Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
Воспитание и образование – две «горячие» темы, градус обсуждения которых не спадает ни- когда. Тем более они актуальны сегодня, когда не только полным ходом реформируется система об- разования, но и в самом обществе идет активный поиск объединяющих его ценностей, смыслов. Молодые родители, критично воспринимая опыт старшего поколения, сами не всегда уверены в том, какправильно решить туилиинуюпроблему. В этом им могут помочь советы профессионалов, экспертов, других родителей – словом, всех участ- ников нашего «Родительского собрания». Тему сегодняшнего выпуска – «Дети и деньги» — подсказало письмо, присланное в редакцию одной из наших читательниц, судя по тексту, давно работающей в школе. Письмо затрагивает целый ряд вопросов: можно ли «платить» ребенку «зарплату», действительно ли для сегодняшних подростковденьгиважнеевсего, какимиспособами родители могут воспитать не просто потребителя, а экономически грамотного, подготовленного к самостоятельной жизни человека. № 78-79/24456-24457/ 18 АПРЕЛЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 27 РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Дети и деньги ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ У папы на… зарплате Мои ученики — из нынеш- него века. А я — из прошло- го. Часто не могу понять их взгляды. Но еще чаще не могу их принять. Раньше на вопрос «Быть илииметь?» ребята всег- да уверенно отвечали: «Быть!». Нынешним же подросткам, кажется, для полного удовлет- ворения жизнью достаточно денег и вещей. И они этого не стесняются. Вот к школе подкатывает иномарка. Из нее выходит тро- ечник. Галантно пропускает меня вперед, придерживая дверь. А минут через пятнад- цать я, уже на уроке, вижу, как он передает соседу под партой несколько сторублевок. При этом оба делают вид, что чита- ют учебник. Я тоже ничего «не замечаю». Потому что не знаю, что сказатьикаксказать. Знаю: у папы учащегося своя фирма, и подросток получает от него на мелкие расходы... зарплату. От «продвинутого пацана» стараются не отставать еще две не по годам взрослеющие ученицы. Они не стесняются щеголять дорогими украшени- ями, последними новинками мобильных телефонов. А мы к нимс теоремамидаформулами. Поражает, что во время ро- дительскихсобранийнеудается поговорить по душам с папами- мамами. Они вечно торопятся по более важным делам, чем воспитание собственного чада. Апотоммыудивляемся: откуда берутся в обществе равнодушие и цинизм, разобщенность и за- висть? Не подумайте, что моя реплика — брюзжание старой училки. Мне трудно понять: почему нынешние родители не прививают любимому ребенку элементарных правил прили- чия и поведения в обществе? — Запомните, — цинично признался недавно один из моих старшеклассников, — я на зарплате у папы. И стало так грустно от его откровений. Мария Панова. г. Липецк —«Платить зарплату»ребен- ку, на мой взгляд, неправильно. Один из законов экономики гласит: потребности людей без- граничны, ненасыщаемы. Фи- нансовый аппетит подростка тоже будет расти, и родители вынуждены будут платить, что- бы их требования выполнялись. Конечно, приучать к мысли, что надо ценить себя, что каждый труд должен достойно оплачи- ваться важно. Но делать это надо другими способами. А вот вос- питывать ответственностьлучше всего на собственном примере. Пусть родители вместе с детьми делают,допустим,уборку, вместе с ними интересуются чем-то. Изучать экономику как на- уку, требующуюхорошеговладе- ния серьезным математическим аппаратом, доступно не каждо- му. Но понимать экономические процессы должен каждый гра- мотный человек. Знакомить де- тей с соответствующими закона- ми можно уже с 5-6 класса. Сей- час для этого разработано много методик, использующих, в том числе, иигровыемоменты.Исто- рия денег, процесс формирова- ния зарплаты, пенсии, правила владения кредитной карточкой — подобные вопросы интересны школьникам этого возраста. Или вот такая проблема: почему у разных людей разные уровни ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЭКСПЕРТА Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории ЛГТУ, преподаватель образовательного центра «Стратегия» Максим Новак: Нужны примеры успеха доходов. ВРоссии, к сожалению, опытуспешныхлюдейпрактиче- ски не используется как образец для подражания. Но молодому поколению надо объяснять, ка- ким образом действовать, чтобы честно и хорошо зарабатывать. Причем примеры должны быть из разных сфер. Важно отме- тить: успеха добиваются те, кто сам интересуется тем или иным делом, которых не надо заставлять или дополнительно стимулировать. То есть, если ты стремишьсяполучить«пятерку» только потому, что папа тебе за это заплатит, большого эффекта от такой учебы не будет. К подработкам школьников, студентов отношусь двояко. Тут все индивидуально. Важно толь- ко помнить: образование — это инвестиции в будущее, которые обязательно окупятся. Олег Бойко, председатель Ассамблеи родительской обще- ственности Липецка: — «Платить» детям за выполнение их семейных обязан- ностей, конечно, нельзя. Но я не думаю, что нынешним детям нужны только деньги. Нехватку родительского внимания этим не компенсируешь. Однако ограждать детей от «взрослых» во- просов, связанных с финансами, тоже не стоит. Уже с начальной школы ребенка надо знакомить с тем, что такое бюджет семьи, как он пополняется, как расходуется. С 14-15 лет подросток мо- жет и подрабатывать. Хуже не будет, если он приучится к труду, почувствует, как деньги добываются. У моей старшей дочери, девятиклассницы, например, естьжелание зарабатывать самой. В прошлом году она в аэроклубе укладывала парашюты. Жара, поле, пыль. Но по 500 рублей за два часа получала. Разумеется, такая занятость должна быть по силам и не мешать учебе. ЕленаГалкина, заместительдиректораЛипецкоготехникума сервиса и дизайна: — Считаю, у ребенка всегда должны быть деньги, чтобы он учился ими распоряжаться. К тому же, если их не давать, подросток может найти альтернативные и не очень хорошие способы их добыть. Боитесь, что средства будут потрачены не на те нужды? Надо последить, прежде всего, за собой: на что и как вы сами расходуете деньги. Ведь дети копируют нас во всем. Я обычно давала сыну небольшую сумму на карманные расходы и точно знала, что он не потратит ее зря. Ребенку надо доверять, это укрепляет его самооценку. Мой сын, чтобы быть более само- стоятельным, начал подрабатывать с друзьями на каникулах с восьмого класса. Сегодня он учится в университете и денег у мамы не просит. Михаил Янко, народный артист России: — Хорошо, если дети знают цену деньгам, знают, как они нелегко зарабатываются. На Западе можно получить наследство и жить безбедно до старости. В нашей стране все иначе. Богатые родители, не контролирующие траты своих чад, должны пони- мать, что такая ситуация развращает подростков. Другое дело, если деньги заработаны. Помогать по дому, на даче, выполнять поручения за деньги— это нормально, по-честному. Но ребенок не должен забывать, что он член семьи, что не только у него есть потребности. Нельзяжить на всем готовом. Когдамне понадобил- ся приличный костюм на выпускной, я полтора месяца работал на пилораме. Прекрасный опыт. МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ —Формирование экономиче- ского сознания, рационального отношения к деньгам—важная часть воспитания детей. Челове- ку со сложившимися в детстве «денежными» комплексами сложно впоследствии не только зарабатывать и тратить, но и вступать в любые отношения, особенно сопряженные с деньга- ми. Еще в дошкольном возрасте надо приучать ребенка к мысли, что деньги — это ограниченный ресурс, который надо беречь. Малышу уже можно объяснять: откуда берутся денежки, почему именно сейчас нельзякупить эту вещь, а вот потом будет можно, совместно обсуждать планирова- ние семейного бюджета. Особое значение в этом плане имеют игры. Играя «в магазин», а чуть позже — в «Монополию» или подобные ей игры, ребенок при- обретает навыки товарно-денеж- ных отношений, воспроизводит модель поведения взрослого. Вмладшемшкольномвозрас- те, когда ребенокначинает полу- чать средства на карманные рас- ходы, он должен понимать: эта сумма выделенана определенное времяинаконкретныецели. Так он будет учиться планировать, ставить цель и определять этапы ее достижения, распределять денежные средства, быть береж- ливым. Конечно, переводить ребенка на «зарплату», платить ему за хорошие оценки или выполне- ние домашних обязанностей — неправильно. Таким образом взрослые дают подростку ору- жие манипуляции: хотите, что- бы я делал так, — платите боль- ше. Очевидно, ничего хорошего из этой ситуации не выйдет. Не стоит и дарить деньги. Для ребенка, особенномладшего Заведующая кафедрой психологии и педагогики Липецкого института развития образования Оксана Драганова: «Ребенок нуждается в общении, а не в дорогих вещах» возраста, само понятие «деньги» эмоционально не окрашено. Ку- пюры для него — это все равно не подарок, не тот знак любви, который он ожидает. А вот зарабатывать само- стоятельно подросток может, если, конечно, у него есть такое желание. Обычно потребность в независимости и собственных деньгах возникает годам к 14. Так почему бы в 14-16 лет моло- дому человеку и не попробовать на практике, как приобретается финансовая самостоятельность. Но родитель, разумеется, дол- жен следить за безопасностью выбранного места работы и за тем, чтобы эта деятельность не мешала основной — учебной. Однако помните: каждая ситуация индивидуальна. Об- щее одно — дети прежде всего нуждаются в нашем общении. И никакая дорогая игрушка, гаджет иликрупная сумма денег не восполнят дефицит заботы, внимания и любви. Страницу подготовили Софья Вобликова, Ольга Шкатова и Ольга Белякова (фото). Тема следующего выпуска: «Дети и безопасность» Надеемся, мнения сегодняшних участников «Родительского собрания» заинтересовали вас, уважаемые читатели. Возможно, у вас возникли свои соображения, вопросыпо данной теме? Или вы хотите обратить внимание на проблему воспитания детей, которую считаете особенно важной? Мы ждем ваши предложе- ния. Пишите по адресу: ул. Московская, 83 или на электронную почту lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой «Родительское собрание», а также звоните по телефону 30-82-25. Покаже предлагаемк обсуждениюследующуютему—«Дети и безопасность». Приближаются каникулы, когда зачастую ребята предоставлены сами себе. Как уберечь их в это время от возможных угроз? Какие вообще опасные ситуации их могут подстерегать? В этих и других вопросах мы попытаемся разо- браться в следующем выпуске «Родительского собрания». ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz