Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

X Окончание. Начало на 3-й стр. Вот почему проблемы, происходящие в среде право- охранителей, особенно тех, кто носит форму, кто входит в реальное соприкосновение с населением, так больно от- зываются в сердцах людей и могут повлечь опаснейшие политические последствия —ведь речь идет о дискреди- тации власти как института. Думаю, это понимали всегда — и при государе импера- торе, и в советское время, и сейчас мы все это понимаем. Именно поэтому человек не надевает форму просто так, это же не ряженый. Форма надевается, когда человек приносит присягу. Неслучайно те, кто явля- ется носителем и символом власти, приносят присягу, а нарушение присяги — это нарушение клятвы. В свое время присяга приносилась перед религиозными сим- волами. Православные при- носили присягу одним обра- зом, мусульмане — другим, обязуясь не только перед обществом, не только перед книгой, которая называется Уставом или Kонституцией иккоторойу гражданможет быть совершенно различное отношение, но и перед сим- волами, которые являлись для человека, приносящего присягу, абсолютным не- преходящим авторитетом. Это происходило именно для того, чтобыобязатьносителя власти не совершать дей- ствия, которые разрушали бы государственность. При- менительно к современной полициитакже следует опре- делить, что человек ждет от полицейского. Есливынести за скобки масштабную кри- тику, безобразные фильмы о полиции, которые по сути своей дискредитируют это высокое служение, и оста- вить один на один обычного человека, гражданина, с представителями власти в лице полицейского, то что имплицитно присутствует в сознании человека, взираю- щего на полицейского, осо- бенно в ситуации, когда че- ловек нуждается в помощи? То, что в лице полицейского гражданин может найти защиту! Его защитят, в его проблемахразберутсяквали- фицированнои справедливо. Если же не происходит ни одного,нидругого,нитретье- го, если в проблемах не раз- бираются или разбираются неквалифицированно или, что еще хуже, преступно, от- даваяпредпочтениенедолгу, не исполнению присяги, не выявлению справедливости, а отрабатываядань, которую получили справа или слева, — то и происходит разруше- ние авторитета полиции, а значит, разрушение автори- тета власти. Некоторые говорят о том, что сегодня имеется некий кризис власти и начинают критиковать высшие эшело- ны власти. У нас всегда так: если что-то происходит, сра- зупишутписьмокПрезиден- ту, а иногда такие письма из АдминистрацииПрезидента приходят и к Патриарху. Такая уж у нас психология: сразу Президенту, сразу на высший уровень. Примерно то же самое происходит и с реакциейна неблагополучие в правоохранительных ор- ганах — немедленно задей- ствуются высшие эшелоны власти, ипроблема, которую мы сегодня переживаем в нашем обществе, становит- ся очень острой. Оставляя за скобками политическую ответственность полицей- ского — колоссальную по- литическуюответственность за страну, за институты вла- сти, за стабильность в госу- дарстве, подчеркнем, что полицейский несет еще и колоссальнуюнравственную ответственность. Он может либо пресекать зло в обще- стве, либо умножать его. Если же система начинает воспроизводить зло, умно- жать зло, усиливать зло, то наносится огромный ущерб личности, обществу и госу- дарству. Теперь позвольте мне поделиться мыслями о том, почему мы наблюдаем и отрицательные явления на- равне с героизмом, с про- явлением жертвенности в служении Отечеству многих имногих сотрудниковправо- охранительных органов. Наряду с проявлением уди- вительной внутренней, я бы сказал, духовной силы, отваги, смелости. Наверное, каждому в жизни хотя бы раз приходилось встречаться с человеком, настроенным агрессивно и готовым упо- требить против вас силу. Это момент, когда требуется абсолютная концентрация внимания, физической силы и готовности дать отпор. Ты понимаешь, что перед тобой преступник, и это огромный стресс. Так вот, наши по- лицейские проходят через этот стресс каждый день по многу раз. И возникает вопрос: а что нужно делать для того, чтобы действия полицейского не наносили нравственного урона обще- ству, не дискредитировали власть, неподрывалиосновы государственности? Полицейские имеют дело с самыми болезненными, опасными проявлениями человеческого характера. Достаточно пойти вместе с полицейским в те кварти- ры, куда его вызывают. От- кройте дверь, и вы увидите, что это болезнь, что люди не должнытакжить: семейные конфликты, доходящие до угроз убийства или само- убийства, грязь, наркотики, алкоголизм, жилища, не похожие на человеческие. А ведь это — не что иное, как площадка ежедневной работы полицейского. А до- просы преступников, обще- ние с преступным миром? А контакты с теми, кто пред- лагает взятки, во много крат превышающие реальные заработки полицейского? Это абсолютно нравствен- но неблагополучная среда. Это, по большому счету, инфекционныйизолятор.Но ведь когда в инфекционный изолятор приходит врач, у него есть соответствующие способы предохранения — повязки, иные средства. Kроме того, такие врачи особенно обращают внима- ние на укрепление своего иммунитета, понимая, что могут заразиться. А когда в эту заразу погружается мо- лодой человек с небольшим жизненным опытом, когда он видит изнанку жизни, — какой шок, даже в эсте- тическом плане, какой удар по человеку! Kрасота спасет мир, а чтоже делает безобра- зие, еслипродолжать логику Достоевского? А безобразие разрушает мир, разрушает человеческую личность. Вот в таком абсолютно безобраз- ном контексте — с духовно- нравственной, эстетической, культурной точки зрения— живет полицейский. Очень легко заразиться одним, другим или третьим. Разве мы суперменов облачаем в полицейскую форму и на- правляемих туда, где гниль, где разложение, где духов- ная гангрена, где холера и чума, передающиеся гораздо легче, чем физические холе- ра и чума? Мы направляем туда молодых мальчиков и девочек. Kакую духовную подготовку они получили? Речь-то идет не о владении физическим оружием, не о том, насколько у тебя силь- ные мышцы или как ты умеешь употреблятьприемы рукопашного боя. Вопрос в том, какая у тебя способ- ность сопротивляться этой болезни, насколько высок уровень твоего иммунитета. Я считаю, что огромную от- ветственность за подготов- ку правоохранителей, так же, как и людей в погонах, идущих на защиту своей Родины, должны нести тра- диционные религиозные организации. И вот почему. Непотому, чтоу священника больше логикиибольше зна- ний, чтобыубедить студента в недопустимости дачи и по- лучения взяток или вообще необходимости удерживать- ся от каких-то проступков. Настоящее религиозное и духовное образование пред- полагаетпогружение челове- ка в иной опыт жизни—так же, какичтениепрекрасных образцов художественной литературы, знакомство с лучшими произведениями театра, кинематографа, ког- да человек погружается в иной опыт жизни, настоль- ко привлекательный, что он хочет подражать всему тому, что он увидел. Я был еще сравнительно молодым человеком, когда появился фильм «17 мгновений вес- ны». Kогда я его смотрел, меня настолько захватил положительный опыт героя, что мне хотелось подражать ему даже в мелочах. Это был удивительно притягатель- ный пример. Я уж не гово- рю о самом главном в своей жизни, что никогда бы не сидел перед вами в этой рясе и в этом сане, если бы са- мымпритягательнымвмоей жизни не был образ Христа и не было бы Евангелия. И это происходит не только на интеллектуальном уровне —здесь включается эмоцио- нальный, эстетическийфак- тор. Профессионалы скажут про фильм: так получилось, потому что постановка была хорошая, актеры хорошие, сценарий хороший. Это, так сказать, техническое объ- яснение. А на выходе, как говорят инженеры, — про- дукт огромной эстетической и нравственной силы воз- действия на человеческую личность. Вот то же самое происходит, когда человек погружается в духовную традицию своего народа — не формально, в результате скучного чтения лекций, а соучаствуя лично. В это ду- ховное воспитание должна быть вовлечена Церковь, в нем должны участвовать лучшие представители на- шей литературы, театра, кино — хотя у меня есть огромное количество вопро- сов относительно того, что у нас сегодня происходит и в сфере кинематографа, и в сфере театра. Всвоевремяястаралсяне пропускать ни одной пьесы МХАТа. Сомневаюсь, что я бы это делал сейчас, даже если бы у меня было время. Никогонехочукритиковать, тем более не надо относить сказанное на счет одного те- атра. Но когда видишь иные «произведения» по телеви- зору, понимаешь, что они неспособны воспитать не только полицейского или защитника Отечества, но и простоздоровогогражданина —чтобыунегобылаздоровая психика, чтобы он был спо- собен создать семью, любить свою жену, детей, продол- жать род человеческий. И здесь позвольте перей- ти к самому главному. Если мы хотим, чтобы у нас была полиция, которая являла бы авторитетный образ страны, мыдолжныясно понять, что это задача, которая стоит перед всем обществом, и в первуюочередьпередмысля- щей частью этого общества. А потому для решения этой задачи нужно наваливаться всем миром. Я уже сказал о необходимости участия в этом деле Церкви, других традиционных религий на- шего Отечества. Но должны быть задействованы также литература,изобразительное искусство, кинематограф, театр. Собственно говоря, именно так в советское вре- мя старались воспитывать уважение к правоохрани- тельным органам, и в этом не было ничего плохого. И лучшихактеровприглашали для того, чтобы они играли соответствующих героев, и сценарии писались так, чтобы там непременно, без всяких оговорок, положи- тельный герой был на сто- роне правоохранителя. А в нынешних «произведениях искусства» — в кавычки беру эти слова — нередко не можешь понять: кто же главный герой, кто положи- тельный герой? Где грань между добром и злом? Все перемешано, иполицейские- милиционерывыглядят так, что тошно смотреть, и гадко слышать все этидиалоги, ко- торые сопровождаются рас- питием спиртного в служеб- ных кабинетах. Проблема куда серьезнее, чем просто оказать помощь правоохра- нителям. Надо оказать по- мощь всему нашему народу, нашей молодежи. Мы не- престанно об этом говорим, но что-то воз и ныне там. И у меня мало оптимизма, что после нашей сегодняшней встречи что-то изменится в политике телевидения, в создании кинематографи- ческих лент, в появлении новых книг. Но не сказать это невозможно, пусть даже это будет глас вопиющего в пустыне. По крайней мере, сегодняшняя встреча зафик- сирует, что такой глас был, и я очень надеюсь, что этот глас будет поддержан. И последнее по плану мо- его выступления, но совсем не последнее по сути. «Ду- ховность, нравственность, закон» — может быть, вы выстроили эту последова- тельность слов отчасти слу- чайно, исходя из того, что здесь будет Патриарх, будет муфтий, будет раввин, а зна- чит, нужно, чтобы все это присутствовало.Насамомже деле вывысветилиогромную философскую, историософ- скуюпроблему. Законвсегда опиралсянанравственность; еслижезаконыпринимались безнравственные, то обще- ствоихотвергало.Последний пример протестов против безнравственных законов — думаю, последний в истории рода человеческого, если не произойдет радикально- го нравственного обновле- ния людей, — это протесты против законов апартеида в Южной Африке. А почему безнравственный закон всег- да отторгался людьми? Да потому, что существуеттакое понятие, как нравственная природа человека, некий нравственный консенсус. Люди веры отвечают на этот феномен следующим обра- зом: Бог возжелал, чтобы у человека была нравственная природа. Люди неверую- щие пытаются объяснить это эволюцией, еще чем-то, и всегда спотыкаются, здесь всегда разрушается логика. Я много раз говорил о том, что марксизм-ленинизм был очень слаженной философ- ской системой, но имел уяз- вимое место — это вопрос нравственности. Совесть и нравственность марксисты объяснить не могли, пото- му что сразу скатывались в очень уязвимую область, легко опровергаемую оппо- нентами. Так вот, этот нрав- ственный консенсус всегда присутствовал в обществе. Посмотрите, что сказано во Всеобщей декларации прав человека: права человека могут быть ограниченыв том случае, если они вступают в противоречие с моральными установками общества. Все это предполагает наличие нравственного консенсуса. Но сегодня мы переживаем страшное время, которое на- зывают постмодерном, — с религиозной точки зрения это нечто такое, что при- ближает нас к трагическому концу, когда впервые за всю историю потерян нравствен- ный консенсус. Сегодня на- вязывается понятие абсо- лютной автономии челове- ческой личности, которая и определяет сама для себя систему нравственных цен- ностей, и никто не вправе сказать, что одна система нравственных ценностей хуже, чем другая. Вы по- смотрите на дебаты вокруг кощунства в Храме Христа Спасителя: «А что вы возму- щаетесь? А что же плохого? Ничего плохого нет»... В на- шем обществе большинство людей еще придерживается нравственногоконсенсуса,но делается все для того, чтобы этотнравственныйконсенсус был разрушен. А если будет разрушеннравственныйкон- сенсус, токакиеостанутсяза- коны?Нравственность—это единственный фундамент, который сегодня способен объединить наше общество, более того, родчеловеческий. Это единственное, что может объединить и примирить русских с американцами, африканцев с латиноамери- канцами, есликакие пробле- мымеждунимисуществуют. Если естьнравственныйкон- сенсус, то из него выраста- ет общая законодательная система, включая защиту прав человека, как это очень хорошо и четко определили «отцы-основатели» ООН. Но сколько времени прошло после создания ООН, а нрав- ственный фактор, как объ- единяющий и консолидиру- ющийлюдей,формирующий законодательство, исчезает. Возьмитепроблемутакназы- ваемых гендерных законов. Сегодняпринятие гендерных законов становится едва ли не визитной карточкой в Евросоюз. Нет гендерных за- конов — вы неполноценный европеец. А что означает принятие гендерных зако- нов? Это отказ от понятия биологического пола. От- ныне пол — это социальное явление, человек может сам конструировать свой пол. Эти законыосновываютсяна нравственном консенсусе в обществе? Никоим образом. А как они принимаются? Силой, давлениемИнтернета и телевидения на обществен- ное мнение, выкручиванием рук, запугиванием. Если мы разрушим связь между ду- ховностью, нравственностью и законом, давайте забудем тему честности полиции, давайте забудемвообще тему жизнеспособности человече- ского общества. Речь идет о будущем человеческой ци- вилизации. Я не знаю, является ли эта площадка подходящей для того, чтобыозвучить эти мысли, но я так или иначе озвучиваю их многократно и, учитывая, что нас сегодня слушает очень большое ко- личество людей, я бы хотел, чтобы это прозвучало очень сильно. Речь идет о самом существовании человече- ского общества, а отнюдь не о существовании полиции как эффективного средства сдерживания. Поэтому в первую очередь мы должны сегодня думать о том, чтобы законы основывались на нравственном консенсусе. Второе, о чем мы должны думать, — это о том, что- бы нашей молодежи, в том числе готовой принять при- сягу, не только прививалось правовое сознание, но чтобы была обеспечена нравствен- ная, духовная подготовка, которая выработает имму- нитет, даст «респираторы», надевая которые люди смо- гут входить в помещения с повышенной инфекционной опасностью, не заражая себя и своих близких. Без этого никакое повышение зарпла- ты, никакие детекторы лжи не сработают.Яхотелбыпод- черкнуть, что эта проблема и лежит в основе. Решать эту проблему мы должны все вместе—и руководство пра- воохранительных органов, и лучшая часть ваших сотруд- ников, которые, конечно, размышляют обо всем этом, и представители традицион- ных религий, и наша обще- ственность, и выдающиеся представители нашей нау- ки, культуры, образования. Все вместе, основываясь на нравственном консенсусе, мы сможем изменить нрав- ственное состояние нашего общества к лучшему, в том числе сумеемвоздействовать на ситуацию в правоохрани- тельных органах». Коллективное и сознательное X Окончание. Начало на 3-й стр. — Живет, поверьте! Но ведь на эту память продол- жала наслаиваться память других поколений. Много ли у нас можно вспомнить царей-батюшек, заступ- ников народа? Да, и Иван Грозный, и Петр Первый много сделали для развития государства, для могуще- ства державы, но простому народу жилось от этого не только не легче, но порой и тяжелее. А возьмите девят- надцатый век, вспомните «маленького человека», который гениально был по- казан у раннего Достоевско- го, у Гоголя. Да, этимлюдям противостоял уже не барин- самодур, а чиновник, но обладающий по-прежнему огромной властью. Поэто- му перед представителями власти у нас испокон веков сложились и страх, и недо- верие к ним, и нелюбовь. — И все-таки существо- вала ведь вера в доброго «царя-батюшку», на кото- рого возлагались надежды, которому мечтали поведать о своих бедах и невзгодах в ожидании, что он восстано- вит справедливость… — Но т а к о й ц а р ь - батюшка был скорее сказоч- ным персонажем, а рядом был барин, был чиновник, был градоначальник, и они- то как раз и являлись реаль- нымолицетворениемвласти. И уж если возвращаться к истории, то последняя вера в царя рухнула, когда Ни- колайВторойприказал стре- лять по иконам и хоругвям. — Ну да, а если ко всему этому добавить еще и ре- прессии тридцать седьмого года… Может, именно с тех пор мы сотрудничество с властью воспринимаем как доносительство? — Безусловно, это тоже наложило свой отпечаток. Хотя, повторяю, корни ле- жат гораздо глубже. — Но обратите внима- ние, в советское время такое сотрудничество с теми же правоохранительными ор- ганами было практически нормой. Можно вспомнить и народные дружины на улицах, икомсомольскиепа- трули где-нибудь на танцах. Причем люди совершенно искренне считали это своим долгом. —Сама по себе идея кол- лективизмаоченьорганична длянашегомироустройства, поскольку напрямую свя- зана с общинностью. Если человек ощущает себя ча- стью государства, он будет государству помогать, будет его поддерживать, но! Толь- ко при условии, что такую же помощь и поддержку он ощущает со стороны го- сударства. И в этом смыс- ле девяностые годы очень сильно подорвали доверие к власти. Люди оказались предоставлены сами себе, им откровенно сказали, что спасение утопающих—дело рук самих утопающих. Вот каждый и стал спасаться как может: кто рэкетом, кто уходом от налогов, кто неза- конным бизнесом. — Ну да, в тех условиях даже не возникало мысли упрекать людей в том, что они выживают противоза- конным способом. Элемен- тарнаялогика: если государ- ство тебя бросило, ты име- ешь право не соблюдать его законы. Тогда же, я думаю, сформировалось убеждение в том, что если тебя«крышу- ют» — это нормально… — … вот-вот! Сильным мира сего надо платить дань, мы опять с вами уходим в глубь веков, вплоть до та- таро-монгольского ига. Но смотрите, что получается: с рэкетомвроде быпокончено, а «убеждение» продолжает существовать. Только теперь оно стало распространять- ся на всех, от кого зависит наша судьба, наша жизнь, решение наших проблем. Длянас гораздо естественнее дать взятку, чем заявить в полицию, что ее у тебя вы- могают… — …более того, мы суем конверты даже в тех случа- ях, когда деньги никто не вымогает и даже не рассчи- тывает на их получение! — Правильно, потому что мы часто не верим в то, что наши проблемы будут решены законным путем. Зачем вы кладете в карман врачу конверт? Чтобы успо- коить свой страх, чтобы вам иливашимблизкимуделили больше внимания. — Ну в таких случаях мыпросто помним, что врач получает копейки. — А откуда вы знаете, может, он и за эти копейки сделал бы все от него за- висящее? Но вам, в первую очередь, от своего страха надо избавиться. Отсутствие доверия, страх, чувство не- стабильности и незащищен- ности…Все это позволяет го- ворить опризнакахневрозау целого народа. — Ничего себе диагноз! Выходит, сначала надо вы- лечить невроз, а потом уже бороться с коррупцией? —Доверие к государству и власти нельзя вернуть за год или даже за пять лет. Опятьже, государство—это не толькочиновники, налоги иполиция, оноскладывается из мелочей, которые делают жизнь людей спокойной, стабильной и комфортной. — Давайте вернемся к той истории, с которой я начала наш разговор. К сожалению, на месте этого водителя «скорой помощи» большинство поступило бы точно так же. —А стоит ли этому удив- ляться? К правоохранитель- ной системе у нас тоже до- верия нет, и это не безосно- вательно. Уменя сосед—де- бошир, я недавно вызывала полицию, так она приехала только после моего третьего звонка. Заметьте, это уже после переаттестации. Опять же, сравните, как работает наЗападепрограммазащиты свидетелей и в каком виде она существует у нас. Так многие ли согласятся идти в судидаватьпоказания, даже если стали свидетелями пре- ступления?Сначала девяно- стых у нас в обществе стало нарастать отчуждение, когда каждый сам по себе. Отсюда ипозиция «зачеммне чужие проблемы?». Если я сам обе- спечиваю себе спокойную и безопасную жизнь, то не вмешивайте меня в ваши «разборки». —Нуаеслиещедобавить к этому исконно русскую пословицу «с сильнымне бо- рись, с богатым не судись»… — То тогда становится понятна наша индифферент- ная позиция в таких делах. Водитель «скорой помощи» понимал, что с богатым вла- дельцем джипа ему справед- ливостипо закону не добить- ся, да и за семью боялся. — Кстати, по-моему, только у нашего народа су- ществует разделение по- нятий «по закону» и «по справедливости». — Вот когда это разде- ление будет стерто, тогда появится доверие к правоох- ранительной системе. Опять же, когда наши граждане не спешат сообщать в на- логовую полицию о том, что кто-то из их знакомых уходит от налогов, то дело не только в круговой поруке илиотсутствиигражданской позиции. Когда государство создает все условия для ва- шей спокойной и обеспечен- нойжизни, когда выреально чувствуете себя социально защищенным, когда вы зна- ете, что в случае тяжелой ситуации можете рассчиты- вать на помощь государства, то вам будет не все равно, в какой мере собираются на- логи. Потому что из этих налогов и складываются ваши социальные гарантии. А когда я знаю, что в любом случае после полутора лет декрета будуполучать сотню —другуюрублей в месяц, то меня мало волнует, что мой сосед мухлюет с налогами. Особенно если у него тоже есть маленький ребенок и ему как-то надо выживать. Я скорее пойму его, чем го- сударство. — Но ведь начало двад- цать первого века в России разительно отличается от лихих девяностых: практи- чески ушли в прошлое дол- ги по зарплате, в большой мере покончено с бандитиз- мом, правительство делает все, чтобы максимально сократить личные контакты граждан с чиновниками, дабы пресечь коррупцию. Так когда же у нас начнет меняться наше сознание, когда появится настоящая гражданская позиция? — Когда страх и недове- рие накапливаются веками, трудно рассчитывать, что такая позиция сформиру- ется за год, другой, за пять лет. Но это произойдет само собой, если год от года люди будут жить спокойнее и бла- гополучнее, если мы с вами будем ощущать, что госу- дарство заботится о нас все больше. Вопросы присылайте по адресу: г. Липецк, ул. Московская, 83. «Липецкая газета» — «Юрфак» Правовое поле 5 Как стать независимым экспертом «Как можно стать независимым экспер- том, который уполномочен на проведение экс- пертизы на коррупциогенность нормативных актов?» Роман Понский, г. Липецк. — Для аккредитации потенциальный эксперт должен подать в Министерство юстиции Российской Федерации определенный перечень документов. Он предусмотрен Положением об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность и утвержден приказом Минюста России (от 31.03.2009 г.). Лицам, в отношении которых принято решение об их аккредитации в качестве независимых экспертов, выдают официальные документы, которые удостоверяют аккредитацию. Свидетельства выдают соответствующие территориальные органы Минюста России по месту нахождения заявителя. В нашем регионе — это Управление Минюста России по Липецкой области. Решение об аккредитации или об отказе в аккредитации принимает Минюст России в течение 20 рабочих дней с даты поступления в центральный аппарат Минюста России списка документов, естественно после проверки полноты и правильности их оформления. Одолжил деньги — получи расписку «Друг взял у меня в долг три года назад 100 тысяч рублей на лечение жены. Втотмомент было не до расписок. Супруга его выздоровела. А о деньгах (что заняли у меня) как бы и забыли. Подскажите, что делать?» Анатолий Иванов, г. Грязи. — Когда даете деньги в долг, то желательно оформлять это документально. Согласно статье 808 ГК РФ договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. Если нет времени на подписание договора, то его роль выполняет расписка. Расписка — это простая письменная форма, которая предусмотрена гражданским законодательством. В ней указывается, кто у кого и сколько берет денег, в какой срок обязуется вернуть. Расписку можно составлять в произвольной форме, как с указанием паспортных данных, так и без них. Нотариальное и свидетельское подтверждение не требуется. Если же письменных подтверждений передачи денег другу нет, то вы, как кредитор, теряете право ссылаться в суде на свидетельские показания (ст. 162 ГК РФ). То есть подтвердить факт дачи денег взаймы с помощью свидетелей в таком случае не удастся. Но и без обращения в суд в вашем случае не обойтись. В судебных заседаниях можете представлять любые иные доказательства: SMS- сообщения, аудиозапись переговоров с должником и другие. Юрист — отличная профессия «Мой сын учится в обычной сельской шко- ле в 10-м классе. Определился с выбором про- фессии: хочет стать юристом. Готовится к ЕГЭ самостоятельно. Еще изучает уголовное, гражданское, семейное право, философию, историю. Активно занимается спортом. Его мечта—работать вМинистерстве юстиции России. Вкакие вузылучше подать документы, чтобы после получения высшего юридического образования работать в системе Минюста? Иван Лешкин, Липецкий район. —Попасть на службу в Министерство юстиции, как и в любой другой орган государственной власти, можно пройдя конкурсный отбор. На сайте любого министерства в разделе «Гражданская служба» в обязательном порядке размещается информация о наименовании вакантной должности гражданской службы. А также прописаны требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалифицированным требованиям к должности гражданской службы. Каких-либо требований к диплому вуза нет. Главное, чтобы университет, институт или академия имели государственную аккредитацию. Так что выбор высшего учебного заведения целиком зависит от желаний и возможностей вашего сына. Еще раз о приватизации «Действительно ли, что квартиру (жилье) можно приватизировать до конца 2012 года? Если мы не сделаем этого (брат не согласен), то какие права на нее у нас останутся?» Валентина Мазуро, г. Липецк. — С 1 марта 2013 года завершается бесплатная приватизация жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Вы, как наниматель жилого помещения, обладаете рядом прав и обязанностей. В соответствии со статьей 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке: вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц; сдавать жилое помещение в поднаем; разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов; осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения; требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг. Наниматель жилого помещения по договору социального найма, помимо вышеперечисленных прав, может иметь иные права, предусмотренные Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и договором социального найма. ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 78/24206/21 АПРЕЛЯ 2012 Полицейские имеютдело с самыми болезненными, опасными проявлени- ями человеческого характера. Нравственность — это един- ственный фундамент, который сегодня способен объединить наше общество, более того, род челове- ческий. Слово Пастыря Консультант На вопросы отвечает заместитель начальника управления Министерства юстиции России по Липецкой области, консультант общественной приемной «Липецкой газеты» Ольга ГАЛИМОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz