Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

В КУРСЕ ДЕЛА № 78-79/24456-24457/ 18 АПРЕЛЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 28 МАРИНА КУДАЕВА Еще древние мудрецы пришли к выводу: мы есть то, что мы едим. Конечно, в эпоху на- туральных продуктов им было гораздо проще определить, что на самом деле они едят и чем запи- вают. Нам в этом плане гораздо сложнее. Химия- чародейка нынче рабо- тает не столько во благо человека, сколько против него — используя арома- тизаторы, идентичные натуральным, усилители вкуса, красители, стаби- лизаторы и загустители. Вспоминая пролетарскую « Докторскую » Чего не должно быть в колба- се и сосисках, мы примерно до- гадываемся. Но отечественные производители, которых, как известно, надо поддерживать, очень любят нас, потребителей, как бы это деликатнее сказать, — дезинформировать. Затевая в свое время выпуск вареных колбас, многие ловкие бизнес- мены использовали название «Докторская», нисколько не заботясь о том, чтобы «имя» соответствовало содержанию. Расчет был простым — народ клюнет на хорошо известное и популярное название. Историки утверждают, что «свидетель- ство о рождении» докторская колбаса получила в апреле 1936 года. Ее рецептуру тщательно разрабатывали, пока не нашли оптимальный, с точки зрения диетологии, вариант. Для насто- ящей «Докторской» смешивали свинину (не менее 70 процентов) и говядину высшего сорта, до- бавляли яйца куриные, молоко сухое, витамины и микроэле- менты. Зачем так старались? Преследовали благую цель — этот продукт должен былпомочь восстановить здоровье пролета- риев, которые отдали свои силы революции. Колбасу в первую очередь отправляли в больни- цы и санатории — отсюда и ее название. Естественно, колбаса понравилась, и она действитель- но имела замечательные диети- ческие и питательные свойства. Но та «Докторская», вкус кото- рой еще сохранился в памяти, уже несколько отличалась от довоенной — по расчетам, ее килограмм обходился произ- водителям в десять рублей, а продавалась она по 2 рубля 20 копеек. Даже когда государ- ственная поддержка ослабела, колбаса изменилась, но все же мясную основу сохранила. Нынешняя наследница той, пролетарской «Докторской» мало чемнапоминает свою«пра- бабушку». Законодательство странызапретилоизготавливать колбасные изделия как Бог на душу положит, но разрешило отступить от госстандартов и пользоваться различными тех- ническими условиями (ТУ), что стало повсеместной практикой. — Право на существование имеетлюбаяпродукция, еслиона отвечает требованиямГОСТаили ТУ, но при этом производитель должен предоставить покупате- лям достоверную информацию о составе продукта, — считает на- Пищевая недостаточность Далеко не все продукты на прилавках соответствуют ГОСТу Иногда проверяющие удивлялись увиденному, и «подозрительные» продукты отправлялись на экспертизу. чальник областного управления потребительского рынка и цено- вой политики Николай Киреев. — Если колбаса изготовлена из крахмала, сои и других добавок, ее следует и называть соответ- ственно, например соевыйбатон, и продавать по соответствующей цене. Тогда покупатель наконец- то получит возможность вы- бирать между растительными компонентами и мясными и будет знать, что он дает своим детямна завтрак—мясопродукт или подкрашенную эмульсию с пищевыми добавками. В Англии, которая много лет последовательно отстаивает права потребителей, существует государственная структура, ко- торая называется Департамент честной торговли. Его специ- алисты следят за тем, чтобы в полной мере соблюдались права и тех, кто производит, и тех, кто потребляет. Этого не так и слож- но добиться — доступная под- робная информация о товарах позволяет избегать конфликта интересов и проблем на потре- бительском рынке. Кто защитит потребителя Не секрет, что основным спросом у большинства поку- пателей пользуются именно продукты, маркированные знач- ком ГОСТ, то есть сделанные по жестким государственным стан- дартам, из строго определенного списка ингредиентов и с соб- людением технологии. Однако недобросовестные изготовители все чаще стали злоупотреблять доверием потребителей. Чтобы изменить ситуацию, нужно отстаивать свои права — требо- вать правдивую информацию, разоблачать некачественную продукцию. Такую работу на- чало областное управление по- требительского рынка иценовой политики, сотрудники которого под видом обычных покупа- телей проводят своего рода контрольные закупки продо- вольственных товаров, которые потом отправляются на анализ в лабораториюРоспотребнадзора. В одном из таких рейдов при- няли участие и корреспонденты «Липецкой газеты». Для исследований мы брали, во-первых, все самое свежее — дату проверяли на каждой упаковке, во-вторых, самые популярные торговые марки. К примеру, колбасу молочную вареную «Липецккомплекс» и МПК Чернышевой. Только выс- шего сорта, которая и стоит со- ответственно—более 220рублей закилограмм.Дляисследования также взяли два образца свеже- замороженного куриного мяса «Приосколье», масло сливочное, творог, тушенку и вино столовое сухое белое «Монастырская трапеза», изготовленное в Став- ропольском крае, а также вино столовое красное полусладкое «Изабелла», произведенное в Краснодарском крае. Причем перед экспертами они предста- ли, так сказать, инкогнито. Прежде чем получить ре- зультаты, сотрудникам лабо- ратории предстояло провести немало исследований. Для это- го мясо, например, пришлось превратить в золу, а вино под- вергнуть многоступенчатой обработке. Радует, что колбаса, мясо птицы и вино с честью вы- держали испытание на качество и соответствие ГОСТу. Итоги остальных исследований, прямо скажем, нас не обрадовали. Масло не масляное — Далеко не все образцы продуктов, которые мы полу- чили, по показателям безопас- ности и качества отвечают всем требованиям, — резюмировала заведующая отделом по иссле- дованию пищевых продуктов Роспотребнадзора по Липецкой области Татьяна Каменецкая. Сливочное масло проверяли по показателям, которые харак- теризуют соотношение кислот (лауриновой, миристиновой, пальмитиновой, стеариновой, олеиновой, линолевой). Если показатели укладываются в рамки стандарта, можно гово- рить о том, что продукт целиком изготовлен из молочного жира. Отклонение от установленных параметров указывает на то, что кроме сливок использова- лись компонентырастительного происхождения. Обнародуя результатыисследования масла сливочного крестьянского ООО «Курское молоко», эксперты Роспотребнадзора назвали це- лый ряд нарушений, которые им удалось там обнаружить: пропорции жирно-кислотного состава превышены в разы! Не прошло проверку и масло сливочное Липецкого пищевого комбината, правда, там обнару- жилось не такое значительное отклонение от нормы ГОСТа. Не выдержал «экзамена» и творог. Как ни старались специ- алисты найти в образцах то пи- тательное иценное, что должно в нихбыть, увы, имэтоне удалось. Так, творогООО«Лебедяньмоло- ко» вместо заявленных на пачке 18процентовжирностиоказался всего лишь 11-процентным. Зато массоваядолявлагибылапревы- шена на три процента. Особенно обидно, что масло и творог при- меняются в детском питании, они традиционно считаются дие- тическими и весьма популярны. А потому чрезвычайно важно бытьуверенными, чтоежедневно мы употребляем качественные и полезные продукты. Свиная тушенка производ- ства ООО «Фортуна» Новгород- ской области тоже маркирована значком ГОСТ, однако государ- ственный стандарт качества не соблюден. Количество жира превысило норму, а содержание белка оказалось ниже необхо- димого. Помимо всего прочего, кусочки мяса оказались ну очень ужмалы—каждыйменее 30 граммов. Таким образом, из 13 об- разцов, закупленных в ходе проверок для контрольного исследования и якобы изго- товленных в соответствии с ГОСТом, в шести обнаружилось отклонение от госстандартов. А это уже повод, чтобы снять товары с прилавков. Магазины должны принять меры, взять продукцию на особый контроль и, возможно, внестикоррективы в дальнейшее сотрудничество с нерадивыми поставщиками и производителями. — Продовольственная бе- зопасность должна быть посто- янно в центре внимания госу- дарства, —настаивает Николай Киреев. — Необходимо, чтобы продукты массового потребле- ния, маркированные ГОСТ, соответствовали нормативам. Ведь производство — реализа- ция — потребитель — звенья однойцепочки. Получаяпретен- зии, производители стараются переложить ответственность на торговые сети, и наоборот. А проигрывает в этой ситуации, как известно, покупатель. Сегодня качество пищевых продуктов — это стратегиче- ский вопрос. Поскольку многим львиную долю своих доходов приходится тратить на питание, по карману ли нашим бюджет- никам, студентам, многодетным семьям и пенсионерам каче- ственные продукты?Имнередко приходится покупать то, что подешевле, но если высший сорт не отвечает всем требованиям, то что же говорить о первом или втором? Как писал классик — если сливки плохи, то что же молоко?.. ФОТО МАРИНЫ КУДАЕВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz