Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Говорит статистика Какими же должны быть отношения между Церковью и государством и как они в реальности складываются? В одном из последних онлайн- опросов, проведенных информационным каналом Subscribe.ru, на эти вопросы ответили 2907 пользователей. Из них 51 процент указали, что являются православными верующими, а 7 процентов — представителями других религиозных течений. Около 14 процентов респондентов считают себя верующими, но не придерживаются определенной конфессии. Не считают себя верующими около 24 процентов участников опроса. Большинство (85 процентов) среди всех опрошенных согласны с утверждением, что в современной России многие люди лишь хотят показать свою причастность к вере и Церкви, но мало кто верит по-настоящему. Даже среди верующих готовы признать это как данность 82 процента православных. В том, что только через обращение к религии, к Церкви российское общество может найти силу для духовного возрождения, уверены 28 процентов среди всех опрошенных российских интернет- пользователей. Среди православных верующих эта доля достигает 43 процентов, среди представителей других конфессий — 38 процентов. Из православных верующих около 13 процентов оценивают влияние РПЦ на свою жизнь как существенное, значительное и еще 40 процентов как просто имеющее место быть. Большинство среди представителей других конфессий (68 процентов) и среди неверующих (76 процентов) не отмечают для себя такого влияния совсем. Оценивая влияние РПЦ на духовно-нравственное состояние всего российского общества, 7 процентов среди православных верующих назвали его значительным, а 50 процентов — опосредованным. Каждый второй участник опроса отметил, что Русская Православная Церковь сегодня практически не влияет на внешнюю политику России, чего нельзя сказать о внутренней политике. Среди всех опрошенных респондентов 20 процентов оценивают влияние РПЦ на внутреннюю политику как сильное, существенное и еще 35 процентов как имеющее место, но несущественное. Оценка нынешней роли Русской Православной Церкви в российском обществе в значительной степени зависит от религиозной самоидентификации и представлений респондентов о том, как, на их взгляд, должны в целом строиться отношения между Церковью и обществом, государством. Часть опрошенных российских интернет- пользователей считают, что Церковь должна оставаться вне политики — около 46 процентов среди всех респондентов (в том числе 58 процентов среди православных и 23 процента среди неверующих) считают, что Церковь должна влиять на моральную, духовную жизнь всего общества, но не вмешиваться в государственные дела. Каждый второй участник опроса отметил, что Русская Православная Церковь сегодня активно участвует в жизни общества, делах государства, хотя ей следовало бы больше внимания уделять духовным, нравственным вопросам. С таким утверждением согласны около 33 процентов среди православных респондентов. Напротив, с утверждением, что Русская Православная Церковь оказывает сегодня недостаточное влияние на жизнь общества и государства и ей следовало бы активнее участвовать в обсуждении важных для страны вопросов, готовы согласиться 17 процентов среди всех и 25 процентов среди православных респондентов. Около 20 процентов среди всех (в том числе 29 процентов среди православных и около 10 процентов среди прочих) опрошенных полагают, что Русская Православная Церковь сегодня строит свои отношения с обществом и государством именно так, как нужно: высказывает свою позицию, когда это действительно необходимо, и не вмешивается в вопросы, ее не касающиеся. О чем же свидетельствуют приведенные цифры? О возрастающей роли Православной Церкви в жизни нашего общества. И это не может не радовать. № 246/24374/22 ДЕКАБРЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 6 Церковь и общество Выпуск «Мы» подготовили Александр Хаустов, Галина Чернышова, Сергей Кибальниченко, Анастасия Карташова, Максим Ионов. Тел.: 30-82-36, 22-78-16. E-mail: fplo@yandex.ru. Использована информация сайта fnpr.ru. Общественный консультативный совет редакции «Мы»: заместитель главы администрации области, координатор областной трехсторонней комиссии Дмитрий МОЧАЛОВ; председатель Федерации профсоюзов Липецкой области Анатолий ЖИДКИХ; председатель обкома профсоюзов работников жизнеобеспечения Виктор СЕМЕНОВ, председатель областного суда, заслуженный юрист РФ Иван МАРКОВ; Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Николай ЗАГНОЙКО; Высокопреосвященнейший НИКОН, архиепископ Липецкий и Елецкий; начальник управления труда и занятости Липецкой области Петр ЯИЦКИЙ; президент ЛООО содействия малому бизнесу Алексей КРУТЬКО. Слово Божие... со страниц газеты ПО ПЕРВОМУ ЗОВУ Когда десять лет назад создавался профсоюзный выпуск «Мы», журналистам посоветовали об- ратить внимание и на православную тематику, поскольку новое приложение должно охватывать все слои населения. В общественный консульта- тивный совет требовалось пригласить священ- нослужителя. На наш призыв сразу же отклик- нулся протоиерей Алексий Богодеев из Грязей — благочинный, настоятель Свято-Казанского храма. На страницах нового выпуска пастырь давал интервью, отвечал на вопросы читателей, приезжал на заседания общественного совета. Более того, отец Алексий активно включился и в работу общественной приемной «ЛГ», где при- нимал посетителей, духовно их просвещал, кон- сультировал. После выделения Липецкой епар- хии из состава Воронежской, по предложению самого же священника, в состав общественного редакционного совета был приглашен правящий архиерей молодой епархии Владыка Никон. А сам отец Алексий продолжил активную деятель- ность в общественной приемной «ЛГ». Александр Хаустов рассказывает о встрече в редакции с протоиереем Алексием Богодеевым Его в нашей редакции знают все. А потому и недавнюю встре- чу священника с журналистами главный редактор «ЛГ» Алек- сандр Царик начал со слов: — Отец Алексий, мы при- ветствуем вас не как нового человека, впервые пришедшего в редакцию, а как давнего друга газеты. Эта встреча с коллек- тивом проходит накануне двух важных событий. В начале сле- дующего года отмечается 10-ле- тие выпуска «Мы», который для нас очень важен, как трибуна гражданского общества, как приложение, дающее возмож- ность охватывать болееширокий круг читателей и подписчиков. Еще одно знаменательное со- бытие — 95-летие «Липецкой газеты», оно выпадает на 6 ян- варя, как раз в канун Рождества Христова. Встреча проходила в нефор- мальной обстановке, за чашкой чая. Журналисты, — и постар- ше, и молодые — народ любо- пытный и дотошный, поэтому вопросов было много. — Отец Алексий, каково ваше отношение к средствам массовой информации? — Положительное, ибо Цер- ковь нуждается в распростра- нении Священного Писания, котороепринесна землюГосподь наш Иисус Христос. Конечно, есть священники, которые про- износят в храмах проповеди, беседуют с прихожанами. Мы бываем в самых разных учреж- дениях—школах и вузах, воин- ских частях и исправительных колониях, всего и не перечис- лишь. Но очень хорошо и то, что слово Божие несется пастырями ичерез средствамассовойинфор- мации. Вопросов, связанных с верой, состоянием души, возни- кает много. А где найти ответ? Не каждый ведь человек имеет возможность пойти в храм, а вот прочитать газету могут многие. Поэтому, начиная наше сотруд- ничество, мыпреследовали одну цель— дать людямвозможность приблизиться к Богу. —Впоследнее время участи- лись нападки на Православную Церковь. Как прекратить ко- щунственные выходки некото- рых граждан? —Это не новость. Нападкина Церковь были, есть и, вероятно, еще будут. Силы бесовские не дремлют. Гонения на верующих были и в те времена, когда за- рождалось христианское движе- ние, когда властвовало на земле язычество и люди поклонялись идолам. В разные времена и эпохи уничтожались не только символы, люди предавались на смерть за веру. Многие впо- следствии были прославлены в лике святых мучеников. Сегод- няшние нападки на Церковь идут от тех людей, у которых, к сожалению, не находится в душе места для Бога. Но нишу занимают другие силы — тем- ные. Вот и беснуются люди, и разрушают святыни, и совер- шают кощунственные поступки. Наше общество пока больно, и его надо лечить. А когда вы- здоровеет, тогда, глядишь, и пойдут на спад нездоровые вы- ходки отдельных граждан. Как прекратить распущенность, как лечить общество? Должны быть приложены совместные усилия — государства, общества, Церк- ви, каждого здравомыслящего человека. Помните, как у нас зарождалось христианство? Об- ратились в веру княгиня Ольга, ее внук князь Владимир, кото- рый изменил и свою жизнь, и жизнь всего народа, совершив Крещение Руси. Его слова «Кто не пойдет на Днепр креститься, тот мне не друг» были искрен- нимпожеланием блага для всего государства. И народ его понял, поддержал. Вот сегодня мы го- ворим о желаемых переменах в обществе, но недостаточно все- такиделаемдля этого—предста- вители власти, общественности, да и каждый из нас. Отсюда и вседозволенность, и распущен- ность. Мы терпимо и лояльно ко многому относимся. Говорим, что курение — грех, но вокруг нас с сигаретой и стар и мал, и мужчины и женщины. Твердим о вреде алкоголизма, а сами вы- пиваем стопку по поводу и без повода. Говорим о наркомании, а по большому счету, терпимо относимся к этому губительному явлению. Вот и получается, что безобразия в обществе проис- ходят с молчаливого согласия всех, начиная с верхов и закан- чивая низами. Финляндия, на- пример, была пьющей страной, но там приняли жесткий закон в отношении алкоголя, и это по- служило во благо и процветание государства. Если к происхо- дящему в обществе относиться патриотичнее, внимательнее и серьезнее, многое можно из- менить совместными усилиями — и государства, и Церкви, и общества в целом. — А вот какова, на ваш взгляд, роль священника в об- ществе? Что он должен прежде всего объяснять людям? — Истины евангельские, суть Христова учения. Без ду- ховного руководителя, каковым является священнослужитель, невозможно спастись для Цар- ствия Небесного. Очень важна и актуальна роль пастыря в обществе. Христос пришел в этот мир спасти людей. Он об- ратился со своими проповедями ко всем — богатым и бедным, господам и рабам, знающим за- коны и безграмотным. И учил главному — любви к ближним своим, которая была утеряна во всех слоях населения. Господь одинаково — и богатым, и бед- ным — говорил об их грехах и поступках. Собственным при- мером показывал, как не надо поддаваться искушениям. Его учение впоследствии распро- страняли святые апостолы. Роль пастыря такая же — донести слова Христа до каждого чело- века, чтобы не погрязла душа его в суете мирской, чтобы спас- лась она для вечности. Мы ведь волнуемся о работе, зарплате, пенсии и так далее. Но забываем о вечности, о том, что сегоднямы живы и здоровы, а уже завтра, возможно, будем держать ответ перед Господом за свои земные дела и поступки. Если священник доносит до людей Истину всем сердцем и его служение подобноХристову, значит, такой пастырь всегда будет нужен и полезен обществу. Наверное, многие наблюдают за служением Святейшего Патри- арха Московского и всея Руси Кирилла, замечают, насколько велика его роль, миссия в обще- стве. Как много поездок совер- шает он по нашей стране и за ее пределы, как часто проводит Богослужения, какие блестя- щие проповеди произносит, как старается охватить образование, культуру, да все сферы жизни словом Божиим, учением Хри- стовым. Патриарха уважает большинство, а это значит, что он правильно все делает. Вот такими должен быть каждый из нас, священников, в своем при- ходе, церковном округе. — А что бывает, если свя- щенник в чем-то провинился? —Не забывайте, что священ- нослужитель не святой человек. И у него всякое в жизни может случиться, вот только бесовские нападки на пастыря в десять раз сильнее, нежели на обычного верующего. И если кто-то впал в грех, то его пытаются исправить и воспитать — архиерей, свя- щеннослужители. Возможно, и накажут, в Церкви для этого имеются свои средства. — Священнослужители ча- стые гости в учреждениях куль- туры и образования? — И в целом по Липецкой и Елецкой епархии, и конкретно в Грязинском церковном округе налажено тесное сотрудничество со светскими структурами. Мы проводим совместные культур- ные, образовательныемероприя- тия. Например, Дни славянской письменностиикультуры, когда обязательно совершаются крест- ный ход, совместные концерты — светские и духовные. Священнослужители регу- лярно посещаютшколы. Водной из них мы участвовали в откры- тии кадетского класса. Радост- но на душе становится, когда видишь, как и дети, и взрослые осеняют себя крестным знаме- нием, творят поклоны. Это ведь их шаги к Богу, преображение их душ. — Представители других религий, национальностей ино- гда выступают против препо- давания основ православной культуры в светских школах. Как вы это оцениваете? — Все должно быть законо- мерно, необходимо подчиняться большинству. На мой взгляд, надо провести референдум по данному вопросу, и пусть каж- дый выразит свое мнение. А во- обще, скажу так. Представители других религий и национально- стей живут в нашей стране, мы терпим их и даем им возмож- ность работать, растить детей. А они, в свою очередь, должны уважать законы и традиции нашей страны. Мыже не застав- ляем их ходить в православные храмы, причащаться, молиться. Пусть у них остается их вера и убеждения, но знать и уважать культуру страны, которая их приняла, они должны. —Батюшка, как следует пра- вославным относиться к власти, если она в чем-то не устраивает? И почему, когда пытаешься в храме молиться о здравии ру- ководителя, в ответ получаешь от него порой порциюнегатива? — У апостола Павла (Рим. 13. 1-5.) есть такие слова: всякая душа предержащим властям да повинуется. Верующий чело- век — член Церкви Христовой, а она у нас вне политики. Она страж совести человеческой. Не устраивает тебя руководитель? Вспомни о том, что за свои по- ступки он лично будет отвечать перед Богом, и помолись за него, чтобы Господь образумил заблудшего. Самый праведный суд, самые справедливые дей- ствия свершает только Бог. Ты торопишься увидеть результа- ты? Но только Господь знает, когда, кого и как остановить, образумить, наказать, облаго- детельствовать, ибо на все воля Его. Наше же дело — каяться, прежде всего, в собственных грехах, просить помощи в своих молитвах к Богу, не забывать благодарить Его за все, что Он нам дает. Поверьте, рано или поздно, но Господь все устроит к лучшему и для вас, и для тех, за кого вы молитесь. Говорите, что поминаете руководителя о здравии, а он становится хуже? Ничего удивительного, это дух бесовский, что в том человеке находится, возмущается про- тив вторжения Божественного. Надо снова и снова молиться за того руководителя. А ведь мы сами-то порой как себя ве- дем? Допустим, пришел некий начальник в храм, поставил свечку, осенил себя крестным знамением. Нам бы радоваться, что человек сделал первыйшаг к Богу. Но нет же, мы рассуждаем иначе—дескать, это лицемерие, на самом деле он вовсе не такой. Одним словом, как сказано в Библии, видим сучок в чужом глазу и не замечаем бревна в собственном. Между прочим, к осуждению других людей тоже подталкивают бесы. —А вот такой вопрос: может в одномхраме ощущаться благо- дать, а в другом нет? — Ни в коем случае! Благо- дать есть вкаждомправославном храме, все они — Божии. В лю- бомиз нихневидимоприсутству- ет Господь наш Иисус Христос —главаЦеркви. Бог—повсюду, как сказано в молитве, «Иже везде сый и вся исполняяй». Просто в народе создалось такое поверье, будто бы одни храмы намоленные, преисполненные благодати, а другие не очень. На самом деле в каждом храме есть благодать. А вот снизойдет ли она на тебя конкретно или на другого человека? Это зави- сит и от твоей веры, и от того, с какими мыслями и чувствами ты идешь в церковь, и зачем ты идешь туда. Если участвовать в Божественной Литургии, бе- седовать с Богом посредством молитв, то это одно. А если бесцельно, ради любопытства, то может статься, ты и вообще ничего не ощутишь. Конечно, многое в храме зависит от того, как он обустроен и внешне, и внутренне, каково отношение священника и церковных слу- жащих к прихожанам, но и это больше впечатляет новичков, впервые оказавшихся в столь необычном месте. А так, повто- рюсь, Господь близ нас всегда. И благодать есть в каждом храме. —В письме одного читателя есть вопрос — обязательно ли покойника приносить для от- певания в храм? —Конечно, если умер право- славный христианин. Человек начинал свой путь в церкви, здесь его крестили. И закончить жизненный путь он должен в храме, здесь совершится его от- певание, панихида. Откуда на- чинал, оттуда и должен уходить. — Батюшка, в Евангелии часто встречаются эпизоды, когдаИисусХристос изгоняетиз людей бесов. Авам часто прихо- дится сталкиваться с нечистой силой? Как боретесь с ней? — Да каждый день, считай. Мир вокруг наш изобилует бе- совщиной, только ослепленный неверием этого не замечает. В храмы часто приходят люди, одержимые духовным недугом. Что делаем? Как говорил Го- сподь, силы бесовские побежда- ются только постом и молитвой. Вот так и боремся. Каждый день молимся, за каждого человека. —А что делать конкретному человеку, если он чувствует бе- совские нападки на себя? — Надо обязательно посе- тить храм, сотворить искрен- нюю молитву, не забывать и о домашней молитве. Вот тогда враг рода человеческого и от- ступит, и побоится прикоснуть- ся к человеку, который живет с Христом и Крестом. Иначе говоря, радуйтесь жизни, ко- торую даровал вам Господь, и непрестанно молитесь. Тогда и не впадете в напасть, и все у вас будет хорошо. —Некоторые возмущаются, что батюшки освящают офи- сы, благословляют на ведение бизнеса, который порой связан с воровством, обманом, мошен- ничеством и так далее. Как это соотнести? — Тогда пусть те люди мне ответят на вопросы. Они поль- зуются благами, результатами труда бизнесменов? Покупают в магазинах продукты и товары? Не сомневаюсь, что любой от- ветит — да. Так вот, коль мы все пользуемся этими резуль- татами труда, то они и должны быть освящены как бы для на- шего общего блага, для людей, покупателей. Ну а склонность кого-то к воровству и мошенни- честву — это уже личные каче- ства, личные грехи, за которые человек сам рано или поздно, но ответит перед Господом Богом. Если тот же бизнесмен воспи- тывался в благочестивой семье, в православной вере, то вряд ли он станет нарушать Закон Бо- жий, законы государственные. Ведь откуда идут всяческие безобразия и распущенность? Из тех семей, где все в жизни совершалось без благословения Божиего, где царствовали иные духи — нечистые. — Почему священнослужи- тели благословляют людей, ко- торые идут на службу в армию, силовые структуры, ведь там приходится стрелять и даже убивать, а это грех? — Нет, это — защита Отече- ства, граждан своей страны. А в Священном Писании сказано, что нет больше той любви, если ктоживот свойположит за други своя. Из истории мы знаем, что преподобный Сергий Радонеж- ский благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую бит- ву, монахи защищали Отече- ство. Другое дело, когда бандиты убивают невинных людей, вот это уже грех. — Отец Алексий, как отно- ситься верующим к современ- ным информационным техно- логиям? — Использовать в добрых целях, себе на пользу и окру- жающим. Знаете, ведь и спир- том можно рану обработать, а можно и выпить его, опьянеть, натворить много дурного. Так и с современными технологиями, теми же компьютерами. Надо имипользоваться, но только себе во благо. — Правда, что в храме мож- но исцелиться? — В самом деле, только Го- сподь Бог и может дать человеку исцеление — через молитвы и просьбы к Нему, через священ- ников, верующих, медиков. У Церкви достаточно средств для врачевания души и тела. При- ходят к нам люди больные, с неизлечимыми даже недугами, и исцеляются. Правда, с верой сердечной и глубокой приходят, без этого никак нельзя. А чтобы уверовать, надо читать Еван- гелие, ибо в это время Господь беседует с нами. А когда мы на- чинаем читать молитвы, то это уже мы беседуем с Господом. И вот просим Бога, Он слышит нас и помогает, исцеляет. — Но почему же все-таки многие люди боятся смерти? — Потому что не веруют в жизнь вечную, сомневаются. А к смерти надо быть всегда готовым. Особенно в духовном смысле. То есть веровать в Бога, любить ближних, творить боль- ше добрых дел и всячески избе- гать дурных поступков. Иначе говоря, придерживаться данных нам заповедей и готовить душу для Царствия Небесного. Вот тогда и не будет страшна смерть, ведь она не что иное, как переход в вечную жизнь. * * * В ходе встречи отец Алексий рассказал журналистам так- же о церковном округе, где он служит благочинным, о Свято- Казанском храме, где является настоятелем. На сегодняшний день в благочинии 31 приход, из них 18 — в Грязинском районе. Восстанавливаются когда-то порушенные храмы, строятся новые. При каждом приходе действуют воскресные школы. В заключение протоиерей Алексий Богодеев благосло- вил коллектив на дальнейшее творчество во благо читателей и всего общества, на добрые дела во славу Божию: — Продолжайте доносить до людей слово веры. Будем наде- яться, что упадет оно на добрую почву и даст благие всходы, и кто-то обернется к Богу, спасет свою душу. А когда спасается один человек, то вокруг него спасаются тысячи. Божией по- мощи вам всем! ФОТО ИВАНА АЛЕКСАНДРОВА И НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz