Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 66/24194/ 5 АПРЕЛЯ 2012 3 ВЫСТАВКА | Графические тайны Лидии Скаргиной Продолжение диалога Андрей Снегов Неожиданно, парадоксаль- но и точно поэт назвал тяжесть и нежность сестрами. Неопровержи- мость этого наблюдения Осипа Мандельштама я в полной мере почувствовал на выставке графических произведений Лидии Скаргиной (Юровой). Она открылась во вторник в липецком Центре изобра- зительных искусств. Вот уже второй день меня прямо-таки пресле- дуют глаза, лицо старой женщины. Ее портрет Скар- гина легко, нежно, сурово, весомо выполнила, сколь ни странно это покажется непосвященному в секреты изобразительной техники, на желтоватой оберточной бумаге, которая, однако, смотрится как мрамор. Не- принужденно, словно еди- ным росчерком сделанный портрет вдруг обрел мону- ментальность, пластическую силу. Усталость и мудрость, груз лет, груз тайной боли и неизбывное терпениепереда- ны предельно выразительно и вместе с темпросто, без ма- лейшего нажима, форсажа. Вообще-то Лидию Скар- гину гораздо лучше знают как одаренного живописца. Совсем недавно в том же зале демонстрировались ее картины. Тот вернисаж стал заметным событием в куль- турном календаре Липецка. Лидия Васильевна присут- ствует в нашем творческом цехемного лет.Но таквсегда получалась, что она остава- лась в тени других мастеров — Сорокина, Сальникова, Сорочкина, Дворянчикова. Ее талант никто не отрицал, но и внимания к созданному ею самобытному живопис- ному микрокосму особо при- стального не было. Да она на него и не пре- тендовала. Азартная, ув- лекающаяся, она получала свое сполна, когда работа- ла. А работала она и рабо- тает каждый раз как бы с нуля, беззаботно забывая о вчерашних находках, не цепляясь за манеру, что по- зволяла быс первого взгляда опознавать принадлежность холста или графического ли- ста именно ей. «Считайте это проявлениеммоегоженского непостоянства»,—полушут- ПОГОДА МЕСЯЦА Весна идет, весне дорогу! Мария Гурова Второй весенний месяц называется апрелем не случайно: по народному поверью, в апреле земля преет. Апрель в народе прозвали снегогоном. Именно во втором месяце весны на большей части России сходит снег. Причем он тает уже неостановимо, как неостановим приход настоя- щей весны, с теплом, свежей зеленью. «Начало апреля в снегу, конец — в зелени», — говорят об этом месяце. Каждый день апреля дарит нам что-то новое. Торопится весна, прибавляются в природе новые краски — зеленые, желтые, голубые. Ночами, на утренних зо- рях, в сумерках шумит над разливомперелет—свистити хлопает крыльями, крякает, щебечет, звенит и гогочет, курлыкаетикаркаетптичьи- ми голосами. По апрельским приметам смотрели, каким будет лето: «Если в апреле поверхностьснегашершавая, курожаю», «Мокрыйапрель, хорошая пашня», «В апреле мокро — грибное лето, гроза — к тёплому лету, к урожаю грибов». Народные наблюдения и приметы характеризуют апрель как месяц темпера- турных колебаний. Тепло чередуется с холодом, ясная погода—сдождём, аиногдаи снегом. Вночьна6-е числона Руси во дворе вешали мокрое полотенце. К утру высохнет — год будет урожайным. Считается, что с Благовеще- ния (7 апреля) остается 40 холодныхутренников. Вэтот день гроза—к теплому лету, дождливый день — грибное лето. А если солнце яркое, небо безоблачное — быть и лету грозовым. 27 апреля — МартынЛисогон.Попримете охотников, лисы переселя- ются из старых нор в новые. Считается, что в течение трех дней они бывают слепы и глухи. Говорили: «Лисицы роются меж пней, бегут на людей». Таковы народные при- меты апреля. Профессио- нальные же наблюдатели за погодой дают свой предвари- тельный прогноз на месяц. По сообщениям Липецкого гидрометеоцентра, в начале апреля циклон принесет в нашу область теплую, но ненастную погоду. Таким образом начнет сказывать- ся влияние атмосферных фронтов южного циклона. Температура ночью—от 1 до 6градусовтепла, днемвоздух будет прогреваться до 6-10 градусов с плюсом. Во второй половинемесяцастолбиктер- мометравдневныечасыбудет колебаться в пределах +3 — +10 градусов, а в последнюю декаду поднимется даже до 20 градусов тепла и выше. Заморозки не ожидаются и в ночные часы. Дожди будут перепадатьизредка в течение всегомесяца. Также в апреле возможны сильные ветра. Их скорость в наших краях временами будет доходить до 15-20, а то и 24 метров в секунду. А первая гроза в Липецкойобластиожидается уже в середине апреля. Слово обозревателю Городской пейзаж И. Неверов Приехал однажды в Липецк коренной москвич, отличный журналист, парламентский обозрева- тель нашей газеты Виктор Грибачев и удивился. — Вот уж, — говорит, — не думал, что крупный про- мышленный центр может выглядеть как южный курортный город. Эта зелень, этот рельеф — пе- репады высот, Петровский спуск, Каменный лог, Верхний парк, Нижний парк. Отдохнуть бы здесь всей семьей от столичного мельтешения, злости, одиночества в толпе... Корреспондентом «Ком- сомолки» он объездил нема- ло городов, да и стран. Аме- риканист по образованию, в молодости жил и работал в США, вникал что тамк чему без туристского благогове- ния перед супермаркетами и небоскребами. И вот с его опытом и проницательно- стью по неуловимым для самих липчан признакам с ходу угадал: изначально Липецк прославился в Рос- сии как курорт, к чьим це- лебным источникам ехали отовсюду. Я не стал грузить гостя нынешними нашими эко- логическими проблемами, честно показывать ему те улицы, те окраины, где на тротуарах нет не толь- ко плитки, но и путевого асфальта. Отзыв Виктора Николаевича мне польстил. Он прозвучал весомее при- думанных кем-то пиаров- ских слоганов про Липецк —жемчужину Черноземья, про Липецк — маленький Париж или второй Брюс- сель. Взаимоотношения чело- века с местами его детства, отрочества очень личные, даже интимные. Они проти- вятся показухе и фальши. Меня, не скрою, коробит пи- ар-публика, чьими старани- ями, например, несколько лет назад у нас вдруг появи- лись плакаты типа «Наши рабочие самые работящие», «Наши женщины самые красивые», «Наши семьи самые крепкие»... — Надо бы еще доба- вить, — с ухмылкой посо- ветовал одинмой знакомый: — наши поезда самые по- ездатые... У африканских абори- генов существовали занят- ные представления о мире. Собственную деревню они считали пупом Земли. В соседних жил народ по- хуже. В отдаленных совсем никудышный. Зато они сами были во всем лучше всех. Я вспоминаю про эти свидетельства этнографов, обнаруживая на трехметро- вых досках и полотнищах лозунг «Липецк — лучший город страны». Ребята, мы же с вами не африканские туземцы. А главное — не- ужели «малая родина» тем дороже, чем больше она превосходит прочие города и веси? Может, любовь-то к ней все-таки не в самодоволь- стве, не в самохвальстве проявляется, а в скромном желании что-то реальное сделать? Липецк, бесспор- но, меняется, обретает чер- ты среднестатистического европейского города. Но при этом и кое-что теряет, приносит в жертву, причем далеко не всегда оправдан- но. Пару лет назад в письме в «Липецкую газету» ком- петентный краевед пере- числил, сколько всего мы после войны зря поломали, снесли, перестроили. На- чиная с храма, в чьих стенах венчались предки Алексан- дра Сергеевича Пушкина. Исчезли и «контора Петра Великого», и здание кур- зала Липецких минвод. Автор письма составил этот список не без повода: уже в наше время и на его, и на мой взгляд без особой надобности снесли пусть и совсем ветхий домик семьи талантливого, в двадцатые годы минувшего века хоро- шо известного любителям литературы и в Москве, и в Петербурге-Ленинграде поэта Алексея Липецко- го. Признаемся, господа: в «лучшем городе страны» так бы не поступили. А как совместить словес- ные декларации о липецком патриотизме—неважно, го- родских ли властей или нас, рядовых жителей-обывате- лей, — с тем, что из года в год обнажает безжалостная разоблачительница весна? Какое безобразие вылеза- ет на свет из-под таящего снега! Островки в два, три квадратных метра, засы- панные сотнями окурков. Прошлогодние пакеты, пив- ные банки, бутылки, пачки от сигарет. Шприцы. Ау, патриоты! Может, и кто- нибудь из вас без раздумий швырнул что-то в эти кучи мусора? А есть еще стихий- ные свалки. Коммуналь- щики их ликвидируют, но на том же месте или рядом возникают новые. Иной раз оторопь берет: детская пе- сочница, а в десятке метров от нее – горы дряни. Вообще по весне многое виднее, за многое стыднее. Вам, читатель, доводилось пробираться к стеклянным самораздвигающимся две- рям гипермаркета по льду, лужам, снежным наростам? Не сомневаюсь, что доводи- лось. Многие хозяева мага- зинов, похоже, командуют расчищать проходы пре- дельно экономно. У самых дверей – плитка, асфальт, а остальное... Да пусть на- род там хоть по-пластунски ползет. Это также трудно, согласитесь, признать при- метой цивилизованного города. Сколько работаю в га- зете, столько пишу о такой деликатной стороне город- скойжизни, как обществен- ные туалеты. Вы можете со мной поспорить, но мне кажется, что без них мы на статус черноземного Брюс- селя никак не тянем. В том, бельгийском, Брюсселе есть знаменитый на весь мир мальчик, невинно и даже мило справляющий малую нужду у всех на глазах. Но он единственный, кому это позволено. А у нас… Ну, вы поняли, о чем я. И ведь та- ким образом общественный порядок нарушают отнюдь не одни лишь выпившие граждане. Как говорится, при наличии отсутствия до- статочного числа туалетов грех случается и с людьми трезвыми, даже хорошо воспитанными. Что хотите со мной делайте, а я не в силах постичь: отчего в Липецке практически нет биотуалетов, отчего создан и так упорно поддержива- ется искусственный дефи- цит, извините, отхожих мест? Кстати, на днях теща вернулась с квадратными глазами из поликлиники: там на сотни посетителей оказался один туалет на этаже. Да к тому же на одно «очко». Очередь выстраива- лась к нему длиннее, чем у кабинетов врачей. Я пишу о вещах очевид- ных и, к сожалению, от- нюдь не невероятных. Хо- чется всего лишь напомнить простенькую истину: город — это не стены домов, не улицы, не стада «иномарок» на мостовых, а мы, люди. И это мы пока не заслужи- ваем и, опасаюсь, нескоро заслужим право называть себя образцовым городом. Поскольку не научились уважать и друг друга, и са- мих себя. Поскольку среди сотен тысяч липчан най- дутся единицы тех, кто, не увидев поблизости урны, зажмет окурок в кулаке и пройдет двести, триста, че- тыреста метров, отыскивая ее, затаившуюся на автобус- ной остановке. Поскольку нет-нет, да и попадешь в «маршрутку», водитель ко- торой, прижав мобильник к уху плечом, не понижая голоса, обсуждает что-то на- сущное матом с невидимым собеседником. Поскольку между двумя главными выставочными залами, где демонстрируются произ- ведения живых и ушедших классиков, кому-то взду- малось поставить нелепую скульптуру дворничихи. А когда народные и заслужен- ные художники попросили городские власти убрать эту безвкусицу куда-нибудь в другое место, ихмнение про- игнорировали, сославшись на одобрение «ценителей», назвавших тетку с метлой «прикольной». Есть старое русское сло- во: смирение. Так вот, надо со смирением признать: покуда нашему городу не- достает культуры, а горожа- нам — доброй воли, чтобы Липецк мог без натяжек удостоиться любых краси- вых эпитетов. Чтобы их нам не пиарщики подсказыва- ли, а мы бы сами искренне, без суфлеров и плакатов, наградили бы ими родной город. / Вас заинтересовала тема , поднятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее продолжение ? Предлагаем высказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? ливо сказала она мне однаж- ды. Оттого и та живописная экспозиция, и нынешняя графическая удивляют раз- нообразием, свободной сме- ной интонаций, соседством реалистических, импрес- сионистических, экспрес- сивно-экспериментальных приемов. Кстати, Скаргина чуть ли непервая средилипецкихху- дожников занялась компью- терной графикой. Икак всег- да — одержимо, страстно, безоглядно. Поначалу могла просто встать посреди ночи и — к компьютеру, чтобы до утра водить мышкой, вопло- щая то, что ей пригрезилось, померещилось, может, даже приснилось.Кэтойграфике у многих стойкое предубежде- ние. Дескать, она в принципе не может не быть машинной, неживой, оналишенаодухот- воренности, рождающейся исключительно движением руки с кистью, карандашом, пером. Скаргина со скеп- тиками категорически не согласна. «Все зависит от того, кто и, главное, как во- дит мышкой, карандашом, резцом, — утверждает она, —насколько он владеет этой техникой и как подготовлен зрительквосприятиюхудож- нического послания». Право же, Лидии Васи- льевне стоит поверить. Ведь в той же графике она, по ее же словам, перепробовала все.На ее выставкемывидим и карандашные рисунки, и офорты, и линогравюры, и гравюры на картоне, меди, цинке, и монотипии, и со- вершенно индивидуальные опыты, когда различные техники смешиваются, пере- плетаются, проникают друг в друга. Между прочим, Скар- гина- график гораздо старше Скаргиной-живописца. Она ученица замечательного ма- стера графики Юкина. За полвека ею создано колос- сальное количество интерес- нейших листов. Но о них, о том, каковы они, не ведали, не подозревали даже поклон- ники творчества Лидии Ва- сильевны. И вот перед нами развер- нулась яркая панорама этих работ за сорок с лишним лет. Мне было очень любопытно наблюдать, как смотрели выставкуколлегиСкаргиной помоложе. «Да откуда, из ка- кого бездонного сундучка из- влекла она такое богатство?» — с уважением, а может, и не без зависти говорили они. Действительно, до сего дня оченьнемногое из отобранно- го длявыставки где-либо экс- понировалось. Что-то Скар- гина показывала на Первой республиканской графиче- ской выставке в Ленинграде в конце семидесятых, что-то на зональных вернисажах «ХудожникиНечерноземья» и «Край Черноземный». Но большая часть десятки лет дожидалась своего часа. И дождалась. В нынешнем юбилейномдляЛидииВаси- льевны году художница рас- крылась дляпублики заново и по-новому. Мне показалосьпримеча- тельным, чтомеждуживопи- сью и графикой мастера об- наруживается одно принци- пиальное различие. Первая запечатлевает, так сказать, мгновение вечности, настро- ения, состояния, которые неостановимо сменяют друг друга. Вторая акцентиру- ет вечность мгновения. В графике Скаргина придает полновесность, монумен- тальность всему — будь то детская игра со скакалоч- кой, дождливый рижский пейзаж, аллеямогучихдерев или задумавшийся в своей мастерской друг-художник. Когда я сказал об этом са- мой Лидии Васильевне, она засмеялась: «Поскольку здесь большинство моих молодых вещей, стало быть, в молодости я была более серьезной и солидной». А потомпризналась: «На иные рисунки, акварели смотрю и, представьте, нравятся. Словно не мои, словно вижу их впервые». Графическая экспози- ция названа автором как и предыдущая — «Диалоги». В сущности, это одна, но «двухсерийная» выставка. Да, чуть не упустил: премье- ра «второй серии» состоя- ласькакраз в день рождения художницы… ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ И НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА КОРОТКО Успех на «Звездном пути» Владимир Акимов Артист лебедянского народного театра «Улыбка» Илья Крылов представлял Липецкуюобласть намеждународном конкурсе-фестивале детского и юношеского творчества «Звёздный путь», который проводился Фондом поддержки и развития детского и юношеского творчества «От сердца к сердцу». Сценическое и речевое мастерство юноши из Лебедяни было отмечено дипломомвторойстепенивредкойноминации «Театр одного актера». Илья Крылов, представший перед жюри и зрителями в костюме и образе Тиля Уленшпигеля из романа Шарля де Костера, талантливо сыграл сложную роль фольклорного героя средневековых легенд, борца за независимость Фландрии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz