Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ИСТОКИ № 78-79/24456-24457/ 18 АПРЕЛЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 30 РОМАН РОМАШИН До революции семнад- цатого года Данковский уезд считался одним из самых набожных во всей Рязанской губернии. На его территории действо- вали две монастырских обители и свыше шести- десяти (!) храмов. Служи- ли в них твердые в вере и убеждениях пастыри. Имена некоторых из них до сей поры чтимы право- славными. Судьбы неког- да могучего рода священ- ников Скворцовых — яр- кий тому пример. Член Святейшего Синода Самым известным предста- вителем большого семейства, пожалуй, следует считать Ва- силия Михайловича Скворцо- ва — действительного тайного советника, члена Святейшего Синода, публициста, издателя. Сын настоятеля Знаменского храма, что в данковском селе Спешнево-Подлесное, сделал завидную карьеру. В двадцать окончил Рязанскую духовную семинарию, а затем Киевскую духовную академию. Препо- давал в Казанской духовной семинарии, служил миссионе- ром в Киевской и Полтавской епархии. В1895 году в чине кол- лежского советника стал чинов- ником по особым поручениям при знаменитом обер-прокуроре Священного Синода Константи- неПобедоносцеве. Онценил дан- ковчанина «за определенность и стойкость убеждений и как исключительной подготовки, способности, энергии и знания миссионерского деятеля». Натура Василия Скворцова отмеченамногимипримечатель- ными деяниями. В 1896 году он основал ежемесячный журнал «Миссионерское обозрение», который редактировал двадцать лет. Поистине всероссийскую известность данковчанин полу- чил после издания составленной им книги «По поводу отпадения от Православной церкви графа Льва Николаевича Толстого. Сборник статейМиссионерского обозрения». Во время первой русской революции земляк ос- новал церковно-политическую газету «Колокол», а затем бес- платное приложение «Голос истины».Убежденныйучастник право-монархического движе- ния состоял членом «Русского собрания», товарищем предсе- дателя «Союза правой русской печати», а в 1909—1915 годах входил в Главную палату «Рус- ского народного союза», в кото- ром состояли «совершеннолет- ние русские люди, без различия пола, не опороченные по суду». Русскими, что любопытно, при- знавались «великороссы, мало- россы, белороссы, казакии даже картатороссы». Василий Скворцов ратовал за разумную децентрализацию власти на началах широко- го местного самоуправления, осуществление всеобщего на- чального обучения и развитие христианского религиозного чувства и морали, проведение ряда неотложных социально- экономических реформ длямел- кой земельной собственности, Род славных пастырей Данковский край дал православному миру видных духовных деятелей защиту рабочих от эксплуата- ции. Был сторонникомразвития национальнойпромышленности и торговли, освобождения капи- тала от иностранной зависимо- сти, распространения коопера- ции, а на окраинах государства — обеспечения прав русского меньшинства. Многому из чаяний патри- ота не суждено было сбыться. Однако в стороне от происхо- дящего Василий Михайлович не остался. Когда заполыхал пожар Гражданской войны, он возглавил наюге страныправую организацию«Союз русских на- циональных общин». Было это в мае 1919 года. А год спустя вме- сте с остатками белогвардейско- го движения Василий Скворцов уплывает на пароходе в Сербию. На чужбине становится уважа- емым эмигрантами деятелем. Данковчанин участвует в Все- заграничном церковном соборе в Сремских Карловцах в 1921 году. Преподает в Сараевской семинарии. Сердце Василия Скворцова остановилось в 1932 году в Сараево. Теплые слова об ушедшем в мир иной опублико- вал в некрологе председатель Синода Русской Православной церкви за рубежом митрополит Антоний. Епископ Рязанский и Касимовский Борис Гавриилович Сквор- цов родился в многодетной семье приходского священника Казанской церкви данковского села Стрешнево. У него было шестеро братьев и сестер. По примеру родственников он избрал духовную карьеру. В мятежном семнадцатом году окончил Рязанскую духовную семинарию и в сентябре того же года рукоположен в диаконы. В середине тридцатых годов ба- тюшка стал настоятелем един- ственного тогда действующего храма Рязани, названного, что символично, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбя- щих радость». Около полувека Борис служил в городе, был благочинным, членом епархи- ального Совета. В 1965 году в знаменитой Троице-Сергиевой лавре по- стрижен в монахи и возведен в сан архимандрита, а вскоре и епископа Рязанского и Каси- мовского. На этой должности окормлял паству семь лет. В последние годы жизни владыка сильно болел— здоровье надло- милипережитые смертидорогой жены и единственного сына. Похоронен на Скорбященском кладбище Рязани. Молох репрессий Впоследний раз семья собра- лась вместе в губернскойРязани в августе переломного семнад- цатого года. Повод был горест- ным. Скончался отец будущего владыки Бориса Скворцова, служивший к тому времени священником местной Борисо- Глебской церкви. Проститься с покойным приехали родные братья Василий Михайлович Скворцов из Петрограда и свя- щенник Тихон Михайлович Скворцов из села Спешнево- Подлесное. Сегодня можно с уверенно- стью говорить как минимум о трех подвергшихся гонениям Скворцовых. Шестидесятипя- тилетнего Тихона Скворцова арестовали в феврале 1930 года по «ходовому» тогда обвинению в антисоветчине. На учиненных допросах отец Тихон признал- ся, что проповедовал в церкви, призывал верующих помогать храму деньгами, чтобы тот не закрыли по причине неупла- ты государству налогов. При этом он принародно говорил, что считает закрытие церквей «безбожным делом». Однако приписываемые ему обвинения во враждебной деятельности батюшка и отец шестнадцати (!) детей напрочь отвергал и вино- вным себя не признавал. Подоб- ная откровенность, разумеется, не уберегла ТихонаМихайлови- ча от наказания. Приговорили к высылке в Казахстан сроком на три года. Дальнейшая его судьба окутана тайной... Трагическая участь постиг- ла и сына Тихона — скромного псаломщика Богоявленского храма села Бигильдино Михаи- лаСкворцова. Занимкомиссары пришли спустя три года после ареста отца. По той же «попу- лярной» во времена сталинизма 56-й статье осудили на пять лет и отправили в Северный край. О том, что случилось дальше с Михаилом, неведомо. Еще одним репрессирован- ным стал Иван Гаврилович Скворцов, не имевший, кстати сказать, прямого отношения к православной церкви. Добросо- вестный советский служащий заведовал складом на Ростокин- ской фабрике искусственного полотна вМоскве. Ивану, скорее всего, не простиликровного род- ства с церковными иерархами. Получил тоже пять лет. На ис- ходе отбываемого в Ухте срока он скончался от воспаления легких. В 1925 году власти раскру- тили громкое дело «О контрре- волюционной деятельности Рязанской епархиальной кан- целярии». В число обвиняемых попалиБорис Скворцов. Каким- то чудом ему удалось избежать наказания... * * * Вот такие незаурядные дея- тели вышли из корня скромного священника данковского села Барятино Евфимия сына Васи- льева, жившего во второй поло- вине восемнадцатого века. При- стальным изучением судеб его потомков ныне занятыне только местные ревнители истории, но инаследники славнойдинастии. В Саратове здравствует Андрей Павлов — потомок семейства Скворцовых по материнской линии. Время от времени он вы- сылает председателюрайонного общества краеведов Ивану Ма- люкову собранные по крупицам сведения. Андрей Павлов еще надеется разыскать родствен- ников, которых рассеял по Ру- си-матушке и миру богатый на переделы прошлый век... Казанский храм в Стрешнево, где служил отец епископа Бориса Скворцова. Василий Михайлович Скворцов. Епископ Борис Скворцов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz