогического университе- та настроена очень серьёзно. Упорнаяборьбанамечает- сяи среди общеобразователь- ныхучреждений. Впрошлом году в этой группе победу праздновала школа № 20. — С учётом сокращения дистанции борьба ожидается очень напряжённой, — го- ворит преподаватель фи- зической культуры школы № 20 Станислав Кораблин. — Теперь будет трудно убе- жать в отрыв на каком-либо этапе. Мы целенаправленно готовимся к эстафете как на уроках физкультуры, так и после занятий. Очень хочется подтвердить звание сильнейшего. Что касается конкурентов, то это команды 64-й, 68-й, 21-й школ, 1-й гимназии. Может удивить и 44-я гимназия, там за под- готовку к эстафете отвечает наша прославленная легко- атлетка Наталья Рощупки- на.Нельзя сбрасывать со сче- тов и команду 31-й школы. По добройтрадицииболь- шую помощь в организации эстафетыоказывает департа- мент по физической культу- ре и спорту администрации Липецка. — Хочу поздравить всех ветеранов с приближающим- ся праздником и пожелать им крепкого здоровья, — говорит председатель депар- тамента Виктор Корвяков. — Эстафета — это не только спортивное соревнование, но и напоминание молодому по- колению о том, какой ценой была одержана Победа в Ве- ликой Отечественной войне. Место и время старта соревнований традицион- ные: в 12.00 на площади Ленина-Соборной начнётся парад участников, в 13.00 на трассуотправятсяучастники первого этапа. Два «лимона» за жизнь Елена Бредис Многие историки считают, что классовый антагонизм в Европе возник во время первых эпидемий чумы. Люди вдруг осознали, что религиозные идеи братства рушатся перед угрозой страшной болезни: тогда при первых признаках чумы богатые выезжали на загородные виллы, а бедные оставались в зараженном городе как в осаде. Происходило «социальное истребление» бедняков. По окончании эпидемии богачи сначала вселяли в свой дом на несколько недель беднячку-«испытательницу». Если она выживала, они возвращались. Д ействительно, можно не завидовать яхтам и лимузинам, можно равнодушно проходитьмимо дорогих бутиков и искренне радоваться, как дешево ты сам принарядился в сэконд- хэнде. Можно не комплек- совать из-за того, что при двух высших образованиях зарабатываешь меньше, чем вчерашний рэкетир, вы- бившийся в бизнесмены. Но когда возникает ситуация, что этот бизнесмен может спасти близкого человека, отправив его на операцию за рубеж, а у тебя нет такой возможности, то вот тут-то и вспыхивает неприязнь, а тои ненависть. Зарисовка «с натуры». Пациент входит в кабинет врача, тот продолжает запол- нять карточку предыдущего больного и, не поднимая головы, говорит: «Раздевай- тесь, жалуйтесь». И дело тут не в бездушии медиков, не в том, что они очерствели и перестали отзываться на чужую боль. Участкового доктора надо тоже понять: вместе с прибавкой зарплаты у него прибавились и коли- чество пациентов, и объем бумажной работы. А ведь раньше говорили, что на- стоящему врачу достаточно только войти в больничную палату и всем больным сразу становилось лучше. Именно так рассказывали пациенты и про моего родного дядю: «Игорь Вячеславович как войдет, так будто от сол- нышка становится и светло, и тепло, и боль проходит». А было это какие-то сорок лет назад…Когда отечественная медицина держалась на трех мощных «китах»: качество, бесплатность, общедоступ- ность. С егодня вы можете по- лучить и внимание, и чуткость, и все необ- ходимые обследования без ожидания и очередей, но за деньги. И вам, естественно, не придется одновременно и «раздеваться, и жаловать- ся». Хотя врачи в частных учреждениях сидят те же самые, что и на приеме в городских поликлиниках, но… у них есть время и до- стойная зарплата. Статисти- ка показывает: за минувший год шестьдесят процентов россиян воспользовались услугами платныхмедицин- ских центров. Но это вовсе не означает, что две трети наших соотечественников стали жить настолько хоро- шо, что могут себе позволить отказаться от бесплатной медицины. Просто по тем или иным причинам они оказались «вытеснены» из государственных учрежде- ний здравоохранения. Причинымогут быть раз- ными: и отсутствие нужного специалиста, и невозмож- ность долго стоять в очереди, и исследования, которые в обычных поликлиниках не проводят. Вот конкретный пример. Есть такой анализ, как иммунофенотипирова- ние лейкоцитов. Он необхо- димпринекоторых заболева- ниях крови для правильной постановки диагноза. В ли- пецкихполиклиниках его не делают, а в платных центрах он стоит от двух с полови- ной до четырех с половиной тысяч. А если еще нужен анализ на определенные маркеры, то будьте добры ехать в Москву и платить шесть тысяч. Так скажите: от хорошей ли жизни люди в частные медицинские цен- тры идут и едут? Или другой факт. Моей внучке, которая живет в столице, в полтора года пона- добилось сделать прививку. Перед прививкойполагается сдать анализы. А педиатр спокойно интересуется: «У нас в консультации лабора- тория уже неделю не рабо- тает, может, так сделаем?» Три решения на выбор: или откладывать прививку, или рисковать и делать ее без анализов, или идти сдавать их в платной лаборатории. Кстати, один занятный ню- анс: в прошлом году недо- вольных состоянием россий- ского здравоохранения было тоже шестьдесят процентов. Так, может, недовольныкак раз те, кого вынудили об- ращаться в частные центры и платить деньги? Уж очень цифры совпадают. Впрочем, нам, похоже, пора привыкать платить за свое здоровье. Ну, не случай- но же в законе, который был принят в 2011 году, госу- дарственным медицинским учреждениям позволено оказывать платные услуги. И отнюдь не только в плане повышенной комфортности. Гражданам придется опла- чивать и «нестандартное лечение», и самостоятель- ное обращение к врачам. Спрашивается: как можно определить объем бесплат- ной медицинской помощи, который входит в базовую программу госгарантий? Как одно лечение можно назвать «стандартным», а другое—«нестандартным»? Никто же не отменял клят- ву Гиппократа, когда врач берет на себя великую мис- сию — во что бы то ни стало спасать пациента! Никто не отменял и сорок первую статью Конституции, а она гарантирует всем россиянам бесплатное здравоохране- ние. Значит, медицинская помощь должна быть ока- зана в объеме, необходимом для спасения жизни или выздоровления человека. И неважно, насколько «не- стандартной» она будет. Я уж не говорю о том, что пациент самостоятельно не сможет разобраться, что ему по закону положено бесплатно от отечественного здравоохранения. А какой открывается простор для манипуляций, для игры на чувствах родственников больного, готовых ради него на все! Я думаю, всем понятно: ползучее внедрение платной медицины, в томчисле и в го- сударственныхмедицинских учреждениях, грозит очень серьезными последствиями. Кто ответит за них и ответит ли вообще? По оценкам рос- сийских экспертов, сегодняу нас каждый третий диагноз —неверный, каждый пятый — ложный, поставленный с целью личной наживы. Минздрав предлагает ввести страхование пациентов от врачебной ошибки. Вроде бы справедливо, раз уж мы все больше говорим о платной медицине. Но выплачивать- сяденьгибудут за счетФонда обязательногомедицинского страхования. Аэто фактиче- ски снимает ответственность с медицинских учреждений и никак не улучшает каче- ство лечения. С мерть пациента в за- конопроекте оценена в два миллиона рублей, инвалидность — от пятисот тысяч до полутора миллио- нов рублей в зависимости от полученной степени нерабо- тоспособности. Случаи на- несения вреда здоровью, не закончившиеся смертьюили инвалидностью, страховыми считаться не будут. Напри- мер, поставили вам ошибоч- ный диагноз «аппендицит», прооперировали, ничего не обнаружили и благополучно зашили. Какие претензии? Выживы.Идаже инвалидом не стали. Значит, на ком- пенсацию ущерба не имеете права. При этом законода- тели как-то забывают, что родственникипострадавших от врачебных ошибок чаще всего хотят восстановления справедливости и наказания виновного, то есть вполне конкретного врача, вплотьдо лишенияегоправа занимать- ся медицинской практикой, дабы никому уж больше не навредил. Для большинства из них представляется ко- щунством утешаться, полу- чив два миллиона за жизнь близкого человека. Потому что даже при платном здра- воохранении невозможно торговать человеческими чувствами и страданиями. СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Кинорежиссёр Александр Прошкин : «Выше любви ничего нет» Сергей Малюков В Липецк на закрытие международ- ного правозащитного кинофестиваля «Сталкер» известный российский режиссёр Александр Прошкин привез свою новую картину «Иску- пление». Фильм о том, как жители разорённого войной маленького южного городка возвращаются к мирной жизни в нелёгкий первый послевоенный год, и творческая встреча с его постановщиком стала одним из самых ярких моментов фестиваля. Незадолго до этого Александр Прошкин ответил на вопросы журналиста «Липецкой газеты». —Александр Анатольевич, давай- те начнем беседу с вашего последнего фильма. Чем интересен вам один из самых драматичных периодов в исто- рии нашей страны? — Все мои картины, хотя они и совершенно разные по сути, — один большой фильм про XX век. Они рас- сказывают о том, как выживала стра- на, которая прошла через величайшие испытания. Хотелось, чтобымолодёжь поняла, через что пришлось пройти их прадедам. Война—это не героическая прогулка, не похождения весёлых белозубых мальчиков в отглаженной форме, как сейчас показывают в кино. Это страшное несчастье для всего на- рода. — «Искупление» — это экраниза- ция повести Фридриха Горенштейна, писателя, которого, пожалуй, лучше знают на Западе, чем в России... — Фридрих Горенштейн — писа- тель с трагичной судьбой. Высочайший дар в нем сочетался с тяжелейшим характером. Его отец — киевский профессор политэкономии — написал статьюо бесперспективностиколхозов, за что был расстрелян в 1937 году. В во- йну мать умерла у девятилетнего Фри- дриха на руках во время эвакуации. Он долго скитался по детдомам, потом работал чернорабочим на шахте в Дон- бассе, закончил горный институт, уже в достаточно зрелом возрасте поступил вМоскву на Высшие сценарные курсы. Среди однокурсников он выглядел со- вершеннейшимпровинциалом, четыре года ходил в одних и тех же заштопан- ных брюках. Но когда в 1964 году в журнале «Юность» вышел его рассказ о военном детстве «Дом с башенкой», все безоговорочно признали его талант. Он написал сценарии к «Солярису» Андрея Тарковского и «Рабе любви» НикитыМихалкова, но совершенно не умел встраиваться в советское обще- ство и литературу, играть по принятым правилам и постоянно разрушал свою жизнь. Ему не удалось напечатать ни строчки, хотя его прозу очень ценили в литературных кругахМосквы. Отчаяв- шись, он стал в 1979 году участником знаменитого альманаха «Метрополь», напечатанного за рубежом. Если дру- гие, как Андрей Битов, Андрей Воз- несенский или Белла Ахмадулина, от- делались легким порицанием властей, то Горенштейну прямо заявили, что на его карьере писателя и сценариста в СССР поставлен крест. В отчаянии, без всяких средств к существованию, с женой и ребенком на руках, он был вынужден эмигрировать. Повесть «Искупление» вышла на Западе с предисловием президента Франции Франсуа Миттерана, слави- ста по образованию, и имела большой успех. Но верный себе, Горенштейн не стал пользоваться его плодами, всюду заявляя, что западный мир ненавидит его Родину, и постепенно рассорился со всеми. И при этом он обладал уди- вительным талантом, критики спра- ведливо называют его «Достоевским XX века». Я снимал «Искупление» с большим уважением к литературному первоисточнику. Недавно вышел его трёхтомник, прекрасная проза, заме- чательный язык. — В вашей картине свою послед- нююроль в кино сыгралАндрейПанин (после интервью стало известно, что за эту работу Панину посмертно при- сужденакинопремия«Ника».—Прим. авт.). Каким он запомнился вам? — Андрей Панин — русский че- ловек во всех своих проявлениях. У него была поразительная способность выразить своей игрой некий экстракт национального характера. Таких ак- теров единицы в каждом поколении: Алейников, Шукшин, Приёмыхов… Это колоссальная потеря. Он ушел таким молодым, так внезапно, чудо- вищно инелепо.Мыеще не в состоянии по-настоящему это оценить. Через какое-то время мы поймем, какой об- разовался вакуум. — Как вы оцениваете состояние современного российского кино, есть надежда на его возрождение? — Состояние сложное. Ощущение такое, что кино целенаправленно унич- тожается. В этом году практически не будет государственного финансирова- ния картин. Обидно, что часто абсолютно бес- содержательные фильмы со страшной силой раскручиваются телеканалами, а достойные работы остаются в тени и не доходят до зрителя. Когда нет пря- мой заинтересованности в качествен- ном кино, по-другому и быть не может. Почему так происходит? Может быть, мы продолжаем страдать комплексом неполноценности, может, подпали под мощное влияние Голливуда. К сожалению, ругать российское кино стало хорошим тоном. Во всём остальном мире государство, напро- тив, стремится поддержать свой на- циональный кинематограф как мощ- ныйинструмент влиянияна умызрите- лей. Посмотрите, какие титанические усилия предпринимает Франция, чтобы её кино закрепилось на экранах франкоговорящих стран по всему миру от Канады до Северной Африки. Я не могу представить, чтобы во Франции девочка с телеэкрана гордо заявила — я ненавижу и не смотрю французское кино, разразился бы величайший скандал, а у нас такое в порядке вещей. Если молодые люди смотрят филь- мы о чужойжизни, то они отторгаются от своей страны. Не случайно же мы ежегодно теряем огромное количество соотечественников, уезжающих за границу. Они убеждены, что там всё замечательно, прекрасный удивитель- ный мир, а здесь всё не так и плохо. А какой будет жизнь в нашей стране — зависит от нас. — Сейчас составляют список ста лучших фильмов. Поможет ли это вос- питать у детей хороший вкус? — Мне звонят, спрашивают, до- вольны ли вы, что ваша картина во- шла в него? Я честно отвечаю — мне безразлично. В самом списке, конечно, ничего плохого нет, но из него вырас- тает целый комплекс интриг—кого-то включить, другого выкинуть, сами знаете, как всё у нас делается. Нужно просто смотреть хорошее кино, которое воспитывает чувство Родины. Когда в жизнь ребёнка входят рус- ские мультфильмы, он привыкает к этим мишкам, зайчикам, нашему про- странству, потом детское кино на тра- диционных сюжетах. Ты начинаешь откликаться на чужую боль. К слову «патриотизм» я отношусь чрезвычайно насторожено—зачастую это оплачива- емая работа. А вот чувство Родины — это естественное, нормальное чувство каждого человека. Если вместо родных мультфильмов и актёров мы смотрим на американские, то возникает некое противоречие между жизнью за окном и на экране. Первая мысль молодёжи, воспитанной на таком кино, — как сделать ноги отсюда, и это большая национальная трагедия. —Многие зрители помнят и любят ваши телевизионные фильмы, напри- мер исторические сериалы «Михайло Ломоносов»и«НиколайВавилов». Бу- дете продолжать ваши телепроекты? — После «Доктора Живаго» я поклялся больше не работать на теле- видении, это совершенно нерациональ- ная трата сил. Когда на 42 минуты фильма дают 24 минуты рекламы, зрители не в состоянии понять, что происходит на экране. «ДокторЖива- го» — это не развлекательное кино, а серьезная работа. Но так получилось, что его больше покупают на дисках, смотрят за границей в университетах и библиотеках, в России же фильм просто промелькнул на телеэкране, его нашпиговали рекламой, сняли «бабки» по-быстрому — и всё. — Тогда о какой работе вы мечта- ете, поделитесь вашими творческими замыслами. — Хочу снять комедию, я ведь комедийный режиссёр, просто так сложилось, что снимаю всё больше невесёлое кино. Юрий Арабов написал сценарий о маленьком провинциаль- ном городе, где нет работы, мужи- ки все разбежались, а кто не ушел, спился. Остается компания молодых замечательных женщин, которые не могут найти себе любимого. В резуль- тате одна из них чудесным образом беременеет без партнёра. Я никогда не снимаю про столич- ную жизнь, ментов, олигархов — всё это мне глубоко неинтересно. Собира- юсь снять лёгкую картину о женской правде. Женщины гораздо мудрее, тоньше, чувствительнее нас. В жизни ведь главное — любовь, выше любви ничего нет. Только любовь и прощение способны сохранить в нас человека. Правда, пока фильм под большим вопросом, очень сложно найти финан- сирование. — Ваш сын, Андрей Прошкин, по- шёл по стопам отца, стал кинорежис- сёром. Совпадают ли ваши взгляды на творчество? — Мы из разных поколений, но, естественно, очень близки, эстети- чески не расходимся. Я с большим уважением отношусь к поколениюмо- лодых режиссеров 30-40 лет. Алексей Попогребский, Борис Хлебников — к их творчеству я отношусь, пожалуй, с большим трепетом, чем к своим ровесникам. В моём поколении очень многие не выдержали испытание вре- менем, принявшись «задрав штаны бежать за комсомолом». Важно всегда оставаться самим собой. ВЫСТАВКА Сделай паузу и подумай... И. Неверов Кажется, о чем волновать- ся художнику, чьи работы имели успех в Бельгии и Париже, экспонировались на ВВЦ, в Государственной Думе, Совете Федерации. Тем более на сей раз речь шла о скромном вернисаже в стенах гимназии, пусть даже не совсем обычной — православной, носящей имя Амвросия Оптинского. Здесь не будет критиков, коллекционеров, знатоков. Картины увидят только гимназисты и учителя. И все-таки Вячеслав Ка- нищев не то что бы волно- вался, но хотел контакта, понимания, близости с не- искушенной аудиторией, с открытыминовымвпечатле- ниям молодыми зрителями. В конце концов, он в первую очередь педагог, заслужен- ный учитель России. Счи- тай, полжизни работает с детьми, страдающимиболез- нями зрения. Что отнюдь не мешает им благодаря автор- ской, поистине уникальной методике Вячеслава Михай- ловича прекрасно рисовать. Их произведения поражают. Канищевская психотерапия творчеством, а точнее — творческой свободой дает замечательные плоды. Сам наставник говорит, что он многому учится у своих по- допечных. В ожидании открытия выставки гимназисты не- множкошалят, кто-тоиграет в настольный теннис — стол с сеткой стоит здесь же, в огромном холле четвертого этажа, кто-то уже с любо- пытством всматривается в картины, то странные, не- понятные, то внезапно обре- тающие смысл, на который отзывается душа. Художник отнюдь не высокомерен по отношениюкпублике. Часто он дает ей ориентиры, под- сказывает разгадку. Вот бе- лыйхрам, окруженныйкрас- ными всполохами. Что это? Осенние деревья или кольцо грозного пламени? В ранних вариантахКанищев называл картину по-разному. На- пример, «Храм на крови». Сейчас он предпочитает ко- роткое эпическое — «Русь». Другие холсты — парафраз рублевской «Троицы», еще один храм, но уже не столь символический, рядом с ним — приметы нынешнего дня, автомобили, велосипедисты, поскольку между древней отцовскойверойибудничной жизнью нет непреодолимой пропасти, отчуждения.Авот здесь — в намеке, в дымке, поэтическоммареве—город- ские, причем, явнолипецкие улицы. И вновь — гипноти- зирующие, захватывающие своей энергией, музыкой цвета абстрактные компо- зиции… Канищева позвали в гимназию ее руководите- ли, педагоги. Они оценили православно-христианские мотивы в его творчестве и решили, что это иинтересно, и нужно их воспитанникам. Они верят в чуткость и тон- кость своих мальчишек и девчонок. Отложены ракетки. Гим- назисты слушают художни- ка. Он говорит с ними о вере и искусстве, о том, что дух веет, где хочет, что усилие, необходимое для постиже- ния поначалу непонятного, неведомого, обогащает че- ловека. «Сделайте паузу и — подумайте», — советует Вячеслав Михайлович. Вас заинтересо - вала тема , под - нятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее про - должение ? Пред - лагаем высказать свою точку зре - ния и в письме в редакцию , и на сайте нашей газе - ты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ ОБЪЯВЛЕНИЕ ОАО«Дизельавторемонт»извещает акционеров общества, что 28мая2013 года в15.00в административномзданиипредприятия по ул. 9 Мая, 67а состоится общее годовое собрание акционеров. Повестка дня: 1. Утверждение состава счетной комиссии. 2. Отчет совета директоров о результатах финансово-хозяй- ственной деятельности ОАО «Дизельавторемонт» за 2012 год. 3. Утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках за 2012 год. 4. Избрание членов совета директоров ОАО «Дизельавторе- монт». 5. Утверждение кандидатуры аудитора ОАО «Дизельавторе- монт» на 2013 год. 6. Принятие решения обратиться в федеральный орган ис- полнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением об освобождении ОАО «Дизельавторемонт» (эмитента) от обязан- ностиосуществлять раскрытие илипредоставление информации. Регистрация участников начинается в 14.00. При себе иметь паспорт и доверенность на представителя в случае невозможности личного присутствия. Телефон для справок 43-08-12. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz