Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Форум Дискуссионный клуб «Липецкой газеты» Юрий Грязев, директор Липецкого строительного профтехучилища № 26: — Конец весны — всегда горячая пора для строителей, когда подрядные организации сколачивают бригады каменщиков, ищут маляров и штукатуров, набирают разнорабочих. Но в последнее время строительным компаниям все сложнее найти в сезон стоящих профессионалов с опытом работы. Заявки в службу занятости, как и объявления «бегущей строкой», результата не приносят, а потому многие фирмы идут на хитрость, переманивая у конкурентов «золотые руки». В промышленности ситуация не лучше. С каждым годом предприятия все острее ощущают недо- статок в электриках, слесарях. Токарей же и фрезеровщиков впору заносить в Красную книгу, поскольку они вообще преврати- лись в «штучный товар»… Почему так происходит? Перекос на рынке труда возник не без «помощи» строительных компаний и промышленных предприятий, руководители которых не уделяют должного внимания подготовке молодежи. А они предпочитают, как я уже говорил, переманивать специ- алистов у конкурентов либо привлекают гастарбайтеров из ближнего зарубежья. Приезжие рабочие согласны трудиться за копейки в рабских условиях, создавая тем самым демпинг на рынке труда, который, конечно же, отражается на заработной плате наших соотечественников. Сейчас хорошийкаменщик, име- ющий за плечами опыт работы, зарабатывает достойно — 50-55 тысяч рублей. Сварщик же не- много поменьше — 45 тысяч рублей. Но чтобы дорасти до такого уровня, выпускнику профтехучилища нужно отрабо- тать на стройке хотя былет пять. В первые годы он будет получать заработную плату наравне с ме- неджером в магазине, которому не надо стоять в грязной робе на солнцепеке и пронизывающем ветру, укладывая за смену тонны кирпичей. В России сейчас необходимо вернуть уважение общества к профессиям рабочего. Иного способа это сделать, кроме как платить достойные деньги, не существует. Каменщики, маля- ры, плотники должны гордиться своим положением и иметь со- циальные гарантии. К примеру, несколько квартир в строящемся доме можно продавать молодым специалистам на льготных усло- виях. Не думаю, что такой шаг сильно пошатнет финансовое благополучие владельцев стро- ительных фирм, которые и так порядочно завышают стоимость квадратного метра жилья в об- ластном центре. Другой способ привлечь вче- рашних выпускников школ в профессиональные училища — увеличить стипендию тем, кто получает рабочие специ- альности. Такой подход дав- но практикует Новолипецкий металлургический комбинат, заключивший договор с ПЛ № 10. Его учащимся предпри- ятие ежемесячно доплачивает к стипендии почти по тысяче ру- блей. Для комбината это копей- ки, но зато потом начинающие металлурги, крановщики и свар- щики, получив на руки диплом об окончании лицея, сразу идут работать на НЛМК. Неужели представители нашего строи- тельного комплекса не могут платитьповышеннуюстипендию группе каменщиков, состоящей из 60-ти человек? Ведь помощь студентам профучилищ — это инвестиции в будущее, которые обязательно принесут отдачу. Чтобымолодежь активнее ос- ваивала рабочие специальности, необходима и пропаганда этих профессий. В сознании людей еще живы стереотипы советских времен, когда каменщик зараба- тывал на уровне телемастера или парикмахера. Труд строителя тогда настолько обесценился, что сотрудникам профтехучи- лищ приходилось ездить по интернатам и детским домам, проводя профориентационную работу. Да и сейчас мамы, папы и другие близкие родственники нынешних старшеклассников категорически нежелают, чтобы их ребенок шел в строители. В итоге они оплачивают образова- ние сына или дочери в коммерче- ском вузе, чтобыпотоммучиться с устройством их на работу. Мы же стараемся донести до созна- ния подростков, что рабочие про- фессии всегда востребованы, они могут служить надежной базой для любой карьеры в будущем. Но, видимо, такая активная пропаганда строительных спе- циальностей должна вестись в обществе повсеместно, как это было раньше. Страницу подготовили Максим Ионов, Марина Кудаева и Анастасия Карташова. Николай Черкасов (фото). 5 ЛИПЕЦКАЯ газета ПЯТНИЦА , 27 АПРЕЛЯ 2012 № 83 (24211) Один человек, более двадцати лет проработавший в сфере черной металлургии, недавно поведал автору этих строк, что на самом-то деле всю свою сознательную жизнь грезил профессией историка-архивиста. Практически не вылезая в юношеские годы из библиотек и разного рода документальных хранилищ, он, тем не менее, поступил в Московский институт стали и сплавов. Сказалось жесткое давление со стороны родителей, а еще тогдашний выпускник десятого класса самостоятельно проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что работа металлурга в условиях советской специфики будет намного престижней. Расчет оказался верным. После успешного окончания вуза он получил разнарядку на одно из крупнейших предприятий бывшего СССР, а вместе с ней и полный набор социальных благ, включавших, разумеется, собственное жилье. И вот сейчас, наблюдая за безуспешными попытками своего сына, окончившего тот же университет 3 года назад, найти себя на рынке труда (пользоваться протекцией отца молодой человек отказывается напрочь), он с грустью вспоминает те времена, когда поиск работы был предельно прост и понятен. Впрочем, те времена улетели, судя по всему, безвозвратно. Постоянное совершенствование технологий, появление новых отраслей и общее изменение уклада государственной экономики диктуют новые правила игры на рынке труда. В изменившихся условиях работодатели предъявляют все более высокие требования к деловым и личным характеристикам выпускников, их профессиональной подготовке, уровню квалификации. Речь идет об умении переобучаться, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, обладать новаторским потенциалом, искусством работать в команде. И, как это ни парадоксально на первый взгляд, одной из первых от ветра перемен пострадала самая мобильная категория общества — молодежь. В структуре безработных граждан, зарегистрированных на территории Липецкой области, 20 процентов составляют люди в возрасте от 16 до 29 лет. Однако парадоксов в сложившейся ситуации не так уж и много… ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА | Будущим каменщикам , малярам и штукатурам нужно платить повышенную стипендию Золотые руки нации ТОЧКА ЗРЕНИЯ | Я б в строители пошел ? Белый воротничок для… сварщика Петр Яицкий, начальник областного управления труда и занятости: — Руководствуясь ложными шаблонами, многие молодые люди стремятся любой ценой пробиться в сферы юриспруденции, экономики, менеджмента или госслужбы, но при этом зачастую не принимают во внимание ни серьезную конкуренцию на эти вакан- сии, ни отсутствие у себя реальных способностей к данным видам деятельности. При этом остается низкой заинтересованность в рабочих профессиях. Влияют на это как невысокая заработная плата и качество рабочих мест, отмечаемые на некоторых произ- водствах, так и негативное реноме, созданное «пролетариату» в современных масс-медиа. Образ героического и самоотверженного труженика, не сходивший с телеэкранов в советскую пору, бесслед- но исчез вместе с активно культивировавшим его государством. Информационный же вакуум заполнили люди, которые чаще мастерка или гаечного ключа держат в руках «поллитру». Учитывая влияние экранных или порождаемых Интернетом образовна сознание современных подростков, их, мягко говоря, ироничному отношениюкпроиз- водственной деятельности удив- ляться не приходится. В резуль- тате решение о выборе будущей профессиив90процентахслучаев школьники и их родители при- нимают фактически «втемную». Ориентируются не на перспекти- вы социально-экономического развития региона, в котором живут, а на моду и собственные идеалистические представления о востребованных профессиях, которые в большинстве случаев не имеют ничего общего с реаль- ностью. По статистике среди работни- ков, которых сейчас хотели бы видеть у себя работодатели, доля рабочих стабильно превышает 70 процентов (на начало теку- щего года в Липецкой области — 74 процента). Предприятиям не хватает квалифицированных водителей, каменщиков, маши- нистов, монтажников, швей, электрогазосварщиков, электро- монтеров, врачей, медицинских сестер, воспитателей детских садов, инженеров различных специальностейимногих других профессионалов. В то же время среди безработных 32 процента составляют люди с высшим и 29 процентов — со средним про- фессиональным образованием. Предложение по специальности «бухгалтер» превышает коли- чество имеющихся вакансий — в 6,5 раза, «экономист» — в 7,5 раза, «юрисконсульт» — в 3 раза. Втожевремяопросы,проводи- мые службойзанятости, говорято том,чтомолодежьвподавляющем большинстве начисто игнорирует приведенную статистику. Свыше 90 процентов выпускников школ ориентированынаполучениевыс- шегоилисреднегопрофессиональ- ногообразования.Изопрошенных 2,5 тыс. респондентов 158 изъ- явилижелание трудиться в сфере юриспруденции, 138 — экономи- ки,52—менеджерамиразличных звеньев. Для сравнения: число желающих пойти в механики, энергетики, электрогазосварщи- ки или швеи варьируется от 1 до 15 человек по каждой специаль- ности.Этиданные звучатвунисон с общероссийскими опросами. Воистину прав был Иван Бунин, когда писал: «Величайшая беда нашего народа заключается в во- пиющемнепониманииреальности и, более того, вфанатичномнеже- лании ее понимать». Изменить ситуацию пыта- ются. В области по нескольку раз в год проводятся ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, на которые приглашаются руководители самых крупных предприятий и организаций об- ласти, а также представители кадровых служб. Всегда эффек- тивными и успешными оказыва- ются ярмарки учебных рабочих мест и временных работ для несовершеннолетней молодежи, призванные помочь школьни- кам 9-11 классов в выборе про- фессии, получении необходимой информации о существующих в профессиональных учебных за- ведениях региона профессиях и специальностях. На ярмарках учащихся зна- комят с правилами приема, перечнем профессий или специ- альностей, которые возможно получить в профессиональном учебном заведении. Школьники проходят тестирование на пред- мет определения будущей сферы деятельности. С помощьюподоб- ных процедур молодой человек, как минимум, приблизит себя к действительности рынка труда, а в идеале сможет открыть свое ис- тинное призвание. То самое при- звание, которое в дальнейшем поможет ему овладеть будущей профессией в совершенстве, что, в свою очередь, сделает такого специалиста априори конкурен- тоспособным. Принимая во внимание, что профессиональные устремления человека формируются еще в школьные годы, а оттачиваются на более высоких уровнях обуче- ния, необходимокорректировать образовательные программы таким образом, чтобы они вос- питывали людей не только об- разованных, но и компетентных. Кроме того, как можно более скорого решения требует про- блема качества рабочих мест в производственной сфере: как по части безопасности, так и в пла- не социальных условий труда. Своевременные действия в этом направлении поспособствуют популяризации рабочих про- фессий намного успешнее любых информационных кампаний и в конечном счете помогут решить концептуальную задачу постро- ения новой экономики. И в заключение хотелось бы обратить внимание выпускников иих родителей на необходимость реальной оценки ситуации с кадрами в регионе и на благо- разумие при выборе будущей профессии. НАБОЛЕЛО | Почему молодежь не стремится в рабочие Как важно понимать реальность Стабильно, высокооплачиваемо и перспективно — та- кими словами нынешние студенты профтехучилищ описывают основные мотивы, побудившие их выбрать рабочую специальность. Немаловажно и то, что они будут востребованы на рынке труда. Как показывает практика, уровень их заработной платы зачастую даже выше, чем у тех, кто имеет высшее образование. Но есть и противоположная точка зрения. Какие же контраргументы выдвигают завтрашние сотрудники офисов? Анатолий Евстафьев, будущий электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 18 лет. —Явшколе увлекалсяфизикой, очень хорошо изучил этот предмет. Поэтому вопрос, с чем связать свою профессию, передо мной не стоял. Еще до поступления в профтех- училище я пробовал заниматься электромонтажом. Сейчас дома чинить уже нечего — все, к чему можно приложить руку электрика, работает как часы. Теперь, когда я уже практически дипломирован- ный специалист, мое призвание приносит неплохую прибыль. Я работаю по договору, выполняю разные заказы, например провожу электрику в коттеджах, индивидуальных домах. Вмесяц «чистыми» получается в среднем тысяч 20-25 рублей. Учусь на «отлично», иду на красный диплом, но полу- чать высшее образование не буду. Зачем?Повысить свою квалификацию можно и в процессе работы. Из училища я выйду с третьим разрядом и через несколько лет дойду до шестого. К тому же работать, чем «грызть гранит на- уки», намного интересней. Да и на практике обучаешься гораздо быстрее, чем когда изучаешь теорию по книж- кам. Так что преимуществ у настоящих профессионалов вполне достаточно. Елена Коршикова, будущий юрист, 24 года. — Задумываться о юридиче- скойкарьере яначала еще вшколе. И как же была счастлива, когда сумела поступить в Липецкий фи- лиал Института международного права и экономики имени Грибо- едова. Где стану работать после окончания учебного заведения, пока точно не знаю. Хотелось бы устроиться на госслужбу или по- мощником секретаря судебного заседания, а может — консуль- тантом по правовым вопросам в коммерческую фирму. Другие ва- рианты трудоустройства я даже не рассматриваю. Тем более, речь не может идти ни о каком тяжелом ручном труде. При существующем сейчас уровне травматизма на производстве идти в рабочие — дело довольно рискован- ное. Даже несколько лет, проведенные на стройке или в шумном цехе промышленного предприятия, могут сильно отразиться на здоровье, а еще хуже — сделать человека инвалидом на всю жизнь. Как будущий юрист могу сказать: позиция работодателей и профсоюзов та- кова, что во всех несчастных случаях на производстве виновным делают самого пострадавшего. Если найти работу по юридической специальности не получится, то я готова сделаться домохозяйкой, выйдя удачно замуж. АндрейНемцов, учится на электромонтера по ремон- ту и обслуживанию электрооборудования, 19 лет. —Стать электрикомрешил, в том числе и чтобыпродолжить семейную династию: эту специальность имеют оба родителя, причем мама в свое время даже «чинила провода» на корабле. Я уже тоже кое-чему на- учился, например провел у себя в комнате электрическую проводку, установил выключатели и розетки. Это был своего рода экзамен перед родителями, за который отец мне поставил «отлично». Также мой выбор этой профессии объясняетсяитем, чтопомимо трудо- устройства, которое гарантированно дает профтехучилище, работу несложно найти и самому: рабочие специальности сейчас на вес золота. Я надеюсь, что по окончании профтехучилища меня примут в со- лидную организацию — в компанию «МРСК Центра». А там—стабильная работа, перспективы роста. Привле- кает и то, что зарплата даже начинающего специалиста достойная, так что с чисто практической точки зрения рабочим быть выгоднее. И людям моя профессия нужна. ЮлияНовикова, заканчивает учебу на мастера стро- ительно-отделочных работ, 23 года. — Стать мастером-отделочни- ком мне посоветовала моя тетя. Она много лет трудится по этой специальности именя убедила, что в жизни всегда пригодится иметь профессию в руках. К тому же с вступлением России в ВТО откры- ваются возможности поработать в странах дальнего зарубежья и по- высить там свою квалификацию. Профессия мастера строительно- отделочных работ довольно высо- кооплачиваемая. Уже на произ- водственной практике, работая на различных объектах, мы, студенты, получали не менее 15 тысяч рублей в месяц. Конечно, в освоении профессии бывают трудности, необходима сноровка. Сначала у меня не получалось выравнивать поверхности стен, но за три года учебы я овладелаи этим.Мне нравится видеть, каккомната в ходе ремонта преображается, превращаясь в красиво оформ- ленное помещение. Я уже не раз помогала делать ремонт друзьям, знакомым и родственникам, которые, в свою очередь, рекомендуют меня как мастера другим. Так что список потенциальных клиентов только расширяется. Несмотря на то, что дипломуменя практически в кар- мане, я хочу и дальше продолжить обучение. Возможно, поступлю в техникум или институт, связанный со стро- ительством, но о том, что выбрала рабочую профессию, не пожалела ни разу. Получив такую специальность, в дальнейшем легче стать и инженером, и руководителем. Такая возможность роста реальна в крупных структурах, в больших компаниях, которые и являются в основном производственными. Аруководители, которые вышли из рабочих, то есть не теоретики, а практики, очень ценятся. Максим Емельянов, менеджер магазина бытовой техники, 27 лет. — Заработать деньги, чтобы прокормить семью, можно всегда, была бы голова на плечах. Раньше я трудился охранником, а сейчас — менеджером в магазине, а па- раллельно получаю второе высшее экономическое образование. После получения диплома хочу уйти из сферы торговли и стать аудитором или бухгалтером. В наше время очень ценится, когда человек имеет образование по нескольким специ- альностям, пробует себя в разных сферах, не засиживается на одном месте, находится в постоянном по- иске себя. «Ботаником» я себя не считаю, если нужно, могу и огород в деревне вскопать, и забор поправить, и ремонт в квартире сделать. Но профессионально заниматься отделочными работами всю жизнь не хотелось бы. Это тяжелый физический труд, а я предпочитаю следовать пословице: рыба ищет где глубже, а человек—где лучше. Роман Нестеров, учится на газоэлектросварщика, 18 лет. — Освоить эту высокооплачи- ваемую и востребованную на рын- ке профессий специальность мне посоветовали родители. Сначала, конечно, не все получалось, но мне помогали мастера-наставники, терпеливо все объясняли. Так что с гордостьюмогу сказать: я уже осво- ил разные способы варки швов. Ро- дителям, живущим в селе, сварил телегу, плуг и даже металлический гараж. Поэтому реальные результа- ты труда уже имеются. Убежден: владеющий рабочей специальностью всегда найдет себе применение. Например, профессия газоэлектросварщи- ка — это гарантированный кусок хлеба с маслом на всю жизнь. Нотариальных контор и светлых офисов на всех не хватит. Так что стоит призадуматься, что выбрать: высшее образование и долгий поиск работы без гаран- тий высокой зарплаты, если нет опыта, или профессию рабочего, который, в принципе, сам может выбирать работодателя. Нужно уметь руками что-то делать и не иметь завышенных требований, тогда трудовая биогра- фия сложится успешно. КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz