Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
Софья Вобликова «Баян!» — так на просто- рах Интернета называют устаревшую новость, надоевшую уже всем шутку. Мол, древность это все, покрытая толстым слоем пыли. Юрий Беляев, артист Липецкого государ- ственного оркестра рус- ских народных инструмен- тов, от такого поминания всуе любимого инструмен- та морщится, как от чего-то крайне неприятно- го. Для него баян — это целый мир, а точнее — симфонический оркестр. — Возможно, баян и не самый совершенный ин- струмент, но один из таких, — размышляет музыкант. — Он дает огромные воз- можности исполнителю. Собственное звучание, под- ражание другиминструмен- там — может возникнуть ощущение, что играют сразу несколько человек. Слабый интерес моло- дежи к народной музыке выражается и в том, что на «народные» отделения учеб- ных заведений конкурса почти нет. СамомужеЮрию в свое время пришлось вы- держать конкуренцию при поступлении и в музыкаль- ную школу, и в училище, и в Воронежский инсти- тут культуры (позже — го- сударственная академия искусств). «Наверное, мы были последним поколени- ем советских детей, которые с радостью шли учиться», — говорит наш собеседник. Впрочем, в то время он об этом не задумывался. И во- обще, изначально, как и все мальчишки, хотел пойти на гитару. Но папаЮрия—на- стоящий поклонник баяна, и выбор инструмента был предрешен. Несколько раз в неделю юный баянист до- бирался вместе с бабушкой из родного села до райцен- тра Обояни, что в Курской области, десять километров на перекладных — в музы- кальную школу. «Позже, когда я чему-то научился, стал в разныхмероприятиях участвовать, родители из соседних сел тоже заинтере- совались, стали своих ребят отправлятьмузыке учиться, — вспоминает Беляев. — И председатели колхозов уже автобусы выделили. Так что мы с бабушкой были в этом плане первопроходцами». На память о семилетней учебе Юрия в музыкальной школе на Доске почета оста- лась фотография: большой баян и за ним — макушка юного исполнителя. «Это сейчас инструменты дела- ют специально для детей. А раньше какой дали — на том и играй», — улыбается артист. Кстати, выясняется, что баян — инструмент не только широких возмож- ностей, но и большой цены. Механика сложная, много ручной работы. Поэтому са- мый простой, ученический, стоит 35 тысяч. Профессио- нальный — по цене автомо- биля, от 200 тысяч и выше. Может, еще и поэтому сей- час не очень популярно это направление, что не каждая семья способна «потянуть» такие расходы? Но увлеченность за день- ги не купишь. А что еще, кроме нее, помогло абитури- енту Курского музыкально- го училища Юрию Беляеву выдержать пятичасовой исполнительский марафон, который устроила ему его будущая преподавательни- ца? «С учителями мне очень повезло, — считает наш со- беседник. — Сильнейшие педагоги, и как личности, и как профессионалы. Инте- ресно было учиться». После был Воронеж, ин- ститут-академия, аспиран- тура. А также многочис- ленные поездки с друзьями, различные выступления —от европейских площадок до московского метро — и, конечно, любовь. — Есть такая законо- мерность у «народников»: они всегда тянутся к более правильным, так сказать, отделениям. У многих моих коллег жены — пианистки, как моя супруга, — смеется баянист. — Такое вот при- тяжение противополож- ностей. Главное, конечно, любовь, а не профессия. Правда, музыкантам легче понять друг друга. Благодаряжене-липчан- ке Юрий Беляев оказался в 2001 году в нашем област- ном центре. Стал артистом Государственного оркестра народных инструментов. Причемхудожественныйру- ководитель коллективаОлег Федянин сразу предложил аспиранту воронежской ака- демии место первого баяна. —Поначалу волновался. Коллеги — опытные масте- ра, надо быть на уровне, ответственность огромная. Но Олег Иванович подбо- дрил: давай-давай, ничего страшного, —рассказывает наш собеседник. — Мне нравится в нем решитель- ность, умение подтолкнуть человека вперед, требова- тельность. Это здорово. Счи- таю, мне крупно повезло с коллективом. Сейчас наш оркестр — один из лучших в стране, готов играть лю- бые программы, выступать на любых площадках, даже самых престижных. Кстати, о престиже. Еще в детствеЮраБеляевмечтал хотя бы просто побывать на знаменитоммеждународном конкурсе «Дни гармоники» в германском городе Клин- генталь. В 2007-м мечта сбылась: вместе с коллегами по оркестру Константином Богдановым (балалайка) и Андрем Панекиным (бала- лайка-контрабас) в составе трио «Вернисаж» наш со- беседник стал лауреатом второй премии данного со- стязания. Восемнадцать лет учебы, победы в международном и региональных соревно- ваниях не отменяют не- обходимость в постоянном совершенствовании. «К нам такие мастера приезжают — как у них не учиться? — замечает баянист. — Или вот наши артисты из «Трио баянистов». Это люди с неис- сякаемой энергией, общение с ними очень многое дает». Однако многие ли слу- шатели способны оценить исполнительскоемастерство во всех его тонкостях?Икак избежать досады, выступая перед неподготовленной публикой? — Если человек при- шел в зал, значит, он уже подготовлен, — возражает Юрий Беляев. — У каждого есть свой слушатель. Но, признаться, когда выхо- дишь на сцену, стараешься, чтобы тебе самому понрави- лось. Иногда подходят по- сле концентра, хвалят: как хорошо! А ты знаешь, что сыграл плохо, «недотянул». И ничьи комплименты это не изменят. Вообще, высту- пление на сцене — это тоже особое вдохновение, особое состояние. Когда выхожу играть соло — у меня за спиной тридцать человек. У каждого свои проблемы: кто настроился на игру, кто нет. Солист, дирижер, оркестр— это как компьютерная сеть, все должны друг с другом взаимодействовать. Если где-то что-то оборвалось — все это чувствуется. Ор- кестр—очень тонкийживой организм, трудно учесть все факторы, влияющиенанего. —У баяна большое буду- щее,—уверенЮрийБеляев. —Уже сейчас есть популяр- ные исполнители, коллек- тивы — Петр Дранга, дуэт «Баян микс», которые вы- ступают с успехом на эстра- де. Но и «классические» народные оркестры находят своего слушателя. То, что приносит людям радость, всегда будет востребовано. И что бы ни произошло, несколько самых благодар- ных слушателей у нашего собеседника есть всегда. Это, прежде всего, его родителии дочери. «Когда приезжаю к отцу, всегда играюдля него, без этого ни одно застолье не обходится, — улыбаясь, говорит музыкант. — А дочки уже сами проявляют музыкальные способности. Младшая, любительница пения, пока ходит в садик, а старшая уже во втором классе музыкальнойшколы стала лауреатом междуна- родного конкурса. Ее ин- струмент — флейта. Но в машине она просит: «Пап, включи свои записи». 7 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 241/24369/15 ДЕКАБРЯ 2012 Не остановится бег времени X Окончание. Начало на 1-й стр. Он особо подчеркнул, что коллектив универси- тета ощущает постоянную информационную поддерж- ку со стороны «Липецкой газеты». Ни одно крупное вузовское мероприятие не остаётся без его освещения в печати. Газета «Талис- ман» — совместный проект ЕГУ и Издательского дома — любима в университете, в ней публикуются и пре- подаватели, и студенты, в основном факультета жур- налистики. Для будущих «акул пера» — это хорошая стартовая площадка в про- фессию. Помимо журфака, с Из- дательским домом активно сотрудничают и представи- телиостальныхфакультетов университета, где сегодня обучаются свыше восьми тысяч студентов. Кстати, в ЕГУ можно пройти все ступени научного роста: по- ступить в аспирантуру или докторантуру, защитить диссертацию. Ежегодно укрепляется инфраструк- тура вуза. В перспективе он пополнится ещё одним общежитием и бассейном. Елецкий госуниверситет признан самымфизкультур- ным вузом Липецкой обла- сти: он располагает учебно- спортивной базой, где в этом году отдохнули полторы тысячи преподавателей и студентов, и санаторием- профилакториемна 50 чело- век ежемесячно. Не каждое столичное учебное заведение может похвастаться такими показателями. Обширны не только ма- териально-технические воз- можности, ноимеждународ- ная деятельность универси- тета. Болгария, Германия, Таджикистан, Китай, США — с представителями этих и других государств ЕГУ давно заключил договоры о культурном, спортивном и научном сотрудничестве. Как прозвучало в ходе разговора, университет большое внимание уделяет повышению качества под- готовки студентов, кото- рые регулярно побеждают в международных и всерос- сийских конкурсах, и раз- витию в Ельце двух эконо- мических зонрегионального типа — туристско-рекреа- ционной и промышленной. Не остаются без внимания и другие районы Липецкой области. В частности, в Тер- бунах планируется создать образовательный центр, который будет действовать при поддержке ЕГУ. У единственного в Ли- пецкой области классиче- ского вуза высокие показа- тели по всем направлениям. Неудивительно, что у Ми- нистерства образования и науки России не возникло сомнений: признавать ли Елецкий госуниверситет эффективным или нет. Встреча в редакции по- зволила расставить твор- ческие приоритеты и об- судить вопрос подготовки кадров, актуальный для современных СМИ России. Заведующая кафедрой рус- ской литературы XX века и зарубежной литературы, постоянная читательница и автор «Липецкой газеты» Надежда Комлик призвала журналистов активнее обра- щаться к теме «маленького» человека: — С телеэкранов и стра- ниц некоторых средств мас- совойинформациинас хотят убедить в том, что мы — только убийцы и пьяницы. Но я смотрю на своих сосе- дей и понимаю: мы — нор- мальные люди. Нам нужно просто вернуть веру в себя, в свой народ, в Россию. Как говорил Максим Горький: «Всё—в человеке, всё—для человека!». А профессор кафедры историко-культурного на- следия Наталия Борисо- ва процитировала другого классика—нашего земляка Михаила Пришвина. Пи- сатель утверждал, что всё самое лучшее совершается в провинции, а «в столице это как-то быстро прокисает». Наталия Валерьевна рас- сказала о работе созданного в университете «Бунинского центра», о развитии литера- турного краеведения в Ель- це и необходимости борьбы за чистоту речи: — Очень мало (и в этом есть и вина филологов) гово- рится о том, что происходит с нашим национальным достоянием — великим и могучим русским языком. Послушаешь наших телеве- дущих, политиков, «звезд» эстрады и начинаешь со- мневаться: а правильно ли я говорю? — с горечью за- ключила она. Немало теплых слов ска- зал журналистам и декан исторического факультета ЕГУДенис Ляпин. На встре- че в редакции он признал- ся, что «Липецкую газету» читает со студенческих лет. — Я регулярно работаю в архивах и изучаю различ- ные издания прошлых лет. Во многих из них просле- живается конъюнктурная направленность. А вот «Ли- пецкую газету» отмечу за объективность: пройдёт 100 лет, и историки без труда со- ставят по вашимпубликаци- ям цельнуюкартинужизни Липецкой области. …Полтора часа встречи пролетели незаметно. За это время журналисты и люди науки обсудили множество вопросов. Сотрудники об- ластного издания, как и в прошлые годы, будут ак- тивно участвовать в работе «круглых столов» и семи- наров, проводить учебные занятия в университете, а студенты журфака — прак- тиковаться в стенах здания по улице Московской, 83. О новых направлениях этой работы с особой заинтересо- ванностью говорили декан факультета журналистики Татьяна Дудина и заведую- щая кафедрой журналисти- ки Анжелика Дякина. В заключение главный редактор «Липецкой га- зеты» Александр Царик пригласил елецких учёных на празднование юбилея областного издания, а ель- чане — 10-летия факульте- та журналистики, которое будет отмечаться в сентябре наступающего года. ОБРАЗОВАНИЕ | Мир глазами ребенка удивляет и радует Когда лягушка... улыбается КУЛЬТУРА | Баян как символ будущего Симфонический оркестр в руках Людмила Дедова Авторская программа педагога дополнительного образо- вания центра детского (юношеского) технического творчества «Новолипецкий» Надежды Московко не случайно называется «Чудеса своими руками». Когда смотришь на скульптурки фантастических персонажей, объемные красочные картины, иллюстрирующие сказки, словно попадаешь в чудесный, и в то же время ощутимо реальный мир. Как реальны авторы этих работ, девчонки и мальчишки, которые заворожённо следят за руками педагога, в которых, как по волшебству, из бесформенного комочка появляется таинственный змей — символ будущего года. «За педагогический та- лант»—такая формулиров- ка обозначена и в грамоте Федерального агентства по образованию РФ, по- лученной Надеждой Ген- надиевной по итогам ХV Международного конкурса детских рисунков в 2009 году, и в дипломе 2010 года, присужденном за победу в международном конкурсе «С любовью к Франции», проводившемся при содей- ствии Российского центра наукиикультурывПариже. А в августе уже этого года уровень педагогиче- ской работы руководителя объединения декоративно- прикладного творчества был подтвержден Золотым сертификатом соответствия, присвоенным Госстандар- том России. — Надежда Геннадиев- на, с каким материалом вы работаете? —Ребята изучают разно- образные видыприкладного творчества. Но начинаем мы с соленого теста. Детям свойственна любовь к миру природы, желание изобра- жать животных, растения. Соленое тесто и соломка позволяют это делать с боль- шой фантазией. На занятиях рассматри- ваем альбомы по искусству, декоративно-прикладному творчеству. Обсуждаем, сравниваем. Но дети не ко- пируют увиденное, а только своеобразно пользуются ма- териалом. Даже когда учеб- ные фигурки по элементам лепим, у каждого — свой акцент в изображении. Один считает важным глаза вы- делить, другой что-то иное. Лягушку недавно лепили, так одна девочка несколько раз переделывала — все «улыбка» не та получалась. — Надежда Геннадиев- на, вы, в хорошем смысле, настоящий фанат лепки… — А как же иначе? Ре- зультаты исследований по- казывают, что в последние несколько лет сила кистей рук дошкольников заметно снизилась. Раньше ребенок естественно развивал мо- торику пальцев в быту. Я помню, как мама усаживала меня перебирать пшено, гречку или горох. Сегод- ня мы предпочитаем брать в магазине уже отборную крупу. А вместо того, чтобы позаниматься с ребенком какими-то поделками, роди- телям проще усадить его за телевизор или компьютер. Хочу сразу оговориться, что к нашим родителям, чьи дети занимаются в объ- единении, это не относится. У нас тесное сотрудниче- ство, ведь каждый ребенок — индивидуален, и только совместно можно направ- лять его развитие. Дважды в год, на 8 Марта и Новый год, проводим совместные праздники детей и родите- лей, устраиваем чаепития, интересные соревнования и, конечно, выставки работ. — Сколько же у вас вос- питанников? — Сейчас у меня зани- маются около пятидесяти детей, самым младшим пять лет, старшим—пятнадцать. Каждый год беру в группу ребятишек с ограниченными возможностями.Длянихосо- бенно важно проявить себя. Конечно, таким учащимся больше времени и внимания надо уделять, зато и резуль- таты радуют: развиваются ВЫСТАВКА Наследники Сорокина Сергей Малюков Эту экспозицию в област- ном выставочном зале отличает особое, не по- декабрьски тёплое настрое- ние. На рисунках — счаст- ливые лица детей и родите- лей, старые тихие улочки, пейзажи родного края. На забавные скульптур- ки весёлых человечков и животных невозможно смо- треть без улыбки. Улыба- ются здесь все — и юные художники, и пришедшие поздравить их с удачным дебютом мастера культу- ры. Накануне 100-летия прославленного липецкого живописца в областном вы- ставочном зале состоялась церемония награждения лауреатов 9-го областного открытого конкурса-фести- валя художественного твор- чества детей и юношества именинародногохудожника России Виктора Сорокина и открытие выставки лучших работ его участников. За победу в престижном творческомсостязании боро- лись 274 участника со всех районов области в возрасте от 5 до 17-ти лет, предста- вивших на суд конкурсного жюри 472 работы. Лучших выбирали среди городских и сельскихшкольников в раз- личныхвозрастныхгруппах. Вэтомгоду организаторыус- ложнили условия конкурса. Встаршейвозрастнойгруппе юные художники, кроме домашних работ, показали свое мастерство в написании акварели прямо на глазах жюри. Таким образом оце- нивались исключительно способности молодых даро- ваний, без вмешательства педагогов. По традиции в конкурсе активно участвовали вос- питанники липецких худо- жественных школ № 1 и 2, колледжа искусств имени Игумнова и художественно- го училища Ельца. Не менее широко были представлены и художественные школы городов Задонска, Грязи, по- селков ТербуныиДобринка, сел Становое, Боринское, Хлевное,Красное. Вфиналь- ную экспозицию вошло 175 живописных и графических работ, 35 скульптур и произ- ведений мелкой пластики 154 юных художников. От- крывая церемонию, началь- ник управления культуры и искусстваЛипецкойобласти Татьяна Горелова подчер- кнула, что ежегодный кон- курс помогает юным талан- там раскрыть себя и выйти на новый уровень. Работы победителей и лауреатов в будущем году планируется экспонировать в столице. Абсолютным победи- телем и обладателем гран- при конкурса был назван 15-летний Илья Бутаков. Ему особенно удалась ак- варель с гипсовой маской Аполлона. Авторы работ, занявших призовые места в своих категориях, были отмечены дипломами и цен- ными подарками. пальчики,улучшаетсяобщая моторика. Даже родители удивляются: «Неужели это моего ребенка работа?» Многие ходят на занятия по пять и больше лет. — А таким «долгожите- лям», которые уже умеют работать с тестом, другой фактурой, не скучно повто- рять азы? — А у нас нет повторе- ния. Новички занимаются отдельно. И потом, что зна- чит — умеют? В декора- тивном искусстве столько направлений! Даже я не могу сказать, что все знаю и умею, хотя занимаюсь этим более пятнадцати лет. Постоянно появляется что- то новое. Все, что нахожу в литературе, в Интернете, — стараюсь изучить сама, а потом передаю ребятам. Сейчас вместе осваиваем такие новые техники, как декупаж, пейп-арт, терра. Для каждого ребенка важна мотивация на конеч- ный результат. Поэтому ра- ботыучащихсяразмещаются не только на выставке у нас в центре, но и участвуют во всех показах и конкурсах. Перваянаша победа наМеж- дународном конкурсе была в 2007 году, когда диплом I степени получила десяти- летняя Ирина Бирюкова за коллаж«Прощаниеслетом». А в этом году у нас уже несколько наград за призо- вые места во Всероссийском детском конкурсе приклад- ного и изобразительного ис- кусства на областном этапе и по Центральному федераль- ному округу. Тема конкурса просто замечательная для полета фантазии — «Жи- тели прекрасного болота». Даже моя пятилетняя внуч- ка Алиса вдохновилась — с усердием вылепила из соле- ного теста силуэтКикиморы на картине вечернего боло- та. Кстати, этой работой мы с ней заняли второе место в ЦФО в номинации «Я и родитель». Дипломы также получили Таисия Гудкова, Екатерина Кротова, Ксения Чертоляс. — Надежда Геннадиев- на, обучение у вас платное? — Бесплатное. По реше- нию родительского коми- тета принимается только добровольный взнос — 200 рублей в год на развитие объединения. — Проводя набор ребя- тишек, проводите ли какой- то конкурс? —Что вы! Никакого кон- курса быть не может, ведь талантливы все дети. При- нимаем мы всех ребятишек с четырех с половиной лет и круглый год. Приводите свое чадо уже завтра — бу- дем ему рады! ФОТО ЛЮДМИЛЫ ДЕДОВОЙ ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА — У баяна большое будущее, — уверен Юрий Беляев. — Уже сейчас есть популярные исполнители, коллективы — Петр Дранга, дуэт «Баян микс»... То, что приносит людям радость, всегда будет востребовано. ” ФОТО ИЗ АРХИВА ОРКЕСТРА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz