Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ДУШЕВНО № 84-85/24462-24463/ 25 АПРЕЛЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 31 АЛЕКСАНДР ДЕМЕНТЬЕВ Признаться, когда этой зимой подполковник ФСБ запаса Виктор Кузубов по телефону пригласил меня на встречу с дочерью из- вестного в Ельце худож- ника Ивана Григорьевича Мишина, я толком не по- нял, по какому она будет поводу. Собеседник же, как истинный контрраз- ведчик, всех тайн не рас- крывал. Договорились, что приду по оговоренно- му адресу. И почему-то тогда подумалось, что окажусь в бывшей ма- стерской живописца, где дочь станет повествовать нам о творчестве своего отца. Да не тут-то было… Домашняя галерея В назначенный вечерний час оказался в частной картинной галерее самого… Виктора Ми- трофановича Кузубова, куда он и пригласил дочь художни- ка Татьяну Ивановну вместе с внучкой Юлией и ее мужем Андреем. Пригласил, чтобы они вновь прикоснулись здесь к творчеству родного им человека — мастера кисти, члена Союза художниковСССРИванаМиши- на. При этом сам Кузубов был в роли экскурсовода по залам... впрочем, точнее сказать, по до- машним комнатам, увешанным картинами — пейзажами, на- тюрмортами, портретами, этю- дами, жанровыми полотнами… Но речь в первую очередь шла о работах Ивана Григорье- вича, которые в галерее пред- ставленыбольшой экспозицией. Здесь автопортретыи портреты, картины, посвященные периоду гражданской войны и освоению целины, этюды с Братской ГЭС, где Мишин был в трехмесячной творческой командировке по рекомендации самого Николая Жукова, народного художника СССР. Тот был внимателен к творчеству земляка и хорошо его знал… А в соседнем «зале» одна из последних работ Ивана Григо- рьевича—«Розылетом. 2000 г.» Через год Мишина не станет. Виктор Митрофанович под- робно рассказывал об истории картин живописца, о встречах и беседах с мастером, которого хорошо знал на протяжении многих лет — «он относился ко мне по-отечески». Растроганная этим экскур- сом, ТатьянаИвановна делилась своими воспоминаниями об отце и его друзьях-художни- ках — выпускниках Елецкого художественного училища, которое действовало в городе до 1957 года. По его окончании Иван Ми- шин, как один из самых спо- собных учеников, был оставлен здесь для преподавания. Апосле закрытия училища работал в ЕлецкихмастерскихЛипецкого художественного фонда. Оегомастерствеипрофессио- нализме в живописи говорит такой факт — четырежды Иван Григорьевич награждался по- четными грамотами Правления Союза советских художников как одиниз лучшихживописцев Липецкой области. —А к педагогике ему все же пришлось вернуться, — вспо- Искусство без тайн Ветеран спецслужбы — хранитель картин елецких мастеров минает Татьяна Ивановна. — С 1993 года и вплоть до своей кончины он был преподавате- лем рисунка в художественном отделении Елецкого училища искусств имени Хренникова… ТатьянаИвановна вспомина- ла друзей отца по творческому цеху — «то было настоящее братство», а Виктор Кузубов в ходе своей экскурсии показы- вал их картины, которые в этой галерее, объединенные в одно художественное целое, олице- творяли то самое братство вы- пускников Елецкого училища. В числе этих работ — многие пейзажные этюды с коллектив- ных пленэров на Плющани, что в Краснинском районе. В галерее представлены работы фронтовиков Георгия Лашина, Михаила Зацепина, Владимира Даймидзенко, а также Алексея Парамонова, Анатолия Климова, Марии Са- прыкиной, Галины Валяевой… В«музейном» списке более деся- ти авторов-ельчан. И многих из нихВикторКузубов знал лично. Свидетельство тому тут же в га- лерее—палитры с автографами художников, подаренные ими кисти, книги из личных библио- тек с автографами. И рядом же на столике—блокнотыМишина с карандашными набросками его будущих работ и рисунками. Даже «книга отзывов»в гале- рее и та—экспонат. Эта в клеен- чатойобложкеобщаятетрадь—с выставки елецких художников 1971 года. Она была разверну- та в городском Доме культуры (сейчас в нем театр «Бенефис»). Тетрадь сохранена супругой Мишина Зоей Владимировной — она работала администрато- ром ДК, и была подарена потом Кузубову. А теперь вот «книга» продолжена потомками… В тот зимний вечер оставила в этой тетрадке из «прекрасного далека» от всей родни Мишина свой отзыв внучка Юлия — бу- дущий художник-дизайнер, сотрудник Елецкого краевед- ческого музея. Выставка работ елецких мастеров кисти благо- даря подвижничеству Кузубова продолжается, вступила в XXI век. Она пополняется новыми экспонатами и открыта для по- сетителей. …Акнига прирастает востор- женными отзывами. В ней мож- но увидеть записи, сделанные художниками, работниками культуры области, жителями Ельца и других городов России, и в томчисле—бывшимначаль- ником УФСБ по Липецкой об- ласти генерал-майором Сергеем Бойко и его супругой. Кстати, вход в эту галерею открывает чекистский атрибут — синяя офицерская фуражка и бюсты в прямом смысле же- лезного Феликса. Ведь сам Виктор Кузубов службе в органах госбезопас- ности отдал более тридцати лет, прошел путь от оперуполномо- ченного до начальника Елецко- го отдела УФСБ по Липецкой области. Для души и сердца …И вот новая встреча с вете- раном спецслужбы, увлечение которого так поразило меня в тот январский вечер. Причем увлечение целенаправленное — создание экспозиций работ именно художников, которые были выпускниками Елецкого училища. Что подвигло к этому? — Меня увлекает не только живопись как таковая…Вкругу моих интересов — литература, история, музыка. Наша беседа проходит в «му- зейной» тиши уютного дома, где, кажется, на стенах уже места нет для полотен. И тут же рядом с ними соседствуют предметы привычного для ма- стерской художника интерьера и вещицы, передающие дух шестидесятых-восьмидесятых годов прошлого века. Невольно приходит на па- мять, что музейное дело—тоже увлечение Кузубова. В бытность начальником отдела областного УФСБ он создал музей истории спецслужбы Ельца. Насколько весомы его экспозиции, говорит такойфакт. По собранным здесь материалам в трех прошлогод- них номерах журнала «ФСБ за и против» (он издается Обще- ственным советом при этом си- ловом ведомстве) был помещен цикл публикаций об истории горотдела, деятельности елец- ких контрразведчиков. — …А что подвигло к созда- нию галереи мастеров-ельчан? — продолжает Виктор Митро- фанович. —Близкое знакомство с ними. Незаурядные биогра- фии этих людей. Уважение к их творчеству. Интерес к истории написания картин… Нет, сам я не рисую. Но в живописи не- много разбираюсь. Все началось сюныхлет—школы, института. С открыток — репродукций по- лотен художников, альбомов по искусству…Много читал. Ходил на выставкиивмузеи.Ивообще, когда бываю в новом для меня городе, взял за правило обяза- тельно посещать их. И вновь вспоминается музей Елецкого отдела УФСБ — экс- позиции с фото о жизни-службе бойцов невидимого фронта. На снимках молодые сотрудни- ки вместе с Кузубовым на вы- ставках художников, в музеях города… Что ж, приобщение к прекрасному — тоже часть ра- боты в чекистском коллективе. — Для меня же, — считает Виктор Митрофанович, — лю- бовь к искусству, художествен- ному миру были и есть отдох- новением души. Это наполняет жизнь новым содержанием, обогащает ее… Смотришь на ра- боты мастеров — и видишь ход творческой мысли художников, открываешьдлясебяихвнутрен- ниймир.Иотобщенияспрекрас- ным получаешь эстетическое удовольствие! Елецкие мастера кисти, чьи работы мне удалось собрать, внесли достойнейший вклад в искусство и культурную жизнь города и Липецкой обла- сти. И я посчитал своим долгом сохранить память о мастерах этой картинной галереей, где собраны их работы. Изакрытоев1957годуучили- ще, которое закончили и в кото- ром недоучились художники, по мнениюВ. Кузубова, безусловно, сыграло значительную роль в формированиигородскойхудоже- ственной средыикультуры. Ведь в последующем это предопреде- лило появление в Ельце художе- ственного зала — специализиро- ванного отдела краеведческого музея, гдесовременнаяживопись заняла достойное место. * * * …А еще в ту нашу встречу Виктор Митрофанович проявил себя открытым собеседником — ведь у искусства нет тайн. И, добавлю, — интереснейшим че- ловеком. Он, оказалось, неплохо знаком с творчеством русских поэтов и прозаиков золотого и серебряного веков. Действительно, в искусстве литература и живопись словно неразлучные сестры. И как не процитировать здесь бунинское —«Нет, не пейзажвлечет меня, не краски жадный взор под- метит, а то, что в этих красках светит любовь и радость бытия». Те самые любовь и радость бытия несут и полотна мастеров елецкой художественной шко- лы, представленные в необыч- ной домашней галерее. ФОТО АЛЕКСАНДРА ДЕМЕНТЬЕВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz