Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
Страница выходит по благословению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона Ведущий рубрики Александр Косякин Виктор Загородний Все эти снимки сделаны на паперти Задонского Богородицкого мужского монастыря в разное время. На одном фото — истори- ческий момент — начало крестного хода с мощами святителя Тихона в год и день его прославления (1861). Еще минута — и полноводная людская река с гробом Угодника поплы- вет от врат храма вниз по паперти… На этих же древних сту- пенях, но уже в наше время, сделаны и другие снимки. Кадеты из Воронежского Михайловского корпуса, у которых все впереди и это все — самое лучшее в жиз- ни… А общим для всех был звон с колокольни… Паперть — это то, с чего начинается Божий храм. Паперть — это то, с чего на- чинаетсямолитва длявсяко- го, кто приходит на богослу- жение, ибо у самых врат он осеняет себя крестным зна- мением: «Боже, милостив буди мне грешному…» Но паперть — это еще и поэтический образ. УСергея Есенина есть стихотворение «Нищий с паперти». Оно — про неслучившееся, отжив- шее и отболевшее. Глаза — как выцветший лопух, В руках зажатые монеты. ЧИТАТЕЛИ СПОРЯТ Петр Первый: характеристика личности ПЯТНИЦА , 13 ЯНВАРЯ 2012 № 5 (24133) 6 ЛИПЕЦКАЯ газета Д орога к Храму СТОЛПЫ ВЕРЫ Паперть Когда-то славный был пастух, Теперь поёт про «многи лета». А вон старушка из угла, Что слёзы льёт перед иконой, Она любовь его была И пьяный сон в меже зелёной. Она чужда ему теперь, Забыла звонкую жалейку. И как пойдёт, спеша, за дверь, Подаст в ладонь ему копейку. Он не посмотрит ей в глаза, При встрече глаз больнее станет, Но, покрестясь на образа, Рабу по имени помянет. У Александра Блока тоже находим слова про паперть: Крыльцо ее, словно паперть, Вхожу — и стихает гроза. На столе — узорная скатерть, Притаились в углу образа... Про крыльцо поэт сказал не случайно. В толковом словаре Ушакова «паперть» имеет такое объяснение: церковное крыльцо, пло- щадка перед входом в цер- ковь. И — ссылка на Алек- сея Толстого: «Плелись ни- щие, калеки, уроды садить- ся на паперти». Дорога к Храму прохо- дит через паперть. И по- другому быть никак не мо- жет… В России без дубины нельзя Государь был, безуслов- но, православным челове- ком. Любил звонить в коло- кола, пел на клиросе. Что не помешало ему потом эти самые колокола перепла- вить на пушки — так ведь интересы государства Рос- сийского того требовали! Без пушек мы бы не отбились от иноземцев — и что бы тогда церковники делали со свои- ми колоколами? Беда в том, что о Петре мы судим по со- ветским фильмам — ах, бо- родыпопамбрил, ах, кого-то выпорол… Однако в серьез- ной литературе вы ничего подобного не встретите. Ну, может, когда-то и отхватил вгорячах у кого-то клок, а кого-то плетью протянул. Но наверняка за дело — воры и пьяницы были в лю- бом сословии. А с ними у царя разговор был корот- кий. Не зря же в его кабине- те в углу дубинка стояла, которой он даже своего дру- Еще один Божий храм появился на липецкой земле. В селе Бутырки Задонского района освя- щен престол и прошло первое богослужение в церкви во имя архистрати- га Михаила Архангела. Чин освящения с водо- святием совершил правя- щий архиерей Липецкой и Елецкой епархии Владыка Никон. Белоснежный храм со стройной колокольней стал украшением Бутырок, а звоныегошестиколоколов —настоящим голосом села. Церковь, как это и при- нято в последнее время, вос- станавливали всем миром. Но главными меценатами стали коллектив белгород- ского агрохолдинга «Бел- гравкорм», его руководи- тель Александр Орлов, его супруга Татьяна, дочь Ека- терина и брат Валентин. Так чтовозвращенныйхрамстал поистине делом семейным. Кроме общестроительных работ спонсоры выделили средства на приобретение иконостаса и малой звонни- цы из шести колоколов. Помогали поднимать храм и благодетели из Воро- нежа и Москвы. Все они были на праздничной служ- бе, исповедовались и при- частились. (Соб. инф.) ХРОНИКА Всем миром В 2011 году Липецкая и Елецкая епархия утратила статус самой молодой в лоне Русской Православ- ной Церкви. Это — не хорошо и не плохо, это —жизнь. В ходе начавшейся в ми- нувшем году реформы РПЦ продолжается дробление епархий — из уже суще- ствующих выделяются но- вые. Только на территории России их стало на 35 боль- ше. Одновременно создаются более крупные админи- стративно-территориальные единицы — митрополии. Они и станут для епархий «непосредственным началь- ством». Реформа проводится для «улучшения окормления верующих», а кроме того, как отметил недавноПатри- архМосковский и всея Руси Кирилл, она уже «повысила уровень исполнения реше- ний Священного Синода». Впрочем, для нашей Ли- пецкой и Елецкой епархии ничего структурно не меня- ется — она хоть теперь и не самая молодая, но по-преж- нему одна из самых ком- пактных. (Соб. инф.) Реформа РПЦ: жизнь продолжается Давно интересует наших современников отношение общества и Церкви к Петру Первому. Позиции заметно отличаются. Для одних он реформатор, государственник, патриот и прочая, для других — разрушитель Правосла- вия, покровитель католиков и т д. Но памятник Петру в Липецке ( а он для города многое значит) освящал батюшка. Где же тут логика? Такой вопрос для обсуждения предложил нам читатель в прошлом выпуске страницы «Дорога к Храму» Василий Полуянов. Предлагаем первые отклики. га князяМеншикова охажи- вал… Николай Астапенко, полковник в отставке Если бы не масоны… Былые потрясения и ре- волюции в России — все это попытки уничтожения пра- вославия и, говоря словами Василия Жуковского, «воз- вышение в достоинство со- вершенно свободного скот- ства». За все свои бедыРоссия и народ должны «благода- рить» воспитанную масон- ством либерально-радика- льно-социалистическую ин- теллигенцию. А первых ма- сонов к нам пустил как раз Петр Первый, по молодости заразившийся от этой чумы. Ите еще попыткиПетра сде- лать Россию Европой про- должаются! Вот и вся тема. Сергей Юров. с. Введенка Сложная фигура «Покровитель католи- ков»?Может, еще иязычни- ков? Акакже войныпротив шведов, которые все сплошь католики? Нет, реальность такова: защищая Россию, Петр защищал и Правосла- вие. Почитайте житие свято- го Митрофана Воронежско- го. Там был такой случай. Святитель отказался при- быть на прием к Петру по его приглашению только потому, что во дворце импе- ратора стояли скульптуры языческих богов. И что вы думаете? Государь приказал убрать идолов! А когда свя- титель скончался, лично нес гроб с его телом. А еще именно Петр ввел в практику принудитель- ную исповедь и причастие. Так он хотел приучить к русской жизни инородцев. А священники даже специ- альные книги учета заво- дили и докладывали наверх об уклонистах. Все это, ко- нечно, перебор, он в стиле Петра, но только никак это не говорило о поклонении католикам. Роман Малинов Повенчались — и к Петру А что Петр? Да светская власть всегда боролась с церковной. Это в природе любой власти — разделяй и властвуй! Стоило появиться сильной личности, как на- чиналось… На Западе такая борьба шла тысячу с лишним лет, и только Наполеон нашел управу на католиков. Так что наш Петр Первый не оригинален. Поэтому пусть брачующиеся фоткаются возле его памятника. Гилясов Сергей. г. Липецк ОБСУДИМ? Вышел бы протопоп Аввакум на Болотную площадь? В открытой печати все чаще появляются коммента - рии священнослужителей по поводу тех или иных полити - ческих событий . Ситуация с протестными митингами в Москве лишний раз это до - казала . В то же время кон - ституционное разграничение зон влияния на людей никто не отменял , ибо Церковь по - прежнему отделена от государства . Но – не от про - блем этого государства . В какой же мере допу - стимо ее вмешательство в мирские дела ? Может ли свя - щенник ходить на митинги ? Выступать в печати ? То есть проявлять гражданскую по - зицию . И где бы , по - вашему мнению , были сегодня про - топоп Аввакум , патриархи Никон и Тихон – на Болотной или в другом месте ? Давайте обсудим . ВОПРОС—ОТВЕТ Чем лечить страсть чревоугодия? Заглянем в толковый словарь. Там находим слово «черево». «ЧЕРЁВО, черёва, ср. (обл. ). То же, что чрево. «На толчках-то, смотри, по- тише: и телегу-то попор- тишь, да и барское черево обеспокоишь.» И.Тургенев. В православной жизни отношение к терминамболее определенное, а чрезмерное насыщение чрева считается грехом. И тут возникают вечные вопросы. Свободны ли мы от привязанности к пище и питью? Не владеют ли они нами? Что сильнее: наша воля или наши жела- ния? Апостолу Петру было открыто от Господа: «Что Бог очистил, того ты не по- читай нечистым» (Деян. 11: 9). И нет греха во вкушении пищи. Грех не в пище, а в нашемотношениикней.Ну, а телевидение — тут чита- тельница права — вообще дом родной для бесовщины. ТВярко показывает нам, что есть две жизни и две правды жизни. Это болезнь. И у нее есть совершенно точное на- звание — чревобесие. Мы наблюдаемее бурное течение на наших экранах—в филь- мах и в передачах, смакую- щих грех и болезнь (которая часто тоже от греха) одно- временно. Кулинарные поединки — вместо рыцарских. Муж- чины бьются так, что треск за ушами стоит. Культ еды, вакханалия вкуса, беснова- ние чрева, страсть глотки, стриптиз пуза… Причем, главными поварами высту- пают звездыкино и эстрады. И к себе «на передачу» они приглашают такихже: звез- да звезде глаз не выклюет. Элитарные женихи с лосня- щимися физиономиями, вряд ли способные в жизни поджаритьхотябыяичницу, кашеварят перед миллион- ной аудиторией, вспоминая заученные рецепты из По- варенной книги, но демон- стрируя прежде фарширо- ванной утки себя, любимых. Они смакуют, мычат и за- катывают глаза , а невиди- мая зрителю аудитория су- дорожно аплодируети глота- ет слюнки. Многие священники счи- тают, что пресыщение чрева не только не позволяет ду- мать о Боге и молитве, но и очень мешает хранить себя в чистоте. «Ктонаполняетчре- во и обещает быть целому- дренным, тот подобен утверждающему, что соло- мой остановит действие огня». Кстати, есть еще одна разновидность этого греха — гортанобесие. Это — по- лучение наслаждения от вкусной, изысканной пищи. Чревоугодие — это употре- бление ее в количествах больших, нежели необходи- мо для подкрепления теле- сных сил. А тут — еще и де- монстрация (себе самому в том числе!) наслаждения вкусом.Не зряже паровозом в этих кулинарных переда- чах выступила программа под названием «Смак». Чем лечится страсть чре- воугодия? Святые отцы со- ветовали любой страсти противопоставлять противо- положнуюей добродетель. И бес чревоугодия«изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Пост вообще великое воспитательное средство. Блажен, кто приу- ченквоздержаниюдушевно- му и телесному и неукосни- тельно соблюдает установ- ленныецерковные заповеди. Александр Александров Завершился Рождественский пост. Православные по возможности воздерживались от праздности, пустых зрелищи отвкушения скоромной пищи. Анателеэкране никаких перемен не наблюдалось. На всех каналах пили- жарили-смаковали. И это в стране, считающей себя православной. А теперь идут Святки. Для некоторых вообще это «пир пуза!» Но хоть вы на своей странице объясните, что есть такой грех с четким названием: «чревобесие». Анастасия Сазонова. г. Елец Александр Косякин Приблудившаяся к январю весна наделала кучу луж во дворе, месяц от стыда спрятался за тучами, а в подъезде разом перегорели все лампочки. Чудеса начинаются — Святки! В эти дни мы с женой за- пасаемся конфетами, хотя колядовщики не против и денег, о чем могут объявить с порога: «Маленький маль- чик сел на диванчик, диван- чик — хруп, пожалуйте рупь!» Впрочем, смотря кто будет стоять за дверью. Бывает, что с разрисо- ванными щеками в дом вло- мится и не вполне трезвый гражданин в вывернутом наизнанку тулупе и уж его ни мандарином, ни «Миш- кой на севере» не успоко- ишь. Но чаще стучат дети: «Коляда-коляда, отворяйте ворота!» Ну, отворили, что дальше? Что умеете? Конечно, это не прежние христославцы, которые, путаясь в сугробах, добира- лись до хат и, крестясь на образа, от порога начинали: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…». Нынешние молитв не знают. Хорошо хоть, что не одни «взрос- лые» частушки поют, а ино- гда выдают что-то из класси- ки. Вот только что двое ушли…Один читал носталь- гическое—«Зима! Крестья- нин торжествуя…», другой — внесезонное романтиче- ское : «Белеет парус одино- кий в тумане моря голу- бом…»Ну, парус так парус… Разве не заслужили они конфет? … «Святки»— святить после Рождества Христова до Крещения Церковь раз- решала с древних времен, называя эти дни святыми. Принципиально ничего не менялось в службе, разве что наряженные елки стояли в храмах, а приходскаяжизнь становилась чуть ярче, бога- че на события. И сегодня всюду проводятся рожде- ственские утренники, а в Липецкепрошелтрадицион- ный Рождественский кон- церт духовной музыки… Но праздничные денеч- ки катятся своим чередом, чему нынче помогают «ре- зиновые» каникулы. Свя- точные дни всегда были озорными, а веселый наш народ и вовсе переиначил их в разгульные. После долго- го, сорокадневного Рожде- ственского поста это было ТРАДИЦИИ | Православный мир продолжает отмечать Рождественские праздники «Настали Святки! То-то радость!» вполне по… менталитету: гулять так гулять. И хоть батюшки всегда грозили пальцем православным, уча проводить святочные дни в молитве, Русь скакала, как отвязавшийся с кола теле- нок. Всем хотелось чуда, и оно было в том, что наша традиционная консерватив- ная Церковь в эти дни как бы отступала перед «веко- вым русским невежеством» и слегка прикрывала глаза даже на какое-то проявле- ние язычества. А что поде- лаешь, если когда-то дав- ным-давно произошло сме- шение языческих и христи- а н с к и х о б р я д о в , так как православные пра- здники совпали по времени с древними ритуалами, от- мечавшими зимний солнце- ворот. Основным содержа- нием этих обрядов было об- щение с миром мертвых, от которых зависело благо- получие живых. В общем — виноват календарь. С традицией, которая часто суть осколок культу- ры, спорить трудно, а тут еще православный писатель Гоголь («Ночь перед Рожде- ством» и другие повести) подал пример, и закружи- лись в одном хороводе жи- вые и мертвые, земля и небо, заговорили человече- ским языком ведьмы и чер- ти, а вода в реках кое-где превратилась в вино. И про- исходила сшибка добра и зла, где добро не всегда и побеждало — вспомним ис т орию г о г ол е в ско г о Хомы: хоть и осенял он крестным знаменем напа- давшую на него нечисть и рисовал круг, кончил пло- хо… И что же выходило? С одной стороны, была как бы узаконенная расслабуха, с другой, небезопасные дела —ведь Святки, по народно- му поверью, считались вре- менем особого разгула не- чистой силы. С тех пор и доныне православные рису- ют кресты на окнах и две- рях, чтобы не вошла в жи- лище дьявольщина или не- добрый человек. Тут же, кстати, могут и подкову по- весить, и тоже от лукавого, что с церковной точки зре- ния откровенная глупость… Конечно, в прежние-то времена все было чинно- благородно, каждый шаг и всякий жест имели вес и значение. Например, в Ва- сильев вечер варили кашу, ходили по дворам и опять варили. И так — до самого утра. Да, еще детали! Стар- шая в доме женщина в два часа ночи приносила из ам- бара крупу. Старший муж- чина приносил водыиз реки или колодца. Крупа и вода должны были стоять на сто- ле до тех пор, пока не исто- пится печь. К ним никто не имел права прикасаться, в противном случае могла случиться беда. Верили во все эти глупости и при этом молились на образа. Но, осеняя себя, как Хома Брут, крестом, рус- скийчеловек тогдаи сегодня с ногами лезет в грех и со- блазны. Ведь как и встарь, любимым делом во время Святок являются гадания. Ужочень хочется заглянуть в будущее, если даже при- дется всю ночь жечь на ско- вородке подшивку«Жизни» или «Огонька». Особенно волнуются невесты, они даже перестают верить Ла- рисе Гузеевой из, как гово- рит молодежь, прикольной передачи «Давай поженим- ся», и сами пытают счастье: Святки же! И тут опять им на помощь приходит клас- сик: «Раз в крещенский ве- черок девушки гадали, за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». ЭтоВасилий Жуковский. А вот Алек- сандр Пушкин: Настали святки! То-то радость! Гадает ветреная младость, Которой ничего не жаль, Перед которой жизни даль Лежит светла, необозрима, Гадает старость сквозь очки У гробовой своей доски, Все потеряв невозвратимо И все равно надежда им... Со святыми днями вас! Р. S. Кстати, слово «ко- лядки» имеетсвоимкорнем латинское «календа», то есть первый месяц в году, откуда в европейских язы- ках и появилось слово «ка- лендарь». ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz