Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 8/24136/18 ЯНВАРЯ 2012 Елена Бредис Возвращается знакомая из санатория и жалуется: все прекрасно, условия, питание, развлечения, но сервис, как нынче принято говорить, «совковый». Почувствовала она себя плохо —попросила медсе- стру померить давление. И услышала: «Ну если вам на самом деле плохо, ладно уж, померяю, а если просто так, то у меня перерыв». Заметьте, это не дом от- дыха и не турбаза, а сана- торий, куда здоровые люди нечасто приезжают. Знако- мая повернулась и ушла. Просто выпила таблетки от давления, поскольку давно мучается из-за гипертонии. И до сих пор чувствует себя униженной: заплатила не- малые деньги, чтобы под- лечиться и отдохнуть, а тут такое отношение... Да, есть, конечно, уни- версальное объяснение: мед- сестра в санатории получает гроши. Но, если помните, тем же самым мы оправ- дывали и низкий уровень сервиса в советское время. Тогда стали, так сказать, хрестоматийными фразы, которые можно было услы- шать и в магазине, и в ре- гистратуре поликлиники, и в парикмахерской: «Вас много, а я одна!», «Не ви- дите, я занята?», «Хватит выбирать, хотите получше —идите на рынок!» Про- давщица, медсестра, вахтер считали себя независимыми от покупателя и клиента. Да к тому же вроде как делали всем одолжение: за малень- кую зарплату что-то еще продавали, как-то подстри- гали, записывали к врачу. Вот такая смесь чувства своего всемогущества за прилавком или в окошечке регистратурыи обидына то, что их не ценят. Высоколобые эконо- мисты-рыночники в начале девяностых утверждали: как только страна перей- дет на капиталистические рельсы, с хамством будет покончено. Ведь в услови- ях конкуренции ни один хозяин не станет держать у себя сотрудника-невежу, а у граждан появится свобода выбора. С тех пор прошло двадцать лет. Но эти посулы идеологов «рынка, который все расставит по своим ме- стам», не сбылись. Вижу, как в магазине старушка обращается к «продавцу-консультанту» (так это сейчас красиво на- зывается): «Девушка, вы не подскажите, сколько стоит этот кусочек колбасы?» Де- вушка в ответ: «Там ценник наклеен, на нем все напеча- тано!» В ее мелированную головку не приходит мысль о том, что пожилая женщи- на плохо видит и не в силах разобрать мелкие циферки. Хотя, независимо от того, догадалась она об этом или нет, должно бы, кажется, неукоснительно действовать правило: тебя спрашивают —ответь! Ты для того тут стоишь, ты за это деньги получаешь. Ан нет! И чем же этот консультант от- личается от продавщицы дореформенного времени? Старушка молчком отошла в сторонку, несмело обрати- лась за помощью к кому-то из покупателей. Интересно, каким образом хозяин су- пермаркета узнает о «стиле» Слово обозревателю Бессменные вахтеры работысвоих подчиненных? Впрочем, провозвест- ники либерализма и рынка твердят одно: все наши беды от того, что мы никак не вы- давим из себя рабскую пси- хологию. Вот выдавим, так и заживем всем на зависть. Иными словами, старушка должна была найти адми- нистратора, пожаловаться на консультанта, вместе с администратором вернуться в зал и дождаться, пока на- чальник сделает внушение нерадивой девице. Ну и что это, по-вашему, господа: «борьба за свои права» или все-таки, опять же, оче- редное унижение? На обо- жаемом многими (преиму- щественно все-таки заочно) Западе работникам сферы обслуживания и в голову не придет не то что хамить, а просто небрежно говорить с клиентами или посетите- лями, за это в тот же день уволят. А у нас... Так что зря желание лю- дей избежать новых обид расценивается как пережи- ток «совкового» прошлого. Да, нередко мы предпочи- таем промолчать, потому что не очень-то верим, что добьемся справедливости. А вот на новую грубость нарваться —запросто. Одна из читательниц «Липецкой газеты», возмущенная по- ведениемсотрудниководной из фирм по изготовлению пластиковых окон, потребо- вала жалобную книгу —со- ветское прошлое, видите ли, вспомнила. А ей весело объ- явили: «Пишите-пишите, мы потом ваши записи на досуге читаем и смеемся». Право, уж лучше бы она не просила эту книгу, кстати, представлявшую собой об- щую тетрадь с вырванными листами. Допустим, к вашему ре- бенку приехал врач и, не разувшись, не вымыв руки, сразу прошел в комнату. Знакомая картина?Ну и что вы сделаете доктору замеча- ние, что он, дескать, рискует заразить малыша? Сомнева- юсь. Этоже вашучастковый врач, вызывать его придется еще не раз. Какая уж тут «борьба за свои права»! А случается, когда уни- жение обусловлено самой ситуацией, когда вроде и пожаловаться-то не на кого. В одной из поликлиник на первом этаже женский туалет на одно… написала бы «лицо», но тут речь о другом. И стоит огромная очередь—многие-то уже не- сколько часов по кабинетам бегают. Стоят,ждут, терпят. А в туалете —ни бумаги, ни мыла. Хоть выписанный врачом рецепт используй. Человек, которыйпросто хо- чет вымыть руки, через эту очередь никогда не прорвет- ся. Разве это не унижение? И о какой профилактике заболеваний тут говорить? Я, конечно, чисто теорети- ческимогу себе представить, как вся очередь разворачи- вается и стройными рядами идет к завполиклиникой со скандалом. Но только теоре- тически... Так что не всем поголов- но надо «психологию раба» из себя выдавливать. Глав- ное—кое-кому избавляться от «психологии вахтера». Того самого, который безна- казанно мог пустить или не пустить. Амы упрашивали, подсовывали ему (или ей) шоколадки и пачки с вожде- ленным индийским чаем. Тогда вариантов не было. Но как часто их нет у нас с вами и сейчас... КОРНИ | В Липецке прошел первый фольклорный фестиваль « Рождественские встречи » Святки с песней Вас заинтересовала тема , поднятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее продолжение ? Предлагаем высказать свою точку зрения в письме в редакцию и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? Сергей Малюков Рождество Христово... Без этого светлого семейного праздника невозможно представить наш кален- дарь. Запах хвои, атмосфе- ра радости, любви и счастья, вкуснейшие лакомства — в Рождество каждый словно возвраща- ется в свое детство, искрен- не веря в чудо. Колядки — еще одна древняя славянская тради- ция, связанная с праздни- ком. Даже в современных мегаполисах нет-нет да и встретишь на Святки гурьбу ребятишек, которые с неза- мысловатыми песенками- колядками обходят кварти- ры, желая хозяевам мира и процветания в надежде на скромное вознаграждение. То, что народные тради- цииживы и сегодня, успеш- но доказал фольклорный фестиваль «Рождествен- ские встречи», прошедший на старый Новый год в об- ластном Центре культуры и народного творчества. На праздничную сцену вместе с гостеприимным хозяином — ансамблем «Воскресе- ние» — вышли коллективы и исполнители из самых разных уголков нашего ре- гиона — этнографический ансамбль «Птахи» села Вол- чье и этнографическое трио села Замартынье Добров- ского района, этнографиче- ский ансамбль «Русь воз- рожденная» села Перехваль Данковского района, дуэт Александра Ермишкина и Клавдии Дикаревой из Воловского района, фоль- клорный ансамбль «Исто- ки» Липецкого областного колледжа искусств им. К. Н. Игумнова и соседи из Во- ронежской области —фоль- клорные ансамбли«Время», «Радовесь», «Воля». — Рождество — второй по значимости праздник для православных после Пасхи. В нем уникальным образом тесно переплелись церков- ные и народные традиции, — рассказывает руководи- тель ансамбля «Воскресе- ние»КристалинаИващенко. —Издревле в эти дни славя- не праздновали Солнцево- рот. Светилоповорачивалось на лето, дни становились длиннее, зима понемногуна- чинала отступать, чувствуя скорое приближение весны. Народ поклонялся языче- скому богу нарождающе- гося солнца Коляде, прося его колядками — «Коляда, Коляда, открывай ворота» — об обильном урожае. По- сле принятия славянами христианства на Русь приш- ли иные традиции. Люди в Рождество славят появ- ление на свет Спасителя, младенцаИисуса. Вомногих селах появилась традиция утренних обходов дворов с образами, молитвами и рождественскими гимна- ми. Вот послушайте, какую рождественскую песню мы записали в Добром (Криста- лина напевает): Рождествуйтесь, веселитесь, люди добрые, со мной. И с восторгом облекитесь в ризу радости святой. Нынче Бог родился в мире, не такой, как царь земной. Наднимзвезда воссияла, волхвам путь указала. Волхвы приходили, дары приносили. ВЕРНИСАЖ | В областной картинной галерее открылась выставка Петра Нилуса В поисках утраченной России Сергей Малюков Изящные лица прекрас- ных дам в вечерних платьях, благородный облик их кавалеров, легкие, словно игрушеч- ные, разноцветные яхты на морских волнах и прочие, хорошо узнавае- мые приметы давно ушедшей эпохи российско- го Серебряного века можно увидеть на полотнах Петра Нилуса (1869—1943), выставленных в областной картинной галерее. Экспозиция «В поисках неуловимого» включает в себя двадцать пять картин «французского периода» творчества художника из со- брания Воронежского музея изобразительных искусств имени И. Крамского. Иван Бунин, хорошо знавший Нилуса, не случайно считал своего друга «поэтом от жи- вописи».Художникназывал свои работы «деликатными, как пыльца на крыльях ба- бочки…». Тончайшие роман- тические образы полотен, едва уловимые сменыкрасок и тонов делают авторский стиль Нилуса весьма узна- ваемым. Уроженец Одессы, ученикИванаРепина вклас- се Петербургской академии ПетрНилус провел в эмигра- ции: сначала в Сербии, за- тем во Франции. В Париже художник близко общался с другим русским эмигран- том, писателем, будущим лауреатомНобелевской пре- мииИваномБуниным. Пор- трет Бунина кисти Нилуса —одно из самых известных живописных изображений литератора —сейчас хра- нится в московском Госу- дарственном литературном музее. В Липецк привезли ра- боты Нилуса, хранящиеся в музее Воронежа. После смерти художника они до- стались его падчерице, а уже в нынешнем веке благодаря стараниямее друга, предста- вителя известного русского дворянского рода Мишеля Парфенова, картинызаняли достойное место в экспози- ции музея изобразительных искусств. Работая во Франции, Петр Нилус словно старал- ся по памяти запечатлеть романтический взгляд на безвозвратно ушедшую ари- стократическую Россию. Неповторимую атмосферу полотен одного из ярчайших представителей искусства русского зарубежья еще только начинают открывать исследователи живописи. По словам присутство- вавшего на открытии вы- ставкикультурологаАндрея Ломоносова, «нескольких имен второго ряда русской живописи, к коему неза- служенно относят Петра Нилуса, хватило бы, чтобы составить вполне прилич- ную картину исторического художественного развития небольшой европейской страны». Выставка «В поисках неуловимого» будет рабо- тать в областной картинной галерее до конца февраля. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Первый Рождественский музыкальный фестиваль исполнительской песни « Свет дет - ства » прошел в Ельце . В фойе городского Дворца культуры была развернута выставка рисунков и поделок с библейскими мотивами , звучали колядки , и потому уже с первых минут гости сразу попадали в атмосферу светлого праздника . Его открыли глава Ельца Сергей Панов , председатель городского Совета депутатов Евгений Авдеев , уполномоченный по правам человека Липецкой области Николай За - гнойко , ректор ЕГУ имени И . А . Бунина , профессор Валерий Кузовлев и Благочинный Первого Елецкого Церковного округа , директор православной гимназии Святителя Тихона Задонского протоирей Василий Романов . Обращаясь к переполненному залу , Сергей Панов сказал , что сегодня наш мир очень хрупок и только все вместе мы сможем сохранить его , чтобы жить счастливо . « Нынешний фестиваль несет свет и добро , он дает возможность еще раз прикоснуться к право - славным традициям , и потому в Ельце обязательно будут поддерживать это хорошее начинание ». А затем на сцене Дворца прозвучали духовные песни и музыка в исполнении хоров православной гимназии , вокальных и фольклорных ансамблей самого ДК и учебных заведений города . Завершился фестиваль торжественным исполнением « Рождествен - ской песни » и награждением участников праздничной программы . ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА художеств, он был одним из самыхпопулярныхмастеров своего поколения. Его вы- ставки с успехом проходили в российских столицах, пу- блика отмечала оригиналь- ный почерк художника и несомненныйприродный та- лант, но после исторических событий1917 года его судьба резко изменилась. Последние годы жизни Я пришел Христа прославить, а вас с праздником поздравить. —Такие рождественские песни обязательно пелись перед иконами, — продол- жает Кристалина. — Но и традиция вечерних колядок никуда не исчезла. Из нее ушел изначальный языче- ский смысл, люди просто радовались в Рождество, желая друг другу благопо- лучия. И по сей день живут колядки в народе. Мой сын с друзьями в этом году ходил колядовать по квартирам. И хотя сейчас везде метал- лические двери, кодовые замки и решетки, липчане в основном с удовольствием откликались на поздравле- ния. У ребят осталась масса положительных эмоций. Доказать, что фольклорные традиции живут и развива- ются в наши дни — глав- ная цель «Рождественских встреч». К нам в гости при- ехали наши друзья из сел области и соседи – воронеж- цы. Впервые мы отмечаем праздник столь масштабно. Получился настоящий рож- дественский калейдоскоп— разные стилиинаправления фольклора, подход к творче- ству, разные костюмыиодна общая идея — сберечь наше наследие для потомков. Ансамбль «Воскресение» исполнил в рождественском концерте песни, записанные в экспедициях по районам области — «Шовские стра- дания» из села Волчье До- бровского района и «Кого нету, того люблю» села Ко- лыбельское Чаплыгинского района. Солистка ансамбля Юля Горелова признается, что благодаря фольклору она стала лучше чувствовать свои корни. — Моя бабушка и мама из Волчьего. Наверное, лю- бовь к народной песне зало- жена уменя глубоко в генах. Я — городская девчонка, но как услышала впервые «Шовские страдания», так сразу захотелось подпе- вать. Все это очень близко и понятно мне. В старину, как и сейчас, у девушек на первом месте были любовь, отношения с милым. Какая красота, глубина у песни, заслушаться можно! Это не попса какая-нибудь, со- чиняли на века. А какие платья красивые были у наших прабабушек! На- денешь такое, и кажется, словно сразу переносишься в другую эпоху. В женских костюмах селаВолчье столь- ко оригинальных деталей — плиссированные юбки или деревянные лычки под разноцветные платки. Та- кого больше нигде в области не встретишь.Фольклор для меня словно глотоккислоро- да в нашемдушном, суетном мире. Пою в ансамбле и счастлива от того, что эта красота всегда со мной, — говорит Юлия. Рождественскому весе- лью все возрасты покорны. Михаилу Андреевичу Бородину из села Троиц- кое Липецкого района идет семьдесят третий год, а как залихватски он управляется с балалайкой! «Как на море идут пароходики, незамет- но проплывают молодые годики» — этой частушкой троицкий самородок заста- вил зал взорваться аплодис- ментами. — Я еще в школу не хо- дил, а уже играл на бала- лайке. Хотел гитару, но жили бедно, денег не хва- тало на инструмент. Осво- ил балалайку, перешел на гармошку-хромку. С ними я всегда желанный гость на свадьбах и праздниках. Какая бы техника ни по- являлась в домах, а жи- вую песню да еще с острым словцом ничто не заменит. Частушка ведь — это му- дростьнародная, облеченная в доступную форму. Я соби- раюих всюжизнь, насчитал однажды в своей коллекции 384 частушки — и сбился. А теперь их и того больше. Многие переделываю в соот- ветствии со злобой дня. Так с музыкой, шутками, при- баутками и прожил полвека со своей бабкой. Дети, внуки тоже унаследовали любовь к песне. Внучка моя работает директоромДК в Троицком. Есть кому передать опыт! — говорит народный му- зыкант. Любят народную пес- ню на селе, ценят ее и в городе. Ведь без крепкого фундамента невозможно выстроить прочное здание. Заведующая кафедрой этно- музыкологии Воронежской государственной академии искусств, профессор, заслу- женный деятель искусств России, художественныйру- ководительансамбля«Воля» ГалинаСысоева уверена, что фольклор в новомвеке занял достойноеместо вмузыкаль- ной культуре. — Наш ансамбль, ис- полняющий аутентичный фольклор Воронежской и Белгородской областей, за- писанный в экспедициях, существуетуже больше двад- цати лет на базе кафедры ВГАИ.Интерескэтнической музыке, традиционнойкуль- туре у студентов имолодежи растет с каждым годом, и это действительно радует. Отучившись, ребята возвра- щаются домой, создают свои коллективы, продолжают творческий поиск. Тесные творческие и дружеские контакты сложились у нас с липчанами, у вас успешно работают многие наши вы- пускники. Народная пес- ня не умирает, просто она переходит в новое качество. Можно провести параллели с историческим костюмом. Если в старину такая одежда былаповседневной, тотеперь мы приходим посмотреть на нее в музеи. Так и народная песня раньше сопровождала человека в семье, праздни- ках, обрядах, а теперь мы видимнекиймузейныйвари- ант фольклора. Больше бы появлялось таких песенных музеев, где экспонаты не «пропитаны» пылью и на- фталином, а дышат свежим воздухом народной куль- туры, — говорит ученый- музыковед. Что ж, «Рождественские встречи» с успехом показа- ли, что «Воскресение» и его друзьязнаютичтутнаследие предков. Аншлаг в зале — лучшее доказательство того, что этот пласт культуры по-прежнему актуален и ин- тересен для широкого круга зрителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz