Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
Страница выходит по благословению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона Ведущий рубрики Александр Косякин 6 ЛИПЕЦКАЯ газета Д орога к Храму СОБЫТИЕ | В данковском храме Георгия Победоносца открылся восстановленный алтарь Обретение святыни Роман Ромашин Утром светлого праздника Благовещения на камен- ный столбик ограды данковского Георгиевского храма села крохотная птичка. Она принялась вдохновенно выводить переливчатую мелодию. Бойкая представительница живого мира на своем языке выражала радость от двух благих вестей. Пер- вая, как известно, повество- вала о грядущем рождении Спасителя. А вторая – об открытии главного алтаря церкви, скрытого до последнего времени специ- альной деревянной перего- родкой. Такого благолепия мест- ным верующим еще не дово- дилось видеть. Стены ста- ринной святыни украсились изображениями святых, созданных липецкими ма- стерами кисти в строгом со- ответствии с православными канонами. А вызолоченный статный трехъярусный ико- ностас так ослепительно ярко блестел на апрельском солнышке, что четырём сот- ням собравшимся приходи- лосьжмуриться. Новенький пол алтарной части был уставлен вазами с живыми цветами, которые, распу- стив свои пышные бутоны, словно хотели подчеркнуть торжество момента. Под вы- сокимисводамиразносились голоса хора певчих. Впервые попавшему сюда человеку вполне могло показаться, что так было всегда. Но жители округи отлично помнят, что еще не- сколько лет назад «сердце» прихода святого Георгия выглядело совсем иначе. Многиеправославные ропта- ли, а некоторые совсем не верили в восстановление святыни. Но настоятель церкви батюшка Валентин Бильчук с мягкой улыбкой твердил пастве, что возрож- дение обязательно будет. И неустанно хлопотал о нуж- дах своего прихода. Для об- новления алтаря потребова- лось пять с половиной дол- гих лет. Он восстанавливал- ся неторопливо. Также, как и вера в душах потомков от- важных казаков, которые жили в этой древней данков- ской слободе еще с начала семнадцатого века. Тогда в честь своего не- бесного покровителя защит- ники российских рубежей и выстроилипервый«Страсто- терпца Христова Георгия храм». Он был деревянным и стоял до тех пор, пока не был уничтожен страшным пожаром, случившимся в 1791 году. Спустя год при- хожане купили в соседнем селе Никольское старую церковь, которую сначала заботливо разобралипо брёв- нышку, а потом заново со- брали уже на новом месте. Но к середине позапро- шлого века храм перешёл от ветхости к упадку. Неравно- душная штабс-капитанша Александра Ивановна Уз- довская решила на собствен- ные средства построить но- вую каменную церковь прежнего наименования. Что и было сделано в 1860 году. Вскоре благотвори- тельница умерла, и по при- чине бедности прихожан отделка постройки шла еще много лет. В 1919 году Советская власть передала обустроен- ный храм православным в… аренду. Но устоять перед соблазном ограбления свя- тыни новоявленный «владе- лец» не сумел. Богоборцы тогда не брезговали ничем. В подробной описи изъятой ими утвари значатся даже… медные ручки иконостаса и печной отдушник. После этого райисполкомпод пред- логомнеобходимости хране- ния хлеба попытался за- крыть приход. Однако веру- ющие под началом священ- ника Дормидонта Мотакова и старосты Марфы Новико- вой устроили, говоря совре- менным языком, акцию протеста и отстояли храм. Но избежать репрессий «за- чинщики беспорядков» не смогли.Взлополучномтрид- цать седьмом они были аре- стованы и отправлены в ла- геря. А на церковь власть повесила крепкий замок. В годы Великой Отече- ственной войны отношения между властью и верующи- ми пошли на поправку. В победном сорок пятом Совет Народных Комиссаров при- нял специальное постанов- ление об открытииГеоргиев- ской церкви в Данкове. Её первымвпослевоеннойисто- рии настоятелем стал фрон- товик—демобилизованный старшийлейтенант Василий Филатов. Тогда небольшая часть отобранного имуще- ства была возвращена. Под занавес двадцатого века в городе распахнули двери другие святыни, но слобод- ская церковь по-прежнему была полна людей. Так про- должается и поныне… После окончания празд- ничной службы протоирей Валентин долго разговари- вал с верующими. —Когда-токнампришла женщина, которая справед- ливо назвала тогдашний Георгиевский храм«послед- ней нищенкой», — делился воспоминаниями настоя- тель. — Это была горькая правда. Я ответил ей, что он обязательно станет «бога- тым купцом». И сегодня мы можемтакназватьнашглав- ный алтарь. Пастырь и паства вспо- минали тех, кто не успел увидеть «сердце» церкви во всей красе. Добрым словом отмечали жертвователей. Таковых было много. Свой вклад в восстановление бла- голепия делали обеспечен- ные предприниматели. Скромную лепту вносили старики, которые выкраива- ли из своих пенсий по сотне рублей. Всем миром они сделали большое дело. — Но нам нужно идти дальше. Теперь будем по- новлять трапезную, — твёр- до сказал верующим отец Валентин. На этот раз внимавшие ему люди вопросов не зада- вали. Каждый истово верил в то, что непосильных задач не бывает. Александр Косякин Удивительное и счастливое время: в последние дни перед Светлым Воскресением все вокруг начинает меняться. Строгий начальник вдруг становиться добрее. В школе меньше ставят двоек. Хозяйки подвязывают волосы и уже не уходят из кухни. Вечно спешащий чаще останав- ливается у домашних икон. Печалующийся по какому-ли- бо поводу ободряется. Веселящийся перестает шутить. Зависимый, позабыв про сериал, решительно выключает телевизор. Засобиравшийся было на Болотную дает друзьям отбой. Не такое теперь время… Храм с каждым днем все больше наполняется наро- дом. Последние соборования уже проходят вдоль стен, оставляя место только у ал- таря—такмногоздесьлюдей с зажженными свечами. На исповедь к батюшке люди выстраиваются едва ли не от самого притвора. Все полно- воднее ежевечерние крест- ные ходывкругмонастырей, запирающихсянаночь,—до самых ворот их провожают миряне. Страстная… Самая стро- гая неделя Великого Поста. Каждый ее день шаг за ша- гом обозначает последние мгновения земной жизни Спасителя. О них с трепетом вспоминаютЦерковьимиря- не — в храмах читают все четыре Евангелия, а дома, у образов, — кто сколько мо- жет, но всегда с большим вниманием… Что-топроисходит снами в эти тревожные дни и томи- тельные часы ожидания. Причем со всеми— и верую- щими, и неверующими. По- тому что все мыснова напря- женно ждем Чуда. О нем — если Господь и на этот раз сподобит — объявят у Его Гроба в Иерусалиме, где ты- сячи людей получат частицу Благодатного огня и будут буквально умываться им, потому что в первые минуты он не обжигает. Это — чудо. Настоящее чудо, которое даетнамГосподьмноговеков подряд. Но ещераньше случилось самое главное — Воскресе- ние, о котором было сказано в писании. Конечно, его пы- тались замолчать неверую- щие, прежде всего невеже- ственные. Но истина все равно прорастала — как зер- но через посеянный врагом сорняк. И люди честные, со- вестливые ее признавали. Вот, к примеру, непопуляр- ный сегодня классик Фри- дрих Энгельс: «Документы, покоряющиескептиковсвоей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес вистории—овозвращениик жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе». Строчки эти в свое время вымарали в со- ветскихизданиях, но они все равно «проросли». В общей сложности, по подсчетамкрупнейшего зна- тока римской исторической литературы академика Пе- тушина, число вполне на- дежных свидетельств о Вос- кресении превышает 210. Еще бы — ведь среди них был, например, Миферкант —один из членов Синедрио- на, казначей. Именно из его рук Иуда получил за преда- тельство 30 сребреников. Так вот, этот казначей од- ним из первых прибыл к месту погребения Христа и убедился, что Воскресение свершилось. Он даже успел увидеть исчезающее сияние над гробом, когда невидан- ной силой был отброшен камень. Все это он описал в НАКАНУНЕ | Православный мир готовится к Воскресению Христову Пасха красная В ожидании главной ночи Уже стоят в укромном месте покрытые белоснежной салфеткой куличи. Пухлые, пахучие, в ожерелье краше- ных яиц и с пасхой. Завтра, в Великую Cубботу, их окропит святой водой батюшка, и мы станем ждать главной ночи… А пока – Страстная седмица. Наша страница выходит накануне праздника. Самого светлого, самого желанного, потому что нет для христи- анской души большего желания как Воскресение. Страстной седмицей, или Страстной неделей, называ- ется последняя семидневка перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасите- ля, о его страданиях, распятии, крестной смерти, погребе- нии. Эта неделя особо чтится Церковью. Каждый из семи дней этой недели, которая у православ- ных также называется Чистой неделей, имеет свою особенность и важность, считаясь святым днем, поэтому, подчеркивая особенность, важность каждого дня к его названию, добавляется слово «великий». Понедельник Страстной седмицы называется «Великим понедельни- ком». Вторник — «Великий вторник». И так до самой Пасхи, Воскресения Христова. В эти семь дней печали и скорби по Спасителю в церквях не проводятся таинства крещения и венчания, не празд- нуются дни святых. Страстная седмица готовит нас к празднику Пасхи и показывает, что другого пути к воскресению, чем через крест и страдания, нет. Поэтому простой народ и говорил: «Господь терпел и нам велел». Богослужения Страстной седмицы призывают человека к тому, чтобы он сопереживал, сострадал Спасителю. КРАЙ РОДНОЙ | « Задонская звонница » представляет Певец святой Руси Александр Панков, режиссер, член Бехтеевского фонда, г. Воронеж В лучших традициях документалистики этот фильм начинается с репортажных съемок. Дело происходит в Сан-Пауло, в Бразилии. Город открывается взору через лобовое стекло авто, по которому лупит дождь. Через пару минут на тихой улочке под этот ливень выходит старик в непромокаемом плаще и отворяет калитку… Голос за ка- дром поясняет: «Наш рассказ о русскомпоэте Сер- гее Бехтееве мы начинаем далеко от его дома, от Рос- сии. И ничего уди- вительного в этом нет: судьба разбро- сала многих рус- ских по разным странам и конти- нентам совсем не поихволе.Но важ- но, что всегда и везде они остава- лись сРоссией.Мы едем к Алексею Алексеевичу Бех- тееву, потомку знаменитого дво- рянского рода из Елецкого уезда». Этого фильма ждали не только ценители настоя- щей поэзии, от- крывшие для себя забытое имя, но и обычные право- славные люди. Потому что речь идет о любимом поэте последнего русского царя Сергее Бехтееве. Свое знаме- нитое стихотворение «Мо- литва» он написал в 1917 году в Ельце и сумел пере- дать вЕкатеринбургцарской семье для укрепления духа. Государь плакал, а импера- трица переписывала «Мо- литву» по несколько раз, из-за чего историки долгое время приписывали автор- ство именно ей… Пересказывать фильм – делонеблагодарное, егонуж- но смотреть и впитывать посекундно. Но отмечу не- сколько сюжетов. На зрите- ля, безусловно, произведут впечатление съемки в родо- вом гнезде Бехтеевых, у раз- рушенного их дома в Липов- ке под Задонском. Трагедия русской усадьбы показана оригинально: через старую обшарпанную картинную раму с облетевшей позоло- той. Вместо позолоты – кра- пива да сгнившие венцы. На этомбезрадостномфоне как- то по-особому тоскливо, на- зидательно и пророчески звучит стихотворение поэта «Бесноватая»: Испокон веков уж так водилось Что Россия-Матушка бесилась, А отбесится родимая – и к Боженьке Понесут ее израненные ноженьки С причитаньями, с мольбами да со стонами С покаянными слезами да с поклонами… С покаянными слезами сегодня здесь, в Липовке, русские люди восстанавли- вают церковь Сергия Радо- нежского, где когда-то слу- жил старостоймолодойБех- теев. В числежертвователей известная певица Светлана Копылова, православный писатель и основатель Бех- теевского фонда Владимир Невярович, священнослу- жители Москвы и местных приходов. Жертвовала на храм и бывавшая здесь рус- ская певица Валентина Тол- кунова. О многом заставляет за- думаться эта лента. А закан- чиваетсяона высокойпубли- цистической нотой. Камера «в гостях» — в Русском старческом доме в Сан- Пауло. Иконы и былинные богатыри по стенам, детские рисунки, зацелованные фо- токарточки родных, остав- шихся где-то… В этих ико- нах, в милых деталях инте- рьера живет частица дале- кой Родины. Они доживают своюжизньвдалиотрусских берез, под чужими пальма- ми, этинесгибаемые русские старики. Бывшая балерина императорского театра, бе- лый офицер, просто чей-то отец, просто чья-то бабуш- ка…Сколько их по всему миру – Бог весть. И каждый мог бы, хотел бы повторить строчки из завещания Сер- гея Бехтеева: Пусть будет петь весною над могилой Родную песнь родимый соловей! Фильм заканчивается важным сообщением: «Па- триарх Московский и всея Руси Кирилл благословил акт перезахоронения остан- ков русского поэта из Фран- ции на родину в Липовку». От редакции. Докумен- тальный фильм «Царский гусляр» — третий в серии проекта «ЖЗЛ: липецкая серия», начатого при под- держке областной админи- страции к 60-летию образо- ванияЛипецкой области. До этого свет увидели фильмы «Отец лазера» — о нашем земляке, лауреате Нобелев- скойпремииНиколаеБасове и «Сбитпосле боя»—о лет- чике дважды Герое Совет- ского Союза Михаиле Сте- панищеве. На студии «Задонская звонница» завершается ра- бота надфильмом«Герой до востребования» — о про- славленномполководце гене- рале Муравьеве-Карском. сочинении «О правителях Палестины», которое счита- ется однимиз самыхценных и достоверных литератур- ных памятников. Но оставим Истории ее реликвии. Нам же, право- славным, очень важно снова возрадоваться тому, что умершийи воскресшийради людей Господь именно нам подает знакНадежды, Веры, Любви. Ведь Святой Огонь нисходит в храм Господень только в Великую Субботу и только накануне православ- нойПасхи, хотяпразднуется онакаждый год в разные дни по старому Юлианскому ка- лендарю. Исходит он только по молитвам православного патриарха, хотя, бывало, о такой милости просили и другие первосвященники. Не гордыня, но гордость, за- конная гордость должна ра- довать наши христианские души! … И снова будет таин- ственная ночь, томительная и долгая. И она обязательно оборвется радостным коло- кольнымзвономи главными на этомсвете словами: «Хри- стос воскресе!» И многие миллионыповсемусветувту же секунду откликнутся: «Воистину воскресе!» Это случится в каждом храме — от самого пышного собора до приходской церквушки, где только-только успели насте- лить полы, залатать крышу и освятить престол. И сюда доберутся на дрожащих но- гах старушки, ослабленные телеснопостом, но окрепшие духом. Услышьте, что будут шептать эти наши русские старухи. Они будутшептать: «СлаваТебе, Господи! Сподо- бил нас, грешных, еще раз встретить Светлое Твое Вос- кресение!» Он воскрес, говорит наше сердце, значит, могу вос- креснуть и я. Об одном толь- ко и нужно позаботиться, чтобы воскреснуть не для судаиосуждения, а дляжиз- ни вечной. Он сделал для нас все. Абсолютно все. Ценою мук и собственной крови. Дело теперь за каждым из нас. Ведь всемогущий Го- сподь одного только не мо- жет — заставить любить Себя. Это — дело выбора каждого. А пока ждем… Чтобы завтра вспомнить с детства знакомые строчки: Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядитуже с небес... Христос Воскрес! Христос Воскрес! Вотпросыпается земля, И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Христос Воскрес! Христос Воскрес! Уважаемая редакция! Просим вмешаться! Над нашим селом нависла угроза навсегда стать бесперспективным. Почему «навсегда»? Потому что нельзя заболеть или получить травму «на время», без последствий. История учит: стоит приклеить к деревне ярлык «бесперспективная» — все, пропала деревня! А речь именно о болезни, только духовной. А ведь наше село Донское в Задонском районе — бывший райцентр, в нем вместе с округой проживает пять тысяч человек! Если такие поселе- ния превращать в «бесперспективные», то что станет с Россией? А теперь—к делу. ВДонском давно уже нет центра досуга. Мо- лодежь вечерами собирается по частным квартирам, но это уже не те «посиделки» за рукодели- ем, что были раньше. Пьянство, наркомания, правонарушения— эти проблемы все ближе и ближе подбираются к нашему селу. Что же случилось? Десять лет назад Дом куль- туры, который посещало не одно поколение жителей, передали Церкви. Да, до революции в нем был храм Божий. Решение хорошее и справедливое, спору нет, долги отдавать РПЦ надо, но местная власть, подумав о пожилых и престарелых — ведь они основные прихожане церк- ви, — забыла о молодежи. Что будет с ней, чем она займется? Эти вопросы, похоже, никого не интересовали. Так, решив одну проблему, породили дру- гую. Нравственную. Потому что нельзя помогать церкви, обижая народ. Это не по-православному. Правильно говорят с трибун: «Наша сила — в духовном бо- гатстве». Но где духовно воспи- тывать молодых? В подворотне? Ведь клуб — это место живого общения людей, возможность интеллектуального развития. Се- годня в селе негде провести сход граждан, отметить народный праздник. Для собраний исполь- зуется актовый зал школы, но и он нуждается в ремонте. Такая вот у нас печаль. Люди правильно говорят: молиться теперь есть где, только — о ком и о чем? Жители села Донское В. Шаталова, Н. Бушмина, О. Хлестова, Н. Юркина В. Корнукова и другие, всего 117 подписей. ИЗ ПОЧТЫ О долгах и долге ВОПРОС-ОТВЕТ А тот ли это гвоздь? « В газете читала , что в храме Христа Спасителя в Москве выставлен для поклонения настоящий гвоздь , которым Иисус Христос был пригвожден к распятию . Так ли это ?» Анастасия Дворжик . г . Липецк Во время литургии в честь Входа Господня в Иерусалим в храме Христа Спасителя на середину были вынесены две величайшие христианские святыни : частица Ризы Господней и гвоздь от Креста Господня . Служивший Патри - арх Кирилл подчеркнул , что редко где в мире можно увидеть такое . « Часть нетленного хитона оказалась в конце - концов в руках преданных Господу ; долго она путешествовала по миру , а в XVIII веке была подарена первому из династии Романовых , царю Михаилу Федоровичу », — сообщил патриарх . Вскоре , по его словам , в Россию по - пал и « подлинный гвоздь , которым Спаситель был пригвожден на Кре - сте ». До недавнего времени реликвии хранились в Кремлевских музеях , а в начале века были возвращены Церкви и теперь находятся в алтаре главного храма страны . Святейший напомнил , что « недавно перед этими святынями был совершен акт кощунства , духовного злодейства ». « Святыни от этого не пострадали », — подчеркнул первоиерарх , но были ущемлены священные чувства хри - стиан . Предстоятель РПЦ призвал христиан молиться перед этими великими святы - нями : « Пусть народ наш обращается перед ними с молитвами об Отечестве нашем , о народе , о том , чтобы оста - новились кощунства и богохульства в нашей стране ». ПЯТНИЦА , 13 АПРЕЛЯ 2012 № 72 (24200) ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО РОМАНА РОМАШИНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz