Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
№ 76/24204/19 АПРЕЛЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Сергей Малюков Его зовут русский! Он — полковник Таманской дивизии! Он верит, что дух армии — во внутрен- нем строе каждого воина! Он стал добровольцем во время войны в Боснии, где потерял всю семью и впал в глубокую шизо- френическую депрессию! Но он слышит то, что молвят Божьи уста, и знает, что дорога в рай пролегает через ад! Он уверен, что «хотеть — значит мочь» и ему нет равных! Он обязан покинуть этот мир и, будьте уверены, у него получится. Ведь он — Птица! Думаете, это реклама очередного зубодроби- тельного боевика о при- ключениях Бешеного или Слепого? Нет, так звучит анонс премьерыспектакля Липецкогогосударственно- го академического театра драмы имени Льва Толсто- гопопьесеболгарскогодра- матурга Христо Бойчева «Полковник-птица». «Полковник-птица» —произведение всемирно известное. Написанная под впечатлением от бра- тоубийственной войны на Балканах пьеса в 1997 году выиграла между- народный конкурс, объ- явленный Британским Советом. Автор получил приз из рук лауреата Но- белевской премии по лите- ратуре Гарольда Пинтера в Национальном театре в Лондоне. Сегодня пьеса с успехом идет в более чем сорока странах мира — от Европы до Южной Аф- рики, Новой Зеландии и Канады. В Липецке ее по- ставил главный режиссер театраСергейБобровский. Где-тона дне зловещего ущелья в Балканских го- рах затерялся монастырь Сорока святых мучениц, ставший филиалом об- ластного психдиспансера. С трудом добравшийся до нового места работы моло- дой врач-психиатр (Антон Даниленко) обнаруживает в полуразрушенных сте- нах монастыря шестерых предоставленных самим себе больных, страдающих целымбукетомвсевозмож- ных маний и фобий. Проститутка Пепа (Владимир Борисов) ра- ботала на мосту Дружбы через Дунай. Она помнит имена и особенности трех десятков тысяч своих кли- ентови твердо уверена, что сейчас искупает свои гре- хи в настоящем монасты- ре, а не психиатрической лечебнице. Отец четверых детей цыган Давуд (Эмин Мамедов), напротив, стра- дает от внезапно нагрянув- шей импотенции, тщетно пытаясь заняться с Пе- пой любовью. Клептоман Киро (ВладимирАврамен- ко) украл все, что только можно, включая бензин, запчасти от санитарной машины и бумажник са- мого доктора. Здоровяк Матей (Андрей Литвинов) спит в деревянном ящике, убежденный, что ночьюон уменьшается до предела и его кто-то может нена- роком раздавить. Глухой Хачо (Дмитрий Ключни- ков) получилна войне кон- тузию, был списан в запас, научился читать по губам, поступил учиться на акте- ра, но его-таки разоблачи- ли и сослали в больницу. Теперь единственное раз- влечение парня — озву- чивать выпуски новостей, идущие по телевизору с не- работающим звуком. По- РАМПА | В академическом театре драмы состоялась премьера спектакля « Полковник - птица » Блаженны сумасшедшие ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ следние известия у «Хачо- Телевизора» всегда одни и те же — вокруг Сараево продолжаются тяжелые бои… Мрачный бородач Фетисов (МаксимДмитро- ченков) согласно истории болезни — выпускник Академии Генерального штаба в Советском Союзе, которого все называют просто «русский», вообще не произносит ни слова уже несколько лет. В «Сорока святых му- ченицах» нет лекарств, нет белья, нет теплой одежды, нет провизии. Есть только оставшиеся от военных просрочен- ные томатные консервы. Доктор тщетно пытается достучаться до своего на- чальства, но оно остается глухо, советуя есть несве- жие томаты и ждать. Внезапно безрадостная жизнь в заброшенном мо- настыре меняется. Само- лет ООН случайно, словно манну небесную, сбра- сывает больным теплое военное обмундирование и продовольствие. Увидев военную форму, Фетисов неожиданно приходит в себя. Он снова полковник икомандир, а люди вокруг вовсе не больные, а бойцы элитного спецподразде- ления. Сергей Бобровский определил жанр своей постановки как психо- утопия. Происходящее на сцене смешно и грустно одновременно. Опытный вояка загоняет свой убо- гий личный состав в баню. Пройдя символический обряд очищения, больные чудесным образом изле- чиваются от душевных хворей, выходя из парной окрепшимителомидухом. Опереточная бело-голубая форма в цветах ООН, а также вдоволь шоколада и тушенки придают ново- испеченным солдатам во- инственности. Даже Пепа записывается в армию. Побритый и подтянутый Фетисов тренирует своих солдат в военном строю. Наблюдающий за всем этим доктор делает вывод, что судьба предоставила ему редкий шанс быть свидетелемизумительного социально-психологиче- ского эксперимента. Ведь жизнь всякого общества — это игра с установлен- ными и общепринятыми правилами. Осознанно принимая ее правила, па- циенты перестали быть сумасшедшими. У всех появилось цветущее здо- ровье. Молодой психиатр решил не вмешиваться и просто наблюдать за си- туацией. Полковник предлагает объявить боевую единицу подразделениемООН, тер- риторию монастыря про- возгласить сепаративной европейской территорией на Балканах, ввести ев- ропейский стандарт жиз- ни и взаимоотношений, связаться с Европейски- ми административными структурами и присоеди- ниться к ним. Все решается демокра- тичным голосованием. «К урне — шагом марш!» — командует Полковник. Не без мелких подтасовок бюллетеней в старом ведре объявляется, что все го- лоса — «за». Над старым монастырем взмывает в небофлагООН. Стремяськ европейской интеграции, Полковник и его бойцы отправляют в Европарла- мент в Страсбург весточки с перелетными птицами. На кольце, закрепленном на лапке одной из проле- тавших над монастырем птичек, обнаруживается «зашифрованный ответ» Евросоюза—«011». «Пер- вого января выступаем в Страсбург», — решает Фетисов. «Это паранойя», — пытается урезонить упорного русского док- тор. «Остаться здесь не- сравнимо хуже, чем па- ранойя. Любая мечта и любое великое начинание — паранойя. Хотеть — значитмочь!»,—парирует Фетисов. Сраженный его уверенностью, психиатр присоединяется к «элит- ному отряду» на общих основаниях. «Боевая единицаООН» на наскоро покрашенном белым латексом разбитом джипе начинает свой евро- пейский бросок. Примет ли Евросоюз под свою за- щиту надеющихся найти поддержкувцивилизован- нойЕвропе сумасшедших? «Это спектакль не столько о войне на Балка- нах, сколь о конфликтах в нашем мире вообще, хотя славянские мотивы в нем достаточно сильны. Поче- му наш мир по-прежнему жестко разделен на чер- ное и белое, правых и не- правых, нормальных и сумасшедших, мусуль- ман и христиан? Эти во- просы задаются вновь и вновь. «Мы все связаны друг с другом, братья!», — говорит Полковник. Что же мешает нам найти общий язык? История, рассказанная в пьесе, из категории вечных, этим она меня и привлекла. В ней столько всего акту- ального — и мечта народа об опытном и сильном ли- дере, ведущем за собой, и болезненное столкновение мечты с бюрократической реальностью, и мысли о том, сколь непрочна граница между нормой и безумием. Хотелось бы, чтобывсе это почувствова- ли и зрители», — говорит постановщик спектакля Сергей Бобровский. По мнениюрежиссера, в «Полковнике-птице» очень тонка грань между комичным и трагичным, и в то же время нет из- лишнего психологизма, присущего русской драма- тургической школе. «Для меня было важно точно передать психологиче- ское состояние обитате- лей «Сорока святых муче- ниц», показать, как война калечит души людей. Я изучал материалы, смо- трел сам и давал акте- рам художественные и документальные фильмы, записи психически не- здоровых людей. Важна была правда в малейших деталях, будь то манера говорить или походка. Почему Пепу играет муж- чина? Дело все в том, что герой настолько болен, что не может полностью идентифицировать себя. Я сам до конца не знаю, женский это образ или мужской. Главное, он прекрасно иллюстрирует глубочайшую душевную травму, всю ненормаль- ность происходящего. В то же время пьеса Христо Бойчева написана столь виртуозно, что позволяет выразить главную мысль, избегая прямолинейных формулировок и не ска- тываясь в банальность. В спектакле, при всей се- рьезности темы, много юмора, эксцентрики и прочих сюрпризов для зрителей», — объясняет Сергей Бобровский. Посмотреть премьеру Липецкого академическо- го театра, кстати, первую постановку «Полковника- птицы» в Центральной и Южной России, лично приехализБолгарииавтор Христо Бойчев. 62-летний драматург, телеведущий и общественный деятель, носит одежду кричащих расцветок в стиле Евгения Евтушенко и прекрасно говорит по-русски. Стал драматургом Бой- чев случайно. Работал менеджером на машино- строительном заводе, ор- ганизовывал для рабочих культпоходы в театр, сам увлекся театральным ис- кусством, в тридцать лет неожиданно для всех на- писав первую пьесу «Что- то». Через друга, близкого к театральным кругам, отдал ее для постановки на сцене в Софии. Спек- такль неожиданно имел громкий успех, критики подозревали, что под ни- кому не известной фами- лией скрывается кто-то из мэтров. После этогожизнь Бойчева резко меняется. В 1989-м его называют «дра- матургом года», его пьесы идут во всех болгарских те- атрах. Бойчев былнастоль- ко популярен в Болгарии, что даже участвовал в 1996 году в президентских вы- борах, набрав более 100000 голосов. «Япросто не знал, что мне делать с внезапно свалившейся на меня сла- вой. Подумал, а почему бы и не попробовать, просто ради смеха?», — так объ- ясняет онсвойэксцентрич- ный поступок. Апосле «Полковника- птицы» к Бойчеву при- ходит и международный успех. На создание пьесы автора вдохновила реаль- ная история. На Балканы в девяностые годы в ка- честве гуманитарной по- мощи поступило военное обмундирование. Форма затем всплыла на черном рынке, многие крестьяне щеголяли в армейских мундирах, ее раздавали даже нищим. Бойчев су- мел увидеть в анекдотич- ной ситуации глубокий философский подтекст. «Меня часто спраши- вают, особенно в Европе, почему главный герой — русский. Честно говоря, не могу точно ответить. Возможно, это связано с тем, что у нас в то время были очень популярны российские боевики с бру- тальными героями. Кроме того, для людей моего по- коления русский офицер всегда был символом спра- ведливости и синонимом понятия «человек чести и долга». Его фраза «Хотеть — значит мочь» — это и мойжизненный принцип. Вжизнинадо рисковать. Я вот захотел стать всемирно известным драматургом, и стал им. Наверное, по- этому я сделал Полков- ника русским. Фамилию Фетисов носит один мой русский приятель, мы вместе снимали кварти- ру в студенческие годы. Он хороший человек, но театром не интересуется. Показал ему пьесу, он го- ворит, нормально, давай лучше выпьем», — при- знался драматург. Христо Бойчев стара- ется отслеживать поста- новки своих произведений по всему миру, если есть возможность—приезжает сам или отсматривает ви- деоматериалы. В каждой стране спектакли имеют свои особенности. У нем- цев главный герой вообще не носит имени, французы отказались от военной формы, и баня из гигие- нической процедуры пре- вратилась в некий весьма условный ритуал, симво- лизирующий загадочную славянскую душу, а вот в Латинской Америке и бывших соцстранах спек- такли, напротив, выпол- нены в ярко выраженной милитаристской эстетике. «Необычная просьба поступилакомнеиз одного государственного театра Торонто. Им очень по- нравился мой текст, но поскольку театр финанси- ровался государством, а в госорганах Канады засели феминистки, получить деньги на постановку, в которой участвуют прак- тически только мужчины, было категорическиневоз- можно. Меня просили до- бавитьженскихролей, ия, вдохновившись фильмом «А зори здесь тихие», пол- ностью переписал пьесу. В женском варианте она называется «Полковник и птицы», это более легкая и изящная история», — говорит Бойчев. В Липецке драматурга также ждал сюрприз: в тексте пьесы изменили одно слово, но понять это можно, лишь досмотрев действие до конца. Увидеть этот необыч- ный, зрелищный спек- такль о природе человека можно в академическом театре драмы 26 апреля.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz