Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
«Рабочие едут по всем направлениям, но большин- ство, конечно, в «хлебные места», — комментировала в это время газета «Эконо- мическаяжизнь» остановку Прохоровской мануфакту- ры, 1500 работников кото- рой тотчас же разъехались кто куда. «Национализа- ция... финансовыйкризис... рабочие без денег и хлеба... дети вымирают... рабочие бегут... вот логическая цепь причин и следствий, кото- рая определяет тот путь, по которому развивается экономическая политика коммунистическойвласти», — писал в июне 1918 года оппозиционно настроенный к новой власти «Вестник союза фабрично-заводских служащих Московского промышленного района». «Нужно осознать, что переживаемый голод — наша коллективная вина, и спасут нас не только ре- волюционные усилия, а самодеятельность и само- деятельность», — писала тогда профсоюзная пресса. Однако просьбы профсою- зов разрешить самостоя- тельные заготовки продук- тов советские руководители поначалу рассматривать не хотели. Так, Владимир Ленин высказался об этой инициативе, что она «раз- рушила бы все продоволь- ственное дело, разрушила бывсякуюгосударственную организациюрабочих и бед- нейших крестьян». Решение нашли летом 1918 года: за подписью Ле- нина был издан декрет о предоставлении рабочим права «организовывать от- ряды из рабочих и бедней- ших крестьян для поездок в хлебные губернии в целях приобретения хлеба по твер- дым ценам или реквизиции у кулаков». Организатором продотрядов стало создан- ное при ВЦСПС Центрвоен- продбюро. «Дляреализации своих задач военно-продо- вольственное бюро Всерос- сийского совета профессио- нальных союзов... посылает рабочие продовольственные отряды, составленные из лучших сил, для организа- ционной работы в деревне, — говорится в документах II Всероссийского съезда ВЦСПС, — организует про- довольственные экспедиции со специальными задачами для содействия продоволь- ственным организациям... организует рабочую ин- спекцию, задачи которой... состоят в подведении про- летарской основы под всю систему продорганов». Что же касается условий заготовки—топустьформу- лировка «приобретение по твердым ценам» не вводит читателя в заблуждение: никакой выгоды трудовому крестьянству оно сулить не могло. «Рабочая масса может предложить трудо- вому крестьянству только жалкие крохи фабричных изделий и вместо них кре- дитки, кредиткиикредитки без конца», — признавал журнал «Вестник профес- сиональных союзов». Но осенью 1918 года кредитная система в Советской России окончательно рухнула.Пра- вительствовыпустилоновые расчетные знаки, которые, даром что обеспечивались «всем достоянием республи- ки», стали с рекордной ско- ростьюприрастатьнулями... Впрочем, с 1919 года продотряды уже не просто осуществляли заготовки по твердым ценам, а дей- ствовали в соответствии с разверсткой, которая, сперва касаясь лишь хлеба и зерна, к 1920 году стала охватывать почти всю сель- хозпродукцию. «Контррево- люционная» деятельность на местах приобретала до- вольноширокий размах тем дальше, чем более «эффек- тивно» старались работать. Так, только в 1918 году на одной лишь Тамбовщине из-за методов работы прод- отрядов в партизаны ушли тысячи, если не десятки тысяч человек. А в 1920 году там началось массовое крестьянское восстание, переросшее в полномас- штабную войну — одну из многих, но и одну из наи- более драматичных. …1920 год выдался в Черноземье засушливым и неурожайным. Однако в Тамбовскойгубернии, одном из главных, как мы бы сей- час сказали, регионов-доно- ров, разверстку установили почтина уровне урожайного 1919 года — 11 с половиной миллионов пудов хлеба, что выше цифр по соседним губерниям без малого в два раза.Ометодах, какимидей- ствовала при этом продар- мия, можно узнать из доку- ментов уездного исполкома городаБорисоглебска (цити- руемпокнигеВ. Самошкина «Хроники Антоновского восстания»): «Арестован- ные члены сельского Совета были посажены в сарай, из которого их поодиночке вы- водили, раздевали, ставили к стенке и командовали: «Взвод! Пли!»Продармейцы стреляли в воздух, а обе- зумевший от страха член Совета падал в обморок... Раздетых членов Совета и крестьян запирали в холод- ный сарай, где они находи- лись по несколько часов на двадцатишестиградусном морозе дрожа и, вероятно, в душе проклиная Советскую власть. У тех же крестьян конфисковывалось все иму- щество и скот. Последний загонялся к кому-нибудь во двор и целыми днями нахо- дился без корма... От побоев умирали люди». В 1920 году на Тамбов- щине основная тяжесть раз- верстки пришлась на самые пострадавшие уезды. Вот цитата из упомянутой уже книги Самошкина: «На- пример, в Борисоглебском уезде сложилось такое по- ложение, что если бы кре- стьянство уезда в целом вы- полнило всю разверстку, то оставшегося хлеба хватило бы только на семена для бу- дущего года. Аэто означало, что в случае «успешного» выполнения разверстки 440-тысячное сельское на- селения богатейшего уезда Европейской части России должно было исчезнуть с лица земли в результате неизбежной смерти от го- лода». Начавшись в августе 1920 года с разоружений и уничтожений продотрядов, восстание, во главе которого встал эсеровский Союз тру- довогокрестьянства, быстро набрало обороты. По сути, война сопровождалась не- слыханным ожесточением с обеих сторон и продолжа- лась даже после того, как продразверстка была весной 1921 года отменена. Окон- чательно «умиротворить» Тамбовщину удалось только к 1922 году. В том же году за Уралом было ликвиди- ровано другое крупнейшее крестьянское восстание — Западно-сибирское. Но страшный голод, который в 1921 году охватил ис- тощенные разверсткой и засухой хлебные области Советской России, армей- скими средствами победить не получалось. Глава совнаркома Вла- димир Ленин собирался бороться с голодомдовольно оригинальными средства- ми: «Если район, охвачен- ныйнеурожаеми голодный, обнимает территорию с 25 миллионами населения, — писал он,—то не следует ли рядоммер самых революци- онных взять с этого именно района молодежь в армию в количестве около 500 ты- сяч штыков? Это первое. А второе: поместить эти 1/2 миллиона на Украине, что- бы они помогли усилению продработы, будучи сугу- бо заинтересованы в ней, особенно ясно сознавая и чувствуя несправедливость обжорства богатых кре- стьян на Украине». Тем не менее профсоюзы в бездействии в эти годы об- винитьнельзя: представите- ли ВЦСПС стали активны- ми участниками комитета помощи голодающим (Пом- гол), налаживая связь с ино- странными организациями, готовыми помочь, — а им мы обязаны множеством спасенных. Участвовал Помгол и в предоставлении крестьянам семян, и в по- мощи переселенцам. 1923 год оказался урожайным, и бедствие прекратилось, хотя с последствиями его пришлось разбираться еще долго. Но, пожалуй, никто так никогда и не посчита- ет, сколько человеческих жизней удалось сохранить благодаря профсоюзникам, работавшим в Помголе. Сколько крестьян оказа- лось обречено на голод из- за действий профсоюзных продотрядов, никто тоже не считал… Чипсы сродни ядерной угрозе? Организация объединенных наций всерьез озаботилась проблемой ожирения населения планеты: по данным ООН, от избыточного веса страдают более 1,3 миллиарда человек. На заседании Совета по правам человека, прошедшем в Женеве, представитель ООН заявил, что человечеству угрожает катастрофа, поскольку число страдающих ожирением людей в мире стремительно растет. По данным ООН, из-за заболеваний, спровоцированных ожирением, ежегодно погибает около 3 миллионов человек. Главным виновником ожидаемой катастрофы ООН считает фастфуд и прочие продукты вроде чипсов и сладкой газированной воды. Бороться с этим источником лишних килограммов предлагается чисто экономическими методами: по подсчетам специалистов ООН, введение 10-процентного налога на вредные продукты поможет снизить их потребление в среднем на 9 процентов. Полученные от введения такого налога средства предлагается использовать в целях пропаганды здорового питания и финансирования медицинских служб. И при этом рекламу «нездоровой пищи» предлагается запретить вовсе. ООН также призывает пересмотреть существующую в США и ЕС систему фермерских субсидий, во многом благодаря которым фастфуд стоит сейчас дешевле натуральной и полезной еды, к примеру, фруктов и овощей. И, напротив, следует всемерно поддерживать местных производителей натуральных продуктов. Между тем многие эксперты полагают, что производители фастфуда без борьбы не сдадутся, ведь компании вряд ли захотят отказываться от высоких прибылей, пусть и ценой здоровья людей. Противники введения специального налога на фастфуд считают, что он ударит по самым бедным слоям населения, которых чаще всего и привлекает быстрое питание из-за дороговизны натуральных, то есть здоровых продуктов. № 57/24185/24 МАРТА 2012 ФОТО ИЗ АРХИВА ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 6 Гражданское общество Выпуск «Мы» подготовили Алексей Колбаско и Александр Хаустов. Тел.: 30-82-36, 22-78-16. E-mail: fplo@yandex.ru. Использована информация изданий: «Солидарность», радио «Голос России», сайтов fnpr.ru. iworker.ru. Общественный консультативный совет редакции «Мы»: заместитель главы администрации области, координатор областной трехсторонней комиссии Дмитрий МОЧАЛОВ; председатель Федерации профсоюзов Липецкой области Анатолий ЖИДКИХ; председатель обкома профсоюзов работников жизнеобеспечения Виктор СЕМЕНОВ, председатель областного суда, заслуженный юрист РФ Иван МАРКОВ; Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Николай ЗАГНОЙКО; Высокопреосвященнейший НИКОН, архиепископ Липецкий и Елецкий; начальник управления труда и занятости Липецкой области Петр ЯИЦКИЙ; президент ЛООО содействия малому бизнесу Алексей КРУТЬКО. Страницы истории Никто так и не посчитает, сколько человеческих жизней удалось сохранить благодаря профсоюзникам, работавшим в комитете помощи голодающим. Сколько крестьян оказались обречены на голод из-за действий профсоюзных продотрядов, никто тоже не считал… Заводы — рабочим, землю — крестьянам. А хлеб отобрать! Александр Цветков извлек из профсоюзного архива свидетельства одного из самых спорных периодов истории ВЦСПС— участие профсоюзов в осуществлении продразверстки Те люди, которые могли позволить себе уехать из Мо- сквы и Петрограда в 1918-19 годах, редко отказывались от такой возможности. Не только из-за страха, царившего в обеих столицах: помимо стрельбы на улицах, грабежей в подворотнях и облав ЧК была еще одна причина покинуть город—людямпопросту нечего было есть. Невеселаяреаль- ность жизни того времени—продовольственные карточки и запредельные цены на продукты на «черном рынке». За- воды останавливались, рабочие в поисках харчей массово отправлялись на село. Уроки бизнеса. Школьная компания на ярмарке. «Деловое» детство АЗЫ ПРИКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ Что такое спрос и предложение? Как работают предприятия? В чем суть деятельности банков? Так ли опасно на самом деле это пугающее всех слово «инфляция»? К сожалению, население в России до сих пор безграмотно в этих вопросах, несмотря на двадцать лет активных экономических реформ. Спросите, почему? Да потому что система образова- ния в школах не стремилась научить нас и сейчас не очень-то старается донести до наших детей азы прикладной экономики. Елена Панкрушина об экономическом образовании молодежи В 1992 году липецкий преподаватель технологии Александр Корчагин за- ручился поддержкой меж- дународной организации «Junior Achievement» (до- словно: достижения моло- дых), суть которой повы- сить экономическую гра- мотность людей, но не ради собственной прибыли, а для развития общества. С этого момента в областном цен- тре начала работать Школа юного предпринимателя, где проводились подгото- вительные курсы Высшей школы экономики (ВШЭ) для старшеклассников. Пока общеобразовательные учреждения думали о на- добности финансового про- свещения в школе, воспи- танники курсов ВШЭ стали занимать практически все призовые места на профиль- ных олимпиадах в области, а некоторые — и в стране. В итоге в 2004 году на базе Школы молодого предпри- нимателя была создана ав- тономная некоммерческая организация «Центр эко- номического образования молодежи», которая взяла на себя обязанность научить финансовой грамотности школьников. Возглавил ее сын Корчагина — Андрей Александрович. — В 1992 году в России даже учебников по экономи- ке не существовало,—вспо- минает Андрей Корчагин. — В спешном режиме из- дательства переводили зару- бежные пособия на русский язык. И лишь в 95-м году появилась книга «Эконо- мика без тайн», написанная нашим соотечественником Игорем Липсицем. Ее пре- зентовали как учебник, но на самом деле это была научно-популярная лите- ратура, и зачитывались ею родители. Впоследствии — после переиздания — она превратилась в базовый учебник по экономике для российской школы. Смомента созданияЦен- тра в нем стали проводиться занятия и семинары для учителей технологии и об- ществознания. Именно на этихпредметахвшколе дети изучают основы экономиче- ской теории. Но, если разо- браться, этих знаний едва ли хватает для представления о том, что это за наука на самом деле. К примеру, в программу обществознания помимо экономики входят философия, право и социо- логия. — Настоящая смесь из гуманитарных и точных наук, — так отзывается Андрей Александрович. — Только представьте, каким багажом знаний должен обладать учитель, чтобы вести все эти дисциплины одновременно на высоком уровне. Экономика, как и другие предметы курса, должна изучаться отдельно и обязательно с элементами практическойдеятельности. В итоге за несколько лет Центру экономическо- го образования молодежи удалось убедить ряд школ области в необходимости преподавания в них при- кладной экономики инайти взаимопонимание с област- ной администрацией. В настоящее время эту науку в большей или меньшей сте- пени изучают во всех обра- зовательных учреждениях. Более чем в тридцати шко- лах региона этот предмет вписан отдельной строкой в аттестат. Примерно в десяти из них есть экономические классы. В Центре школьники за- нимаются и летом. В августе совместно с ВШЭ проводит- ся Летняя экономическая школа. Детине только отды- хают в лагере, но и серьезно занимаются экономикой, знакомятся с различными аспектами открытия бизне- са, деятельности госорганов. Кребятамприезжаютпрепо- даватели ВШЭ, предприни- матели, юристы, адвокаты, представители областной администрации. — Научить ребенка раз- бираться в пользе и рисках кредитов или страхования, основах бюджетирования и так далее еще не означает сделать из него экономи- ста, — считает Корчагин. — Это те вещи, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, но по незнанию ча- сто попадаем в ситуации, в которых чувствуем себя обманутыми. Все эти вопросы растол- ковываютсяшкольникамна лекциях. Именно на лекци- ях, а не на уроках. Если есть теория, значит, должнабыть и практика. А в качестве упражнений по экономике в Центре разработали, а потом рекомендовали учебным уч- режденияминтересныйпро- ект, именуемый «Школьная компания». Смысл его в том, что ученикидолжнысоздать свое предприятие, посчи- тать его прибыльность или убыточность, а прижелании — организовать свое дело. — Мы п р е д л а г а е м школьникампройтиполный цикл создания собственного бизнеса: открыть его, произ- вести товар и грамотно за- крыться, —пояснил Корча- гин. —Причем они должны обращать внимание на то, чтобы продукция была не просто качественная, но и пользовалась спросом. На протяжении пяти лет старшеклассники со своей продукцией со всего региона встречаются в селе Доброе на специализиро- ванной областной ярмарке ученических компаний, где определяются лучшие из них. Здесь ребята могут по- смотреть на творения своих сверстников и оценить, ка- кую прибыль реально при- носит их «марка». К при- меру, в 2012 году на такую ярмарку съехалось около тридцати товаропроизво- дителей. Лев-толстовские школьники предлагали рез- ныешкатулкидляхранения цепочек, добровцы — ком- пактнуюмебель и предметы интерьера. Были здесь и картины, выполненные в различной технике, и вяза- ная одежда, и украшения из бисера, и рассада... Как сообщил Андрей Алексан- дрович, на самом деле в области функционирует в два раза больше школьных компаний. Многие из них в ярмарках не участвуют, поскольку предлагают не то- вары, а услуги: организуют дискотеки, проводят театра- лизованные выступления для детей, занимаются при- емом платежей. —В реальностиже очень мало людей могут зани- маться бизнесом,—говорит Корчагин. — Еще меньше человек имеют склонность к предпринимательству — не более десяти процентов. Однако желающих идти учиться на экономистов, равно как и на юристов, огромное количество. Они правы, полагая, что без та- ких знаний в жизни будет туго. Но ведь все это можно познать за школьной пар- той, а профессию выбирать, уже имея представление об этих науках. Продвигать свое дело — не всегда благо- датная работа. Здесь нужно помнить про налоги, другие платежи, взаимодействие с пожарными службами, СЭС, и при всем этом уметь на- брать сотрудников, которые будут трудиться на совесть, и заручиться поддержкой партнеров. Поэтому способ- ности к предприниматель- ству нужно выявлять еще в детстве. Кстати, школьники из села Доброе, уже не пер- вый год представляющие на школьных ярмарках свои табуретки, полочки и прочую домашнюю утварь, которую они изготавлива- ют из обрезков, взятых у крупного мебельного пред- приятия, в этом году офи- циально оформили себя в качестве индивидуальных предпринимателей (по за- кону им можно стать уже в четырнадцать лет). В планах Центра эко- номического образования молодежи разнообразить школьный курс финансо- вой грамотности исследо- вательской деятельностью, показать детям, что эта на- ука бывает разной. К ней относится и мировая эконо- мика, и государственное и муниципальное управление, и бизнес-менеджмент, и логистика. Углубляясь в эти темы, ученик в конце концов поймет, что именно ему интересно. По мнению руководителяЦентра, такая работа выведет занятия со- всем на другой уровень.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz