Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

№ 30/24158/ 17 ФЕВРАЛЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 17 В соответствии со статьей 47 Лесного кодекса Российской Федерации лесные учас- тки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности в безвозмездное срочное пользование. На момент разработки Лесного плана религиозным организациям для осуществле- ния религиозной деятельности в безвозмездное срочное пользование переданы лесные участки в Задонском лесничестве на площади 393,9 га. Кроме того, как возможный вид лесопользования для указанных целей может быть использована вся площадь, подве- домственная Управлению лесного хозяйства. 1.4.2. Характеристика экологического, санитарно-оздоровительного потенциала лесов В условиях Липецкой области использование санитарно-оздоровительного потенци- ала лесов для целей рекреации является приоритетным в зеленых зонах городов и дру- гих населенных пунктов, а также на отдельных участках в защитных полосах вдоль дорог, лесах вокруг санаториев и других местах массового посещения населением, отдыхаю- щими (ст. 41 Лесного кодекса). Использование лесов в рекреационных целях должно осуществляться по разрабо- танному отдельно проекту освоения лесов. Направлением хозяйственной деятельности во всех рекреационных лесах должно быть максимальное сохранение природной среды от всех видов отрицательного влия- ния. Все мероприятия должны обеспечивать высокую степень выполнения лесами сани- тарно-гигиенических, рекреационно-познавательных и других полезных функций. В зависимости от назначения отдельных участков комплекс мероприятий проводится исходя из вида функциональной зоны. Таблица 1.4.2.1. Основные хозяйственные мероприятия и виды лесных пользований рекреационных лесов № п/п Наименование мероприятий Функциональные зоны актив- ного отдыха прогу- лочная фауни- стиче- ского покоя полосы леса вдоль рекреацион. маршрутов осталь- ная терри- тория 1 2 3 4 5 6 7 I. Лесохозяйственные мероприятия 1. Рубки ухода за лесом с целью: - Формирования ландшафтов + + - + - - Удаления малоценной растительности + + + - + - Содействия естественному возобновлению + + + - - - Ухода за подростом + + + - + - Ухода за существующими и созданными лесными ландшафтами + + + + + 2. Рубки реконструкции + + - - + 3. Прочие рубки с целью: - Создания открытых ландшафтов, расчистки перспектив + - - + - - На видовых точках удаления малоценной в рекреационном отношении растительности + - - + - - Расчистки площадок для отдыха и под строительство объектов благоустройства + + - + - - Ухода за открытыми ландшафтами и видовыми точками + + - + + 4. Посадка деревьев и кустарников с целью: - Формирования ландшафтов + + - + - - Повышения санитарно-гигиенических свойств леса и устойчивости насаждений + + - + + - Восстановления леса - + + + + - Создания ремиз - - + - - - Реконструкции насаждений + + - + + 5 Создание луговых газонов + - - + - 6 Уход за травостоем на открытых пространствах + + - + + 7 Природоохранные мероприятия + + + + + 8 Санитарно-защитные мероприятия, в т.ч. выборочные санрубки + + + + + 9 Противопожарные мероприятия + + + + + 10 Профилактика лесонарушений и повреждений леса отдыхающими + + + + + 11 Лесопатологическое обследование + + + + + II. Биотехнические мероприятия и охрана фауны 1 Улучшение условий обитания животных - - + - + 2 Устройство подкормочных площадок и подкормка животных - + + - + 3 Устройство и развешивание гнездовий + + + + + 4 Регламентация и ограничение лесохозяйственных работ - - + - - III. Благоустройство территории 1 Создание дорожно-тропиночной сети, автостоянок, искусственных сооружений + + - + + 2 Создание рекреационных маршрутов + + - - - 3 Создание видовых точек и смотровых площадок + + - + - 4 Создание и оборудование площадок отдыха + + - + - 2 Создание рекреационных маршрутов + + - - - 3 Создание видовых точек и смотровых площадок + + - + - 4 Создание и оборудование площадок отдыха + + - + - 5 Строительство и размещение мелких форм архитектуры и лесопаркового оборудования + + - + - 6 Визуальная информация + + + + + 7 Наглядная агитация + + - + + 8 Устройство и оборудование мест стационарного отдыха летнего типа с ночлегом + - - - - 9 Уход за объектами благоустройства, их ремонт + + + + - IV. Лесопользование 1 Рубки спелых и перестойных насаждений - - - - + (Проти- воэрози- онные леса) 2 Сенокошение + + + - + 3 Пастьба скота - - - + + 4 Любительский сбор ягод, грибов, орехов + + - + + 5 Любительский сбор лекарственного сырья + + - + + 6 Пчеловодство - - - + + Знак «+» – пользование разрешается; знак «-» – пользование не разрешается. Важным элементом работ для лесов рекреационного назначения является бла- гоустройство их территории, которое заключается в строительстве и ремонте дорог, устройстве мест и площадок отдыха, размещении малых архитектурных форм, лесной скульптуры, строительстве различных лесопарковых сооружений и ряде других меро- приятий. При определении набора элементов благоустройства следует пользоваться нормативами, определяющими их количество на единицу площади лесного фонда или протяженности дорог, взятыми из «Каталогов и типовых проектов малых форм архитек- туры элементов благоустройства, мест отдыха для использования при благоустройстве», действующие по состоянию на 01.01.1987 г. Таблица 1.4.2.2 Примерные нормы благоустройства территории в рекреационных лесах (на 100 га общей площади) №№ п/п Наименование элементов благоустройства Части зеленой зоны В их пределах туристические маршруты (на 1 км маршрута) Активного отдыха Прогулочная 1 2 3 4 5 1 Подъездные дороги гравийные с шириной проезжей части 4,5 м (км) 0,15 0,02 - 2 Дороги внутри массивов гравийные с шириной полотна 3м (км) 1,8 0,5 - 3 Автостоянки на 15 машин грунтовые с добавлением гравия и щебня (шт.) 0,25 0,03 - 4 Прогулочные тропы (км) - 0,04 - 5 Скамьи 4-местные (шт.) 18 3 1 6 Пикниковые столы 6-местные (шт.) 7 0,6 - 7 Укрытия от дождя (шт.) 1,5 0,2 0,2 8 Очаги для приготовления пищи (шт.) 3,5 0,5 0,6 9 Урны (шт.) 30 - - 10 Мусоросборники (шт.) 3,5 - - 11 Туалеты (шт.) 0,18 - - 12 Спортивные и игровые площадки, м2 37 - 5 13 Пляжи на реках и водоемах, м2 90 15 - 14 Пляжные кабины (шт.) 0,18 0,02 - 15 Беседки (шт.) 0,17 - - 16 Указатели (шт.) 1,5 0,2 0,4 17 Видовые точки (шт.) 0,7 0,1 0,3 18 Колодцы и родники (шт.) 0,02 0,01 0,1 19 Площадки для разбивки палаток туристов, м2 50 - 20 Для выделения зон активного отдыха требуются знания рекреационных нагрузок. Для этих целей при лесоустройстве применяется шкала стадий рекреационной дигрес- сии и рекреационной оценки участка, разработанная В/О «Леспроект». При таксации определяются также тип ландшафта, эстетическая оценка, биологи- ческая устойчивость и проходимость участка. Необходим систематический контроль за соблюдением допустимых рекреационных нагрузок и, в случаях их превышения и невозможности сокращения, создание «отвле- кающих объектов» (местные достопримечательности, новые водоемы, видовые точки, дендрологические садики и т.д.), обеспечивающих отток отдыхающих. Участки для орга- низации массового отдыха следует подбирать в наиболее устойчивых к рекреационным нагрузкам насаждениях, а малоустойчивые к ним локализовать от интенсивной посеща- емости, обходя их при трассировке прогулочных дорог и туристических маршрутов, за- крывая вход в их пределы шлагбаумами и предупредительными аншлагами или густыми живыми изгородями. Прогулочные дороги и тропы, проложенные по легким песчаным почвам, должны обеспечиваться твердым покрытием или деревянными настилами. Определяя пункты размещения мест массового отдыха, следует предусмотреть возмож- ность перемены их территориального размещения через 5–7 лет для восстановления лесного природного комплекса на участках, где ранее в течение указанного срока они располагались (создавать места – дубли). Места массового отдыха могут предоставляться различным предприятиям, органи- зациям, учреждениям и физическим лицам в аренду или постоянное (бессрочное) пользование для проведения культурно-просветительных, оздоровительных, спортив- ных мероприятий, с соблюдением установленных правил лесопользования. Существенное влияние на санитарно-оздоровительный потенциал лесов оказывает его экологическое и санитарное состояние, которое необходимо учитывать при проек- тировании рекреационной деятельности в лесу и всех лесохозяйственных мероприятий. Ниже, в таблице 1.4.2.3, приводятся источники, характер и размеры вредных воз- действий на лес. Таблица 1.4.2.3. Источники, характер и размеры вредных воздействий на лес Лесничества Источник вредного воздействия на лес Фактор воздействия Характер повреждения (полное или частичное усыхание, замедление роста и пр.) Территория, подвергающаяся воздействиям (участковое лесничество, №№ кварталов) Площадь, га 1 2 3 4 5 6 Данковское Чернобыльская АЭС Радиоактивное загрязнение (CS – 137) 0-0,99ки/км 2 (CS – 137) - Бигильдинское; кв.кв. 6-8, 24-26, 35, 37, 39-43, 51, 53 594 Воскресенское; кв.кв.9,19,20,26-29, 37,38,41,64,65,67 605 1-2,0 ки/км 2 - Бигильдинское; кв.кв.10,11,13, 15-23,27,29,-34 529 Воскресенское; кв.кв. 21, 23-25, 39, 40,43,44,66 377 Итого по лесничеству 2105 Добровское Чернобыльская АЭС 0,4-0,9ки/км 2 (CS – 137) 0-0,99ки/км 2 (CS – 137) - Добровское; кв.кв. 40-43,50-58, 61-64,75-76,80,86 1235 Трубетчинское; кв.кв.32-36,46,47,50 615 1,0-2,0 ки/км 2 (CS – 137) - Добровское; кв.кв.65-71,73,74, 77-79,81,84,85,87-89 1094 Трубетчинское; кв.кв. 48-49, 52, 53 198 Итого по лесничеству 3142 Донское Новолипецкий металлурги- ческий комбинат, г. Липецк Промыш- ленные выбросы Ослабление устойчивости насаждений Сенцовское; кв.кв. 36 – 46 632 Итого по лесничеству 632 Елецкое Чернобыльская АЭС Радиоактивное загрязнение 0-0,99 ки/км 2 (CS – 137) - Становлянское; кв. 19 55 Измалковское; кв.кв. 29 53 1-2,0 ки/км 2 (CS – 137) - Измалковское кв.кв. 28-30 165 Итого по лесничеству 220 Усманское Чернобыльская АЭС Радиоактивное загрязнение 0-0,99 ки/км 2 CS – 137) - Первомайское; кв.кв.3,7,8,12,13,17, 24,25,28-30,40-43, 45-47,58,59,75,83 1261 Колодецкое; кв.кв. 17,52-54,56,57, 59-62,71,73,83,95,96 809 1-2,0 ки/км 2 (CS – 137) Первомайское; кв.кв.1,2,4,9-11,18-23, 31-36,44,54-57,60-62, 69-74, 83-87 2108 1-2,0 ки/км 2 (CS – 137) Первомайское; кв.кв.1,2,4,9-11,18-23, 31-36,44,54-57,60-62, 69-74, 83-87 2108 Колодецкое; кв.кв.18,23-26,40-42, 55,70,72,74-76,84 745 Итого по лесничеству 4923 Грязинское Чернобыльская АЭС Радиоактивное загрязнение 0,-0,99 ки/км 2 CS – 137) - Плехановское; кв.кв. 51-52,61-66 84,89,94,96,103 108, 110-111, 117-119 1078 Фащёвское; кв.кв. 21-22,24-26, 31-35,45-47,111-114 965 1-2,0 ки-км 2 - Плехановское; кв.кв.72-77,85-88, 95, 97-100, 109 962 Фащёвское; кв.кв.86-92,101-108 892 Новолипецкий металлурги- ческий комбинат, г. Липецк Промышленные выбросы Ослабление устойчивости насаждений Плехановское; кв.кв. 39-42, 53-58,67-71,78-87, 90-123,127-132 Балашовское; кв.кв.1 – 142 Фащёвское; кв.кв. 2 – 117 16116 Матырское водохранилище Повышение уровня грунтовых вод Ослабление устойчивости. Частичное усыхание Балашовское; кв.кв. 1 – 51 1875 Итого по лесничеству 21888 Чаплыгинское Чернобыльская АЭС Радиоактивное загрязнение 0,-0,99 ки/км 2 (CS – 137) - Лев-Толстовское; кв.кв. 1, 2, 10, 29 297 Раненбургское; кв.кв. 5, 6, 18, 20 161 1-2,0 ки/км 2 - Лев-Толстовское; кв.кв. 3-7, 9 280 Раненбургское; кв. кв. 1-3,8-10,13,19 385 Итого по лесничеству 1123 Всего под вредным воздействием х х х х 34033 в т.ч. по характеру воздействия: – полное усыхание х х х х - – частичное усыхание х х х х 1875 – замедление роста и ослабление древостоев х х х х 16748 Защитные мероприятия в лесном хозяйстве на территориях, загрязненных радио- нуклидами, регламентируются Федеральным законом Российской Федерации «О ради- ационной безопасности населения» и «Нормами радиационной безопасности» (НРБ-99) и базируются на двух основных принципах обеспечения радиационной безопасности – оптимизации и обоснования. Принцип оптимизации заключается в поддержании на возможно низком уровне доз облучения и числа облучаемых лиц при ведении лесного хозяйства и использования лес- ных ресурсов. Доза облучения населения в год не должна превышать 5м 3 В (0,5 БЭР). Принцип обоснования состоит в мотивизации социальной, лесоводственной, эко- номической и экологической целесообразности проведения лесохозяйственных ме- роприятий в зонах радиоактивного загрязнения при соблюдении норм радиационной безопасности, а также в приостановке работ, при которых существует риск превышения для человека среднегодовой дозы облучения 5,0 м 3 В (0,5 бэр). Поэтому проведение ле- сохозяйственных мероприятий должно быть адекватно радиационной обстановке. На территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, должен быть органи- зован контроль за радиационной обстановкой в лесном фонде, безопасностью условий труда и соблюдением правил ведения лесного хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения в соответствии с «Положением о радиационном контроле в системе госу- дарственных органов управления лесным хозяйством России» (1993). Радиационному контролю подлежат: – соблюдение установленных регламентов и правил лесопользования, лесовосста- новления, охраны и защиты леса в условиях радиоактивного загрязнения; – плотность радиоактивного загрязнения почвы; – содержание радионуклидов в лесных ресурсах и лесной продукции; – мощность дозы гамма-излучений в местах проведения работ. Зараженность участков территории лесничеств Липецкой области радионуклидами (CS – 137) не превышает в основном 2,0 ки/км 2 , причем около половины этой площади имеют зараженность в пределах 0,4-0,9 ки/км 2 и только менее 1% площади заражено радионуклидами от 2,0 до 4,99 ки/км 2 . В участках леса, зараженных цезием – 137 до 2,0 ки/км 2 , разрешается сбор дико- растущих плодов и ягод, лекарственного сырья, заготовка березового сока, новогодних елок, сенокошение и выпас скота, пчеловодство. Сбор грибов слабо- и средненакапливающих групп (опенок, лисичка, белый гриб, подберезовик, подосиновик) допускается с обязательной проверкой содержания радио- нуклидов в них на соответствие санитарным нормативам. Сбор грибов сильнонакапливающей группы (горькуша, польский гриб, масленок, груздь настоящий и черный, волнушка, зеленушка) на участках лесного фонда с плот- ностью загрязнения почвы цезием – 137 свыше 1 ки/км 2 не допускается. На участках леса с плотностью загрязнения почвы цезием – 137 от 2,0 до 4,99 ки/км2 разрешается только заготовка березового сока, новогодних елок, сенокошение, выпас скота, пчеловодство. В лесном фонде Липецкой области на территории пяти лесничеств находятся 5 ста- ционарных радиологических участков в зоне обслуживания филиала «Центра защиты леса Тульской области». Данные участки исключаются из лесохозяйственной деятельности в соответствии с «Руководством по ведению лесного хозяйства в зонах радиологического загрязнения от аварии на Чернобыльской АЭС», утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России № 40 от 31.03.97 г. Таблица 1.4.2.4. Стационарные участки по лесному фонду Липецкой области загрязненные радионуклидами, находящиеся в зоне обслуживания ЦЗЛ Тульской области по состоянию на 01.01.2008 года Лесничество Участковое лесничество Квартал Выдел Липецкая область Данковское Бигильдинское 19 12 Добровское Добровское 67 12 Задонское Задонское 113 16 Усманское Первомайское 83 14 Грязинское Плехановское 87 11 1.4.3. Годовая потребность области в древесине и иных лесных ресурсах, степень её удовлетворения Ежегодная потребность Липецкой области в древесине организаций лесного ком- плекса, предоставляющих статистическую отчетность в территориальный орган феде- ральной службы государственной статистики по Липецкой области, составляет 302,9 тыс. м 3 ликвидной древесины, в т.ч. деловой 202,9 тыс. м 3 (таблица 1.4.3.1). Таблица 1.4.3.1. Годовая потребность в древесине, степень ее удовлетворения в 2010 году тыс. м 3 ликвид Потребители Годовая потребность Фактические объемы заготовки и поступления древесины Степень удовлетворения потребности за счет мест ресурсов деловой дровяной заготовлено в лесах субъекта ввезено из других районов деловой дровяной деловой дровяной деловой дровяной 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Все потре- бители 202,9 100,0 125,1 100,3 77,8 - 61,7 100 Оптимальный объем заготовки древесины в лесах области был установлен прошлым лесоустройством в размере 400,4 тыс. м 3 ликвидной древесины, в т.ч. деловой 169,2 тыс. м 3 . Объем, установленный по материалам Лесного плана Липецкой области 2008 года, составил 287,0 тыс. кбм ликвида. Фактически объем изъятия древесины в 2010 году составил 225,4 тыс. кбм в ликвиде (таблица 1.4.1.1.1), или 78,5% от установленно- го Лесным планом 2008 года. Неполное использование допустимого расчетного объема изъятия древесины объ- ясняется в основном ограниченностью рынка сбыта низкотоварной древесины (3 и 4 класса товарности). Ежегодный допустимый объем изъятия древесины по всем видам рубок определен настоящим планом в 317,0 тыс.кбм сырорастущего леса в корневом запасе, что состав- ляет 63% общего среднего прироста (501,1 тыс. кбм), или 2,05 кбм с одного гектара покрытой лесом площади. Расчетный ежегодный объем изъятия сырорастущей древесины в ликвиде состав- ляет 271,5 тыс.кбм, в том числе хвойных – 79,6 тыс. куб.м, твердолиственных – 85,0 тыс. кбм и мягколиственных – 106,8 тыс.кбм. Перспектива повышения интенсивности пользования древесными ресурсами в ле- сах Липецкой области связана с переориентацией лесопромышленного комплекса на использование маломерной древесины. Недревесные лесные ресурсы (сенокошение, размещение ульев и пасек, заготовка березового сока, сбор и заготовка дикорастущих ягод и грибов, лекарственных растений и технического сырья, заготовка пневого осмола, сбор мха, заготовка дубильной коры, бересты, сосновой лапки, древесного веточного корма и др.) используются в настоящее время в Липецкой области также крайне недостаточно. Возможные объемы заготовки недревесных ресурсов леса отражены в разделах 1.4.1.2 – 1.4.1.5. 1.4.4. Основные потребители древесины и других лесных ресурсов, основные лесозаготовители, инвестиционные проекты освоения лесов для заготовки древесины и других лесных ресурсов с созданием лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры Основными потребителями древесины в Липецкой области на 2007 год являются сельские и районные организации, местное население и предприятия, перерабатываю- щие древесину на картон и бумагу. Последние примерно на 70% используют привозное сырье (таблица 1.4.3.1). Основными заготовителями древесины в лесах области являлись и являются лесхо- зы управления лесного хозяйства Липецкой области (таблица 1.4.1.1.1). Г Л А В А 2 Основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов 2.1. Количественные и качественные целевые показатели улучшения состояния лесов Исходя из исключительно важного экологического, экономического и социального значения лесов области, основными задачами лесного хозяйства на предстоящий реви- зионный период являются: – повышение природоохранных свойств лесов, усиление их экологических функций; – рациональное использование лесных земель, выращивание высокопроизводитель- ных насаждений с преобладанием целевых лесообразующих пород; – интенсификация рубок ухода за лесом на основе современной нормативно-техни- ческой базы и повышение их качества; – организация системы элитного семеноводства; – максимальное использование естественного возобновления леса и создание усло- вий для восстановления лесов хозяйственно-ценными древесными породами; – совершенствование наземной охраны лесов от пожаров, создание системы ком- пьютерной связи диспетчерских пунктов, межведомственного оперативного управления охраной лесов на основе государственной программы охраны лесов от пожаров; – использование безвредных для флоры и фауны препаратов при защите леса от вредителей и болезней леса; – обеспечение благоприятных условий рекреационного лесопользования без ущер- ба лесной среде; – обеспечение надлежащей охраны и содержание особо охраняемых природных объектов и территорий, расположенных в пределах лесного фонда лесничеств; – дальнейшая активизация и передача совместно с местными органами исполни- тельной власти участков лесного фонда в аренду для заготовки древесины, лесных вто- ростепенных материалов, побочных лесных пользований, использования лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, а также в научно-исследовательских, культурно-оздо- ровительных, туристических спортивных целях; – обеспечение жесткого государственного контроля за состоянием лесного фонда, рациональным использованием лесных ресурсов и соблюдением лесоводственных и экологических требований в процессе заготовок древесины, недревесной лесной про- дукции и других видов лесных пользований; – сохранение биологического разнообразия; – сертификация древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресур- сов. Ведение непрерывного, неистощительного, многоцелевого пользования лесом всег- да считалось основным принципом лесоуправления. Однако действующие нормативно- технические документы, методики, к сожалению, не всегда позволяли строго следовать этим требованиям. Ведение лесного хозяйства на основе Лесного плана и регламентов позволит вести лесное хозяйство и лесопользование в соответствии с принципами ус- тойчивого лесоуправления. В современном понятии устойчивое лесоуправление – это значит экономически эф- фективное, экологически обоснованное и социально адаптированное. Процесс перехода к устойчивому управлению лесами имеет свои объективные слож- ности. Нет практических региональных примеров перехода к устойчивому управлению лесами, отсутствуют ясно сформированные цели и задачи устойчивого развития, опыт их практической реализации. Органы управления лесами не знакомы с путями достиже- ния устойчивого управления лесами в своей повседневной работе. Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осущест- вляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде. Ведение лесного хозяйства должно соответствовать стратегическим целям управления лесами Российской Федерации, изложенным в программном документе «Критерии и индикато- ры устойчивого управления лесами Российской Федерации», утвержденном приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 5 февраля 1996 года № 21. Они соответствуют Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и международным обязательствам России по обеспечению устойчивого развития лесов с целью удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей. Список критериев устойчивого управления лесами Российской Федерации включает шесть направлений: 1. Поддержание и сохранение продуктивной способности лесов. 2. Поддержание приемлемого санитарного состояния и жизнеспособности лесов. 3. Сохранение и поддержание защитных функций лесов. 4. Сохранение и поддержание биологического разнообразия лесов и их вклада в гло- бальный углеродный цикл. 5. Поддержание социально-экономических функций лесов. 6. Развитие инструментов лесной политики для сохранения устойчивого управления лесами. Концепцией развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003–2010 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года № 69-р, и дополнениями, утвержденными распоряжением Правительства Россий- ской Федерации от 28 сентября 2007 г. № 1305-р для достижения поставленных целей определены следующие задачи: – урегулирование отношений собственности на лесной фонд, леса, не входящие в лесной фонд и лесные насаждения на землях других категорий; – определение и четкое разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Феде- рации, органов местного самоуправления в сфере лесных отношений; – обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в лесопользовании; – повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов; – совершенствование экономического механизма в лесном секторе в целях увели- чения лесного дохода и введения в действие эффективной системы финансирования лесохозяйственных мероприятий; – совершенствование системы управления лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд. На областном уровне необходимо: – совершенствование арендных отношений; – реальная оценка ресурсов всех видов лесопользования и организация их рацио- нального использования; – повышение точности и подробности лесоустроительных работ; – повышение роли рубок ухода за лесом в общем объеме заготовки древесины; – совершенствование технологии лесосечных работ, разработка технологии рубок современными комплексами машин с сохранением подроста или созданием лесных культур, внедрение ландшафтных методов отвода лесосек; – организация охраны лесов от лесонарушений и пожаров; – создание биоиндикационной сети мониторинга за состоянием лесов и организа- ция соответствующей службы; – лесовосстановление вырубок, не обеспеченных подростом, хозяйственно ценными породами, преимущественно посадкой сеянцев с закрытой корневой системой; – инвентаризация существующей постоянной лесосеменной базы и ее развитие; – соблюдение режима особо охраняемых территорий, защитных лесов и особо за- щитных участков леса. Способствование совершенствованию и расширению экологи- ческой сети на ландшафтной основе из перечисленных участков леса; – способствование системе добровольной лесной сертификации. Участие субъектов лесных отношений в устойчивом управлении лесами возможно лишь при наличии механизмов их интеграции, совместном обслуживании проблем лесо- управления и поиске компромиссных решений. Устойчивое управление лесным хозяйством подразумевает содержание и использо- вание лесного фонда с сохранением его продуктивности, рекреационной способности, биоразнообразия и потенциала для выполнения в настоящем и будущем экологических, экономических и социальных функций на местном, национальном и мировом уровне. Лесная сертификация – один из важнейших экономических инструментов формиро- вания устойчивого управления лесами в условиях рыночной экономики. Сертификация лесоуправления является орудием перехода к интенсивному ведению лесного хозяйс- тва и лесопользования с развитием переработки древесины на месте, учитывает соци- альные и экологические требования. Процесс добровольной лесной сертификации, как правило, поддерживается заин- тересованными сторонами, включая администрацию и лесопромышленников, на реги- ональном уровне. Добровольная сертификация – это процедура, которая нужна самим лесопромышленникам и органам лесного хозяйства, позволяющая им оценить уровень собственной работы и сообщить об этом потребителям через товарный знак. Существует несколько систем лесной сертификации. В Российской Федерации на- ибольшее распространение получила FSC – сертификация на принципах Лесного попе- чительского совета и Панъевропейский стандарт (PEFC). Лесным попечительским советом (ЛПС) было разработано 10 принципов устойчиво- го управления лесами и 56 критериев. Предприятия, изъявившие желание сертифицироваться, принимают на себя обяза- тельства следовать этим принципам. Оценка деятельности дается аудитором, который направляется компанией – аудитором по договору с предприятием. В странах, экспор- тирующих древесину, создаются рабочие группы по разработке национальных и регио- нальных стандартов с участием неправительственных организаций. В целях развития устойчивого управления лесами в Европе разработаны Панъевро- пейские оперативные руководящие критерии. Они переводят продекларированные меж- дународные обязательства на уровне планирования и практического управления лесами. Независимо от Панъевропейского процесса, но в соответствии с ним, именно эти критерии приняты советом REFC в качестве базовых для национальных систем серти- фикации. Они же послужили основой для стандарта лесоуправления и лесопользования Российского национального совета по лесной сертификации. В соответствии с Улучшенными общеевропейскими индикаторами устойчивого управления лесами, сохраняя критерии, предлагается использовать не только количес- твенные характеристики лесного фонда, но и качественные, предназначенные для пла- нирования лесоуправления и его оценки. Продолжение на 18-й стр. Продолжение. Начало на 9 – 16-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz