Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Ведущий рубрики Исаак Розенфельд Спецвыпуск Липецкого областного краеведческого музея и « Липецкой газеты » 4 Владимир Меркурьев В этом году исполняется сто лет отечественной авиации. История ее тесно связана с Липецком. Сегодня мы начинаем серию публика- ций на эту тему, и первый наш рассказ — о легендар- ном спасении челюскинцев. Как известно, в этой эпопее важную роль сыграл наш земляк Михаил Водопья- нов. Научную экспедициюпо освоениюСеверного морско- го пути возглавлял знамени- тый советский полярник ОттоШмидт. Он хотел прой- ти за одну навигацию от Мурманска до Владивосто- ка. Дело очень рискованное. До цели не дотянули кило- метров триста. Ледокол «Че- люскин», на котором про- бивались вперед Шмидт и его товарищи, был зажат льдами, а 13 февраля 1934 года затонул. Пассажиры успели сойти на льдину, вы- грузить стройматериалы, продукты, предназначенные для зимовок, оборудование. На «Челюскине» было де- сять женщин (плыли на зи- мовку с мужьями) и две де- вочки. Одна из них родилась прямо на судне в Карском море и назвали ее Кариной. Шмидт собралвсехчелю- скинцев и сказал: «Товари- щи, лед запер нас ине пуска- ет. Придетсянам здесь зимо- вать. Еды у нас много, есть радио, музыка, кино, книги. Будемжить дружно, не ску- чать». Построили ледовый лагерь, организовали иссле- дования морских течений, наблюдения за льдами и многое другое. Но каждое мгновение их подстерегала опасность, ведь они находи- лись на дрейфующей льди- не, которая могла в любой момент разломиться. Весть об этом мгновенно облетела весь мир. Совет- ское правительство прини- мало меры, чтобы спасти людей. Комиссия, которую возглавил В.В. Куйбышев, видела выход в использова- нии авиации. Но самолетам нужно было преодолеть гу- стые туманы, снежные бури, суровыеморозыиболее 2500 километров от ближайших баз, а затем, найдя людей среди безбрежной белой пу- стыни, совершить посадку на очень небольшую ледо- вуюплощадку, котораямог- ла в любой момент взды- биться и разбить самолет вдребезги. Поэтому участво- вать в спасении челюскин- цев должныбыли несколько СТО ЛЕТ АВИАЦИИ РОССИИ | Как спасали челюскинцев Из ледяного плена групп. Главную роль в спа- сении челюскинцев пред- стояло сыграть нашему зем- ляку из Студенок Михаилу Водопьянову и Николаю Каманину — командиру звена 1-й разведывательной эскадрильи им. В.И. Лени- на, которая базировалась в Липецке с 1923 по 1929 год. В 1929 году Каманин двадцатилетним лейтенан- том после окончания Бори- соглебской военной авиаци- онной школы летчиков по- лучил направление в Ли- пецк. Но эскадрилье при- шлось срочно сняться и ле- теть на Дальний Восток, где возник конфликт на КВЖД. Туда и пришла тревожная весть о катастрофе «Челю- скина», а затеми правитель- ственная телеграмма — на- править звено лучших во- енлетов на спасение экспе- диции. Решение о составе звена должен был принять начальник штаба эскадри- льиИ.П. Лаппо. В 1936 году И.П. Лаппо вернется в Ли- пецк заместителем началь- никаштабакурсовполетной подготовке ВЛТШ. Закон- чит он службу в звании пол- ковника, будет жить у нас в военном городке, где его и найдут следопыты клуба «Воздушные искатели», чтобы записать воспомина- ния ветерана. Мне выпало счастье сотрудничать с И.П. Лаппо при подготовке до- кументов для сооружения в Липецке монумента авиаци- онной славы. — С командиром прини- маем решение, — рассказы- вал он, — возглавит звено Каманин. 15 февраля в 23 часапо вызовуНиколайпри- бегает в штаб. Знакомим его с обстановкой. На вопрос, кого думает взять с собой, отвечаетсразу, безраздумий: Демирова и Бестанжиева. Людей своих он знал хорошо иверилим.Штурманамогли взять только одного на все звено — Матвея Петровича Шелыганова. Через два часа самолетыпогрузилинаплат- формы. Поездом их достави- ли до Владивостока. Затем авиамеханики грузят само- летынапароход«Смоленск». Волны швыряли «Смо- ленск», словно спичечную коробку. Нос парохода то вздымался вверх, то прова- ливался вниз. И так много дней. Путь далек: Владиво- сток — Петропавловск — Олюторка. Но и летчики, в том числе гражданской ави- ации Молоков и Пивен- штейн, прикомандирован- ные Куйбышевым к звену, штормпереносятнормально. Ав это времяВодопьянов вМоскве после долгой осады правительственной комис- сии добивается права уча- ствовать в спасательных работах. Он, В. Гладышев и И. Доронин грузят самолеты на платформы и отправля- ются в Хабаровск. Отсюда начнется 6000-километро- вый перелет через Анадыр- ский перевал к Ванкарему на Р-5 с двухместной откры- той кабиной. Третьюгруппу возглавил старейший полярник Уша- ков. Она должна была вы- ехать в Марсель, затем плыть на пароходе до Нью- Йорка. Там закупить само- леты и с Аляски лететь в Ванкарем. В группу вклю- чили Маврикия Слепнева и Сигизмунда Леваневского. До Нью-Йорка добрались на десятый день и сразу выеха- ли в Канаду. Вдруг в поезде радостное возбуждение. — Экстренное сообще- ние! — кричал продавец га- зет. — Русский летчик вы- рвал женщин и детей из объятий смерти в северной ледяной пустыне! Это полярный летчик Анатолий Ляпидевский, приведя в порядок свою до- вольноизношеннуюмашину АНТ-4, сумел взять на борт сразу 12 человек. А теперь вернемся к Ка- манину. Берингово море. Пароходы с самолетами спешат в Олюторку. Идти севернее опасно — можно застрять во льдах. К берегу подойти невозможно. Спу- скают катера, на них пере- возят машины на берег, со- бирают, оснащают. И уже 5 марта Р-5 поднялся в воз- дух. Где-то впереди Майна- Пыльгин. Долететь можно! Долететь нужно! Военная авиация научила Каманина многому, даже, казалось бы, неосуществимому. Как по- садить самолеты, когда нет аэродрома, когда всюду снежные торосы? Вот и пер- вая беда — поломка само- лета Бестанжиева. На ре- монт требуются сутки. Атам льдина лопнула. В такой ситуации сутки—слишком много. И навстречу стихии уходят четыре машины. В Анадырь пришли три. Когда звено пробивалось сквозь облака над Паль-Пальским хребтом, Демиров потерял из виду товарищей.На борту он один. Вернуться назад мешала погода. К счастью, под крылом оказалось ко- рякское поселение. К «Челюскину» Кама- нин летит первым со штур- маном Шелыгановым. Дол- гие 80 минут полета. Уже отчетливо можно различить деревянный барак, палатки, вышку с гордо реющим красным флагом и бегущих людей. Огромная, не вмеща- ющаяся в груди радость за- хлестнула сердце. Сели бла- гополучно. Кругом счастли- вые, возбужденные борода- тые люди. 46 дней пробива- лись к нимКаманин иМоло- ков. На льдине 92 человека. За один рейс самолет может взять только троих. Кабина двухместная. На заднее кресло — два человека и один в фюзеляже, откуда сняли боекомплект. День на исходе — надо лететь в Ван- карем. 8-9 апреля — пурга. 10 — можно лететь. Молоков предлагает по одному чело- веку разместить в парашют- ные ящики (два ящика, прикрепленные ккрыльям). Стали вывозить по пять че- ловек, Молоков умудрился еще одного положить к себе на колени. И такой перегру- женный самолет должен был взлететь с площадки 400х200 метров. Взлетали по диагонали. Молоков вы- вез 34, а Каманин — 31 че- люскинца. Без использова- ния парашютных ящиков вывезти не успели бы — 13 апреля взлетная полоса ста- ла уже опасной. ...Водопьянов иДоронин летели до Чукотки уже вто- рой месяц. Им предстояло преодолеть отХабаровска до Ванкарема горные хребты. По этой трассе еще никто не летал. В чукотской тундре на узкой косе на берегу моря горел костер, перед ним на корточках сидели Водопья- нов и Доронин. Вдали вид- нелись засыпанные снегом самолеты. —Туман вроде поднима- ется, — сказал Водопьянов и резко встал.—Если сегод- ня не полетим, без нас обой- дутся. Взлетают. Надо быть очень осторожными—види- мость слабая. ВпередиВодо- пьянов, на небольшом рас- стоянии от него Доронин. Набирают высоту, и маши- ны—выше облаков! Ивдруг на них обрушился снежный шторм. Теперь вообще ниче- го не видно. Неожиданно перед несущейся с большой скоростью машиной вырас- тает скала. Только мастер- ство позволило избежать столкновения. Умело ведет машину и Доронин. Нако- нец Ванкарем. 11, 12, 13 апреля Водопьянов и Доро- нин принимали участие в спасательных работах. АУшаков, Леваневский, Слепнев через Канаду доби- раются до Аляски, где посол Трояновский закупил для них два «флейстера». Лева- невский вылетел с механи- ком Армстидтом. Почти на подлете к Ванкарему при плохой видимости зацепи- лись крылом за скалу. Само- лет получил значительные повреждения, участвовать в экспедиции не мог. Слепнев на втором «флейстере» 10 марта прибыл в Ванкарем и сразу вылетел вслед заКама- ниным и Молоковым в ла- герь, опаздывая всего на двадцать минут, так как скорость «флейстера» боль- ше, чем у нашего Р-5. Кама- нин и Молоков приземли- лись удачно, но Слепнев врезался в торос. Машину ремонтировали сутки. Пе- ред самолетом образовались трещины. Их забивали ко- лотым льдом, наводили мостки. Слепнев вывез 13 марта троихи оборудование, продукты питания. 13 апреля все 104 зимов- щика были на Большой земле. Так закончилась двухмесячная эпопея. 16 апреля 1934 года Централь- ныйИсполнительныйКоми- тет СССР принял постанов- ление об учреждении выс- шей степени отличия—зва- нияГерояСоветскогоСоюза. Первыми его страна удосто- ила семерых летчиков, уча- ствовавших в спасении че- люскинцев, — А.В. Ляпи- девского, С.А. Леваневско- го, В.С. Молокова, Н.П. Каманина, М.Т. Слепнева, М.В. Водопьянова, И.В. До- ронина. Вся дальнейшая жизнь первых Героев Совет- ского Союза была подтверж- дением этого высокого зва- ния. Михаил Водопьянов — покоритель Северного по- люса. 10 августа 1941 года он бомбил Берлин. Николай Каманин в годы Великой Отечественной войны ко- мандовал авиационнымкор- пусом. Стал генерал-полков- ником, заместителем на- чальника Главного штаба ВВС. Руководил подготов- кой первых советских кос- монавтов. Анатолий Ляпи- девский стал генерал-майо- ром, заместителемминистра авиационной промышлен- ности. Сигизмунд Леванев- ский трагически погиб во время перелета через Север- ный полюс.МаврикийСлеп- нев во время войны был за- местителем командира ави- абригады, занимал ответ- ственную должность в Глав- ном штабе ВМФ. Василий Молоков неоднократно уча- ствовал в экспедициях на Северный полюс, во время войны — командир авиади- визии, после Победы — за- меститель начальника Глав- ного управленияметеослуж- бы СССР. Иван Доронин — полковник, начальник лет- но-испытательной станции на авиационном заводе. ФОТО С САЙТА PERVYE-GEROI.RU Роман Ромашин В самый разгар Бородин- ской баталии наш земляк Дмитрий Бибиков, адъю- тант графа Милорадовича, прискакал к принцу Вюртембергскому со срочным прошением прислать подкрепление. В этот момент наполеонов- ские батареи выдали очередной орудийный залп, и французское ядро оторвало ротмистру левую руку. Однако, не теряя при- сутствия духа, он вскинул правую и успел крикнуть: «Сюда поспешите!» После чего упал, получив пулю в грудь. Слава Богу, эти серьез- ные раныне стали смертель- ными. Храбрец был крепок здоровьем и выжил. За под- виг при Бородино ему по- жаловали высшую воин- скую награду империи — орден святого Георгия IV степени, а также орден свя- той Анны II степени и чин штабс-капитана. Авот к его отцу, генерал- майору Гавриле Бибикову, судьба была куда менее бла- госклонна. Он пал на полях Отечественной войны. Судьба знатного урожен- ца данковского села Балов- нево, в котором прошли детские годы Дмитрия Гав- риловича, незаурядна во многом. В родовом имении он получил домашнее обра- зование. Здесь он бегал по извилистым аллеям старин- ного парка, ходил на службу в сохранившийся поныне храм, выстроенный в восем- надцатом веке его предка- ми. В своей долгой жизни он всегда оставался настоящим бойцом, чей принцип — не отступать и не сдаваться. По примеру предков Бибиков выбрал карьеру военного. В молодости был зачислен в московскую милицию. А в 1808 году переведён в зва- нии корнета в Белорусский гусарский полк. Боевое кре- щение получил в турецкой кампании 1811 года. Но до- служиться до высокого чина на ратном поприще ему не было суждено. Но, перейдя по понят- ным причинам после Отече- ственной войнына граждан- скую службу, он и там сумел проявить себя. Причём, за- нимая высокие посты, вовсе не был похож на героев са- тирика М. Салтыкова-Ще- дрина! Дмитрий Бибиков БОРОДИНО | Имя в истории Воин и министр поочерёдно был владимир- ским, саратовским и мо- сковским вице-губернато- ром. Затем возглавлял де- партамент внешней торгов- ли, где последовательно бо- ролся со злоупотребления- ми в таможенномведомстве. А в 1837 году он был назна- чен киевским военным гу- бернатором и немало сделал на своём посту для развития региона. Именно по его хо- датайству в Киеве открылся центральный архив. Имя нашего земляка до револю- ции носил любимый горо- жанами бульвар, ныне на- званный в честь Тараса Шевченко. Любопытно, что в учреждённую стараниями губернатора Бибикова ко- миссию по исследованию археологических памятни- ков в 1845 году на долж- ность художника был при- нят именно Шевченко, мо- лодой кобзарь. Преуспел Бибиков и в борьбе с засильем в Мало- россии польских шляхти- чей. При этом последова- тельно отстаивал интересы крестьян. «Нельзя ручаться за будущее спокойствие края и его безопасность, до- коле положение крестьян не будет улучшено и обеспече- но мерами, исходящими от верховной власти»,—писал еще в 1844 году Дмитрий Гаврилович. Как государ- ственный муж, он понимал, что позорное рабство всесто- ронне препятствует разви- тию России. В 1848 году Дмитрий Бибиков стал членом Госу- дарственного Совета. Вен- цомже его служебнойкарье- ры стало назначение в 1852 году министром внутренних делРоссийскойимперии.На этом посту он трудился три года, продолжая усилия ради улучшенияжизни про- стого народа. Его отставка была воспринята прогрес- сивным обществом как тор- жество дворянских интере- сов, которые как раз и пы- тался обуздать Дмитрий Гаврилович. Однако долж- ность члена Государственно- го Совета он сохранил. В Совете служил верой и прав- дой Отечеству еще несколь- ко лет. Скончался отважный воин и государственный муж Дмитрий Бибиков в весьма преклонном возрас- те в своём имении. Случи- лось это аккурат в год рож- дения вождя мирового про- летариата. Последний при- ют уроженец земли данков- ской обрёл в северной сто- лице, в некрополе знамени- той Александро-Невской лавры. Свою богатейшую библиотеку, которую он со- бирал многие годы, из че- тырнадцати тысяч томов, он перед смертью завещал Киевскому университету. Волю отца выполнила дочь Софья. Кстати, она вышла замуж за Д. А. Толстого, который тоже стал импер- ским министром внутрен- них дел. Личность Дмитрия Би- бикова примечательна не только общеполезными дея- ниями. Несмотря на полу- ченную при Бородино инва- лидность, Дмитрий Гаври- лович считался сильнейшим российским бильярдистом своего времени — об этом писали его современники. Успеха в игре он достиг бла- годаря систематическим упражнениям. Имя нашего земляка значится в списке героев, высеченном на мраморных досках в столичном храме Христа Спасителя. А в со- временном селе Баловнево о представителях знатного рода напоминает скромная Вознесенская церковь. Не- давно она стала главной в местном приходе ввиду ава- рийного состояния величе- ственного Владимирского храма, находящегося в дру- гой части села, принадле- жавшейкогда-тоименитому роду Муромцевых. Кстати, представительи этого семей- ства, Матвей Матвеевич, тоже покрыл себя неувядае- мой славой в войне с Напо- леоном. Всего лишь одно данков- ское село дало в 1812 году русскойармиитрёххрабрых защитников из потомствен- ных дворян. А вот скольких рядовых воинов крестьян- ских кровей вышло тогда из Баловнево, история умалчи- вает. Их, скорее всего, было намного больше. ИЗ БЛОКНОТА КРАЕВЕДА Учебник правильной жизни Настольной книгой наших предков много веков был «Домострой» — собрание наставлений и правил семейной жизни и поведения. Главой хозяйства должен быть мужчина. Все в доме делается по его воле. Жена обязана ему подчиняться беспрекос- ловно. «И увидит муж, что не порядливо у жены..., инно умел бы своюжену наказыва- ти и учити всяким рассуждением. А только великая вина за пренебрежение и ослуша- ние, ино снять рубашку и вежливенько по- бити» кнутом, который в старину специаль- но для жены постоянно висел на стене и назывался «дурак». В то время пороли всех, кроме членов царской семьи. Ивсеже «Домострой» пытался смягчить суровые нравы ХVI века и советовал супру- гу не бить палкой или кулаком «ни по уху, ни по глазу, чтобыона не ослепла и не оглох- ла... Побити не перед людьми, а наедине поучити»... «по вине смотря». Идеал жены рисуетсяпоСвященномуписанию: «Хвалит- сяжена добрая, молчаливая, трудолюбивая и послушная. Такая жена венец мужу свое- му, дороже камени многоценного». Детей следовало растить в страхе Божи- ем, «учить вежеству и рукоделию». На по- роге чужого дома вытереть обувь, прокаш- ляться. Войдя, перекреститься на иконы, спросить о здоровье хозяев. В гостях не ко- вырять в носу, не плевать, не осматривать и не трогать вещи, не «обжираться и не упи- ваться». Сыновей учили письму и промыс- лам, дочерей—вести хозяйство и готовить- ся к браку. «Домострой» учил «праведномужитию» поБозе, не чинить «всяку неправду, насилие и обиду», не «морить людей волокитою», будучи начальником, не обижать никого, не брать взяток, не стяжать добро, не творить насилие. Русскому человеку противопока- заны «блуд и нечистота, и сквернословие, и срамословие, клятвопреступление, ярость и гнев, и злопамятство». Колдовство и те, кто «волхвует и отраву чинит... — прямо все вкупе будут во аде». Каждыйдолженжить сообразно со своим имущественным положением. Не надо «жить не по силе», не влезать в долги: «От Бога грех, от людей смех». В «Домострое» подчеркивалось: кто бы ты ни был, знай, что, независимо от твоего общественного положения, все твои дей- ствия строго контролируются Богом. Если ты желаешь себе и другим счастья, надо во всемсоблюдатьнормыхристианскойморали и следовать закону. Узники лебедянской тюрьмы Со времен Стрелецкого бунта 1682 года между Петром Великим и стрельцами сложились, мягко скажем, недруже- ственные отношения. По воле царя в 1698-1699 гг. в лебедянской тюрьме находились под стажей 53 стрельца из Москвы, служившие в полку Ивана Чернова. Вина их заключалась в том, что они «самовольством вышли из Великих Лук» на столицу, откуда были высланы на новое место службы. В пути их встретил с войском боярин А.С. Шеин. Стрельцы оказали ему сопротив- ление. К концу 1699 года среди заключенных их оставалось только 23. По сведениям там- бовскогокраеведаХIХвекаА.Киреева, один до тюрьмы служил пятисотенным, двое — пятидесятниками и двадцать — десятника- ми. Остальные сбежали и стали разбойника- ми, коих в тех местах было неимоверное количество. Вконце концов одиннадцать из двадцати трех были востребованы в Москву, осталь- ные после суда казнены в крепости. Но су- дили их не местные власти. Чинить суд и расправу из столицы по личному указанию государя прибыли стольник Михаил Арсе- ньев и подьячийЕфимНовиков «в воинском сопровождении». На посаде им отвели квар- тиру и питание за «воеводский кошт», вы- делили дополнительную охрану и лебедян- ских надежных стрельцов, подьячих, пуш- карей, рассыльных и «заплечных делмасте- ров». При ревизии тюрьмы стольником Арсе- ньевым была обнаружена еще одна группа «неучтенных» стрельцов. Комиссия при- знала их несовершеннолетнимии отправила в Москву для определения их дальнейшей судьбы. Игорь Ветловский. На снимке слева вверху Отто Шмидт, внизу — Михаил Водопьянов. (Из фотохроники эпопеи челюскинцев). Б ылое ЛИПЕЦКАЯ газета ПЯТНИЦА , 13 АПРЕЛЯ 2012 № 72 (24200)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz