Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 73/24201/ 14 АПРЕЛЯ 2012 3 ГОД ИСТОРИИ | В память о чудесном спасении Из пламени сожженного Ельца Леонид Морев Есть среди нас люди, которые, интересуясь прошлым родного края, не довольствуются преданиями, сказками, легендами или поверхностными беллетристическими книжками. Им важно, как заметил поэт, во всем дойти до самой сути, отделить красивые вымыслы от правды, восстановить реальную историю. Один из них — наш земляк, журналист, краевед Леонид Морев. Такие, как он, естественно, стараются поделиться своими знаниями, находками, приобщить всех к пониманию того, какими были наши предки, как жили, верили, во имя чего умирали на поле боя. В Год русской, российской истории они имеют особое право на наше внимание. Сегодня Леонид Морев рассказывает читателям «Липец- кой газеты» о том, что связано с почитанием Елецкой Аргамаченской иконы Матери Божией. В 1389 году самарканд- ский эмир Тимур (Тамерлан) начал войну с золотоордын- ским ханом Тохтамышем. Ордынцы терпели пораже- ние за поражением. Побе- дитель преследовал разби- того противника, искавшего спасения на Руси — в своем «Владимирском улусе», как именовали в Золотой Орде русские земли со времени установления ига. Тогда-то Тимур и подступил к преде- лам рязанским. В 1395 году он разорил Елец. «И князя Елецкого пойма, илюдипле- ни, а иных изби». Реальной была угроза дальнейшего его продвижения в глубь русских земель. Поэтому великий князь Московский ВасилийДмитриевич собрал полки, выступил к Коломне и занял переправы через Оку.Ноне было в сердцах во- иновуверенности, что устоят онипредполчищамиTимура с их грозной и страшной славой. И вот в этот трудный час митрополит Киприан решил обратиться к помо- щи Пресвятой Богородицы. Из Владимира в Москву привезли чудотворную Вла- димирскую икону Божией Матери. 26 августа 1395 года народмосковский «всех имен и званий» с молитвами и благодарственными песно- пениями встречал ее у стен Москвы, восклицая: «Ма- терь Божия! Спаси землю Русскую!» Икону крестным ходом, с молебнами внесли в Кремль ипоставили вУспен- ском cоборе. И когда она была принесена в Москву, Тимурнеожиданно отступил от границ Руси. В летописи об этом пове- ствуется так: «Темир-Аксак стоял на одном месте уже две недели. И в тот самый день и час, в который при- несена была в Москву икона Пречистой, охватили его страх и ужас, словно от не- коего воинства, идущего из Руси». Церковное предание гласит: Тимур увидел во сне великую гору и с вершины ее идущих многих святите- лей с златыми жезлами, а над ними в воздухе вели- чественную и благолепную Жену, с тьмами молние- образных воинов, которые все устремились на Тимура. «Так проявилось милосер- дие Божие и Пречистой Его Матери, скорой помощницы всему роду христианскому. Услышав об этом, великий князь и все христиане воз- далихвалуБогуиПречистой Его Матери... По Божией благодати неизреченной милости, молитвами Святой Богородицы, город наш Мо- сква цел иневредимостался, а Темир Аксак-царь воз- вратился назад...». Этими словами завершает рассказ летописец... Великий князь Василий, вернувшись из похода, столь чудесно завершившегося бескровно, на месте срете- ния Владимирской иконы велел поставить деревянную церковь. Вцерковь эту поме- стили специально выполнен- ный список с чудотворного Владимирского образа. А через пару лет при церкви учрежден был мужской мо- настырь, получивший наи- менованиеМосковского Сре- тенского. Тогда же возник в православном календаре праздник Сретения Влади- мирской иконы Пресвятой Богородицы. Заступление Матери Божией, отвратившей от Руси грозного непобеди- мого воителя, явилось со- бытием знаковым. Не раз вспоминали о нем благо- дарные потомки, основывая храмы и монастыри в честь праздника. Известны были такие иноческие обители, как Сырков Владимирский монастырь с собором Сре- тения иконы Божией Мате- ри Владимирской, а также Богородицкий Владимир- ский Сретенский Нерех- тинский и Богородицкий Владимирский Сретенский Переяславский монастыри. Ирина Смольянинова Студенческие годы — весе- лая и беззаботная пора жизни, которую не могут омрачить ни строгие преподаватели, ни сессии и экзамены. У студентов на все находится время: и на учебу, и на отдых. А самые активные и творческие из них, конечно же, в агитбригадах. Вминувший четверг луч- шие творческие коллективы учреждений среднего про- фессионального образования области приняли участие в фестивале агитбригад в рамках областной социально значимой акции «Как здоро- во, что я родился!». Эта акция, так же как и аналогичная «Семья — это счастье?!», проходит под эгидой областного управле- ния социальной защиты на- селения в рамках областной целевой программы «На- селение Липецкой области: стратегиянародосбережения (2009 — 2012 годы)» и на- правлена на укрепление ин- ститута семьи и повышение рождаемости.Первыешагив этом направлении были сде- ланы еще 8 лет назад, когда в областиначалось движение «Мама, подари мне жизнь!» С тех пор акции в защиту семьи, материнстваидетства стали регулярными, что бла- гоприятно сказывается на демографической ситуации в регионе. На участие в смотре- конкурсе подали заявки 9 колледжей и техникумов. Несмотря на то, что многие агитбригады уже не один раз состязались в подобных конкурсах, перед ребятами стояла непростая задача — вместить в сценическое дей- ство, которое длится 10—15 минут, целый мир: нашу планету, любовь к Родине, счастье материнства и отцов- ства, беззаботность и радость детства, ответственность за выбор пути и многое-многое другое, из чего складыва- ется человеческая жизнь. А чтобы все это донести до сердец своих сверстников- подростков, собравшихся в актовом зале Липецкого кооперативного института, необходимо самим многое прочувствовать и понять. —Мои родители из Баку, в их семьях было по 9 детей. Ауменя—только один брат. Я тоже мечтаю о большой и дружной семье, — поде- лилась с корреспондентом «Липецкой газеты» Окса- на Салманова из интерна- циональной агитбригады Чаплыгинского аграрного колледжа, команда которого два года подряд удерживала первое место в конкурсе. Компетентное жюри, в состав которого входили представители областного управления социальной за- щитынаселения, психологи, педагоги, оценивало не толь- ко и не столько актерские таланты выступавших, но «попадание в тему» конкур- са, и отчет каждой из агит- бригад о том, сколько и куда состоялось агитационных поездок с подготовленной программой. Ведь по боль- шому счету цель акции—не соревнование коллективов друг с другом, а пропаганда семейных ценностей и от- ветственного отношения к собственному здоровью сре- ди сверстников. Акто лучше самих подростков сумеет об этом рассказать! Первое место на этот раз по единогласному решению жюриподпредседательством заместителя начальника управления социальной за- щиты населения области Валентины Горбаневой было отдано агитбригаде Липец- когометаллургического кол- леджа. Ребята продемон- стрировали на сцене не толь- ко прекрасную физическую подготовку и незаурядные танцевальные и вокальные данные, но и позитивный настройна создание счастли- вой семьи и приверженность к здоровому образу жизни. Под аплодисменты зала по- бедителям торжественно вручили главный приз — спортивный тренажер «бего- вая дорожка». Второго места удостоились учащиесяЕлец- кого медицинского коллед- жа. На третьем — команда Усманского профессиональ- ного колледжа. Чаплыгин- цы, кстати, получили «Приз зрительских симпатий». — Вы все молодые, кра- сивые, талантливые! И это здорово, что вы у нас есть. И вы должны жить так, чтобы и ваши дети смогли сказать: мама, папа, как здорово, что я родился! — этими словами завершила подведение ито- гов фестиваля Валентина Горбанева. / В КУРСЕ ДЕЛА | В Липецке состоялся фестиваль агитбригад Вперед и с песней Санаксарская пустынь из- начально учреждена была «во имя Пречистой Богоро- дицы, Сретениячудотворной иконы Ея Владимирския». Характерно, что обители этого имени возникают в основном в тревожном XVII столетии, начавшемся со Смуты и польской интер- венции. В том числе и в тех местах, по которым прошли войска эмира Тимура, — меж нынешними Ельцом и Воронежем. Около 1610 года старцы Кирилл и Герасим основывают Тешевский (За- донский) монастырь во имя Сретения Владимирской иконы Богородицы. А со- всем недалеко—полусотней километров ближе к Вороне- жу — возникает другая ино- ческая обитель в честь того же благодатного события. ЭтоКарачунскийБогородиц- кий Сретенский монастырь, впервые упоминаемый в во- ронежской «Дозорной книге 1615 года». Не все до конца ясно с началом еще более близ- кой к Задонску Даншиной пустыньки. По поздним документам эта недолго существовавшая обитель фиксируется не ранее се- редины XVII века и име- нуется Преображенской. Но в челобитной черного попа Зиновия она назва- на как созданная во имя «Сретения Владимирской Богородицы». А местное предание, хорошо извест- ное в XIX столетии, делало ее сверстницей Задонского Богородицкогомонастыря... На практически единовре- менное учреждение трех монастырей в память Сре- тения Владимирской иконы БожиейМатери в местах, по которым прошли некогда воины Тамерлана к Ельцу, указывал архимандрит Ди- митрий (Самбикин), состав- ляя «Указатель храмовых празднеств Воронежской епархии». K названным он присоединил и Алексеево- Акатов монастырь, храм ко- торого в начале XVII столе- тия именовался «Пречистой БогородицыВладимирской» с приделом во имя митропо- лита Алексия. А что же Елец? А он, не успев оправиться от разру- шительного тамерланова на- шествия, вновь пал под уда- ромжестокого врага. В 1414 татары совершили набег на южные окраины русских земель. Никоновская лето- пись сообщает: «приидоша татарове многи и воеваша по Задонью реки власти рязан- скиа, имного зла сотвориша, и град Елец взяша, и елец- кого князя убиша, а инии в Резань убежаша». После этого Елец, как считают уче- ные-историки, почти на два столетия прекращает свое существование. Лишь в 1592 году он был возобновлен как одна из крепостей, утверж- давших присоединение к России бывшего «Дикого поля». Пpи этом первона- чальное население крепости состояло, вполне понятно, из людей для этих мест чужих — служилого люда, при- сланного для обеспечения «пограничной» службы. Но если перерыв в исто- рии Ельца как реально су- ществующего города у уче- ных сомнения не вызывает, то категорично говорить о полном запустении округи было бы неверно. В договоре 1483 года между великим князем Московским Ива- ном III и рязанским князем Иваном Васильевичем эта территория упоминается как Московская «отчина» и является одним из объектов размежевания между двумя княжествами: «а тебе не вступатися в нашу отчину в Елеч и во вся Елецская места». Считается, что эти «места», хоть и оказались на территории «Дикого поля», но имели промысловое зна- чение и, соответственно, были в какой-то степени за- селены, пусть и не постоян- но. Вполне возможно, появи- лись в отстроенном заново Ельце и потомки тех, кто в год окончательного разоре- ния «в Резань убежаша». А значит, было кому передать «новоселам» предания о со- бытияхстрашного1395 года. Так что не случайно уже с XVII века в восприятии ельчан братские могилы на территории города связыва- ются именно с нашествием Тамерлана, а не иными, бо- лее поздними разорениями (1414 или 1618 годов). То же относится к преданию об изначально пребывавшем в Елецком Троицком мона- стыре образе Божией Мате- ри, именуемом «Елецким». Считалось, что святыня, со второй половины XIX века сохранявшаяся в Вознесен- ском соборе, была спасена из селения Талица близ Ельца в 1395 году. Об этом, в част- ности, сообщала надпись на иконе, уточнявшая также, что образ «возобновлен в 1779 году», а значит, имел более древнее происхож- дение. Надо заметить, что Троицкий монастырь по документам известен уже в 1592 году. То есть предание это можно счесть одним из ранних. Что касается самого ико- нописного образа, то в до- революционных сборниках описаний икон Божией Ма- тери образ из Талицы и ана- логичные ему по традиции считались списками с из- вестной с 1060 года Елецкой Черниговской иконы Ма- тери Божией, получившей наименование потому, что была она обретена преподоб- ным Антонием Печерским «на ели». Но именуемый сегодня Черниговским об- раз совершенно иной. С Та- лицким они различны даже типологически — «Путе- водительница» и «Умиле- ние». В то же время нельзя исключить утраты инфор- мации, которой владели дореволюционные авторы. Вообще же появление и по- читание такой иконы на ос- нове черниговской традиции в соименном городе вполне допустимо. Тем более В. П. Загоровский в книге «О древнем Воронеже и слове Воронеж», основываясь на явно неслучайном совпа- дении географических на- званий, считал возможным уверенно говорить о «древ- ней русской колонизации Придонья выходцами с Чер- ниговщины»... А вот в 1730-х годах в Ельце появилось действи- тельно оригинальное изо- бражение Матери Божией во весь рост с Небесным Воинством, заступающей путь Тамерлану. Один из первых историков Ельца Н. А. Ридингер полагает, что согласно надписи на иконе она являла собой при- везенную из Москвы в 1737 году копию с изначального образа, чудесно явленного некогда на Аргамаченской горе при впадении Ельчика в Быструю Сосну. Происхождение этого наименования, по свиде- тельству А. К. Воскресен- ского, ельчане связывали с тем, что «Темир гарцевал на своем любимом коне — аргамаке — по окрест- ным возвышенностям и что этот аргамак, сорвавшись с кручи, убился до смер- ти». А потому якобы арга- маченские окрестности и представились во сне эмиру Тимуру, когда увидел он заграждающую ему путь ЦарицуНебеснуюсо святым воинством. В возникшей на этом участке Ельца городской слободе, получившей на- звание аргамаченской (Ар- гамачьей), еще в XVII веке устроен был деревянный храм. Так, документы со- хранили свидетельство о его перестройке в 1680-е годы. И вот клир этого храма в 1737 году поведал елецко- му воеводе слышанные от местных жителей преда- ния, сообщавшие также и о том, что где-то в Москве есть святой образ, запечат- левший благое явление. С разрешения воеводымайора И. Г. Нащокина священник ИоасафНикифоров, диакон Иоанн и дьячок Алексий отправились в столицу и вернулись в Елец со святым образом, положившимнача- ло новой иконографической традиции, поистине родив- шейся в пламени Ельца, сожженного Тамерланом. Не дошедший до наших дней оригинал представ- лял Царицу Небесную с распростертыми руками, в окружении Небесного Воинства и «со всеми свя- тыми» идущую по воздуху на устрашение Тамерлана, чей шатер был изображен в нижней части иконы. Поздний вариант этого иконописного сюжета из- вестен и почитаем сегодня не только в нашей епархии, но и за ее пределами как «Елецкая икона Божией Матери». Хотя более пра- вильно ее называть «Елец- кая Аргамаченская икона Божией Матери» — во из- бежание давней путаницы с Черниговским образом. Такое название закрепляет за этим иконописным об- разом «Православная эн- циклопедия», освященная авторитетом Патриаршего престола... Милада Федюкина Десятилетний Дима на городской праздник дет- ской книги пришел вместе с самыми дорогими людьми — теми, кто первым открыл для него удивительный мир добрых сказок и увлекательных приключений. Дедушка и мама с интересом рассма- тривали подарок, который Дима получил в этот день: ему досталась книжка о старике Хоттабыче. Около двухсот елецких мальчишек и девчонок из городскихшкол вместе с Ди- мой в этот день принимали книжки в подарок от депута- та областного Совета, пред- седателя совета директоров ОАО «Елецгидроагрегат» Виктора Ситникова. И это была только часть большого зрелищного мероприятия, организованного управлени- ямикультурыи образования городской администрации. В драматическом театре «Бенефис», где и проис- ходил праздник, для юных зрителей показали театраль- ную сказку и устроили ито- говую выставку конкурс- ных художественных работ и поделок, выполненных младшими школьниками к произведениям Корнея Чуковского, 130-летний юбилей которого послужил лейтмотивом торжества. Награждали победителей конкурса в номинациях «Лучший рисунок» и «Луч- шая поделка». В старинном городе от- ношение к книге особенное. Первая публичная библи- отека в уездном Ельце по- явилась несколько веков назад. Известно, что более сорока лет ее директором была народная учительница Антонина Сафонова, а боль- шой вклад в библиотечное дело внес наш знаменитый земляк писатель Михаил Пришвин. Молодая страна Советов уделяла большое внимание образованию, и повсюду — то здесь, то там — появлялись новые избы- читальни: новейшаяистория России узнавала примеры иного отношения к очагам культуры. Сегодня центра- лизованная система Ельца —это тринадцать библиотек с книжным фондом около пятисот тысяч экземпляров. В поиске ответа на вопрос «что бы почитать?» сюда обращается треть жителей города. Самыми массовыми читателями были и остают- ся школьники младшего и среднего возраста. Для них последние не- сколько лет в общегород- ском формате проводится праздник Всемирного Дня книги, в котором активно участвует Виктор Ситни- ков. Именно он предложил свой вариант — городскую акцию «Подари книгу». В беседе с корресопндентом газеты он пояснил: «Первый раз мы устроили городской праздник книги пять лет назад. Но спустя несколько лет вынуждены были взять «тайм-аут»: жесткие усло- вия финансового кризиса заставили «потуже затянуть пояса», предприятие пере- жило непростой период. Но теперь мы возвращаем до- брую традицию». Кстати, в самом акцио- нерном обществе подобная традиция существует вот уже десять лет. На каждый Новый год дети сотрудников предприятия (а это около четырехсот мальчишек и девчонок) вместе со сладо- стями получают в подарок и детские книжки. Самые бережливые уже смогли составить свои маленькие библиотеки. Со временем заводская традиция была пе- ренесена на уровень города. «Надо сообща поддерживать интерес к книге, которая всегда остается главным мо- стом, соединяющим разные цивилизации во времени и пространстве», — убежден депутат облсовета. САЛЮТ, КНИГОЧЕИ! | Юные ельчане приняли участие в доброй акции Мост во времени и пространстве ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото Настя М., Дима М. Брат и сестра живут в детском доме с 2006 года. Очень изменились, выросли. Они по-прежнему дружны. Настенька, какмама, заботится о Диме: наставляет, случается, ругает, следит за успехамившколе, поведением, не забывает похвалить, обнять исказать:«Яоченьтебялюблю, Димка!». Старания сестры, которой уже исполнилось две- надцать лет, помогают Диме и лучше учиться, и не унывать. Мальчик растет добрым, от- зывчивым, трудолюбивым. Он с удовольствием рисует, делает разные поделки своими руками.Ившколе стараетсяне отставать в учебе. Настенька после девятого класса готовит- ся поступить в колледж или техникум, хочет получить рабочую специальность. Дети (а мы уже не в первый раз представляем их в нашей рубрике) никогда не сказали плохих, обидных слов о своих родителях. Хотя не просто так маму и папу лишили роди- тельских прав. ЮляМ., СережаМ. Вконце этого года Сереже исполнится пять лет. Младенцем он ока- зался в доме ребенка, где его научили и ложку держать, и говорить, и ходить. Сережа — инвалид, но специалисты говорят, что у сильного духом мальчикаестьшансынавыздо- ровление. Сейчас он участвует вконцертахипредставлениях, старается помогать взрослым. Он очень добрый мальчик. А сестренка Юля — для него «лучше всех на свете». Дети вместе, дружны—это очень важно.Юля—обаятель- ная, веселая девочка, учится в первом классе. Старается. К тому же она занимается в кукольном театре, сочиняет сказки, хорошо и с интересом лепит, и еще много чего может делать своими руками. Как и все девочки,Юлялюбит красивые платья, бантики, заколки. Ее мечта очень детская, но такая трогательная и понятная: когда-нибудь примерить мамины туфли на каблуках. Она очень надеется, что брат выздоровеет и не хочет никогда с ним расставаться. Уважаемые читатели ! Благодарим вас за внимание к нашей рубрике и вни - мание к детям - сиротам ( в письмах , звонках , устных об - ращениях ). Если вы хотите усыновить , взять под опеку ребенка - сироту либо помочь чем - то , просим звонить в управление образования и науки области по тел .: 32-94-17, 32-94-18, 32-94-19. ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗ АРХИВА ЛЕОНИДА МОРЕВА ФОТО МИЛАДЫ ФЕДЮКИНОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz