Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

6 ЛИПЕЦКАЯ газета Б ылое Спецвыпуск Липецкого областного краеведческого музея и « Липецкой газеты » ЖИЗНЬ И СУДЬБА | Как ельчанин стал народным артистом Болгарии Ученик Станиславского Алексей Овчинников, заведующий отделом региональной культуры Липецкого областного краеведческого музея Качалов, Книппер, Гзовская, Знаменский, Массалитинов — всё это крупные фигуры в мировом масштабе. К.С. Станиславский. Николай Осипович Массалитинов, один из одарённейших учеников Константина Станиславского, родился 24 февраля 1880 года в Ельце. Он был выдающимся акте- ром, педагогом, режиссером. Массалитинов рос в па- триархальной семье. Отец служил в чайной фирме Боткиных, мать вела до- машнее хозяйство. Большое влияние на Николая и его сестру Варвару оказала ба- бушка Глафира Николаев- на, исполнительница на- родных песен, сказительни- ца. В 1886-м отца Массали- тинова перевели в Томск, где прошли его детство и юность. ГимназистомНико- лай с сестрой выступал в любительских спектаклях, но мечтал стать врачом и в 1900-м поступил на меди- цинскийфакультет Томско- го университета, откуда его вскоре исключили за уча- стие в студенческих демон- страциях. Перешел в техно- логический институт, но и там по той же причине ему учиться не позволили и даже лишили права на жи- тельство в Томске. По совету сестры, к тому времени актрисы Малого театра, ставшей впослед- ствии народной артисткой РСФСР, лауреатом Государ- ственной премии СССР, Николай переехал в Мо- скву. Ив 1904-м был принят в Театральное училище в класс А. Федотова. Другим педагогом Мас- салитинова былА. Ленский. Среди тех, у кого он учился, были выдающиеся мастера О. Садовская, Г. Федотова, М. Ермолова, А. Южин, Е. Лешковская. На выпускном спектакле училища присут- ствовали К. Станиславский иВл. Немирович-Данченко. Они и пригласили молодого актера в Художественный театр. Его звали и в Малый, но он предпочелМХТ, кото- рый страстно любил. И сра- зу начал выходить на сцену — в «Горе от ума» (Скало- зуб), «Драме жизни» (Рабо- чий). А через несколько лет ему уже аплодировали в роли Клавдия в «Гамлете», Станицына в тургеневском спектакле «Где тонко, там и рвется»,Шатова в «Николае Ставрогине» по Достоевско- му... Он играет в чеховской постановке «Три сестры», в горьковском «На дне» с ро- лью Сатина. С 1907 по 1922 годы Массалитинов сыграл более тридцати ролей. Ста- ниславский называл его среди мастеров психологи- ческой школы, которые были, по его мнению, фигу- рами мирового масштаба. В 1 9 1 3 - м вм е с т е с Н. Подгорным и Н. Алек- сандровым Массалитинов создал частнуюШколу дра- матического искусства («Школа трех Николаев»). Ко г д а и з - з а н е хв а тки средств она закрылась, уче- ники последнего класса объединились во 2-юстудию Художественного театра. Среди них были Алла Тара- сова, Николай Баталов и другие одаренные исполни- тели. 6 июня 1919 группа ак- теров МХТ открыла гастро- ли в Харькове спектаклем «Вишневый сад». Массали- тинов играл Лопахина, а в «ДядеВане»—Войницкого. В.Шверубович вспоминал: «Дядя Ваня-Массалитинов был, по-моему, во много, много раз лучше создателя этой роли Вишневского... Не знаю, так ли это уж было важно, но даже если Масса- литинов и не был элегантен, то он был интеллигентен, талантлив, умен, ничего дикого не было в мысли, что если бы он жил иначе, из него бы мог выйти Шопен- гауэр, Достоевский... Мас- салитинов действительно очень любил Елену и страст- но ненавидел Серебрякова — в это можно было пове- рить, так как темперамент Николая Осиповича легко вспыхивал и пламенел ярче и горячее всего именно в не- нависти. Он лучше, страст- нее ненавидел, чем любил». После того как занявшие 23 июня части белых отре- зали «качаловскую группу» (так называлась труппа по имени ее главного актера) от Москвы, она выступала в южных городах. На ее долю выпали холод, неудобства, отсутствие хороших сцен, недоброжелательство, но и восторг зрителей. Массали- тинов входил вместе с И.Берсеневым и С. Бертен- соном в правление группы и стал режиссером: в Одессе поставил «Осенние скрип- ки» И. Сургучева, в Екате- ринодаре — «У жизни в ла- пах» Гамсуна и «Братья Карамазовы» Достоевского. После гастролей в Тбилиси артистывыехали в Констан- тинополь, а оттуда в Софию. 20 октября «Вишневым садом» с Лопахиным-Масса- литиновымначались болгар- скиегастроли.Здесьже«Бра- тья Карамазовы» были вос- становлены в полном объеме и игрались в два вечера. Вме- сте сН.ЛитовцевойМассали- тинов ставит«Трисестры». С 18 января 1921 года труппа в Югославии — Белград, За- греб... ВЛюбляне состоялась премьера«Надне» (постанов- ка Массалитинова, он же вышел на сцену в роли Сати- на). Далее —Прага... После возвращения в Мо скву Ма с с алитинов играл в Городском театре. Там и состоялась премьера «Гамлета» (Массалитинов — Клавдий). Позднее—выступления в Стокгольме, в Берлине. В начале 1922-го в Берлин приехал Н. Подгорный. Не- мирович-Данченко Масса- литинова звал обратно в те- атр. Но Николай Осипович решил в Москву не возвра- щаться. Он играл старые роли в Лейпциге, Дрездене, в Прибалтике, Скандина- вии. Но среди его товарищей не было уже прежнего еди- нения и взаимопонимания. Вскоре труппа распалась. Массалитинов остался с немногими актерами, кото- рые стали называть себя «зарубежная группа арти- стов МХТ» или «Пражская группа». Массалитинов много играл, заново ставил и обновлял спектакли. У него были мысли вернуться на родину, в архивах сохра- нилась его переписка с Не- мировичем-Данченко. Но не сложилось. Тем более из посланий москвичей он по- нимал, что даже у именитых его коллег-актеров далеко не все безоблачно, хотя, конеч- но, это нельзя сравнивать с жизнью в эмиграции. В дру- жеском письме Массалити- нову Книппер-Чеховой есть признание: ей грустно то, что происходит в ее родном театре. Актеры в нем как птички в золотой клетке. Массалитинов создал в Берлине частную театраль- ную школу. А после новых болгарских гастролей (ко- нец 1924 года) окончательно обосновался в Болгарии. С 1925 года он — главный режиссер Народного театра в Софии. Первый спектакль — «Двенадцатая ночь» Шекспира—вызвал бурную реакцию зрителей и восторг прессы. На болгарскую сце- ну наш земляк привнес принципы МХТ, основы системы Станиславского. Ставил русскую классику, пьесы западных драматур- гов. Но главной его заботой было создание националь- ного репертуара. По словам драматурга С. Костова, именно Массалитинов «соз- дал болгарскую пьесу», по- мог развиться дарованиям таких писателей, как И. Йовков, С. Костов, Р. Стоя- нов, Т. Влайков, Н. Иконо- мов, С. Савов и других. Созданная имшкола при Народном театре положила начало систематическому театральному образованию в Болгарии. В 1948-м она превратилась в институт, профессором которого Мас- салитинов работал многие годы. Он был удостоен зва- ния народного артиста Бол- гарии. К. Сафаров, вспоми- ная о нем, говорил: «Этот человек—счастье для всего нашего театра». До последних дней жиз- ни Николай Осипович слу- жил искусству. Умер он в 1961 году в Софии. Имя Массалитинова присвоено театру вПловдиве—одному из старейших в Болгарии. Ведущий рубрики Исаак Розенфельд ПРОТИВОСТОЯНИЕ | Из хроники антоновского восстания Свои, да чужие Николай Волынчиков, член Липецкого областного краеведческого общества Ныне мало что знают о крестьянском восстании на Тамбовщине против большевистской политики в деревне в 20-21 годах прошлого века. Советский официоз объявил те страшные события кулац- ко-эсеровским мятежом. Но это было действительно крестьянское восстание под руководством Алексан- дра Степановича Антонова (1888—1922). После двух войн и рево- люций хозяйство в стране было разрушено. Начался небывалый голод. Чтобы как-то добывать хлеб, орга- низуются комитеты бедно- ты. Председатель Совнарко- ма В.И. Ленин 17 августа 1918 года выслал местным исполкомам соответствую- щие распоряжения. В пись- ме председателю задонского исполкома Болдыреву он требовал: «Действуйте са- мым решительным образом против кулаков и снюхав- шейся с ними лево-эсеров- ской сволочью. Обратитесь с воззванием к бедноте, ор- ганизуйте ее, запросите по- мощи от Ельца. Необходимо беспощадное подавление кулаков кровопийцев. Точ- ка. Телеграфируйте». Но комитеты бедноты и без того старались. Хлеб у крестьян изымался по продразверстке, не оставля- ли зерна даже на семена. Хватало и фактов злоупо- требления со стороны ком- бедовцев. Все это и привело квосстанию.Повстанческая армия Антонова вскоре на- считывала уже 40 тысяч человек. Против них было на- правлено 100 тысяч красно- армейцев с артиллерией и авиацией. Но сопротивле- ние шло почти два года. Когда Антонов погиб, про- тив засевших в лесах не- сдавшихся крестьян при- менили газы, их семьи бра- лись в заложники и расстре- ливались. Особенно отлича- лись врасправахлатышские стрелки и китайские наем- ники. Командовал каратель- ными войсками Красной АрмииМ.Н. Тухачевский, а отдельными ее частями — И.П. Уборевич и Г.И. Котов- ский. Но возмездие настиг- ло их. Как известно, в 1937 году маршал Тухачевский и командарм Уборевич были расстреляны, а Котовский погиб от руки своего адъю- танта в 1925 году. В Лебедянском уезде центр крестьянского вос- стания был в деревне Ище- ино. Оно быстро распростра- нилось по селам, охватив Слободку, Медведево, Боль- шой Верх, Старый Копыл, Бородино, Губино, Олений Рог. Слободской волостной военкомСтрельников, пред- седатель волисполкома Тро- фимов и начальник прод- отряда Филатов пытались спастись от восставших, но не успели. Об их гибели рассказы- вал в 1967 году сын Трофи- мова Анатолий Иванович. Тогда лебедянский инстру- ментальный завод, где мне довелось быть директором, шефствовал над колхозом имени ХХ партсъезда. Как шефы мы часто бывали в Слободке. На могильном бугорке погибшего отца Анатолия сделали стальную оградку. А разыскать моги- лы Стрельникова иФилато- ва не удалось. По воспоми- наниям очевидцев, погибли они в полых водахКрасивой Мечи. Анатолий родился в тот день, когда погиб отец. Мать спустя годы расска- зывала: «Ваня срочно по- шел в исполком. А в слобо- де уже стреляли кулаки. Много их было, во всю сло- боду...». «Во всю слободу» одни кулаки? Да много ли их вообще-то тогда было в Ищеино и Слободке, отно- сительно безбедных трудо- любивых крестьян, называ- емых кулаками? В том же году собкор газеты «Ленинское знамя» Софья Никитина получила сведения о гибелиСтрельни- кова, Трофимова и Филато- ва. … Военком и председа- тель совдепа Слободской волости по очереди вчиты- вались в лежавшую на сто- ле, освещенном керосино- вой семилинейкой, депешу из уезда с требованием за- бирать у крестьян хлеб. Но как его взять у обозленных продразверсткой мужиков, под истошные крики и вой баб? Оторвавшись от депе- ши, военком покосился на занавешенное окошко. Край ситцевой тряпкиотодвинул- ся. Оттуда вполне мог гро- мыхнуть выстрел. Военком поправил занавеску. Пред- седатель волисполкома по- гладил рыжеватые усы: — Опасаешься, Иван Иванович? — Приходится, Иван Эрастович, — ответил во- енком. — В Елецком уезде только что разграбили ком- муну, в нашей волости рас- тет недовольство. А прод- отряд у Филатова не совсем надежен, от него что хочешь можно ждать. В это время далеко за окном раздались хлопки выстрелов. Стрельников и Трофимов заспешили к зда- нию волисполкома. Тудаже сбежались члены совдепа, партячейки и комбеда. С маузером в руке прибежал Филатов, рукавом вытер окровавленные губы. — Едва ушел, — прого- ворил хрипло. — Через плечо двоих срезал. Военком раздал собрав- шимся винтовки, которые незадолго перед тем привез- ли из уездного военкомата, и на двух крестьянских розвальнях спешно погнали к уезду. Настигли их у деревни Старый Копыл. Вытягивая коней плетками, скакали верхом. — Эх, не успели... Еще бы полчасика, — пожалел военком. Ему было лишь двадцать четыре года, и умирать не хотелось. Мужики приблизились на полвыстрела. Голос ко- миссара стал опять власт- ным: — Все в первые сани! Живо! Погоню я задержу. Остались с ним Трофи- мов и Филатов. Председа- тель поднялся во весь свой богатырский рост, началь- ник продотряда встал ря- дом. Бескозырку он поте- рял, и ветер трепал его свет- лые волосы. —Встретим их как подо- бает, — проговорил Стрель- ников, но добавил: — Спрячь, Филатов, маузер. Попробуем договориться. Однако не договорились. У каждой стороны была своя жестокая правда же- стокого времени братоубий- ства… ВТОРНИК , 13 МАРТА 2012 № 46-47 (24174-24175) Станиславский называл его среди мастеров психологической школы, которые были, по его мнению, фигурами мирового масштаба. ” КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ Село на Донском тракте Когда-то по территории Добринского района проходил Донской, или Скотопрогонный, тракт. По нему гнали гурты скота на салотопенные заводы и бойни. Вдоль располагались густонаселенные села —Пушкино, Ново- черкутино, славившееся Троицкой ярмаркой. В списках населенных мест Российской империи по сведениям за 1862 год во 2-м стане Усманского уезда Там- бовской губернии под № 2980 числится владельческое село Пушкино при рекеПлавице, от уездного города в 52 верстах, а в селе 150 дворов, 597 жителей мужского пола и 672 жен- ского. Есть одна церковь православная и мельница. Почему село получило такое название? Заглянем в до- кументы.Читаем: «Копия. 1781 года августа 20 дня сия купчая в Усманском уездном суде явлена. За секретаря ре- гистраторАндрейАндреев.Лета тысяча седмьсот восемдесят первого майя в десятый день полковникМихайла Алексеев сынПушкин в роде своемне последний продал яЕго высоко- превосходительству господину генерал-аншефу и разных орденов кавалеруНиколаюИвановичу Салтыкову и наслед- никам ево недвижимое свое крепостное имение, доставше- еся мне по наследству после покойной бабки моей порутчи- цыАксиньиИвановой дочериФедоровскойженыПушкина и отца моего из дворян капитана Алексея Федоровича, и по разделу с матерью моею Саррою Юрьевной и з братом май- ором Юрьею (Юрием) Алексеевым сыном Пушкиным, со- стоящее Тамбовского наместничества в Усманской округе, что прежде было Сокольского уезду на речке Плавица де- ревню Плавицу Пушкино тож...». Михаил Алексеевич Пушкин — родной брат бабушки поэтаМарииАлексеевны Пушкиной-Ганнибал. Именно ему довелось быть опекуномматериАлександра Сергеевича На- деждыОсиповныГаннибал. Таким образом до мая 1781 года владельцемПушкино (в документах оно значится еще и как Плавица) был дед поэта по материнской линии М.А. Пуш- кин. Он и продал свое имение сановнику ЕкатериныВторой Н.И. Салтыкову. Николай Иванович был воспитателем бу- дущего императора Александра Первого и его брата-цесаре- вича, великого князя Константина. По «Экономическим примечаниям» к планам Генераль- ного межевания конца XVIII века в Усманском уезде Там- бовской губернии упоминается дача под № 150: «Село Плавица, Пушкино тож, з деревнеюСергеевской господина генерал-аншефа и разных орденов кавалера графа Николая Ивановича Салтыкова», в нем с деревнею 73 двора, по реви- зии 232 души мужского пола и 237 женского пола. «Поло- жение имеет село на левой стороне оврага Бузулука и по обе стороны реки Плавицы, на коей пруд, в том селе церковь деревянная чудотворца Николая, дом господской деревян- ной, при нем саду нет... Крестьяне состоят на оброке, платят в год з души по семи рублей, промышляют хлебопашеством, к чему оне радетельны, землю запахивают всю на себя. Те крестьяне зажиточны, женщины сверх полевой работы прядут лен, посконь, шерсть, ткут холсты и сукна для сво- его употребления, а отчасти и на продажу». Позднее владельцем села стала Елена Александровна Салтыкова-Голицына. Ее муж Николай Борисович был опекуном своего сынаЮрия, к которому перешли владения матери. Сто десять лет тому назад вПушкино насчитывалось 374 двора, там проживали 1159 человек. То есть это было одно из крупнейших сел Усманского уезда. В нем за несколько лет до начала Первой мировой войны был построен спирт- завод. Выручила картошка В 1835 году на территории Усманского уезда проживали 75201 государственный и 29777 помещичьих крестьян и дворовых людей. Основным занятием их было земледе- лие. Применялась трехпольная система. Озимое поле засеи- валось рожьюпосле взмета пара двухсошниковыми сохами. Среднийурожайржи составлял сам-семь, овса—в сам-пять, или около 8,5 центнера с гектара. А вот за реками Матренкой и Плавицей урожай с деся- тины достигал ста пудов, или около 16 центнеров с гектара. Пшеница сеялась тогда в незначительном количестве. Вы- ращивали ее преимущественно в помещичьих экономиях. Яровой клин засевался овсом, гречихой и просом. Гречиха занимала треть яровых посевов. В помещичьих имениях предпочтение отдавали просу, пшенице и льну. Но полвека спустя посевы гречихи на крестьянских полях сократились до одиннадцати процентов ярового клина, зато больше стало проса, а главное — картофеля. К картофелю жители вначале относились враждебно, отказывались его сажать, считая «бесовским яблоком». Но в голодные 1821 и 1835 годы, когда зерновые погибли, от смерти спасал именно картофель. После этого он распро- странился повсеместно. В этоже время происходит заметное сокращение посевов льна, поскольку льняные ткани на рынке вытеснялись де- шевыми хлопчатобумажными. А для собственного потре- бления, для изготовления масла и посконных холстов большинство разводило коноплю. Конопляных семян полу- чали в год до сорока тысяч пудов. О подсолнечнике же многие даже еще не слышали. Огородничество было развито слабо. Сажали в основном капусту, редьку, картофель и свеклу. Бизнес на столбах В 1823 году тамбовский губернатор Балашов распорядил- ся об установке в каждом населенном пункте губернии столба. На нем должно было значиться название пункта, количество дворов и людей. Ну как можно извлечь из этого какую-нибудь выгоду? Но русский человек сообразил... Получив приказ губерна- тора, липецкий уездный исправник Ханыков решил дей- ствовать через подставное лицо, коим оказался липецкий мещанин Кутышкин. Последний и был назначен устанавливать эти столбы. Однако не бесплатно.Исправникповелел взимать закаждый столб ни много ни мало, а 25 рублей. Короче, Кутышкин не только вкапывал столбы, но и собирал дань. Половина этой суммы осела в бездонном кармане Ханыкова. Не ссорься со снохой... В селе Двуречки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Грязинский район Липецкой области) жила кре- стьянка Аграфена Пахомова. Суровая попалась ей свекровь. Постоянно попрекала куском хлеба, не корми- ла, и голодной Аграфене приходилось побираться. Были случаи, когда свекровь не давала ей есть по три дня. А чтобы «не позорила семью», приковывала молодку на цепь к печке. Приходской священник, к которому обратилась за по- мощью Аграфена, заявил ей: «Слушайся свекровь и не шляйся по дворам». И тогда страдалица не выдержала. На следующую ночь по Двуречкам разгуливал «красный пе- тух». Отчаявшаяся сноха первым делом подпалила дом свекрови. Было это в середине девятнадцатого столетия... Виктор Елисеев. ФОТО ИЗ АРХИВА МУЗЕЯ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz