Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Ф инансовый вестник Выпуск подготовили Сергей Кибальниченко и Анастасия Карташова ПЯТНИЦА , 30 МАРТА 2012 № 61 (24189) 4 ЛИПЕЦКАЯ газета Современные технологии, используемые органами Федерального казначей- ства, позволяют уже сегодня предоставлять государственные услуги через Интернет. Эффект в результате достигается двойной. Граждане не только экономят личное время — они получают доступ к информации о состоянии общественных финансов. В настоящее время наи- более емким и оперативным информационным ресурсом Управления Федерального казначейства по Липецкой области является интернет- с а й т ( h t t p : / / l i p e t s k . roskazna.ru), созданный в 2006 году. На его страницах размещаются нормативные документы, статистические данные, прикладное про- граммное обеспечение . «Учитывая большой объем публикуемой информации, первостепенное внимание уделяется удобству пользо- вателей, — рассказывает помощник руководителя УправленияОксанаИванни- кова. — Все материалы рас- пределеныпо тематическим разделам и подразделам, а также структурированы по годам. На главной странице предусмотрена специальная поисковая строка, позволя- ющая по ключевому слову или реквизитам найти инте- ресующий документ. Здесь же находятся ссылки для быстрого перехода на сайты органов власти Липецкой области». В настоящее время на интернет-ресурсе Управле- ния предоставлены новые информационно-справоч- ные сервисы: справочник лицевых счетов участников бюджетного процесса, пере- чень кодов целей, перечень балансовых счетов Управле- ния. Их пользователями являются финансовые орга- ны, получатели и распоря- дители бюджетных средств, а также контролирующие организации. С июля 2011 года на сайте размещается информация о движении предъявленных исполни- тельных документов. Сле- дить за ними в режиме ре- ального времени сегодня может каждый гражданин, имеющий доступ в Интер- нет. Форма электронного со- общения, размещенная на сайте, позволяет быстро и легко осуществлять обрат- нуюсвязь с пользователями. На страницах сайта регуляр- но проводятся опросы, по- зволяющие выявить те на- правления в работе, которые требуют совершенствова- ния. Внедряемая в органах Федерального казначейства система внешней оценки деятельности в скором вре- мени позволит в режиме реального времени оцени- вать качество полученных государственных услуг. По результатам мониторинга, ежегодно проводимого Каз- начейством России, сайт Управления стабильно вхо- дит в число лучших. Использование интер- нет-технологий находит широкое применение для предоставления государ- ственных услуг в электрон- ном виде. «Портальные ре- шения позволяют использо- вать информационные сер- висыи осуществлять доступ к информации о состоянии общественных финансов в режиме реального времени с любого компьютера, име- ющего выход в Интернет без установки специального программного обеспечения, — рассказывает начальник отдела ведения федераль- ных реестров Управления ЕленаМихайлова.—Одним из таких решений стал офи- циальный сайт Российской Федерации для размещения информации государствен- ными (муниципальными) учреждениями www.bus. gov.ru, который начал рабо- ту с января 2012 года». Официальный сайт явля- ется одним из элементов интегрированной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Он создан не как обособленнаяинформацион- ная система, а опирается на базу существующих казна- чейских решений, которые являются платформой ин- формационной системы управления общественными финансами. Официальный сайт призван обеспечить осуществление обществен- ного контроля за деятельно- стью государственных и муниципальных учрежде- ний, информировать обще- ство об их финансовой дея- тельности. Особое значение имеет использование в рамках си- стемы «Электронный бюд- жет» единых реестров и классификаторов. Задача органов Федерального каз- начейства — обеспечить формирование и ведение перечня государственных (муниципальных) учрежде- ний, который является ба- зой для размещения инфор- мации государственными и муниципальными учрежде- ниями и стабильного функ- ционирования сайта. Вклю- чение организации в пере- чень — первый и необходи- мый этап для регистрации учреждения и последующей работы на сайте. Сведения, размещаемые организациями на офици- альном сайте, подписывают- ся электронной цифровой подписью (ЭЦП) уполномо- ченного представителя уч- реждения. Выдачу сертифи- катов ключей ЭЦП пользо- вателям сайта осуществля- ют органы Федерального казначейства. Если по каким-либо при- чинам у организации отсут- ствует техническая возмож- ность доступакофициально- му сайту, то можно восполь- зоваться специально обору- дованным рабочимместом в нашем Управлении и его территориальных отделах. В рамках «Электронного бюджета» органами Феде- рального казначейства со- вместно с администратора- ми доходов внедряется ин- формационная система уче- та начислений и фактов оплаты налоговых плате- жей, государственных по- шлин, денежных платежей и сборов (УНИФО), которая позволит вести учет опера- ций по администрированию доходов бюджетов на каче- ственно новом уровне. В ее рамках будет реализован обмен информацией о на- численных, уплаченных и зачисленных платежах между администраторами доходов, кредитными орга- низациями и плательщика- ми. «В настоящее время про- водитсяработаповнедрению технологии передачи дан- ных через систему УНИФО, — рассказывает начальник отдела доходов Управления ГалинаРуднева.—Врамках этой работы Управление ежедневно направляет в Федеральное казначейство информацию о поступлении денежных средств, направ- ленных физическим или юридическим лицом в опла- ту государственных по- шлин, денежных платежей (штрафов) и сборов, на счет, открытый для учета и рас- пределения поступлений. Благодаря новой системе у граждан появится возмож- ностьполучатьинформацию о своей задолженностиперед государством и осущест- влять ее погашение в «лич- номкабинете» плательщика на портале государственных услуг либо через кредитные организации». Администраторам дохо- дов бюджетов система УНИФО позволит в режиме реального времени разме- щать сведения о начислен- ных штрафах, сборах, по- шлинах, платежах за оказа- ние государственных услуг, а также получать сведения об их оплате. Кредитные организации смогут полу- чать предоставленные адми- нистраторами доходов све- дения, достаточные для формирования платежного документа, а также переда- вать информацию о фактах оплаты начислений и аван- совых платежах за оказание услуг. Накопленный организа- ционныйитехнологический опыт позволяет органам Федерального казначейства использовать современные информационные решения для построения новой систе- мы управления обществен- ными финансами. Важно организовать взаимодей- ствие с гражданами и орга- низациями так, чтобы лю- бой клиент на своемрабочем месте мог надежно обмени- ваться информацией, прово- дить платежи, получать ус- луги в электронном виде. Эта задача будет решена в кратчайшие сроки. О бюджетной и налоговой политике Наша новая тематическая страница посвящена проводимой в регионе бюджетной и налоговой политике. Этот проект непременно найдет отклик среди наших читателей. И дело не только в том, что от бесперебойной работы финансовой системы напрямую зависят благополучие и уровень жизни наших земляков, а также своевременная выпла- та заработной платы в бюджетных учреждениях. В сфере общественных финансов постоянно происходят изменения, внедряются уникальные технологии. Достаточно сказать, что Липецкая область первой в России автоматизировала бюджетное планиро- вание, используя программный комплекс «Сапфир». Результатам этой целенаправлен- ной работы дал оценку Минфин, который трижды признавал липецких финансистов лучшими в России. Современные технологии позволяют не только повысить уровень управления регио- нальными финансами, но и во многом облегчить жизнь людей. Рассказать о таких новациях — наша первейшая задача. Темой сегодняшнего выпуска, кстати, станут информационные технологии, позволившие органам федерального казначейства в электронном виде предоставлять гражданам государственные услуги. Не останутся без нашего внимания и нововведения, которые в скором времени произойдут в системе госзакупок — этой теме посвящен целый блок материалов. ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА | Казначейские решения на службе общества Быстро, доступно, прозрачно Ушло в историю то время, когда информация о государ- ственных закупках была уделом узкого круга специали- стов. Непосвященным в эту тему людям тогда оставалось лишь догадываться, на каких условиях выбираются фирмы-поставщики, как заключаются те или иные контракты. В последние годы ситуация начала карди- нально меняться. Сегодня каждый может узнать, к примеру, о закупках медицинского оборудования для больниц или продуктов питания для учреждений соцза- щиты населения, посетив официальный сайт в Интернете (www.zakupki.gov.ru). Информационная открытость в системе госзакупок поставила дополнительный заслон коррупционерам, отдававшим «своим людям» выгодные контракты. Благодаря электронным аукционам только за пять лет экономия бюджетных средств в масштабах страны превысила триллион рублей. Сделать систему закупок для государственных и муниципальных нужд еще более эффективной призван законопроект о федеральной контрактной системе, который в настоящее время актив- но обсуждается в Правительстве России. Рассказать о нем «Липецкая газета» попросила начальника областного управления по размещению госзаказа Владимира ЗАЙЦЕВА. —Основная идея законо- проекта о федеральной кон- трактной системе предельно проста, — подчеркнул Вла- димир Васильевич. — Она заключается в создании единого цикла организации закупок с момента определе- ния потребности заказчика до окончательного анализа полученных результатов. Если в настоящее время ос- новной упор делается на торги и более простые спосо- бы закупок, то с принятием нового закона появятся от- сутствующие сейчас блоки, регулирующие прогнозиро- вание закупокимониторинг заключенных контрактов. Заказчикигосударственного и муниципального уровня, планирующие бюджетные расходы, должны стать бо- лее рачительными. Ожида- ется, что в новых условиях уже недостаточно будет про- сто заявить, что тому или иному учреждению срочно требуется десяток новых компьютеров — придется обосновать необходимость таких трат. Мы надеемся, что эта мера позволит огра- ничить закупки, не отвеча- ющие интересам населения, а являющиеся прикрытием длякоррупционнойдеятель- ности нечистоплотного чи- новника. Кроме того, каче- ственное планирование по- зволит обеспечивать истин- ные потребности регионов, направив высвободившиеся от нерационального исполь- зования средства на соци- ально важные программы, снизить эффект «конца года», когда заказчики стре- мятся за последний квартал всеми силами наверстать упущенное время. У постав- щиковже появится возмож- ность прогнозировать объе- мы своего производства. Надо сказать, чтоформи- рование заказа в рамках федеральной контрактной системы кардинально отли- чается от практикуемого ныне копирования прошло- годних планов-графиков закупок, так как содержит несколько новшеств. Заказ- ОБСУЖДАЕМ ИНИЦИАТИВУ | В Правительстве России готовится закон о федеральной контрактной системе Стать рачительным хозяином чики будут вносить инфор- мацию о потребностях в со- ответствующийреестр, гото- вить планы каждой отдель- ной закупки с подробным обоснованием всех этапов исполнения контракта, а затем суммировать их в еди- ный план-график заказа. — Владимир Василье- вич, сейчас заказчики в ос- новном приобретают това- ры и услуги через электрон- ные аукционы или путем запроса котировок. Появят- ся ли другие способы раз- мещения заказов? — Да, их перечень рас- ширят, причем заказчик сможет сам выбирать способ размещения закупки. К примеру, если приобретае- мыйтоварявляетсянастоль- ко сложным, специфиче- ским, что его могут изгото- вить лишь несколько фирм, обладающих соответствую- щей квалификацией, то бу- дет проводиться не аукцион, а конкурс. Двухэтапный конкурс станут применять, когда необходимо уточнить характеристики объекта за- купок, который, например, только предстоит создать. Они могут быть неизвестны заказчику заранее, и потре- буется провести определен- ные научные исследования, проектные работы. Иногда случается и такое, что ка- кой-то товар нужно приоб- рести срочно. К примеру, произошли массовые пожа- ры или были аннулированы контракты с прежними по- ставщиками оборудования. Для этого случая подойдет не аукцион, а запрос пред- ложений. Выбирая способ размещения заказа, необхо- димо обеспечить конкурен- цию среди поставщиков и производителей. — А предлагаемые в за- конопроекте о федеральной контрактной системе ново- введения смогут защитить заказчиков от демпинга и фирм-однодневок? — Пока не ясно, как ан- тидемпинговый механизм будет прописан в оконча- тельной редакции докумен- та. Сегодня можно сказать, что разработчики законо- проектанамереныпоставить серьезный заслон нечистым на руку дельцам. Кпримеру, если поставщик на откры- томконкурсе заявляет цены на 25 процентов ниже заяв- ленной начальной, то он должен обосновать это. При- чем заказчик имеет право отказать такому участнику, если это объяснение его не удовлетворит. А такой вид торгов, как электронный аукцион, при падении цены ниже 25 процентов вообще останавливается. Слож- ность заключается в том, что для эффективной реализа- ции такого механизма не- обходимо правильно опреде- лить стартовую цену закуп- ки, а все существующие на данный момент методики далеко не идеальны. А еще серьезные измене- ния произойдут на этапе исполнения контрактов. Федеральная контрактная система дает заказчику воз- можность расторгнуть кон- тракт в одностороннем по- рядке, если исполнитель нарушит его условия. На- пример, поставит товары ненадлежащего качества. Кроме того, будет создана система аудита, позволяю- щая проверять, обоснованно ли действовали заказчики на всех стадиях — планиро- вания закупки, размещения заказа и исполнения догово- ра. —Когда, по вашемумне- нию, на федеральном уров- не будет принят закон о контрактной системе? —На федеральном уров- не предприняты серьезные усилия для того, чтобы за- конопроект приняли до конца этого года. Он сдела- ет более доступной для по- ставщиков аукционную и конкурсную документа- цию, создаст единые прин- ципы, которыми будут ру- ководствоваться конкурс- ные и аукционные комис- сии, позволит не только экономить бюдже тные средства, но и более эффек- тивно противодействовать коррупции. В прошлом году управлением по размеще - нию госзаказа Липецкой области на сайте www.zakupki.gov.ru было проведено 1576 процедур торгов на общую сумму 2671 миллион рублей , большинство из них — электронные аукционы , а остальное — открытые конкурсы . Благодаря этому на торгах сэкономлен 241 миллион рублей . В прошлом году в регионе существенно увеличилось число заказов на поставку медицинского оборудования и современ - ных информационных систем . В рамках Программы модернизации здравоохра - нения Липецкой области на 2011-2012 годы на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено заказов более чем на 756 миллионов рублей . Кроме того , прошли 33 процедуры совместных торгов на закупку медицинского оборудования и современных информационных систем на 125 миллионов рублей , в которых приняли участие 72 областных и муни - ципальных заказчика . ЦИФРЫ И ФАКТЫ В новых условиях уже недостаточно будет просто заявить, что тому или иному учреждению срочно требуется десяток новых компьютеров — придется обосновать необходимость таких трат ” МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ Повышать роль планирования Эдуард ЗУБКОВ , начальник управления контроля в сфере размещения государственных заказов области : —Вопросы государственных и муниципаль- ных закупок по-прежнему волнуют власть и общество, поскольку от качества приобретае- мых товаров напрямую зависит уровень предо- ставляемых населению услуг. В 2011 году на- грузка на систему госзакупокЛипецкой области резко возросла вследствие реализации нацио- нальных проектов—Программы модернизации здравоохранения Липецкой области на 2011- 2012 годы и мероприятий по совершенствова- нию оказания медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями. Одновременно прошедший год стал первым годом работы как для заказчиков, так и для поставщиков в усло- виях обязательного размещения заказа при проведении открытых аукционов в электронной форме на федеральных электронных торговых площадках. Эти вопросы, а также ряд других стали пред- метом обсуждения на совещании, проведенном на прошлой неделе в администрации области. В раз- говоре приняли участие более двухсот специали- стов, занятых в сфере государственных и муници- пальныхзакупок, атакжеработникиконтрольных органов. На совещании была дана оценка работе заказ- чиков, рассмотрены причины возникновения неэффективных закупок, проведен анализ про- блемв сфере планирования потребностей государ- ственных и муниципальных нужд и полученных результатов. А еще — рассмотрены вопросы соз- дания добросовестной конкуренции, обеспечения максимальной прозрачности закупок. Большая роль в совершенствовании системы закупок Липецкой области отводится развитию информационных технологий, позволяющих решить множество задач—начиная от формиро- вания базы данных и отчетности и заканчивая прогнозированием результатов. Актуальным вопросом остается и качество кадрового потен- циала. Повышение профессионального уровня специалистов, занятых в системе закупок, тре- бует незамедлительного принятия дополнитель- ных мер. Особое внимание на совещании было уделено работе муниципальных заказчиков. Точное обо- снование необходимости в той или иной закупке, цены, жесткий контроль за приемкой товаров, выполняемых работ является главной задачей, поставленной перед контрольными органами и муниципальными образованиями. По итогам совещания принят комплекс мер, который охватывает повышение роли и качества планирования, конкурентнойсредыизакупаемых товаров. Все эти мероприятия являются неотъем- лемой частью подготовительной работы, которая позволит всей системе закупок области перейти на новые отношения, связанные с принятием в 2012 годуФедеральногозаконаофедеральнойконтракт- ной системе. Детям — только лучшее Лариса СИЗОНЕНКО , председатель департамента дошкольного образования Липецка : —На электронных аукционах руководители детских садов выставляют огромное количество заявок на поставку продуктов питания, осущест- вление ремонтных работ для городских дошколь- ных учреждений. В результате аукционов цены бывают снижены, и это дает экономию бюджет- ных денег. Мы строго отслеживаем условия ис- полнения контрактов, обращая внимание на качество продуктов питания. Конечно, постав- щики не всегда находятся на высоте, но заведу- ющие детских садов еще ни разу не разрывали заключенные контракты. Как правило, ограни- чиваемся переговорами о качестве продуктов питания, и поставщики с пониманием относятся к нашим претензиям. Наше главное требование — детям нужно только все самое лучшее. Наде- юсь, что законопроект о федеральной контракт- ной системе, который придет на смену 94-муФЗ, сократит время проведения торгов, максималь- но учтет интересы как заказчиков, так и постав- щиков. Деловые игры для поставщиков Андрей НАСОПРУН , директор ООО « Многофункциональная специализированная организация »: — Опыт применения 94-го закона о закупках показывает, что бизнес в силах адаптироваться к любым требованиям со стороны государства. Главное, чтобы «правила игры» были понятны и стабильны. То горнило дискуссий и обсуждений, через которое проходит законопроект о федераль- ной контрактной системе, дает надежду, что он будет успешными не станет пополняться каждый год десятком поправок. Сейчас нам известны основные нововведения, которые принесет ФКС, а потому, думаю, ра- зумно провести в регионе серию деловых игр «Госзакупка: как это будет». Всем организаторам и участникам торгов сейчас нужно готовиться к работе в новых условиях: смоделировать и рас- пределить задачи, функции, оценить свой орга- низационный, технический и технологический потенциал, нащупать возможные кризисные моменты. Дешевое — не значит качественное Олег КОЛЯГИН , главный врач детской областной больницы : — При всех достоинствах существующего 94-го федерального закона о закупках практика его применения выявила ряд проблем. Самый простой пример — это покупка одноразовых шприцов для нужд больницы. На аукционе заказ на их поставку получает та фирма, которая пред- ложит самые низкие цены. Но дешевые шприцы не всегда лучшие, они могут не иметь резинового наконечника на поршне, ими неудобно пользо- ваться при лечении новорожденных детей, когда требуется медленно ввести малую долю лекар- ства. Надеюсь, что нововведения позволят мак- симально учесть интересы заказчиков. ☎ Звоните нам : 30-82-27 . Пишите : 398055, г . Липецк , ул . Московская , 83. @ Направляйте сообщения по электронной почте : sk48@list.ru КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz