Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 54/24182/ 21 МАРТА 2012 3 Вас заинтересовала тема , поднятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее продолжение ? Предлагаем высказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Народный артист России Николай Бурляев : «Культура как оборона души» Сергей Малюков В Липецке трехтомник «Моя жизнь» представил народ- ный артист России, актер и кинорежиссер, президент основанного им кинофорума «Золотой Витязь» Николай Бурляев. Автобиографичные книги «Мой Лермонтов», «Фрагменты божьего искусства», «Славянский венец» собрали воспомина- ния о киносъемках и колле- гах, сценарии, дневники, стихи и прозу, летопись фестивального движения. Выход трехтомного издания приурочен к тройному юбилею: 65-летию Николая Бурляева, 50-летию его творчества и 20-летию «Золотого Витязя». В магазине «Техниче- ская книга» Липецка он встретился с читателями, а незадолго до этого ответил на вопросы липецких жур- налистов. —НиколайПетрович, вы входите вПатриарший совет по культуре. Расскажите, чем занимается эта органи- зация? — Наша главная задача — постараться объяснить руководству государства важность целенаправлен- ной культурной политики. Расходы на культуру долж- ны быть не меньше, чем на «оборонку». Потому что культура — оборона души человека. Потеряем душу — какие будут инновации, какая модернизация? Наше послание к двум первым лицам государства говорит именно об этом. Мы добива- лись изменения культурной политики и политики ка- налов. Кстати, уже видны плоды нашего обращения. Президент озвучил идею не- обходимости общественного канала, премьер повторил отдельные программные по- ложения нашего послания, в частности об экспертных советах по телевидению. У медиков есть клятва Гип- пократа, так почему же не сделать моральный кодекс для деятелей культуры по принципу «Не навреди»? Об этом мыговорилинесколько летназаднафоруме«Золотой Витязь» в Липецке. Еще в 2005 году руково- дители шести крупнейших телеканаловРоссииприняли хартию телерадиожурнали- стов, где все очень хорошо прописано. Но почему-то нет механизма исполнения этических норм и наказаний за нарушение основных их принципов. Надо сделать так, чтобы она работала… Я против цензуры, потому что нахожусь в собственномуме. Сам от нее настрадался. Из семидесяти моих фильмов, двадцать пролежали на пол- ке —в совокупности250лет. Но стране необходим обще- ственный совет экспертов. Приходите, доказывайте, что фильм «Школа» нужен нашим детям. Думаю, после таких заседаний многим ав- торамприличные люди руки не подадут. — Как вы оцениваете нынешнее состояние рос- сийской культуры? Вас не коробит, когда в фильмах коллегпоявляетсяоткровен- ная «чернуха»? — А чему удивляться? Фильмыделают сильно пью- щие люди, вся наша так называемая кинобогема со- стоитиз таких. Они зачастую не знают, чем занять героя, поэтому и дают ему в руку рюмку. Алкогольная мафия в стране очень сильна, икино —одноиз средств лоббирова- ния ее интересов. Запад давно мечтал, что- бы русские духовно мутиро- вали. Повторюцитату радио «Свобода», которую недавно приводил на Первом канале, когда шло обсуждение по- ведения девочек, впрочем, какие они девочки — бабы с детьми, устроивших шабаш на амвоне храмаХриста Спа- сителя. «Цель перестройки в том, чтобы приблизить рус- скихкзападнымстандартам. Чтобышламутациярусского духа, чтобы выбить русских из традиций». Как видите, это получилось. — Вы играли вместе с ОлегомДалем, какие впечат- ления остались от общения с этим актером? — Олег Даль — замеча- тельная личность. Очень нежный, трепетныйчеловек. Онпочему-то привстречах со мнойробел, хотябылстарше. Мечтал о режиссуре, как-то попросил меня поговорить на этот счет со Львом Ку- лиджановым, собирался по- ступать в его режиссерскую мастерскую во ВГИКе. По- ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ | Работа Липецкого отделения Фонда соцстраха РФ получила высокую оценку Главные направления социальной поддержки Ирина Вишнева Поддержка материнства и детства, порядок выдачи и оплаты больничных, финанси- рование мер по предупрежде- нию травматизма на производ- стве, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-ку- рортным лечением, укрепление платежной дисциплины страхователей — эти и другие вопросы обсуждались на заседании координационного совета, посвященного итогам деятельности Липецкого регионального отделения Фонда социального страхова- ния РФ за 2011 и корректиров- ке плана работы на 2012 год. Какотметил в ходе заседания заместитель главы администра- ции области Дмитрий Мочалов, региональное отделение по мно- гимаспектамполучило высокую оценку руководителя федераль- ногоФонда социального страхо- вания РФ. — Бюджет Липецкой обла- сти социально ориентирован. И большая часть его идет на реше- ние социальных проблем. Меры социальной поддержки касают- ся всех категорий граждан, — сказал он. — Очень важно взаи- модействие Фонда социального страхования и органов власти в плане сбора и распределения финансовых средств, идущих на этицели. Совместные комиссии, которые в Липецкой области стали проводиться одними из первых в России, помогают на- ходить наиболее эффективные формы работы. В 2011 году на социальные программы региональным от- делением Фонда было израсхо- довано 3,8 миллиарда рублей. Расходы на социальные га- рантии материнства и детства, включая программу родовых сертификатов, которые под- держивают положительную динамику рождаемости, в от- Слово обозревателю Про жизнь совсем серьезную Елена Бредис По проходу перед сценой идут шеренги людей — взрослые и дети. Они словно не замечают друг друга, каждый пребывает в своем мире. Но эти миры неожиданно пересекают- ся, когда оказавшийся поблизости милиционер вдруг забирает у парниш- ки маленькую девочку, которую тот ведет за руку. Так начинается спек- такль «Да будет свет!», по- ставленный в детском те- атре-мюзикле «Фаэтон». На будущий год этому кол- лективу исполнится двад- цать лет. Все эти годы им бессменно руководит Анна Елисеева. Когда-то она при- шла работать в общеоб- разовательную липецкую школу № 49 как учитель музыки и как руководитель детского театра. Вообще Анна Михайловна человек разносторонний: она со- чиняет музыку, пишет сти- хи, пьесы, она — кладезь ярких, любопытных идей. Короче, «Фаэтон» просто не мог не родиться, а учащиеся этой школы были обречены влюбиться в театр. …На сцене актового зала практическинет декораций. На заднике прикреплен лист бумаги с нарисован- ными прутьями решетки. На авансцене—деревянная скамья, на ней сидят дети. И все. Место действия — дет- ская комната милиции. Кто они, эти пятеро? Сбежав- ший детдомовец. Мальчик с Рублевки. Сынишка бок- сера, растущий без матери. Дочь алкоголиков. Девочка из деревни, она приехала в столицу на вокальный кон- курс. За исключением по- следней героини, четверых объединяет то, что у них нет ДОМА. Дома — как на- дежной крепости, тыла, как тихой гавани, как теплого очага. Спектакль — жесткий, проблема — не детская. Спектакль-напоминание нам о главном нашем пред- назначении. Спектакль- укор. Потому что мы, взрос- лые, оказавшись рядом на узкой скамье, не забыли бы о разнице в социальном происхождении и никогда бы не смогли объединиться и помочь друг другу, как дети. Этот сценарий, как, впрочем, и тексты других спектаклей, написала сама Анна. Написала для ар- тистов, которые учатся в шестом — седьмом классе. Мы привыкли говорить: подрастающее поколение инфантильно. Оно хотело бы только развлекаться, играть в компьютерные игры, тусоваться и не гото- во о чем-то задумываться, брать на себя ответствен- ность не только за других, но и за свои собственные поступки. Но вот юные ис- полнители из «Фаэтона» погружены в ситуацию, от всех них чрезвычайно дале- кую. С ними такого не было никогда. Все драматично, потому что у каждого ге- роя своя боль. Детдомовца разлучили с маленькой сестричкой. Мальчик с Ру- блевки практически не ви- дит родителей, а на людях мать просит называть ее Илоной. Над девочкой из- девается пьяница-отчим. Хотите — верьте, хотите —проверьте, но дети на сце- не проживают не роли, но жизни своих персонажей. От начала спектакля, где их разделяет, казалось бы, пропасть, до финала, где каждый старается помочь другому. Вполне «домаш- ние», благополучные ребя- та способны проникнуться горечью чужой судьбы. Так, может, это мы де- лаем их инфантильными? Просто потому, что нам удобно посадить ребенка перед телевизором. Или купить ему новую компью- терную игру. Или отмах- нуться от детских проблем, оправдывая себя тем, что «у него все есть». А вот Елисеева отнюдь не впервые предлагает сво- им питомцам почувство- вать, какой она бывает — настоящая, не виртуальная жизнь. У нее был, к при- меру, спектакль, сюжет которого навеян чеченской войной. Был спектакль о Великой Отечественной. Сегодня драматургии для подростков практически нет, тем более — серьез- ной. А Анна убеждена: с шестиклассниками уже не стоит разыгрывать сказки. Должны же они когда-то начинать взрослеть. Поэто- му и пишет сценарии сама. Ничего не упрощая, не бо- ясь, если у исполнителей и у публики защемит сердце, на глаза навернутся слезы. В постановке о военных годах маленький Димка — сирота. В бомбежку погиб- ли его родители и младшая сестренка. Да и другие ге- рои —детдомовцы, блокад- ники. Они едут в одном эше- лоне и придумывают для Димки сказку в утешение: говорят, что если он будет хорошо заботиться о кукле, та со временем оживет и превратится в его сестру. И Димка возится с игрушкой как с живым человеком. Он оставляет для нее послед- ний кусочек хлеба и кар- тошки. Кто-то из пацанов постарше не выдерживает и начинает над ним посме- иваться, издеваться. Но этот же мальчик поступает в финале как настоящий мужчина. Он видит, что Димка нашел гранату и уже выдергивает из нее чеку, чтобы сделать для куклы погремушку. И успевает оттолкнуть малыша в сто- рону, а сам бросается за его куклой и погибает. Один из детей говорит: «Как он глу- по погиб, спасая куклу…». А другой возражает: «Он не куклу спасал, а Димку». Трагично, страшно? Ну, что же... Это и в самом деле, перефразируя строчку Ар- кадия Гайдара, история про жизнь совсем серьезную. Елисеева не идет на ком- промиссы, не приседает перед детьми на корточки. В конце спектакля выжи- вает один Димка. На одном из городских конкурсов кто-то из членов жюри ей посоветовал: «Вы лучше сказки ставьте, в жизни и так страшного хватает». Да и родителям хочется подольше ограж- дать детей от любых тя- желых впечатлений, пе- реживаний. Не оттого ли большинство из них, уже повзрослев, продолжают читать исключительно фэн- тези? Ведь к внутренней душевной работе, к состра- данию, сопереживанию они не готовы. А вот Анна делает, пред- ставьте, композицию по стихам и песням Высоцкого с... третьеклассниками. Начинать ей пришлось с нуля, то есть надо было сперва познакомить ребят с творчеством Владимира Семеновича — как выясни- лось, лишь в семье одного мальчика слушали песни великого барда. Зато потом «Песня о друге» стала у тре- тьеклашек любимой. Анна Михайловна планирует регулярно возвращаться к Высоцкому, по мере взрос- ления ребят придумывать новые композиции, чтобы они не забыли, не растеряли то, что открыли для себя в этих стихах и песнях. …Елисеева долго при- думывала финал спектакля «Да будет свет!» Как до- биться, чтобы этот «свет в конце тоннеля» все-таки и вправду появился? Вы, полагаете, что ничего при- думывать не надо было, коли уж все всерьез, все по правде? Пусть детдомо- вец отправляется в свой детдом, девочка из семьи алкоголиков — туда же, раз уж с родителями так не повезло, а мальчик с Рублевки, понятно, в свой богатый, но холодный дом. Ну и так далее. Однако, знаете, есть разница между катарсисом, то есть очи- щением, состраданием, и модной чернухой. Чернухи действительно хватает — в жизни, на телеэкране, в сериалах и новостях. А свет в душе появится, если при- коснешься к чужой боли, чужимпереживаниям, если не останешься посторонним наблюдателем. Лишь так и происходит взросление. Потому Анна и нашла иной, добрый, спасительный фи- нал для своей очередной постановки... Какой он? Загляните в гости к «Фаэтону». ПРАЗДНИК «Книжкины именины» Галина Кожухарь Ежегодно в библиотеках страны в дни весенних школьных каникул проходит Неделя детской и юношеской книги. Впервые необычный праздник провели по инициативе детского писателя Льва Кассиля 26 марта 1943 года в Москве. Назвали его тогда «Книжкины именины». На протяжениимногих лет этот праздник отмечают и в Липецкой областной детской библиотеке. В дни Недели детской и юно- шеской книги здесь много мальчишек и девчонок самого разного возраста. Вместе с педагогами приезжают воспитанники дет- ских домов и школ-интернатов. И задают много вопросов, неожиданных и разных: «Кто учил писать стихи Пушкина? Правда ли, что его няня сама сочиняла сказки, а потом Александр Сергеевич изложил их в стихотворной форме?». Неделя детской и юношеской книги — это интересные встречи, театрализованные праздники, спектакли и конкурсы. В этом году читателей библиотеки ждет поэтический час «Стихи читать я не ленюсь, я расскажу их наизусть», приуроченный к Всемирному дню поэзии. Юные читатели смогут продемонстрировать свои талан- ты — прочитать стихи любимых поэтов. Для дошкольников состоится кукольный спектакль «Приходите в Книжкин дом», главный герой которого — ученый Кот Фе- дот — расскажет малышам о Дне рождения детской книги. На театрализованном празд- нике «В мире великом много чудес» будут подведены итоги конкурса «Поздравление для книги», стартовавшего в феврале 2012 года. А в конференц-зале библиотеки прой- дет встреча «Волшебный мир открыт перед тобой». Юные читатели смогут совершить увлекательное путешествие в загадочный книжный мир и встретиться с любимыми героями детских книжек. «Кроме того, со- стоится награждение лучших читателей 2011 года, —сообщила Катерина Панарина, заведующая сектором областной библиоте- ки. — Им вручат памятные призы. Наших гостей ждет много ярких впечатлений не только в дни Недели детской и юношеской книги. В библиотеке постоянно происходит много всего интересного. Приводите детей, внуков. Им у нас понравится!». И еще одна информация: 20 апреля со- стоится масштабное событие «Библиотека закрывается—сказка начинается» в рамках общероссийского проекта «БиблиоНочь». Вечером библиотека откроет свои двери, обещая массу сюрпризов для посетителей. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ вторюсь, водка — жуткий бич актеров…В фильме «От- пуск в сентябре» (по пьесе Вампилова «Утиная охота») у меня худшая роль и у него не лучшая. Если бы он тогда не пил! Рядом со съемочной площадкой был бар, в па- узах ходили туда, брали по коньяку и потом играли. Когда посмотрел картину, понял, что трезвыми можно было сыграть более тонко и глубоко. Так я бросил пить. — Что заставило вас, актера и режиссера, взяться за перо? —Пожалуй, поэтомипи- сателем я видел себя еще го- раздо раньше, чем актером. Выступать на публике я не хотел, заикалсясдетства.Ав 1961 году в какой-то момент все мои друзья—Окуджава, Высоцкий, Геннадий Шпа- ликов запели. Я тогда поду- мал: «А чем я хуже?». Хотя тогда не писал ни стихов, ни музыки. Выучил три аккор- да, написал три песни. Даже спел их с ансамблем «Само- цветы» ЮрияМаликова. Но профессиональным музы- кантом с таким багажом не стал. Отец говорил: «Коля, три аккорда—стыдно…». А сейчас вся музыка от Аллы Пугачевой до Бориса Мо- исеева держится на трех дворовых аккордах. Пение забросил, а любовь к поэзии илитературе осталась на всю жизнь. — Один из томов вашей книги посвящен фильму «Лермонтов». Что значит для вас эта работа? — Что я похож на Лер- монтова, мне твердили с детства. Но на уроках ли- тературы нам объясняли: Лермонтов — задира, дуэ- лянт, такой-сякой, и я даже как-то стеснялся внешнего сходства. Только спустямно- го лет в зрелом возрасте за- интересовался этой темой и выяснил, что он вовсе не был таким, каким его старались представить. Лермонтова убили целенаправленно, а потом, заметая следы, об- ставили это как честный поединок. Изучив документы, по- бывав на месте его роко- вой дуэли с Мартыновым, встретившись с экспертами- баллистами, я обнаружил множество фактов в пользу этой версии. Приведу толь- ко один — пуля вошла в тело поэта под углом сорок градусов. Это невозможно на дуэли, скорее всего, вМи- хаила Юрьевича стреляли, когда он еще был в седле. Все участники инцидента потом предали память поэта, ста- рались запутать следствие, направив его по ложному следу. Даже секундант Лер- монтова Глебов писал его убийце Мартынову, чтобы тотничегоне говорилпродва выстрела.НикитаМихалков выяснил, что за смертью Грибоедова, Пушкина, Лер- монтова стояла мрачная фи- гура министра иностранных дел Российской империи Карла Нессельроде, масона и австрийского шпиона, не- навидевшего все русское. «Убивают пророков, а по- том чернят их». Точно так же убили потом Есенина, Маяковского, Шукшина, Талькова… Я побывал в доме, где жил Мартынов. Оказалось, это тот самый дом, где я про- вел первые пять лет своей жизни. Именно здесь меня испугали, и я стал заикой. Видимо, зло, таящееся в этих стенах, пыталось за- ставить меня замолчать. Не вышло. Я был решительно настроен снять фильм на этом материале, донести правду до людей. Но сразу же столкнулся с мощным сопротивлением. Вначале я договорился снимать кар- тину в Грузии, но когда мы были готовы приступать, коллеги кинематографисты неожиданно отказали, мол, снимайте лучше в России, у нас автора строчек «бежали робкие грузины» не сильно жалуют. Фильм пробивал дорогу с огромными усили- ями. Еще до выхода его на экран 22 критика объяви- ли его худшим фильмом в истории советского кино. Меня упрекали, что я сам написал сценарий, поставил его, снял свою жену, сына... А что тут такого, если они очень талантливыеипохожи идеально? В союзе кинематогра- фистов мои друзья устро- или обсуждение, а по сути судилище надо мной, ко- торое вел Элем Климов. Больше всех возмущался мой друг Сережа Соловьев. Оказывается, он сам хотел снять фильм о Лермонтове по другому сценарию, но ему не разрешили… Мы по- прежнему общаемся, даже руки пожимаем друг другу. Перед Сергеем Бондарчу- ком, бывшим секретарем Союза кинематографистов, он успел покаяться за трав- лю, передо мной — еще нет. Это остается на его совести. В книге привожу полную стенограмму того заседа- ния, пусть люди знают, кто есть кто. — Как вы относитесь к идее создать список ста луч- шихкниг, рекомендованных кпрочтениюшкольниками? — Я поддерживаю это предложение Владимира Путина. Я бы еще создал список ста лучшихфильмов. Пушкин, Толстой, Достоев- ский, Чехов —фильмы есть по всем русским классикам. Из современных писателей отмечу Распутина, Солже- ницына, Астафьева, Бело- ва. Хорошо бы еще ввести в школьную программу кино- образование, чтобы школь- ники могли познакомиться с хорошим кино. — Появится ли в Ли- пецке киноклуб фестиваля «Золотой Витязь»? — Да, скорее всего, он будет работать на базе книж- ного клуба «Интеллект» в «Технической книге». Фон- ды«Золотого Витязя» сегод- ня включают более 6400кар- тин, выбор для просмотров и обсуждений огромный. Даст Бог, все получится. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА четном году впервые превысили расходы на оплату больничных листов и составили 1 миллиард 397,1 миллиона рублей. В числе лидеров область и по обеспечению инвалидов тех- ническими средствами реаби- литации. Выполнено на 6,3 ты- сячи больше заявок граждан на средства и изделия технической реабилитации, чем в 2010 году. Характеризуя деятельность Липецкого регионального отде- ления Фонда социального стра- хования в минувшем году, его руководитель Владимир Под- горный отметил, что прошед- ший год имел ряд особенностей. Одна из них — преодоление по- следствий экономического кри- зиса, что не могло не сказаться и на показателях работы реги- онального отделения Фонда. Так, численность работающих в области частично снизилась. В числе причин снижения — как сокращения рабочих мест, так и трудоустройство без за- ключения трудовых договоров, что означает фактический уход работодателей от обязательств по уплате страховых взносов. В 2011 году выросли рас- ходы регионального отделения Фонда в связи с выплатами пострадавшим на производстве —как за счет индексации самих пособий, так и за счет увели- чения средств, направленных региональным отделением на предупредительные меры по снижению травматизма и про- фессиональных заболеваний, на реабилитацию пострадавших. Благодаря этому впрошломгоду на предприятиях Липецкой об- ласти несчастных случаев было зафиксировано на 27,4 процента меньше, чем в 2010 году. Особое внимание уделяется организациимежведомственно- го взаимодействияпо предостав- лениюуслугФонда социального страхования в электронномвиде —от регистрациистрахователей до назначения выплат различ- ных видов пособий в режиме одного окна. В планах работы РО Фонда социального страхования — улучшение работы с населением по всем направлениям деятель- ности Фонда, а также работа со страхователями по укреплению финансовой дисциплины. Один из новых проектов Фонда соци- ального страхования, который будет осуществляться совместно с Министерством здравоохра- нения и социального развития при содействии и поддержке администрации области, на- целен на сохранение здоровья работающего населения. В си- стему мер помимо улучшения условий труда для снижения риска профессиональных за- болеваний будет также входить развитие сети здравниц и про- филакториев для работающего населения области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz