Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

№ 40/24168/1 МАРТА 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Сергей Малюков Кандидат филологиче- ских наук, долгое время преподававший в МГУ, публицист, переводчик, исполнитель ироничных куплетов на разных языках под звуки укра- шенного разноцветными наклейками синтезатора, ласково именуемого «гармохой», Псой Галактионович Королен- ко, он же Павел Эдуардо- вич Лион, называет себя «современным скоморо- хом, молодежным филологом, бродячим ученым и акыном». Участник «Фестиваля друзей «Экклезиаста» в Липецке прочел лекции на филологическом факультете ЛГПУ, выступил с концертной программой и дал интервью журналисту «Липецкой газеты» о постмодернизме, скры- том смысле поп-хитов и стилистике кабаре. —Студентына лекции слушали ученого Павла Лиона, вечером публи- ка пришла увидеть Псоя Короленко, а кем себя ощущаете вы — Павлом Эдуардовичем, Псоем Га- лактионовичем или же кем-то еще? —Уменянет альтерэго или раздвоения личности. Это два аспекта моейкуль- туртрегерской деятель- ности. Мне одинаково ин- тересно по приглашению выступать с лекциями и мастер-классами и да- вать концерты. Как меня ни назови, лекцию чита- ет человек, который еще и поет песни, и делится практикой их написания. И он один — это Псой Ко- роленко. — Человек, который впервые сталкивается с вашим творчеством, на- пример с композицией «Буратино был тупой», часто оказывается в за- мешательстве. Что это — стеб, упражнения в постмодернизме, декон- струкцияжанраилинечто совсем иное? А как бы вы сами охарактеризовали свои композиции? — Однажды я высту- пал на большом музы- кальномфестивале, иодин из зрителей был очень негативно ко мне настро- ен. Потом догнал меня за кулисами и стал мучить вопросом: «Как можно так плохо петь?». Когда я поинтересовался, почему же он так взволнован, зритель ответил: «Поете плохо, а почему-то торка- ет!». В итоге он с удоволь- ствием взял послушать мой компакт-диск. То, чем я занимаюсь, — современное песенно- поэтическое кабаре, в ко- тором культивируется стремление кпозитивному восприятиюи интеграции жанров, стилей, языков, традиций. Но это не бес- хребетная эклектика, есть четкий нравственный и эстетический стержень. Если под стебом понимать негатив, то мое творчество к нему не имеет никакого отношения. А приемы, характерные для постмо- дернизма, я, безусловно, использую, так же, как и наследие всех предыду- щих«измов». Вискусстве, всегда делая что-то новое, СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Известный автор и исполнитель своих песен Псой Короленко : «Не путайте кабаре с «Мулен Руж» используешь старые на- работки. В моем случае это в первую очередь вся советская культура семи- десятых — от официаль- ных жанров до юморесок, «Радионяни» и детских мультфильмов. Плюс «го- лоса из-за бугра», магни- тофонный андеграунд, Высоцкий, Вилли Тока- рев, Аркадий Северный. Эти мощные архетипы переплавляются в общем котле ради финального позитивного эффекта. —А современная поп- культура вас не вдохнов- ляет?ФилософАлександр Дугин, к примеру, в своей книге безжалостно препа- рировал тексты популяр- ных хитов. Не хотели бы заняться деконструкцией композиций вроде «И ни- чего мне больше не надо, лишь бы ты ходила голая рядом»? — Люблю поп-хиты с изюминкой, как, напри- мер, песня «Шоколадный заяц», но если автор наме- ренно стремится снизить качество своего продукта ради массовой популяр- ности, то я до последнего буду откладывать свое знакомство с его творче- ством. Мне нравится, как подошел к темеАлександр Дугин, сейчас мало кто так пишет о так называе- мой «попсе». В эту книгу вошла статья и про меня. Приятно чувствовать себя настолько «попсовым» (улыбается) . Я интере- суюсь текстами «наивных песен» в поп-сегменте, это же интереснейший пласт культуры.Написал статью «Татарское эго русской песни». «Все, что меня касается», «Муси-Пуси», «Ленинград-точка-Ру», «Черный бумер», «Люли- поцелуи», перепетые на татарском языке в альбо- ме «Рус Хитлары Татар- ча», в условиях языкового остранения позволяют встретиться с некимдухом песни, с ее скрытым эго. Смотришь, и Люли-по- целуи превращаются в за- гадочныеЛюли-поцелули, а внутри тривиального Черного бумера скрывает- ся какой-то мистический Карабумер. Получаешь несказанное удовольствие от, казалось бы, «низкого жанра». — Выощущаете некую преемственность между культурой семидесятых- восьмидесятых и совре- менным масскультом? — С точки зрения че- ловека, воспитанного на той культуре, многое в современном масскульте кажется абсолютно пу- стым, практически оберт- кой без конфеты. Но мой взгляд детерминирован моим воспитанием, он не объективен. Современная культура многослойна, на ее разных полочках мож- но найти все что угодно. Сейчас человек смотрит «Comedy club», а после ему хочется отдохнуть с томиком скандинавской поэзии в руках. Тут важна широта взглядов. —Многимзапомнился эпизод с вашим участием в фильме «Пыль» Сергея Лобана. Собираетесь про- должать кинематографи- ческие опыты? — «Пыль» мне очень нравится. Когда снимал- ся в нем, даже не думал, что мой эпизод в секте — часть серьезной концеп- ции, не предполагал даже, что он вообще выйдет на экраны. Казалось, что это эксперимент, в котором я с удовольствием поуча- ствовал. Через несколько лет с удивлением обнару- жил, что фильм получил- ся и пользуется большой популярностью. Думаю, успехждет и новуюработу Сергея Лобана «Шапито- шоу». В кино я обычно по- являюсь в роли самого себя. В сериале «Светские хроники»ожизниМосквы девяностых пою песню «Пушкин» вместе с геро- ем Владимира Стеклова. В картине интересный саундтрек с андеграунд- ными музыкантами. А с ПетромМамоновым после «Пыли» я еще раз встре- тился на съемках фильма «Царь» Павла Лунгина. У меня там небольшая роль архиерея, появляюсь буквально на несколько секунд. Сцена снималась два дня, было очень инте- ресно, словно ты попал в XVI век.Из Суздаля сдела- ли Москву того времени, все было очень красиво и захватывающе. Докумен- тальный фильм о съемках мне понравился едва ли не больше самой карти- ны. «Царю» не хватило какой-то целостности. Хотя Лунгин мне очень нравится, жду от него но- вых фильмов. Скоро вы- йдет экспериментальная картина от группы«НОМ» «Звездный ворс», в ней я играю странного цыгана и исполняю песню «Спо- емте, друзья» на молдав- ском. Но специальной задачи попасть в кино у меня нет. Все получается естественным путем. — Вы часто вставляе- те в тексты песен слова на иностранныхязыках. Чем интересен такой творче- ский прием? — «Spell-art» мне ин- тересен и в научном, и в творческом аспекте. Это своего рода диалог культур. Вкрапления на иностранных языках помогают решать самые разные задачи — коми- ческий эффект, как, к примеру, у Петра Налича «Guitar, guitar, come to my boudoir», отсыл слу- шателя к определенному культурному коду с по- мощью иноязычной ци- таты и так далее. Я уже говорил: перевод текста на другой язык часто дает любопытнейший эффект. Не так давно я пере- водил песню покойного Вени Д , ркина «Мне сегод- ня прольется» на идиш, и в простом, на первый взгляд, тексте «Мне сегод- ня воздастся три ступень- ки от царства, Три подков- ки от Сивки, три копытца от братца...» возникли мощнейшие библейские метафоры. Слово «копыт- це», кстати, перевести не удалось, оно так и звучало в песне по-русски. Мне интересно иссле- довать такой эффект, в том числе на примере своих песен. — В Липецке вы уча- ствуете в православном фестивале «Друзья «Эк- клезиаста». Каквамунас? — Я впервые в вашем городе, но и раньше слы- шал от своих знакомых о молодежном клубе, а сейчас центре «Экклези- аст»много хорошего. Отец Димитрий Струев — по- трясающий человек. Соз- дать с нуля молодежную православную общину с реально доброй и светлой атмосферой — великое дело. И организованный им музыкальный фести- вальпрактическине имеет аналогов. В творчестве его участников хорошая, теплая музыка разных жанров и форматов встре- чается с талантливой, ино- гда гениальной поэзией. Можно сказать, это новая волна современной ав- торской песни. Как толь- ко выпала честь и удача быть приглашенным, я с радостью приехал. Боль- шое впечатление произ- вела поездка в Задонский монастырь. Я вспомнил все, что слышал и читал о деяниях святого Тихона Задонского, задумался о глубине этой личности. Довелось окунуться в свя- той источник, и это тоже было очень правильным и очень положительным переживанием. — Но полностью отре- шиться от повседневности невозможно. Творческая интеллигенция сегодня становится все более по- литизированной. Одни за- писываются в доверенные лица кандидатов в пре- зиденты, другие идут на митинги несогласных. А как вы относитесь к собы- тиямпоследнихмесяцев в нашем обществе? —Впериоды, когда по- литика внезапно начинает интересовать всех, часто забывают, что частная жизнь человека тоже ее часть. То, что происходит со мной, тысячами не- видимых нитей связано с происходящим в стране и мире. Эти связи не всег- да видны сразу. Мысль о том, чтомастера культуры должны быть с кем-то и непременно своим творче- ством проголосовать, вер- на только по отношению к определенным жанрам — политической сатире или оде, кпримеру.Идеяо том, что деятель искусства обя- зательно должен принять участие в политических акциях, для меня тоже нуждается в обосновании. Мне бы хотелось, чтобы наше время стало време- нем интеграции и прими- рением различных начал в человеке и обществе. Да, бывают моменты, когда нужно прямо выразить мнение относительно чего- то. Я не говорю, что все должны превратиться в котов Леопольдов, бла- гостно твердящих «Ребя- та, давайтежить дружно». Но не стоит забывать, что мир лучше войны. Если мыбудемсмотретьнавещи позитивно, умея говорить «да», то в нужный момент мы сможем твердо сказать «нет». А если отрицать все хорошее, то легко можно запутаться и сделать не- верный выбор. Не секрет, что интеллектуал веками приучен во всем находить негатив, это одна из его ба- зовых задач, это его роль, где-то даже его миссия. Но сейчас очень важнодляин- теллектуала развить в себе умение смотреть на жизнь также и позитивно. — Какие творческие задачи ставите перед со- бой сейчас? — Я много занимаюсь переводами, планирую выпустить книгу своих эссе. Сейчас вместе с сай- том imhonet.ru и площад- кой для веб-трансляций «Платформа» делаем ин- тересный интерактивный проект. Вразличных горо- дах одновременно будут проходить концерты но- вого формата. Их можно будет увидеть вИнтернете, а также скачать треки с пост-оплатой. Не исклю- чено, что все начнется с презентации второго вы- пуска философского ка- баре «Русское богатство» — нашего совместного проекта с Аленой Аренко- вой из Петербурга, ком- позитором, пианисткой и аранжировщиком. В аль- бом войдут композиции на стихи Цветаевой, За- болоцкого,Мандельштама и других замечательных поэтов Серебряного века, исполненные в стилистике кабаре. Первый диск вы- шел в 2007 году, его тираж уже разошелся. Многие удивляются, как так мож- но — Серебряный век и кабаре. У нас почему-то при слове «кабаре» пред- ставляют «Мулен Руж» с летящими юбками. Не надо путать его с варьете, оно может быть умным и серьезным — в кабаре играл Шёнберг, всемирно известный австрийский классический компози- тор, Бах нашего времени. Материал у нас далеко не развлекательный, но пу- блике нравится.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz