Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 64-65/24192-24193/ 4 АПРЕЛЯ 2012 3 РАМПА | Немецкие артисты показали спектакль по песням великого шансонье Стопроцентный Брель Сергей Малюков 8 апреля 1929 года в Брюсселе в семье фабриканта родил- ся Жак Брель — поэт, шансонье, актер, режиссер, компо- зитор, летчик, мореплаватель, пересекавший на своей яхте под парусом Атлантику и Тихий океан. Масштаб личности великого бельгийца и его влияние на современ- ную культуру невозможно переоценить. Брель для франко- говорящего мира— все равно, что Высоцкий для нас. Знаменитую композицию1959 года «Ne Me Quitte Pas» («Не покидай меня») поют на десятках различных языков. В 1965 году Жак Брель триумфально проехал с га- стролямипоСоветскомуСою- зу—шестьконцертовподряд вмосковскомТеатре эстрады, переполненные лучшие залы в Ленинграде, Тбилиси, Ере- ване, Баку. Он ушел из жиз- ни в 49 лет, умерев от рака лёгких 9 октября 1978 года. Незадолго до этого в му- зыкальных магазинах по- явился прощальный альбом певца. Он раскупался так быстро, что на витринах еще до его смерти стали появ- ляться пророческие надписи «Бреля нет». В минувшую субботу, накануне 83-летия Бреля, со сцены Липецкого дра- матического театра на Со- коле публика вновь услы- шала творчество великого шансонье. Музыкальный спектакль «Брель в чистом виде» представил липчанам немецкий театр «Альтмарк» из земли Саксония-Анхальт. Чем же привлекли немцев проникновенные баллады и социальная лирика Бреля на французском? — Творчество Бреля, к сожалению, не так хорошо известно вГерманиисегодня, —объясняет директор театра «Альтмарк» и одновременно поющий актер Дирк Лёш- нер. —Многие слышали его композиции, ноне знают, что их написал Брель. В рамках франко-германского куль- турного обмена нам пред- ложили сделать большую программу. Мы хотим пред- ставить зрителям всюмного- гранную и противоречивую сущность Бреля, показать егонежнуюиранимуюдушу. Г а с т р о л и т е а т р а «Альтмарк» (в переводе с немецкого — «старая мар- ка», так называют земли на западном берегу Эльбы) приурочены к году Россий- ско-немецкой дружбы. В городе Штендаль, или Стен- даль в русской транскрип- ции, живет около 130 тысяч жителей. Городскому театру уже больше тридцати лет, его история начинается еще во времена ГДР. Сейчас в нем служат двадцать пять человек, спектаклииграются на четырех сценах. ВЛипецк приехали шесть участни- ков труппы. Помимо Дирка Лёшнера в представлении участвовали немецкие му- зыканты под управлением пианиста и аранжировщика ПетраШтоллеинашбывший соотечественник, скрипач Михаил Антипов, много лет проработавший в Саратов- ской филармонии. «Альтмарк» дружит с Мичуринским драматиче- ским театром, обмениваясь гастрольными проектами, а поскольку у мичуринцев на- лажены тесные творческие связи с Липецким драмтеа- тром, было решено показать «Брелявчистомвиде»липец- кой публике. — Все мы — европейцы. Очень важно общими усили- ями создавать единое куль- турное пространство даже за границами Евросоюза, —убежден Дирк Лёшнер. — Мыстремимся, чтобынемец- кая и российская культуры становились ближе. Очень интересно представить свое творчество в России, стране с богатейшимикультурными традициями, увидеть реак- цию на него людей, в свою очередь самимпосмотретьра- ботываших артистов. Все это дает потрясающие впечат- ления, обогащает духовно. Сегодня мы показываем на французском языке Бреля, завтра, быть может, возник- нет идея поставить что-то на русском, а в России, возмож- но, театр заинтересуется не- мецкой классикой. В этом и заключается великаямиссия искусства. На сцене нет декораций, лишь квартет музыкантов — фортепьяно, контрабас, аккордеон, скрипка и глав- ный герой вечера — Дирк Лёшнер, примеряющий на себя столь разные образы из песен Жака Бреля. Вот Брель—юный влюбленный, безнадежно ждущий на сви- дание ветреную красотку Мадлен. —Мне так нравится твой голос — Звонкий ручеёк. Где же ты блуждаешь вечер, Я весь изнемог. Вянетмой букет сирени, НетмоейМадлен. Она слишком хороша, Говорит кузен… А вот талант Бреля вос- певает пугающий добропо- рядочных буржуа мир дна Амстердама, населенный матросами, бандитамиипро- ститутками. —В амстердамском порту Моряки распевают О мечтах, что растают На подходе к порту. В амстердамском порту Моряки засыпают, Повалясь на ходу, Как подгнившие сваи. В амстердамском порту Моряки умирают Драмы с пивом смешав, Когда лишь рассветает… Каждый номер Бреля в интерпретации Лёшнера становился небольшим спек- таклем. При первых тактах «Ne Me Quitte Pas» зал взор- вался аплодисментами. Эту песню Брель посвятил своей любовнице Зизу, которую он незадолго до того бросил, узнав о том, что она беремен- на. Вернувшись к супруге, матери своих троих детей Терезе Мишильсен, или про- сто Миш, переживающий душевную драму Жак Брель написал одну из самых прон- зительных песен о любви в XX веке. —Не покидай меня, Я больше не буду плакать, Я больше не буду говорить. Я затаюсь оттебя, Чтобы смотреть, как ты Танцуешь и улыбаешься, И слушать, как ты Поешь и затем смеешься. Позволь мне стать Тенью твоей тени, Тенью твоей руки, Тенью твоей собаки, Не покидай меня… «Мужчина не должен так петь это», — сказала в свое время потрясенная Эдит Пиаф. И хотя внешне немец- кий актер совсемне похожна легендарного шансонье, ему оказалось по силам передать чувства, охватившие душу фламандца. К такому эмо- циональному исполнению публика просто не могла остаться равнодушной... Елена Панкрушина Никто из нас не застрахо- ван от случайности. Можно в одночасье из числа людей с абсолютным здоровьем переместиться в категорию инвалидов. А заодно лишиться возможности учиться, где хочется, и стать, кем мечтал. В такие ситуации когда- то попали все члены липец- койрегиональнойобществен- ной организации инвалидов «Оптимист». Здесь же они нашли с кем делиться пере- живаниями, вместе строить планына будущееиработать. Мечта многих из них проста: иметь друзей и делать что-то полезное. Адиагноз, какока- залось, — не приговор, если противостоять ему сообща. * * * Ляне Попович двадцать восемь лет, но выглядит она намного моложе. Худенькая шатенка в узких джинсах и черной толстовке — таких девушек можно встретить где угодно. Она улыбает- ся, но под очками прячет полные грусти глаза, по- тому что она не такая, как все. В восьмом классе Ляна перенесла грипп. Болезнь удалось победить за две не- дели. Но, увы, она не прошла бесследно. Начались голов- ные боли, шумы, а потом и приступы... Год спустя врачи дали ей вторую группу инвалидности. Несколько лет девушка скрывала свой недуг от одноклассников, но когда в одиннадцатомклассе приступ случилcя прямо на уроке, ей пришлось перейти на домашнее обучение. После окончания школы она пыталась устроиться на работу, но безуспешно. Ссы- лаясь на здоровье, отказы- вали повсеместно. Девушка пыталась учиться и даже окончила курсы маникюра и педикюра, но ей не суждено было пойти трудиться по профилю. Несколько лет она практически не выходила из дома, чтобы не волновать маму, которая очень пере- живает за ее состояние. Но однажды девушка ре- шилась отправиться в центр реабилитации инвалидов «Сосновый бор», где прово- дятся обучающие курсы для инвалидов. Тамона узнала об «Оптимисте» и о том, что там есть рабочиеместа длямасте- ров лозоплетения. Ляну не смутило, что это мастерство считается неженских рук де- лом. «Это иправда непростой труд, но если очень хочется, то приходится стараться, — говорит она. — А я больше всего на свете мечтаю иметь свой заработок». В «Оптими- сте» ее обучили этому искус- ствубуквально за тримесяца. На днях Ляна Попович полу- чит свой первый заказ. * * * Учитель Ляны Попович в «Оптимисте» —Юрий Па- нов —не намного старше ее. Ему тридцать один год. Еще ребенком уроженец Грязей мечтал стать шофером, как папа, который частенько брал сына в поездки по райо- ну. КогдаЮре было пять лет, неподалеку от их дома раз- бился учебный самолет. Па- нов-старший с сыном поехал на место крушения. «Вокруг кукурузника собралось мно- го людей, было оченьшумно, много огня, — вспоминает Панов тот день.—Яиспугал- ся, начал кричать, плакать, долго не мог успокоиться». Страх подействовал на пси- хику ребенка и спровоциро- вал нарушение центральной нервной системы. Учителя настаивали на домашнемобучении, номама уговорила педагогов зачис- лить сына в обычное учебное заведение.Через год егопере- вели в другой класс, затем— в третий. Ивсеже вшколеПановне был одинок, от него не отвер- нулись сверстники. Но когда прозвучалвыпускнойзвонок, оказалось, что емунекуда по- даться. Такдлилосьпять лет. АпотомПановтожепопал в «Сосновый бор», где в тече- ние нескольких лет освоил сразу трипрофессии: роспись по дереву, лозоплетение и ремонт обуви. После нашел людей с похожей судьбой—в «Оптимисте»вЛипецке. Рас- стояние его не испугало. Он и сейчас каждый день ездит в областной центр, где уже сам проводит мастер-классы и обучает новичков. В скором времени у «оп- тимистов» появится возмож- ность работать в своей соб- ственной мастерской — на проспекте Победы. Этого они добивались более четырех лет. «Когда у нас будет от- дельное помещение, мы смо- жем набрать больше людей, обучить их и дать работу, —делитсяпланамиЮрий.— Заказов унасмного.Поэтому занятие найдется для всех!» * * * Лариса Иванкина окон- чила школу с группой инва- лидности, училась на дому. Потом все в ее жизни ста- ло вроде удачно складывать- ся. Она отучилась по специ- альности лаборант молочной промышленности, какое-то времяработала по профилюв Лебедяни. А когда переехала к родителям в Липецк, то с работой начались проблемы. Вакансий на молокозаводе не было. Пришлось пере- учиваться. Втораяпрофессия Иванкиной — акушерка. Но в роддоме она работала сани- таркой. Однако из-за частых больничных ее уволили. На- чались годы скитания без работы. «Сосновый бор» изменил ее судьбу. Девушка освоила хохломскую роспись, полу- чила профессии вязальщи- цы и флориста. «Надеялась устроитьсяхоть в ритуальное агентство венки оформлять, но не взяли», — говорит Ла- риса. Три года спустя она оказалась в «Оптимисте», где пригодились все ее на- выки: и шитья, и вязания, и флористики, и рисования. «Мы готовим подарки для ветеранов: шьем шторы и постельное белье, изготавли- ваем сувениры и домашнюю утварь. Также у нас есть за- казы на оформление кафе, парков — мы ни от чего не отказываемся, — с радостью делится Лариса. — Хочется делать что-то красивое!» * * * «Оптимист» стал для Ла- рисы, Ляны,Юрия и всех его членов вторым домом. Таких судеб здесь не три, а несколь- ко десятков. Им в жизни приходилось несладко, пока они, всекакодин, непопалив центр реабилитации инвали- дов «Сосновый бор», а потом — в «Оптимист». Здесь они не просто общаются, но и ра- ботают. А это именно то, чего инвалидам больше всего не хватаетвжизни:чувствовать, что они нужны и полезны, а главное —не одиноки. РЯДОМ С НАМИ | Пути самореализации людей с ограниченными возможностями Глоток жизни И. Неверов Тайное желание рецензен- та, прочитавшего свежий номер толстого журнала, — не хвалить, не ругать, а промолчать о том, что читал со скукой, через силу, и процитиро- вать то, что понравилось, особенно стихи. Литерату- ра держится не на анализе, а на сопереживании. Вот и хочется, чтобы люди, которым журнал в руки не попадет, все же почувство- вали обаяние, магию, живое дыхание талантли- вых строчек. Среди поэтических пу- бликаций последнего номера «Петровского моста» таких строчек немало. На его стра- ницах сошлись стихотворцы разныхпоколений.Кюбилею известнойпоэтессыСветланы Мекшен после долгого пере- рыва появились ее бесстраш- ные признания в любви — к стране и людям, живущим трудно, горько, но не теря- ющим терпения, надежды, веры. Россия, Русь, сестра моя больная, люблю тебя не в самый светлый час. Страна моя —такая, не иная, что дал Господь навеки только раз. А у Светланы Аксеновой царят «зимаитишина». Зим- ние картинки превращаются в исповедь. Как хороший живописец, автор находит бесчисленное множество от- тенков в снежной белизне и — в «рифмующихся» с этим снежным миром состояниях души. Вечерняя хрусткость прогулки, Повсюду сиреневый снег. Зависшие шорохи гулки. У ветел— застывший разбег . В журнале напечатаны и стихи двух липчан, которым не суждено увидеть эти пу- бликации.Недавно умерший на семьдесят седьмом году ВладиславЗоринпринес свой цикл в редакцию за несколь- ко дней до ухода. Его произ- веденияполныпредчувствия конца и жажды еще успеть договорить что-то важное, главное тем, кто остается: «Мой ангел в небесах, /А я еще на тверди,/ Позволь, Го- сподь, пожить, /Не торопись замной...»Он былчеловеком своего поколения, но не уста- вал то с болью, то с гневом, то с неистребимым ожиданием чуда всматриваться в новые неуютные времена. Кому нужнымои печали, Онитакие ж, как у всех. И годы прошлые не жаль мне, Но и совсем забыть их грех. Вот уже семнадцать лет нетнасветеЮрияБрюшкова. Он не дожил до сорока. Был щедро одарен. Кто знает, как бы мог развернуться, трансформироваться талант человека, который умел пи- сать так: «Уж пади синие сухи, / И громко сватаются вороны,/И крошкой вербной шелухи /Земля весенняя по- солена/... С высоких падают кустов/Смешные перышки акаций./И лишь черемуха крестом/Сложила сломан- ные пальцы». Справедливо было бы от- дать должное и другим по- этам номера. Но я все-таки выделю Александра Грид- нева. Он меня удивил. За его стихами встает суровая биография мужчины, сол- дата, знающего, почем фунт лиха, что такое оставаться самим собой у самого края: «И черный дождь кропит,/ Какмертвая вода./Анас ведь посылали — /За живою./По полной боевой,/Но, в общем, налегке»... Пора, однако, хотя бы совсем коротко сказать о прозе. Леонид Винников до- бавил в свою серию новелл о военном и послевоенном детстве несколько страничек о колоритном деде Павле и «лампочке Ильича». Поч- ти все рассказы остальных авторов — Александра Вла- димирова, Александра Ски- перских, Юрия Рудакова —так или иначе строятся на любовных сюжетах. Татьяна Щеглова определила жанр своей повести «Примите удобную позу!» нетради- ционно: «записки на краю стола». Ее героини не какие- нибудь там Маши, Дуни и Даши, а Аглая, Нора, Лола. Они занимаются фитнесом, йогой, служат в офисах, сидят в кафе, «с легкостью принимая быстротечность жизни и видя ее светскую подоплеку». Сочинитель раз- деляет их привычки и жен- ские заботы. «Записки...» сделаны уверенно, но есть в них избыточное, показное щегольство, претенциоз- ность и кокетливая игра в интеллектуализм. Мне, право же, больше по душе опять-таки неканониче- ские в жанровом отношении «сценкииз семейнойжизни» «Леша+Таня=лю...» Влади- мира Коротеева. Из россыпи анекдотических фрагментов о двух уже не первой моло- дости супругах прорастает, пробивается пронзительная и чистая нота любви, вер- ности, почти жертвенной преданности друг другу. Как всегда, «Петровский мост» не скупится на инфор- мацию о культуре (фести- валь«Джазоваяпровинция», юбилей первой областной художественной выставки, детская творческая студия «Оранжевый лис»). Как всегда — ряд исторических, историко-литературных и краеведческих материалов — Александра Тамбовская пишет о теме любви у Ивана Бунина, Виктор Елисеев о писателе Терпигореве, Алек- сандр Клоков — о Верхнем парке Липецка в связи с его двухсотлетием. Плюс на- чало исторической хроники «Жертва жребия земного» Анатолия Коновалова о ли- пецких корнях Михаила Лермонтова. И опять-таки в номере отсутствует заявлен- ная на обложке публицисти- ка, то есть злоба дня, отзвуки нашего времени. ЖУРНАЛЬНЫЙ ОБЗОР | О стихах , прозе и эхе времени «Уж пади синие сухи...» Слово обозревателю Голубой тиран Елена Бредис На прошлой неделе встаю я, как водится, в половине шестого утра и, как водится, первым делом включаю телевизор. Это, доложу я вам, лучший способ не впасть в депрессию от кромешной тьмы за окном и стряхнуть с себя остатки сна. И что же? Ни один канал не работает!! Ни метровый, ни дециметровый, ни федеральный, ни кабельный. По диагонали синего экрана медленно и безысходно ползла надпись «нет сигнала». Ситуация складывалась нештатная и даже экстремаль- ная. «Нет чтобы поесть, умыться», как пел Владимир Семенович Высоцкий, — я впала в ступор. В состояние полной растерянности. То есть как же я проведу эти предутренние часы, пока за окном не рассветет, пока семейная жизнь в квартире не забурлит? Из этой растерянности меня вывела внезапная и весьма неприятная мысль: получалось, что без этого беспрерывно бормочущего и что-то показывающего «члена семьи» я уже и не- сколько часов не могу про- жить. Прямо скажем, от себя я такого не ожидала, а потому из одного ступора плавно впала в другой. По- ложение усугублялось еще тем, что в столь ранний час с улицы не доносилось ни звука, а муж ушел гулять с собакой. Короче, осталась я в непривычной тишине и наедине сама с собой. Кто бы мог предполо- жить, что это станет насто- ящим испытанием? Каза- лось бы, какие проблемы? Рядом стопка свежих газет, которые и так собиралась просмотреть. В другой день взяла бы и стала листать их под лопотанье телека, а вот в абсолютной тишине как-то некомфортно, что ли. Парадоксально, но полу- чается, тишина уже мешает сосредоточиться. Спрашивается, что я собираюсь увидеть или ус- лышать, беря каждое утро в руки пульт? Нарезку но- востей со всего мира? Так ведь эти новости по большей части мало чем отличаются от криминальных хроник. Посмотреть серьезное, ка- чественное кино, которое дает пищу для размыш- лений? Но такие фильмы показывают крайне редко, да и то в основном в ночное время. Тешу себя надеждой разобраться в политической ситуации? Уж что-что, а наше телевидение в этом не помощник: вчера показы- вали, как проходила акция протеста на Поклонной, се- годня то же самое, но на Бо- лотной. Так что мы держим руку не на пульсе жизни, а на пульте. Телевизионном. Слава Богу, я все еще вы- ключаю боевики, в которых избыток сцен насилия и по- токов крови, — наверное, к этому надо привыкать с дет- ства, а мое детство прошло с другими фильмами. Инте- ресно, что во Франции еще более двадцати лет назад принят закон: тамошнему ТВ «запрещено демонстри- ровать эротические или со- держащие насилие сцены до 22.30 и их рекламу до этого же времени». Заметьте: и рекламу. А у нас с утра до вечера крутят рекламную нарезку из самых кровавых сцен боевиков, прерывая ею даже детские мультики. Аналогичный закон при- нят в 2008 году в Китае. В нем говорится следующее: «фильмыужасов и передачи о всевозможномнасилии на- полнилиКитайи оказывают серьезное негативное влия- ние на развитие общества, отрицательно влияют на психологическое здоровье детей и подростков». И не надо отмахиваться, что это, мол, преувеличение, что они в своем «тоталитарном» государстве еще и не то при- думают. Вот пример из истории так называемого «оплота демократии». В конце про- шлого века один американ- ский психолог, много лет проработавший в армии, заявил: показ на ТВ сцен насилия и пропитанные насилием видеоигры запу- скают в детях и подростках психические механизмы, с помощью которых про- фессиональных солдат учат убивать. То-то у них школь- ники хватают автоматы и расстреливают однокласс- ников. Просто в Амери- ке «демократия» началась раньше, чем у нас. …Аканалывсе не работа- ли. Наконец, на ОРТ и РТР появилось изображение, но звука не было по-прежнему. Беззвучная «картинка» нужного эффекта не дава- ла: в голову все равно лезли всякие не слишком жизне- радостные размышления о мироустройстве и нару- шенных законахВселенной. Почему-то для того чтобы избавиться от них, было совершенно необходимо, чтобы рядом кто-то бубнил, пел, вопил или играл на му- зыкальных инструментах. Пусть хотя бы еле слышно. Перебои в работе телеви- зионного центра привели меня к двум открытиям: я отвыкла от тишиныи от раз- думий, дающих душевный дискомфорт… Телевизор сродни нарко- тику. Включишь очередную «рождественскую сказку» и благостно расплываешься в кресле. Да, наивно, да, примитивно, с художествен- ной точки зрения — про- сто ужасно. Зато заранее знаешь: все будет замеча- тельно, как говорится, «в конце побеждают наши, а потом они женятся». И можно забыть о том, что тарифына квартплату будут расти, что молодежь год от года становится все более неуправляемой, и страшно подумать, что будет, когда внучке придет пора идти в школу. Да, стыдно смотреть такуюлабуду, зато—полто- ра часа кайфа. Сейчас, когда во многих семьях есть уже по два, по три телевизора, нормальное общение между близкими практически пре- кратилось: жена смотрит многосерийнуюмелодраму, муж — спортивный канал. И не дай Бог в этот момент помешать друг другу! Завораживающее воз- действие телевизора связа- но отнюдь не только с нашей душевной усталостью. Оно, к сожалению, объективно. Вы замечали: даже самые непоседливые детишки, если поместить их перед телевизором, будут часа- ми сидеть, уставившись в экран? Врачи называют та- кое двигательным застоем, но проблема не в пассивно- сти мускулов, а в пассив- ности воли, управляющей мускулами. Происходит атака на волевую способ- ность человека, вызываю- щая снижение активности, а тем самым и деградацию личности. Ученые уже до- казали: чем больше малень- кие дети смотрят телевизор, тем чаще и тяжелее возни- кающие у них нарушения речи. Кроме того, «голубой экран» тормозит развитие творческих способностей, фантазии и интеллекта. Ну, и наконец: телевидение при- водит к полной остановке аккомодации глаз. Доста- точно? Не так давно было про- ведено исследование: семь- десят ребятишек 9-10 лет на восемь часов оставили без компьютеров и мобильных. Выдержали трое: девочка, которая все это время вела свой дневник, и двое маль- чиков — один клеил модель корабля, другой разбирал коллекциюмарок. У осталь- ных началось беспокой- ство, жар в теле, фантом- ные боли, и они постепенно сходили с дистанции. Вам это ничего не напоминает? Конечно же, ломку. И это к десяти годам. От телевизора зависимость не такая силь- ная, но все-таки она есть. Не верите? Проведите экс- перимент — не включайте его один вечер. …Минут через пятнад- цать меня перестало «плю- щить и колбасить», и тогда открылось неожиданное: оказывается, мне все-таки не хватало этой тишины, в которой можно думать, читать, общаться, а не об- мениваться информацией. И тишина эта была спаси- тельной, а не мучительной. / Вас заинтересовала тема , поднятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее продолжение ? Предлагаем высказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? ФОТО СЕРГЕЯ МАЛЮКОВА ФОТО ЕЛЕНЫ ПАНКРУШИНОЙ Ляна Попович занялась лозоплетением совсем недавно, а ее друзьям по увлечению уже есть чем похвастаться.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz