Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 53/24181/ 20 МАРТА 2012 3 Вас заинтересовала тема , поднятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее продолжение ? Предлагаем высказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? ЮБИЛЕЙ | 120 лет назад родился известный усманский краевед Борис Княжинский Принадлежность памяти и крови Эмма Меньшикова «Родина не есть условность теppитоpии, а пpинадлежность памяти и кpови… — писала Марина Цветаева. — В ком она внутpи — тот теpяет ее лишь вместе с жизнью». Судьба Бориса Княжинско- го — полное тому под- тверждение. И если для Цветаевой родиной былаМосква, то для Княжинского — маленькая уездная Усмань. Даже в по- лувековой разлуке с ней он ее не потерял, не забыл. Все эти годы Усмань оставалась для него самой большой лю- бовью в жизни. И эту свою память он навеки подарил потомкам. Неизвестно, что стало первичным в формировании уникальной целеустрем- ленной личности Бориса Княжинского — гены или воспитание. А скорее всего — и то, и другое. Его отец — Петр Григорьевич Кня- жинский — священник, уездный наблюдатель цер- ковно-приходскихшкол, за- тем законоучитель женской гимназии, гласный уездного Земства и Городской Думы. Мать — Варвара Фотиевна Несмелова — изумительной внутренней чистоты, высо- кой духовности и культуры женщина. И в такой семье не могли не вырасти талант- ливые дети. Вот Борис на фото с бра- том Виктором и сестрой Софьей (справа, сидит на стуле) пытливо и серьезно смотрит в объектив. Он уже гимназист (родился 20 (по ст. ст. 7) марта 1892 года), учится в Воронеже. «Уже в первом классе я приобрёл путеводитель по Воронежу с планом города, — вспоми- нает Княжинский в автоби- ографиимного позже, в 1972 году, — и по образцу этой книги стал составлять свои «путеводители» по Усмани, ежегодно пополняя их вновь добываемыми сведениями о родном городе». Может, с этогоиначалось его увлечение краеведени- ем, которое он пронес через всю жизнь? Скорее всего, еще раньше. В доме была большая библиотека, и по вечерам отец часто читал вслух. А возвращаясь из инспекторских поездок, рассказывал своим мало- летним детям не сказки, а были о том, куда он ездил и с какими людьми встречался. А потом они раскладывали большую карту уезда и про- слеживали по ней маршрут отца, усваивая названия сел и деревень, направление до- рог и рек… Казалось бы, что может быть занимательного в гу- бернских и уездных спра- вочниках и статистических изданиях, отчетах Земства и Городской управы? Все эти книги получал отец по роду своей работы. И сыновья за- читывались ими! Вообще, в доме все с малых лет были приучены любить книгу, а Борис, по воспоминаниям родных, с самого детства еще и постоянно делал по прочтении какие-то записи. А вот еще одно излю- бленное занятие младших Княжинских: по соседству с их домом располагалась городская…богодельня—«и престарелые обитатели ее про давние времена расска- зывалинаминтересныеисто- рии, приучаяинтересоваться стариной родного края». Вообще, Боря Княжин- ский из нашего времени выглядит странным маль- чиком: вместо того, чтобы резвиться и играть, он чи- тает справочники, что-то записывает, слушает рас- сказы стариков и даже из- дает свою газету! 13-летним парнишкой — видимо, не без влияния отца — он вы- пускает периодическое изда- ние «Заря». Всё в нем почти профессионально: передо- вица, новости, объявления. 1905 год, страна бурлит, в уезде начались погромы и выступления. Урезонивая толпу, чуть не погиб отец Петр. И его сын пытается в своей газете анализировать происходящее, дать оценку студенческим волнениям, манифестациям рабочих и так далее. С 1908 года он посто- янный посетитель Воро- нежского краеведческого музея, изучает материалы о прошлом усманского края, знакомится с многими мест- ными краеведами. С 1910-го выпускает уже печатный ор- ган—«Журнал учащихся», где выходит его первый кра- еведческий очерк. Далее он ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА ВИКТОРА ЯРЦЕВА И С САЙТА USMADM.RU СПОРТИВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ | « Металлург » одержал в Турции две победы «Размялись» на любителях Михаил Абрамов «Металлург» на сборе в Турции провёл два кон- трольных матча. Первым соперником липецких футболистов стал люби- тельский клуб ФК «Серги- евск» из Самарской обла- сти. Липчане победили со счётом 3:2. Мячи в составе «красно-чёрных» забили ДаниилЧертов, АндрейШи- ряев и Сергей Чернышов. В воскресенье липчане встретились с другой коман- дой ЛФЛ (третий дивизион) — «Ока» из Ступино. «Металлург»одержалпо- беду со счётом 2:1. В первом тайме счёт открыл полу- защитник липчан Лев Ко- ролёв, во второй половине встречи гол в составе «ста- леваров» забил Руслан Ах- вледиани. Существует вероятность, что сегодня, 20 марта, «Ме- таллург» проведёт товари- щеский матч с сильным соперником — минским «Динамо». Правда, окон- чательной договорённости о встрече с динамовцами пока нет. Добавим, что на сбор так и не смог подъехать полуза- щитник «Металлурга» Ар- кадий Акопян, не сумевший оформить загранпаспорт. Зато ещё один хавбек Дамир Садиков уже тренируется с командой. Сбор«Металлурга»вТур- ции завершится 22 марта. * * * В столичном Доме фут- бола состоялось первое засе- дание обновлённого состава комитета по этике Россий- ского футбольного союза. По его итогам было принято ре- шение отказать в апелляции бывшему тренеру липецкого «Металлурга» Станиславу Берникову. Напомним, тренер был пожизненно отстранен от футбола за организацию и избиение игроков команды, которое случилось в 2006 году на загородной базе «Ме- таллурга». — Это решение коми- тет принял единогласно. Этот человек нарушил все футбольные и этические правила, — пояснил реше- ние председатель комитета Павел Бородин. * * * В липецком СК ЛГТУ прошли матчи 14-го тура высшей лиги первенства России по мини-футболу. В первый день хозяева зала — липецкий «Энерком» — встречалсяс сыктывкарским «Бумажником» и победил со счётом 4:1. Первый тайм не принёс результата и завершился нулевой ничьей. Зато после перерыва голов было предо- статочно. Счёт открыли хо- зяева: отличился Максим Истомин. Вскоре соперник сравнял результат — хоро- ший дальний удар удался Дмитрию Костюкову — 1:1. И всё же липчане вырва- ли победу: сначала Алексей Кравцов пробил в ближний угол, а затем Станислав Цы- ганков убежал к пустым во- ротам гостей, заменивших голкипера на пятого поле- вого игрока, и забил третий мяч. Точку в матче поставил Валерий Веретеников за не- сколько секунд до финаль- ной сирены — 4:1. На следующий день «Энерком» встречался с «Ухтой». Поединок прошёл в упорной борьбе. В первом тайме счёт открыл липчанин Александр Сивец, а сразу по- сле перерыва гости сравняли результат. Тот же Сивец по- сле передачи Алексея Крав- цова вновь вывел «Энерком» вперёд, но и тут у «Ухты» нашёлся ответ в виде точного удара Никиты Кузнецова. В концовке матча Сивец не реализовал 10-метровый штрафной удар, но хозяева всё же сумели вырвать по- беду. На 39-й минуте после передачиСтаниславаЦыган- кова Максим Истомин пере- правил мяч в ворота — 3:2 в пользу «Энеркома». Поитогамлипецкоготура приз лучшего нападающего получил Александр Сивец, лучшим вратарём назван голкипер липчан Сергей Шуклов. После 30 матчей на сче- ту липецкой команды 58 очков и третья строчка в турнирной таблице. Впереди «Энеркома» только «Тобол- Тюмень-2» и «Алмаз-АЛРО- СА». Следующие матчи лип- чане проведут 26-27 марта в Якутске. * * * Неприятный сюрприз преподнесли своим поклон- никамволейболистки«Инде- зита» в первомматче очеред- ного тура в высшейлиге «А». Встречаясь в Пензе с мест- ным «Университетом-Визи- том», занимавшим десятую строчку в турнирной табли- це, подопечные Геннадия Александровича потерпели поражение со счётом 1:3. Первые две партии прош- ли в упорной борьбе и за- вершились победами хозяек площадки — 25:21 и 25:23. Третью липчанки выиграли довольно уверенно — 25:17, но в четвёртой проиграли, что называется, в одну ка- литку — 14:25. В повторном матче «Ин- дезит» сумел взять реванш— 3:2. По ходу поединка наша команда вновь была на грани поражения. Две первые пар- тии подопечные Геннадия Александровича проиграли —23:25, 20:25, даив третьем сетепензенские волейболист- ки долго вели в счёте. Одна- ко, взяв тайм-аут, наставник липчанок сумел переломить ход встречи и вдохнуть в свою команду уверенность. Третий и четвёртый сеты «Индезит» выиграл с одина- ковым результатом—25:23, остались силыина тай-брейк — 15:11. Победа позволила ли- пецкой команде с 71 очком сохранить третье место в таблице. Лидирует «Уфи- мочка-УГНТУ», набравшая 86 баллов. У идущей на вто- ром месте нижегородской «Спарты» — 72 очка. Слово обозревателю Правнуки Игумнова И. Неверов Сегодня в Липецке продол- жаются мастер-классы известной пианистки из Израиля, профессора Фаины Айзенберг. Она дает их местным коллегам- педагогам. Эта женщина живет в Беэр-Шеве и называет себя внучкойКонстантинаИгум- нова. Ведь помимо кровного родства существует родство творческое. Прославлен- ный уроженец Лебедяни по-прежнему остается при- мером, ориентиром, если угодно, наставникомдляму- зыкантов во всех концах све- та. Пусть они никогда с ним не встречались, даинемогли встретиться. «Школа Игум- нова» объединяет поверх государственных границ, таможенных, языковых, ре- лигиозных и любых других барьеров. Такова уж миссия выдающихся мастеров. Они даже спустя десятилетия по- слефизической своей смерти точно невидимые, но не- уничтожимые мосты, что проложенымежду эпохами, поколениями, странами. Спросите Фаину Бори- совну, что заставило ее про- делать неблизкий путь из Израиля в центр России. Она наверняка ответит: пре- клонение перед памятью Константина Николаевича. Да, она не была с ним зна- кома. Но у него учился ее учительАлександрИохелес. И сейчас она сама передает секреты игумновского ис- кусства третьему, четверто- му поколению музыкантов. А кроме того, Фаина Айзен- берг сумела организовать в Беэр-Шеве игумновский фестиваль. Идея эта у нее возникла во время одного из предыдущих приездов в Липецк, когда она как член жюри участвовала в Международном конкурсе пианистов, носящем имя Игумнова. По-видимому, липец- кие и лебедянские встречи произвели на нашу гостью сильное впечатление. Потом она с удовольствием расска- зывала у себя дома журна- листу, насколько все полу- чилось тепло и трогательно. Особенно в Лебедяни, где ей и другим музыкантам пока- зали дом-музей Игумнова, где проходили концерты конкурсантов-лауреатов. Стоит, быть может, на- помнить: липецкий конкурс родился, набрал силыв боль- шой степени благодаря пря- мым ученикамКонстантина Николаевича. Прежде всего, замечательным исполните- лям Науму Штаркману и МарииГамбарян.Позднеена авторитет нашего творческо- го соревнования поработали другие наследники Игум- нова из Москвы, ближнего зарубежья, из Франции, Израиля. Среди них были и «дети» великого мастера, и «внуки», к которымпричис- ляет себя Фаина Айзенберг, и «правнуки». Последние, разумеется, сидели пока не в жюри, а соперничали друг с другом за фортепья- но. Кстати, в минувшем конкурсе участвовали семь- десят человек. А отобрали их из ста шестидесяти пре- тендентов, подавших заяв- ки. Вероятно, на будущий год конкуренция будет еще острее. Ведь это год двух юбилеев: стасорокалетия со дня рождения Игумнова и четырехсотлетия его «малой родины» — Лебедяни. Но вернемся к празднику в Беэр-Шеве. Фаине Айзен- берг, похоже, представля- лось естественным, что на него будут приглашены и непременно приедут лип- чане. Так и было. «Прав- нуки» Игумнова с успехом выступили на фестивале. Среди них – лауреат двадца- ти четырех международных конкурсов Алексей Сычев, а также Мария Харитонова, Елена Зенина, Елена Ро- стовцева. Кстати, Лена Ростовцева в полном смысле слова землячка Констан- тина Николаевича – она из Лебедяни. Нынче, правда, все они продолжают про- фессиональное образование в Москве. Но остаются на- шими, своими, родными. Поэтому, чтобы их израиль- ские гастроли состоялись, имматериально помогли об- ластная власть, управление культуры. Есть в регионе такая хорошая традиция: неважно, если птенцы уже вылетели из гнезда, они все равно вправе рассчитывать на поддержку земляков. Не хочу упустить еще один штрих. Мы в России много комплексуем, не без зависти поглядывая на за- границу. Дескать, там все и всегда иначе, лучше, чем у нас. А вот Фаина Айзен- берг как раз считает, что в организации дела ей и ее единомышленникам из Бе- эр-Шевы стоит поучиться у липчан. —У них,—говорила она корреспонденту израиль- ской газеты, — конкурс – настоящее культурное собы- тие для города и пользуется всеобщимвниманием.Какие там афиши, буклеты!.. Нам до них пока далеко. Лестная оценка. Позво- лим себе чуть-чуть ею по- гордиться. Не зазнаваясь, не задирая нос, но все же… Итак, профессор изИзра- иля устроила мастер-класс для педагогов липецких школ и колледжей искусств. У нас стараются не упускать возможности подпитать на- ставников молодых новыми идеями и опытом. А сейчас это вдвойне актуально, по- скольку в тех же школах искусств, судя по всему, грядут перемены. И, как всякие перемены, они вы- зывают у кого-то скепти- цизм, у кого-то надежду и почти у всех тревогу, а то и смятение. Речь о том, чтобы «правнукам» и «праправну- кам»КонстантинаИгумнова создать дополнительные условия, чтобы совершен- ствоваться, овладевать про- фессией музыканта. До последнего времени школы искусств числились в России учреждениями до- полнительного образования. Ну, числились и числились. Какая разница, как их не называть. Да вот беда, не- сколько раздраженно толко- вал мне один компетентный специалист в этой области, точно так же именуются и всякие кружки – вязания, кройки и шитья, выпилива- ния лобзиком, составления икебаны. То есть школы, в чьих стенах дети должны получать основательные знания и творческие навы- ки, позиционировались как нечто не слишком серьезное, не нацеленное на подготовку людей, которые, быть мо- жет, в дальнейшем сделают музыку своей профессией. Урезались программы. От детей нередко не требовали никакой работы, никаких усилий — ходят, пусть и с пропусками, на занятия, и то слава Богу. Кое-где им предлагали разучивать произведения, не предусмо- тренные программой, а те, чтонравятсямамамипапам. Сейчас, наконец, спохва- тились. Как же мы в стране, давшей миру гениальных музыкантов и композито- ров, докатились до про- фанации! Теперь как будто признано: пора фактически вернуться к опыту совет- ских музыкальных школ. Усложнить ту же програм- му. Добиться, чтобы с деть- ми занимались не менее тридцати процентов педаго- гов с высшим образованием. И так далее. Как символ таких новшеств (воистину: новое—это хорошо забытое старое) — маленькое добав- ление в само название школ искусств: учреждения не просто дополнительного, но еще и предпрофессиональ- ного образования. А ежели какая-то школа не дотянет до этих требований, что ж. Она может функциониро- вать как хозрасчетная, то есть учить детей за опре- деленную плату немножко играть на пианино, аккор- деоне или гитаре... Как заметил все тот же специалист, направление движения верное. Но есть опасения. Во-первых, труд- но восстанавливать, реани- мировать, возвращатьто, что бездумно разрушили, расте- ряли. Во-вторых, найдется ли достаточно желающих учиться в обновленныхшко- лах всерьез, по-настоящему, не валяя дурака? Надо при- знать: профессия музыкан- та, даже очень одаренного, хорошие заработки и карье- ру у нас редко сулит. Есть и иные подводные рифы, которые могут помешать юным Игумновым стать на- стоящими Игумновыми... И тем не менее перемены необходимы. Нельзя тран- жирить то, чтодосталосьнам в наследство от ушедших, уходящих мастеров. Обидно и горько будет, если прав- нуками Игумнова, Рихтера, Оборина будут называть себя не российские мальчики и девочки, а только их зару- бежные сверстники. уже публикуется и в других —воронежских, тамбовских — изданиях. К примеру, в 1912 году в Тамбовских епархиальных ведомостях выходит его статья «Цер- ковно-исторический обзор Усманского края (материа- лы по истории Тамбовской епархии)», для написания которой он изучает ни много ни мало 24 разных источни- ка. Апарнювсего-то 20 лет… Став студентом меди- цинского факультета Мо- сковского университета, он штудирует не только обяза- тельные науки, но и мате- риалы архивов библиотек и музеев, добывая опять-таки самые древние сведения о своей малой родине. За сту- денческие годыон опублико- вал десятки (!) серьезнейших краеведческих очерков, из- учил сотни источников. В марте 1917-го Кня- жинский возвращается в Усмань с дипломом врача. И окунается «во взбудоражен- ную жизнь города». Самое главное в это время—работа в «Усманской газете»: днем он составляет отчеты, обра- батывает материалы, ночью диктует наборщикам. Потом Кавказский фронт, госпи- таль вПерсии, где он служит военным врачом, — и опять Усмань. 1918-й год, время бур- ное. Он работает санитар- ным врачом в здравотде- ле. Представительствует на всевозможных съездах и советах. Создает краевед- ческий музей, лекционное бюро, усманское общество изучения местного края. Участвует в краеведческих съездах в Москве, выступа- ет с научными докладами в Ленинграде. Составляет карты и справочники обнов- ленного уезда. Курсируя по усманским весям в качестве врача, рассказывает людям об истории края и их села. И при этом непрестанно ве- дет поиски новых архивных материалов. К 1927-му году он уже женат, у него семья, он за- нят и нужен. Почему же при такой востребованности и любви к своему краю он уезжает в Самарканд? По всей видимости, из-за отца, который не мог и не хотел поступиться своей верой и священническим саном, за что и мог поплатиться в те суровые по отношению к церкви годы. Следом за Бо- рисом к нему и приезжают жена с сыном и отец Петр. Ив Самарканде Княжин- ский продолжает бурную деятельность: работает в наркомздраве республики, издается, пишет статьи для узбекскихжурналов и газет, преподает, готовит канди- датскую диссертацию. В январе 1942-го его мобилизовали на военную службу. В 50 лет он опять надел форму, но до фронта дело не дошло. Служил в эвакопункте в Ташкенте. В 1944-м защитил-таки кан- дидатскую. В 1950-м стал заслуженным врачом респу- блики, а из армии в звании подполковника уволился только в 1955-м. К этому времени отец, служивший в одном из православных хра- мов Самарканда, уже умер и был похоронен на местном кладбище, вдали от отчины. Все годы разлуки с Ус- манью, находясь от нее в тысячах километров, Борис Княжинский продолжал работать над трехсотлетней историей своей малой ро- дины, составил «Летопись города Усмани с 1645 по 1917 год». Вначале 1957-го в связис40-летиемреволюции начал сотрудничать с усман- скойрайоннойгазетой«Путь Ленина», выступая там с си- стематическимобзоромисто- рии Усманского края все по- следующиегоды.Втомчисле и после переезда в Москву, к сыну в 1966 году, после землетрясения в Ташкенте. Кстати сын его, Всеволод, стал профессором, доктором исторических наук. Такая вот полная, на- сыщенная, во многих смыс- лах удавшаяся жизнь. По- сле которой остались дети, книга «Очерки по истории Усманского края» и сотни краеведческих работ в пе- чати страны, ценнейший краеведческий архив, пере- данный Княжинским рай- онному музею, носящему сегодня его имя. До самой кончины в 1975 году, уже будучи на девятом десятке лет, он продолжал жить Усманью, ее прошлым, на- стоящим и будущим. Благо- даря ему в истории Усмани практически нет белых пя- тен, и работу его продол- жают нынешние усманские краеведы. Среди них сотрудник «Новойжизни», член Союза журналистов России Нико- лай Нижегородов. Большое спасибо ему и племяннику Бориса Княжинского, тоже краеведу и большому раде- телю своего края Виктору Ярцеву за предоставленные для этой публикации мате- риалы и фотографии. БОЛЬШОЙ ЭКРАН | В Липецке прошел международный фестиваль мультипликационного кино Ожившие краски Сергей Малюков Где-то далеко, за морями, за горами есть волшебная страна, где оживают книги — старые и новые, серьезные и веселые, толстые и тонкие, в ярких глянцевых одеждах и скромных бумажных обложках. Все без исключения книги нуждаются в одном — чтобы их читали, заботи- лись, берегли. Пока есть читатели — волшебный мир литературы будет наполнен жизнью и красками. Эту несложную мысль в форме увлекательной трехмерной сказки доносит до зрителей мультфильм «Фантастиче- ские летающие книги Мистера Морриса Лессмора» Уильяма Джойса и Брэндона Олденбурга, завоевавший недавно «Оскар-2012» в номинации «Лучшая короткоме- тражная анимация». Все ленты, претендо- вавшие в этом году на пре- стижную кинопремию, а также десятки интересней- ших работ отечественных, европейскихиамериканских мастеров смогли увидеть липчане на международном фестивале анимационного кино в киноконцертном зале «Октябрь», организованном при поддержке благотвори- тельного фонда культурных инициатив. «Современная мульти- пликация — это не только масштабные проектыстудий «DreamWorks» и «Pixar». В мире активно развивается авторская анимация, есть немало режиссеров с ориги- нальным творческим почер- ком. Так же, как в игровом кино, в анимации существу- ет арт-хаус, эксперимен- тальные мультфильмы, рассчитанные на взрослую аудиторию. Самые интерес- ные из них входят в про- грамму нашего фестиваля. В Москве он проводится уже пятый год, в последнее время мы стали выезжать в регио- ны. Дваждыс успехомфести- вальнаяпрограмма прошла в Воронеже, теперь на очереди Липецк. Хочется, чтобы зрители, в первую очередь молодые, увидели большой срез современной анимации. Надеюсь, знакомство с ее лучшими образцамипобудит липчан к творчеству», — отметил исполнительный директор фестиваля Виктор Федосеев. В фойе «Октября» фе- стивальная публика могла ознакомиться с выставкой художника-мультипликато- раАндреяКузнецова «Лубки и Чебургены». Знаменитого персонажа советского муль- тфильма ироничный взгляд Кузнецова увидел то в об- разе героя русского лубка, то фантастическим ящером Годзиллой или японским камикадзе, бомбящим Пёрл Харбор. Впрочем, многие пред- ставленные на дливших- ся три дня фестивальных показах авторские работы сложно было назвать развле- кательными. Острая сатира, психологическая драма, антиутопия — режиссеры- аниматоры успешно осваи- вают сложные, казалось бы, совершенно не подходящие для рисованного кино жан- ры. Одна из самых ярких режиссеров «новой волны» НатальяБерезовая, снявшая несколько сказок в эпиче- ском проекте студии «Пи- лот» «Гора самоцветов», а также короткометражку «Моя жизнь» о житье-бы- тье маленького поросенка на ферме, ставшую неве- роятно популярной в Ин- тернете, дала мастер-класс студентам художественно- графического факультета ЛГПУ. Желающие узнать, как делают мультфильмы, едва смогли уместиться в университетской аудитории. За несколько часов студенты под руководством Натальи Березовой прошли практи- чески полный цикл мульт- производства от идеи до ее воплощения. «В Липецке живут талантливейшиеребя- та, тонко чувствующие ани- мационнуюфактуру, думаю, стоит подумать о создании в городе студии мультиплика- торов», — считает Наталья Березовая. Скоро продукт коллективного труда липчан — мульт о весне — должен появиться на сайте фести- валя. Завершился фестиваль в воскресенье вечеромпоказом вошедшей в список оскаров- ских номинантов этого года полнометражной британо- испанской картины «Чико и Рита» Хавьера Марискаля и Тоно Эррандо. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz