Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

№ 67/24195/ 6 АПРЕЛЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Елена Бредис Все-таки прагматизм — не наше явление. Наше — это, скорее, романтизм, энтузи- азм без гроша в кармане, воодушевление без даль- них расчетов. Иной раз мне кажется, что наше обще- ство держится именно благодаря тому, что у людей еще сохраняются эти свойства души. Правда, далеко не у всех, и с каждым годом таких становится все меньше. Мне везет на встречи с ро- мантиками-энтузиастами, и именнопоэтомуяоченьопти- мистичновоспринимаюбуду- щее России. Хотя претензий у романтиков-энтузиастов к обществуигосударствугораз- до больше, чем у прагмати- ков. Ну, это понятно: они же переживают за всю страну, а не только за себя, люби- мых.Вотчлен-корреспондент Международной академии педагогических наук, член Учебно-методическогосовета России по естественным нау- кам, кандидат химических наук, доцентЛГПУВалентин ШАБАРШИН — из той же породы. Другой бы дав- но махнул рукой на свое призвание, поскольку его специальность нынче не только не очень котируется, но и нормального заработка не приносит. А вот Вален- тин Михайлович влюблен в дело, которому служит, как юнец-неофит. Глядя на него, никогда не скажешь, что человек уже перешаг- нул пенсионный рубеж. — Я недавно вернулся со Всероссийского съезда учителей химии. Его деле- гатыосознают катастрофич- ность нынешней ситуации и пытаются как-то донести это до общественности, до власти. Химия как предмет фактически вымывается из школьной программы. Дошло до того, что в вы- пускных классах на нее отводится один час в не- делю. Зато обязательными стали «Основы безопасно- сти жизнедеятельности», РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ | О пользе химизации и системном знании о мире В здании важен каждый кирпичик изучение которых вполне можно было бы закончить в младших классах. При резком сокращении часов на предметы естественно-науч- ного цикла — математику, физику, химию, биологию, и гуманитарного—русский язык, литературу, исто- рию, — произошло такое же резкое увеличение часов, отводимых на иностран- ный язык. Если первые два цикла составляют основу культуры, а значит, буду- щего страны, то прекрасное знание иностранных языков — необходимое условие для выезда за границу на ПМЖ или для «банановой» респу- блики. Не спорю: в принци- пе, три часа физкультуры — это неплохо. Только если цель — не сдача нормати- вов, а улучшение здоровья школьников. —Ноположение с тойже химией во многом связано с введениемЕГЭ: не требуется сдавать такой тест для по- ступления в вуз, значит, и изучать химию не надо… — Конечно, мне обидно, что химию в стране выби- рают для сдачи ЕГЭ только полтора процента выпуск- ников, да и онине все успеш- но её сдают. ЕГЭ, на мой взгляд, — это бич нашего образования. Во-первых, он не дает представления о творческом потенциале школьника, об оригиналь- ности его мышления. А во- вторых, он в корне подорвал комплексный, системный подход к образованию как таковому. На съезде высту- пал академик РАН Лунин. Позволюсебе егопроцитиро- вать: «Математика, физика, химия, биология вместе с русскимязыкоми литерату- ройформируют мировоззре- ние, представление о единой картине мира во всем его многообразии, и уже только по этой причине должны быть среди школьных дис- циплин, обязательных к изучению». Это к вопросу о новых школьных стандар- тах. А еще я не понимаю, что такое «Естествознание» с 5-го по 11-й классы. У нас никогда не готовили специ- алистов по этому предмету. Он нужен лишь в качестве краткого завершающего курса, который обобщает то, что изучено по физике, химии, биологии, не более. — Теперь многое на- целено на насущные по- требности экономики. Вот нынче срочно требуются инженеры.Менякак-то сму- щает такой сиюминутный прагматизм… — Безусловно, в эконо- мике необходима стратегия. Но если говорить об инже- нерах, разве подготовишь того же квалифицирован- ного инженера-металлурга, инженера-строителя без знания химии? Будущие специалисты не смогут соз- дать новые композитные материалы, биотехнологии, нанотехнологии. Я уже не говорю о том, что прорыв- ные технологии чаще всего рождаются на основе меж- дисциплинарных знаний. А химия — это вообще-то наука о жизни. — Но если вести речь о дне сегодняшнем, а не за- втрашнем: стране нужны специалисты-химики? — Да по степени хими- зации наша страна отстает в разы от цивилизованных стран! — Знаете, само слово «химизация» вызывает сразу какие-то опасения… — Это от непонимания сути дела. Люди представ- ляют химизацию как не- контролируемуюэкспансию вредных химических ве- ществ в окружающуюсреду, в продуктыпитания, в пред- меты бытового обихода. — А это не так? — Конечно же, нет. Хи- мизация — это, прежде все- го, переход к более высо- ким технологиям. Как вы думаете, почему у нас такой дорогой бензин при такой высокой добыче нефти? Да потому, что мы вырабаты- ваембензина и солярки в два раза меньше, чем могли бы. Остальное—мазут, егомыза копейкипродаем за рубеж, а там его перерабатывают до последней капли. Беда, что наши нефтеперерабатываю- щие предприятия устарели на тридцать-сороклет.Ихне надо реконструировать! Их надо сносить, оставив только здание заводоуправления и коммуникации. А на томже месте строить новые. У нас мощность этихпредприятий максимумтриста тысячтонн в год, чаще всего — тысяч сто. А в Саудовской Аравии — миллион тонн в год! При- чемпроизводство полностью автоматизировано. И наша производительность труда в нефтехимии в девятьсот раз меньше, чем в Саудовской Аравии. Есть еще вопросы насчет необходимости хи- мизации? —Так обстоят дела толь- ко в нефтеперерабатываю- щей отрасли? —Увы, нет. Возьмите ту же фармацевтическую про- мышленность. У меня есть друг, раньше он возглавлял НИИ, где исследовали анти- биотики. Когда я его спро- сил про состояние дел в этой сфере, то услышал то же са- мое: «Не надо латать дыры, надо сносить старое и стро- ить новое!»Мы сейчас своих препаратов практически не производим: закупаются лекарственные субстанции за рубежом и перерабатыва- ются, таблетируются. Около моего дома беско- нечно меняют трубы водо- снабжения. Почти каждый год раскапывают, срезают «старые», ставят новые и … через год-два снова меняют. Но ведь если ставить для холодной воды полимерные трубы большого диаметра, трубы из стеклокерамики, сделать вставные кевларо- вые рукава в старые трубы, то есть своеобразный пла- стиковый бронежилет для трубы, можно будет десятки лет ничего не менять. Выпо- смотрите, как упростилась замена труб водоснабжения и отопления в наших квар- тирах с переходом на поли- пропиленовые трубы! Или пример из автомобилестрое- ния. Российские автомобили содержат слишком мало де- талей из пластическихмасс, потому они такие тяжелые и много тратят топлива. Мы практически не произ- водим собственных средств для борьбы с насекомыми, грызунами, другими вре- дителями. Все импортное, часть из которых запрещена к применению за рубежом. Еще факт. Захожу в ма- газин, вижу жидкость для растворения налета в утюге. Флакончик размером со стакан стоит 160 рублей. Произведено в Германии. По латыни написан состав: citric acid, biocid, aqua. То есть лимонная кислота, био- цид, чтобы содержимое не плесневело, вода. Да, еще от- душка, чтобы приятно пах- ло. 160 рублей за покупку, которой красная цена 5-10 рублей, да и то в основном за флакончик. Проще же купить пакетик лимонной кислоты! Дешево и надолго. Таких примеров масса. Не надо быть высоколобым специалистом, дабыпонять, какое значение химия имеет в любой отрасли производ- ства. — Мы опять возвраща- емся к тому, что химиков у нас хронически не хватает. — Ну, в принципе, их и в других странах не хватает. Вот почему наши талантли- вые ребята нарасхват за ру- бежом.Но главнаяпроблема для нас — в школьном об- разовании. Затеяли сейчас раннее профилирование, как будто подросток всегда способен заранее выбрать профессию. Выбирают-то родители, причем исходя из стереотипов: хочу, чтобы был юристом или эконо- мистом. Значит, физика не нужна, химия с биологией тоже, а уж география и по- давно. Представляете, какое поколение вырастает?! А мы возмущаемся, что аме- риканцы не знают, где Ин- дия находится. Наши тоже скоро не будут знать при таком подходе. А началось с того, что из программы «вымылась» астрономия. Действительно, зачем под- ростку объяснять, что пред- ставляет собой Вселенная? Пусть он лучше научится деньги зарабатывать. Так мы сами «ликвидируем» будущих Циолковских, Вернадских, Королевых. Происходит разрушение системного представления, системного знания о мире. Кстати, того, которое дава- лось в советской школе. — Выходит, что без воз- вращения вспять естествен- ные науки обречены? — Конечно, возврат к полноценному школьному образованию был бы идеаль- нымвариантом.Номысвами не идеалисты.Ивот тут глав- ную роль начинает играть учитель. Потому что от него зависит, увлекутся дети дан- ной дисциплиной или нет. С детьми надо разговаривать. Ихнадо учитьмыслить, фор- мулировать мысли и вслух, и на бумаге. Казалось бы, какая связь между химией, физикой и литературой? А вот сократили часы на лите- ратуру, и дети разучились размышлять вслух. — Вы бы как изменили сам подход к изучению хи- мии в школе? — Я бы наполовину со- кратил объем информации, которуюможно потом легко усвоить в вузах. И отдал бы это время именно на беседы с ребятами, чтобы привить им вкус к познанию, к твор- ческому мышлению. Хоро- шо помню одного крупного бизнесмена, который объ- яснялся в любви к Физтеху. Да, полученные в этом вузе знания прикладного значе- ния для него не имели, но, каксамонсказал, его тамна- училикомплексномыслить. — А конкретно в на- шем регионе что-то можно сделать? —Учитывая сложностис учительскимикадрами, осо- бенно в районах, пока стоит делать упор на реальное си- стематическое дистанцион- ное обучение. Но тут работа педагога должна достойно оплачиваться, поскольку объем ее получается очень большой. Сейчас много гово- ритсяонеобходимостирезко усилить внимание к детям. Я бы подчеркнул: в первую очередь, к одаренным. Мы должны выявить всех ода- ренных учеников в области и каждого целенаправленно вести через связку «школа — вуз». Почти во всех об- ластях есть интернаты для одаренныхдетей. Допустим, в Кемеровской области их несколько. А почему не организовать у нас такой двухлетний интернат есте- ственно-научного профиля для детей на базе того же лагеря «Прометей»? И вто- рая моя мечта — средний полноценный двухгодич- ныйколледждляодаренных детей Липецка при ЛГПУ с двумя профилями: физико- математическим и биолого- химическим. У нас всё есть для этого. ИУстав универси- тета это позволяет. Конечно, необходимыденьгии добрая воля. Но будет второе — по- явится и первое. Химия как предмет фактически вымы- вается из школьной программы. Дошло до того, что в выпуск- ных классах на нее отводится один час в неделю ” Елена Панкрушина Мало кто знает, как перевоспитать Медведя, и, пожалуй, еще меньше тех, кто решится на это. Однако Липецкий государствен- ный театр кукол решил дать маленьким жителям города мастер-класс, как это можно сделать. На его сцене состоялась премьера спектакля «Машенька и Медведь» по пьесе совет- ского драматурга Виктора Швембергера «Медведь и девочка», написанной еще в 1944 году, в постановке его директора Олега Пономарева. В новом спектаклеМаша совсем не похожа на муль- типликационную героиню, равно как и Медведь ока- зался не слишком мягким и положительным. Он груб, ПРЕМЬЕРА | Новая сказка в Липецком театре кукол Как приручить Медведя неряшлив и жаден. Но де- вочка к концу постановки все-таки изменяет его. Основное действие раз- ворачивается в домике Мед- ведя. «Лесная» часть спек- такля также получилась насыщенной. Из нее можно, например, узнать некоторые законы природы: «Кто свое словонесдержит, тоголеший голоса лишит». Или посме- яться над глупостью главно- го героя, который, найдя в лесу сундук с сокровищами, три года его поливал, чтоб тот пророс. В спектакле Ма- шенька учит Медведя есть ложкой, говорить «здрав- ствуйте» и «спасибо», оде- ваться — словом, этикету во всех его проявлениях. В результате ее усилий ди- кий зверь в конце спектакля превращается в человека. Постановка смотрится зрелищно из-за использу- емых пропорций героев. Маша — это планшетная кукла примерно полметра ростом, а Медведя играет и без того высокийактер, кото- рому на голову надета звери- ная голова. Главная героиня несколько раз остается на сцене без кукловода и все равно продолжает играть. Когда Медведь ее убаюкива- ет, она лежит у него на руках и моргает. А чтобы она усну- ла, зверь выгоняет зрителей в буфет на антракт. — Спектакль получился очень задорным и весёлым, — говорит заведующий ху- дожественно-литературной частью Липецкого театра кукол Александр Понома- рев. — К подготовке деко- раций, костюмов и кукол мы приступили примерно полгода назад. Авот за репе- тиции взялись за два месяца до премьеры. Первый показ «Машень- ки иМедведя» на сцене про- шел при полном аншлаге. Публика приняла постанов- ку «на ура», а маленькие зрители во время действия не раз пытались заговорить с героями из зала. Максим Белов Весной это, пожалуй, самое частое признание боль- шинства людей. Правда, говорят они не словами пушкинского Гвидона, а современно — «депрессу- ха». Но суть одна — груст- но, тоскливо, нет настрое- ния и сил радоваться жизни, всё видится серым и бесперспективным. Что это — сезонное недо- могание или симптом действительно серьезной болезни? В ситуации с затяжной хандрой разло- жил всё по полочкам доктор медицинских наук, профессор Вячеслав Куташов. —Весенняя депрессия— обычная реакция на переме- ну климата, на перестройку биоритмов, да и авитаминоз может стать тому причиной, —говоритон.—Счембыяне советовалторопиться—ссоб- ственнымдиагнозом.Депрес- сия—понятиемедицинское, длянегохарактерноустойчи- во угнетённое, подавленное состояние, сочетающееся с расстройствами мышления, физическойактивности, апа- На правах рекламы НАШЕ ЗДОРОВЬЕ | Как бороться с весенней депрессией Грусть-тоска меня съедает... тией, а также с нарушением пищеварения, сна. Вообще проявления депрессии до- вольно широки, но доско- нально в них разобраться может,конечно,врач.Только он сможет правильно диа- гностировать заболевание, учитываявсемельчайшиеде- тали: характер расстройств, продолжительность присту- пов и так далее. ВВоронежевотужепочти двадцатьлетдействуетЦентр терапии мозга европейской клиники «Сиена-Мед». Он был создан для диагностики и лечения таких неординар- ных, сложных заболеваний какдепрессия,шизофрения, эпилепсия, неврозыидругие психические расстройства. Центроснащенсовременным оборудованием, которое по- зволяет точно диагностиро- вать и подобрать индиви- дуальную схему лечения. Здесь широко используют триплексное сканирование сосудов, при котором «кар- тинка»движениятокакрови по сосудам головного мозга и сами сосуды видны в дина- мике. Помимо медикамен- тозного лечения применяют новейшие методы нейрофи- зиологии, нейробиоуправле- ния, эклектичную терапию и методы функционального воздействия. Специалисты центра ра- ботают не только по широко известным реабилитацион- нымпрограммам, но и по ав- торскимразработкамВячес- лава Куташова, Александра Медведева, Сергея Бухто- ярова, Людмилы Куташо- вой. В комплексе это дает максимальный лечебный эффект даже при тяжелых психическихрасстройствах. —Хочу привлечь внима- ние родителей к проблеме раннего выявления и лече- ния эпилепсии, — говорит далее профессор Куташов. —По даннымисследований, эпилепсия — это наиболее распространенное заболе- вание нервной системы, им страдают около одного процента всего населения Земли. Ипримерно в 75 про- центах случаев эпилепсия дебютирует в детском воз- расте. Своевременное начало лечения, соблюдение режи- ма дня и питания больного приводят к тому, что при- ступы могут практически прекратиться на длительное время илиисчезнуть совсем. Не менее сложная бо- лезнь — шизофрения, ко- торая имеет очень разное течение и характеризуется нарушениями речи, вос- приятия, мышления, со- циальной активности. Но все очень индивидуально —бывает так, что у человека случается всего лишь один приступ за всю жизнь или ремиссия на долгие годы. В основе психических за- болеваний лежит целый ряд предпосылок. Хотя на пер- вом месте, как показывают исследования, — сочетание наследственных факторов и неблагоприятных внеш- них обстоятельств (инфек- ций, травм, интоксикаций, травмирующих психику ситуаций и т.д.). Болезни и травмы женщины во время беременности также могут стать причиной задержки психического развития ре- бенка, эпилепсии и других психических болезней. И в этом случае, чем раньше люди обращаются к специ- алистам, тем лучше прогноз на выздоровление Не надо думать, что та- ким больным необходима помощь только психиатра или психотерапевта. Чело- веческий организм един, поэтому при нервно-психи- ческом расстройстве люди, как правило, нуждаются и в лечении соматических за- болеваний.Поэтому вцентре терапии мозга пациент име- ет возможность получить консультацию и терапевта, и невролога, и гастроэнте- ролога. Его специалисты прошли соответствующую подготовку, они регулярно стажируются в ведущих клиникахЗападнойЕвропы. Посвятив проблеме более двадцати лет своей жиз- ни, профессор Куташов ис- кренне считает, что такие больные не должны быть изолированы от общества. В большинстве случаев они могут посещать обычные детские сады, школы и ве- сти активный образ жизни, всего лишь с некоторыми ограничениями. — Стесняться нервных и психических болезней не стоит, — уверен Вячеслав Куташов. — Нет ничего по- стыдного в том, что психи- ка человека не выдержала сверхнагрузок. Надо только довериться грамотным спе- циалистам, которые могут помочь справиться с болез- нью и улучшить качество жизни. Обращайтесь вцентр терапиимозга.Мыпоможем вам вернуться к активной жизни. Европейская клиника «Сиена-Мед» располагается поадресу: г.Воронеж, ул.60-й Армии,д.22Б(ост.«Линия»), т. 8 (473) 247-77-55 Сайт: www.sienamed.ru Света О. Девочке два с по- ловиной года. Жизнерадостный, веселый, ласковый ребенок. На- певает песенки, слова которых пока трудновато понять. Еще Света любит рассказывать сказки. Любимая — про репку, которую все, помогая друг другу, смогли вытянуть из земли. Несмотря на то, что у нее редкая болезнь, и о ней, слава Богу, этот ангелочек не знает, Светочка терпелива, хорошо спит и ест. Очень многое делает персонал дома ребенка для своей доченьки. А она ждет маму, прикосновение ее ласковых рук. Поэтому, видимо, долго не отпускала от себя тетю, которая улыбалась ей ифотографировала, поправляя оригинальный ободочек из бантиков на голове. Настя М. По истечении полу- тора лет девочка снова попала в нашу рубрику. Она повзрослела, подросла, стала серьезнее. Учиться только на «хорошо» и «отлично» у Настипоканеполучается, но онане отчаивается. Старается довестина- чатое дело до конца, добрая, трудо- любиваяи спокойная. Очень любит рисовать, ухаживать за цветами. Опекает младшего брата, который живет в этом же детском доме. Поступили сюда дети в сентя- бре 2006 года. Родители своиправа вряд ли восстановят, да и поведе- ние их не сильно изменилось. ДимаМ. Димана три годамлад- ше сестры. Несмотря на неболь- шую разницу в возрасте, она для него, как мама. Хотя Дима, как многие мальчишки, и пошалить может, и силой помериться. Вос- питанник детского дома, так же как и сестра, совершенно здоров. Ест и спит замечательно, бодр, грустит редко. Он любит рисовать, лепить, собирать пазлы. Мастеро- вой—делает самые разные подел- ки из подручного материала. Дима добрый и трудолюбивый мальчик. Всегда готов помочь сверстниками воспитателям. Его мечта — стать солдатом, а потом, быть может, и генералом. «Родину надо защищать военным, а всем другим — беречь ее!», — сказал на прощание Димка. В девять лет такие мысли! Хороший человек растет, хотя и не в отчем доме. ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото Уважаемые читатели ! Благодарим вас за внимание к нашей рубрике и внимание к детям - сиротам ( в письмах , звонках , устных обращени - ях ). Если вы хотите усыновить , взять под опеку ребенка - сироту либо помочь чем - то , просим звонить в управление образования и науки области по тел .: 32-94-17, 32-94-18, 32-94-19. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА ВОЗМОЖНЫ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, НЕОБХОДИМУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮОКАЖУТ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ. Лицензия ЛО-36-01-000111 от 08 августа 2008 г. выдана главным управлением здравоохранения Воронежской области. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Валентин Михайлович Шабаршин умеет заразить студентов своей влюбленностью в химию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz