Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
№ 44-45/24172-24173/7 МАРТА 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Сергей Малюков Что такое женское счастье, как его обрести и сохранить на всю жизнь? Ответы на эти извеч- ные вопросы пытаются найти шестнадцать женщин от 15 до 70 лет — персонажи спектакля «Комната невесты», премьера которого прошла недавно на сцене Липецкого государствен- ного академического театра драмы имени Льва Толстого. Постановка Николая Чебы- кина — своего рода ответ попу- лярной комедии «О чем говорят мужчины». Все два часа дей- ствия на сцене исключительно представительницыпрекрасного пола, волею судеб оказавшиеся во Дворце бракосочетания. И все разговоры так или иначе крутятся вокруг отношений с мужчинами. Главная героиня спектакля молодая медсестра Надя (Лилия Ачкасова) с мамой, будущей свекровью и другими родствен- никами ждет опаздывающего к собственной регистрации же- ниха. Гриша с отцом вроде бы уже выехали в ЗАГС, но по пути решили помочь вытащить за- стрявшуюв бездорожьемашину, потом зашли согреться и выпить по рюмочке в кафе и…как в воду канули.Вкомнатеневесты висит тягостная атмосфера неопреде- ленности.Недовольныгрядущим брачным союзом и родные. И та, и другая сторона единодушно считают его мезальянсом. Интеллигентная мама не- весты, учительница Мария Ни- колаевна (Елена Гаврилица), сестра Вера (Мария Колычева), подруга Алла (Мария Аксёнова) убеждены, что начинающий музыкант Гриша, играющий в инструментальной группе «Ку- куй», совсем не пара их умнице и красавице. Мама Гриши, повар ресто- рана Антонина Прокофьевна (Екатерина Бельская), тоже не в восторге от выбора сына. Дама в вызывающих нарядах в стиле «Верки Сердючки» убеждена, что сын мог бы найти себе неве- сту побогаче и знатней: «Гриша в прошлом году чуть на дочери директора магазина не женил- ся». Будущие родственники заранее начинают выяснять отношения. Учительнице пре- тит практичность, граничащая с меркантильностью Антонины Прокофьевны, та в свою очередь упрекает Марию Николаевну в том, чтона работников общепита она поглядывает свысока, заме- чая мимоходом, что на свадьбу можно было одеться и попри- личнее. Кажется, что о счастье молодых думает только бабушка жениха (Людмила Коновалова), трогательно приглашая Надю пожить с ней в деревне. Ситуацияосложняетсяитем, что в Надю безнадежно влюблен перспективный молодой хирург Валентин, красавец из хорошей семьи. Даже в день свадьбы влюбленный не собирается сда- ваться, караулит Наденьку у подъезда ЗАГСа в надежде на чудо. Пожалуй, только невеста твердо уверена в своем выборе. Счастливые брачующиеся пары покидают дворец, уж полночь близится, а жениха все нет. «За- чем тебе этот оболтус, выходи за Валентина», —в один голос твердят родные и близкие, но Надяупрямитсяистоитнасвоем. Покажених где-то согревает- ся рюмкой чая, дамы в комнате невесты пьют шампанское и коньяк, размышляя о своем, о женском. Почемумнене восемнадцать? Этот вопрос не дает покоя и сем- надцатилетней Леночке (Алек- сандра Громоздина), решившей после трех недель знакомства узаконить отношения со своим избранником, и заведующей Дворцом бракосочетания Зи- наиде Зиновьевне (Зинаида Ру- мянцева). В тридцать кажется, что все хорошее в жизни уже ПРЕМЬЕРА | На сцене академического театра драмы — только женщины Ты замуж за него не выходи! закончилось, а спустядесятьлет выясняется, что это и были твои лучшие годы. Житейским опытом с под- ругами спешит поделится так и не нашедшая свое счастье «разбитная разведенка» Вера: «Муж — всегда враг, даже лю- бимый». Подруга Алла, тоже разуверившаяся в мужчинах, откровенничает: «Сначала у меня был неудачный роман… Потом, когда все прахомпошло, решила себя утешить и долго выбирать не стала: раз не он, то какая разница кто?.. И вот, встречалась сначала с одним, потом с другим, с третьим… И теперь никак не могу ни на ком задержаться… И как-то само со- бой получается, что гуляют со мной одни скоростники — им все сразу выдавай, без задержек и сантиментов. Да я сама такой же стала. А вот чтобы просто бродить по улицам, держаться за руки, подолгу разговаривать, волноваться — так, верите ли, разучилась. Может, никогда уже и не получится». Слыша все это, Леночка уже утрачивает свойидеализм, начинаязадумы- ваться: а нужно ли торопиться с замужеством? На огонек в теплую компа- нию заходит социолог Лариса (Маргарита Романова). Ученая проводит в ЗАГСе любопытное исследование. Оказывается, по данным соцопроса, только треть женщинсчастливывпервомбра- ке и почти столько же — во вто- ром. И только четверть мужчин выбрали бы снова свою жену, если бы им удалось начать всё сначала. Для Ларисы ситуация кажетсяивовсекатастрофичной — ей двадцать семь и она прак- тически смирилась с участью старой девы. «Подруги — на вечеринки, а я в библиотеку, у них семьи, а у меня… статьи о семьях. Я знаю о браке все. Но я не знаю о нем ничего. Мужики, когда узнают, что я кандидат наук, от меня, непорочной, ша- рахаются. Да мне во Дворец и приходить стыдно. Все невесты кажутся мне старше меня… Вот вывсежалуетесь намужейда на мужчин— как они вас бросают. Аявамскажу— высчастливые. Вас бросали. А меня нет. А я не против. Пусть бросят. Только сначала, эх, пусть соблазнят!». Надо срочно спасать челове- ка, решает девичник. Красивое платье, подчеркивающее боль- шую грудь Ларисы, и яркий ма- кияж творят чудеса, мужчины начинаютклеить социологапря- мо в ЗАГСе. Счастливая Лариса тут же убегает с ними в ночь. А счастье Нади все еще под большим вопросом. Жениха, как пушкинского Германа, все нет и нет, марш Мендельсона звучит как реквием, а тут еще проговаривается лучшая под- ругаАлла, выдавая такое, после чего, кажется, свадьбе не быть и роману конец. Дождется ли Надя своего су- женогоипроститлиего,публика узнает лишь в конце спектакля. Впрочем, его финал открыт, и как в дальнейшем сложится жизнь героев во многом пред- стоит додумать зрителю. На премьеру лирической комедии в Липецк приехал ее автор, семидесятисемилетний драматург из Санкт-Петербурга Валентин Красногоров. По его словам, он еще ниразу не видел постановку этой пьесы на сцене и с благодарностью принялприглашение липецкого академического театра. К тому же Красногоров впервые побы- вал в нашем городе. Идея пьесы родилась у него давно, еще когда он работал на- чальником смены на производ- стве. Наслушавшись разговоров о мужьях и любовниках своих тридцати подчиненных дам, Валентин Самуилович решил глубже исследовать женские характеры. Правда, любовь к прекрасному полу однажды по- ставилаКрасногоровавнеловкое положение. «В отличие от не- которых режиссеров, я актив- но интересуюсь женщинами», — заявил он как-то журнали- стам. А известный московский постановщик Роман Виктюк, с которым драматург также со- трудничает, принял фразу на свой счет и обиделся. «Комната невесты» — это пьеса о том, что в жизни нуж- но руководствоваться не праг- матизмом, а чувствами. Про Валентина невеста прямо гово- рит: «Зачем я ему такому: он и так хорош, у него всё есть, он перспективный, нормально зарабатывает, у него и семья хорошая, и главное — я ему не нужна, потому что он слишком хороший». Простой девушке сложно с женихом, владеющим тремя языками, и будущимпро- фессором. А вот Гриша для неё — то, что надо, — он весёлый, радостный, и главное — она его любит», — так объяснил Вален- тин Красногоров главную идею своей пьесы. То, что в ней нет мужчин, — отличная возможность занять женскийсоставтруппы.«Актри- сы без ролей — это конфликты, депрессии, угрозы театру. А собравшисьвместена сцене, кра- сивыеженщиныдарят зрителям яркий праздник», — убежден драматург. Николай Чебыкин считает, что его спектакль о том, как бо- роться за свою любовь и самому выбиратьсвоюсудьбу,неслушая советов посторонних. Сегодняболеетридцатиработ драматурга идут в театрах по всей России и за ее пределами. Их ставили такие признанные мастера, как Георгий Товстоно- гов, Лев Додин, Владимир Ан- дреев.Неожиданноктворчеству Красногорова проявилиинтерес в Монголии. В Улан-Баторе реализовали проект «Красно- горов-7». В одном театральном сезоневмонгольскойстолицеод- новременношли сразу семь пьес драматурга, в том числе и такие провокационные, как «Давай займёмся сексом!», которую на родине пока не отваживаются ставить. Драматург высоко оценил постановку Николая Чебыкина и выразил надежду, что дружба с липецким театром будет про- должаться. Если повезёт, то на нашей сцене будут идти еще несколько его пьес. Валентин Красногоров счи- тает, что в последнее время столичные театры слишком часто играют классику, она уже превратилась в штампы, а чтобы оживить знакомые сю- жеты, постановщики идут на всякие выкрутасы. Врезультате «классику зачастую искажают, она становится гнусной, идёт её групповое изнасилование». По егомнению, зрителидолжныуз- навать в героях спектакля себя, своихзнакомых, видетьна сцене реальную жизнь. Только так можетполучитьсядостойнаяпо- становка без насилияичернухи, уверен драматург. Увидеть «Комнату невесты» на сцене Липецкого государ- ственного академического теа- тра драмы имени Льва Толстого можно в ближайшее воскресе- нье, 11 марта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz