Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
Непростая судьба В судьбе ГалиныИванов- ны далеко не все и не всегда складывалось легко и про- сто, как может показаться на первый взгляд, когда ви- дишь ее —жизнерадостную и бодрую, общительную и веселую. На ее долювыпали серьезные испытания. Толь- ко представьте, что это такое — за два месяца потерять сразу четверых близких. Похоронила мать, мужа… До сих пор она вспоми- нает о том времени со сле- зами на глазах. В 1992 году Галина Тимошина осталась одна, с маленьким ребен- ком на руках. Были и страх перед будущим, и отчаяние, и депрессия. Но она не сло- малась, собралась-таки с силами. Успев лишь чуть-чуть поработать после педагоги- ческого института в школе, подалась в бизнес, стала частным предпринимате- лем — надо было одной рас- тить совсем еще крошечную Яночку. Не очень нравилось Тимошиной новое дело, но у нее, тем не менее, все от- лично получалось. Навер- ное, Галина Ивановна со временем вполне могла бы стать бизнес-вумен, как говорят сегодня. Да только вот душа все время ныла, болела и страдала по родной школе, по любимому делу. А тут еще постоянно пред- ложения поступали — то из одной, то из другой школы. Приглашали, потому что знали ее как талантливого, успешного педагога. Самым настойчивым оказался ди- ректор родной 46-й школы СерафимИвановичШмаров (сейчас он на пенсии, но активно участвует в обще- ственной жизни, является членом президиума Липец- кого горкома профсоюза работников образования и науки). Он хорошо знал свою бывшую ученицу и по- стоянно убеждал: «Галина, ты же любишь детей, шко- лу. Это — твое. Ты должна вернуться!» И через четыре года она покинула бизнес и вернулась в родные стены. Возвращение — Мне здесь все дорого. Нашей школе уже 44-й год, и она необычная какая-то, семейная что ли. У нас и новичков принимают, как в большой и дружной семье: по-доброму, с любовью, — делится Галина Тимошина. Когда она вернулась из стези бизнеса в привыч- ный и родной мир, здесь ее ожидала немалая работа. В школе возрождали спортив- ное направление, и Галине Ивановне поручили класс со спортивным уклоном. Дело длянее привычное, близкое, как-никак 12 лет посвятила волейболу, была капитаном городской сборной коман- ды. Да и сейчас любит по старой памяти поразмяться на площадке. Некоторые из воспитанников Тимошиной стали в дальнейшем про- фессиональными спортсме- нами. Словом, как можно догадаться, спорт—это одно из ее увлечений. — Ой, да у меня много разных любимых занятий! — восклицает Галина Ива- новна. Когда-то она коллекцио- нировала марки. Сейчас за- нялась нумизматикой. Дело в том, что ее покойный муж этим увлекался. Решив как быпродолжить его дело, она и заинтересовалась коллек- ционированием монет. — Жизнь у человека не такая уж и долгая, поэтому нельзя даром тратить вре- мя, —убеждена Тимошина, — надо использовать его с пользой и для себя, и для окружающих. С юными археологами Галина Ивановна на про- тяжении вот уже семи лет является активным участ- ником археологических раскопок. Десятка два ребят с пятого по одиннадцатый классыиз 46-йшколыпод ее руководством каждое лето на две недели выезжают в какой-нибудь район, чаще всего Задонский, чтобы за- няться полезным во всех отношениях делом. А начиналось все так. Однажды местные ученые- археологи из ЛГПУ пред- ложили ей поучаствовать в раскопках. Дескать, это очень интересное, полезное дело и ей наверняка по- нравится. Она согласилась. Оказалось, археологи были правы: Галина Ивановна буквально заразилась но- вым увлечением и без него себя уже не представляет. — Да и для ребят это нужное и полезное дело — изучать историю родного края. А еще здесь важный момент — воспитательный процесс, активный отдых. Дети ведь там, на берегу реч- ки, не живут на всем гото- За гранью профсоюзной работы 5 Наши консультации Светлана Серебренникова, правовой инспектор Липецкого горкома профсоюза работников народного образования и науки Дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день Отпуск за ненормированный рабочий день предусмотрен в каждой бюджетной органи- зации. Вообще, понятие «ненормированный рабочий день» существует уже давно. Первый нормативный акт, касающийся режима не- нормированного рабочего дня, был принятеще в 1928 году—это постановление «Оработниках с ненормированным рабочим днем». Отметим, что данный режим работы не потерял своей актуальности и сегодня. Несмотря на то, что такой вид отпуска в нашем государстве применяется давно, он до сих пор вызывает вопросы. Например, такие: как предоставляется данный вид отпуска, какова должна быть его продолжительность? Одной из особенностей рассматриваемого режима рабочего времени является то, что, в отличие от сверхурочной работы, работодатель может привлекать работников к выполнению работы до или после рабочего дня (смены) без соблюдения процедур, установленных ст. 99 Трудового кодекса РФ. Важная особенность: такая работа не подлежит повышенной оплате. Не предусмотрена законода- тельством и предельная продолжительность выполнения подобной работы, что, безусловно, делает режим ненормированного рабочего времени весьма привлекательным для работодателя. Довольно часто руководство организаций, заботясь о «справедливости», вводит правило, когда дополнительный отпуск за работу на условиях ненормированного рабочего дня предоставляется только в том случае, если работник действительно привлекался к работе за пределами своего рабочего времени. Однако лишение работника, которому трудовым договором и в соответствии с локальными нормативными актами установлен ненормированный рабочий день, дополнительного отпуска — грубая ошибка. Если внимательно изучить формулировку ч. 1 ст. 119 ТК РФ, то ста- новится очевидным, что такой дополнительный отпуск предоставляется работнику за сам факт установления ему особенного режима работы — ненормированного рабочего дня. В качестве компенсации за работу в режиме ненормированного рабочего дня законом предусмотрено предоставление работнику дополнительного оплачиваемого отпуска. Иных способов компенсации переработки в случае с ненормированным рабочим днем в настоящее время ТК РФ не устанавливает. Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. В законе установлена лишь его минимальная продолжительность — 3 календарных дня. Конкретная продолжительность такого отпуска определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Например, в коллективных договорах образовательных учреждений г. Липецка предусмотрена продолжительность данного вида дополнительного отпуска от 3 до 10 дней. Как правило, этот отпуск предоставляется в основном делопроизводителю, водителю, а также административному персоналу учреждений — директору, заместителям директора, главному бухгалтеру, бухгалтерам. При определении продолжительности дополнительного отпуска необходимо учитывать объем работы, степень напряженности труда и наличие у работника возможности выполнять свои трудовые функции за пределами уста- новленной продолжительности рабочего времени. Привлечение работников, которым установлен ненормированный рабочий день, к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени не должно носить систематического характера, а происходить время от времени, эпизодически. Право на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день возникает у работника, должность которого включена в пере- чень должностей с ненормированным рабочим днем, который утверждается работодателем, с момента заключения трудового договора (дополнительного соглашения) о работе в таком режиме. Еще раз подчеркнем, что предостав- ление указанного отпуска не зависит от того, привлекался работник в течение года к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени или нет. В том случае, если в предыдущие годы дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день по каким-либо причинам работнику не предоставлялись, эту ошибку нужно исправить. Каким образом? Возможны несколько способов. Один из них — предоставить дополнительные отпуска за прошлый период. По общему правилу дополнительный отпуск для работников с ненормированным рабочим днем суммируется с основным оплачиваемым отпуском (в том числе с удлиненным) и другими дополнительными отпусками. Например, если работник, основной оплачиваемый отпуск которого составляет 28 календарных дней, имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью 5 календарных дней, то общая продолжительность его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска составит 33 календарных дня (28 + 5). Здесь необходимо учесть, что дополнительные отпуска мо- гут предоставляться и отдельно от основного ежегодного отпуска. Отсутствие денежных средств не является основанием для непредоставления отпуска Насколько правомерны действия работода- теля при непредоставлении дополнительных отпусков сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда, со ссылкой на отсутствие денежных средств для оплаты таких отпусков? Порядок предоставления ежегодного дополнительного отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, урегулирован в ст. 117 ТК РФ. Отдельным постановлением утвержден список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Таким образом, если работники заняты на производствах, которые указаны в списке, работодатель обязан предоставить таким работникам дополнительные отпуска. Отсутствие средств у работодателя для оплаты таких отпусков не является основанием для их непредоставления. ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 57/24185/ 24 МАРТА 2012 Слов и времени не тратя даром... Александр Хаустов интересовался, как проводит свое свободное время профсоюзный лидер Галина ТИМОШИНА ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ГАЛИНЫ ТИМОШИНОЙ И начальников увольняют И ногда можно услышать такие мнения от рядо- вых работников: мол, будь они начальника- ми, вряд ли кто посмел бы их с работыуволить. Но это далеко не так. Иимприходится отстаивать справедливость, и—не редкость — в суде. В Советский районный суд с иском к департаменту экономи- ки администрации г. Липецка обратился Александр С. Он про- сил об отмене дисциплинарного взыскания в виде выговора, о восстановлении на работе в прежней должности, взыскании заработной платы за время вы- нужденного прогула, компенса- ции морального вреда. Александр С. работал в депар- таменте в должностиначальника отдела. Одним приказом он был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение трудовых обязан- ностей, а другим уволен в связи с неоднократнымнеисполнением без уважительных причин трудо- вых обязанностей. В судебном заседании каждая сторона придерживалась своего мнения. Представитель ответчи- ка исковые требованияАлексан- дра С. не признавал. Служители Фемиды начали разбираться. Что же совершил чиновник? По мнению представителя, вопреки своим обязанностям, он не кон- тролировал должным образом состояние той сферы, за которую отвечал. За что, собственно, и был сначала наказан, а затем и уволен. Оказывается, в свое время согласно постановлениюадмини- страции г. Липецка в состав му- ниципальной казны были вклю- чены объекты недвижимости, а именно — несколько домов, из которыхлюдей отселили в другое жилье. Эти объекты в официаль- номпорядке перевели в нежилой фонд. Вот за ними-то и надо было присматривать Александру С. Всоответствиис должностнойин- струкциейнашгерой обязан был, в частности, организовать работу по заключению договоров на охрану объектов казенного иму- щества, осуществлять контроль за его целевым использованием, эксплуатацией и сохранностью. Но этого почему-то сделано не было. А тем временем, как показала проверка, нежилые дома начали несанкционирован- но заселяться. Свежие следы, завешенные окна в комнатах, узел с бытовыми вещами, под- готовленные к выносу дверные полотна — все эти и другие фак- ты свидетельствовали о том, что кто-то даром времени не теряет. Департамент экономики обра- тился в городское управление внутренних дел с просьбой при- нять меры в связи с несанкцио- нированным заселением граж- данами нежилых домов. Также проверку по вопросу использо- вания муниципального недви- жимого имущества проводили и специалисты счетной палаты, которые выяснили, что часть нежилых помещений сдается в аренду под прокат бытовых из- делий, здесь же расположились и два магазина. Не всё при этом, мягко выражаясь, соответствова- ло законодательству и правовым нормам. Словом, получил после тако- го отношения к своим обязан- ностям начальник отдела дис- циплинарное взыскание в виде выговора. Это наказание, кстати, как было замечено в судебном заседании, не противоречило законодательству. А вот другое — увольнение — противоречи- ло. Почему же? Да потому, что на момент вынесения приказа об увольнении Александра С. истек установленный законода- тельством месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания. Советский районный суд, ра- зобравшись во всей этойистории, принял решение — признать не- законнымприказ о расторжении трудового договора с Алексан- дром С. и восстановить его на работе в должности начальника отдела. С департамента эконо- мики в пользу истца взысканы денежные средства за время вы- нужденного прогула. В Липецком областном суде, куда поступили кассационные жалобы от обеих сторон, это дело также стало предметом тщательного разбирательства, но никаких нарушений не обна- ружилось. Поэтому решение Со- ветского райсуда осталось в силе. (По материалам пресс-службы Липецкого областного суда). ДЕЛА СУДЕБНЫЕ Александр Иванов Галина Тимошина — преподаватель основ безопасности жизнедеятельности и психологии, председатель первичной профсоюзной организа- ции школы № 46 г. Липецка. В этой школе учи- лась с первого класса, сюда же пришла работать. Профсоюзной деятельностью занимается уже одиннадцать лет, и небезуспешно. Коллектив ей доверяет и каждый раз переизбирает пред- седателем на новый срок. А в Липецком горкоме профсоюза работников образования и науки Га- лину Ивановну всегда называют в числе лучших профлидеров. И это не случайно, работа в школе кипит по всемнаправлениям. Достаточно сказать, что коллектив становился победителем городско- го конкурса среди первичных профорганизаций, здесь исключительно в интересах работников за- ключается коллективный договор… Но сегодня речь не об этом. Помимо профсоюз- ной и педагогической деятельности Галина Тимо- шина много времени отводит своим увлечениям, а их у нее предостаточно. И главное, что все они служат не только своеобразной отдушиной для нее самой, анесутнеоценимуюпользуиокружающим. Прекрасно обойдемся и без благ цивилизации! веньком. Ставить палатки, готовить на костре пищу, стирать одежду — много чего надо уметь, а если не умеешь, приходится учить- ся. Да, нелегко. Допустим, попробуйте отмыть в речке закопченную на костре ка- стрюлю. А пешком сколько приходится ходить! Дети из лагеря приезжают совер- шенно другими, становятся более самостоятельными, серьезными, и родители это сразу замечают, — расска- зывает Тимошина. С ней постоянно млад- ший сын Дима. Сначала орудовал маленькой лопат- кой, теперь повзрослел и взял в руки уже инструмент побольше. Да и сама Галина Ивановна не просто ездит на раскопкикак руководитель, а работает и живет в лагере со всеми на равных. Раскопки начинаются утром и длятся обычно часа четыре. Мальчики работают лопатами, девочкипросеива- ют землю. Часто встречают- ся интересные экземпляры из древности, и посмотреть на них сбегается весь лагерь. Ну а после нелегкого труда — обед, купание в речке, отдых. Это как бы приятная компенсация за нелегкий археологический труд. Любопытный момент — посвящение в археологи. Посвящаемому завязывают глаза и ведут на испытание. Надо ползком преодолеть некий путь, в том числе и ров с водой и лягушка- ми, поежиться под укусами крапивы… Если выдержал — значит, ты настоящий археолог. — На третьем году на- ших поездок я тоже реши- лась посвятиться в архео- логи. Думала, что мне как воспитателю будет некое снисхождение. Ничего по- добного, пришлось пройти все испытания наравне с другими. Зато такой прилив адреналина был! И главное, что я стала настоящим архе- ологом,—улыбаетсяГалина Тимошина. Мемориальная доска Кто бывал в 46-й школе, непременно обращал вни- мание на мемориальную доску при входе в честь воина-афганца Владимира Антонова, который здесь учился. Но далеко не все знают, как она появилась. А дело было так. Однажды на стадионе Галина Ивановна болела за спортивную команду своей школы. И вдруг подходит к ней один человек. И давай укорять, дескать, как вам не стыдно, в вашей школе учился такой парень—Вла- димир Антонов, он погиб в Афганистане, а в школе об этом даже и не знают. —Меня это очень задело. И стали мы с ребятами все выяснять про того парня. Сначала до нас дошли све- дения, будто мамы его уже нет в живых, не осталось и родственников. Но когда наши ребята стали участни- ками несенияВахтыпамяти на Посту номер один, то там неожиданно и выяснилось, что мать Антонова—Мария Васильевна —жива. И мы с детьми дали тогда клятву, что обязательно откроем в школе мемориальную доску в честь своего героя-учени- ка, — вспоминает Галина Ивановна. Все летние каникулыона занималась сбором и оформ- лением необходимых доку- ментов. К делу подключи- лась областная организация «Российский союз ветеранов Афганистана». Небольшие денежные пожертвования сделали сами школьники. И вот в 2011 году состоялось открытие мемориальной доски. В числе гостей были матери и других погибших воинов-интернационали- стов. А школьники и их на- ставница Галина Тимошина были счастливы, что сдер- жали слово, что память о Владимире Антонове теперь увековечена. Путешествен- ники В принципе очень слож- но провести разграничение между увлечениямиГалины Ивановны и патриотиче- ским воспитанием детей. Вот, к примеру, любит она путешествовать, увлеклась этим еще со школьных лет. Побывала почти во всех уголках России. Теперь во- зит с собой повсюду и ребят. Зачем же? — Это наша отечествен- ная история, культура, — так она отвечает. — Мы с детьмипосещаеммузеи, раз- ные достопримечательные места. Например, побывали в Санкт-Петербурге, где столько всего интересного. А два года назад, как раз на 9 Мая, ездили в Волгоград, специально, чтобы посмо- треть на ветеранов Великой Отечественной, вручить им тюльпаны и открытки, побывать на Мамаевом кур- гане. Видели бы вы глаза детей! Ребята плакали, вот ведь как расчувствовались. По-моему, не надо много и говорить о патриотизме, об уважении к ветеранам войны, достаточно взять и отвезти детей в город-герой, дать им возможность самим все прочувствовать, увидеть тех же фронтовиков в орде- нах и медалях… Любит Галина Тимоши- на водить детей в походы на несколько дней традици- онно в конце учебного года. Она уверена, что это тоже и познавательное, и воспита- тельное мероприятие. —Дети там в непринуж- денной обстановке полно- стьюраскрываются. Иногда с неожиданной стороны. Вот сидел парнишка в классе — тихий и незаметный. А в походе вдруг выяснилось, что он мастер на все руки — может палатку поставить, костер развести, шашлык приготовить. Его после по- хода в классе стали ценить — как же, увидели ведь, каков он в деле оказался. Любит Галина Ивановна бывать на спектаклях в на- шем драмтеатре. И детей этим увлекла. Сначала они неохотно соглашались на такие походы, современная же молодежь — все больше компьютеры да прочая со- временная техника на уме. Но вскоре ситуация изме- нилась. После просмотра спектакля «Пропавшие без вести» многие ребята, осо- бенно девочки, плакали и приговаривали: «Спасибо, Галина Ивановна! Какие же мы глупые, что не хотели идти». О многих своих увлече- ниях Тимошина может рас- сказывать часами. Ибольше всего подкупает то, что свои любимые занятия она при- вивает детям, окружающим ее людям. То есть не на сло- вах, а на деле воспитывает патриотов Родины. …Г а л ин а Ив а н о в н а вдруг смотрит на часы и извиняется. И это понят- но. Потому что у дверей ее школьного кабинета давно и с нетерпением ждут своей очереди ее ученики. У них к Галине Ивановне, как всег- да, срочные и неотложные дела.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz