Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

№ 71/24199/12 АПРЕЛЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Сергей Малюков «Засекреченный город» — так называется книга доктора исторических наук Юрия Тихонова о немецкой авиа- школе, существовавшей в Липецке в 20 — начале 30-х годов прошлого века. Автор представил читателям перера- ботанное и дополненное неизвестными фактами, богато иллюстрированное более чем 300 редкими фото- графиями из архивов и частных коллекций издание на встрече в клубе «Интел- лект» в магазине «Техниче- ская книга». Том, проливаю- щий свет на одну из самых закрытых ранее тем военного сотрудничества Веймарской республики (Германия) и Советской России, вышел в свет при поддержке управле- ния внутренней политики Липецкой области. Юрий Тихонов подробно рассказал о малоизвестной странице истории Липецка и ответил на многочисленные вопросы. — Юрий Никола е вич , стремление Германии, лишен- ной по условиям Версальского мирного договора возможности иметь собственные ВВС, обу- чить военных летчиков вполне объяснимо, а что приобретала Советская Россия, идя на тай- ное военное сотрудничество с немцами? —Мысами в первуюочередь учились у немецких пилотов. Россия получала в свое распоря- жение новейшие технические разработки, наши механики тщательно изучали буквально по винтику современные са- молеты. После гражданской войны наша авиация практи- чески развалилась. Назвать самолеты, на которых летали красные пилоты, «летающими гробами» — значит не сказать ничего. Я нашел документы об эскадрилье «Илья Муромец», базировавшейся в Липецке. Просто поражаешься, как они вообще поднимались в воздух в таком техническом состоя- нии, просто дикость какая-то. Немцы же приехали к нам до- статочно опытные. У многих за плечами был опыт воздушных боев Первой мировой. Наши пилоты получили не только возможность познакомиться с современной техникой, но и бесценный опыт лучших не- мецких асов, который здорово потом пригодился. В небе Ис- пании наши играючи сбивали противников. До появления «Мессершмитта-109» у нас было полное превосходство в воздухе. Так что советские ВВС смогли извлечь максимумполь- зы от сотрудничества. — Как жили в Липецке не- мецкие асы, что представлял собой их быт? — Немцы оставили после себя учебный комплекс в центре военного городка. Старый сад с отличной инфраструктурой они взяли в аренду и привели в порядок. Они, как и все европейцы, ценили уют и красоту. Очень хвалили наши фрукты. Во дворе домов, где жили курсанты, обязательно разби- вались цветочные клумбы. По этому признаку, а вовсе не по цвету крыш, можно и сегодня безошибочно определить место жительства немецких летчи- ков. — До сих пор среди липчан ходят упорные слухи, что в нашем городе бывал Герман ПРЕЗЕНТАЦИЯ | Липецкий историк представил свою монографию Юрий Тихонов: «Превосходство Чкалова немецкие асы признавали безоговорочно» Геринг, один из главных на- цистских бонз, главнокоманду- ющий люфтваффе. Удалось ли вам найти в архивах какие-то документы, подтверждающие это? — Честно говоря, мне уже надоело развенчивать этот не- лепый миф. Геринг — не та фи- гура, чтобыкакие-то эпизодыиз его биографии могли укрыться от исследователей. В Липецке побывали сотни немцев, среди них встречалось немало одно- фамильцев. У нас был Кох, но не тот, который стал потом палачом Польши. Аэродром строил Борман, но не толстяк Мартин, а Эрнст. Сохранились фото с ним—совершенно не по- хож на ближайшего соратника Гитлера.Так вот, в Липецке бывал другой Геринг, но даже не родственник. Историки скру- пулезно изучили биографию Германа Геринга, но не нашли ни малейшего намека на его пребывание в Липецке. Никто из оставшихся в живых сотруд- ников школы не смог опознать его по фотографии. Нездоровый ажиотаж вокруг этой темы от- влекает от других, гораздо более важных исследований. Мне гораздо интереснее выяснить, кто из руководства люфтваффе прошел у нас подготовку, на- сколько велик процент липец- ких курсантов среди немецкого комсостава. Это действительно глубокая тема, а Герингом в Липецке пускай занимаются охотники за дешевыми сенсаци- ями и газетными утками. — Как проходила работа над книгой, сложно ли было до- бывать информацию, совсемне- давно считавшуюся секретной? — Эта тема была окутана тайной по многим причинам. Немцы не любят вспоминать об этом, и наши по вполне по- нятным причинам стыдились тесного военного сотрудниче- ства с будущим противником. К тому же закон разведки гла- сит: победители всегда молчат. Многие военные секреты еще строго охраняются, в отличие от Германии, где рассекречены практически все материалы, касающиеся Второй мировой и довоенного периода. Немецкой авиашколой я заинтересовался еще лет тридцать назад. Тогда с удивлением узнал, что в воен- ном городке от немцев осталась кирха, стоявшая на учете в краеведческом музее как исто- рический памятник и, к сожа- лению, потом сгоревшая. Если бы я начал плотно занимать- ся исследованиями в те годы, то, очевидно, мне бы удалось больше найти очевидцев, со- трудников авиашколы, но тогда бы неизбежно возникли другие трудности, помимо закрытых архивов. Даже сегодня я не смог поговорить с работавшими в школе двумя девяностолет- ними бабушками, живущими на Ниженке. Прошло столько лет, а они до сих пор хранят молчание, наотрез отказываясь обсуждать сотрудничество с немцами. Можно представить, что желающих откровенно рас- сказать о немецкой авиашколе в советское время было бы еще меньше. К счастью, в послед- ние годы рассекречиваются архивы, появилась возмож- ность работать с уникальными документами. Сохранилось немало бесценных фотографий Липецка 20-30-х годов, сделан- ных немцами. Многие фото они раздарили местным жителям, часть фотографий оказалась в немецких архивах и частных собраниях. Снимки помогают реконструировать внешний вид города, авиашколы, предста- вить учебный процесс, устано- вить личности курсантов. Когда я стал встречаться с немецкими исследователями, то узнал, что в Германии Липецк в первую очередь ассоциируется с метал- лургией и этой авиашколой. Практически раз в два года на Западе выходит исследование, так или иначе касающееся про- блематики авиашколы. Изда- ются мемуары ее выпускников — вот где настоящий кладезь информации. Выясняется, к примеру, что в Липецке ис- пытывали истребитель «Юн- керс-22», не поставив в извест- ность даже самого конструктора Юнкерса. Настолько все было засекречено. Испытывался на базе авиашколы в Липецке и еще один немецкий истреби- тель — биплан «Арадо-65». Впоследствии часть машин использовалась в Белорусском военном округе для охраны за- падных границ страны. Всего у нас испытали около двадцати различных типов самолетов. Обидно, что со временем все меньше остается материальных свидетельств. Один немецкий исследователь с болью рас- сказывал мне, что он опоздал всего на несколько часов. Се- мья немецкого конструктора, бывавшего в Липецке, сожгла два шкафа его старых вещей, среди которых были фото, чер- тежи… Пока есть возможность, надо встречаться с очевидцами, записывать их свидетельства, отыскивать и сохранять вещи. Люди уходят, а вместе с ними и память о прошлом. — А как сложилась судьба советских сотрудников немец- кой авиашколы? — В конце тридцатых не- мало сотрудников школы из технического и обслуживаю- щего персонала подверглось репрессиям. В мае 1941 года, за месяц до начала Великой Отечественной, в Москве на Центральном аэродроме при- землился «Юнкерс-52». Этой провокацией немцыпрощупали нашу систему ПВО. Реакция Сталина была незамедлительна — были расстреляны высшие руководители ВВС и ПВО, на- чались аресты среди летчиков- «испанцев», полетели головы и в Липецке. На Лубянке искали компромат на выпускников авиацентра. Нельзя сказать, что репрессии в среде сотрудников авиашколы были поголовными. Очевидно, многие из советского персоналашколы так или иначе сотрудничали со спецслужбами, помогая узнавать военные и технические секреты. Может быть, поэтому многие молчат до сих пор. —Какие, на вашвзгляд, уро- ки можно извлечь из истории немецкой авиашколы? — Самое важное — это опыт и традиции подготовки кадров. Выучил кадры — береги их. Из советских летчиков Липецкого авиацентра практически никто не выжил в Великую Отече- ственную. Многие погибли не в бою, а от репрессий. Немецкие же пилоты, напротив, остались живы после воздушных боев в небе Испании, воевали затем против нас на Восточномфронте и оставили после себя мемуары. Еще одно правило — учиться лучшему. Поначалу нашим пилотам было сложно летать на немецких машинах, они были слишком скоростными для них. Из-за этого сначала наши, к ужасу немцев, разбили три са- молета. Но уже через несколько лет в Испании наши сражались на равных и превосходили не- мецких асов. Кстати, еще в 1927 году на соревнованиях в Липец- ке никто из немцев не смог побе- дить Валерия Чкалова. Его пре- восходство немцы признавали безоговорочно, даже называли одного из своих лучших асов тех лет «немецкий Чкалов». Такие летчики, бесспорно, рождаются раз в столетие. — Есть ли у вас планы на- писать продолжение книги о высшей военно-технической школе ВВС Красной Армии, возникшей на базе немецкой авиашколы в Липецке, и о пребывании здесь сына вождя Василия Сталина? — Для меня эта краеведче- ская тема — своего рода хобби, отдых для души. Я защитил докторскую диссертацию по афганистике, сфера моих науч- ных интересов лежит в совсем другой плоскости. Как говорят французы, если ты можешь объяснить, за что ты любишь, то это не любовь, а расчет. Так и я пишу об авиашколе исклю- чительно из любви к истории своего города. Василий Ста- лин — фигура интересная и противоречивая. Но он учился вЛипецке на курсах усовершен- ствования командиров эскадри- лий гораздо позже. Немецкая секретная авиа- школа была расформирована в 1933 году. Советская часть истории авиацентра, бесспорно, так же интересна. Дочь Вале- рия Чкалова подтвердила, что ее отец неоднократно бывал в Липецке и обучал немецких инструкторов воздушным боям. Интересно проследить, кто еще из советских пилотов авиашко- лы достиг значительных высот на летном поприще. Можно больше собрать информации о различных типах самолетов, испытывавшихся вЛипецке.Но стать историографомЛипецкого авиацентра я не планирую.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz