Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

№ 30/24158/ 17 ФЕВРАЛЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 24 Таблица 2.5.4.2 (приложение 19 к типовой форме лесного плана) Планируемые мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению, обеспечиваемые органами государственной власти на основе размещения государственного заказа Наиме- нование меропри- ятий Наиме- нование лесни- чества Ед. изм. Год, предшествующий разработке лесного плана Объемы по годам Общие объемы на планируемый период 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1. Искусствен- ное лесовос- становление (посадка, посев леса) Данковское га 44 30 25 22 30 30 30 30 30 30 30 287 Добровское га 44 40 43 432 519 696,4 838,9 1964,7 1200 200 40 5974 Донское га 50 35 37 120 140 222 222 100 70 30 30 1006 Елецкое га 17 20 19 68 91 15 15 15 15 15 15 288 Задонское га 56 72 68 45 16 30 30 30 30 30 30 381 Усманское га 62 75 47 293 100 120 70 70 70 70 70 985 Грязинское га 91 65 95 246 250 120 70 70 70 70 70 1126 Тербунское га 12 15 18 16 15 15 15 15 15 15 15 154 Чаплыгин- ское га 35 35 35 62 22 25 25 25 25 25 25 304 Итого: га 411 387 387 1304 1183 1273,4 1315,9 2319,7 1525 485 325 10505 1.1. в том числе посев леса Данковское га 2,6 2 2 2 2 10,6 Добровское га 87,4 217 222 222 222 970,4 Донское га 70 50 50 50 50 270 Елецкое га 28 5 5 5 5 48 Задонское га 3 3 3 3 12 Усманское га 20 20 20 20 80 Грязинское га 20 20 20 20 80 Тербунское га 3 3 3 3 12 Чаплыгин- ское га 9,4 5 5 5 5 29,4 Итого: га 0 0 0 160 37,4 325 330 330 330 0 0 1512,4 2. Реконст- рукция малоценных насаждений га 0 3. Комбиниро- ванное лесовос- становление Данковское га 5 5 Добровское га 5 50 80 135 Донское га 5 80 20 105 Елецкое га 7 7 Задонское га 7 7 Усманское га 7 7 Грязинское га 9 9 Тербунское га 2 2 Чаплыгин- ское га 6 6 Итого: га 0 0 0 53 80 70 80 0 0 0 0 283 4. Естест- венное лесовос- становление Данковское га 2 3 3 3 3 3 3 20 Добровское га 13 13 793 200 20 20 1059 Донское га 120 10 7 235 30 10 10 422 Елецкое га 2 2 2 2 2 2 12 Задонское га 8 8 8 8 8 8 48 Усманское га 10 5 75 10 10 10 120 Грязинское га 6 8 18 8 8 8 56 Тербунское га 3 3 3 3 3 3 18 Чаплыгин- ское га 7 7 10 9 3 3 39 Итого: га 0 0 0 0 122 62 56 1147 273 67 67 1794 5. Подготовка почвы под лесные культуры Данковское га 49 30 23 19 30 30 30 30 30 30 30 282 Добровское га 46 40 46 807 313 838,9 1964,7 1200 200 40 40 5489,6 Донское га 42 42 42 260 230 222 100 70 30 30 30 1056 Елецкое га 22 10 20 138 73 15 15 15 15 15 15 331 Задонское га 44 55 66 28 20 30 30 30 30 30 30 349 Усманское га 62 55 46 345 190 70 70 70 70 70 70 1056 Грязинское га 104 65 78 315 220 70 70 70 70 70 70 1098 Тербунское га 13 15 18 15 18 15 15 15 15 15 15 156 Чаплыгин- ское га 39 35 34 43 18 25 25 25 25 25 25 280 Итого: га 421 347 373 1970 1112 1315,9 2319,7 1525 485 325 325 10097,6 6. Уход за лесными культурами Данковское га 367 328 297 286 195 279 292 300 300 300 300 2877 Добровское га 505 397 394 2032 1944 5249,6 6914,8 12287 13068 9168,3 5124,7 56580 Донское га 419 423 381 746 639 1585 1954 1650 1246 752 450 9826 Елецкое га 137 190 186 424 376 488 355 226 150 150 150 2695 Задонское га 608 694 584 643 328 326 287 286 300 300 300 4048 Усманское га 791 779 599 1649 899 1413 1133 830 750 700 700 9452 Грязинское га 1049 983 957 1721 1280 1817 1386 980 750 700 700 11274 Тербунское га 138 145 163 176 118 155 151 150 150 150 150 1508 Чаплыгин- ское га 327 342 350 501 286 325 281 247 250 250 250 3082 Итого: га 4341 4281 3911 8178 6065 11638 12754 16956 16964 12470 8124,7 101342 Кроме того: 6.1. Допол- нение лесных культур Данковское га 49 15 15 15 43 43 43 43 43 15 15 290 Добровское га 50 30 30 50 200 200 200 200 200 200 200 1510 Донское га 48 30 30 30 70 70 70 70 70 50 50 540 Елецкое га 6 10 10 8 59 59 59 59 59 25 25 373 Задонское га 50 30 47 40 30 30 30 30 30 25 25 317 Усманское га 126 100 90 100 100 100 100 100 100 80 80 950 Грязинское га 117 100 90 130 250 250 250 250 250 100 100 1770 Тербунское га 12 10 10 8 8 8 8 8 8 8 8 84 Чаплыгин- ское га 22 20 20 25 25 25 25 25 25 20 20 230 Итого: га 480 345 342 406 785 785 785 785 785 523 523 6064 7. Рубки ухода в молодяках (осветления, прочистки) Данковское га 70 70 71 75 75 75 75 75 75 75 75 741 Добровское га 147 147 147 104 104 104 104 104 104 104 104 1126 Донское га 127 120 121 125 125 125 125 125 125 125 125 1241 Елецкое га 40 24 24 36 36 36 36 36 36 36 36 336 Задонское га 92 93 94 154 154 154 154 154 154 154 154 1419 Усманское га 177 183 184 185 185 185 185 185 185 185 185 1847 Грязинское га 95 70 70 71 71 71 71 71 71 71 71 708 Тербунское га 25 25 24 32 32 32 32 32 32 32 32 305 Чаплыгин- ское га 65 63 65 114 114 114 114 114 114 114 114 1040 Итого: га 838 795 800 896 896 896 896 896 896 896 896 8763 8. Выращи- вание стандартного посадочного материала (сеянцы) Данковское тыс. шт. 298 180 216 177 205 236 236 236 180 180 180 2026 Добровское тыс. шт. 819 475 504 1719 2000 6409 5210 9599 1400 600 600 28516 Донское тыс. шт. 507 400 261 1725 1200 1250 640 490 250 250 250 6716 Елецкое тыс. шт. 170 64 156 491 450 193 193 193 125 125 125 2115 Задонское тыс. шт. 314 230 378 1638 600 210 210 210 200 200 200 4076 Усманское тыс. шт. 1806 750 1106 1416 1000 550 550 550 510 510 510 7452 Грязинское тыс. шт. 2194 1285 1706 1999 1200 850 850 850 550 550 550 10390 Тербунское тыс. шт. 262 70 443 1837 300 91 91 91 91 91 91 3196 Чаплыгин- ское тыс. шт. 1580 175 381 2478 750 175 175 175 165 165 165 4804 Итого: тыс. шт. 7950 3629 5151 13480 7705 9964 8155 12394 3471 2671 2671 69291 9. Уход за ПЛСУ Данковское га 0 Добровское га 11,5 11,5 23 Донское га 3 3 Елецкое га 5 17 17 34 Задонское га 11,1 11,1 22,2 Усманское га 9,8 9,8 19,6 Грязинское га 3 2,9 9,3 2,9 15,1 Тербунское га 22,4 22,4 44,8 Чаплыгин- ское га 0 Итого: га 8 15,7 20,8 17 33,5 9,8 2,9 11,5 22,4 17 11,1 161,7 10. Уход за ПЛСП Грязинское га 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 153,9 11.Создание ПЛСП Грязинское га проект 10 10 Задонское га проект 0 Итого: га 10 10 12. Подго- товка терри- тории и обработка почвы под ПЛСП Грязинское га 10 10 20 Задонское га 10 10 20 Итого: га 0 0 0 0 0 10 10 0 0 10 10 40 13. Выра- щивание прививоч- ного поса- дочного материала Грязинское т.шт. 3,5 3,5 3,5 10,5 Задонское т.шт. 3,5 3,5 3,5 10,5 Итого: 0 0 0 0 3,5 3,5 3,5 0 3,5 3,5 3,5 21 14. Заготовка лесных семян Данковское кг 7334 1100 5579 778 1130 1130 1130 1130 1130 1130 1130 15367 Добровское кг 7245 1200 11860 4243 10510 15118 1356,5 10510 10510 2000 2000 69307,5 Донское кг 8840 1100 17946 3105 1790 1790 1790 1790 1790 1790 1790 34681 Елецкое кг 5105 1000 16035 1139 1173 1173 1173 1173 1173 1173 1173 26385 Задонское кг 8800 1100 12651 810 3310 3310 3310 3310 3310 3310 3310 37731 Усманское кг 4032 1200 7495 2106 2475 2475 2475 2475 2475 2475 2475 28126 Грязинское кг 5505 1200 7435 1613 2410 2410 2410 2410 2410 2410 2410 27118 Тербунское кг 8200 1000 40722 928 1300 1300 1300 1300 1300 1300 1300 51750 Чаплыгин- ское кг 5210 1100 21900 933 1410 1410 1410 1410 1410 1410 1410 33803 Итого: кг 60271 10000 141623 15655 25508 30116 16354,5 25508 25508 16998 16998 324268,5 14.1.В т.ч. улуч- шенных семян Грязинское кг 40 40 32,7 7,4 30 30 35 35 40 40 45 335,1 Доля улучшен- ных семян % 0,07 0,40 0,02 0,05 0,12 0,10 0,21 0,14 0,16 0,24 0,26 0,10 15. Отбор плюсовых насаждений сосны и дуба га 4 5 7 4 20 16. Отбор плюсовых деревьев сосны и дуба шт. 10 10 10 10 40 2.5.5. Мероприятия по предотвращению незаконных заготовок и нелегального оборота древесины Значительного объема незаконных рубок, приносящих существенный ущерб лесному хозяйству Липецкой области, не отмечено. В целях предотвращения и пресечения незаконной заготовки и оборота древесины на территории Липецкой области Управлением лесного хозяйства на основе утвержден- ного Рослесхозом Плана по предотвращению незаконной заготовки и оборота древеси- ны в Российской Федерации на 2011–2014 годы разработан План по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Липецкой области. В соответствии с Планом Управлением лесного хозяйства, областными казенными учреждениями – лесничествами – совместно с работниками отделов внутренних дел проводится: – патрулирование лесных массивов с целью пресечения и предотвращения наруше- ний лесного законодательства; – на стационарных постах ГИБДД осуществляется постоянный контроль за перево- зимой лесопродукцией; – в средствах массовой информации систематически ведется разъяснительная ра- бота об ответственности за незаконную рубку леса. Оформление результатов мероприятий по надзору: В день окончания мероприятий по контролю или при необходимости выяснения дополнительных обстоятельств в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, составление акта, подписанного должностным лицом, проводившим проверку, и представителем проверяемого лица Принятие предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и/или устранению последствий выявленных нарушений: В случае выявления в результате проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нарушений требований норм лесного законодательства должностные литца органа государственного контроля составляют протокол об административном правонарушении и выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений, а также контролируют исполнение выданных предписаний. Дело об административном правонарушении рассматривается руководителем или заместителем руководителя Управления в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При усилении оперативного контроля за состоянием, охраной лесного фонда от нарушений лесного законодательства за последние годы просматривается тенденция к снижению объемов незаконных рубок леса с одновременным ростом процента их выяв- ляемости. 2.6. Показатели развития лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры Существующие объекты лесной инфраструктуры в Липецкой области – это в основ- ном дороги (лесохозяйственные и общего пользования) на площади 970,9 га. Многие лесные дороги находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют ре- монта. Таблица 2.6.1 Распределение площади дорог по лесничествам № п/п Наименование лесничества Площадь дорог (га) Протяженность (км) % от норматива (10 – 12 км на 1000 га) 1 2 3 4 5 1. Данковское 37,1 2 1,1 2. Добровское 216,9 453 142,0 3. Донское 64,8 145 80,8 4. Елецкое 119,6 299 139,4 5. Задонское 109,6 356 129,4 6. Усманское 150,4 421 142,8 7. Грязинское 173,2 433 165,4 8. Тербунское 23,1 69 81,4 9. Чаплыгинское 76,2 368 204,0 Итого: 970,9 2546 128,2 В лесозаготовительном производстве программные мероприятия связаны с тех- ническим перевооружением лесозаготовительных предприятий, а также с развитием транспортной сети за счет строительства лесовозных дорог круглогодового действия. Для проведения посевов и посадки леса, ухода за молодняками, прочих лесохо- зяйственных мероприятий требуется наличие 10–12 км дорог на каждые 1000 га лесной площади. Лесничества, ввиду отсутствия финансовых средств, практически полностью прекратили строительство лесных дорог. Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры на территории лесного фонда в защитных лесах запрещено. 2.7. Целевые показатели уменьшения антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса 2.7.1. Величины предельно допустимых рекреационных нагрузок, концентрации загрязнителей в элементах природной среды лесов Земли лесного фонда по своему назначению представлены двумя основными груп- пами: – лесной – предназначенной для выращивания насаждений; – нелесной – представленной угодьями, не используемыми в лесном хозяйстве зем- лями и землями специального назначения. Перечисленные категории земель кардинально отличаются по степени антропоген- ного воздействия. Если в первой группе воздействие человека носит временный харак- тер и необходимо обеспечить сохранность леса, то вторая группа утратила свойства лесного биогеоценоза и рассматривается в качестве необходимой инфраструктуры, оказывающей воздействие на окружающую среду, в том числе на лес. Соответственно, оценка и величина антропогенного воздействия на эти категории земель различны. Основное воздействие на лесные земли происходит в процессе лесо- пользования, это, прежде всего, заготовка древесины и рекреация. В процессе заготов- ки древесины образуются следующие группы отходов: – древесные отходы; – отходы от работы техники и автотранспорта; – бытовые отходы. По данным Временного классификатора токсичных промышленных отходов и Мето- дических рекомендаций по определению класса токсичности промышленных отходов, М., 1987, при заготовке и вывозке древесины при организации заготовки в спелых и перестойных насаждениях образуются следующие отходы на 1 тыс. м 3 заготовленной древесины. Таблица 2.7.1.1 Характеристика и объем отходов по классам опасности Наименование отходов Количество отходов, тонн на 1 тыс. м 3 Отходы II класса опасности Аккумуляторная кислота 0,00022 Отходы III класса опасности Отходы синтетических и минеральных масел (отработанное моторное и трансмиссионное масло) 0,0158 Индустриальное масло 0,000322 Нефтешлам при зачистке резервуаров 0,0015 Нефтешлам (проливы ГСМ) 0,0004 Промасленные фильтры 0,001 Ветошь промасленная 0,0011 Уловленные нефтепродукты очистных сооружений ливневых стоков и мойки автомобилей 0,003 Итого: 0,023342 Отходы IV класса опасности Лесосечные отходы (сучья, вершинки, малоценная древесина)* 130,0 Отходы древесные (козырьки, отходы раскряжевки) 16,0 Лом черных металлов, пыль абразивно-металлическая, огарки сварочных электродов 0,00003 Лом абразивных изделий 0,00038 Отработанные аккумуляторы без электролита 0,0025 Осадок (шлам) нейтрализации электролита 0,00023 Отработанные шины 0,006 Лом цветных металлов 0,00037 Зола древесная 0,0036 Пыль твердых частиц из бункеров циклонов котельной 0,000302 Осадок из очистных сооружений бытовых и ливневых сточных вод 0,004 Твердые бытовые отходы (ТБО) 0,0384 Отходы потребления подобные ТБО 0,0012 Отходы медпункта 0,000096 Пищевые отходы пунктов общественного питания 0,0074 Итого: 146,0645 Всего: 146,08784 *Примечание: Лесосечные древесные отходы по критерию опасности относятся к от- ходам V класса опасности, но вследствие отсутствия подтверждения данного класса опас- ности экспериментальным методом классифицируются как отходы IV класса опасности. Данные таблицы 2.7.1.1 носят усредненный характер и в зависимости от способов рубок, видов древесного лесопользования могут существенно отличаться по количеству отходов, но отнесение их к классам опасности остается неизменным. Последнее свидетельствует о преобладании в составе отходов IV–V классов опасности. Данное обстоятельство учитывается в соответствующих нормативных документах, регулирующих возможность и виды пользования древесиной. Оценивая воздействие заготовки древесины на состояние биоценоза, следует учитывать его сложившийся антропогенный характер, а также позитивную роль хозяйс- твенных мероприятий в сохранении целевых пород и создании «нормальных» лесных насаждений. Наряду с заготовкой древесины на лесные земли существенное влияние оказывает рекреационное лесопользование. Наиболее существенными и контролируемыми пока- зателями антропогенного воздействия при этом виде лесопользования является диг- рессия лесной среды и сохранение площади лесных земель в составе лесного участка. Первый показатель определяется по параметрам приведенным в таблице 2.7.1.2. Таблица 2.7.1.2. Шкала оценки рекреационной дигрессии лесной среды Характеристика лесной среды Стадии рекреационной дигрессии Признаков нарушения лесной среды нет, рост и развитие деревьев и кустарников нормальные, механические повреждения отсутствуют, подрост (разновозрастной) и подлесок жизнеспособные. Моховой и травяной покров характерных для данного типа леса видов, подстилка (пружинящая) не нарушена. Регулирование рекреации не требуется. 1 Незначительное изменение лесной среды и ухудшение роста и развития деревьев и кустарников, единичные механические повреждения, подрост (разновозрастной) и подлесок жизнеспособные, средней густоты, имеют до 20% поврежденных и усохших экземпляров. Проективное покрытые мхов до 20%, травяного покрова – до 50% (из них 1/10 – луговая растительность), нарушение подстилки незначительное, почва и подстилка слегка уплотнены, отдельные корни деревьев обнажены, вытоптано до минеральной части почвы около 5% площади. Требуется регулирование рекреационной деятельности. 2 Значительное изменение лесной среды, рост и развитие деревьев ослабленны, до 10% стволов с механическими повреждениями, подрост (одновозрастной) и подлесок угнетены, средней густоты или редкий, 21 – 50% поврежденных и угнетенных экземпляров. Мхи у стволов деревьев, их проективное покрытие 5 – 10%, травяного покрова 70 – 60% (из них до 2/10 луговой растительности), появляются сорняки. Подстилка и почва значительно уплотнены, довольно много обнаженных корней деревьев, вытоптано до минеральной части почвы 6 – 40% площади. Требуется активное регулирование рекреационной деятельности. 3 Сильно нарушена лесная среда, древостой куртинно-лугового типа, деревья значительно угнетены 11 – 20% стволов с механическими повреждениями, подрост и подлесок нежизнеспособные (преимущественно в куртинах), редкие или отсутствуют, поврежденных или усохших экземпляров более 50%. Мхи отсутствуют, проективное покрытие травяного покрова 59 – 40% (из них 1/2 занимают луговая растительность и сорняки). Много обнаженных корней деревьев, подстилка на открытых местах отсутствует, вытоптано до минеральной части почвы 41 – 60% площади. Необходимо строгое ограничение рекреационной деятельности. 4 Лесная среда деградирована, древостой изрежен, куртинно-лугового типа, деревья сильно ослаблены или усыхают, более 20% с механическими повреждениями, подрост, подлесок, мхи, подстилка отсутствуют, проективное покрытие травяного покрова до 10% (в том числе 3/4 занимают луговая растительность и сорняки), корни большинства деревьев обнажены и повреждены. Вытоптано до минеральной части почвы более 60% площади. Рекреация не допускается. 5 Сохранение площади лесных земель в составе арендных лесных участков является важнейшей задачей органов управления и контроля. Выполнение этой задачи зависит от фиксации состояния земель на дату передачи лесного участка в аренду. Эта работа выполняется в соответствии со ст. 69 Лесного кодек- са РФ (проектирование лесных участков), при наличии целевого финансирования, или в процессе производства натурных работ при составлении Проекта освоения лесов. Фиксация состояния площадей позволит осуществить контроль условия ст. 41 Лес- ного кодекса РФ о возведении временных построек и осуществлении их благоустройс- тва на нелесных и не покрытых лесом землях. Антропогенное воздействие на леса, связанное с эксплуатацией этих объектов, определяется их целевым назначением, и уменьшение их отрицательного воздействия связано с рекультивацией нарушенных при строительстве земель, противопожарным обустройством прилегающих территорий. 2.7.2.Целевые показатели уменьшения антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса Целевые показатели антропогенных нагрузок на леса определяются по трем направ- лениям: – строительство и эксплуатация технических объектов, влияющих на лес; – осуществление всех видов лесопользования; – организация мероприятий об охране, защите и воспроизводству лесов. Задача снижения антропогенных нагрузок при строительстве технических объектов определяется действием Федерального закона от 01.01.02 г. № 7-ФЗ «Об охране окру- жающей среды», по требованию которого в проектах строительства производится оцен- ка вредного воздействия проектных мероприятий на окружающую среду (ОВОС). Правильность решений, заложенных в проектах строительства и эксплуатации, конт- ролируется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.95 г. № 174-ФЗ «Об эколо- гической экспертизе». Задачей органов управления и контроля в области лесного хозяйства в отношении таких объектов является проверка соблюдения требований по прохождению экологичес- кой экспертизы и контроля за исполнением проектных решений. Антропогенное влияние на лес в процессе всех видов лесопользования регулиру- ется системой мероприятий, разрабатываемых в Проектах освоения лесов. В условиях области, при наличии предпринимательской деятельности, наибольшее антропогенное воздействие оказывают рекреация, заготовка древесины, ведение охотничьего хозяйс- тва, выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых. К целевым показателям по уменьшению антропогенного воздействия в отношении рекреационных объектов следует отнести следующие условия, в обязательном порядке закладываемые в Проектах освоения лесов. 1. Проектирование возведения временных целевых сооружений только на нелесных и не покрытых лесом землях, с сохранением лесных земель не менее 50–60% общей площади лесного участка. 2. Проектирование специальных мероприятий по уменьшению дигрессии среды, при этом на участках с третьей и более степенью дигрессии такие мероприятия обязательны. 3. При преобладании в составе лесного участка нелесных или не покрытых лесом зе- мель проектируются мероприятия по увеличению покрытых лесом земель. В объектах, арендуемых для заготовки древесины, процесс антропогенного воз- действия регламентируется комплексом мер по соблюдению Правил…, Наставлений… по всему технологическому циклу – от проектирования способов заготовки до лесовос- становления вырубленных площадей. Дополнительно к определенному комплексу мер в условиях области устанавливает- ся требование по запрещению переруба и равномерному освоению расчетных лесосек в пределах хозсекций (пород). Использование расчетной лесосеки, ввиду применения экономических и техничес- ких условий, устанавливается как среднее за 5-летний период. При осуществлении охо- ты и ведении охотничьего хозяйства целевым показателем по уменьшению нагрузки на лес является требование по сохранению оптимальной численности животных, и прежде всего копытных. Обязательства пользователей животного мира по предотвращению ущерба среде обитания закреплены в статье 56 Закона о животном мире. Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и сре- де их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба живот- ному миру, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнеде- ятельности объектов животного мира, сельскому, водному и лесному хозяйствам, убыт- ки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда. Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закреп- ленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей живот- ным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйствам, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, кон- тролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Применение указанной статьи зависит, прежде всего, от выполнения значений опти- мальной численности и, следовательно, от величины отстрела. Существенный вред лесным экосистемам наносит разработка месторождений полез- ных ископаемых. Основной мерой, обеспечивающей восстановление лесной среды после разработки месторождений, является рекультивация земель. Технология рекультивации, график ее проведения детально рассматриваются в Проектах освоения лесов, и задача органов управления состоит в надлежащем контроле за ходом работ по рекультивации. Третья группа факторов, оказывающих влияние на лес, представлена мероприяти- ями по охране, защите и воспроизводству лесов. Эти мероприятия призваны улучшать состояние лесов, обеспечивают его охрану и защиту, их проведение регламентируется комплексом нормативных документов. При практическом применении возможных тех- нических решений предпочтение следует отдавать мероприятиям с меньшим объемом искусственного воздействия на леса. Г Л А В А 3 Оценка экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов 3.1.Финансово-экономическое обоснование мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов 3.1.1 Прогнозируемое поступление доходов от использования лесов Формирование эффективного экономического механизма развития лесного хозяйс- тва Липецкой области предполагает решение следующих основных задач: – совершенствование действующих и разработка новых экономических инструмен- тов и методов регулирования деятельности в сфере охраны и использования природных ресурсов области; – создание благоприятных финансово-экономических условий для эффективного использования лесов. По мере решения этих основных задач определены поступления доходов от исполь- зования лесов Липецкой области, которые планируются от следующих источников: – плата за использование лесов по договорам купли-продажи лесных насаждений – 40,4 %; – осуществление рекреационной деятельности – 56,5 %; – выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых – 0,001%; – строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов – 2 %; – ведение сельского хозяйства – 0, 2 %; – строительство и эксплуатация водохранилищ и иных исскуственных водных объек- тов, а также гидротехнических сооружений – 0,9%; – осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства – 0,004%. Основными источниками поступления финансовых средств в бюджетную систему Рос- сийской Федерации в 2009–2011 годах являются доходы от продажи лесных насаждений для заготовки древесины, продаваемой одновременно с размещением заказа на выполне- ние работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со статьей 19 ЛК РФ. Общая сумма дохода от использования лесов за 2009 – 2018 гг. составит 137 млн. руб., рост доходов в 2018 г. к уровню 2009 г. – 6,1% (в прогнозируемых ценах). При формировании ставок платы за использование лесов в федеральный бюджет на 2009–2011годы к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310 в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», реко- мендациями Министерства экономического развития Российской Федерации применя- лись следующие коэффициенты: – за древесину лесных насаждений 2008 год – коэффициент – 1,15; 2009 год – коэффициент – 1,30; 2010 год – коэффициент – 1,30; 2011 год – коэффициент – 1,30; 2012 год – коэффициент – 1,30; 2013 год – коэффициент – 1,37; 2014 год – коэффициент – 1,44. – за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности 2008 год – коэффициент – 1,07; 2009 год – коэффициент – 1,13; 2010 год – коэффициент – 1,13; 2011 год – коэффициент – 1,13; 2012 год – коэффициент – 1,13; 2013 год – коэффициент – 1,19; 2014 год – коэффициент – 1,25. С 2015 года по 2018 год при формировании ставок платы за использование лесов в федеральный бюджет использовались индексы-дефляторы объема валового региональ- ного продукта (из социального экономического развития Липецкой области до 2018 года): 2015 год – индекс-дефлятор – 1,049; 2016 год – индекс-дефлятор – 1,045; 2017 год – индекс-дефлятор – 1,04; 2018 год – индекс-дефлятор – 1,035. Таблица 3.1.1.1 Прогнозные доходы бюджетной системы Российской Федерации от реализации мероприятий лесного плана субъекта Российской Федерации по источникам № п/п Виды использования лесов (в соответ- ствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ) 2008, плата за использование лесов Годы (прогноз платы за использование лесов) Общая сумма за плани- руе- мый период реали- зации лесного плана 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 1 Заготовка древесины 9175,9 12459,6 13910,6 12993 3639,8 2015,3 461,6 7141,8 5522,7 5543,3 5802,3 69490 2 Осущест- вление рекреационной деятельности 109,8 1324,4 1589,3 1750 1758,1 1838,8 4102,3 5379,1 7502 10665,9 10614,6 46524,5 3 Выполнение работ по геологи- ческому изуче- нию недр, разработка место- рождений полезных ископаемых 9,1 9,5 9,53 9,6 10,7 48,4 4 Ведение сельского хозяйства 37,2 8,2 8,7 9,46 10 13,07 14,36 15,6 19,4 19,3 155,3 Строите- льство, реконст- рукция, эксплуатация линейных объектов 42,1 71 399,2 288,8 131 131 204,7 257,7 299,5 340,7 5 2547,4 5 Осущест- вление видов деятель- ности в сфере охотничьего хозяйства 52,8 57,2 57,4 57,4 57,4 63,3 66,4 69,3 72,0 74,5 627,7 6 Исполь- зование лесов для выпол- нения работ по геологичес- кому изучению недр, разработке место- рождений полезных ископаемых 13,6 14,75 15,47 16,2 16,8 17,4 94,5 Итого доходов от исполь- зования лесов 9649,5 17961 18007,2 18089 6587,3 4596,3 4679,6 14464 15096 18686 19051 137217,4 В т.ч. Ф.Б. 9604,3 16661,2 16389,2 16589 6010,3 4201,4 4254,6 13149 13724 16988 17319 125285,7 Бюджет субъекта 45,2 1299,8 1618 1500 577 394,9 425 1315 1372 1698 1732 11931,7 Продолжение. Начало на 9 – 23-й стр. Окончание на 25-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz