Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
6 Александр Косякин, обозреватель «Липецкой газеты», автор проекта На экраны страны вышел новый «художественный» фильм «Поручик Ржевский против Наполеона». Кавычки в слове «художественный», думаю, объяснять не нужно. По сюжету к узурпатору подсылают переодетого в жен- ское платье поручика, отбывающего «пожизненное» за пропаганду сексуальной революции. Дальше — фантазия авторов без берегов… Общественность бьет тревогу и задается вопросом: почему в год 200-летия Бородинского сражения у нас не нашлось ни одного достойного дате кинопроекта? Однозначно не ответишь, ибо вакханалия началась не вчера. Тем временем Издательский дом «Липецкая газета», Союз журналистов области и студия «Задонская звонни- ца» приступили к реализации совместного проекта по созданию многосерийного документального фильма «Французы в Отечестве». Речь идет об экранизации наше- го отношения к событиям той войны. Это будет фильм- размышление, где-то перекликающийся с другой Отече- ственной войной — 1941—1945 годов (аналогий действи- тельно много). В съемках принимает участие масса людей: школьники, педагоги, историки, краеведы, юристы, журналисты, музыканты, художники, врачи… Почему? Для начала нужно объ- яснить, почему мы взялись за эту тему. Отнюдь не из-за круглой даты. Во всяком случае — не только. Суще- ствует большая вероятность того, что все торжества по случаю этих событий нач- нутся и кончатся на Бо- родинском поле, жирная галочка в юбилейном про- токоле будет поставлена, и мы аллюром полетим к следующему верстовому столбу Истории. А та война, страшная, кровавая, раз- рушительная и долгая (на самом деле с Наполеоном Россия воевала с 1805-го по 1814 год), снова отодвинется от нас. Ицену еймыснова не определим. А что будет потом? А по- том англичане, австрийцы, немцы и прочие португаль- цы станут рассказывать все- му миру о знаменитой битве при Ватерлоо, где была по- ставлена последняя точка в биографии Бонапарта. Они с шумом отметят 200-летие сражения и забудут сказать, кто вообще-то принес мир Европе, ибо эта память, как и существование самой Рос- сии, для них — сплошная досада… Мы почти смирились с тем, что не все дети знают, кто победил фашизм и чем был для нас Сталинград. А уж про ту войну, которая закончилась в Париже, мы забудем и вовсе. Конечно, вторая Отечественная не- вольно заслоняет собой пер- вую. И по количеству жертв (десяткимиллионов человек против нескольких сотен тысяч), и по своим масшта- бам. А еще — благодаря ки- нематографистам: фашисты в фильмах предстают злоде- ями (пока еще предстают, хотя уже снимают комедии вроде «Гитлер капут!»), а французы — жалкими обо- рванцами, зачем-то забред- шими в русскую зиму. Память стирает не толь- ко лица…В 1814 году в Лон- доне благодарныеРоссииан- гличане (они-то отсиделись на своем острове, не потеряв ни одного человека) собира- лись устроить парад в честь императора Александра I. Солдаты впряглись в карету вместо лошадей и были го- товы нести его на руках. Но не вынесло ретивое сердце английского короля — ему- то подданные такой чести не оказывали, и он отменил па- рад… А еще раньше Париж рукоплескалнашему госуда- рюи всему русскому войску. За избавление от чудовища. Тогда это был триумф рус- ского оружия. Но через 14 лет те же французы выко- пали останки Наполеона и водрузили их на высоком постаменте в столице. И чтят, и прославляют злодея до сих пор. Но что французы! Пусть их, коль больше им гордить- ся некем… Про нас сейчас разговор. В прошлом году только президент страны смог охладить пыл ревни- телей истории, которые вознамерились поставить в городе Троицке памятник Бонапарту. Повод нашли за- мечательный — тот, убегая из России, якобы останав- ливался на ночку в какой-то здешней избе. Хорошо бы вместо памятника врагу от- лить на память этим «исто- рикам» слова Наполеона, которые о многом скажут. «…Я не могу быть спокоен за свои успехи в Европе, пока в России каждый год прибавляется полмиллиона детей». Во время войны с французами погибло около трех миллионов жителей нашей страны. При числен- ности населения в начале XIX века около 36 милли- онов человек это почти 10 процентов. В принципе по- тери сопоставимы с теми, что были в Отечественной войне 1941—1945 годов. Конечно, они больно уда- рили по экономике, но еще больнее, в стратегическом плане, — по демографии. Так что Бонапарт своейцели добился. Но теперь мало кто понимает это. Своим фильмом мы хо- тимвнестималенькуюлепту в устранение национального комплексанеполноценности и вины. Мы все время перед кем-то виноваты, все время кому-то чем-то обязаны—то островами, то освобождени- ем от захватчиков, которое теперь называют «оккупа- цией». Во всех этих фобиях сидит другой, самый страш- ныйдляОтечества комплекс — пораженчество! А ведь мы тогда практи- чески были одни. Как и во вторую Отечественную, до- жидаясь открытия Второго фронта. Тут — историче- ский феномен, удел нашего народа. По-настоящему у России никогда и не было союзников (может быть, за исключением братской Сербии), а уж в те шальные годы и подавно. Каждая страна тянула одеяло на себя. И больше других ста- ралась Британия. Англи- чан вполне устраивало, что русские проливали кровь за их интересы. После битвы в Смоленске генерал Вильсон отправил в Лондон депешу: «Все пропало, Наполеон остановился в Смоленске». Ачерез два дня другую: «Все спасено! Французы идут на Москву!» О чем? Это будет многосерий- ныйфильм. Впервыхчастях мы расскажем о Тильзит- скоммире, который, с одной стороны, притормозил по- бедное шествие Наполеона, отсрочил войну с Россией и дал ей, только что подпи- савшеймир с турками, пере- дышку (о чем писал матери император Александр I), с другой — оказался кабаль- ным и даже позорным, как о нем говорили в русском об- ществе (А. Пушкин: «Тиль- зит!.. При звуке сёмобидном теперь не побледнеет росс»). Об этой драме вфильме гово- рят эксперты.Мыпривыкли к тому, что обычно это люди серьезные, остепененные, умудренные опытом. Но кто сказал, что молодые не могут, не должны раз- бираться в истории своей страны? В нашем фильме в роли экспертов выступают выпускникиюрфаков,моло- дые педагоги, журналисты, студенты. У наших анали- тиков есть два неоспоримых преимущества: они молоды и им небезразлично наше прошлое. Первое заседание экс- пертного совета состоится в Задонске. Дальше — в за- висимости от выбора темы. Они могут быть разные. Например: «Цена побед» (побед, имея в виду и Отече- ственную 1941—1945 гг.), «Кто поджег Москву?», «За граничные походы 1813—1814 гг. и 1945 гг. Надо ли было жертвовать своими людьми ради побед в Европе? Или в этом есть историческая миссия Рос- сии?», «Что такое война? НаказаниеБожие?Напасть? Следствие неумной поли- тики?». Темы могут быть и другие. Впрочем, авторы фильма ждут предложений от читателей. В структуру каждой се- рии будет включен сюжет о ситуации в те годы в липец- ком крае: в Усмани, Ельце, Задонске, Липецке… («Вой- на была у порога…»). То есть речь о проекции на нашу землю событий тех лет (раз- личные истории, письма, документы, памятные места и проч). Участие в войне Елецкого пехотного полка, генералов Остермана, Мура- вьева, Муромцева, Василь- чикова,Шишкова, Раевско- гоидругих земляков-героев. Помощь фронту тербунцев, лебедянцев, крестьян Ус- мани, монахов Задонска… В сериал войдет и уже снятый сорокаминутныйфильм«Ге- рой до востребования» — о полководце Муравьеве-Кар- ском, которыйбоевоекреще- ние принял при Бородино. Кстати, серьезные ученые часто ссылаются именно на его заметки о событиях, и особенно о бытовых деталях той войны. Основой сериала будут съемки реконструкции бит- вы при Бородино, мы их сделали заблаговременно. Достаточно подробно сняты ГОД ИСТОРИИ | Россия готовится к 200- летию Отечественной войны 1812 года , свою лепту в это решили внести и журналисты « Липецкой газеты » Во славу Отечества храмХриста Спасителя (по- строенный в честь победы над Наполеоном), а также русские усадьбы Муравьева в Скорняково, Муромцева в Баловнево. Планируются съемки в Санкт-Петербурге, Ельце, Тербунах, Долго- руково, Усмани, Данкове, Хлевном, а также в музеях края и в студенческих ау- диториях. Но больше всего будет репортажных съемок, интервью, «круглых сто- лов», опросов, ведь главный смысл, напомню, — уча- стие в сериале липчан. Это будут кадеты 14-й школы Липецка, учащиеся Долго- руковского лицея, братия Задонского Богородицкого и сестрыТихоновскогожен- ского монастырей, а также педагоги, юристы, краеве- ды, журналисты… Предполагаются инсце- нировки на натуре. Так, весноймыснимемпоходный госпиталь со всеми его го- рестными и драматичными атрибутами. Скоро закон- чим потрясающий сюжет (мы его назвали «Еще раз про любовь») о трагической судьбе молодого генерала Тучкова-младшего. Их было пятеро братьев-генералов. Первым погиб младший, Александр. Его тело долго искала молодая жена Ири- на, переворачивала трупы, заглядывала в их страшные лицаи…ненашла дажепуго- вицы от мундира! Позже она основала на Бородинском поле женский монастырь, где стала первой игуменьей. Обитель действуети сегодня. Марина Цветаева напи- сала знаменитое стихотво- рение «Генералам 12 года», оно переложено на музыку, в фильме мы покажем ин- сталляцию, над которой работает Задонская школа искусств. Кстати, только в Задонском районе в сериа- ле задействовано 10 школ и колледж. Нам помогают студенты воронежских и липецких вузов. На финише проект пред- полагает публицистическое наполнение. Это будут бесе- ды со студентами, школь- никами по острым вопро- сам. Может быть, удастся устроить «круглый стол» с учеными, краеведами, педагогами, журналистами. Этот фильм— отнюдь не разовая, «под кампанию», акция. Он должен работать и дальше, стать своеобраз- ным учебником для школ и вузов, только «напишут» его сами липчане — именно в этом уникальность идеи. В разделе «Я так думаю…» каждый желающий сможет сказать свое слово об Отече- ственной войне—хоть 1812- го, хоть 1941—1945 годов. Зачем? Одну из последних се- рий мы посвятим… суду над Наполеоном. В настоящем зале суда будет «разыгран» процесс. Собщественнымоб- винителем, защитой, с при- сяжными, с потерпевшей стороной, судебной атрибу- тикой и с… портретом Бона- парта в клетке. Участвовать в процессе будут молодые юристы, студентыюрфаков, истфаков, молодые журна- листы. Мне представляется, что это будет весьма полез- ный и зрелищный процесс. Возникает вопрос: за- чем? А затем, что с годами о Бонапарте в нашей стране говорят и пишут все больше в восторженных тонах: он — и великий полководец, и стратег, иреформатор. Даже на Бородинском поле в день Памятио великомсражении говорят о битве титанов, о великих полководцахНапо- леоне и Кутузове (пока еще называют это имя). Посмо- трите, с какой нежностью пишет о Бонапарте в своей книге Александр Никонов «Наполеон. Попытка № 2». «Жизнь Наполеона, кото- рый не вылезал из навязан- ных ему Европой войн (под- черкнуто мною.— Авт. ), все время висела на волоске. Он был весь изранен, под ним погибло 18 лошадей. В битве под Эйлау Наполеон стоял на пригорке, а на голову ему сыпались сбиваемые русскими ядрами и пулями ветки с дерева. Гонцам и адъютантам сложно было даже подбежать к Наполео- ну, потому что огонь против- ника выкашивал подступы к пригорку, и Бонапарт стоял, окруженный трупа- ми офицеров и солдат». И таких лубочно-пафосных картинок с годами появля- ется в русской литерату- ре все больше. При таких делах нельзя исключить, что спустя какое-то время «новые историки» заголосят о «великом стратеге Гитле- ре», который тоже покорил Европу и дошел до Москвы, да морозы ему помешали… Недавно газета «Изве- стия» рассказала об удиви- тельной (на самомделе чудо- вищной) находке в одной из церковных лавок Барнаула: известная икона святого великомученика Георгия Победоносца написана с… портрета Наполеона! И это, к нашему общему стыду, не исключительный случай. Еще в 2006 году историк Ев- гений Понасенков заметил икону Георгия-Бонапарта (или Бонапарта-Победо- носца?) в Москве и по это- му поводу написал статью. Значит, списки такой вот, с позволения сказать, иконо- писи гуляют по приходам православного Отечества! Был бы жив Наполеон, он бы оценил провокацию. Это темболее кощунственно, что Бонапарт еще до вступления в наше Отечество Священ- ным Синодом был объявлен антихристом. Полмиллиона только своих солдат он оста- вил вРоссии, а сколько было по всей Европе, где он вы- играл (погубив миллионы) 60 сражений?! Сегодня многие забыли, как по прямому приказуНа- полеона из России был нала- жен вывоз в качестве рабов крестьян, женщин и детей в «цивилизованную» Европу. Известен случай, когда 600 женщин с детьми заживо за- мерзли, запертые в амбарах вблизи Березины. Русские не ответили подобными же бесчинствами в Европе и, что характерно, в Париже. Приведу здесь мнение вдумчивого исследователя (кстати, с задонскими кор- нями) академика Александ- ра Шуринова: «С прискор- бием приходится констати- ровать, что наши патриоты опять в конце очереди. Акто же оказывается всегда пер- вым? Это поверженные про- тивники! Французы до сих пор учат нас, как надо жить и как надо воевать! 200-ле- тие очернительства России и бессовестного восхваления безбожной и напыщенной Франции сегодня дают свои печальные плоды… Не по- могли разоблачению На- полеона ни убедительные победы русского духа при Бородино, Тарутино, Мало- ярославце и Красном, ни подвиги русских героев в Европе в 1813 году, ни взя- тие Парижа в 1814 году, ни великие русские писатели- мыслители Достоевский и Толстой. Удивительная способность европейского «перевертыша»! После пол- ного поражения — вещать и трещать о своем величии! И ведь остальная Европа не возражает уже 200 лет!» В сериале будут сюжеты, которые принято называть занимательными, хотя на самом деле они драматич- ны и трагичны. Вот при- мер — афера Наполеона с… «русскими деньгами». Оказывается, кроме того, что Бонапарт был военным преступником, он оказался еще и главным фальшиво- монетчиком ХIХ века. Но вместо того чтобы сидеть в тюрьме, остаток жизни он провел в замечательных ус- ловиях, как персональный пенсионер особого значения известногопериодаистории. В 1812 году по указанию Наполеона через варшавско- го банкира на российский финансовый рынок было вброшено 25 миллионов фальшивых ассигнаций (не- которые историкиназывают даже цифру в 120 миллио- нов). В составе обозов напо- леоновской армии шли и 34 фургона «наполеоновок», которыми французские ин- тендантырасплачивались за фураж. Французы переста- рались — фальшивки выш- ли лучше русских денег: их выделяла отличная бумага, отменная печать и… грам- матическая ошибка. Вместо слов «ходячею монетой» на купюрах стояло «холячею». Лучше русский учить было нужно! Но русские крестьяне не брали у французов деньги не потому, что они были фальшивыми (этого они не могли знать), а потому что бумажных денег отродясь не видели. А тут под нос суют сотенные купюры. Засомне- ваешься тут! Для сравнения: корова — главное богатство крестьянина — стоила в то время от рубля до двух, ведро водки — тоже вещь необходимая! — всего 30 копеек, а изготовленные купюры были по 50 и 100 рублей. Разменять их было негде. Вообще Наполеон был еще тоткомбинатор. Зарпла- ту своим солдатам он платил тоже фальшивыми деньга- ми! Все равно в России по- тратить их было нельзя, да и в живых остаться шансов было немного. Примене- ние фальшивкам французы нашли—разжигали костры при отступлении. Кстати, ту же провока- цию устроил Гитлер в 1941 году. Но в СССР, где царили натурально-хозяйственные отношения, напечатанные фюрером фальшивки не имели успеха. Этот сюжет в фильме разбирают служащие банка (Чем грозит любой стране вброс фальшивых денег в больших количествах?) и прокурор (Как наказывали прежде фальшивомонетчи- ков и что полагается сегодня за это преступление?). Во все времена изготовление фальшивых денег считалось однимиз самых тяжкихпре- ступлений во всех странах. И Франция времен Наполе- она не была исключением. В 1814 году наши офицеры в Париже оказались свиде- телями казни фальшиво- монетчика. Ему отрубили голову на гильотине прямо на площади. Но это был не Наполеон — главный фальшивомонетчик эпохи, а какой-то безымянный жулик. После победы для вос- становления экономики ми- нистрыпредлагалипровести реформу, выпустить новые деньги и таким образом от- сечь мусор. Но Александр I решил иначе — он при- равнял настоящие деньги к фальшивым, их изымали уже только через банки. Избавиться от них Россия смогла только к 1824 году. Или вот загадка. Все знают, где покоится прах великого Кутузова — в лю- бимом им Казанском соборе в Санкт-Петербурге. А где покоится сердце фельдмар- шала? Полководец умер 16 апреля 1813 года в прусском городке Бунцлау (сейчас Болеславец), расположен- ном на границе Польши с Германией. Неспроста он не хотел воевать за границей— может, что-то чувствовал. По приказу Александра I тело Кутузова забальзами- ровали и доставили в Санкт- Петербург. А сердце было положено в небольшой ци- линдрический серебряный сосуд, в специальный рас- твор. Сегодня на могиле сто- ит памятник, на постаменте — надпись на немецком и русском языках: «Князь Кутузов-Смоленский, пере- селился из сей жизни к спанью 16 Апреля 1813». После освобождения Поль- ши от немецких захватчи- ков военнослужащие Со- ветской Армии положили к подножиюмонумента плиту с текстом: «Здесь покоится сердце Михаила Илларио- новича Кутузова, великого русского патриота и пол- ководца, войска которого освободили свою родину от наполеоновского нашествия 1812—1813». Правда, не все историки верят, что так все и было. И мог ли православный госу- дарь принять такое реше- ние, ведь сердце по канонам церкви считалось храните- лем души и не могло быть захоронено отдельно от тела усопшего. Ипоследнее. ВБритании только в 1947 году отменили должность человека, обя- занного вмомент вторжения Hаполеона выстрелить из пушки. Вот как достал Ев- ропу Бонапарт! Что делать? Пока идет работа над сериалом, уникальном и единственном в своем роде в России, у каждого есть возможность включиться, помочь советом, темой, ма- териалом. Проект одобрен в адми- нистрации Липецкой об- ласти, информационным спонсором выступают Изда- тельский дом«Липецкая га- зета» и Липецкое отделение Союзажурналистов России. Это значит, что тема войны (и Отечественных войн во- обще), патриотизма русско- го народа станет для наших СМИ одной из главных. Но для осуществления такой масштабной задачи требует- ся соучастие в проекте всех заинтересованных лиц. Две- ри, как говорится, открыты для всех, кому дорога наша история и судьба Отечества. На этой стадии наш проект похож на… паровоз, к ко- торому можно цеплять все новые и новые вагоны. Мы рассчитываем на «сцепку» с историками, краеведами, спонсорами, депутатами и избирателями — теми, для кого историяОтечества—не пустой звук. № 79-80/24207-24208/ 24 АПРЕЛЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Яркие страницы Отечественной войны 1812 года и ее герои, среди которых были и наши земляки, станут предметом исследования липецких журналистов в новом документальном проекте.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz