Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
№ 35-36/24163-24164/25 ФЕВРАЛЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА И. Неверов Художники не любят громких, торжественных, обязывающих слов. Картины они не создают, не творят, даже не пишут, а —красят. Словно речь о заборе или стене. Лидия Васильевна Скаргина не исключение. —Вот тувещь—«Дуэт с бабушкой», — говорит она,—я года три красила. Никак не получалось. Но зрители о моих усилиях, неудачах, о моем поте до- гадываться не должны. Хочу, чтобы думали: да она одной левой работает. Без натуги. Не мучается, не вымучивает, а поет. Живопись Скаргиной и вправду артистична, легка, обаятельна. Ника- кого старательного изо- бражения, как она сама иронизирует, личиков, глазок, ручек. Намек, ле- тящий мазок, бесстраш- наяраскованность—ивсе это живое, полное игры, энергии, радости. Шел последний день ее большой юбилейной выставки. Через три часа семьдесят придирчиво отобранных для экспози- ции холстов увезут обрат- но в мастерскую. А пока Скаргина всматривается в них, как в зеркала, ко- торые отражают ее такой, какой она была тридцать лет назад или вчера. Ей самой любопытно, уди- вительно, странно, на- сколько не похожи одна на другую ее работы. И все-таки в любой она оста- ется собой.Меняется, себе не изменяя. Наверное, окончание выставки вызывало у Ли- дии Васильевны неволь- ную грусть. Так всегда бывает после праздни- ка. Помните у Гоголя в «Сорочинской ярмар- ке»: «Гром, хохот, песни слышались тише и тише. Смычок умирал, слабея и теряя неясные звуки в пустоте воздуха. Еще слы- шалось где-то топанье, что-то похожее на ропот отдаленногоморя, и скоро все стало пусто и глухо». Но позвольте: почему пусто, почему глухо? Впе- реди уЛидииВасильевны еще одна выставка, уже в Центре изобразительных искусств, там она пока- жет графические про- изведения, в том числе выполненные на компью- тере. А летом ее картины отправятся во Владимир, откуда сама она уехала в Липецк три десятка лет назад. Там Скаргину не забыли, любят и ждут. Но дело даже не в вы- ставках. Главное — она в любую минуту может взяться за кисть, сесть к тому же компьютеру и, не думая о том, кому по- нравится, кому не понра- вится сделанное ею, дать волю своейфантазии. Эти свобода и независимость пришли к ней именно сейчас. — Как вы выбирали работы для этой экспози- ции, Лидия Васильевна? — Выбирала то, что нигде еще не выставля- лось. Надергала из всех периодов. Начиная с семьдесят девятого года и до последнего време- ни. Многое лишь тут, в выставочном зале, сама по-настоящему увидела. Чему-то порадовалась, чем-то огорчилась, что- то решила до Владимира чуть-чуть подкрасить. — У вас часто воз- никает ощущение, что ничего не вышло, не сло- жилось? — Да почти всегда. Нет, случается, что-то вроде бы понравилось. Уходишь из мастерской счастливая: «Ай-да Пуш- кин...». А на другой день глянешь — Господи, ка- кой стыд!.. — По-моему, самоед- ство не свойственно лишь графоманам, бездарям... — Не знаю. Есть ху- дожники, которые не со- мневаются: все, что они написали, нарисовали, — гениально. Но я к ним не отношусь.Может, это и хорошо. Если у тебя одни шедевры, если ты уже на вершине, то дальше-то двигаться некуда, надо бросать. — Что подталкивает вас взяться за кисть — какие впечатления, пере- живания, импульсы? — Всякий раз по- разному. Иногда вос- поминания о мастерах прошлого. Вот здесь на выставке у меня две кар- тины-посвящения—Вер- мееру и поразительному художнику Петру Дику. А однаждыя вдруг увиде- ла всего-навсего красный огнетушитель на фоне синей стены. День за днем мимо проходила, не за- мечая, но тут увидела, ахнула и—за работу. Это необъяснимо. А то еще что-то приснится. Про- сыпаешься и понимаешь: тебе нужно это писать. — Тем не менее разве не бывает, что сразу уда- ется так, как хотелось? —Изредка. На карти- ну «Двое» мне понадоби- лось два сеанса. Сперва- то я думала, что работы над нею непочатый край. Нужны подробности, детали. Но, слава Богу, вовремя почувствовала: больше я к этому холсту не должна прикасать- ся. Не то все испорчу, все заглушу. В картине, как в музыке, важен — звук. Если уже зазвуча- ло — отойди, чтобы не исказить, чтобы не было фальши. — У вас что — кар- тины связываются с какими-то музыкальны- ми сочинениями? — Нет, нет. Это моя музыка. Она не извне, она во мне. —Но вообще-то, я так понимаю, вы музыку лю- бите. —Люблю. Когда угод- но готова слушать Окуд- жаву, Высоцкого. Нра- вятся «Времена года»... — Вивальди или Чай- ковского? — И того, и друго- го. Название одно, но до чего же не похожа лири- ка Чайковского на бра- вурного, торжественного Вивальди! Но когда я у мольберта, то под музыку работать не могу — она давит. Пусть уж лучше что-нибудь там телевизор бормочет... — Как вам, худож- нику с овременному , стильному, не чуждому экспериментаторству, абстрактным решени- ям, удается обозначить связь, преемственность с классикой — Тицианом, Вермеером? А в одном из портретов угадывается отнюдь не эпигонская перекличка сМодильяни. — В искусстве меня- ются формы, язык, но не меняется суть—человек, природа, груша, небо, цветок. Это вечное. Оно и сближает художников разных эпох. И, конеч- но, любовь — она тоже принадлежит вечности. Любовь правит миром. А может, не только лю- бовь, но иненависть. Если тому, что мы любим, что- то угрожает... — Вы умеете нена- видеть? — Я умею любить. Хотя по молодости быва- ла нетерпимой. Особенно если спор шел о каких- то не нравившихся мне художниках, течениях, направлениях. Азартно отстаивала свое—до дро- жи. Теперьпринимаювсе. Стараюсь понять. Потому что знаю: даже за творче- ской неудачей — такой труд, такая надежда. — Один наш общий знакомый, одаренный живописец и большой приверженец авангар- да, рассуждает иначе. Увидит картину тради- ционалиста, реалиста и приходит в ярость. Вот, говорит, когда-то они нас отвергали и запрещали, а теперь наше время, те- перь мы их закопаем. — Ну нет, это не для меня. Я стала раскован- нее, я ничего не боюсь, а потому свободна от догм. Сама пишу как хочу, оставляю за собой право шарахаться из крайно- сти в крайность, не повто- ряться. И за другими его признаю. А мои работы, выже видите, сильно друг от друга отличаются. Не люблю подражать себе вчерашней. Считайте это проявлением женского непостоянства, но мне так интереснее жить. — Кто в вашей судьбе и художника, и человека сыграл решающую роль? — Мой учитель Вла- димир Яковлевич Юкин. Это был мастер европей- скогомасштаба. Ивообще семейство Юкиных, и он, и его жена Евгения Михайловна, и их сын Сережа, который стал мне как брат. Я же была детдомовскойдевочкой.И вот попала в их круг—на- стоящих русских интел- лигентов. До них я жила несчастливо, одиноко, не знала себя. А они подари- лимне счастье общения. С Сергеемдо сих пор дружу. — Он приезжал на от- крытие вашей выставки? — Нет. Сергей без- вылазно живет в глухой деревне, c кошками, соба- ками, и пишет красивую русскую прозу. Хотите — подарю вамкнигу его рас- сказов? У нас, я полагаю, немного литераторов, так владеющих словом. — Хочу. А вообще вы много читаете? И что именно? — Читаю опять же разное. Наверное, раз сто перечитала много- томник фантастики — он еще в советские време- на издавался. Уиндем, Воннегут, Стругацкие. С любой страницы могу раскрыть «Игру в бисер» Германа Гессе. Чехова, Бунина очень люблю.Аиз современных —Дину Ру- бину и Улицкую. Сперва решила, что это дамская проза. А оказалось — во- все нет. Ну и, простите за банальность, не расстаюсь с Пушкиным. — Пушкин не может быть банальностью... —Этоправда.Явотне- давно взяла «Дубровско- го»—и читала взахлеб до последней страницы. Как будто никогда прежде в руках не держала. — Вот вы сказали о женской прозе. А есть «женская живопись»? — Да. Аккуратнень- кие цветочки, букетики. Но «женской живопи- сью» и мужчины, знаете ли, занимаются... — Но у вас-то точно живопись не женская. Хотя цветывыпостоянно рисуете, но совсем не по- женски. — Кстати, я их не пишу с натуры. Если про- бую с натуры — муляж муляжом выходит. А я боюсь муляжности в ис- кусстве. И предпочитаю не выписывать детальки, а обозначить, обобщить суть. — Что изменил в ва- шей биографии переезд из Владимира в Липецк? — Все. Я уже трид- цать лет липчанка. Своя среди своих. А главное — с Липецком связана моя любовь, мой Володя. А любовь важнее всего на свете. В Липецке я встретилась с Виктором СеменовичемСорокиным, большим художником. Он, как и Юкин, многое заново открыл — и мне, и во мне. Это особое свой- ство настоящего таланта — делать талантливее тех, кто вокруг. — Вы счастливый че- ловек? — Я человек свобод- ный. И спокойный. Я сей- час беру старую, неудав- шуюся, никакуюкартину — и за пятнадцать ми- нут вдыхаю в нее жизнь. Только безденежье давит. Случается, не на что ку- пить подрамники. Но все равно мне жаловаться грех. — Вы легко расстае- тесь со своими работами? Есть такие, которые выни за что не продадите? — Нет. Я и продаю, и дарю любые мои кар- тины. Я счастлива, если они кому-то нужны. Чем лучше вещь, тем охотнее, радостнее с нею расста- юсь. Как дочку любимую замуж отдаю — лишь бы человек был хороший, лишь бы любил. А вот плохой холст не продам и не подарю. Никогда. Это стыдно. Вообще я не- давно, представьте себе, поняла: работа не закон- чена, если она у тебя на антресолях валяется. Она закончена, когда ей нашлось место в чьем-то доме, в чьей-то коллек- ции, в музее. — Кто-нибудь из ва- ших детей выбрал ис- кусство, живопись своей профессией? — У меня сын — пре- красный график. На его счету — множество книг с замечательными иллю- страциями. А внук в теа- трально-художественном колледже учится на ху- дожника-мультипликато- ра. Внучка тоже человек художественно одарен- ный. Но она предпочла химию, поступила в Ака- демиюимениМенделеева. — Вы не жалеете, что живете и работаете не в Москве, не в Санкт- Петербурге? Там у такого художника, как вы, на- верняка было бы больше возможностей и зарабо- тать, и добитьсяширокой известности. — Да, возможностей в столице у меня было бы больше. Но не исключе- но, что Москва бы меня выхолостила, заставила следовать в русле всяких модных течений, помеша- ла быть самою собой. Нет уж, как есть, так и есть. Я верю: кто-то за нас все расписал, все разложил, кому где жить, что и как делать. Спорить об этом, о чем-то жалеть нелепо, да и неблагодарно. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ДИАЛОГИ | Постскриптум к выставке Непостоянство мастера ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz