Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
№ 82/24210/26 АПРЕЛЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Елена Панкрушина Как известно, юмор благотвор- но влияет на человека. Когда мы смеемся, нормализуется давление, уровень сахара в крови, лучше работают вну- тренние органы и укрепляется иммунитет. Но не будем углубляться в вопрос, каким способом мужам науки удалось добыть неопровержимые доказательства такой панацеи, не станем рыться в их исследо- вательских раскладках. Кто, скажите, задумывается о пользе смеха, когда идет в кинотеатр на комедию или переключает телевизор с новостей на развлекательную программу? Правильно — ни- кто. Просто человеку хочется расслабиться, посмеяться от души. И уж тем более о здоровье зрителейне пекутся телевизион- щики, которые давно подметили людское пристрастие к весе- леньким шоу. Все бы ничего, да вот только хороши ли те шутки, которыми веселят нас с голубых экранов? Начнем с того, что юмор наш уже давным-давно обрел пол, а сейчас это стало особенно акту- ально. Причем не просто «маль- чики»шутят насчет «девочек» и наоборот, а основная масса шоу- менов разделиласьпо гендерным признакам, ипо отдельностиони стали делать всевозможные про- граммы для сильной половины общества и прекрасной. Шутят, правда, и те и другие на одина- ковые темы. Как поется в музы- кальной заставке однойженской программы: «Парни, деньги, любовь, любовь, любовь». За- метьте: парни и любовь — не одно и то же, и это, кстати, тоже одна из современных тенденций. Но раз телепродюсеры привет- ствуют пропаганду разделения чувств ифизиологииидают это в эфир, значит, «пиплхавает», как говорят экранные юмористы. Возможно,кто-тосчитает,что современныйюморужеисчерпал себя.Нусколько, вконцеконцов, часов в день можно шутить по поводу «членов» и «мандатов», когда иссякнет запас сценок из ночных клубов, что еще можно сказать про блондинок, олигар- ховиинтеллигенциюв«очечах»? Прорабочих, образование, совре- менных подростков и медицину сняты целые сериалы. А про представителейвласти, деревню, русских за границей, малиновые пиджаки не шутил только лени- вый. Казалось бы, вот и настал творческий тупик для молодых юмористов. Но нет. «Если нуж- ны шутки — мы найдем над чем посмеяться!» — в один голос за- явили работники телевидения. Инашли выход: посмотрели, чтоидет «поящику» зарубежом. В Штатах увидели MadTV, а в Германии — Switch. Поду- мали-подумали и придумали, вернее будет сказать: скопиро- вали «Большую разницу». (Как известно, практика «сдирать» проекты у иностранных коллег приветствуетсяне только в сфере шуток. Так в свое время у нас по- явились и «Поле чудес», и «Кто хочет стать миллионером», и «Минута славы», и много еще всего.) Хорошая идея не должна знать границ! Раньше пародиро- вать телезвезд и программы по- зволяли себе в исключительных случаях только кавээнщики и редкие «аншлаговцы». Теперь это стало индустрией.Поначалу, правда, у ребят на Первом туго- ватошли эфиры.Из двухчасовой передачи интересными получа- лись две-три пародии, которые в преддверии программы и так успевали надоесть в многочис- ленных анонсах. Сейчас стало получше. А кто прошлое помя- нет, тому, как говорится… Но пародии на своих коллег «поцеху»—этоне единственное, что стало«сырьем»дляновыхве- яний юмора. Оказалось, можно еще и по печатной прессе прой- тись, и еще как пройтись! Собра- ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ТЕЛЕПРОГРАММЫ | О современном юморе в о - о - очень коротких штанишках Дорогу няганьскому остроумию лись известные телевизионные личности с хорошим юморным стажем (Иван Ургант, Гарик Мартиросян, Сергей Светлаков и Александр Цекало), взяли в руки газеты, принялись их чи- татьикомментировать.Получи- лось забавно.Причемне потому, что так уж уморительно излага- ют свои мысли наши писатели, а потому, что информационные поводы, которые, увы, прихо- дится освещать в прессе, сами по себемогли быстать неплохим сюжетом к ситкому. Среагировали и женщины. Выпустили свою точно такую же передачу «Девчата» на «Рос- сии-1». Скандальная Собчак, неформалка Перова, миленькое создание Даночка Борисова и прочие телевизионные красави- цы также сели за стол и завели дискуссию по поводу свежих новостей. Но вышло скучно. «Даже не талантливо. Это не юмористическая и даже не раз- влекательная программа. Так уж вышло, что смешно импро- визировать дано лишь мужчи- нам» — так отнесся к плагиату генеральный директор Первого канала Константин Эрнст. Даже КВН, альма-матер большинства современныхюмо- ристов, тоже претерпел модер- низацию.Пустьмногие говорят, чтоКВНужене тотисмотрят его меньшелюдей.Насамомжеделе не он стал скучнее, а зритель — требовательнее. Конечно, сейчас можно выбирать над чем посмеяться: над девчонками из «Камеди-Вумен», над пошля- тиной «Бульдога» и «Снежка», над газетами в «Прожекторе», над главврачомОхлобыстиным, над «реальным» Коляном... КВН попал в условия жесткой конкуренции. Раньше целые команды,награжденныекубком «Клуба веселыхинаходчивых», перекочевывалина телевидение ивыпускалиавторскиепрограм- мы. Было даже такое понятие: двукратные чемпионы, трех- кратные… Потому что играли в эту игру считанные команды, между собой соревновались по десять лет одни и те же. Сейчас же только в отборочный тур записываются сотнями из всех городов, весей и деревень, при- думали кивиновскую юниор- лигу для школьников, где тоже участников хоть отбавляй. Это ли не показатель народности передачи? Раньше заявку по- давали кто — ведущие вузы крупныхгородов:Москва,Харь- ков, Львов, Казань. А сейчас —Камышин, Ступино, Нягань, станица Брюховецкая, словом, любые населенные пункты на- шей необъятной Родины. Вот сколько талантов требуют само- реализации! Да, действительно, КВН уже не тот. Но только вооб- разите, как это надо пошутить на отборе, чтобы тебя заметили и допустили в первый тур, а потом—во второй. Шутки «ма- ленькие, но по три» явно тут не помогут (даже «большие, но по пять»). Темы поменялись, как и сама жизнь. Вместо оче- редей и дефицита —шутки про супермаркеты, вместо пародии на Пугачеву — Джигурда. (А парик-то все тот же!) А про по- литику молодежь шутит с не- охотой, оставляя ее газетным телекритикам и «Мультлич- ности». Да и правильно, зачем браться за это «грязное» дело: либо сатира получится, либо не смешно,потомучтозапоследние двадцать лет, в томжеКВНе про политику, политиков и полити- ческую деятельность сказано было столько, что попытаешься пошутить — обязательно по- вторишься. Юмор, кстати, сейчас проса- чиваетсязарамкисмехопередач. Оноиправильно: еслиюмор«ру- лит» и создает рейтинг, то пусть будет онповсюду.Иеслираньше бывалинесмешные сатирики, то теперь, наоборот, курс взят на разогрев зрителей даже серьез- ных телевизионных проектов ведущими. Помните, в былые годы, когда «Поле чудес» вел ВладиславЛистьев, да, собствен- но, и в ранние годы Якубовича, эта игра была милой, домашней и семейной, но никак не стояла в одном ряду с петросяновской «Смехопанорамой». Сейчас же можно поспорить, кто смешней: Стоянов иОлейников из «Город- ка» или Леонид Аркадьич. В продолжение темы юмора в ток-шоу посмотрим «Смак», «Большие гонки», «Кто хочет статьмиллионером»имногоеще такого рода.Что тампроисходит по сюжету — мало кого вообще интересует. Все увлечены веду- щим: что он еще отмочит? Хотя бы одно блюдо, приготовленное Иваном Ургантом, кто-нибудь помнит? А кто приходил к нему вкачестве повара?Нурежут там что-то, варят,жарят иполучают в конце подарочные кастрюли. Держится-топрограмманаюмо- ре — двигателе современного ток-шоу. Американизм безус- ловно. Но зрелищно. А где сейчас находятся быв- шие мэтры юмора? Михаил Задорнов приспособился следо- вать веяниям смехомоды. Тему тупых американцев закрыл намертво, вцепился в ЕГЭ и какое-то время упорно его ана- лизировал. Сейчас взялся за молодежь, компьютеры и Ин- тернет. В принципе, критика подрастающего поколения — классическая тема для сатири- ков среднего возраста. Поэтому Михаил Николаевич еще «в седле», и нравится он многим. Но ведь не так давно с экрана просто не сходили Жванецкий, Петросян, Винокур и прочие- прочие. Им-то каково сейчас? Отвечаем. Михаил Жванецкий раз в месяц появляется в пол- ночь на канале «Россия-1»икак «Дежурный по стране» рассуж- дает о происходящем в России. Владимир Винокур разъезжает со своим театром пародий по Российской Федерации, и еще его можно заметить в светских тусовках. На кителе Вовчика уже четыре ордена за вклад в эстрадное искусство. Как гово- рилось в одной миниатюре «Го- родка»: «Звезду дали — теперь жрем-с!» Виктор Коклюшкин с головой ушел в писательство. ЕфимШифрин—в театральное искусство. Хотя, если верить интернет-изданиям, основная его деятельность сейчас — это участие в документальныхпере- дачах о Ефиме Шифрине. А вот Евгений Петросян, несмотря на свой возраст, еще как вер- тится на телевидении. «Кривое зеркало» и «Смехопанорама», построенная на сюжетах из «Кривого зеркала», — все дело рукЕвгенияВагановича.Конку- рентоспособен оказался. Но раз смех в тренде, зна- чит, шути — и будешь в центре внимания. Это и на эстраде за- метили. Диффузия юмористов в певческую деятельность и певцов в сферу шуток процвета- ет буйным цветом. Кто не знает «Дискотеку «Авария», Настю Каменскую и Потапа? В то же времянеплохойпроектполучил- ся у участника «Камеди Клаб» Александра Ревва под названи- ем «Артур Пирожков», нашел свой вокальный стиль и Павел Воля. Понятно, что ни те, ни другие не претендуют на звания заслуженныхдеятелей эстрады. Но это пока. Если сегодня в каждом втором плеере звучит «Плачь, детка, плачь» и «Я иду по улице словно чумачечий» — это ли не повод призадуматься, что вклад в культуру-то есть. Только насколько он хорош — вопрос открытый.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz