Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ФОТО АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВА № 48/24176/ 14 МАРТА 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 Слово обозревателю Четырехлетний... насильник Вас заинтересовала тема , поднятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее продолжение ? Предлагаем высказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? Александр Косякин Когда мальчишки в кимоно своими маленькими кулачками раскалывали большие доски, каждый сидевший в зале мужчи- на думал, наверное: «Эх, скинуть бы мне лет эдак …надцать, и я бы тоже, может…» Доски перекололи, щепки собрали, а расходиться не хотелось. В этот вечер в задон- ском кинотеатре «Элегия» украдкой плакали женщины и молча сопели мужчины… Вечер памяти участников во- енных конфликтов назвали «Аф- ганский ветер». По форме это был фестиваль, проводился он второй раз, а организаторамиего выступил Союз десантников. На сцену под- нимались исполнители — школь- ники, сурового вида мужчины в камуфляже, изящные женщины. Читали стихи, пели. А на экране безостановочно шла военная ки- нохроника: Афганистан, Чечня… Меняособенно зацепилкадр—над- пись на одной безымянной могиле: «Здесьпохороненмужчина славян- ской внешности с протезом правой ноги». Табличка промелькнула среди горящих БТР, пикирующих вертолетов, раненых на носилках, похоронных процессий, но запом- нилась. Славянская внешность и протез—все, что осталось в чьей-то памяти от человека… Но этоприсказка, разговорпой- дет о доме, где проводятся такие встречи. О доме для «великого об- манщика», как называли прежде кино. Сегодня оно возвращается в Задонск, и это похоже на возвра- щение перелетных птиц, которые всегда помнят свои гнезда. …Еще в начале прошлого века в городе был синематограф «Аде- он», где крутили сначала «Мол- чи, грусть» с Верой Холодной, а потом «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна. Много позже (это когда уже я дорос до «важнейшего искусства»)—«ТихийДон» и «Ве- ликолепную семерку». На первую картину ходили родители. Они долго душились и одеколонились перед зеркалом, начищали бо- тинки и шли в кинотеатр, как на первомайскуюдемонстрацию.Мы, пацаны шестидесятых, отстояв суматошную очередь, зажав в ку- лаке заветный синенький билетик (с местом, с местом!), приходили к кинотеатру за час до сеанса. И ТРАДИЦИИ | В глубинке снова смотрят кино на большом экране Птицы возвращаются домой Директор «Элегии» Ирина Болдырева с коллегами. даже когда в самуюответственную минуту у киномеханика рвалась пленка, гас экран и народ вооду- шевленно кричал «Сапожники!», это воспринималось правильно. А как здорово было после погонь за Фантомасомвыходить прямо в ста- ринный парк под свист очумелых соловьев или весенний ливень… Апотомкиноне стало. Закрыли кинотеатрна ремонт.На несколько пятилеток сразу. Тогда было при- нято строить коровники, а про ле- нинский завет—«из всех искусств для нас важнейшим является кино»—забыли.Ушла традиция, а тут как раз косякомповалилимек- сиканскиедабразильские сериалы. Затем у горожан стали появляться «видики», а там и компьютеры по- доспели. И когда кинотеатр снова открыли, было поздно — народ привык смотреть «мыло» лежа на софе, с поп-корном в левой и пив- ком в правой, чего приличный зал позволить себе не может. Кинотеатр, как новый корабль со стапелей дока, сошел ладный и красивый. В его «трюме» отлич- ный зрительный зал, уютный и камерный, на «палубе» — стиль- ное фойе с картинами по стенам и рыбками в аквариуме, а в «мотор- ном» отсеке—киноустановка, ка- кая, по утверждениюналадчиков, есть только в Ханты-Мансийске. Одно время в зале напрямую транслировали матчи мировых чемпионатов, но живой эффект восприятия выводил экзальти- рованных болельщиков из равно- весия, а те, что вроде индейцев в кино никогда не ходили, начина- ли от испуга колотить в стены, оставляя следы на панелях. При- шлось на время прекратить. До просветления умов… И вот новость: по итогам про- шлого года задонский кинотеатр занял первое место в области. Это тем более удивительно, что он отдувается за всех, ведь киноуста- новка единственная в районе. И можно (нужно!) говорить об опыте безусловно передовом. Конечно, если бы в «Элегии» только «кино крутили», никакого опыта и не было бы. Но директор муници- пального учреждения «Элегия», а лучше сказать хозяйка, Ирина Болдырева сумела создать здесь атмосферу дома. Уютного и хле- босольного. Под одной крышей тут живут районные методисты культуры, работают кружки. Профессиональная видеостудия «Задонская звонница» занимается документальным кино, а сегодня работает над областным проектом «ЖЗЛ: липецкая серия», снимая фильмы о видных людях нашего края. КНИЖНАЯ ПОЛКА | В Липецке вышло необычное издание Купола России Владимир Осипов Вышедший в Липецке поэтический фотосборник «Купола» вместил в себя 60 цветных фотографий храмов и монастырей России, в том числе нашего края, и столько же стихо- творений липчанина Александра Кулика, которому как раз исполни- лось 60 лет. Вот к своему юбилею он и приурочил не совсем обычное издание, адресуемое, несомненно, массовому читателю. Несколько слов об авто- ре. Он мой коллега по со- вместным изданиям «Одна судьба, однаПобеда», «Союз нерушимый», «Два океана — один причал» — о друж- бе и единстве славянских народов, Союзном государ- стве Беларусь—Россия, о подвигах наших земляков во имя Родины. Александр Викторович был депутатом Липецкого городского Со- вета, в настоящее время — руководитель липецкого городского представитель- ства международного Союза общественных объединений «Союзная общественная па- лата», член Союзажурнали- стов России, член общерос- сийского Союза писателей «Воинское содружество». До этого он был известен читателям как прозаик- публицист. Как с поэтом знакомство с ним состоялось в феврале этого года на вы- ставке произведений писа- телей «Воинского содруже- ства» в областной научной библиотеке. Там в числе других был представлен коллективный поэтический сборник «Душа болит за от- чий край». В нем заметное место заняли стихотворения Александра Кулика. К его «Куполам» преди- словие написал известный липецкий поэт, член Союза писателей России, член- корреспондент Академии поэзии Борис Шальнев. Он подчеркивает завышенное отношение Кулика к своему творчеству, когда само- отдача учебе (он готовит кандидатскую диссертацию по литературе) вольно или невольно отодвигает стихи, творчество на второй план. «Но, несмотря ни на что, — утверждает Шальнев, — можно лишь с призна- тельностью отметить, что высшая энергия его души принадлежала и принад- лежит поэтическому твор- честву, и в первом сборнике «Купола» читатель с благо- дарностью найдет строки о подлинной правде жизни, красоте, о ценностях — не ложных, достойных покло- нения». Наряду с лирическими и философскими размыш- лениями над извечными человеческими ценностями автор подмечает и несовер- шенность бытия, остроту переживаемого времени: «Повсюду вороны, не со- ловьи», «Но знаем мы и знает Бог: не создано для нас прямых дорог», «То ан- гелы спасают нас для рая, то бесы, искушая, тянут в ад». Обращает внимание и на имевшие место «грехи, интриги, зависть и обман»... Подкупает в стихах про- стота, нацеленость на добро. Они как бы в очередной раз подтверждают истину, со- гласно которой нет ничего более человечного, чемсеять разумное, доброе, вечное.На добро способен не каждый. Богатые зачастую «глухи к добру». Хотя да не оскудеет рука дающего. Так и в сти- хах Кулика. И о самих «куполах», вынесенных в заглавие кни- ги. Они у автора и как вы- соты, которые брали во все времена защитники Оте- чества, как возрождение России, и как вершины, которые покорять новым поколениям на пути сози- дания, отстаивания вечных общечеловеческих ценно- стей — совести, морали, долга, чести, ответствен- ности за совершаемые дела и поступки. На снимках узнаваема вчерашняя и ны- нешняя Россия, а в стихах улавливается вера народа в свое светлое будущее, в то, что жизнь непременно из- менится к лучшему. Об этом звонят, к этому призывают у Кулика колокола: «Звонят, звонят колокола! В их звоне души оживают и очищаются тела...». Елена Бредис Сама жизнь подбрасывает нам факты и детали для размышлений. Случайно отмечаю сцену из какого- то фильма по телеку: молодой солдат играет с девочкой лет восьми, подхватывает ее на руки, обнимает, называет «мое солнышко», а девочка его спрашивает: «Когда вырасту, ты возьмешь меня замуж?» Фильм прошлогодний, вполне свежий, и я удивля- юсь его авторам: и как это они так одобрительно про- демонстрировалитипичный случай сексуального домо- гательства взрослого к ре- бенку? Безобразие! Правда, этот эпизод—ретроспекция происходившего примерно четверть века назад, когда мы и слов-то подобных не знали. Как не знали, что за такое запросто должны привлечь к уголовной от- ветственности. А вот история уже не из фильма, а из нашей местной, липецкой, жиз- ни. Произойти она могла где угодно: в учреждении дополнительного образо- вания, в детском саду, в каком-нибудь кружке или детском лагере на канику- лах. По этой причине я не буду уточнять «место дей- ствия». Суть такова: пожи- лого педагога с огромным стажем и опытом уволили за то, что он на занятиях мог посадить ребенка на колени и, как тот солдат, назвать его «солнышком». Пожаловались несколько родителей. Что характерно: роди- тели остальных учеников встали горой за любимо- го учителя, который умел найти подход к каждому ребенку. Сампреподаватель заявил, что будет отстаи- вать свое доброе имя. Дело дошло до разбирательства в полиции. Никакого крими- нала в поведении учителя- ветерана не обнаружили. Но человек этот уже не рабо- тает. Его все равно уволили. На всякий случай. Нетрудно понять ди- ректора учреждения: если со всех сторон твердят о сексуальных домогатель- ствах и педофилии, лучше поостеречься. Опять же, скандальчик-то уже был, пусть полиция ничего и не выявила. Но потом все рав- но будут говорить: то ли он украл, то ли у него украли, но что-то было. А какому начальнику это приятно? А в целом ситуация, по-моему, складывается странная, а то и дикая. Вот, предположим, увиде- ли вы на улице плачущего ребенка. Ни в коем случае не надо подходить к нему, утешать, гладить по голове. А подойдете — рискуете: вас обвинят в тех самых пресловутых домогатель- ствах. Малыш ревет, раз- бив коленку? Все равно держитесь поодаль и объ- ясняйте ему, что на ранку надо подуть, а еще лучше помазать зеленкой. Вам его жалко? Ничего, терпите. И он пусть потерпит. Не то... Нынче быть жалостливым и сострадательным — себе дороже. Я, конечно, предви- жу возражения: как же не ужесточать контроль и меры, коли столько педо- филов развелось? Так вот, статистика показывает: количество извращенцев остается практически неиз- менным. Сколько их было в советское время, тридцать, двадцать лет назад, столько и сейчас. Просто когда-то эти истории не смакова- лись на ТВ, а сейчас про любую десяток раз на дню повторят на всех каналах. Понятно, родители напуга- ны, родители в шоке. Они в каждом взросломмужчине, приблизившемся к их чаду, видят потенциального раз- вратника и насильника. Ну а уж если взял малыша на руки, посадил на колени… Ясное дело, что эти су- перстрахи мы не сами вы- думали, а позаимствовали на Западе, как и многое другое. Хотя, по сравне- нию с Западом, наша бди- тельность — пустяки. На- пример, в штате Миссури в прошлом году приняли закон, запрещающий пре- подавателям в социальных сетях Интернета добавлять в друзья своих учеников. Этот акт опять-таки при- зван «защитить школьни- ков от сексуальных домо- гательств преподавателей». Какой педагог там вообще рискнет теперь общаться с учениками, говорить с ними по душам о жизни, дружбе, любви? Нет уж, господа, увольте. Подготовить к сдаче тестов—пожалуйста. Но не больше. А уж пригла- сить питомцев к себе домой на чай с пряниками — это прямо-таки полное без- рассудство. Наверняка же соседи донесут: малолеток приманивает. Но западные ювеналь- ные технологии пошли еще дальше. Кто сказал, что только старшие могут при- ставать к младшим? В го- роде Броктон шестилетний мальчик был отстранен от занятий за то, что, играя на перемене, толкнул девочку и случайно зацепился паль- цем за ремешок ее джин- сов. Директор был суров. Он подверг проработке не только мать, но и ничего не понимающего малыша. В другом схожем случае официальный представи- тельшколы сформулировал свою позицию так: «Да, ребенок может не осозна- вать, что его действия могут считаться сексуальными домогательствами…Но если эти действия подпадают под такое определение, то они таковыми являются в соответствии с законо- дательством штата». По принципу «незнание закона не освобождает от ответ- ственности». Но, пожалуй, пик маразма — история, когда воспитательница по- жаловалась на сексуальные поползновения со стороны… четырехлетнего воспитан- ника. Ласковый ребенок просто обнял тетеньку во время поездки в автобусе и положил ей голову на грудь. Тетенька сочла себя оскорбленной, может, даже решила, что ее нравствен- ность и целомудрие под угрозой. Читая про это, я сперва предположила, что мир точно сходит с ума. Но все объясняется куда понятнее и прагматичнее: это же отличный способ зарабо- тать — и для адвокатов, и для родителей, подающих иски! А что в результате происходит с психикой ребенка, их не волнует. Но я почему-то подумала: как бы сложилась моя жизнь, если бы мне не встретились педагоги, которые не просто меня учили, а становились старшими товарищами? С ними можно было всегда говорить откровенно, а то и поплакаться в жилетку… Западные психологи убеждены: взрослые обяза- ны препятствовать возник- новению табу в сексуаль- ных вопросах. Чем раньше, уверяют они, начнешь рас- суждать с ребенком «про это», тем лучше. Есть, прав- да, вероятность, что сегодня такое обсуждение будет как в старом анекдоте: «Сынок, нам с тобой пора поговорить о сексе!» — «Да, папа, а что бы ты хотел о нем узнать?» Телевидение и Интернет уже так просветили детей. Хуже того: от них можно ожидать и провокации, подлой подсказки. А по- чему бы нет? Почему бы, к примеру, не избавиться от строгого и принципиаль- ного учителя, подловив его на том, что он утешал уче- ницу, получившую двойку по контрольной? Вы не допускаете такого вариан- та? Но вспомните факты издевательств школьников над учителями. Увы, в ны- нешней атмосфере и про- вокации, и манипуляции вполне вероятны. Если же говорить о ре- альной опасности, которая может угрожать нашим детям, тут секспросвет вряд ли им поможет. Тут бы ма- мам-папам задуматься: а отчего их ребенок так легко способен потянуться к чу- жому? Отчего готов пойти с незнакомцем, пообещав- шим подарить диск с новой компьютерной игрой? Не потому ли, что отношения «родитель-ребенок» для первых все чаще сводятся к зарабатыванию денег? А если в семье малыш сполна получает и любовь, и тепло, и внимание, если с родите- лями ему интересно, он про- сто проигнорирует предло- жение «чужого дяденьки». Впрочем, садиться в лифт с незнакомыми муж- чинами не рекомендуется даже взрослым женщинам. Как и останавливать попут- ную машину. Важно, что в «Элегии» все вре- мя ищут новые формы работы, не боятся экспериментировать. Одно время перед сеансами показывали видеохронику задонской жизни, смонтированную работниками кинотеатра, эдакий киножурнал «Новости дня», популярный в советскую эпоху. Ролики пользо- вались успехом, но дело оказалось трудозатратным, а штаты — весь- ма скромными. Однаждыпод крышу «Элегии» пустили мини-кафе, аэрохоккей и интерактивный тир, но аренда- торы не смогли «раскрутиться». Зато хорошо «чувствуют» здесь себя проекты основательные. К примеру, в фойе—постоянно дей- ствующая картинная галерея, где охотно выставляются художники и фотографы из разных районов области и даже работающие за рубежом. Причем презентации проходят не стихийно, а по графи- ку, что говорит о многом. Рядом с профессиональными работами не теряются поделки местных умель- цев и школьников — конкурсы, выставки здесь идут чередой. Каждое лето при кинотеатре работает детская площадка с мас- сой мероприятий для подростков — теперь задонский опыт пере- нимают в других районах области. В «Элегию» приезжают артисты Липецкой филармонии, гастро- леры из Москвы, нередко бывают известные артисты. Заглядывали дажеитальянскиекинематографи- сты. Прижились в «Элегии» спор- тивный кинофестиваль «Атлант» и детский — «Радуга». Часто бы- вают здесь иноки Богородицкого монастыря и сам владыка Никон. Вообще если нужно собраться для общения легкого, непринуж- денного, не для галочки, то это — в «Элегию». Здесь проводятся мероприятия камерные, почти домашние. А кино… Несмотря на четкий план по сбору средств за демонстрацию фильмов, в Задонске нередки благотворительные показы. Бес- платные сеансы устраивают для детей реабилитационного центра «Надежда», дляфронтовиков.При этом кинотеатр сумел в прошлом году превысить все плановые по- казатели: количество сеансов к уровню предыдущего года соста- вило 130 процентов, валовой сбор — 127 процентов, число зрителей — 200 процентов! При этом на 60 процентов увеличилось число дет- ского зрителя. Словом, корабль набирает ско- рость. И ветер ему в паруса!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz